Научная статья на тему 'Педагогические техникумы Саратовского Поволжья в 1930-е гг. : становление региональной системы подготовки кадров'

Педагогические техникумы Саратовского Поволжья в 1930-е гг. : становление региональной системы подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ТЕХНИКУМЫ / ПЕДАГОГИКА / САРАТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ / ТЕХНИКУМЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / УЧИТЕЛЯ / САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ / 1930-Е ГГ / HUMAN RESOURCES / TECHNICAL COLLEGES / PEDAGOGICS / SARATOV TEACHERS'' TRAINING COLLEGE / TECHNICAL SCHOOLS FOR NATIONAL MINORITIES / TEACHERS / SARATOV VOLGA REGION / 1930-S

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Алексей Николаевич

Статья посвящена исследованию развития среднего специального образования в Саратовском Поволжье. Автором рассмотрена деятельность Саратовского педагогического техникума, определены трудности набора учащихся. Раскрывается роль партийных организаций, Наркомпроса в работе техникумов Саратовского Поволжья в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS'' TRAINING COLLEGES OF SARATOV VOLGA REGION IN THE 1930-S: DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF HUMAN RESOURCES TRAINING

The article deals with the development of the secondary vocational education in the Saratov Volga region. The author discusses the activities of the Saratov Teachers' Training College, defines the challenges of students' intake. The role of the party organizations, People's Commissariat for Education in the activities of the Saratov Volga region colleges in the 1930-s is considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические техникумы Саратовского Поволжья в 1930-е гг. : становление региональной системы подготовки кадров»

УДК 377.5 + 93

Самохин Алексей Николаевич

аспирант кафедры отечественной истории и историографии

Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКУМЫ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ В 1930-Е ГГ.: СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Samokhin Alexey Nikolayevich

PhD student, Russian History and Historiography Department, Saratov State University

TEACHERS' TRAINING COLLEGES OF SARATOV VOLGA REGION IN THE 1930-S: DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF HUMAN RESOURCES TRAINING

Аннотация:

Статья посвящена исследованию развития среднего специального образования в Саратовском Поволжье. Автором рассмотрена деятельность Саратовского педагогического техникума, определены трудности набора учащихся. Раскрывается роль партийных организаций, Наркомпроса в работе техникумов Саратовского Поволжья в 1930-е гг.

Ключевые слова:

кадры, техникумы, педагогика, Саратовский педагогический техникум, техникумы для национальных меньшинств, учителя, Саратовское Поволжье, 1930-е гг.

Summary:

The article deals with the development of the secondary vocational education in the Saratov Volga region. The author discusses the activities of the Saratov Teachers' Training College, defines the challenges of students' intake. The role of the party organizations, People's Commissariat for Education in the activities of the Saratov Volga region colleges in the 1930-s is considered.

Keywords:

human resources, technical colleges, pedagogics, Saratov Teachers' Training College, technical schools for national minorities, teachers, Saratov Volga region, 1930-s.

В 1930-е гг. активно развивалась система среднего специального образования. Главной задачей техникумов являлось обеспечение растущей потребности страны в квалифицированных кадрах. Все техникумы в данное время делились на пять типов: индустриальные, экономические, медицинские, художественные и педагогические. Основная масса техникумов, открытых в 1930-е гг. в Саратовском Поволжье, осуществляла подготовку преподавательских кадров. Большинство педагогических техникумов были небольшими по количеству студентов и редко располагали подходящими для учебных занятий помещениями [1, а 248]. Сеть педагогических учебных заведений была представлена: Аткарским школьным педагогическим техникумом (контингент - 425 чел.), Балаков-ским дошкольным педагогическим техникумом (277 чел.), Балашовским школьным педагогическим техникумом (458 чел.), Вольским школьным педагогическим техникумом (388 чел.), Новоузенским школьным педагогическим техникумом (412 чел.), Петровским школьным педагогическим техникумом (357 чел.), Пугачёвским школьным педагогическим техникумом (398 чел.), Саратовским педагогическим техникумом иностранных языков (225 чел.), Саратовским школьным педагогическим техникумом (473 чел.), Сердобским дошкольным педагогическим техникумом (269 чел.), Хвалын-ским школьным педагогическим техникумом (350 чел.) [2, а 112-113; 3, л. 13]. Всего в педагогических техникумах Саратовского Поволжья обучалось 3 881 чел. [4, л. 153].

Повышение расходов на народное образование, быстрый рост школ и учащихся увеличивали потребность в педагогических кадрах. Подготовку педагогических кадров к этому времени осуществляла система педагогического образования, состоявшая из двух звеньев: педагогических техникумов, готовивших учителей для начальных школ в течение трех лет [5, а 39], и педагогических институтов и педагогических факультетов университетов, готовивших учителей для старших классов средней школы и школ повышенного типа. В связи с недостатком учителей в школах, особенно сельских, учителями работали выпускники педагогических техникумов, которые также преподавали в старших классах [6, а 104-105].

Педагогические техникумы в Саратовском Поволжье находились в крайне тяжелом материальном положении: в период промышленного строительства основные суммы ассигнований направлялись индустриальным техникумам. Это отражалось на работе педагогических учреждений и на положении студенчества. Так, журнал «Красное студенчество» характеризовал материальное положение учащихся педагогических техникумов в 1930 г. следующим образом: «Мало

стипендий, нет общежитий, а имеющиеся - недостаточны, плохи, нередко даже безобразно, чудовищно плохи» [7, л. 4].

Особенно остро нехватка педагогических кадров в Саратовском Поволжье наблюдалась в сельской местности. Так, еще в сентябре 1921 г. постановлением СНК РСФСР в Балашове был открыт педагогический техникум, который обслуживал Балашовский, Сердобский и Камышинский уезды. До 1929 г. в техникуме было три отделения: школьное, дошкольное и политико-просветительское. В 1929/1930 учебном году при техникуме открылись украинское отделение и краткосрочные курсы по подготовке учителей украинских школ I ступени. За 15 лет, с 1921 по 1936 г., Балашовский педагогический техникум подготовил 620 учителей начальной школы, 80 учителей средней школы и 125 работников дошкольных учреждений [8, л. 16]. Выпускники Балашовского педагогического техникума, который имел сельскохозяйственный уклон, должны были не только обладать знаниями по методике и педагогике, но и уметь вести пропаганду передовых агрономических знаний, хорошо разбираться в вопросах, касающихся основных направлений сельскохозяйственного труда.

Для подготовки учителей в национальных школах в Саратовском Поволжье были открыты два техникума: 2-й Саратовский педагогический (татарский) и Петровский педагогический (мордовский). В 1930-е гг. большое внимание уделялось подготовке кадров для национальных меньшинств. Выпускники национальных педагогических техникумов должны были образовать слой новых руководящих кадров на местах, носителей и распространителей коммунистической идеологии среди национальных меньшинств. Таким образом, по замыслу большевиков, позиции их власти в регионах значительно укреплялись. Так как в Саратовском Поволжье проживает значительное количество представителей татарского и мордовского этноса, в местах их компактного проживания были созданы соответствующие педагогические техникумы. Учебные занятия в техникумах велись на русском либо татарском языке, в Мордовском педагогическом техникуме (г. Петровск) - преимущественно на русском языке. Все программы обучения в таких техникумах были утверждены Наркомпросом, но могли учитывать специфику той местности, в которой они были расположены.

Одной из трудностей, с которыми столкнулись техникумы Саратовского Поволжья в 1930-е гг., являлся набор учащихся. Сложности с набором испытывали не только педагогические техникумы, но и другие педагогические учебные заведения. Профессия учителя не была овеяна ореолом героизма, причастности к происходившим в стране событиям. Только после проведения определенных мер, направленных на повышение социального статуса учителей, улучшение их материального положения, ситуацию удалось выправить.

Особой популярностью в Саратовском Поволжье пользовался Саратовский школьный педагогический техникум, открытый в 1924 г., а в 1930-е переживавший годы своего расцвета. В техникуме были школьное, дошкольное и политико-просветительское отделения. На основании постановления СНК СССР от 29.12.1934 г. и постановления организационного комитета ВЦИК Саратовского края от 07.04.1934 г. в целях повышения квалификации всех учителей начальной школы, которые не имели среднего специального педагогического образования, при педагогическом техникуме было организовано заочное отделение. Оно охватило учителей начальной школы всего Саратовского Поволжья. Саратовский техникум являлся базовым учебным заведением, организатором методической помощи другим педагогическим техникумам края. Желающих учиться в техникуме было довольно много, но большинство имели образование ниже уровня, необходимого для приема в техникум. Ситуация с приемом в техникум усложнилась в начале 1930-х гг. в связи с секретной директивой Наркомпроса, разъяснявшей, как поступать с учащимися, родители которых были признаны кулаками. Студенты, которые не порвали связи с родителями-кулаками, подлежали скорейшему исключению из техникума, а представители организаций, предоставившие неточные сведения о материальном положении поступающих, привлекались к уголовной ответственности [9, л. 22].

В Саратовский педагогический техникум принимались лица в возрасте от 15 до 25 лет, не лишенные избирательных прав. Предусматривались вступительные испытания по русскому языку, обществоведению, математике и физике (с элементами химии) за курс семилетней школы. Также требовалось предоставить документы о социальном происхождении, трудовом стаже родителей, сообщить информацию о наличии либо отсутствии родственников за границей. Учитывались справки об ударничестве и характеристики с организаций. Вместе с тем решающим при приеме в техникум являлось слово представителей ВКП(б) и ВЛКСМ, представители которых являлись обязательными членами приемных комиссий. Все выпускники техникумов подлежали обязательному распределению. Выпускников направляли, как правило, на рабочие места в пределах Саратовского Поволжья, но централизация распределения позволяла учитывать потребности в кадрах во всей стране [10, с. 64].

Таким образом, педагогические техникумы в 1930-е гг. стали основным типом учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Преодолевая объективные трудности, связанные с низким уровнем образования поступающих, и субъективные трудности, вызнанные социальным ограничением приема, педагогические техникумы сделали все возможное для обеспечения учительскими кадрами школ Саратовского Поволжья.

Ссылки:

1. Очерки истории Саратовского Поволжья / под ред. Ю.Г. Голуба. 1917-1941. Т. 3, ч. 1. Саратов, 2006.

2. Культурное строительство в Саратовском Поволжье: документы и материалы. Саратов, 1988. Ч. II: 1928-1945 гг.

3. ГАНИСО (Гос. арх. новейш. ист. Сарат. обл.). Ф. 594. Оп. 1. Д. 1530. Л. 13.

4. ГАСО (Гос. арх. Сарат. обл.). Ф. 2215. Оп. 1. Д. 252. Л. 153.

5. Народное просвещение в РСФСР в цифрах за 15 лет советской власти : крат. стат. сб. М. ; Л., 1932.

6. Пыльнев М.И. Педагогические институты РСФСР. 1930-1950. М., 1952.

7. ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 1530. Л. 4.

8. Там же. Л. 16.

9. ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 252. Л. 22.

10. Народное просвещение в РСФСР ... С. 64.

References:

Golub, YG (ed.) 2006, Essays on the History of the Saratov Volga region, 1917-1941, vol. 3, parts. 1, Saratov, (in Russian). Public education in the USSR in the figures for the 15 years of Soviet rule: collection 1932, Moscow, (in Russian). Pylnev, MI 1952, Pedagogical Institutes of the RSFSR, 1930-1950, Moscow, (in Russian).

The cultural building of the Saratov Volga region: documents and materials 1988, Saratov, part II: 1928-1945 gg, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.