Научная статья УДК 159.9 ББК 88.2
DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.017
Н. А. Булкина
ORCID № 0000-0002-0525-8313 Психолог, Центр позитивной психологии «Оранжевое настроение», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ДЕФИНИЦИИ ТВОРЧЕСТВА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Аннотация
Введение. Творчество — источник жизненной силы. С увеличением коли-
О
О
ее
чества пожилых людей в обществе творчество все чаще рассматривают в качестве о
важного компонента процесса старения. Творчество способствует умственному и §
н
физическому здоровью пожилых людей, укрепляет уверенность в себе, повышает | самооценку. При всеобщем признании ценности творчества до сих пор не суще- с ствует его единого оперативного определения. Понимание пожилыми людьми е
значения данной дефиниции представляет научный интерес. Цель статьи - пред- ж
о
ставить результаты исследования, направленного на изучение понимания дефиниции творчества пожилыми людьми.
творчество как деятельность. Среди других ответов: способности и нестандартное
л а
Материалы и методы. В исследовании приняли участие пожилые люди, Н
и
отобранные случайным образом (К = 88), из них 35 мужчин (М = 70,2; SD = 7,63).
Основные методы исследования - анализ литературы по проблеме исследования, §
&
интервью с испытуемыми. ^
е
Результаты. Большинство пожилых респондентов (71,4 %) понимают и
н
и -к
мышление (7,1 %); достижение цели (7,1 %); самовыражение (5,7 %); реализация § мечты или своих возможностей (4,2 %); воплощение идеи (4,2 %). Среди особенностей творчества пожилые респонденты выделили новизну, полезность, актив- р ность, состояние интереса и увлеченности. С
Обсуждение. Выдвинутое предположение, что у пожилых людей «из § толпы» может быть свое понимание дефиниции творчества, подтвердилось. Хотя о 20,5 % испытуемых не смогли ответить, как они понимают, что такое творчество большинству испытуемых удалось передать суть данного конструкта и его раз
личные аспекты. и
л
Заключение. Большинство пожилых людей понимают творчество как де- §
д
ятельность. В целом понимание пожилыми респондентами дефиниции творчества ьм согласуется с его научными определениями.
© Булкина Н. А., 2022
Ключевые слова: дефиниции творчества; деятельность; творческая деятельность; полезность; активность; интерес; увлеченность; пожилые люди. Основные положения:
- большинство пожилых людей понимает творчество как деятельность;
- среди особенностей творчества пожилые люди выделили новизну, полезность, активность, состояние интереса и увлеченности;
- в целом понимание дефиниции творчества пожилыми людьми не противоречит научным определениям данного конструкта.
1 Введение (Introduction)
Ежедневно люди сталкиваются с проблемами, решать которые помогает творчество, проникающее во все сферы человеческой жизни -образование, науку, производство, бизнес, досуг. Творчество оказывает благотворное влияние на здоровое психологическое функционирование, преодоление трудностей, эмоциональный рост, субъективное благополучие и счастье, осмысленность жизни, межличностные отношения [1; 2]. Научный интерес к творчеству стремительно вырос во второй половине XX века. Своеобразной точкой отсчета стало обращение в 1950 году Д. Гилфорда к членам Американской психологической ассоциации с призывом к изучению творчества. С тех пор появились десятки тысяч научных публикаций по данной теме, однако на сегодняшний день не существует единого оперативного определения творчества. Причина тому — сложная, многогранная контекстуальная природа творчества.
Понимание смысла творчества дает нам библейская легенда о сотворении мира, согласно которой Создатель в процессе деятельности сотворил из хаоса универсум, из глины человека, из ничего нечто. Античные философы связывали творчество помимо высшего божественного начала с внутренним духом-хранителем (даймоном) каждого человека. В Никомаховой Этике Аристотель трактует творчество как способность задуманного воплощения истинного в сочетании с красотой. Словарь Брокгауза и Ефрона объясняет творчество как психический акт, воплощающий данные нашего сознания в относительно новой и оригинальной форме мысли, художественной или практической деятельности. ^ Традиционно критериями творчества являлись новизна (оригинальность,
а ж
S
неожиданность) и эффективность (полезность, допустимость, соответствие) [3]. К этим характеристикам творчества Piffer добавил воздействие (impact) или произведенный эффект.
В существующих дефинициях творчества акцент делается на различных его аспектах — процессе, продукте/результате, личности творца, влиянии социально-культурной среды или их совокупности. Разными исследователями творчество определяется как:
- жизненно важная форма человеческого капитала (M. A. Runco);
- способность создавать нечто новое (оригинальное, неожиданное) и подходящее (полезное, адаптивное) (Sternberg R.J., Lubart T.I.);
- способность человека генерировать новые, удивительные и
убедительные идеи (Kaufman J.C., Sternberg R.J.); с
ле
- самоощущаемая способность создавать новые и полезные про- о
ва
дукты (Karwowski M., Brzeski A.); |
е
о с о
е н
н
о с т е
K
- последовательность из мыслей и действий, которая приводит к созданию нового адаптивного продукта (Lubart Т.);
- взаимодействие между способностями, процессом и средой, посредством которого индивид или группа производит новый и полезный
0
продукт в социальном контексте (J. A. Plucker, R. A. Beghetto, G. T. Dow); Ц
ма
- процесс, в котором люди ищут оригинальные решения проблем н
1
(Goulding A., Davenport B., Newman A.); е
процесс, возможный для каждого, приводящий к созданию про- и
8 Ж К
дукта, на который влияют личные свойства человека, мотивация и чувства. к
Окружающая среда обеспечивает поддержку или оказывает давление и решает, является ли продукт творческим или нет (Сгор1еу А., Сгор1еу D.)
- продуктивная деятельность, которая бросает вызов шаблонным мыслительным процессам и нормам и порождает нечто новое в о форме физического объекта, ментальной или эмоциональной конструкции (С Walia).
№
орч ч
е с т в а
К
В российской науке распространен подход к творчеству как сози- ^ дательной деятельности (Л. Выготский, С. Рубинштейн, Я. Пономарев).
С точки зрения Д. Богоявленской, творчество является активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Н. Смирнова определяет творчество как процесс созидания новых культурных смыслов [4].
По мере того, как современное общество становится «серебряным», исследователи рассматривают творчество в качестве важного компонента процесса старения. Творчество способствует умственному и физическому здоровью пожилого человека, повышает самооценку, адаптивность к переменам и непредсказуемым ситуациям, помогает эффективному развитию практики обучения на протяжении всей жизни.
Анализ опубликованных отечественных эмпирических исследований (n = 377) из базы электронной библиотеки eLibrary за 2000-2017 годы показал: психологии творчества людей старше 65 лет посвящено лишь 8 исследований (2,1 % публикаций) [5]; творчество людей в возрасте от 41 до 65 лет становилось предметом эмпирических исследований 13 раз (3,4 % публикаций). Мало исследований творчества, выполненных в русле качественной методологии [5]. Данная работа, направленная на изучение особенностей понимания дефиниции творчества пожилыми людьми, отчасти восполняет существующий пробел.
Полвека назад творчество изучали на примере одаренных или талантливых личностей, интерпретировали его как уникальный процесс. В настоящее время творчество рассматривают как психологический феномен, широко распространенный среди населения в целом, который можно успешно развивать и измерять. В последние десятилетия в психологической науке появилось понятие творческой убежденности в себе (creative self-beliefs, CSB), которое помогает определить вовлеченность человека в творчество и его эффективность в творческих
Q начинаниях [6]. Если творчество возможно для каждого и присуще
на
ки всем людям, в том числе и пожилым, логично предположить, что носи-
^ тели творчества, люди «из толпы», могут иметь собственное понимание
trj данного конструкта.
Цель исследования: выяснить особенности понимания дефиниции творчества пожилыми людьми. Задача исследования: сравнить определения творчества, данные пожилыми людьми с научными дефинициями творчества.
2 Материалы и методы (Materials and methods) В эмпирическом исследовании, направленном на изучение понимания дефиниции творчества пожилыми людьми, приняло участие 88 человек в возрасте от 60 до 89 лет, из них 35 мужчин (M = 70,2; SD = 7,63), из которых 54 человека (61,3 %) c высшим образованием, 34 человека (38,7 %) со средним образованием. Выбор испытуемых был случайным. Участие в исследовании было добровольным и анонимным. От всех респондентов получено информированное согласие. Применялся метод ин- с
ле
тервью. Людям говорили: «Подумайте и ответьте, как термин «творчест- о
а
во» понимаете лично вы? Что такое творчество?» Респондентам разъяс- и
нили, что здесь нет правильных или неправильных ответов, важно их личное понимание, мудрость и опыт. Кроме того, участников исследо-
к
е
о с о
е н
но
вания просили долго не задумываться, а выражать те мысли о творчест- с
е
ве, которые приходили в голову первыми. Интервью длилось в среднем K
0
7-10 минут. и
3 Результаты (Results) §
1
Фактические результаты исследования показали, что из 88 ис- е пытуемых 18 человек (8 женщин и 10 мужчин) или 20,5 %, затруднились и
к н
и
-к и
и
объяснить свое понимание дефиниции творчества, среди них 9 испытуемых имеют среднее и 9 высшее образование. Из респондентов с высшим образованием, не ответивших на вопрос о творчестве, семь человек — это инженеры и двое — педагоги. Из 70 испытуемых, давших ответы на воп-рос: «Что такое творчество?» ответы распределились следующим образом: деятельность (50 ответов или 71,4 %); способности (талант) и нес-тандартное мышление (5 ответов или 7,1 %); достижение к цели (5 ответов или 7,1 %); самовыражение (4 ответа, 5,7 %); реализа- ^ ция мечты или своих возможностей (3 ответа или 4,2 %); воплощение
№ ч
е с
s
№ а
а
о
идеи (3 ответа (4,2 %). Из характеристик творчества пожилые респонденты назвали новизну, полезность, активность, состояние интереса и увлеченности.
4 Обсуждение (Discussion)
В начале исследования сделано предположение, что пожилые люди как носители творчества, могут иметь свое понимание данного конструкта. Большинству испытуемых удалось охарактеризовать творчество, передать его смысл и различные аспекты. Факт, что 20,5 % респондентов (n = 18), из которых половина были люди с высшим образованием, не смогли ответить на вопрос: «Что такое творчество?», может косвенно свидетельствовать о том, что творчество — не самый простой для понимания конструкт. Для сравнения, вопрос: «Что такое счастье?» не вызвал затруднений, на него дали ответ все участники исследования.
Анализ ответов респондентов (n = 70) показал, что 71,4 % испытуемых понимают творчество как деятельность, или умение максимально хорошо «делать дело»; интересную работу руками и головой; научную деятельность; духовно-патриотическое воспитание молодежи; работу в Совете ветеранов; любимое дело или занятие; достижение невозможного через преобразование возможного; созидание. Данное понимание конструкта согласуется с его определением как процесса создания новых культурных смыслов [4], поиска оригинальных решений проблем [7]; процесса, приводящего к созданию продукта, на который влияют личные свойства человека, мотивация и чувства [8], продуктивной деятельности, порождающей нечто новое [9].
7,1 % испытуемых считают творчеством способности (талант) и нестандартное мышление, в том числе умение находить новые неординарные решения сложных и неразрешимых задач с помощью интуиции; мозговой штурм; способность самостоятельно мыслить, создавая
ж
§ что-то новое, например, образы или проект решения проблемы. Д. Гил-
Д
^ форд и Э. Торренс в своих теориях подчеркивали значение дивергент-
^
^ ного (нестандартного) мышления в творческих процессах. Способность
создавать нечто новое (оригинальное, неожиданное) и подходящее (полезное, адаптивное) отмечали Штернберг и Любарт.
Другие 7,1 % испытуемых понимают творчество как достижение цели (постановка цели, движение к ней и достижение результата), что сопоставимо с формулировкой творчества как последовательности из мыслей и действий, которая в результате приводит к созданию нового адаптивного продукта (ЬиЬай).
5,7 % респондентов интерпретируют творчество как самовыражение (мои достижения, моя индивидуальность). 4,2 % испытуемых считают творчество воплощением идеи, что согласуется с научным определением творчества как созданием новых и полезных идей в любой области; или способностью человека генерировать новые, удивительные и убедительные идеи. Еще 4,2 % испытуемых понимают твор-
Ответ одного из респондентов: «Копать картошку - труд, творчество - удел художника» в метафорической форме передает различия
О
л о
чество как реализацию мечты или своих возможностей. §
№ О О О
л
репродуктивной и продуктивной деятельности. Привнеся в любую ру- о
О
л Й а
О §
§
а §
тинную работу элементы творчества, ее легко можно превратить в интересное и увлекательное занятие, например, как это сделал Том Сойер с покраской забора.
Другие ответы: творчество — моя жизнь, способ и форма су-
ществования; это счастье; понимание мира и себя в нем; процесс поз- ^
§
нания; воспитание внука; движение вперед; эмоциональная разрядка; та- |
»К
лант — подчеркивают глобальность феномена творчества, значимость к которого выразил М. Ранко, назвав жизненно важной формой человеческого капитала. Среди особенностей творчества пожилые респонденты выделили: §
О
- увлеч姧всть и интерес: умение делать жизнь интереснее; ко- ®
2
гда увлекаешься и не можешь оторваться, паришь над землей; интерес |
к жизни; увлекательное, интересное занятие, которому можно посвятить
№ ч
ч
л с
8
всего себя — готовить и угощать любимых, выращивать цветы, путе- ь
шествовать, читать книги, ходить в театр, не скучать;
- новизну, оригинальность: учиться новому; что-то делать не как у всех, фантазировать, выдумывать, сочинять;
- полезность: делать что-то полезное, приносить радость и пользу людям, моим родным и близким;
- активность: активное отношение к жизни, к делу, умение их изменить в лучшую сторону; движение вперед, стремление быть на виду.
Анализ различных научных дефиниций творчества показал, что среди его характеристик чаще других встречается уникальность или новизна и полезность [2]. Определение творчества как способности создавать нечто новое (оригинальное, неожиданное) и подходящее (полезное, адаптивное) [10, 3] цитируется более, чем в тысяче научных публикаций о творчестве.
Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования в том, что пожилые люди «из толпы» имеют собственное понимание конструкта творчества. Сравнение определений творчества, данных пожилыми респондентами, с научными дефинициями творчества позволяет сделать вывод об их согласованности в целом. Ограничением исследования является небольшой размер выборки (N = 88). Дальнейшие исследования связываем с расширением выборки участников, с включением в нее более молодых респондентов. Результаты исследования могут быть востребованы в психологической работе с людьми пожилого возраста, учитывая понимание ими творчества как активной деятельности, связанной с состояниями интереса и увлеченности, эмоциональным подъемом. Исследователи творчества могут использовать полученные результаты при изучении повседневного творчества пожилых людей.
5 Заключение (Conclusion)
Проведенное экспериментальное исследование показало, что
а подавляющее большинство пожилых людей (71,4 %) понимают дефини-
ж
§ цию творчества как активную созидательную деятельность, которая
йл
^ приносит положительные эмоции, сопровождается интересом, наполняет
^ жизнь смыслом, поддерживает жизнестойкость. Дефиниции творчества,
данные пожилыми людьми из «толпы», не противоречат научным определениям данного конструкта, дополняют их, помогая понять фе-
номен творчества.
Библиографический список
1. Tan C.S., Nainee S., Tan S.A. &Viapude G.N. (2017), "Self-rated creativity relieves death anxiety: The mediating role of meaning in life", National Conference on Creativity in Education and Humanities "Empowering People 2017 (NCC2017"), Universiti Sains Malaysia, Penang, Malaysia. 25-26 October 2017, pp. 30-31. DOI 10.13140/RG.2.2.33654.09286.
2. Plucker J.A., Beghetto R.A. & Dow G.T. (2004), "Why isn't creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research", Educational Psychologist, vol. 39, pp. 83-96.
3. Corazza G.E. (2016), "Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity", Creativity Research Journal, vol. 28, no 3, pp. 258-267. DOI 10.1080/10400419.2016.1195627.
tud
4. Смирнова Н. М., Горелов А. А., Моркина Ю. С. Творчество, смысл, ^
th
e
e c u
i
a
r
интерпретация / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М. : ИФ РАН, 2016. - 139 с.
5. Мирошник К. Г., Щербакова О. В. Психологические исследования креативности в России (2000-2017 г. г.). Часть I : Анализ методологических практик // Психологический журнал. 2020. Том 41, № 2. C. 15-25.
6. Karwowski M., Lebuda I. & Beghetto R.A. (2019), "Creative self-beliefs ", In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (edrs.), Cambridge handbook of creativity, Cambridge University Press, pp. 396-417.
7. Goulding A., Davenport B. & Newman A. (edrs.) (2018), Resilience and Ageing: Creativity, Culture, and Community, Policy Press, Bristol, UK, 224 p.
8. Cropley A. & Cropley D. (2013), "The dark side of creativity in the classroom: The paradox of classroom teaching", In J.B. Jones and L.J. Flint (edrs.), The Creative Imperative: School Librarians and Teachers Cultivating Curiosity Together, ch. 3, ABC-CLIO, Santa Barbara, pp. 39-52.
9. Walia C. (2019), "A Dynamic Definition of Creativity", Creativity Research Journal, vol. 31, no. 3. DOI: 10.1080/10400419.2019.1641787
10. Sternberg R.J. & Lubart T.I. (1998), "The concept of creativity: Prospect and paradigms", In Sternberg R.J. (ed.), Handbook of creativity, Cambridge University Press, Cambridge, pp. 3-15. DOI 10.1017/CBO9780511807916.003.
N. A. Bulkina
ORCID № 0000 -0002-0525-8313
Psychologist, Center for Positive Psychology "Orange mood", Rostov-na-Donu, Russia.
E-mail: [email protected]
d
der rst
ta n
di n
g
th
e
de n
0 n
c
re a
1
vi ty
y
e r
e
STUDY OF THE PECULIARITIES OF UNDERSTANDING THE DEFINITION OF CREATIVITY BY OLDER PEOPLE
a
R ¿2 s
Abstract
Introduction. Creativity is a source of vitality. With the increasing number of older people in society, creativity is increasingly seen as an important component of the aging process. Creativity contributes to the mental and physical health of the elderly, strengthens self-confidence, and increases self-esteem. With universal recognition of the value of creativity, there is still no single operational definition of it. Elderly people's understanding of the meaning of this definition is of scientific interest. The purpose of the article is to present the results of a study aimed at studying the understanding of the definition of creativity by older people.
Materials and methods. The study involved elderly people selected randomly (N = 88), 35 of them men (M = 70.2; SD = 7.63). The main research methods are the analysis of the literature on the research problem, interviews with the subjects.
Results. The majority of older respondents (71.4 %) understand creativity as an activity. Among other answers: abilities and non-standard thinking (7.1 %); achievement of a goal (7.1 %); self-expression (5.7 %); realization of a dream or one's capabilities (4.2 %); embodiment of an idea (4.2%). Among the features of creativity, elderly respondents identified novelty, usefulness, activity, a state of interest and enthusiasm.
Discussion. The assumption put forward that elderly people "from the crowd" may have their own understanding of the definition of creativity has been confirmed. Although 20.5 % of the subjects could not explain how they understand what creativity is, most of the subjects managed to convey the essence of this construct and its various aspects.
Conclusion. Most of the elderly understand creativity as an activity. In general, older respondents' understanding of the definition of creativity is consistent with its scientific definitions.
Keywords: Definitions of creativity; Activity; Creative activity; Usefulness; interest; Passion; Elderly people.
Highlights:
Most of the elderly understand creativity as an activity;
Among the features of creativity, elderly people identified novelty, usefulness, activity, a state of interest and enthusiasm;
In general, the understanding of the definition of creativity by older people does not contradict the scientific definitions of this construct.
References
1. Tan C.S., Nainee S., Tan S.A. &Viapude G.N. (2017), "Self-rated
creativity relieves death anxiety: The mediating role of meaning in life", National Conference on Creativity in Education and Humanities "Empowering People 2017 (NCC2017"), Universiti Sains Malaysia, Penang, Malaysia. 25-26 October 2017, pp. 30-31. DOI 10.13140/RG.2.2.33654.09286.
2. Plucker J.A., Beghetto R.A. & Dow G.T. (2004), "Why isn't creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research", Educational Psychologist, vol. 39, pp. 83-96.
3. Corazza G.E. (2016), "Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity", Creativity Research Journal, vol. 28, no 3, pp. 258-267. DOI 10.1080/10400419.2016.1195627.
4. Smirnova N.M., Gorelov A.A. & Morkina Ju.S. (2016), Tvor-chestvo, smysl, interpretacija [Creativity, Meaning, Interpretation], Institut filosofii Rossiyskoy akademii nauk, Moscow, 139 p. (In Russian).
5. Miroshnik K.G. & Shherbakova O.V. (2020), Psihologicheskie is-sledovanija kreativnosti v Rossii (2000-2017 gg.) .Chast' "I. Analiz metodo-logicheskih praktik" [Psychological studies of creativity in Russia (2000-
S
2017). Part "I. Analysis of methodological practices"], Psikhologicheskiy u zhurnal, 41 (2), 15-25. (In Russian). ^
6. Karwowski M., Lebuda I. & Beghetto R.A. (2019), "Creative self -beliefs", In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (edrs.), Cambridge handbook of cre- p ativity, Cambridge University Press, pp. 396-417. u
7. Goulding A., Davenport B. & Newman A. (edrs.) (2018), Resilience g
i
and Ageing: Creativity, Culture, and Community, Policy Press, Bristol, UK, 224 p. »
8. Cropley A. & Cropley D. (2013), "The dark side of creativity in the
classroom: The paradox of classroom teaching", In J.B. Jones and L.J. Flint U
n
(edrs.), The Creative Imperative: School Librarians and Teachers Cultivating e Curiosity Together, ch. 3, ABC-CLIO, Santa Barbara, pp. 39-52.
9. Walia C. (2019), "A Dynamic Definition of Creativity", Creativity Research Journal, vol. 31, no. 3. DOI: 10.1080/10400419.2019.1641787 g
10. Sternberg R.J. & Lubart T.I. (1998), "The concept of creativity: e Prospect and paradigms", In Sternberg R.J. (ed.), Handbook of creativity, e Cambridge University Press, Cambridge, pp. 3-15. DOI s
10.1017/CB09780511807916.003. °
n
of
Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецен- r зирования 08.02.2022; принята к публикации 09.02.2022. а
i
The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing ^ 08.02.2022; accepted for publication 09.02.2022.
y
e r
e