Научная статья на тему 'ПОВЫШАЯ ИНТЕРЕС И МОТИВАЦИЮ. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНОГО СРЕДСТВА «АРТЕРРА-ВТ-3D» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ПОВЫШАЯ ИНТЕРЕС И МОТИВАЦИЮ. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНОГО СРЕДСТВА «АРТЕРРА-ВТ-3D» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЁМ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОЛИГОН / АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ДУЭЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ОГНЁМ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидюк И.В., Князькин М.В.

В данной статье раскрываются направления развития методик проведения занятий со слушателями и курсантами Михайловской военной артиллерийской академии по стрельбе и управлению огнём на компьютерном учебно-тренировочном средстве «Артерра-ВТ-3D»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидюк И.В., Князькин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING INTEREST AND MOTIVATION. THE EXPERIENCE OF INTRODUCING A COMPUTER-BASED TRAININGTOOL«ARTERRA-VT-3D» INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

This article reveals the directions of development of methods of conducting classes with students and cadets Mikhailovskaya Military Artillery Academy’s on shooting and fire control on a computer artillery training facility «Arterra-VT-3D»

Текст научной работы на тему «ПОВЫШАЯ ИНТЕРЕС И МОТИВАЦИЮ. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНОГО СРЕДСТВА «АРТЕРРА-ВТ-3D» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

X }\

И.В. ДЕМИДЮК, М.В. КНЯЗЬКИН

I.V. DEMIDYUK, M.V. KNYASKIN

ПОВЫШАЯ ИНТЕРЕС И МОТИВАЦИЮ

INCREASING INTEREST AND MOTIVATION

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО СРЕДСТВА «АРТЕРРА-ВТ^» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

THE EXPERIENCE OF INTRODUCING A COMPUTER-BASED TRAINING TOOL «ARTERRA-VT-3D» INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

Сведения об авторах: Демидюк Игорь Владимирович - профессор кафедры управления ракетными ударами и огнём артиллерии в бою и операции Михайловской военной артиллерийской академии, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: mvaa@mil.ru);

Князькин Михаил Викторович - доцент кафедры управления ракетными ударами и огнём артиллерии в бою и операции Михайловской военной артиллерийской академии, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: mvaa@mil.ru).

Аннотация. В данной статье раскрываются направления развития методик проведения занятий со слушателями и курсантами Михайловской военной артиллерийской академии по стрельбе и управлению огнём на компьютерном учебно-тренировочном средстве «Артерра-ВТ-30».

Ключевые слова: подготовка по стрельбе и управлению огнём, компьютерный артиллерийский полигон, артиллерийская дуэль, управление огнём, методика проведения занятий.

Information about the authors: Igor Demidyuk - Professor of the Department of Management of missile strikes and artillery fire in the battle and operations of Mikhailovskaya military artillery academy, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: mvaa@mil.ru);

Mikhail Knyaskin - Associate Professor of the Department of Management of missile strikes and artillery fire in the battle and operations of Mikhailovskaya military artillery academy, Colonel, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: mvaa@mil.ru).

Summary. This article reveals the directions of development of methods of conducting classes with students and cadets Mikhailovskaya Military Artillery Academy's on shooting and fire control on a computer artillery training facility «Arterra-VT-3D».

Keywords: shooting and fire control training, computer artillery range, artillery duel, fire control, methods of conducting classes.

Качественная подготовка специалистов артиллерии и подразделений оказывает значительное влияние на эффективность огня артиллерии. Издавна при подготовке использовались различные имитационные средства. Известны в совсем недавнем прошлом так называемые «ящики с песком», представляющие собой простей-

ший макет местности с целевой обстановкой, на который с помощью удочки помещались макеты разрывов. По результатам наблюдения этих «разрывов» артиллеристы учились корректировать огонь орудий и батарей.

С развитием науки и техники средства имитации стрельбы совершенствовались. Создавались

винтовочные и малые (лазерные) артиллерийские полигоны. В 2019 году принято на снабжение, а с августа 2020 года активно поставляется в войска и учебные заведения учебно-тренировочное средство (УТС) «Артерра-ВТ^», которое идёт взамен устаревшим малым артиллерийским полигонам.

Учебно-тренировочное средство «Артерра-ВТ^» предназначено для проведения занятий и тренировок по стрельбе и управлению огнём со специалистами и органами управления артиллерийских подразделений. Оно представляет собой совокупность технических устройств (персональные компьютеры, мультимедиа, сетевое оборудование) и специального программного обеспечения. По сути дела это компьютерный артиллерийский полигон (КАП), который позволяет выполнять все задачи Курса подготовки артиллерии с закрытых огневых позиций всеми имеющимися в артиллерии боеприпасами, в любое время суток и в различных погодных условиях.

Первый опыт эксплуатации показал, что при качественном освоении нового образца в значительной степени повышается эффективность подготовки специалистов и подразделений артиллерии и, как следствие, эффективность выполнения огневых задач.

Очевидно, что новые возможности современных средств обучения требуют новых методик проведения занятий и даже нового подхода к планированию учебного процесса. Та методика, когда на

винтовочном (малом) артиллерийском полигоне один обучаемый выполняет огневую задачу, а все остальные наблюдают и решают задачу по его же условиям, может использоваться лишь в самом начале обучения. В дальнейшем необходимо перейти на самостоятельное решение задач каждым обучаемым в индивидуальных для него условиях.

С поступления первых нескольких комплектов УТС «Артер-ра-ВТ^» на кафедре управления ракетными ударами и огнём артиллерии в бою и операции под руководством начальника кафедры было организовано детальное его изучение. На занятиях по профессионально-должностной подготовке, а также во время методических сборов и занятий проводилось информирование профессорско-преподавательского состава о возможностях УТС и основных приёмах работы на нём. На семинарах обсуждались приёмы использования тренажёра при проведении различных видов занятий. По результатам обсуждения определены наиболее рациональные приёмы использования тренажёра в зависимости от категории обучаемых, вида и целей

занятий. Так, например, способы применения тренажёра могут значительно отличаться на занятиях по стрельбе и управлению огнём с курсантами и по управлению огнём со слушателями.

Курсанты в большей степени изучают приёмы подготовки стрельбы и управления огнём, определения исчисленных установок, наблюдения разрывов своих снарядов, корректирование огня и т.п. Для слушателей главной целью занятия, как правило, является совершенствование умений в принятии решения на поражение целей, постановке задач подразделениям и контроле их выполнения. Кроме того, при изучении новой темы порой достаточно демонстрации на средствах визуализации одной огневой задачи, выполняемой всей учебной группой. В связи с этим нет необходимости запускать тренажёр в полном составе и достаточно использовать только одно рабочее место из состава УТС. При выполнении зачётных огневых задач, как правило, используются рабочие места руководителя, выполняющего огневую задачу и обслуживающего подразделения. Это занятие обеспечивается батарейным комплектом УТС, включающим в себя как раз три автоматизированных рабочих места (АРМ). На занятиях по управлению огнём дивизиона (воинской части, артиллерии соединения и т.п.) требуется привлечение всех должностных лиц, участвующих в выполнении этой задачи. Следовательно, такие занятия целесообразно проводить на дивизионном комплекте, в составе которого имеется 12 АРМ, что обеспечивает распределение АРМ по ячейкам (органам) управления артиллерийских формирований.

В целях качественного решения задач выработки методики и рекомендаций по наиболее рациональному использованию нового учебно-тренировочного средства была назначена группа опытных преподавателей. Их задачей явля-

Фото 1. Пример проведения занятия на одном АРМ УТС «Артерра-ВТ^»

А

М АРМИЯ-2023

Фото 2. Пример проведения занятия на батарейном комплекте УТС «Артерра-ВТ-3D»

лось углубленное изучение УТС и апробация на опытной группе обучаемых. Результатом работы стали учебные видеофильмы и учебно-методические материалы. В дальнейшем эти методические материалы обсуждены сначала в коллективах преподавателей, потом на предметно-методических комиссиях и заседании кафедры. По результатам обсуждения материалы уточнены и используются в учебном процессе.

Первый метод проведения занятий используется, как правило, при изучении новой темы, когда вся учебная группа решает одну задачу. В этом случае используется одно АРМ из состава тренажёра в качестве инструмента адекватного и наглядного отображения условий задачи и результатов её решения. Кадр из учебно-методического видеофильма, посвящён-ного данному методу проведения занятия, показан на фото 1. При этом все действия на этом АРМ отображаются на экране телевизора и доступны всей группе. Вместо обучаемого управление рабочим местом может осуществлять сам руководитель занятия.

Главным достоинством такого метода проведения занятия является выработка единого подхода к изучению материала, однообразия действий обучаемых на начальном этапе изучения новой темы.

Второй метод использования УТС применяется, как правило, при выполнении зачётных огневых задач или на занятиях с группой, состоящей из небольшого количества обучаемых. Примером такой группы в войсках могут являться группы командира (начальника штаба) дивизиона, когда с учётом отрыва могут присутствовать 3-5 человек. В этом случае целесообразно использовать батарейный комплект тренажёра. Помимо обязательного АРМ руководителя запускается на втором компьютере АРМ командира батареи, а на третьем - старшего офицера ба-

тареи. На фото 2 показан пример выполнения огневой задачи на батарейном комплекте УТС с группой обучающихся из иностранных государств.

Остальные обучающиеся в группе, не задействованные в работе на УТС, выполняют обязанности других должностных лиц пунктов управления, а также помощников руководителя занятия.

При таком методе проведения занятия каждый обучаемый выполняет конкретные обязанности в ходе огневой задачи, получает необходимые знания и умения работы определённого должностного лица и уясняет его роль в результате выполнения задачи в целом.

Третьим методом использования УТС является так называемый комбинированный метод. Каждому обучающемуся предоставляется свой компьютер, на котором одновременно запускаются два АРМ: командира и старшего офицера батареи. Таким образом организуется несколько самостоятельных направлений стрельбы. Этот метод наиболее применим на тренировках по стрельбе и управлению огнём. Руководитель ставит обучаемым задачу на поражение цели и они самостоятельно её выполняют. Цель может быть одной

для всех или для каждого назначается своя цель. Основной задачей такой тренировки может являться выработка технических навыков по определению установок для стрельбы и корректированию огня.

В ходе изучения возможностей УТС и адаптации его к учебному процессу академии был разработан четвёртый метод проведения занятий с его использованием. С помощью дивизионного комплекта проводятся занятия не только по управлению огнём дивизиона, но и по управлению огнём полка, бригады, артиллерии соединения. Если на занятиях по управлению огнём дивизиона на каждом компьютере загружается только одно рабочее место того должностного лица, которое на нём работает, то на занятиях по управлению огнём артиллерии более высших инстанций на каждом компьютере загружается несколько рабочих мест. Например, если на одном компьютере работает начальник штаба дивизиона, то может загружаться его АРМ и АРМ трёх старших офицеров батарей. Установки для стрельбы по целям рассчитываются в автоматическом режиме, основной задачей обучения считается получение

Фото 3. Пример использования УТС «Артерра-ВТ-3D» в режиме управления огнём нескольких дивизионов

навыков в управлении огнём подчинёнными подразделениями. Такой подход к использованию УТС даёт возможность реализо-вывать все виды огня артиллерии при огневом поражении противника. Практически на занятиях слушатели тренировались в управлении огнём шести дивизионов при одновременном выполнении ими различных огневых задач по единому замыслу.

На фото 3 приведён пример управления огнём двух дивизионов при ведении ими подвижного заградительного огня в обороне бригады.

С получением современного УТС «Артерра-ВТ-3Б» получил своё развитие и новый вид занятия «артиллерийская дуэль». Этот вид был разработан несколько ранее и заключался в состязании обучаемых во взаимном поражении элементов боевого порядка друг друга на виртуальном поле боя. Конкурсанты состязались в режиме «один на один». Двое обучающихся, являясь «противниками», соревнуются в виртуальном поражении друг друга. В процессе такого состязания (не с компьютером, а между собой) они не только

реализуют навыки стрельбы, но ещё и проявляют свои морально-психологические качества.

Благодаря универсальности рабочих мест нового тренажёра разработана многосторонняя дуэль при тесном взаимодействии с общевойсковыми подразделениями и техническими средствами артиллерийской разведки. По сути дела реализован двусторонний бой. Суть этой многосторонней дуэли заключается в том, что одна сторона, например, наступающая, осуществляет огневое поражение подразделений обороняющейся стороны. В свою очередь обороняющая сторона поражает выдвигающиеся и атакующие подразделения «соперника». При этом поражаются не только общевойсковые подразделения сторон, но и ведётся поражение их артиллерии. В этих сложных условиях обучаемые принимают решения на поражение тех или иных целей, ведут маневренно-огневые действия. Противостояние сопровождается нанесением друг другу «потерь», что усложняет задачи и добавляет динамики на занятиях. В перспективе рассматривается возможность объедине-

ния различных комплектов тренажёров, расположенных в разных классах, в единую сеть. Это позволит сделать подобное занятие ещё больше реалистичным.

Помимо учебных занятий на тренажёре проводится предварительная апробация новых приёмов и способов выполнения огневых задач, разрабатываемых в диссертациях и научно-исследовательских работах коллектива кафедры. По результатам пробного выполнения нескольких огневых задач разработанными способами уточняются направления исследований и планы экспериментов с боевой стрельбой.

Таким образом, освоение нового учебно-тренировочного средства и разработка различных методов проведения занятий позволили внедрить передовые технологии практически во все направления деятельности кафедры. Результаты показывают повышение интенсивности проведения занятий и, как следствие, более высокие результаты обучаемых. Помимо этого в значительной степени возрастает интерес обучаемых к изучаемым дисциплинам и повышение их мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.