Научная статья на тему 'Последовательные шаги к построению академического превосходства: стратегический план университета Мэриленда, Колледж-Парк (США)'

Последовательные шаги к построению академического превосходства: стратегический план университета Мэриленда, Колледж-Парк (США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последовательные шаги к построению академического превосходства: стратегический план университета Мэриленда, Колледж-Парк (США)»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ШАГИ К ПОСТРОЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН УНИВЕРСИТЕТА МЭРИЛЕНДА, КОЛЛЕДЖ-ПАРК (США) [11]

миссия

Быть одним из выдающихся государственных исследовательских университетов страны, имеющим национальное и международное признание качества своих образовательных и научно-исследовательских услуг, университетом, чьи научные результаты доступны к использованию на благо штата Мэриленд и его жителей.

ВИДЕНИЕ

Университет будет стремиться:

• Создать культуру превосходства во всех сферах деятельности, которая будет способствовать повышению рейтинга университета как ведущего государственного исследовательского университета;

• Создать возможности для получения студентами богатого образовательного опыта в среде исследовательского университета и готовить их к роли активных членов общества;

• Создать сообщество выпускников и друзей университета, преданных и оказывающих поддержку в развитии его деятельности;

• Развивать сотрудничество с частными компаниями, государственными агентствами, лабораториями, исследовательскими университетами, чтобы сделать университет движущей силой экономического развития и процветания жителей штата.

Стратегические инициативы на 2000-2005 гг.

1. Продолжить совершенствование качества образования.

2. Создать сильную общеуниверситетскую культуру академического

Краткая информация о вузе

University of Maryland, College Park создан в 1856 г. Университет входит в число ведущих исследовательских университетов США: по данным рейтинга U.S. News and World Report университет занимает 54-ю позицию в списке национальных исследовательских университетов и 18 позицию в списке государственных исследовательских университетов. 31 программа обучения в университете входит в число десяти лучших в США, а 91 программа - в число лучших двадцати пяти программ.

В университете обучаются более 35 тыс. студентов, почти 10 тыс. студентов - на программмах последипломного цикла, ведущих к получению степеней магистра, доктора наук, профессиональных степеней.

Университет очень активно развивает научно-исследовательскую деятельность, используя свою географическую близость к Вашингтону и возможности установления партнерских связей с государственными агентствами, такими как Научный фонд, Национальный институт здравоохранения, Национальное агентство по безопасности и др.

В 2007 г. бюджет университета составил 1352 млн долл. Деятельность университета активно поддерживается из частных источников (средств выпускников и доноров). Последняя кампания университета по привлечению средств принесла около 400 млн долл.

превосходства в профессиональных программах и программах аспирантуры, в научно-исследовательской деятельности, а также в области искусств.

3. Создать университетскую среду, которая будет многообразной и поддерживаемой всеми и будет усиливать чувство единого сообщества среди преподавателей, персонала и студентов.

4. Повысить активность участия университета в различных партнер-ствах и сотрудничествах с региональным сообществом.

5. Обеспечить состояние административной, операционной и физической инфраструктуры, соответствующее миссии ведущего университета.

ИНИЦИАТИВА 1: Продолжить совершенствование качества образования

Задачи

1. Предоставлять широкие возможности персонального развития и получения образования по академическим учебным планам, готовящим выпускников к профессиональной деятельности в условиях меняющегося комплексного мира.

• Поддерживать и поощрять развитие инновационных учебных курсов, сфокусированных на усилении роли студента в учебном процессе, на командных методах решения проблем, и обеспечить поддержание академических стандартов высокого качества во всех курсах.

• Искать дополнительные пути использования в образовательном процессе преимуществ исследовательского университета мирового класса, расширить вовлечение студентов в исследовательскую деятельность преподавателей.

• Расширить число курсов, в рамках которых предлагается значительный экспериментально-практический компонент.

• Увеличить возможности получения студентами международного опыта в рамках программ обучения за рубежом в течение зимнего и летнего семестров.

• Предоставить студентам-первокурсникам возможности зачисления на академические курсы для малых (менее 25 человек) групп, преподавание в которых осуществляют ведущие профессора.

• Проводить постоянную оценку курсов, входящих в обязательную часть образовательных программ.

• Привлекать преподавателей к более активному использованию в своей работе материалов университетского Центра превосходства в преподавании.

• Поощрять внимание студентов к преподавательской карьере и обеспечить высокие стандарты подготовки будущих учителей.

• Сфокусировать внимание студентов на вопросах академической честности и этического развития.

• Продолжить поиск путей признания и поощрения академических достижений студентов, обучающихся на программах первого (undergraduate) уровня.

2. Привлекать для обучения в университете лучших студентов штата Мэриленд и других штатов посредством усиления рекрутинговой деятельности и пересмотром условий их зачисления.

• Уточнить критерии приема в университет с учетом имеющихся различий в интересах, подготовке и жизненном опыте студентов.

• Разработать критерии приема, сопоставимые с критериями приема выпускников школ, для студентов, переводящихся из других вузов.

• Увеличить число студентов, зачисляемых в университет, до 4500 человек.

• Увеличить число мест в общежитии до 2 тыс. для гарантированного размещения первокурсников.

• Увеличить стипендиальный фонд для студентов, обучающихся на программах первого уровня, чтобы у студентов не было причин отказываться от обучения в университете по экономическим причинам.

• Предоставлять студентам информационно-консультационную поддержку для участия в конкурсах на получение престижных стипендий, грантов и наград в своих научных дисциплинах.

• Значительно расширить сферу академического консультирования, активизировать работу менторов.

• Увеличить ориентационный период для новых студентов, разработать новые инновационные ориентационные программы.

• Создавать атмосферу кампуса, ценящую вовлеченность студентов в дела местного сообщества, увлеченность образовательным процессом и преданность интересам университета.

3. Систематически интегрировать информационные технологии в образовательный процесс.

• Разработать и проводить тренинговые программы по использованию современных технологий в образовательном процессе для преподавателей университета.

• Установить требования, согласно которым каждый академический курс должен быть представлен в системе online и обеспечен соответствующим протоколом для поддержания коммуникаций между студентами и преподавателем.

• Установить требования к уровню компьютерной и информационной грамотности для всех обучающихся на программах первого уровня.

• Привлекать студентов к широкому использованию персональных компьютеров, подключенных к университетской сети, сделать наличие персонального компьютера обязательным требованием для ряда дисциплин.

• Обеспечить соответствие учебных классов установленному минимальному стандарту технической подготовки к использованию современных информационных и компьютерных технологий.

ИНИЦИАТИВА 2: Создать сильную общеуниверситетскую культуру академического превосходства в профессиональных программах и программах аспирантуры, в научно-исследовательской деятельности,

а также в области искусств

Задачи

1. Увеличить число и пропорцию преподавателей, признанных национальным и международным академическим сообществом в качестве лучших в своих научных дисциплинах.

• Повысить критерии отбора новых преподавателей, а также критерии продвижения по службе академических сотрудников до соответствующего уровня в университетах-лидерах.

• Повысить уровень зарплаты и компенсационного пакета с тем, чтобы иметь возможность привлекать и удерживать лучший академический персонал.

• Увеличить число должностных позиций руководителей кафедр и профессоров кафедр, сделав поиск финансирования для обеспечения данных

должностных позиций одной из главных задач университета на ближайшую перспективу.

• Значительно увеличить число преподавателей, являющихся членами национальных и международных профессиональных академических организаций.

• Увеличить число талантливых преподавателей из незначительно представленных социальных групп.

• Искать дополнительные пути поощрения и признания сотрудников за академические достижения.

2. Продолжить повышение качества и увеличить число аспирантских и докторских программ.

• Концентрировать значительную часть университетских ресурсов на инновационных прорывных инициативах.

• Разработать подходы к повышению качества аспирантских и исследовательских программ в соответствии с критериями оценки, используемыми в национальных схемах оценки качества программ. При проведении очередной оценки аспирантуры Национальным советом по исследованиям (National Research Council survey of graduate programs), мы ставим себе цели:

— Минимум пять докторальных программ должны получить оценку (по используемой шкале «научное качество профессорско-преподавательского состава программы» (SQPF) >4.0;

— Минимум 10 докторальных программ - оценку SQPF 3.5-3.99; все докторальные программы должны получить оценку SQPF 3.0 или выше;

— К 2004 г. университетские инженерная школа, школа бизнеса, колледж образования, колледж библиотечных и информационных услуг, колледж журналистики и школа общественных связей должны войти в число 15 лучших профессиональных школ в США согласно рейтингу US News and World Report.

• Усилить программы биологических наук путем целевого инвестирования университетских ресурсов в создание Biosciences Initiative.

• Усилить исследовательские программы в области компьютерных и информационных наук, используя партнерские связи университета с ведущими корпорациями и государственными лабораториями в этой области.

• Обеспечить соответствие уровня гуманитарных научных программ качеству и национальной репутации программ в естественнонаучных и технологических областях.

• Усилить программы в области общественных наук, выделяя дополнительную поддержку исследованиям по актуальным вопросам общественной политики.

• Использовать потенциал университетского Центра изобразительных искусств для усиления аспирантских программ в области музыки, театра и танца.

3. Развить успех университета в поиске и приеме лучших аспирантов.

• Увеличить число и размер стипендий для аспирантов за счет привлечения средств из частных источников и перераспределения университетских средств.

• Обеспечить распределение стипендий в соответствии с качеством программ и приоритетом исследований университета по широкому спектру дисциплин.

• Оценить конкурентоспособность стипендии аспиранта по сравнению с аналогичными предложениями ведущих университетов.

• Повысить эффективность маркетинговых усилий университета в

продвижении аспирантских программ, в частности, активнее использовать для этих целей возможности Интернет.

• Пересмотреть критерии приема в аспирантуру для повышения качества абитуриентов.

• Предоставить аспирантам необходимые условия для успешного обучения, включая академическое консультирование и другие виды поддержки, оказывать содействие в трудоустройстве.

• Активнее привлекать аспирантов к разнообразному участию в жизни университетского сообщества.

4. Обеспечить доступ к научной информации любых форматов.

• Продолжить инвестиции в расширение доступа к электронным журналам и базам данных; разработать подходы перевода печатных изданий в электронные издания там, где это целесообразно.

• Внедрить новую систему управления библиотекой и информационными ресурсами во всех университетских библиотеках.

• Сделать недавно созданный Институт технологий в области гуманитарных наук (Maryland Institute for Technology in the Humanities (MITH)) национальной моделью для интегрирования современных технологий в дисциплины гуманитарного блока.

ИНИЦИАТИВА 3:

Создать диверсифицированную поддерживаемую всем сообществом

университетскую среду

Задачи

1. Разработать последовательный стратегии диверсификации академического и административного персонала.

• Разработать процедуры, способствующие продвижению по службе талантливых сотрудников из незначительно представленных социальных и этнических групп.

• Проводить регулярную оценку равенства возможностей для всех этнических групп.

• При поиске кандидатов на административные позиции предпочтение отдавать кандидатам женского пола и представителям этнических меньшинств.

• Проводить ежегодные тренинги для новых преподавателей с учетом специфических аспектов преподавателей женского пола и представителей этнических меньшинств.

2. Разработать подходыы к увеличению числа студентов из этнических меньшинств и к повышению показателей успешности их обучения.

• Создать систему стимулирования преподавателей, оказывающих услуги академического консультирования студентам с недостаточным уровнем подготовки.

• Поддерживать программы, сфокусированные на поиске талантливых студентов из этнических меньшинств в двухлетних профессиональных колледжах (community colleges), местных школах и институтах.

• Увеличить число стипендий и грантов, выделяемых студентам из этнических меньшинств.

• Повысить академическую успеваемость студентов, оказывать содействие в трудоустройстве.

3. Развивать у персонала, студентов и выыпускников дух единого сообщества.

• Развивать деятельность Faculty and Staff Club.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Оказывать финансовую поддержку деятельности, которая способствует большему взаимодействию студентов и преподавателей.

• Развивать связи с выпускниками, подчеркивать их значимость как членов университетского сообщества.

• Вовлекать студентов в жизнь университетского сообщества через проведение культурных и спортивных мероприятий, открытых лекций, волонтерских программ, тренингов по развитию лидерских качеств, вовлечение в деятельность общественных организаций кампуса.

• Поддерживать деятельность университетских спортивных команд.

ИНИЦИАТИВА 4: Повысить активность участия в различных партнерствах и схемах сотрудничества с региональным сообществом

Задачи

1. Развивать научные связи с исследовательскими университетами, корпорациями, некоммерческими организациями, местныгми, федеральными и международными агентствами.

• Развивать деятельность научно-технологического парка.

• Разработать программы сотрудничества, в рамках которых научные сотрудники корпораций и агентств проводили часть своего времени на территории кампуса, участвовали в преподавательской деятельности и совместных исследовательских проектах.

• Активно продвигать на рынок создаваемые университетскими лабораториями технологии.

• Привлекать государственные и частные источники для поддержки программ университетского бизнес-инкубатора.

• Провести инвентаризацию интеллектуальной собственности университета, контрактных процедур и политик.

• Активизировать сотрудничество с региональными средними школами в разработке учебных планов, совершенствовании методов обучения, разработать программы повышения квалификации учителей.

• Участвовать в развитии цифровой библиотеки Мэриленда (Maryland Digital Library), созданной для поддержки деятельности на всех уровнях образования штата.

• Расширить сотрудничество с региональными и федеральными общественными институтами и некоммерческими организациями для решения актуальных вопросов, стоящих перед обществом: развитие гражданского общества, экономическая реформа, контроль криминальной ситуации и т. д.

2. Расширить сообщество обучаемых за пределами кампуса и развивать программы обучения в течение всей жизни как неотъемлемый компонент академических программ университета.

• Разработать новые программы, ведущие к получению степени магистра и различных сертификатов, отвечающие региональным потребностям.

• Разработать новые on-line формы магистерских программ, пользующихся повышенным спросом в регионе.

• Расширить число корпоративных заказчиков специальных образовательных программ.

• Расширить число и разновидности курсов, использующих новые технологии обучения.

• Увеличить число значимых профессиональных и научных конференций, семинаров, проводимых в университете в течение всего года.

3. Расширить спектр международных программ университета.

• Поручить офису международных программ в тесном сотрудничестве с академическими департаментами идентифицировать и интегрировать

широкий спектр международных инициатив, чтобы сделать их более видимыми и значимыми.

• Запланировать проведение нескольких «региональных семинаров» в год, используя для этого успешную университетскую модель серии региональных семинаров в Китае и выделив мировые регионы, представляющие для университета особый интерес.

• Вовлекать в проведение университетских мероприятий представителей международного и дипломатического сообщества из Washington, D.C.

• Создать клубы выпускников в тех регионах мира, где есть значительное число выпускников университета.

4. Повысить эффективность работы с выпускниками.

• Вовлечь все кафедры, колледжи и административные подразделения университета в построение различных взаимосвязей с выпускниками.

• Поручить Офису внешних взаимоотношений университета в сотрудничестве с деканами и зав. кафедрами координацию деятельности по активизации связей факультетов с их выпускниками.

• Обновить имеющуюся базу данных выпускников, актуализировав контактную информацию не менее чем по 90% всех выпускников.

• Создать «колледж для выпускников», который будет предоставлять выпускникам необходимые образовательные ресурсы.

• Привлечь на ежегодно проводящийся День Мэриленда не менее 50 тыс. человек.

• Оказывать поддержку Олимпийской комиссии Мэриленда в ее усилиях сделать Мэриленд местом проведения летней олимпиады 2012 г.

• Сделать университетский Центр изобразительных искусств одним из самых привлекательных в Мэриленде и Вашингтоне мест для исполнителей и зрителей.

ИНИЦИАТИВА 5: Обеспечить состояние административной, операционной и физической

инфраструктуры, соответствующее миссии ведущего университета Задачи

1. Повысить эффективность университетской деятельности по связям с общественностью.

• Создать первоклассную информационную инфраструктуру, необходимую для создания имиджа одного из лучших национальных исследовательских университетов.

• Создать интегрированную базу данных для развития связей с общественностью, выпускниками, партнерами.

• Сделать Интернет-страницу университета одной из лучших в стране.

• Создать подразделение по привлечению финансовых средств выпускников и доноров, превосходящее по своей структуре и квалификации персонала аналогичные подразделения в университетах-конкурентах. Установить цель: ежегодно привлекать 125 млн долл. (средний показатель предыдущих лет - 100 млн долл. в год), удвоить число доноров (с 12,5 до 25 тыс.).

• Вовлечь в деятельность по привлечению финансовых средств выпускников и доноров все академические и административные подразделения университета.

• Создать новый фонд университета University of Maryland, College Park Foundation.

2. Создать и поддерживать высокий уровень сетевой инфраструктуры университета.

• Обновить университетские сети и обеспечить скорость на каждом компьютере до 100 Mbit/сек.

• Улучшить доступ к университетской сети внутри и за пределами кампуса.

• Развивать сотрудничество с ведущими телекоммуникационными компаниями страны для обеспечения кампуса лучшими технологиями.

• Обновить состояние сетевых услуг (базы данных, E-mail, LAN, Web server и др.), для создания эффективной и безопасной системы навигации.

3. Развивать физическую инфраструктуру, соответствующую потребностям ведущего исследовательского университета.

• Вовлечь общественность университета и местного сообщества в разработку структуры и видения университетского кампуса, эстетически привлекательного, соответствующего экологическим стандартам и операционным потребностям крупного исследовательского центра.

• Разработать краткосрочные и долгосрочные стратегии по обсуждению с руководством штата, губернатором и ключевыми членами генеральной ассамблеи планов капитального строительства университета.

• Обновить и оснастить учебные аудитории.

• Разработать стратегический план модернизации исследовательской инфраструктуры в соответствии с академическими приоритетами университета.

• Инвестировать дополнительные ресурсы в поддержание внешнего вида и интерьера университетских зданий в надлежащем виде.

• Активно развивать партнерские связи с городскими властями и частными донорами по развитию университетской инфраструктуры: увеличению числа мест в студенческих общежитиях, выделению дополнительных площадей для проведения исследовательской работы, поддержанию экономического статуса и внешнего вида прилежащих к университету территорий.

4. Обеспечить эффективность и высокое качество всех административных услуг для внутренних и внешних клиентов университета.

• Повысить эффективность всех административных служб, сделать их деятельность ориентированной на клиента, осуществлять постоянный мониторинг удовлетворенности внутренних и внешних клиентов университета.

• Провести при необходимости ре-дизайн бизнес-процессов на всех уровнях с целью сделать их более гибкими и подотчетными.

• Провести оценку адекватности имеющихся финансовых и человеческих ресурсов миссии университета.

• Найти менее затратные по деньгам и времени возможности завершения строительных проектов, рассмотреть возможности децентрализации ответственности и аутсорсинга ряда проектов.

5. Ускорить перевод большей части студенческих и бизнес-сервисов в режим on-line.

• Обеспечить представление всех административных служб в режиме on-line, большую часть рутинных операций осуществлять в электронном режиме.

• Создать в режиме on-line интегрированную информационную систему по студентам.

• Создать современную информационную систему поддержки принятия управленческих решений.

• Создать в масштабах всего кампуса систему распределенных площадок сбора, хранения и распространения управленческой информации и данных.

6. Выстроить инфраструктуру управления человеческими ресурсами для повышения эффективности процедур поиска, принятия на работу и развития персонала.

• Оценить преимущества создания самостоятельного полноценного Офиса человеческих ресурсов, который был бы ответственен за развитие всех человеческих ресурсов организации.

• Выполнить рекомендации членов правления университета по увеличению зарплаты сотрудников и превышению средних показателей на рынке образования.

• Обеспечить участие персонала университета как одного из важнейших стейкхолдеров в процессах планирования и принятия решений.

• Улучшить условия страхования здоровья для сотрудников университета.

• Улучшить процедуры увольнения в связи с уходом на пенсию, разработать схему стимулирования уходящих на пенсию сотрудников.

• Разработать программы развития для административного персонала разных уровней.

• Периодически анализировать системы льготного налогообложения для идентификации возможностей повышения зарплаты и сохранения лучшего персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грызлов В. С., Воробьева Т. Б., Приходский В. Е. Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 3. С. 76-84.

2. Концепция развития Государственного университета - высшей школы экономики на период до 2010 года // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5-6. С. 62-92.

3. Лазарев Г. П., Мальцева Г. И. Наша стратегия - развитие на основе инноваций // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 3. С. 11-26.

4. МакаркинН. П., Томилин О. Б., Фадеева И. М. Опыт стратегического планирования в Мордовском государственном университете // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 3. С. 58-63.

5. Маланин В. В., Суслонов В. М, Шерстнев В. А. Пермский государственный университет - стратегия развития // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6. С. 14-19.

6. Пузанков Д. В., Рябов В. Ф, Мамонтов А.Н. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4 (23). С. 51-59.

7. Charles Sturt University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www,csu.edu.au/division/plandev/strategic_planning

8. Durham University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.durham.ac.uk/ about/mission

9. Georgia State University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gsu.edu/ str_and_act_plans.html

10. London School of Economics and Political Science [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lse.ac.uk

11. University of Maryland [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.provost.umd.edu/Strategic_Planning/Plan.html

12. University of Warwick [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www2.warwick.ac.uk/about/vision 2015/ambitions

13. Vytautas Magnus University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.vdu.lt/Leidiniai/Informaciniai/VDU_strategija.pdf

14. Стратегический план развития Уральской государственной архитектурно-художественной академии на 2006-2010 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.usaaa.ru/about/docs/strategia/strategia.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.