Научная статья на тему 'Повышая ответственность перед внешним и внутренним сообществом: стратегия развития университета штата Джорджия (США)'

Повышая ответственность перед внешним и внутренним сообществом: стратегия развития университета штата Джорджия (США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышая ответственность перед внешним и внутренним сообществом: стратегия развития университета штата Джорджия (США)»

ПОВЫШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ СООБЩЕСТВОМ:

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА ШТАТА ДЖОРДЖИЯ (США) [9]

Стратегический план на 2005-2010 гг.

миссия

Мы хотим быть одним из ведущих национальных исследовательских университетов в областях, являющихся нашими сильными сторонами.

Мы признаем, что одно из самых весомых преимуществ нашего университета - то, что он расположен в Атланте, крупном городе с разнообразным населением, большим количеством национальных корпораций и органов государственного управления, а также с крупнейшим международным аэропортом.

Для достижения своей цели мы будем стремиться к постоянному улучшению качества в преподавании и проведении исследований. Мы будем стремиться соответствовать ожиданиям жителей штата Джорджия и осуществлять различные программы обучения первого (undergraduate) и второго (graduate) уровней для традиционных и нетрадиционных студентов.

Миссия Georgia State University как исследовательского университета в крупном городе, сфокусирована на следующем:

• Университет имеет один из самых диверсифицированных составов студентов, обучающихся по программам I уровня, в национальном масштабе, и самый диверсифицированный состав студентов в университетской системе Джорджии, и будет осуществлять образовательные программы, способствующие формированию междисциплинарного, межкультурного и международного видения и готовящие студентов к профессиональной деятельности в условиях большого города.

• Университет имеет один из самых диверсифицированных составов студентов, обучающихся на программах II уровня и профессиональных программах, в национальном масштабе, и самый диверсифицированный

Краткая информация о вузе

Georgia State University основан в 1913 г., расположен в г. Атланта, столице штата Джорджия. Университет является вторым по величине университетом штата и одним из четырех исследовательских университетов, входящих в его систему высшего образования. В шести колледжах университета обучаются 27 тыс. студентов на программах разного уровня, в том числе иностранные студенты из 145 стран. Университет активно развивает исследовательскую деятельность: поступления из федеральных источников на поддержку научных исследований за последние четыре года выросли с 15 до 25 млн долл. Бизнес-школа университета входит в число ведущих бизнес-школ в стране.

В разработке университетской стратегии на 2005-2010 гг. приняло участие три группы: в первую вошли 22 представителя профессорско-преподавательского состава, во вторую - 22 заведующих кафедрами и деканов, в третью - 20 сотрудников административного аппарата. Каждая из трех групп представила свое видение развития университета, которые были обсуждены на совместном заседании комитета Университетского сената по планированию и развитию и подкомитета по стратегическому планированию. Подготовленный проект Стратегического плана был передан в Университетский сенат и утвержден в январе 2005 г.

состав студентов данного уровня в университетской системе Джорджии, и будет осуществлять аспирантские и профессиональные программы по широкому спектру научных дисциплин.

• Университет принимает обязательство выпускать студентов, подготовленных к профессиональной деятельности в своих дисциплинах и владеющих компетенциями, необходимыми для успеха в глобальном сообществе.

• Университет берет на себя обязательства поддерживать и способствовать развитию дисциплинарных и междисциплинарных научных программ и проектов, демонстрирующих потенциал к достижению результатов, которые будут признаны на национальном и международном уровне.

• Университет будет стремиться, чтобы предлагаемые им программы обучения всех уровней вносили вклад в экономическое, образовательное, социальное, профессиональное и культурное развитие города, штата и региона.

• Университет признает необходимость выделить ограниченное число программ и сфокусировать на их развитии большую часть ресурсов, чтобы именно в них достигнуть наибольшего национального и международного признания, что делается в интересах всего штата Джорджия.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ

1. Студенты

2. Академический персонал

3. Программы обучения

4. Административный персонал и инфраструктура

5. Финансы

1. Студенты

Задачи

A. Набор

Мы ставим перед собой задачу к 2009 г. увеличить численность студентов в вузе до 32 тыс. человек, из которых не менее 8 тыс. должны будут обучаться на аспирантских и профессиональных программах. Не менее 1500 студентов должны быть зачислены на аспирантские программы по специальностям, выделенным в данном стратегическом плане в качестве приоритетных. При этом мы должны сохранить присущее студенческому составу университета разнообразие и повысить качество абитуриентов.

Для привлечения на учебу в университет лучших абитуриентов будут приняты меры по увеличению стипендиального фонда до 18,5 млн долл.

Для привлечения на учебу в аспирантуру лучших студентов будут приняты меры по повышению привлекательности сопроводительного пакета для них, включающего медицинскую страховку, конкурентоспособный размер стипендии и реалистичную преподавательскую нагрузку.

Многие факультеты разработают дополнительные стипендиальные и контрактные схемы для обучающихся у них студентов.

B. Студенческая жизнь

Для вновь поступивших и переведенных из других вузов студентов в университете разработаны программы, способствующие лучшей адаптации к учебному процессу (Freshman Learning Communities), к жизни в кампусе университета, расположенного в мегаполисе (Atlanta Campus) и др. Задача университета - обеспечить прохождение через программы адаптации не менее половины всех абитуриентов.

В задачи университета входит.

• увеличение процента студентов, продолжающих обучение в вузе после

завершения первого курса (rétention rates), до 86 % по показателям набора осени 2009 г. (средний общенациональный показатель - 80 %);

• увеличение процента студентов, продолжающих обучение в вузе после завершения второго курса, до 90 % (средний общенациональный показатель);

• сокращение процента студентов, покидающих университет после окончания третьего курса, до 5 % (средний общенациональный показатель - 9 %).

Для достижения данных показателей будут созданы различные консультационные службы, оказывающие поддержку студентам в процессе обучения, такие как: Student Advisement Center, African American Student Services & Programs, Writing Center, Language Acquisition & Resource Center, Cooperative Learning Center и др. и улучшены условия для внеклассного обучения.

Университет будет стремиться к увеличению числа студентов, участвующих в работе различных общественных и студенческих организаций (в настоящий момент на территории университета действуют около 300 подобных организаций), в спортивных и культурных мероприятиях. С этой целью будет усилена поддержка деятельности Отделения студенческой жизни (Student Life Division), а также соответствующих организаций на факультетах.

Университет будет прилагать усилия к большему вовлечению студентов в жизнь местного сообщества. Для координации этой деятельности будет создан Office of Community Services. Он будет располагаться за пределами университетского кампуса, в центре города и координировать деятельность студентов по взаимодействию с местным бизнес-сообществом, государственными и общественными организациями, культурными агентствами. Офис также будет оказывать содействие в организации профессиональных стажировок студентов.

Задачей университета является расширение возможностей для получения международного образовательного опыта. В 2004 г. 420 студентов участвовали в программах обучения за рубежом. Если достигнуть увеличения набора студентов до 32 тыс. человек, то число участников программ зарубежного образования увеличится до 640 человек.

Университет также ставит задачу по увеличению числа иностранных студентов, поступающих на первый курс, до 4 % от численности всего контингента первокурсников вуза.

С. Опыт обучения в аспирантуре

По аспирантским программам в университете в настоящий момент обучаются 660 студентов на профессиональных программах (медицина, право, бизнес), 940 - на программах получения докторской степени, 5300 -на программах получения степени магистра, 400 - на программах, не ведущих к получению степени. Университет ставит задачу увеличения к осени 2009 г. общего числа студентов-аспирантов до 8 тыс. человек. Необходимо приблизиться к национальным показателям числа аспирантов, успешно завершивших свое обучение в выделенные сроки.

Задачей является увеличение библиотечных фондов (в основном электронных) и вступление университетской библиотеки в Ассоциацию исследовательских библиотек (Association of Research Libraries). Расширение библиотечных фондов будет осуществляться в сотрудничестве с преподавателями и кафедрами и будет преследовать цель поддержки высокого качества образовательного процесса на программах разного уровня.

В задачи университета входит повышение качества подготовки студентов, обучающихся на программах получения докторской степени. Будет

усилена педагогическая подготовка тех студентов, которые планируют продолжить свою карьеру в качестве преподавателей.

2. Академический персонал

Задачи

Академический персонал высокого качества является неотъемлемым условием поддержания высокого качества образовательных программ и привлечения лучших студентов.

Задачей университета является увеличение численности профессорско-преподавательского состава, работающего на постоянной основе, до 800 чел. Для этого будут предприняты следующие шаги:

1) сокращение числа преподавателей, работающих на временной основе, и приглашенных преподавателей на тех факультетах, где их число преобладает над числом преподавателей, работающих на постоянной основе;

2) увеличение числа постоянных преподавателей за счет перевода ставок временных преподавателей в постоянные, а также добавление новых ставок на программах, где это необходимо для поддержания качества образовательного процесса.

Сильный академический персонал привлекает в университет дополнительное финансирование посредством получения различных грантов и контрактов из внешних источников. В связи с этим в задачи университета входит увеличение к 2010 г. размеров привлекаемого академическими сотрудниками внешнего финансирования до 100 млн долл. (при подготовленных заявках на сумму не менее 175 млн долл.).

Для этого будут разработаны специфические цели для каждого из университетских колледжей, подкрепленные стимулами для активизации деятельности в этом направлении.

Будет также увеличено финансирование университетского Исследовательского центра (Research Office).

Университет ставит перед собой задачу поддержания баланса представленности в составе университетского персонала женщин и представителей этнических и социальных меньшинств.

Одной из задач является привлечение на работу в университет высокопрофессионального академического персонала. В связи с этим будет проведен анализ рынка труда и разработана новая конкурентоспособная схема оплаты труда.

3. Программы обучения

Задачи

А. Новые академические программы и способы их реализации

При разработке ограниченного числа новых программ необходимо ориентироваться на сферу стратегических приоритетов вуза и сотрудничество с национальными и зарубежными университетами с тем, чтобы после окончания подобных программ студенты получали совместные степени (joint degree).

Необходимо предусмотреть разработку специализированной новой компьютерной программы, нацеленной на развитие навыков литературной и письменной грамотности, и сделать ее прохождение обязательным для всех студентов-первокурсников.

Задачей университета является повышение гибкости учебных планов программ, обучение по которым идет в режиме online, а также нестепенных программ, окончание которых ведет к получению дипломов и сертификатов.

B. Междисциплинарные программы

При выборе программ, которые будут получать дополнительную ресурсную поддержку, университет будет рассматривать потенциал программы, ее перспективы в плане получения общенационального признания, комплексность решаемых проблем и междисциплинарность подходов.

В число таких программ могут войти:

• образовательные программы в области биотехнологий, в частности, программа, изучающая молекулярные основы заболеваний,

• программа, изучающая вопросы здравоохранения в крупных мегаполисах,

• программа подготовки учителей для средних школ (в задачи университета входит увеличение выпуска сертифицированных учителей с 350 до 800 чел. в год),

• программа изучения вопросов управления рисками (программа уже имеет репутацию одной из лучших в стране),

• программа анализа политики и управления в общественном секторе и др.

C. Международные инициативы

В задачи входит развитие национальной и международной репутации университета как центра превосходства в ряде областей, в которых университет активно сотрудничает со своими партнерами в стране и за рубежом. Эти области включают: развитие биотехнологий, мониторинг выборов, развитие предпринимательства и подготовки бизнесменов, экономику окружающей среды, технологии преподавания, международное и сравнительное право, подготовку профессионалов в области средств массовой информации, налоговую политику, подготовку учителей, туризм и программы для людей с ограниченными возможностями.

Задачей университета является расширение возможностей для персонала и студентов в получении международного опыта через интернационализацию учебных планов образовательных программ и вхождение в стратегические международные исследовательские альянсы.

Университет ставит перед собой задачу расширить число активных партнерских соглашений с ведущими зарубежными вузами до пятнадцати и каждый год заключать не менее одного соглашения о проведении программ академических обменов, совместных исследовательских проектах и т.д.

4. Административный персонал и инфраструктура

Задачи

А. Персонал

Административный и технический персонал университета насчитывает около 2 тыс. человек. Задача университета - привлекать на работу высокопрофессиональный персонал, предлагая ему достойный уровень зарплаты (сейчас уровень зарплаты персонала несколько ниже показателей в среднем по стране). В задачи входит и устранение неравенства в вопросах зарплаты между различными группами персонала.

Основой для пересмотра уровня зарплаты будут являться результаты деятельности. В этой связи должны быть пересмотрены подходы к управлению персоналом: необходимо четко определить спектр обязанностей для каждой должности, организовать сбор необходимой информации, внедрить систему обратной связи.

Персонал университета должен соответствовать задачам обеспечения постоянно развивающейся деятельности вуза. В связи с этим в задачи вхо-

дит создание условий для профессиональной переподготовки и развития всех групп персонала. от технического до центральной администрации.

B. Инфраструктура

Необходимо разработать план развития инфраструктуры университета с тем, чтобы соответствовать поставленным задачам по увеличению числа студентов и повышению качества образовательной и исследовательской деятельности. Будут предприниматься усилия по поиску и привлечению средств для строительства новых и ремонта и модернизации существующих зданий для исследовательских лабораторий. Источники привлечения средств - федеральные фонды, частные фонды, средства пожертвова-телей.

Будет разработан и реализован план повышения безопасности обучения и проживания на территории университета - во всех зданиях будут установлены карты безопасности, усилена охрана. Будут проведены тренинги по основам безопасности жизнедеятельности. Работы в данном направлении будут подвергаться постоянному мониторингу и корректировке в случае выявления недостатков.

В сотрудничестве с местным сообществом будут разработаны программы по развитию прилежащей к университету территории. Средства на реализацию программ предполагается получить из регионального и федерального бюджетов.

C. Технологии

Задачей является обеспечение развития компьютерных и информационных технологий, организация доступа в университетскую сеть для всех студентов и сотрудников и предоставление возможностей для развития компьютерных навыков. Необходимо создание адекватных сетей и информационной инфраструктуры для обеспечения работы администрации вуза и принятия управленческих решений.

D. Отношения с внешней средой

Задачей университета является повышение эффективности деятельности, направленной на установление связей с выпускниками университета, на привлечение средств частных пожертвователей, на развитие взаимоотношений с местным сообществом и органами власти. Проведенная в 2004 г. кампания по привлечению средств в университет принесла около 125 млн долл. Наша задача провести очередную кампанию, которая позволит удвоить эту цифру.

Необходимо усилить деятельность по развитию внутренних и внешних коммуникационных планов в масштабе региона, штата и всей страны. Одним из главных средств тут должен выступать сайт университета.

Необходимо больше внимания уделять участию университета в различных рейтингах (The Center, U.S. News & World Report) и других оценках со стороны общественности, в том числе академической, поскольку их влияние на репутацию университета достаточно велико.

5. Финансы

Успех университета в привлечении лучших студентов, персонала и в поддержании высокого качества образовательной и исследовательской деятельности будет зависеть от того, сможет ли университет обеспечить свои стратегические инициативы соответствующим уровнем финансовой поддержки.

Университет должен развивать разные формы партнерства с частными и государственными организациями. Президент университета должен более активно защищать финансовые интересы университета на уровне

системы высшего образования штата Джорджия и добиваться повышения финансирования вуза со стороны штата, а имеющиеся на данный момент ресурсы должны использоваться эффективно и с учетом выделенных в стратегическом плане приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.