Т. Ф. Фадеева
ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ИСКУССТВО КВАДРВИУМА: МУЗЫКА
Любая культурно-историческая традиция, отрицающая отдельные элементы религиозного и бытового уклада предшествующей эпохи, в своей основе базируется на ее цивилизационном фундаменте. При анализе культурно-исторической традиции средневековья как повседневно-бытовой, так и военно-политической, становится очевиден факт, что в целом данные направления органично включили в свой арсенал опыт и знания, приобретенные и структурированные в античной (языческой) культуре.
Можно говорить о том, что несколько столетий, после активного процесса распространения христианской идеологии на новых европейских территориях, незначительно повлияли на языческое наследие античной культуры, которое продолжало существовать и демонстрировать свою жизнеспособность. Однако к VI в. отношение к древней культурной традиции, вносившей свою достаточно весомую лепту в процесс становления христианского мировосприятия и понимания окружающего мира в целом, изменилось.
После закрытия Юстинианом в начале VI в. старых языческих школ назрел вопрос об открытии учебных заведений, основывающих свое образование на новых традициях. Все то, что преподавалось бы во вновь открывающихся школах, не должно было противоречить христианской церковной догме и представлениям об окружающем мире. Начиная с этого времени, постепенно одна за другой появляются школы, отвечающие всем церковным идеям. Некоторым образом развитие в Европе школьного образования явилось следствием того, что властным структурам необходимо было иметь не только высокообразованных специалистов в той или иной области, но и просто грамотных обывателей, способных укреплять своими навыками государственные структуры (от разнорабочих до пополнения налоговой составляющей государства).
В связи с образовательной идеологией, необходимой для функционирования государственной системы, стали открываться все новые школы, в которых процесс обучения совпадал с христианским мировоззрением: во-первых, при аббатствах (монастырях), так называемые монастырские школы. Необходимо также отметить и то,
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 1
291
что практически все хорошо иллюстрированные богослужебные книги во Франции, начиная с X в., создавались в основном в монастырских скрипториях1. Во-вторых, при кафедральных соборах — епископальные школы. Во Франции первые школы начинали свою деятельность при монастырях. К этому времени самыми крупными образовательными центрами стали школы в Лане, Орлеане, Реймсе, Париже, Шартре. В-третьих, возникали школы при дворах коронованных особ — придворные («палациум»).
Исторические реалии демонстрируют то, что, несмотря на неспокойное время, в средневековой Европе оставались островки спокойствия и даже некоторого умиротворения, в которых продолжали существовать, развиваясь, знание и многовековой опыт предков. Карты размещения на европейской территории монастырей и аббатств свидетельствуют о многочисленности этих центров религиозной традиции и куль-турно-просветительской деятельности, повсеместно становившихся местами относительного спокойствия, огражденными от мирских невзгод. Одной из известнейших монастырских школ была основанная в 796 г Алкуином2, так называемая Турская школа при монастыре св. Мартина в Туре. В дальнейшем эту школу возглавил Беренгарий Турский3, ученик Фульберта Шартрского. Можно говорить о том, что в этой системе обучения кафедральные и монастырские школы служили только начальной ступенью в образовательном процессе.
Исследования социально-экономического процесса в средневековой Европе демонстрируют большой рост городов4 в XI-XII вв. Данный многопрофильный процесс в значительной мере затронул различные сферы жизни. Новые приоритеты жизни и деятельности людей потребовали раскрытия различных социально-экономических отношений от архитектурного проектирования до финансово-аналитических проектов по ведению семейного хозяйства и сферы образования. Поэтому не следует забывать о том, что в целом «укрепление государственных структур власти в XIII-XV веках сопровождалось повсеместным строительством новых университетов»5.
Преемственность последовательно сменяющихся культур наиболее ярко прослеживается через систему целенаправленного процесса воспитания и обучения. В данном случае необходимо отметить, что нормативные условия использования ин-
1 Скриптории таких аббатств, как Сент-Аман, Жюмьеж, Аншне, Мон-Сен-Мишель, являлись ведущими в этой области и во второй половине XII в.
2 Алкуин (Alcuin) Флакк Альбин (Flaccus Albinus) (ок. 735 г. — 19.05.804 г.) — англосаксонский ученый, деятель «Каролингского возрождения», советник Карла Великого, аббат Турского монастыря св. Мартина. Являлся автором ряда востребованных в IX-XI вв. богословских трактатов, учебников по философии, математике риторике, грамматике. Хронологи указывают, что первая встреча Карла Великого и Алкуина относится к 781 году. В частности, по поручению церкви в 781 г. Алкуин был направлен в Италию, где встретился с дипломатической миссией с Карлом Великим. В дальнейшем, по приглашению последнего, Алкуин в 793 г. переезжает в Ахен, где становится во главе придворной Академии (Schola palatina).
3 Беренгарий Турский (Berengarius Turonensis) (около 1000-1088 гг.) — французский философ и теолог, представитель ранней схоластики. Необходимо отметить, что его сочинение «О святой Трапезе» («De sacra coena adversus Lanfrancum», 1049 г.) было осуждено церковью за еретические мысли о природе Евхаристии.
4 Ястребицкая А. Л. Основные проблемы ранней истории средневекового города в освещении современной западной медиевистики //Средние века. — М., 1980.— Вып. 43. — С. 218-274.
5 Душин О. Э. Университеты и генезис языка власти в средние века // Вестник русской христианской гуманитарной академии.— Т. 6. — СПб., 2005 — С. 253.
теллектуальных приобретений предшествующих поколений безотказно действовали в средневековой образовательной системе. При анализе гуманитарно-образовательной составляющей европейского интеллектуального комплекса становится очевидно, что практически весь процесс овладения ценностями культуры в Средние века основывался на так называемом греко-римском (античном) корпусе, т. е. на «Семи свободных искусствах» (лат. 8ер1еш АЛеэ 1лЬега1ез). Весь этот многогранный комплекс был разделен на две взаимодополняющие друг друга образовательные ступени. Первой, начальной ступенью в образовании, являлся тривиум — «троепутье» (лат. «Шушт» — буквально, перекресток трех дорог, от «^ев» — три и «у1а» — путь, дорога), т. е. три гуманитарные науки, а именно: грамматика, диалектика (логика), риторика. Следующую, высшую ступень образования, представлял квадривиум — «четверопутье» (лат. quadriviшn — буквально, пересечение четырех дорог), в который входили: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
В настоящее время необходимо остановиться на одной из составляющих квадри-виума — музыке. Обращение к ней вызвано тем, что в средневековой системе образования она была тесно сопряжена с духовной сферой жизни и деятельностью человека, и поэтому ей уделялось особое внимание, как и искусству пения в целом6.
Весь процесс по созданию официального музыкального звукоряда, т. е. песнопения (хорала)7, проходил с соблюдением всех религиозных традиций. Музыкальная традиция говорит о том, что как таковой хорал является торжественно-возвышенным хоровым церковным песнопением, включающим в себя различные типы песнопений: одноголосные с пением в унисон и многоголосные хоралы. Рассматривая культурнорелигиозные традиции позднейшего времени, необходимо отметить, что к традиции католической церкви относятся одноголосные хоралы, в то время как для протестантской церковной традиции свойственно многоголосное песнопение.
Анализируя историю христианской музыки и разработку в ней различных направлений, необходимо отметить, что начало формирования церковного песнопения приходится на конец VI в., т. е. на время жизни и деятельности папы Григория Великого. В данном случае можно говорить о том, что многогранный корпус «Григорианского хорала», был сформирован в ходе отбора и официальной обработки католической церковью различных местных песнопений и напевов, сформировавшихся к этому времени.
В дальнейшем, с конца VI в., «Григорианский хорал» становится традиционным литургическим монодийным песнопением в римско-католической церкви. Более того, все песнопения, относящиеся к данной традиции, звучали на универсальном языке западноевропейского региона, на языке Священного Писания — латинском языке, в исполнении мужского хора в унисон. Однако существовали и исключения из общих правил, регулировавших использование языка в церковных службах и допускавших исполнение некоторых немногочисленных песнопений на греческом языке8. Необходимо отметить, что к VI-VII вв. греческий язык постепенно начал уходить с языковой арены Европы в тень, и его повседневное применение сохранялось только лишь в некоторых школах при монастырях Ирландии. В то же время, в Хорватии и Чехии,
6 Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. — М., 1998.
7 Хорал — (нем. Choral от лат Cantus choralis — хоровое песнопение).
8 Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996. — 288 с.
существовало официальное разрешение на использование старославянского языка при исполнении хорала.
В результате планомерного движения по структуризации звуковых канонов к концу VII в. был завершен сложный процесс канонизации различных музыкальных напевов и текстов, а также было проработано группирование всего корпуса по датам церковного года. В дальнейшем сложная работа, проведенная Григорием Великим, была по достоинству оценена потомками. Через триста лет весь сложившийся музыкальный комплекс хоралов стал именоваться «Григорианским хоралом». При рассмотрении внутренней структуры последнего отмечается, что в нем повсеместно используется сложная система гамм. Это так называемые церковные лады, т. е. григорианские или средневековые лады. Более того, необходимо отметить, что данный вид песнопения был положен в основу ранних форм европейской полифонии.
Практически все, что относится к культурной сфере жизни и деятельности человека, подлежит письменной фиксации. Не стал исключением из общего правила и формирующийся корпус церковного песнопения. Для этого папой Григорием I была использована так называемая система невм9. История искусств отмечает, что первоначальная запись невм была безлинейной и использовались для записи вокальной музыки. Как таковая, данная система записи была составлена из различных знаков, т. е. черточек, точек, запятых и т. д., которые располагались над словами текста для напоминания мелодий песнопений, показывая направление движения мелодии. Также были использованы их усложненные комбинации для обозначения отдельных звуков, которые на практике не давали возможности уточнить звуковую высоту.
В частности, все невмы классифицируются по количеству знаков в одном начертании, а также способу исполнения: простые, составные (из двух или нескольких простых), ликвесцентные (для облегчения исполнения артикуляционно-трудных слов), орнаментальные. Можно сказать, что невмы являются прототипом современной нотации10. Более того, говоря о данной музыкальной структуре, необходимо обратить внимание на то, что в различных регионах Европы существовала своя специфика записи невматической традиции. Различают, например, традиции англосаксонскую, аквитанскую, беневентанскую, лотарингскую (мецскую), мозарабскую, санкт-галленскую.
Развитие образовательного процесса и музыкальной культуры в частности привели к тому, что в начале XI в. итальянский музыкант, теоретик и педагог Гвидо д’Ареццо11 (принадлежавший к бенедиктинскому монашескому ордену) ввел в музыкальное обращение более совершенную систему записи музыки, в которой строго фиксировалась высота звуков12. Для записи музыкальных произведений на бумажном носителе он усложняет существовавшую двухлинейную систему музыкальной записи
9 Невма (от греч. pneuma — дыхание, позднелат. neuma).
10 Гири П. Память //Словарь средневековой культуры.— М., 2003. — С. 342-348.
11 Гвидо д’Ареццо, Гвидо Аретинский (итал. Guido d'Arezzo, лат. Guido Aretinus) (ок. 990 — ок. 1050 гг.) — является одним из крупнейших теоретиков музыки в эпохи средневековья (Пушкина Ю. В. Гвидо Аретинский: между мифом и реальностью. Штрихи к биографии // Старинная музыка. 2008. № 4. — С. 4-11.)
12 Гвидо Аретинский. Микролог. Фрагменты. / Пер. с лат. Л. Н. Годовиковой // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. — М., 1966. — С. 196-200.
и вводит систему четырех нотных линий, впоследствии доведенных до пяти. В начале нотного стана Гвидо размещает буквенные знаки для обозначения высоты звуков. Можно сказать, что эта запись явилась прообразом современной системы ключей13.
Гвидо д’Ареццо была разработана система обучения пению получившая название сольмизация14, которая используется и в настоящее время при занятиях на уроках пения. «Цель Гвидо, ... заключалась в том, чтобы создать слоговую (сольмизацион-ную) нотацию для певцов, то есть параллельную уже имеющейся буквенной слоговую систему знаков для фиксации центрального отрезка певческой гаммы или церковного звукоряда»15.
Небезынтересно отметить то, что происхождение НОТ СООТНОСИТСЯ с первыми шестью строками латинского текста гимна Павла Диакона. Этот гимн посвящен св. Иоанну (Богослову) покровителю церковно-певческого искусства.
Ut quaent laxis Ut (ут) «Святый Иоанне! Разреши осуждение скверных
Resonare fibris Re (ре) уст, чтобы рабы твои могли свободно возглашать
Mira gestorum Mi (ми) дивные дела твои».
Famuli tuorum Fa (фа)
Solve polluti Sol (соль)
Labii rearum La (ля)
Sancte loannes Si (си)
В дальнейшем, как показал опыт, не пригодное для голосового исполнения «ut» было заменено на хорошо пропеваемое «do». Однако необходимо отметить, что в целом «реформа нотного письма Гвидо сыграла значительную роль в развитии композиторского творчества»16.
Подводя итог можно отметить, что все выше сказанное позволяет говорить о процессе становления духовной музыкальной системы как о многоступенчатом развитии новых идеологических элементов, безоговорочно отражающих культурно-образова-тельную систему своего времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвидо Аретинский. Микролог. Фрагменты / Пер. с лат. Л. Н. Годовиковой // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Ред.-сост В. П. Шестаков. — М., 1966. — С. 196-200.
2. Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996. — 288 с.
13 Поспелова Р. Л. Западная нотация Х1-Х1У веков. Основные реформы (на материале трактатов) — М.: Композитор, 2003.
14 Данное название происходит от названия звуков «соль» и «ми».
15 Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике. С. 118.
16 Холопов Ю. Н. Гвидо д’ Ареццо // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. — М., 1973. — С. 941.
3. Душин О. Э. Университеты и генезис языка власти в средние века // Вестник русской христианской гуманитарной академии. Т. 6. — СПб., 2005 — С. 252-261.
4. Поспелова Р. Л. Западная нотация Х1-Х1У веков. Основные реформы (на материале трактатов). — М.: Композитор, 2003.
5. Пушкина Ю. В. Гвидо Аретинский: между мифом и реальностью. Штрихи к биографии // Старинная музыка. 2008. № 4. — С. 4-11.
6. Ястребицкая А. Л. Основные проблемы ранней истории средневекового города в освещении современной западной медиевистики. //Средние века. — М., 1980. Вып. 43. — С. 218-274.
7. Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике. С. 118.
8. Холопов Ю. Н. Гвидо д’ Ареццо. // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. — М., 1973. — С. 941.