Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Булкина, Н. А. Повседневное творчество: психологический анализ конструкта / Н. А. Булкина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN422.pdf
For citation:
Bulkina N.A. Everyday creativity: psychological analysis of the construct. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 49PSMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Булкина Наталья Анатольевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Академия психологии и педагогики Соискатель степени кандидата психологических наук кафедры «Общей и педагогической психологии»
Соискатель E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0525-8313
Повседневное творчество: психологический анализ конструкта
Аннотация. За последние тридцать лет в мировой психологической науке значительно вырос интерес к повседневному творчеству, появилось множество публикаций по данной проблематике. В отечественной психологии в настоящее время практически отсутствуют теоретические и эмпирические исследования повседневного творчества. В статье предпринимается попытка ликвидировать данный пробел, проанализировать конструкт повседневного творчества в контексте с пересекающимися конструктами творчества и креативности. Автор делает аналитический обзор научных дефиниций повседневного творчества, приводит его критерии, отличительные признаки, разбирает индивидуальную специфику, рассматривая данный конструкт как производное от многомерного конструкта творчества. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятая научная дефиниция творчества, а в русскоязычной психологической литературе существует смысловая путаница в понятиях творчество и креативность. Подробно рассмотрены дискуссионные вопросы соотношения конструктов творчества и креативности, приведены их дефиниции из психологических исследований. В результате делаются выводы. Несмотря на общие с творчеством основные критерии (оригинальность и новизна), конструкт повседневного творчества значительно более субъективен. Его отличительными чертами являются доступность для каждого человека; личный характер, главенство процесса творчества над результатом; субъективность в восприятии и в методах измерения и оценки. Повседневное творчество может затрагивать области творчества, не определенные в институциональных терминах. В статье дается авторское определение повседневного творчества.
Ключевые слова: творчество; повседневное творчество; креативность; повседневная креативность; дефиниция; конструкт
Введение
Сегодня творчество востребовано во всех сферах человеческой жизни — от детского сада и досугового центра до исследовательского института или производственной корпорации. О перспективах творчества писал М. Чиксентмихайи: «К лучшему или к худшему, наше будущее тесно связано с человеческим творчеством» [1, р. 6]. Психологическая наука активно изучает феномен творчества. На платформе еЫЬгагу было обнаружено 2944 релевантные психологические статьи на тему креативности за период с 2000 по 2017 годы [2]. Анализ показывает, что в отечественных публикациях не всегда даются определения творчеству и креативности, данные конструкты часто используются как взаимозаменяемые, без четких определений и разграничений, что приводит к смысловой путанице и свидетельствует о недостаточной структурированности понятийного поля.
За последние тридцать-сорок лет появилось много зарубежных исследований творчества, связанных с повседневной жизнью [3; 4]. Однако в отечественной психологической науке в настоящее время практически отсутствуют теоретические и эмпирические исследования повседневного творчества, что обусловило актуальность данной работы. Повседневное творчество открывает нам новые пути познания себя и преодоления трудностей
[5].
Целью данной статьи является психологический анализ повседневного творчества как производного от многомерного конструкта творчества; в том числе сравнение дефиниций пересекающихся конструктов творчества, креативности и повседневного творчества; выделение и уточнение критериев повседневного творчества, его индивидуальных особенностей, способов измерения и оценки данного конструкта.
Дефиниция творчества
Существительное «творчество» в русском языке означает созидание. В толковом Словаре церковно-славянского и русского языка (1847) отсутствует слово «творчество», зато есть близкие по значению слова: тварь (что сотворено); творение; творец; творить; творческий1.
Первые исследования по психологии творчества появляются в России в начале ХХ века (например, Лезин, 1907; Энгельмейер, 1910; Выготский, 1930). Развитие научно-технического прогресса стимулировало интерес к творчеству во всем мире. В 1950 году Джой Пол Гилфорд обратился к членам Американской психологической ассоциации с речью, в которой отметил, что из 121 тысячи психологических статей, написанных за последние четверть века, лишь 181 (0,15 %) связаны с феноменом творчества. С тех пор были опубликованы сотни тысяч рецензируемых статей и книг о творчестве, однако в настоящее время наука не имеет единой общепризнанной дефиниции творчества. Гилфорд не операционализировал концепт творчества, лишь отметил, что люди, проявляющие творческое поведение, признаются творческими. Такие люди характеризуются чувствительностью к проблемам, беглостью идей, гибкостью ума, дивергентным мышлением и способностью по-новому определять знакомые объекты и концепции [6].
В 1910 году Петр Энгельмейер выделил четыре признака творчества: искусственность (творение, созданное человеком); целесообразность (приспособленность к цели); неожиданность, предполагающая субъективную и объективную новизну; цельность [7, с. 62-64].
1 Словарь церковно-славянского и русского языка. 1847, 4, с. 273-274. Страница 2 из 14
Stein (1953) в статье «Творчество и культура» дал определение творческой работе: новая работа, признанная группой приемлемой/полезной или удовлетворяющей в какой-то момент времени [8, p. 311].
Barron (1955) определил творчество как создание чего-то оригинального (нового, необычного, неожиданного), а также ценного (полезного, адаптивного, подходящего) [9, p. 553]. С тех пор новое (оригинальное, неожиданное) и подходящее (полезное, адаптивное) упоминалось среди признаков творчества более чем в тысяче научных публикаций [10, p. 3].
В классической статье «Анализ творчества» Rhodes (1961) сделал важное заключение: рассматривать сложный и многомерный конструкт творчества, а также давать ему определение необходимо целостно, с учетом всех его аспектов. Rhodes выделил четыре главных аспекта творчества: (1) персона; (2) процесс; (3) пресс; (4) продукт. «Персона» подразумевает информацию о личности творца, интеллекте, темпераменте, чертах характера, установках, системе ценностей, защитных механизмах и поведении. Процесс творчества включает мотивацию, восприятие, обучение, мышление и общение с взаимодействием. Пресс означает контекст, в котором протекает творчество, относится к отношениям между людьми и окружающей средой. Продукт или результат творчества представляет собой идею/концепцию, возможно, воплощенную в осязаемой форме [11, p. 307-309; 12].
Kampylis, Valtanen провели поиск определений творчества в психологической литературе за период с 1950 по 2009 годы. Анализ включал 1090 журнальных статей и материалов конференций, 128 книг, 76 официальных документов. В результате было собрано 42 точных определения и 120 признаков творчества [13]. В найденных определениях творчества преобладал одномерный подход, когда часть творчества рассматривалась как целостное явление. Элис Пол Торренс более полувека назад отмечал, что некоторые определения творчества формулируются в терминах продукта, например, изобретение; другие в терминах процесса, личности или набора условий [14]. Узкая концептуализация творчества способствует формированию представления, что творчество не так всеобъемлюще, каким оно является на самом деле. Комплексный подход к определению творчества встречается редко, что отчасти связано с различием точек зрения исследователей — психологов, философов, художников, изобретателей, педагогов, социологов на то, что следует считать творчеством [13]. Plucker с коллегами (2004) представили обобщенное определение творчества на основании контент-анализа его дефиниций из 90 исследований: взаимодействие между способностями, процессом и средой, с помощью которого индивид или группа производит продукт, который является одновременно новым и полезным в социальном контексте [15].
Российская психологическая наука трактует творчество как динамический концепт:
• во всякой деятельности человек либо придерживается образца, т. е. подражает, либо создает что-то новое или творит (П. Энгельмейер) [7, с. 40];
• деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью (С. Рубинштейн);
• необходимое условие развития и образования новых форм материи (Я. Пономарев) [16, с. 46];
• продуктивная деятельность, сочетающая в себе опыт, усвоенные знания, навыки, работу воображения и приводящая к созданию качественно нового продукта (Л. Выготский) [17, с. 1-2];
• сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро) [18];
• преобразующая активность человека (Т. Барышева) [19, с. 56];
• деятельность человека по преобразованию действительности, завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых2.
Изложенное позволяет сделать вывод, что научная дефиниция творчества имеет четкий центр и расплывчатые границы. В настоящее время существует некоторый консенсус в отношении признаков (новое, полезное, оригинальное, адаптивное, удивительное) творчества, но не в его определении. Исследователи могут трактовать конструкт творчества в зависимости от того, как они рассматривают творческую функцию, например, отождествлять творчество с творческим мышлением [20, с. 162], или не давать определения творчеству и креативности, лишь указывать, что данные конструкты рассматриваются в одном семантическом поле [21, с. 31].
Дефиниция креативности
В отечественную науку термин «креативность» активно вошел в 90-е годы прошлого века как англицизм. Существительное «creativity» (творчество) впервые появился в англоязычной литературе в печатном виде в 1875 году3 и берет начало от латинского creatus, что означает «делать», «производить». Приведем примеры определения креативности из отечественной психологической литературы.
Творческая, созидательная, новаторская деятельность; связывается со способностью к порождению нового, с творческим постижением и преобразованием мира [22].
Свойство и качество личности, которое определяет гибкое и конструктивное восприятие, мышление и поведение человека4.
Совокупность мыслительных и личностных качеств; способность личности к дивергентному мышлению [23].
В узком значении дивергентное мышление; в широком смысле творческие интеллектуальные способности [24, c. 141].
Дивергентное мышление, один из компонентов одаренности [25, с. 129]; общая способность к творчеству [25, с. 157].
Субъективная детерминанта творчества [26, с. 57].
Система общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности5.
Особенность мышления (когнитивных процессов), способность, качество личности, потенциал, объединяющий особенности личности и мышления, деятельность, поведение и творческие продукты [27, с. 81].
2 Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Изд-во. ВВМ, 2014. с. 137.
3 Creativity. 2009. In Merriam-Webster Online Dictionary. http ://www .merriam-webster.com/dictionary/creativity.
4 Солдатова Е.А. Креативность в структуре личности: Автореф. дис. ... канд. наук. СПб.,1996.
5 Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 296 с.
Универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку [28].
Зарубежные исследователи считают креативностью способность генерировать новые, неожиданные и убедительные идеи [29, с. 7] посредством экспериментов [30]. М. Ранко называет креативностью синдром или комплекс, вызванный большим разнообразием факторов, таких как образование, опыт, мотивация, установки, личностные черты, личный опыт, а также социально-экономические и социокультурные условия [31].
Сегодня принято считать, что креативность — это сочетание когнитивных, конативных и эмоциональных факторов, которые динамично взаимодействуют с окружающей средой [32]. Можно утверждать, что креативность — это ключевая [13] или самая важная человеческая способность [33].
Еще в 1953 году Stein обратил внимание на разницу между объективными формами творчества с акцентом на продукт (творчество больших достижений) и субъективными формами творчества с акцентом на процесс [8]. Многие исследователи творчества различают его уровни, выделяя большое творчество (Big Creativity) гениев и маленькое творчество (little creativity) обычных людей. Большое творчество (Big C) иначе называют объективным (Stein), историческим (Boden), культурным (Csikszentmihalyi), а малое творчество (little-c) по-другому называют обыденным (Энгельмейер), субъективным (Stein), психологическим (Boden), личным (Csikszentmihalyi, Runco). Экстраординарное творчество (Big-C) определяется, как способность создавать новые работы высокого качества, преобразующие область через прорывные идеи [34]. Big-C оказывает влияние на мировой и исторический контекст, может привести к смене парадигмы. Однако изучая только творчество гениев, мы упускаем из виду необходимое различие между творческим продуктом и творческим опытом [8, p. 311]. С 1990-х годов наука стала проявлять интерес к творчеству обычных людей [35]. В отличие от Big-C продукты или идеи little-c являются субъективно новыми и оказывают влияние лишь на отдельного человека и его ближайшее окружение.
К большому (Big-C) и малому (little-c) творчеству Kaufman, Beghetto добавили уровни профессионального (Pro-c) и mini творчества или креативности. Достичь профессионального или экспертного уровня творчества (Pro-с) возможно годами практики и упорного труда. Мини-c является разновидностью little-c и представляет собой субъективно значимые идеи, знания и интерпретации в социокультурном контексте [36]. Согласно Л. Выготскому, утверждавшему, что все люди обладают творческим потенциалом, творчество малого уровня доступно каждому человеку. Можно упрощенно утверждать, что творчество уровня mini-с имеет значение только для самого субъекта, уровня little-c значимо для субъекта и его окружения, творчество уровня Pro-с признается экспертами и профессиональными сообществами, Big-С имеет общечеловеческую ценность и значимость.
По мнению T. Amabile, творчество существует в континууме, и между его дискретными состояниями существует широкий спектр неучтенных творческих способностей. На шкале от 0 до 100 «нуль» мог бы обозначать креативность камня, а «сто» символизировать креативность высшего разума [37]. Несмотря на очевидное различие между Big-С и little-с, продукты и процессы могут быть полезными [38].
Уровни творчества
Повседневное творчество
Помимо традиционных областей творчества, таких как наука и искусство, существуют творческие домены, не определенные в институциональных терминах, и потому долгое время остававшиеся вне поля зрения исследователей [39]. Это касается повседневной деятельности и хобби: решения проблем дома и на работе, импровизации при нехватке ресурсов, выращивания цветов на приусадебном участке, аквариумного рыбоводства, приготовления пищи и многого другого. Через повседневное творчество люди проявляют свою индивидуальность и оригинальность, развивают компетентность, изобретательность, критическое мышление, получают новые знания, гибко адаптируются к меняющимся условиям [40]. Повседневное творчество встречается в контекстах, когда возникает вопрос «Что, если?» [41]. П. Энгельмейер в начале ХХ века писал: «Человек ежедневно упражняется в творчестве. Хотим ли мы открыть лавочку, убрать квартиру, одеться к лицу, написать поздравительное письмо, поддержать разговор, отпарировать злую шутку — для всего этого нужна догадка, изобретательность, инициатива или творчество» [7, с. 41]. Повседневное творчество проявляется в ежедневных действиях и поведении людей и связано с самовыражением, межличностным стилем, увлечениями, решением текущих проблем [42, p. 309]. Некоторые исследователи полагают, что повседневное творчество включает в себя все творческие уровни, кроме Big-C [43; 44].
Прототипом повседневного творчества является ремесло — вид деятельности, связанный с ручной работой. В повседневном творчестве продукт и процесс часто сливаются в непрерывную практику культурного взаимодействия [45]. В творческом процессе, в том числе повседневном, присутствует тесная взаимосвязь между людьми и материальными инструментами, между непрерывностью и обновлением, а это означает, что материалы, инструменты, нормативные практики, уже существующие в мире, используют в качестве отправной точки для новых творений [46, p. 21]. В настоящее время повседневное творчество недооценено и недостаточно вознаграждается в школе, на работе, дома [5; 35].
Повседневное творчество определяется зарубежными исследователями следующим образом:
• творческая работа обычных людей над задачей в данной области [34];
• участие в творческих действиях, независимо от того, являются ли результаты новыми, полезными или творческими [47, p. 287];
• повседневные и неформальные творческие практики, которые являются частью создания идентичности [48, p. 2];
• творческая деятельность, происходящая в свободное время, имеющая личное значение, а не публично признанные достижения [49];
• создание чего-то оригинального и значимого [5], не обязательно общественного признанного и полезного, поскольку повседневное творчество может принести пользу в ближайшем будущем [40];
• «оригинальность» в повседневной жизни, проявляющаяся через разнообразную активность [5];
• процесс создания материальных и нематериальных уникальных продуктов через преобразование существующих продуктов. Полученные продукты будут уникальными только для создателя и должны соответствовать критериям, цели и ценности, установленным создателем (Welsch, 1980, p. 97) [13];
• фундаментальная, обыденная форма творчества, связанная с повседневной жизнью [50, p. 185];
• творческие увлечения, решение проблем на досуге и на работе [51, p. 84];
• творчество, которым может заниматься каждый [52, p. 395].
В приведенных определениях повседневного творчества акцент делается на его доступности для всех людей [34; 50; 52]; оригинальности [5; 40]; субъективной значимости [13; 40; 48]; на процессе, а не на результате [13; 34; 47-49].
По мнению М. Чиксентмихайи, повседневное творчество может сделать человеческую жизнь осмысленной, яркой, приятной и полезной [1, p. 344]. В двух онлайн-исследованиях, в которых приняли участие 750 человек, удовольствие было самым сильным мотивом для повседневного творчества, что согласуется с исследованиями, связывающими творчество с внутренней мотивацией и позитивным влиянием [49]. Другое исследование показало, что у творчески активных пожилых людей уровень субъективного благополучия значимо выше, чем у испытуемых, которые никогда или редко занимаются повседневным творчеством [53].
Критерии повседневного творчества
Рут Ричардс неоднократно отмечала вслед за Фрэнком Барроном [9], что для оперативного определения повседневного творчества необходимы два критерия. Первый и самый главный из них — оригинальность [40, р. 225] (должны быть задействованы новые или необычные элементы) [5, р. 26; 54, р. 476]; относительная редкость творчества в пределах данной референтной группы [3, р. 189].
Второй критерий — адаптация к реальности [54, р. 476], значимость для других [5, р. 26] или осмысленность [40] (быть понятным для других, не случайным или своеобразным, социально значимым) [3, р. 189; 54, р. 476]. Таким образом, можно заключить, что повседневное творчество — это явление, при котором человек реагирует на повседневные задачи оригинальным и осмысленным образом в любой сфере деятельности.
Что касается других критериев творчества — новизны и аутентичности, то контекст восприятия новизны в повседневном творчестве очень субъективен, также как и реакция на уникальность продукта. То, что воспринимается как очень оригинальное кем-то не сведущим в предметной области, может показаться банальным тому, кто обладает компетентностью и опытом в этой области.
Повседневная креативность определяется в терминах человеческой оригинальности на работе и в свободное время через разнообразную активность. Понятие повседневной креативности может трактоваться как личностная характеристика; стиль мышления или способность находить новые и эффективные решения жизненных проблем; как форма повседневной деятельности, поведения, отношения к жизни, которая расширяет наш опыт и влияет на то, кем мы становимся. Повседневная креативность — это скрытый человеческий потенциал [5]; способность людей адаптироваться к новым ситуациям [55]; способ мышления, отношения к миру и переживания себя [56].
Оценка и измерение повседневного творчества и креативности
В исследованиях творчества используют объективные и субъективные методы оценивания. Для измерения профессиональной и большой креативности подходят объективные методы — внешние или экспертные оценки и рейтинги. Повседневное творчество — внутренне мотивированный феномен, для его измерения в общей и в предметной области применяют субъективные методы оценки. Обычно это шкалы самоотчета — доступный и надежный способ
оценки различных аспектов повседневной креативности, которые несложно администрировать
К измерению повседневного творчества обычно подходят с позиций персоны, процесса и продукта, причем оценка креативности продукта проводится редко. В настоящее время отсутствует единый подход к оценке повседневных творческих результатов, особенно в вопросе о том, кто будет давать оценку новизне. Результаты повседневного творчества могут быть новыми и значимыми для их создателя, его ближайшего окружения, без общественного признания. По мнению Р. Вайсберга, любой новый продукт, созданный намеренно, является творческим, независимо от того, представляет ли он какую-либо ценность для кого-либо [58, р. 111]. Результатом повседневного творчества может быть не только творческий продукт, но и творческий опыт, который часто является личным и оценивается только самим человеком
Hocevar (1981) проанализировал разные способы измерения креативности, среди которых тесты дивергентного мышления; оценки отношения и интересов; личностные и биографические характеристики; номинации коллег; оценки руководителей; оценки продуктов; выдающиеся достижения; самооценка творческой деятельности и достижений с позиции их надежности, дискриминантной валидности, размерности и конвергентной валидности. В результате был сделан вывод в пользу самооценки творческой деятельности и достижений, как наиболее оправданного метода выявления творческих личностей. Хосевар утверждал, что испытуемые знают о себе больше, чем о них знают другие; кроме того, судьи будут испытывать затруднения при разделении впечатления об испытуемых в целом от мнения об уровне их креативности [60].
Обычно повседневное творчество исследуют количественно, измеряя творческую активность (частоту занятий творчеством) и качественно, через уровень творческих достижений [61]. Исследование творческой активности больше подходит для изучения малой и мини креативности. Оценка творческих достижений отвечает специфике творчества с высоким уровнем C (Pro-C) [62].
В последние два десятилетия в исследованиях персонального творчества все чаще встречается понятие «творческая самоубежденность» (creative self-beliefs), означающая убежденность личности в своих творческих способностях [63]. Представления людей об своих творческих способностях и достижениях могут отличаться от их реальных творческих черт, способностей и достижений, но мнения людей о том, какие они есть, представляют научный интерес.
Творчество — сложный, многогранный конструкт, однако к его определению чаще подходят с одной или двух позиции, например, процесса и/или продукта. В настоящее время существует единомыслие в отношении признаков творчества (новое, полезное, оригинальное, адаптивное, удивительное), но не в его определении, что позволяет сделать вывод, что научная дефиниция творчества имеет четкое ядро и размытые границы.
Значения терминов «творчество» и «креативность» перекрываются лишь частично и не должны использоваться как синонимы. Креативность — это сочетание когнитивных, конативных и эмоциональных факторов, ключевая человеческая способность к творчеству.
Творчество существует в континууме [37], где выделяется большое творчество гениев и малое творчество обычных людей. Большое творчество (Ш§-С) объективно, в нем колоссальное значение имеет результат или продукт, малое творчество (Нй1е-с) субъективно и больше
[37; 57].
[59].
Выводы
ориентировано на процесс. Строго говоря, малое творчество не является синонимом повседневного творчества, которое включает в себя все творческие уровни (mini, little, Pro-C), кроме Big-C [43; 44].
П. Энгельмейер более ста лет назад среди признаков творчества назвал субъективную и объективную новизну [7, с. 62-64]. Рут Ричардс, операционализируя концепт повседневного творчества, вслед за Ф. Барроном [9] выделила оригинальность и новизну, основные признаки творчества [10, p. 3]. Контекст восприятия новизны и оригинальности в повседневном творчестве очень субъективен (то, что воспринимается как новое и оригинальное одним субъектом, может показаться тривиальным специалисту).
Отличительные особенности повседневного творчества:
• субъективность;
• доминирование процесса творчества над продуктом;
• личный характер творчества (значимость и ценность только для автора и его ближайшего окружения);
• доступность для каждого человека;
• затрагивает домены, не определенные в институциональных терминах;
• субъективные подходы и методы в измерении и оценках творчества (творческая самооценка; самоотчеты, дневники самонаблюдений).
Продуктом повседневного творчества может быть также личный творческий опыт.
Повседневное творчество можно исследовать количественно, через творческую активность (частоту занятий творчеством) и качественно, через уровень творческих достижений [62], самооценку креативности [61], творческую самоубежденность [63].
Исследования повседневного творчества расширили понимание феномена творчества, которое приобрело более субъективную окраску. Теперь творчеством считается все, что кто-то делает оригинальным для создателя способом, соответствующим цели или задаче создателя [59]. Повседневная креативность — это адаптивная способность людей оригинально решать текущие проблемы.
В настоящее время повседневное творчество остается недостаточно изученным феноменом. Проблема требует обсуждения и дальнейшего изучения. Представляет научный интерес исследование взаимосвязи повседневного творчества и субъективного благополучия.
В заключение мы предлагаем свое определение повседневного творчества с целью прояснения понимания данного конструкта: создание индивидом субъективно уникального и/или оригинального продукта, обусловленного обстоятельствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. 1996. New York, NY: HarperCollins Publishers.
2. Мирошник К.Г., Щербакова О.В. Психологические исследования креативности в России (2000-2017 гг.). Часть I. Анализ методологических практик // Психологический журнал. — 2020. — Том 41. — № 2. — C. 15-25.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 19.
Richards R. Everyday creativity: Process and way of life — four key issues. J. Kaufman, R. Sternberg (Eds.). The Cambridge Handbook of Creativity, 2010: 189— 215. Cambridge University Press.
Conner T.S., DeYoung C.G., Silvia P.J. Everyday creative activity as a path to flourishing. Journal of Positive Psychology. 2018. 13: 181-189.
Richards R. Everyday creativity: Our hidden potential. R. Richards (Ed.), Everyday creativity and new views of human nature: Psychological, social, and spiritual perspectives. 2007: 25-53. Washington, DC: American Psychological Association. doi: 10.1037/11595-001.
Guilford J.P. Creativity. American Psychologist, 1950. 5(9): 444-454. Available at: https://doi.org/10.1037/h0063487.
Энгельмейер П.К. Теория творчества. / инженер П.К. Энгельмейер; с предисл. проф. Петербургского ун-та, акад. Д.Н. Овсянико-Куликовского и Эрнста Маха.
— Санкт-Петербург: Образование, 1910. — [2], 205, [1] с.; 22 см.
Stein M.I. Creativity and culture. Journal of Psychology. 1953. 36(1): 311-322.
Barron F.X. The disposition toward originality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955. 51: 478-485.
Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of creativity: Prospect and paradigms, In: Sternberg, R.J. (Ed.), Handbook of creativity, 2007. Cambridge: Cambridge University Press. pp. 3-16.
Rhodes M. An analysis of creativity, Phi Delta Kappan. 1961. 42(7): 305-310.
Kim D. Four Ps of Creativity: Person, Process, Press, and Product. Encyclopedia of Creativity (Third Edition). 2020. 516-520.
Kampylis P.G., Valtanen J. Redefining creativity — Analyzing definitions, collocations, and consequences. The Journal of Creative Behavior, 2010. 44: 191-214. Available at: https://doi:10.1002/j.2162-6057.2010.tb01333.x.
Torrance P. Creativity and Learning: Daedalus, 1965. 94(3): 663-681.
Plucker J.A., Beghetto R.A., Dow G.T. Why isn't creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research. Educational Psychologist, 2004. 39: 83-96.
Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., — 1976. — 304 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —СПб.: СОЮЗ,
— 1997. — 96 с.
Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. — 1956. — № 6. — с. 37-49. URL: https://altshuller.ru/triz/triz0.asp (дата обращения: 22.10.2022).
Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2012. Барышева Тамара Александровна Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-kreativnosti-opyt-empiricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 22.10.2022).
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Богоявленская Д.Б. Раскрытие понятий творчества и одаренности по этапам развития познания // Российский психологический журнал. —2021, — Т. 18, — № 3. — С. 159-168.
Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А.С. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности // Психологическая наука и образование. — 2021. — Том 26. —№ 2.
— С. 28-39. — DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260203.
Попов В.В. Креативная педагогика. Техническое творчество: теория, методология, практика. М. — 1995. — С. 77-78.
Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». — 2002. https://dou24.ru/305/images/19-20/str-ped/saltaeva/e.e. tunik psihodiagnostika tvorcheskogo myshleniya. kreativnye test y.pdf.
Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. — Москва: Юрайт. — 2019. — 334 c.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, — 2009. — 448 с.
Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т А. Барышева, Ю.А. Жигалов. — СПб.: СПГУТД, — 2006. — 268 c.
Дорфман Л.Я. Уровни и типы креативности // Психологический журнал. — 2015.
— Том 36, — № 1. — C. 81-90.
Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014, — № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 22.10.2022).
Lubart Т. Creativity and convergent thinking: reflections and practical considerations. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2016, 4: 7-15.
Jones C., Svejenova S., Pedersen J.S., & Townley B. Misfits, Mavericks and Mainstreams: Drivers of Innovation in Creative Industries. Organization Studies, 2016. 37: 751-768. Available at: https://doi :10.1177/0170840616647671.
Runco M. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. Edition: 2. Publisher: Academic / Elsevier. 2014. Available at: https://doi:10.1016/C2012-0-06920-7.
Kanli E. Assessment of Creativity: Theories and Methods. Creativity — A Force to Innovation. 2020. Available at: http://dx.doi .org/10.5772/intechopen.93971.
Runco M.A., Lebuda I. Our Most Important Creative Task: Interview with Mark Runco. Creativity. Theories — Research — Applications. 2020. 7(2). DOI: 10.2478/ctra-2020-0021.
Amabile T.M. Big C, little c, Howard, and me: Approaches to understanding creativity. In Gardner, H.E., Kornhaber, M.L. & Winner. E. (eds), Mind, Work, and Life: A Festschrift on the Occasion of Howard Gardner's 70th Birthday, 2014. 1: 5-25. Cambridge, MA: Create Space Independent Publishing Platform.
Amabile T.M. In pursuit of everyday creativity. The Journal of Creative Behavior, 2017. 51(4): 335-337. https://doi.org/10.1002/jocb.200.
49PSMN422
36. Beghetto R.A., Kaufman A. Classroom contexts for creativity. High Ability Studies,
2014. 25(1): 53-69. DOI: 10.1080/13598139.2014.905247.
37. Amabile T. Creativity in context: Update to "The Social Psychology of Creativity". 1996. Boulder, CO: Westview Press. p. 336.
38. Runco M.A. To Understand Is to Create: An Epistemological Perspective on Human Nature and Personal Creativity. In R. Richards (Ed.), Everyday Creativity and New Views on Human Nature. 2007. 91-107. Washington, DC: American Psychological Association.
39. Kaufman J.C., Gláveanu V.P., Baer J. (Eds.). The cambridge handbook of creativity in different domains. 2017. Cambridge: Cambridge University Press. (pp. 616-632).
40. Richards R., Goslin-Jones T. Everyday creativity challenges for self and world — six questions. In Sternberg, R. & Kaufman, J. (eds). The Nature of Human Creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 224-245.
41. Craft A. Little-c creativity. In Craft A., Jeffrey R. & Leibling M. (eds). Creativity in Education. London: Continuum, 2001. 45-61.
42. Karwowski M., Lebuda I., Szumski G., Firkowska-Mankiewicz A. From moment-to-moment to day-to-day: Experience sampling and diary investigations in adults' everyday creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2017. 11(3): 309-324.
43. Merrotsy P. A note on Big-C creativity and little-c creativity. Creativity Research Journal, 2013. 25(4): 474-476. DOI: 10.1080/10400419.2013.843921.
44. Kaufman J.C., Beghetto R.A. (2009). Beyond Big and little: The four C model of creativity. Review of General Psychology, 13(1): 1-12. DOI: 10.1037/a0013688.
45. Gláveanu V.P. Educating which creativity? Thinking Skills and Creativity, 2018. 27: 25-32.
46. Tangaard L. The socio-materiality of creativity in everyday life. Culture and Psychology, 2012. 19(1): 20-32. DOI: 10.1177/1354067X12464987.
47. Drazin R., Glynn M.A., Kazanjian R.K. Multilevel theorizing about creativity in organizations: A sense making perspective. The Academy of Management Review, 1999. 24(2): 286- 307.
48. Platt L.C. Crafting place: Women's everyday creativity in placemaking processes. European Journal of Cultural Studies, 2017. 1-16. Available at: https://doi.org/10.1177/1367549417722090.
49. Benedek M., Bruckdorfer R., Jauk E. Motives for creativity: Exploring the what and why of everyday creativity. The Journal of Creative Behavior, 2019. 1 -16. Available at: https://doi.org/10.1002/jocb.396.
50. Tangaard L. The creative pathways of everyday life. Journal of Creative Behavior,
2015. pp. 181-193. doi: 10.1515/ctra-2015-0017.
51. Fürst G., Grin F. A comprehensive method for the measurement of everyday creativity. Thinking Skills and Creativity, 2018. 28: 84-97. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.03.007.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60. 61.
62. 63.
Kaufman J.C., Beghetto R.A., Watson C. (2016). Creative metacognition and self-ratings of creative performance: A 4-C perspective. Learning and Individual Differences, 2016. 51: 394-399.
Булкина Н.А. Сравнительное исследование частоты занятий повседневным творчеством и субъективного благополучия в пожилом возрасте // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2022. — 02(60). — C. 110-117. — URL: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-337.
Richards R., Kinney D.K., Benet M., Merzel A.P. Assessing everyday creativity: Characteristics of the Lifetime Creativity Scales and validation with three large samples. Journal of Personality and Social Psychology, 1988. 54: 476-485. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.54.3.476.
Conner T.S., Silvia P.J. Creative days: A daily diary study of emotion, personality, and everyday creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2015. 9(4): 463-470.
Гришина Н.В. Поведение в повседневности: жизненный стиль, повседневная креативность и «жизнетворчество» // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10. — No 56. — С. 2.
Kaufman J.C., Baer J. Sure I'm creative- But not in mathematics!: Self-reported creativity in diverse domains. Empirical Studies of the Arts, 2004. 22: 143-155. doi: 10.2190/26HQ-VHE8-GTLN-BJJM.
Weisberg R.W. On the usefulness of "value" in the definition of creativity. Creativity Research Journal, 2015. 27: 111-124. Available at: https://doi.org/10.1080/10400419.2015.1030320.
Ilha Villanova A.L., Pina e Cunha M. Everyday creativity: A systematic literature review. The Journal of Creative Behavior. 2020. 0(0): 1-23. DOI: 10.1002/jocb.481.
Hocevar D. Measurement of creativity: Review and critique. Journal of Personality Assessment, 1981. 45: 450-464.
Silvia P.J., Wigert B., Reiter-Palmon R., Kaufman J.C. Assessing creativity with self-report scales: A review and empirical evaluation. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2012. 6: 1 -16.
Diedrich J., Jauk E., Silvia P.J., Gredlein J.M., Neubauer A.C., Benedek M. Assessment of real-life creativity: The Inventory of Creative Activities and Achievements (ICAA). Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2018. 12: 304-316. DOI: 10.1037/aca0000137.
Karwowski M., Lebuda I., Beghetto R. A. Creative self-beliefs. In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (Eds.). Cambridge handbook of creativity. 2019. 396-417. Cambridge University Press.
49PSMN422
Bulkina Natalia Anatolievna
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Academy of Psychology and Pedagogy E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0525-8313
Everyday creativity: psychological analysis of the construct
Abstract. Over the past thirty years, interest in everyday creativity has grown significantly in the world of psychological science, and many publications on this topic have appeared. Currently, there are practically no theoretical and empirical studies of everyday creativity in Russian psychological science. The article attempts to eliminate this gap, analyze the construct of everyday creativity in the context of intersecting constructs of creativity and creative abilities. The author makes an analytical review of scientific definitions of everyday creativity, gives its criteria, distinctive features, and analyzes individual specifics, considering this construct as a derivative of the multidimensional construct of creativity. It should be noted that currently there is no generally accepted scientific definition of creativity, and in the Russian-language psychological literature there is semantic confusion in the concepts of "tvorchestvo" and "kreativnost". The debatable issues of the correlation of these constructs are considered in detail, their definitions from psychological studies are given. As a result, conclusions are drawn. Despite the basic criteria common with creativity (originality and novelty), the construct of everyday creativity is much more subjective. Its distinctive features are accessibility for each person; personal character, the primacy of the creative process over the result; subjectivity in perception and in methods of measurement and evaluation. Everyday creativity may involve areas of creativity not defined in institutional terms. The article gives the author's definition of everyday creativity.
Keywords: creativity; everyday creativity; creative abilities; definition; construct