Научная статья на тему '«ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ МИЛЁНКИ. ИЗ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ»'

«ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ МИЛЁНКИ. ИЗ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
146
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДРУССЫ / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / РОДНОВЕРИЕ / ВЛАДИМИР МЕГРЕ / КУЛЬТ АНАСТАСИИ / РОДОВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляков Петр Сергеевич

Статья посвящена описанию повседневной жизни родового поселения Милёнки, Калужской области, Дзержинского р-на. В работе нашли отражение личные воспоминания автора о поездке в данное поселение. Основное внимание было уделено выявлению генезиса идеи родовых поместий, а также изучению религиозных убеждений поселенцев и бытовых условий их проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE OF A TRIBUAL SETTLEMENT MILENKI: PERSONAL RECOLLECTIONS

The article is devoted to the description of everyday life of the tribual settlement of Milenki, Kaluga region, Dzerzhinsky district. It reflects the author's personal memories of a trip to this settlement. The article focuses on identifying the genesis of the idea of such tribual settlements, as well as studying religious beliefs of the settlers and their living conditions.

Текст научной работы на тему ««ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ МИЛЁНКИ. ИЗ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ»»

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ

Иерей Петр Сергеевич Поляков «Повседневная жизнь родового поместья Милёнки. Из личных воспоминаний»

УДK 298.9

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОДОВОГО ПОСЕЛЕНИЯ МИЛЁНКИ. ИЗЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

Иерей Петр Сергеевич Поляков,

магистрант кафедры церковно-исторических дисциплин

Омской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена описанию повседневной жизни родового поселения Милёнки, Калужской области, Дзержинского р-на. В работе нашли отражение личные воспоминания автора о поездке в данное поселение. Основное внимание было уделено выявлению генезиса идеи родовых поместий, а также изучению религиозных убеждений поселенцев и бытовых условий их проживания.

Ключевые слова: ведруссы, неоязычество, родноверие, Владимир Мегре, культ Анастасии, родовое поселение.

EVERYDAY LIFE OF A TRIBUAL SETTLEMENT MILENKI: PERSONAL RECOLLECTIONS

Priest Peter Sergeevich Polyakov

Master's student of the Department of Church Historical Disciplines

of the Omsk Theological Seminary

Abstract. The article is devoted to the description of everyday life of the tribual settlement of Milenki, Kaluga region, Dzerzhinsky district. It reflects the author's personal memories of a trip to this settlement. The article focuses on identifying the genesis of the idea of such tribual settlements, as well as studying religious beliefs of the settlers and their living conditions.

Keywords: vedrussians, neo-paganism, rodnoverie, Vladimir Megre, cult of Anastasia, tribual settelment.

данной статье речь пойдет о территориальном объединении, которое находится в Калужской области, Дзержинского района. Это поселение располагается на красивом природном ландшафте рядом с национальным парком «Угра», что активно используют поселенцы-последователи культа Анастасии, которые под видом экотуризма привлекают к себе новых адептов. Людям, приезжающим в эти края, как правило, совершенно неизвестна специфика религиозной веры жителей родового поместья. На самом же деле все эти эко-поселения ориентированы исключительно на исполнение «заветов» отшельницы Анастасии, являющейся вымышленным персонажем литературного творчества Владимира Мегре.

В ходе данного исследования использовалась следующая теоретико-мето дологическая база. Был применен метод анализа документов при изучении книг Владимира Мегре и материалов сайтов https://anastasia.ru/, https://milenki.ru/. Автором также проводилось структурированное наблюдение за отдельными семьями в данном поселении, осуществлялось полуформальное интервьюирование жителей, что позволило наработать достаточный фактический материал, который и будет использован в данной работе.

№ 1 (10), 2021

Летом 2010 г. мне довелось по рабочему вопросу посетить данное поселение. Считаю необходимым немного рассказать о предыстории данной поездки. Дело в том, что мой двоюродный дедушка Сергей Поляков всю свою жизнь посвятил печному ремеслу и освоил его в совершенстве. С течением времени он организовал бригаду, которая от кладки печей перешла к полноценному строительству под ключ целых домов. Мне Божией милостью удалось поработать с ним на ряде объектов, получить бесценный опыт и помочь мастеру в выполнении нескольких заказов. Одно предложение на строительство авторской печи пришло из д. Милёнки, Калужской области, от москвича, желавшего перебраться туда на постоянное место жительства. Заказ был принят и выполнен. Благодаря такой возможности мне лично довелось увидеть быт и познакомиться с убеждениями местных жителей.

В тот период я еще был студентом третьего курса Калужской духовной семинарии. В меру исполнения своих рабочих обязательств по выполнению заказа на кладку печи стало возможным наблюдение и общение с семьей заказчика, а также остальными жителями экопоселения.

Данное поселение было основано в 2006 году с целью создания для определенной группы людей, так называемого «родового поместья». Сами жители называют их местами «любви и гармонии на земле». Оно является одним из четырех действующих родовых поместий, расположенных в пределах Калужской области. Желание поселиться в Милёнках сразу же проходит первую проверку на то, чтобы разделить свои жизненные цели и бытовой уклад с поселенцами.

Общение местные жители строят, акцентируя внимание на тех видимых плюсах жизни в Милёнках, которые могут заинтересовать приезжего. Городского жителя естественным образом тянет к красивым и живописным местам, а здесь, неподалеку от национального парка «Угра», таких предостаточно. Но важно понимать, что рассказ о природе, а также о том, что происходило в истории нашего отечества в конце XV века (знаменитое стояние на Угре), является некоей ширмой, за которой скрывается то, что не лежит на поверхности.

Милёнки находятся в 85 км к северо-западу от Калуги и в 25 км от районного центра - г. Кондрово. На момент моего посещения в Милёнках было несколько десятков семей. По данным на начало 2015 года в поселении зимовало уже 50 семей с детьми. Показатели прироста жителей имеют положительную динамику и до нынешнего 2021 года.

Коснемся еще одного примечательного географического факта. На расстоянии 20 км от Милёнок находится знаменитая деревня Никола-Ленивец, которая позиционируется как площадка в 650 га для различного рода творчества: от искусства до экофермерства. Этот европейский арт-парк застроен многими сооружениями, напоминающими языческие капища. Здесь проводятся разные действия религиозно-обрядового характера, хотя и под видом искусства. Резонансным событием стала Масленица 2018 г. На этом народном празднике вместо чучела был сожжен тридцатиметровый объект, выполненный из горючих древесных материалов. Внешний вид объекта напоминал готическое здание и многими был идентифицирован как католический костел. Иначе говоря, многими простыми жителями, общественными деятелями, медийными персонами и религиозными организациями такое действие было названо недопустимым. Впоследствии организатор данного сожжения извинялся и пытался доказать, что произошла ошибка, и он для макета здания не использовал

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ

Иерей Петр Сергеевич Поляков «Повседневная жизнь родового поместья Милёнки. Из личных воспоминаний»

никакой религиозной символики [6]. Таким образом, рядом с Милёнками находится такое необычное поселение, которое в ряде своих проектов не чуждо неоязыческих идей, что укладывается в общую мировоззренческую картину поселян.

В соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающим бесплатное предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице/ индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа [5], нами была получена выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, позволившая подтвердить учреждение и нынешнее существование Союза землепользователей «Родовое поселение Милёнки».

Для того, чтобы получить землю в аренду, и было создано данное некоммерческое партнерство, которое своей целью поставило создание экологического поселения на площади 150 га. Эта операция была сделана благодаря личному посредничеству губернатора Калужской области, что наводит на мысль о больших возможностях данных учредителей. Но, впрочем, такое утверждение из области догадок, но факт состоит в том, что приезжий в родовое поместье получает пай земли и по истечении нескольких лет пользования может закрепить его за собой с правом передачи по наследству.

Интересный момент заключается в том, что людям дачный вариант использования земли сразу закрыт. Непременным условием ставится отсутствие вредных привычек и облагораживание участка и переезд на постоянной основе в течение ровно двух лет. А перед этим требованием оговаривается, что на это, конечно, должны быть возможности. Одним словом, если ты бедняк, то в Милёнки не попасть.

Для приезжающих организованы общие условия размещения в гостевых домиках и предоставляется месяц на ознакомление с местными жителями. При появлении у человека желания остаться и вступить в некоммерческое партнерство созывается общий круг поселения, который может принять положительное решение о его вступлении только единогласно.

Существуют определенные правила проживания в поселении. Они имеют общенравственный характер и обязательны для исполнения всеми жителями. Эти правила содержат ряд интересных пунктов. Например, постулируется бережное отношение к природе, граничащее с навязчивостью. В поселении также не допускаются религиозная или политическая пропаганда, а также высказывания, содержащие религиозную, национальную и пищевую нетерпимость.

При этом религиозная составляющая жизни поселенцев несомненно присутствует, хотя часто и не проявляется открыто. Когда же жители родовых поместий сами проповедуют, то пытаются вовлечь в свои ряды утверждением, что «нам хорошо сейчас», тогда как другие верования говорят о будущем благе. Большинство поселенцев транслирует идеи любви и гармонии в семье. При этом отмечают, что необходимо соблюдать некоторые обряды, которые позволят в семью принести любовь. Среди таких обрядов называются: ведрусское венчание, обряд очищения от телегонии и обряд венчания для женщин с детьми.

В названии одного из ритуалов мы встречаем упоминание мифической расы вед-руссов, которые якобы обладали невиданными знаниями и ушли с исторической арены после принятия христианства на Руси. Такой термин является прямой отсылкой на неоязыческое движение, известное как «Звенящие кедры России». Эта новая религия разными способами стремится к воплощению идей вымышленного литера-

№ 1 (10), 2021

турного персонажа Анастасии, наделенной разного рода способностями, превосходящими человеческий разум, обитающей в удаленном от всего мира затворе и находящейся в гармонии с природой.

История данного движения начинается в 1994 году с его основателя и главного идеолога Владимира Мегре. Он жил в Новосибирске и работал фотографом. В указанном году он осуществил две экспедиционные поездки по реке Оби. Через несколько лет после посещения сибирской тайги В. Мегре издает первую книгу под названием «Анастасия», которая впоследствии оформилась в целую серию из десяти книг «Звенящие кедры России». Серия выдержала много изданий, и данные книги успешно продаются во многих странах на разных языках.

Своеобразным импульсом к образованию и началу деятельности любителей и читателей его книг послужила изданная в 2000 г. книга «Кто же мы?». После ее публикации наметилось основное направление деятельности новообразованных движений в разных городах России, ставивших своей целью удаление от мегаполисов к природной сфере обитания, посредством основания родовых поместий, к которым и принадлежит изучаемое нами поселение Милёнки.

Интересное наблюдение можно увидеть на страницах английского издания Watkins' Mind Body Spirit, позиционирующего себя как ежеквартальный журнал, охватывающий самый широкий круг эзотерических тем: мистических, современных духовных, говорящих о саморазвитии и вечной мудрости. Владимир Мегре единственный из российских писателей на протяжении пяти лет с 2011 по 2015 год входил рейтинг ста самых известных ныне живущих духовных лидеров. В 2015 году он занимал 90-ю строчку [4].

Молодая отшельница Анастасия, с которой якобы встречался на берегу Оби В. Мегре, является представительницей древнейшего рода, хранящая в своей памяти информацию начиная от начала человеческого бытия, и предлагающая разные обряды для содействия сохранению любви. В своей жизни читатели и практикующие анастасийцы любят духовные высказывания и притчи Анастасии, транслируемые самим автором. Например, утверждается, что «Бог создал Кедр как накопитель энергий Космоса... даже в маленьком кусочке Кедра, благодатной для человека энергии больше, чем у всех рукотворных энергетических установок на Земле вместе взятых. Кедр принимает исходящую через Космос от человека энергию, хранит и в нужный момент отдает» [2, с. 9-10].

При первом же обращении к литературному творчеству В. Мегре мы находим изложение учения Анастасии о Боге. Но в нем нет места христианскому учению о Едином и Триипостасном Боге, напротив, божество в рамках учения анастасийцев безличностно: «Бог - это межпланетный Разум, Интеллект. Он находится не в единой массе. Половина Его во внематериальном мире Вселенной. Это комплекс всех энергий. Вторая половина Его частичками рассредоточена на Земле, в каждом человеке» [2, с. 49]. Подобными тезисами автор подводит читателя к умозаключению о том, что Бог - только демиург, ныне не участвующий в управлении миром.

Стоит указать, что на данный момент за неимением точных данных нет возможности вынести точное определение касательно религиозной принадлежности всех жителей родового поселения Милёнки. Но явное сходство с движением анастасийцев прослеживается не только в мировоззрении, но и в практикуемых поселенцами обрядах. При этом в ходе нашего исследования было замечено, что жите-

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ

Иерей Петр Сергеевич Поляков «Повседневная жизнь родового поместья Милёнки. Из личных воспоминаний»

ли поселения Милёнки в разговорах о принадлежности к какой-либо религии не проявляют категоричности. Исповедование религии для них не обязательно, хотя и нет предписаний, запрещающих придерживаться разных религиозных верований. На личный взгляд опрошенных поселенцев, нет проблемы в том, чтобы быть православным и одновременно увлекаться идеями Владимира Мегре. Такое нейтральное или даже уважительное отношение к православию весьма настораживает верующего православного христианина, поскольку мы знаем определенное и в недвусмысленной форме сказанное апостолом Павлом: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:1516). Таким образом, учение о важности понятий рода, предков, родовых поместий, других языческих особенностей устроения вселенной уживается в миропонимании анастасийцев с элементами видоизмененного христианства. Последователи данного культа, например, используют в своей ежедневной духовной практике отредактированные православные молитвы.

Очевидно, что сами поселенцы понимают, что получить единообразное в религиозном плане поселение не всегда возможно. Развитие поселения возможно только за счет неофитов, мировоззрение которых, как правило, четко еще не оформлено. Но кто кроме неофита сможет оставить свой привычный уклад и ринуться покорять целину? Многие из новоприбывших живут при этом в землянках. Ситуацию для них усугубляет то, что земля в родовых поместьях принадлежит некоммерческому объединению и в большинстве случаев оформлена как КФХ, а следовательно строить на таких землях дома запрещается.

Но люди сознательно идут на строительство домов или же на возведение землянок, чумов и домов. На наш взгляд, ничем, кроме идеологической мотивации, такое нерациональное поведение объяснить невозможно. Из законодательства известно, что возможен снос построек, в том числе и жилых, устроенных не в соответствии с законодательством. Однако практика говорит, что подобных прецедентов не столь много по всей России. Если перефразировать, то над поселенцами висит дамоклов меч, готовый обрушиться на их место обитания. Пусть и случаев таких сносов домов единицы. Можем попытаться порассуждать, что же лучше? Документально надежно и сразу оформить землю в пользование и строить жилые постройки без опасения сноса или же самовольно приняться за строительство и надеяться на то, что у местной администрации не хватит бюджета на финансирование данной законной процедуры или просто не дойдут до нее руки? Рациональный выбор очевиден. Однако приезжие поступают иначе, становясь поселенцами и надеясь на призрачные законодательные инициативы депутатов, говорящих о возможном разрешении использовать земли под КФХ для строительства жилых построек.

В силу того, что родовое поселение Милёнки находится на территории Калужской области, вполне закономерно, что первыми поселенцами в нем стали калужане. На момент нашего посещения было установлено, что в поместье находятся семьи из разных городов, таких как Москва, Томск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и других областей. В некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, есть даже активные клубы, объединяющие последователей Анастасии и подчеркивающие их усердное

№ 1 (10), 2021

движение в плане исполнения ее «заветов» [3, с. 262]. В самой Калуге таких официальных клубов нами замечено не было.

В родовом поместье Милёнки проживают семьи с детьми разных возрастов, а людей глубокого пожилого возраста практически нет. Распорядок дня в поселении имеет типичный деревенский характер. Если у кого-то есть подсобное хозяйство, то все дела по уходу и содержанию различной живности необходимо выполнить с раннего утра. В зависимости от вида животного уход за ним может быть необходим до двух-трех раз в день. В сельской местности также не обойтись без ежедневных дел по поддержанию в рабочем состоянии всех необходимых инструментов, приспособлений и построек. У поселенцев с ремесленным уклоном важную часть дня занимают труды по изготовлению различных изделий. Сами дома местных жителей устраиваются в соответствии с их возможностями из разных материалов. В большинстве случаев дома деревянные с отделкой в разных стилях. Но в общих чертах можно заметить, что внутреннее содержание дома стремится к минимализму и практичности. В одежде местных поселенцев преобладают славянские мотивы. Хотя и обычная практичная деревенская одежда по сезону тоже присутствует. Женщины и мужчины стараются носить длинные волосы, у мужчин также приветствуется борода. Все они приехали из разных городов, ничего выделяющего их по этническим признакам нет, все в основном русские. Как уже отмечалось, славянская стилистика преобладает во всех аспектах жизни поселенцев.

Несмотря на довольно спонтанный характер инициативы переезжать на постоянное место жительство в сельскую местность, бытовой уклад поселенцев не может быть охарактеризован нами как целиком базирующийся на единообразных общинных принципах. На это прямо указывает наличие различных религиозных и социокультурных практик.

Обычно поселенцы утверждают, что живут они своим трудом и своим хозяйством. Кроме того, организованы туристические экскурсии, на которых можно приобрести продукцию жителей Милёнок. Существуют и разные ремесленные начинания. Однако вряд ли возможно поставить на самоокупаемость сельское поселение, в котором вместо водопровода есть колодцы, отсутствует газоснабжение, но есть дровяное отопление, нет электричества, но зато используются местные бытовые электрогенераторы. Очевидно, что для полноценной жизни и достижения реальной самоокупаемости недостаточно продавать изделия народного промысла и выращенные овощи.

Жизнь своим хозяйством является, конечно, делом благородным, но в данном случае мы видим прежде всего не успешный пример ведения экономики экопоселе-ния, а углубление в религиозную составляющую, которая и перекрывает ряд бытовых неудобств. Кроме того, очевидно, что невозможно жить в родовом поселении и полностью прекратить связь с внешним миром, стараться не использовать автомобили и при этом не иметь стороннего источника финансирования.

Красивая картинка на самом деле не такая уж и радужная. Под видимой формой экопоселения скрывается религиозная организация неоязыческого характера. Данный феномен нуждается в дальнейшем наблюдении и изучении в социологическом и религиоведческом аспектах. В частности, рассмотрение родового поселения Милёнки в плане религиозной составляющей вызывает большой интерес в перспективе дальнейших исследований.

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ

Иерей Петр Сергеевич Поляков «Повседневная жизнь родового поместья Милёнки. Из личных воспоминаний»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: 2007. -1348 с.

2. Мегре В.Н. Анастасия. - М. - СПб.: Диля, 2002. - 224 с.

3. Грусман Я.В. Новые религиозные практики горожан: движение Анастасии как феномен религиозной и социокультурной жизни современного Петербурга // Вестник Санкт-Петербургского Университета. - 2007. - Сер. 6. Вып. 2. - С. 260-266.

4. Журнал Watkins' Mind Body Spirit // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.watkinsmagazine.com/watkins-spiritual-100-list-for-2015 (дата обращения: 28.11.2020)

5. Официальный сайт президента России // Электронный ресурс. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/17299/page/2 (дата обращения: 28.11.2020).

6. Новостной портал Лента.ру // Электронный ресурс. Режим доступа: https:// lenta.ru/news/2018/02/19/kostel/ (дата обращения: 02.12.2020).

Рецензент: магистр теологии иерей Андрей Анатольевич Денисов, Омская духовная семинария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.