References
1. Berri Dzh., Purtinga A.H., Sigall M.H., Dasen P.R. Kross-kul'turnaja psihologija. Issle-dovanija iprimenenie. Har'kov: Gumanitarnyj Centr, 2007. 560p.
2. Biblioteka-fond «Russkoe zarubezh'e» (BFRZ) F.2. Op. 1. K. 3.
D.33 Pis'mo N.Zernova k kn. N.L.Obolenskomu ot 16.01.1926, Parizh. L. 19-21.
D.35. Pis'mo I.L.Klochko k kn. N.L.Obolenskomu. 21.06./04.07.1925 Car'grad. L.8-8 ob.
3. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. R-5932. Op.1.
4. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. R-5851. Op. 1.
5. Deti russkoj jemigracii. Kniga, kotoruju mechtali i ne smogli izdat' izgnanniki. M.: «TERRA- TERRA», 1997. 493p.
6. Ignatovich I. V. Muzykal'noe vospitanie vo vneshkol'noj rabote v Russkom zarubezh'e pervoj poloviny XX veka. // Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2011. № 3-1. P.116-119.
7. Klimovich L.V. Ideologija i dejatel'nost' molodezhnyh organizacij Russkogo zarubezhja v 1920 - nachale 1940 - h gg. (na materialah Sojuza Mladorossov i Nacional'nogo sojuza novogo pokolenija). dis. k. ist. nauk. Saratov, 2010.197p.
8. Kudrjashova S. K. Osobennosti nacional'nogo vospitanija detej i podrostkov v uslovijah jemigracii «pervoj volny» //Innovacii v nauke: sb. st. po mater. XI mezhdunar.nauch.-prakt. konf. Chast' II. Novosibirsk: SibAK, 2012. Dostup: http://sibac.info/conf/innovation/xi/28811 (provereno 02.05.2016)
9. Jakovleva M.G. Problemy vospitanija detej russkih jemigrantov vo Francii (1918-1939 gg.) //Trudy kafedry novogo i novejshego vremeni. SPb: SPbGU. 2013. P.153-158.
Самохин А.Н.
(Саратов)
УДК 93/94
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ САРАТОВА В 1930-е ГОДЫ
В статье, на основе впервые вводимых в научный оборот источников рассматривается повседневная жизнь студентов техникумов Саратова
На основании архивных материалов воссоздана картина повседневной жизни студентов техникумов провинциального города в 1930- е годы. В статье рассматриваются условия жизни и материально бытовое состояние студентов техникумов Саратова 1930-х годов. Анализируется уровень доходов преподавателей и студентов, их материальные возможности для приобретения необходимых товаров и оказанию услуг.
Изучение повседневной жизни студентов техникумов Саратова в 1930- е годы позволяет через морально-этические установки этой социально-демографической группы понять специфику ее корпоративных представлений. Изучение повседневности позволяет заглянуть во внутренний мир человека, определить поведенческие нормы, их границы. Студенчество тех лет находилось в постоянном внутреннем поиске, в процессе которого формировалось мировоззрение, убеждения, устремления, интересы, мотивация. Именно эти качества, являются той основой, из которой объективно выводятся особенности студенчества как самостоятельной социальной группы.
Ключевые слова и фразы : бытовые условия, учебный процесс, студенты, техникумы, материальная обеспеченность, кружки, Саратовский библиотечный техникум, НижнеВолжский край, практика, Саратовский техникум физической культуры, общежития
The author considers the everyday life of students of technical schools of Saratov on the basis of first introduced into scientific circulation sources. To the beginning 1930-x years Saratov was the centre of the largest agricultural regions in the country. As the result of the administrative-territorial reforms, Saratov was a center of the lower Volga region, renamed by the decree of the Central Executive Committee of June 11, 1928 in lower Volga Krai. New administrative-territorial formation included the ASSR of the Volga Germans, Kalmyk Autonomous oblast, Astrakhan, Stalingrad, Saratov province, and a large part of the Pugachev uyezd, Samara province with a total area of 324 000 sq. km. and a population of 5 million 714 thousand people. Saratov was the largest city of the region as populous (215 thousand), and budget (of 6.7 million) and even more on the development of culture and science. The leading role in the structure of the industry belonged to agriculture industri. In the region there was a situation which demanded decisive action on the development of industrial production. This state of affairs in industry and agriculture eventually affected the state of the society and specialization of educational institutions, preparing for it.
The study of the everyday life of students of Saratov in the 1930 - ies allows using ethical installation of this socio-demographic group to understand the specifics of its corporate views. The study of everyday life provides an opportunity to understand the inner world of man, to determine behavioral norms and their boundaries. The article is based on archival materials recreated picture of everyday life of students of a provincial town in the 1930 - ies.
Key words and phrases: living conditions, educational process, students, colleges, financial security, mugs, library technical school in Saratov, Lower Volga region, practice, Saratov College of physical education, dormitories
В 1930-е годы система среднего специального образования переживала значительный подъём. В стране массово открывались техникумы, основной задачей которых являлось дать законченное общее среднее образование и обеспечить профессиональную подготовку по выбранной специальности. Реформирование образовательной системы в 1930-е годы, расширение численности и социального состава студенчества, привлечение новых преподавательских кадров делало эту систему унифицированной. Общим становится не только выполнение единых учебных планов, но и членство в комсомольских и партийных организациях, общественные интересы, поведение и образ жизни. Вместе с этим формировались единые нормы ценностей и стереотипы проведения досуга.
Первые техникумы в Саратове появились ещё в годы Гражданской войны: художественно-промышленный был открыт в 1918 г., театральный и зубоврачебный были открыты в 1920 г. [8, с. 248]. Однако это были небольшие по количеству обучающихся учебные заведения, находящиеся в поисках форм и методов обучения. В 1930 г. в Саратове появляются автодорожный, геолого-разведочный, нефтяной, строительный, химико-технологический, а в июне 1932 года из Москвы был переведён авиационный техникум. Начавшееся широкомасштабное культурное строительство в Нижнее-Волжском крае вызвало острую необходимость в профильных образовательных учреждениях. Это привело к открытию в 1930-м г. радио-кинотехнического техникума, а в 1931 г. - техникума физической культуры.
Основная масса техникумов, открытых в 1930-е годы в Саратове, была направлена на подготовку преподавательских кадров. Примечательно то, что многие из них были небольшими по количеству студентов и редко имели подходящие для учебных занятий помещения. Всего в средних специальных учебных заведениях Саратова обучался 3881 человек [3, д. 1530, л. 13].
Основным видом повседневной деятельности студентов являлась учебная деятельность. Большинство техникумов Саратова этого времени влачило жалкое существование. В техникумах не хватало столов, стульев, наглядных пособий и различного оборудования, а около половины всех обучающихся бросали учёбу в середине процесса обучения. Подобная ситуация происходила не только в Саратове, но и по всей стране. Учебный процесс осуществлялся по единым планам и программам, рассылаемым в учебные заведения Наркомпросом и
Саратовским областным отделом народного образования. Академический час в техникумах устанавливался в 50 минут с 10 минутной переменой, предметы могли формироваться группами или совместно с практическими занятиями. Многие первокурсники испытывали значительные трудности: отсутствовали навыки самостоятельной работы, отсутствовали учебники, а многие не могли чётко и ясно изложить свои мысли. Поэтому часто проводились собрания со студентами на такие темы: «Как работать с книгой», «Как правильно слушать лекцию», «Как правильно конспектировать» и другие. Для повышения мотивации к учёбе во всех техникумах Саратова проводилось социалистическое соревнование как между отдельными группами, так и между техникумами. Дирекция техникумов осуществляла меры поощрения: отличников учёбы отмечали на доске почёта, премировали одеждой и обувью, а также устраивали в лучших комнатах общежитий [5, д. 22, л. 3, 6, 9].
Одним из важнейших мероприятий среди техникумов Саратова являлось укрепление учебной дисциплины. Подчёркивалось, что дисциплина приводит к значительному успеху в работе. Однако были отдельные случаи срыва и непосещения занятий, что влекло взыскания со стороны руководства техникумов и органов ВЛКСМ.
Важное место в учебном процессе техникумов играла практика. Ответственность за организацию практики возлагалась на руководителей предприятий и учреждений, которые должны были создать нормальные жилищно-бытовые условия, обеспечить студентов-практикантов спецодеждой, питанием, мылом. Так, все студенты Саратовского библиотечного техникума проходили практику в Саратовской областной библиотеке, что облегчало руководство практикой и позволяло проводить систематический контроль [3, д. 22, л. 35].
Важное место в работе техникумов Саратова тех лет играла внеучебная деятельность, основное место в которой играли кружки разнообразной направленности: ленинизма, истории ВКП(б), пропагандистов и агитаторов. В связи с усложняющейся международной обстановкой с середины 1930- х годов в техникумах увеличивается число военных кружков и кружков физической подготовки. Появились кружки Осоавиахима. [10, с. 12].
Ситуацию с обеспечением продовольствием студентов и преподавателей техникумов Саратова усугубил голод 1932-1933 г. в Поволжье, отголоски которого ещё долго сказывались на продовольственном обеспечении учебных заведений. Поэтому большинство техникумов Саратова в 1930-е годы имело собственные земельные участки, выделенные за пределами города, которые могли помочь в условиях дефицита продовольствия. На этих участках в основном занимались земледелием: выращивали рожь, горох, капусту, реже содержали домашних животных и птицу. Однако выращенных овощей едва хватало для питания студентов до нового года.
В целом вопрос обеспечения питанием студентов и преподавателей техникумов Саратова стоял благополучно. Например, в Саратовском библиотечном техникуме, открытом в 1934 г., был организован ларёк по продаже и распределению хлеба, а весь персонал техникума был прикреплён к столовой завода имени В.И. Ленина. Ежедневный рацион питания студентов и преподавателей в этой столовой составляли рыбный или мясной суп, котлета или кусочек селёдки, чёрный хлеб, манная каша и чай. Однако отмечались случаи, когда педагогический персонал техникумов питался за счёт пайков студентов и использовал продукты, выращенные на опытных участках техникумов в своих целях [11, с. 36]. Например, в Саратовском педагогическом (татарском) техникуме преподаватели были поставлены на питание сверх нормы: готовили себе пищу из продуктов, привезённых студентами из дома. О данном положении дел знало руководство техникума, но до проверки, инициированной областным отделом народного образования, не предпринимало никаких мер [5, д. 36., л. 33, 67].
Ситуация улучшилась после января 1935 г., когда были отменены карточки на хлеб, а осенью - карточки на мясо, жиры и сахар. Отмена карточек привела к снижению цен в Саратове, что повысило покупательскую способность студентов и преподавателей техникумов. Так, например, на рынках Саратова цена 1 кг говядины снизилась с 11,3 руб. по уровню цен 1933 г. до 8-10 руб. в 1935 г., а десяток яиц с 12 руб. до 5-6 рублей [1, с. 198, 204].
В сложных социально-экономических условиях 1930-х годов техникумы Саратова снабжались чрезвычайно плохо топливом. Поэтому с началом учебного года многие студенты не приступали к занятиям, а отправлялись руководством техникумов на заготовку дров: библиотечный и индустриальный техникум заготавливали дрова в Татищевском лесхозе, а студенты промышленно-экономического техникума трудились на станциях Весенняя Пристань и Улеши Рязано-Уральской железной дороги, которые находились вдоль берега Волги. Здесь они разбирали плоты с брёвнами, которые спускались вниз по Волге от Казани и Западного Урала к пристаням Саратова. Здесь студенты укладывали брёвна на железнодорожные вагоны. За свою работу они получали для техникума пайку дров [2, д. 12., л. 22].
Регулярный характер приобрело участие всех студентов техникумов в субботниках. На субботниках студенты бесплатно убирали улицы, заготавливали дрова, занимались ремонтом и подготовкой помещений техникумов к учебным занятиям. Так, в декабре 1937 г. всех студентов Саратовского библиотечного техникума отправили на расчистку железнодорожных путей станции Саратов-Товарная и Трофимовский разъезд от снежных заносов.
Большинство студентов техникумов старались селиться в студенческих общежитиях. Степень оснащения общежитий техникумов оставалась низкой. Например, Саратовскому библиотечному техникуму для размещения иногородних студентов были переданы два общежития на 78 мест. Первое общежитие располагалось на окраине города, на Сенной площади, где существовала специально приспособленная под общежитие комнатная система. В каждой комнате в зависимости от её площади проживало от 2 до 11 человек, а все остальные помещения были общими для пользования. Негативными условиями проживания в этом общежитие являлось отсутствие электричества, близость к Воскресенскому кладбищу - главному кладбищу города Саратова, а так же то, что вокруг общежития располагалась торговая площадь, на которой торговали сеном, дровами, животными и разными продовольственными товарами. Бойкая торговля шла на рынке до глубокой ночи. Рядом с общежитием при Сенном рынке была организована в 1936 г. молочная и мясная станции [6, д. 4., л. 7, 10]. Это негативно сказывалось на жизни в общежитии.
Второе общежитие находилось на улице Республики, которая после убийства С.М. Кирова с 1935 г. стала носить его имя. Ранее там был расположен саратовский библиотечный коллектор. Это общежитие представляло собой одну большую комнату, с красным уголком для занятий, в котором проживал 31 человек. Общежитие было полностью женское. В общежитии не было не только туалета, но и рукомойника, поэтому все санитарно-гигиенические нужды даже зимой студентам (девочкам) приходилось исполнять на улице [5, д. 34., л. 1419]. Между двумя общежитиями на постоянной основе было развёрнуто социалистическое соревнование и был объявлен конкурс на лучшую комнату и койку.
В общежитии Саратовского педагогического техникума в комнатах отсутствовали вешалки, и приходилось студентам развешивать свою одежду по углам на вбитые в стену гвозди или на натянутых через всю комнату верёвках, что придавало неблагоприятный вид студенческой комнате [9, с. 154-159].
В общежитиях мест на всех иногородних студентов не хватало. В среднем на одного студента в Саратове приходилось в общежитии 2-3 метра жилой площади вместо установленной нормы в 5 метров [7, с. 156-157, 217]. Так, в 1936 г. вернувшиеся с летних каникул студенты старших курсов Саратовского театрального училища имени И.А. Слонова обнаружили, что их места уже заняты первокурсниками, и им пришлось жить на съёмных квартирах [3, д. 1129, л. 8]. Койки в общежитии имели оборванный вид, а в комнатах «кишели тараканы и грызуны» [7, с. 156-157, 217]. Студентам выдавались простыни, которые долго не стирались. Когда студенты стирали постельное бельё, то им приходилось спать на грязных матрацах.
В начале 1930-х годов саратовская швейная фабрика и Компромсоюз выделили для студентов техникумов ордера на получение одежды и обуви, так как многие студенты ходили в обносках, перешитой из старых вещей одежде. Цены в магазинах Саратова на одежду были высоки, и купить ее студенты и многие преподаватели техникумов не могли. Так, муж-
ское пальто на вате в 1933 г. стоило 101 руб., демисезонное 90 руб., а мужской костюм 105 руб. Для сравнения: средняя зарплата преподавателя Саратовского техникума физической культуры в 1933 г. составляла 105 руб., зарплата завуча составляла 150 руб., а техничка в этом же техникуме получала 55 руб. Зарплата преподавателей техникумов в структуре доходов составляла от 20% до 60%. Часто преподавателям приходилось брать в долг в кассах взаимопомощи и у отдельных лиц [4, д. 49, л. 69, 115, 118]. Основную часть заработной платы преподаватели тратили на покупку продуктов питания или посещения столовой, пошив и ремонт одежды, оплату коммунальных услуг. Вместе с этим приходилось тратить часть денежных средств на покупку посуды, посещения бань и парикмахерских. Минимальными были расходы на посещение театров, покупку книг, что для преподавателей имело важное значение в их профессиональном статусе.
Несмотря на сложную политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, преподаватели и студенты техникумов Саратова 1930-х годов сохранили черты человечности, духовности и патриотизма, которые подняли их на защиту страны в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, повседневная жизнь студентов Саратова в 1930-е годы была яркая и насыщенная. Основу повседневных будней составляла учебная деятельность. Студенты относились к получению знания ответственно и осознанно. Однако и внеучебная деятельность была насыщена и значительно влияла на материальную обеспеченность, здоровье и учебный процесс. Несмотря на повседневные трудности, студенты проявляли лучшие черты: ответственность, патриотизм, стремление к знаниям.
Изучение повседневной жизни студентов Саратова в 1930-е годы способствует более широкому рассмотрению функционирования советского социума в условиях проведения сталинской модернизации страны и способствует приданию ярких акцентов в освещении истории советской повседневности в целом.
Список литературы
1. Гессен С. Я. Вопросы потребления пищевых продуктов Нижне-Волжском крае // Нижнее Поволжье. 1931. № 8-9.
2. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 333. Оп. 1.
3. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 594. Оп. 1.
4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-374. Оп. 27.
5. Государственный архив Саратовской области. Ф. Р-2026. Оп. 2.
6. Государственный архив Саратовской области. Ф. Р-2108. Оп. 2.
7. Лебина Н. Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб.,2006.
8. Очерки истории Саратовского Поволжья. Под редакцией Ю. Г. Голуба. 1917 -1941. Т.3. Ч.1. Саратов, 2006.
9. Самохин А. Н., Логинова В. С. Саратовский библиотечный техникум: первый опыт подготовки библиотечных кадров в саратовском крае // Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей: Сб. науч. ст. - Саратов: Наука, 2010.
10. Сборник статистических сведений по Саратовскому краю за 1934 г. Саратов,
1935.
11. Семёнов В. Н., Семёнов Н. Н. Весна на Рабочей улице. Очерки быта саратовской семьи 30-50-х годов прошлого века. Саратов, 2012.
References
1. Gessen S. Ja. Voprosypotreblenijapishhevyhproduktov Nizhne-Volzhskom krae //Nizh-nee Povolzh'e. 1931. № 8-9.
2. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Saratovskoj oblasti. F. 333. Op. 1.
3. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Saratovskoj oblasti. F. 594. Op. 1.
4. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. A-374. Op. 27.
5. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti. F. R-2026. Op. 2.
6. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti. F. R-2108. Op. 2.
7. Lebina N. B. Jenciklopedija banal'nostej. Sovetskajapovsednevnost': kontury, simvoly, znaki. SPb., 2006.
8. Ocherki istorii Saratovskogo Povolzhja. Pod redakciej Ju. G. Goluba. 1917 - 1941. T.3. Ch.1. Saratov, 2006.
9. Samohin A. N., Loginova V. S. Saratovskij bibliotechnyj tehnikum: pervyj opytpodgotov-ki bibliotechnyh kadrov v saratovskom krae // Povyshenie kachestva professional'noj podgotovki budushhih uchitelej: Sb. nauch. st. - Saratov: IC «Nauka», 2010.
10. Sbornik statisticheskih svedenij po Saratovskomu kraju za 1934 g. Saratov, 1935.
Collection of statistical information on the Saratov region in Saratov, 1934, 1935.
11. Semjonov V. N., Semjonov N. N. Vesna na Rabochej ulice. Ocherki byta saratovskoj sem'i 30-50-h godovproshlogo veka. Saratov, 2012.
Шапиро Б.Л.
(Москва)
УДК 930.85
«ADVERSI, AVERSI, PERVERSI»: КОНЬ КАК ЧАСТЬ РУССКОГО ПОСОЛЬСКОГО ОБЫЧАЯ
Особенностью русской позднесредневековой культуры было мифологизированное массовое сознание, когда славянские верования еще сохранялись, а животные наделялись мифо-ритуальными функциями. В этом контексте анализируются посольские обычаи Московского государства XVI-XVII вв. Для рассмотрения избраны те из них, которые взаимодействуют с конем как с животным, традиционно находившемся в центре славянской мифологии.
Подробно рассматриваются все моменты, относящиеся к бытованию лошади в посольской культуре позднего средневековья. Это процедура конных встреч послов в поле, структура оформления конных поездов, церемониал въездов в Москву и в Кремль, обычаи пожалования коней посланникам для пребывания в Москве, правила приема посольских и ответных даров (в том числе определение их стоимости и процедура передачи) и специфика некоторых ритуалов из посольской повседневности.
В это время уже сформированный в общих чертах церемониал конного выезда становится важной частью русской средневековой культуры. Дорогие породистые кони и их драгоценное убранство как атрибуты престижа служат выстраиванию иерархии власти и играют существенную роль в формировании образа могущественного властителя в глазах представителей иноземной культуры.
В работе исследуются как общие правила, так и исключения из них. Акцент делается на понимании специфики русской культуры иноземными гостями. Согласно ему, русский посольский обычай, полный чудовищных контрастов, выглядит и как пугающий, и как притягательный одновременно. Конь здесь одновременно служит и средством расправы над неугодными посланниками и наиболее ценным даром для них же. Эта дихотомичность рассматривалась иностранцами, побывавшими в Московском государстве, как важный аспект русской культуры.
Ключевые слова и фразы: русская культура, дихотомичность, Московское государство, церемониал, посольство, история лошади