Научная статья на тему 'Дети New Аде: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России»)'

Дети New Аде: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России») Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2400
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЬЮ ЭЙДЖ / NEW AGE / "ANASTASIA" / ДВИЖЕНИЕ "АНАСТАСИЯ/ЗВЕНЯЩИЕ КЕДРЫ РОССИИ" / "RINGING CEDARS OF RUSSIA" MOVEMENT / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА / ALTERNATIVE COMMUNITIES / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / NEOPAGANISM / ПРИМИТИВИЗМ / PRIMITIVISM / ДЕТИ И УТОПИЯ / CHILDREN AND UTOPIA / "ЕСТЕСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО" / "NATURAL PARENTHOOD" / "РОДОВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" / "ANCESTRAL SETTLEMENT"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ожиганова Анна

В статье рассматриваются представления о детстве и родительские практики, существующие в современных альтернативных сообществах утопических религиозных общинах. Примером такого сообщества выступает движение «Анастасия/Звенящие кедры России», выросшее из читательской аудитории Владимира Мегре, автора серии книг «Звенящие кедры России». В представлении участников движения дети являются маленькими ангелами и великими мудрецами, поскольку они «не испорчены цивилизацией». Родительские практики участников движения развиваются в рамках концепции «естественного родительства». Апеллируя к «традиции предков», анастасийцы, по сути, конструируют новую традицию и уповают на то, что их дети дадут начало новому Роду, новому человечеству, которое разрешит все социальные, политические и экологические пробле мы и создаст новое справедливое мироустройство. Статья написана на основе полевых материалов, собранных в поселении «Благодать» и ряда интервью В 2010-2011 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ожиганова Анна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Children of New Age: a Utopian Project of Anastasia Movement

The article explores the imagination of childhood and parenting practices of contemporary alternative communities in Russia, which draws upon utopian religious and social ideals. Among those communities there are «ancestral (rodovye) settlements» of a New Age, Neo-Pagan movement «Anastasia», or «Ringing Cedars of Russia». The childhood, taken as a unique phase in human lifetime, is particularly emphasized: children are seen as little angels and great sages, because they are not corrupted by civilization. Parenting practices are based upon a conception of «natural parenthood». Referring to «ancestral traditions», the members of the alternative communities construct, in fact, a brand new tradition believing that their children will give rise to a new Generation (Rod) and a new humanity, which will solve all the social, political and ecological problems and create a new, just world order. The article draws upon field data at the Blagodat’ (Grace) settlement and a series of interviews collected in 2010-2011.

Текст научной работы на тему «Дети New Аде: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России»)»

Дети New Аде: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России»)

Anna Ozhiganova

The Children of New Age: a Utopian Project of Anastasia Movement

Anna Ozhiganova — Researcher at the Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Science (Moscow). [email protected]

The article explores the imagination of childhood and parenting practices of contemporary alternative communities in Russia, which draws upon Utopian religious and social ideals. Among those communities there are «ancestral (rodovye) settlements» of a New Age, Neo-Pagan movement «Anastasia», or «Ringing Cedars of Russia». The childhood, taken as a unique phase in human lifetime, is particularly emphasized: children are seen as little angels and great sages, because they are not corrupted by civilization. Parenting practices are based upon a conception of «natural parenthood». Referring to «ancestral traditions», the members of the alternative communities construct, in fact, a brand new tradition believing that their children will give rise to a new Generation (Rod) and a new humanity, which will solve all the social, political and ecological problems and create a new, just world order. The article draws upon field data at the Blagodat' (Grace) settlement and a series of interviews collected in 2010-2011.

Keywords: New Age, «Anastasia», «Ringing Cedars of Russia» movement, alternative communities, Neopaganism, primitivism, children and Utopia, «natural parenthood», «ancestral settlement».

ДВИЖЕНИЕ Нью Эйдж в период своего расцвета (1970-1980-е годы) породило множество локальных утопических проектов — коммун, общин, экопоселений. Их можно объединить, используя в качестве общего знаменателя понятие альтернативного сообщества, поскольку, осуждая современную цивилизацию как нездоровую, приносящую вред и людям, и природе, они пред-

¿L гл Ожиганова А. Дети New Аде: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России»)// Государство, \J религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №2 (33). С. 262-286.

Ozhiganova, А. (2015) «The Children of New Age: a Utopian Project of Anastasia Movement», G osudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 33 (2): 262-286.

лагают работать над созданием некоей «альтернативы» — справедливого, здорового, гармоничного общества. Некоторые из этих сообществ продолжают существовать и сейчас, в ситуации, которую один из крупнейших исследователей современной религиозности, Дж. Мелтон, характеризует как посг-Нью Эйдж1. В конце 1980-х годов лидеры Нью Эйдж, в том числе основатель коммуны Файдхорн Давид Спэнглер, вынуждены были признать, что движение в целом переживает кризис: вера в скорое наступление Эры Водолея утратила былую привлекательность, духовные практики стали достоянием массовой культуры и подверглись коммерциализации. Тем не менее понятие Нью Эйдж остается актуальным и объединяет разнообразные, в том числе вновь возникающие группы европейского оккультизма, восточной религиозности, неошаманизма, неоязычества2.

В основе мировоззрения Нью Эйдж лежат две идеи, объединяющие различные группы, направления и локальные общины. Одна из них заключается в ожидании прихода «Нового Века» — эпохи высокой духовности, которая должна положить конец всем бедам человечества, прежде всего болезням, войнам, бедности, расовой нетерпимости. Эти социальные преобразования, по представлениям идеологов Нью Эйдж, станут неизбежным результатом духовного пробуждения всего населения Земли, которое должно произойти в течение жизни следующего поколения. Вторая фундаментальная идея Нью Эйдж состоит в признании возможности личного духовного преображения путем следования индивидуальной системе практик психофизического совершенствования3.

Нью Эйдж обладает характерными чертами утопического мировосприятия. Во-первых, утопии свойственна уверенность во всесилии человека, в его безграничных возможностях, некий вид титанизма, унаследованный от гуманистов Возрождения. Во-вторых, утопия предполагает чрезвычайную пластичность природного и социального мира, допускает возможность его произвольной переделки, если это требуется для реализации некоего идеала4. В случае Нью Эйдж титанизм выражается в представлениях о радикальной трансформации природы человека: открытии сверхъестественных способностей (ясновиде-

1. Melton, J. G. (2014) New Age Movement. Encyclopedia Britannica.

2. БаркерА. Новые религиозные движения. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. С. 224-225.

3. Melton, J. G. (2014) New Age Movement. Encyclopedia Britannica.

4. ЧертковаЕ.Утопия как тип сознания//Общественные науки и современность.

1993. №3. G 73.

ние, телепатия, телепортацпя n др.), преодолении старения, приобретении устойчивости к заболеваниям. Заманчивой для представителей Нью Эйдж оказалась идея развития спиритуальных способностей детей, что привело к активному применению таких практик, как домашние («естественные») роды, отказ от прививок, долгое кормление грудью, закаливание, бэби-йога, раннее плавание, которые впоследствии оформились в концепцию «естественного родительсгва».

Самым массовым и заметным из российских альтернативных сообществ является движение «Анастасия» («Звенящие кедры России»), Но существует также множество небольших самостоятельных общин, как, например, поселение «Правоведи» (Московская область), Тиберкуль (Красноярский край), Гришино (Ленинградская область), Нево-Эковиль (Карелия).

Сами анастасийцы, претендуя на роль продолжателей некоей древней традиции, причисляют себя к современному язычеству. Исследователи, однако, рассматривают движение «Анастасия» в качестве варианта «русского Нью Эйдж», подчеркивая таким образом его эклектичный характер и тот факт, что основные идеи движения принадлежат современной эпохе. «Утопией в духе Нью Эйдж» называет движение «Анастасия» И.Кантеров5; Ю.Андреева предлагает использовать понятие «движение New Аде "Анастасия"»6.

Мировоззрение, характеризующее подобные альтернативные сообщества, можно отнести к традиции «примитивизма». В свое время А. Лавджой и Дж. Боас, предложившие это понятие, писали:

история примитивизма является частью более широкой исторической тенденции, представляющей одну из наиболее странных, могущественных и постоянных движущих сил западной мысли — использование термина «природа» для выражения мерила человеческих ценностей, отождествления добра с тем, что является «естественным» или «соответствует природе»7.

Главным основанием примитивистских идей выступает ключевая оппозиция естественного — искусственного, природы —цивилиза-

5. КантеровИ.Утопия в духе Нью-Эйдж//НГ-религии. 02.07.2008.

6. АндрееваЮ. О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. №5. С.73-87.

7. Boas, G. et Lovejoy, А. (1935) A Documentary History of Primitivism and Related Ideas. Vol. I. Primitivism and Related Ideas in Antiquity, p. 11. Baltimore: The Johns Hopkins Press.

ции. К этой традиции относится творчество Ж.-Ж. Руссо, Г. Topo, Л.Толстого, воспевавших «естественного» человека.

Исследователи новой религиозности относят неоязычество к парадоксальным явлениям современности. А.Коскелло отмечает, что современные язычники, претендующие на «возрождение» аутентичной культурной традиции, на самом деле создают «реконструкцию совокупности адаптированных религий»: «Акцент делается уже не столько на восстановлении или возрождении некоей утраченной веры предков, сколько на определении истинного духовного пути, на творческом конструировании по сути новой религии»8. Фактически лидеры общин создают новую традицию, конструируя ее из материалов этнографических и фольклорных исследований и мифологии Нью Эйдж. Одно из ключевых понятий современного язычества — «род» — осмысляется не как сообщество кровных родственников, а как община единомышленников. При этом важнейшей задачей семьи становится создание «своего рода», собственной линии потомков. Таким образом, неоязыческий род — это общность, обращенная не в прошлое, а в будущее. В этой связи отношение представителей альтернативных сообществ к детям и к детству приобретает большое значение, поскольку сделанная на детей «ставка» здесь очень велика: именно успех или провал в воспитании детей определит будущее этих общин.

Статья написана на основе полевых материалов, собранных в поселении «Благодать» в августе 2010 г. и ряда интервью с представителями движения «Анастасия» (Москва, 2010-2011). Кроме того, важным источником стали материалы интернет-форумов, на которых анастасийцы обсуждают проблемы воспитания и ухода за детьми. В статье также использовались полевые материалы по теме «Естественное родительство»: интервью с родителями и руководителями центров подготовки к естественным родам (Москва, 2010; Самара, 2009).

Движение «Анастасия/Звенящие кедры России» и его дети

Движение «Анастасия/Звенящие кедры России» основано на учении пророчицы Анастасии, изложенном писателем и предприни-

8. КоскеллоА. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма

и антиглобализма//Религия и глобализация на просторах Евразии/Под ред.

А. Малашенко и С. Филатова. М.: РОССПЭН, 2009. С. 302.

мателем Владимиром Мегре в серии книг «Звенящие кедры России», ставшей своего рода библией русского Нью Эйдж.

Героиня книг Мегре Анастасия объявляет себя «ведрусской»:

Совсем недавно, всего пять тысяч лет тому назад, в реальном мире еще бодрствовал счастливо наш народ на территории от Средиземного и Черного морей до крайних северных широт [...] Мы —азиаты, европейцы, россияне и те, кто американцами себя назвал недавно, — на самом деле, люди-боги из одной цивилизации ведрусской9.

Однако этот проект возрождения «родового» уклада обращен ко всему человечеству. Показательно, что анастасийские общины возникают во всем мире: в США, Западной Европе, Болгарии, Турции. На сайте В. Мегре приводится информация о том, что совокупный тираж его книг, переведенных на 20 языков, достигает и миллионов экземпляров. Эти данные невозможно проверить, поскольку издательства, специализирующиеся на популярной эзотерике, в большинстве случаев просто не указывают тираж выпускаемых книг.

Читатели серии «Звенящие кедры России» объединились в одноименное общественное движение, ключевой идеей которого выступает самообеспечение семьи посредством «родового поместья»—участка земли размером не менее 1 гектара, выделенного семье поселенцев в вечное пользование и используемого в соответствии с «учением Анастасии».

На начало 2015 года, по данным ресурса poselenia.ni, в «родовых поместьях» постоянно проживает 2264 человека (981 семья); 8725 человек (4725 семей) находятся на разных этапах строительства своих будущих «поместий»10. Со времени появления первых поселений прошло уже более ю лет, однако число «помещиков» (как называют себя владельцы «родовых поместий») почти не увеличилось, большая часть родовых поселений продолжает существовать лишь гипотетически.

Утопическая цель движения состоит в создании идеального справедливого общества. Однако ни одно из «родовых поселений» анастасийцев не пришло к той стадии общинности, о кото-

д. КоскеллоА. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма // Религия и глобализация на просторах Евразии/Под ред. А.Малашенко и С.Филатова. М.: РОССПЭН, 2009. С.302.

10. Статистика//Электронный ресурс «Экопоселения, родовые поселения, родовые поместья». 2014.

рой они мечтают. Участники движения ссылаются как на неготовность и незрелость России в целом для реализации этих проектов, так и на собственную несостоятельность11. Тем не менее анастасий-цы убеждены, что настанет время, когда все случится само собой: люди переедут в родовые поместья, изменится сознание человека, что приведет к кардинальной трансформации существующего мира. Ответ на вопрос, каким образом это станет возможным, для анастасийцев прост — благодаря детям. Анастасийцы верят, что дети, рожденные в «родовых поместьях», вырастут более мудрыми, сознательными и знающими, чем их родители, и смогут легко разрешить все проблемы, которые сегодня кажутся непреодолимыми.

По представлениям Анастасии, ребенок являет собой идеал человека, «самое совершенное существо во Вселенной». Ребенок чист и непорочен, как ангел, и, как мудрец, владеет всем миром:

Еще открытое темечко принимает огромный поток вселенской информации. Способности каждого новорожденного позволяют стать ему мудрейшим существом во Вселенной, подобным Богу12.

В сочинениях Мегре много говорится о воспитании детей: Анастасия рассказывает о собственном детстве, читатели становятся свидетелями младенчества и ученичества детей Мегре и Анастасии —сына Владимира и дочери Анасты, знакомятся с экспериментальной школой Михаила Щетинина в поселке Текос Краснодарского края, вместе с Анастасией и Мегре совершают путешествия в «ведрусское прошлое», посещают «школу будущего».

В соответствии с учением Анастасии все дети обладают естественным даром самообучения. Наставляя Мегре, она сообщает, что в течение первых девяти лет жизни ребенок способен самостоятельно познать сущность мироздания и смысл человеческого существования. Для этого нужно только, чтобы ребенка не окружали искусственные предметы, не было никаких игрушек, ведь ребенка можно занять и увлечь другим, более интересным делом, чем «бессмысленное и даже вредное общение с рукотворными предметами»: например, очень полезно привлекать его к посадке растений. В идеале рядом с ребенком не должно быть никаких искусственных предме-

11. Андреева Ю. Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты» //Антропологический форум Online. 2012. № 17. С. 126.

12. Мегре Б. Анастасия. СПб.: Диля, 1996. С. 23.

тов, только Природа, «ведь нет ничего у Анастасии, и, в то же время, она ни в чем не нуждается и даже ребенка свободно обеспечивает»13. Самое главное в воспитании, это отношение родителей к ребенку, производимые вокруг ребенка мысли. Анастасия объясняет Мегре, что родить Христа (Будду, Мухаммеда) может каждая женщина, поверившая в то, что у нее родится выдающийся ребенок14.

В художественном творчестве анастасийцев образы детей соответствуют созданному Мегре идеалу. Авторы изображают детей, прежде всего, среди дикой природы: дети в лесу, дети и дикие животные. Часто это прямые цитаты из книг Мегре: мальчик играет с волчицей, летает по небу на спине орла. Также довольно многочисленны рисунки, изображающие детей в «родовом поместье», занятых каким-нибудь полезным делом: они кормят животных, сгребают сено, сажают деревья15.

Рис.1. Дети в «родовых поместьях». Рисунки участников движения

«Анастасия».

Поселение «Благодать» возникло в 2003 году в Ярославской области, недалеко от города Переславль-Залесский. В настоящее время поселение состоит из 130 «поместий», но только 22 семьи

13. Мегре В. Пространство любви. СПб.: Диля, 1999. С. 42.

14. Мегре В. Кто же мы? СПб.: Диля, 2001. С. 2.

15. На международном портале движения (http://www.anastasia.ru/) в рамках международных фестивалей «Звенящие кедры России» проводится ежегодный открытый конкурс художественного творчества «Мечта Анастасии».

живут в поселении постоянно, остальные используют свои «поместья» в качестве загородных домов. Такое соотношение характерно для движения в целом, но этот факт нисколько не смущает энтузиастов, поскольку Анастасия весьма благожелательно отзывается о дачниках, называя их «передовым отрядом человечества», и выступает их покровительницей. «Благодать», как и большинство анастасийских поселений, расположилось среди заброшенных колхозных полей, на которых уже успел вырасти лес.

Рис.2. «Поместье» в поселении «Благодать». Фото автора.

Рис.3. «Поместье» в поселении «Благодать». Фото автора.

№2(33) -2015 2б9

Здесь нет никаких центральных коммуникаций, и проблему жизнеобеспечения каждая семья решает по-своему: у многих стоят солнечные батареи, но некоторые полностью отказались от использования электричества и довольствуются свечами и лучинами. Подавляющее большинство жителей «Благодати» —вегетарианцы (кто-то полностью исключил из своего рациона мясную пищу, но употребляет в пищу яйца, которые несут их собственные куры), некоторые поселенцы практикуют сыроедение.

Среди своих основных достижений, таких как закладка садов, создание огородов и цветников, копка прудов, установка колод с пчелами, жители «Благодати» с особым удовольствием говорят о том, что со времени основания в поселении родилось много детей: 8 младенцев —в поместьях и 7 —в городе. Участники движения утверждают, что создание «родовых поместий» способствует улучшению демографической ситуации, так как «создаются условия для рождения, вскармливания и воспитания детей в благоприятных для них условиях, улучшается качество воспитания и образования подрастающего поколения»16.

Оздоровительные практики

В своей повседневной жизни поселенцы стремятся буквально воспроизвести советы Анастасии. Мне не доводилось встречать среди последователей движения людей, сомневающихся в том, что Анастасия — это реальная женщина, живущая в сибирской тайге и обладающая сверхъестественными способностями. Однако многие мои респонденты подозревают, что Мегре исказил слова Анастасии («что-то он не так понял, не так записал»), и именно этими ошибками в сочинениях Мегре объясняют свои неудачи17.

Анастасийцы уделяют большое внимание здоровью детей, понимая его как естественное состояние человека, что на практике часто означает полный отказ от медицинского наблюдения. К числу базовых «здоровье сберегающих практик» относятся: домашние роды, отказ от вакцинации, закаливание, траволечение, лечение медом и продуктами пчеловодства, вегетарианство, сыроедение. Любое медицинское вторжение оценивается как нарушение целостности организма и причинение вреда здоровью. На самом деле под «здоровьем» подразумевается нечто большее:

16. Поселение «Благодать» //Родомир. Газета родовых поселений мира. 2012.

17. ПМА. Движение «Анастасия». Москва. 2010-2011.

эти практики существуют, прежде всего, в мистическом контексте, ведь анастасийцы следуют альтернативной концепции человека как целостной сущности, возможной лишь в неразрывной взаимосвязи духовного и физического.

Важнейшим элементом системы «естественного родитель-ства» являются правильные роды. Рожать надлежит непременно в «естественных условиях»: дома, в бане, в море. Важен полный отказ от медицинского сопровождения родов и ухода за младенцем и роженицей, поскольку, в соответствии с учением Анастасии, роддом, ясли, детский сад, школа, институт представляют собой основные элементы «системы подготовки раба». Медицинское родовспоможение объявляется чуть ли не главным преступлением цивилизации против человечества: «Вообще родильный дом — нонсенс. Он является яркой иллюстрацией потери способности у женщин родового инстинкта и потери современным человеком знаний не только первоистоков, но и элементарной культуры чувств»18. Теме правильных родов посвящено немало страниц в произведениях Мегре: описывается родильный обряд в древней «Ведруссии», приводится рассказ о московской семье, ставшей на путь «естественного родительства».

Надо отметить, что в настоящее время идея «естественных родов» стала довольно популярной19. Благодаря книгам С. Грофа и Ф.Лебуаера все больше людей задумывается о влиянии процесса родов на здоровье и психику ребенка. Появились первые исследования в области тендера и социологии медицины, рассматривающие «естественные роды» как социальное явление. Исследователи указывают на сложность используемого понятия, поскольку «естественные роды» на самом деле не являются чем-то простым и легким, не требующим специальной подготовки. Е.Бороздина отмечает: «"Естественные" роды в современном обществе — особая социальная практика, требующая значительной работы от выбирающей ее женщины (и от акушерки)»20. Однако энтузиасты «естественных родов» настаивают на их легкости, простоте, универсальности. Эта риторика отсылает нас

18. Мегре В. Новая цивилизация. Часть 2. Обряды любви. СПб.: Диля, 2006. С. 82.

19. БороздинаЕ. Язык науки и язык любви. Легитимизация независимой акушерской практики в России//Laboratorium. 2014. №6 (1). С. 30-59.

20. БороздинаЕ. Социальная организация естественных родов (случай центра акушерского ухода) //Журнал исследований социальной политики. 2014. Том 12. №3. С. 425.

к одной из базовых установок Нью Эйдж, где любая практика является простой и доступной для каждого.

Идея «естественных родов» получила дальнейшее развитие в форме утопических проектов по созданию «нового человека»21. Автором одного из таких проектов является Игорь Марковский — президент Всемирной организации «Аквакультура» и академик РАЕН. Он приобрел мировую известность в 1960-х гг. благодаря многочисленным публикациям в прессе и документальным фильмам о «детях-дельфинах» — младенцах, научившихся плавать раньше, чем ходить. В соответствии с методом Марковского ребенок непременно должен родиться в водной среде: в домашней ванне, в специальном бассейне, а еще лучше — в море, идеально — в контакте с дельфинами. Водные роды стали важнейшим элементом разработанного им проекта «Аквакультура», включающего также обязательную подготовку будущих мам, плавание и ныряние новорожденных, закаливание и лечение холодной водой. Кроме того, он разработал специальную гимнастику для младенцев, так называемую «бэби-йогу». Марковский поднял значение «естественных родов» на принципиально новый уровень: теперь речь идет уже не только о безопасных родах и здоровье детей, а о «возможном пересмотре нашего представления о человеческом "я", о раскрытии его тайного потенциала»22. Для Марковского правильные роды представляют собой только одно из средств создания сверхчеловека. Он разработал широкую утопическую систему подготовки особенных детей, которых называет «сенситивами» (людьми, обладающими паранормальными способностями, например, ясновидением) и представителями «новой расы».

В концепции французского врача акушера-гинеколога Мишеля Одена (Michel Odent) «естественные» роды становятся средством социальных преобразований и биологической эволюции homo sapiens. Оден подвергает критике современную социальную структуру и один из самых «пагубных» ее аспектов — нуклеар-ную семью, в рамках которой игнорируются «фундаментальные

21. ОжигановаА. Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды // Конструируя детское (филология, история, антропология). Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Выпуск д. M. — СПб., 2011. С. 444-460.

22. СаргунасТ., СаргунасА. Беседы с И.Чарковским//Психология и психоанализ беременности. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 290.

потребности беременной женщины, женщины в родах и младенца»23 и выступает за воссоздание расширенной формы семьи и общинного образа жизни. Таким образом, утопия Одена следует традиции идеализации первобытного человека, «дикаря», его близости к природе, инстинктивному поведению, гипотетической социальной гармонии (неслучайно родильное отделение в клинике г. Питивье, где работал Оден, называется sale sauvage). Оден считает, что человечество зашло слишком далеко на пути совершенствования технологий. Теперь для того, чтобы выжить и остановить разрушение планеты, нужно вырабатывать принципиально новые стратегии выживания.

Для анастасийцев, как и для большинства сторонников «естественных родов», важен, прежде всего, «эзотерический» аспект здоровья, т. е. сохранение некой целостной индивидуальной сущности, которая приходит в расстройство от медицинского вмешательства. Родители непременно отмечают, что дети, рожденные вне роддома, — «совсем другие». И хотя у них есть все обычные для детского возраста проблемы со здоровьем, для родителей они все равно остаются особенными.

В случае заболевания члены альтернативных сообществ прибегают к самолечению, используя травы, мед и другие продукты пчеловодства. Характерной особенностью альтернативного отношения к здоровью выступает полный отказ от лекарственных препаратов. В частности, анастасийцы считают, что ни в коем случае нельзя сбивать высокую температуру, даже у маленьких детей, поскольку это нарушает «естественный иммунитет». Иногда в таких случаях даже прибегают к стихийной психотерапии. «Когда мой ребенок заболевает — высокая температура, кашель,— я не даю ему лекарства. Это неправильно. Болезнь — это ведь что такое? Это значит, есть какая-то проблема, обида. Поэтому мы садимся с ним и разговариваем, выясняем, что не так, на что он обиделся. Находим причину —и он выздоравливает», — рассказывает мама трехлетнего мальчика, сторонница «естественного родительства»24.

На форумах движения «Анастасия» родители с удовольствием делятся своим опытом приобщения детей, в том числе совсем маленьких, к практике сыроедения. Так, родители из поселения «Волчье», находящегося в Закарпатье, с гордостью рассказывают:

23. ОденМ. Первичное здоровье. M.: Century, 1987. С. 71.

24. ПМА. «Естественное родительство». Москва, Самара. 2009-2010.

Наша младшенькая, Зорянка, РОДившаяся дома, не имеет сомнительного счастья общения с врачами-рвачами, и было бы несправедливо запихивать в идеальное создание, которое растет не по дням, а по часам, спит всю ночь напролет, почти не плачущее, мертвую еду [•••] Скажу прямо, я уверен, что это преступление, давать детям, РОДившимся сыроедами, что-то иное, чем материнское молочко, а потом свежевыжатые соки, яблочно-морковные пюре, фрукты и овощи, орехи, мед25.

Однако подобные примеры являются скорее исключением, чем правилом, большинство родителей предпочитают ограничиваться переходом на «здоровую пишу». К тому же у постоянно живущих в поселениях семьях, в отличие от городских анастасийцев, гораздо меньше времени и возможностей для специфических практик «естественного родительства», таких как раннее обучение плаванию, бэби-йога и другие. Закаливание, например, осуществляется максимально «естественным» образом: летом дети в поселениях ходят босыми, раздетыми, с непокрытыми головами, а с наступлением холодов родители не торопятся их одевать в теплую одежду.

Воспитание и образование

По мнению анастасийцев, школа в обычном понимании в принципе не нужна, поскольку процесс обучения только мешает развитию ребенка. Родители в меру своих возможностей должны сами заниматься обучением детей, а изучение наук ни в коем случае не следует считать самоцелью. Главное, чему должны научить родители своих детей — как стать счастливыми. Анаста-сийцы утверждают, что общение с природой важнее чтения книг и приветствуют практические уроки во время работы в саду и огороде, общение с животными. Как утверждает Анастасия, каждая травинка, каждая букашка связана с мирозданьем и помогает ребенку «осознать сущность вселенскую и себя в ней, свое предназначение». Ребенок, имеющий возможность общаться с этими совершенными живыми существами, сам становится более совершенным. Один из жителей «Благодати» рассказывает:

25. Еда-приРОД а//Дневники родовых поместий. Поселение «Волчье». Электронный ресурс «Родовое поместье». 2009. Сохранена авторская орфография.

Мы не должны их (детей. — А. О.) учить. Они сами знают, как и чему учиться. Главное — передать им наш опыт жизни в родовом поселении, чтобы они тоже могли туг жить. Девочек надо учить, как создавать гармонию (лад) в семье, знать травы, чтобы уметь лечить. Мальчиков надо учить иначе. Они должны уметь возвести дом, построить печь, сарай26.

В соответствии с учением Анастасии образование должно способствовать, прежде всего, развитию скорости мышления. С этой целью нужно задавать ребенку вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно найти ответ. Однако родители признаются, что этот совет Анастасии трудно реализовать:

Я прихожу домой вечером. Моей дочери — ей семь лет — нет дома. Где она? Я не знаю. Конечно, мне бы хотелось, чтобы она была умней. Вот Анастасия рассказывает о своих детях, как они учатся. У нас так не получается. Я пытался развивать скорость мысли у дочери. Задавать ей вопросы и не разговаривать с ней, пока она не найдет ответ. Ничего не вышло. Не так все просто, оказывается27.

Анастасия отсылает своих последователей к опыту «Ведруссии», где детей воспитывали, привлекая их к участию в праздниках и обрядах:

«Праздники являлись и экзаменом для детей и взрослых, и средством для информационного обмена. Знания давались ребенку без принуждения, процесс обучения для родителей и их детей происходил ежеминутно, весело и неназойливо». В то же время Анастасия рассказывает, что в Ведруссии были и специальные учителя: «Зимой в селение приходили пожилые люди, в разных науках особо умудренные. И если кто-то из внимавших им детей вдруг к астрономии интерес особый проявлял, учитель в дом шел к родителям ребенка. Учителя в том доме радушно принимали. Беседовал о звездах с малышом ученый столько дней, часов, сколько хотел ребенок»28.

26. ПМА. Поселение «Благодать». 2010.

27. Там же.

28. МегреВ. Родовая книга. СПб.: Диля, 2002. С. 37.

Рис.4. Народные игры. Фестиваль «День Земли 2012». (Источник: http://fest.le-po.ru/foto/20l2.aspx)

В качестве наиболее близкого образовательного идеала Мегре представляет экспериментальную школу-интернат, созданную в 1994 году в поселке Текос Краснодарского края под руководством педагога-новатора Михаила Щетинина. В школе нет системы классов, нет балльной системы оценок, разновозрастные группы учащихся осваивают материал под руководством соучеников, причем уроки могут проходить в любом подходящем помещении на территории школы либо за ее пределами29. Кроме традиционных школьных предметов в программу обучения включены народные танцы, хоровое пение, техники рукопашного боя. Большое внимание уделяется физическому развитию, закаливанию и труду: ученики сами строят здания на территории школы, занимаются ремонтом, шьют, готовят. Сам М. Щетинин называет основанное им образовательное учреждение «Родовой школой»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть такое чувство, что каждый человек лично прожил все, и тогда каждый человек — это не отдельная человеческая единица, а человек Рода... То есть каждый человек —это не просто восемнадцатилетний, тридцатилетний или пятидесятичетырехлетний, а «Я —весь Род», и тогда Я в себе несу личность30.

Согласно концепции «родовой школы», дети оказываются оторваны от родителей, от своих «родовых поместий». Надо отметить, что сам

29. АмонашвилиШ. Идея школы Щетинина // Первое сентября. 31 июля 1999.

30. ЩетининМ. «Русские всегда живут в завтра...» //Роман-газета XXI век. 1999. №8.

Мегре практически отчужден от своих отцовских обязанностей: воспитанием Владимира и Анасгы занимается исключительно их мать Анастасия. Объясняется это недостаточным уровнем развития Мегре, его неспособностью дать что-то своим детям, более одаренным от природы и не испорченным цивилизацией. Перед каждым участником движения встает сложная дилемма: следовать букве учения Анастасии и самим заниматься обучением своих детей или все-таки предоставить это важное дело профессионалам-единомышленникам: создать школу в поселении, пригласить учителей, или отправить детей учиться в интернат Щетинина. Именно так поступила одна из обитательниц поселения «Благодать»: ее сын несколько лет проучился в школе Щетинина и благополучно ее окончил.

Многие жители альтернативных общин прибегают к семейной форме обучения, которая позволяет детям учиться дома самостоятельно, но при этом оставаться в составе класса городской школы, получать бесплатные учебники и консультации учителей, писать контрольные работы, сдавать экзамены. Более того, при оформлении такой формы обучения родители получают некоторую денежную компенсацию, что при наличии в семье нескольких детей школьного возраста становится серьезной статьей доходов.

В некоторых поселениях появилась новая форма образовательных практик для детей: приглашенные из городских школ учителя, сочувствующие движению, проводят интенсивные обучающие семинары, например, «погружение в математику», «погружение в русский язык» и т. п. В ряде поселений, где есть дети школьного возраста, большой энтузиазм вызывает идея создания собственной школы. Однако реализация такого проекта обычно оказывается не по силам жителям поселения и откладывается на долгие годы. В поселении «Родное» жители мечтают создать целый культурно-образовательный центр:

Ребята постарше, восемнадцать наших ребятишек ходят в сельскую школу за 4-6 километров от дома, есть и те, кто находится на семейном обучении. Поэтому назрело желание и потребность построить собственную школу, или точнее сказать культурно-оздоровительный центр, где будет стадион, детские городки, поляны для праздников и встреч, и конечно, теплое помещение, где можно укрыться от дождя и от лютого мороза согреться31.

31. Проект школы//Сайт поместий «Родное» (Владимирская область). 2010.

В поселении «Благодать» уже много лет существует проект «Школа—цветущий сад». В первые годы существования поселения занятия для детей школьного возраста нерегулярно проводились в специально отведенном для уроков помещении. В 2013 году после долгих дискуссий жители поселения решили, что необходимо дистанцироваться от концепции школы Щетинина и опубликовали своего рода декларацию: «Школа в родовом поселении будет принципиально отличаться от школы в Текосе. И даже больше: сколько будет в будущем поселений, столько будет и разных школ. Ведь люди везде будут разные, и каждый привнесет что-то свое, неповторимое. Наши дети будут жить со своими родителями на своей Родовой Земле. Здесь раскроются таланты, о которых мы сейчас не смеем и мечтать»32. В настоящее время реализация проекта связывается с государственной сельской школой, находящейся в ю км от поселения.

Эзотерический контекст рождения «нового человека»

Хотя вопросам воспитания и обучения детей отводится значительное место в сочинениях Мегре, содержание его высказываний не позволяет представить более или менее целостную воспитательную стратегию. Формирование нового человека у анастасий-цев окружено элементами мистики. Например, «новый человек» может появиться на свет лишь в результате особых «обрядов сотворения». Анастасия рассказывает, что в мифической Ведруссии большое значение придавалось «обрядам любви», среди которых: «Сватовство» (суть которого трактуется как «отказ от ложного образа»), «Венчание», «Сотворение трех планов бытия» (в ходе которого происходит зачатие ребенка), «родовые обряды». Важным этапом обряда «Сотворения трех планов бытия» является выбор участка для своего поместья, создавать которое молодой семье помогает вся община:

Свидетелями на ведрусском обряде венчания выступают не двое, как сейчас, друзей, а все родственники, вся округа, и ставят росписи не на клочке бумаги, а на земле «живым твореньем». После обряда венчания ведрусская семья получает «дом, с радостью построенный лучшими мастерами, сад с множеством растений, посаженных руками родственников, друзей, соседей по про-

32. Поселение «Благодать». Образ нашего поселения//Электронный ресурс «Экопо-селения, родовые поселения, родовые поместья». 2011.

екту молодых влюбленных. Фактически им достается истинное пространство Любви. Святое, истинно Божественное, живое гнездо, в котором впоследствии и произойдет зачатие ребенка»33.

Анастасия объясняет, что ребенок рождается на «трех планах бытия», слившихся в одном месте, а именно —в «родовом поместье»:

Мысли двоих в любви в единое сольются. Вот точка первая, ее название — родительская мысль. Точка вторая, а вернее, план человеческий еще один родится, на небе новую зажжет звезду, когда в любви и с мыслями творения прекрасного два тела в единое сольются. И третья точка—новый план в том месте должен получиться. Там, где зачат ребенок был, там роды и должны случиться. И рядом должен быть отец. И над троими вознесет венец великий любящий всех нас Отец34.

Ожидается, что на созданном родителями «Пространстве Любви» родятся дети, не искалеченные цивилизацией, дети, которые смогут спасти мир, вернее, как говорит Анастасия, «обрести изначально данный нам Рай».

Рис. 5. РисунокМ. Сочилиной «Золотой ребенок»

В художественном творчестве анастасийцев распространенным является эзотерический сюжет рождения на «трех планах бытия», представленный образами «волшебных младен-

33. МегреВ. Новая цивилизация. Часть 2. Обряды любви. С. 39.

34. Мегре В. Пространство любви. С. 147-148.

цев». Рисунки анастасийцев, посвященные детям, иллюстрируют их отношение к рождению и взрослению человека как к мистерии, которая в историософских построениях участников движения «Звенящие кедры» должна завершиться победой «нового человека», гармоничного и совершенного, над существующей цивилизацией.

В пятой книге серии —«Кто же мы?» — рассказывается, как в ближайшем будущем пятилетняя девочка Даша, выросшая в одном из «родовых поместий» и обладающая способностью воздействовать силой мысли на удаленные объекты, уничтожает все современное вооружение, угрожавшее человечеству. Совет безопасности России выступает с эпохальным заявлением:

Все в мире относительно. Относительно нашего поколения, новое является подобным богам. Не на нас оно должно равняться, а мы на него. Вся военная мощь планеты со своими уникальными техническими достижениями оказалась бессильной перед одной единственной маленькой девочкой нового поколения. И наша задача, наш долг, наша обязанность перед новым поколением состоит в уборке мусора. Мы должны приложить все усилия, чтобы очистить Землю от любых видов вооружений35.

Так наступает новая эра в истории человечества, эра благоденствия и справедливости, без войн, насилия и обмана.

Заключение. Детство и утопия

Образы детства, близкие представлениям анастасийцев, можно обнаружить в разных утопических проектах. Авторы известных литературных утопий уделяют большое внимание воспитанию новых поколений: они рассказывают о практиках ухода за младенцами, пользе большой семьи, заботе о здоровье путем следования природе. В «Утопии» Т. Мора говорится о том, как важно, чтобы младенцев вскармливали родные матери, а не кормилицы36. Солярии в сочинении Кампанеллы «Городе Солнца» убеждены, что добродетели развиваются благодаря совершенному телосложе-

35. МегреВ. Кто же мы? С. 22.

36. Мор Т. Утопия. M.: Наука, 1978. С. 51.

нию, которого нельзя достичь упражнением, «поэтому все главное внимание должно быть сосредоточено на деторождении»37.

Образ «естественного» человека анастасийцев близок воспитательному идеалу примитивистов. Так, в трактате «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо подвергал критике городскую жизнь и призывал переселяться в деревню: «Города — пучина для человеческого рода. В несколько поколений расы погибают или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня»38. Программа воспитания Эмиля состояла, прежде всего, в «следовании природе». Руссо пропагандировал свободное пеленание, материнское грудное вскармливание, закаливание, отказ от игрушек.

Ничего этого не нужно — никаких бубенчиков, никаких погремушек! Маленькие древесные ветки с плодами и листьями, головка мака, в которой гремят зерна, солодковый корень, который ребенок может сосать и жевать, будут забавлять его столько же, сколько эти великолепные безделушки, и будут хороши тем, что не станут приучать его к роскоши с самого рождения39.

Также Руссо считал, что лучше не торопиться с обучением детей грамоте, но следовать крестьянским традициям отношения к детям.

Идеи примитивизма были активно восприняты движением Нью Эйдж. Так, в одной из известнейших коммун, в Ауро-виле в южной Индии, на раннем этапе ее существования, в 1970-1980 годы, предполагалось создание «совершенно новой педагогики для совершенно новой системы образования»40. Для этого был открыт «Международный институт по проблемам образования», занявшийся разработкой разнообразных экспериментальных программ. Институт издал книгу «Хороший учитель и хороший ученик», своего рода хрестоматию прогрессивной педагогики, в которую были включены, в частности, тексты Платона, Руссо, Рамакришны, Монтессори, Гессе, Экзюпери. Главным

37. Кампанелла Т. Город Солнца // Библиотека фантастики в 24 томах. Том 15. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М.: Алгоритм, 1989. С. 12.

38. РуссоЖ.-Ж. Эмиль, или О воспитании / / Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. (ред. Г. Н. Джибладзе). М.: Педагогика, 1981. Т. 1.

39. Там же.

40. ОжигановаА.А. Ауровиль — «живая утопия» наших дней//Этнографическое обозрение. 1993. № 4. С. 24.

условием «нового образования» считалось создание благоприятной атмосферы, обеспечивающей «естественность» процесса обучения.

Однако педагогические концепции имеют для Нью Эйдж лишь относительную ценность. Сообщества Нью Эйдж представляют собой группы единомышленников, а не общины, пополняющиеся за счет естественного воспроизводства. Когда в Ауровиле выросли первые дети, родившиеся в коммуне, выяснилось, что полученное образование позволяет им поступить в лучшие европейские университеты. Это немалое достижение, однако совсем не тот результат, на который рассчитывали их учителя, мечтающие о создании «нового человека».

В движении «Анастасия» коммунитаристские ценности выражены достаточно слабо, по сути сообщества («поселения») представляют собой лишь собрание отдельных «поместий». Все вопросы жизнеобеспечения и воспитания детей решаются на уровне семьи. Именно к семье, родителям, а не к сообществу в целом обращается Анастасия с призывом покидать города и строить новый мир в деревне.

Ребенок у анастасийцев — важнейший элемент утопического проекта: он наделяется сверхчеловеческими способностями, разрушает старую цивилизацию и создает новую, совершенную и счастливую. Судьба сообществ, таким образом, зависит от того, какими вырастут дети, рожденные в «родовых поселениях», причем родители признаются, что сами они «не могут этого знать».

Упование на чудо-детей на практике сопровождается ослаблением родительской ответственности за их воспитание и образование. Подобное отношение к детям в целом свойственно современной родительской культуре, в которой появляются такие новые воспитательные подходы, как так называемое «неимперативное родительство»41. Трудно не заметить, как родители, совершая все более значительные инвестиции в своих детей, все хуже представляют себе их будущее. Один из авторов теории «конца детства», Нейл Постман42, говорит о том, что сформировавшиеся в эпоху модерна концепты «детства» и «взрослости» в настоящее время переживают значительную трансформацию. Детство исчезает, поскольку в открытом информационном пространстве

41. МайофисМ., КукулинИ. Новое родительство и его политические аспекты // Pro et

Contra. Январь-апрель, 2010. С. 6-19.

42. ПоспмшнН. Исчезновение детства// Отечественные записки. №3 (18). 2004.

от детей больше нет секретов и поскольку доступ к знанию больше не нуждается в длительном периоде обучения. С другой стороны, из современной культуры вымывается и позиция взрослого: у него нет былого авторитета, и его положение ничем не отличается от положения ребенка. В сообществах Нью Эйдж, представляющих собой своеобразные искусственно сконструированные игровые пространства, это размывание границ между культурой детства и культурой взрослых становится еще более заметным.

Библиография / References

АмонашвилиШ. Идея школы Щетинина//Первое сентября. 31 июля 1999 [http:// rodova.narod.ru/shalva.htm, доступ от 27.05.2015].

Андреева Ю. Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты» //Антропологический форум. 2012. №17 [httpV/anthropologie.kunstkamera.ru/files/p df/oi7online/andreeva_links.pdf, доступ от 27.05.2015]. АндрееваЮ.О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. №5. С. 73-87.

БаркерА. Новые религиозные движения. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.

Бороздина Е. Социальная организация естественных родов (случай центра акушерского ухода) //Журнал исследований социальной политики. 2014. Том 12. №3. С. 413-428.

Бороздина Е. Язык науки и язык любви: легитимизация независимой акушерской практики в России//Laboratorium. 2014. №6 (1). С.30-59.

Еда-приРОДа. Дневники родовых поместий. Поселение «Волчье» //Электронный ресурс «Родовое поместье». 2009 [http://vpomestie.ru/publ/62-l-o-119, доступ от 27.05.2015].

Кампанелла Т. Город Солнца // Библиотека фантастики в 24 томах. Том 15. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. M.: Алгоритм, 1989. КантеровИ.Утопия в духе Нью-Эйдж//НГ-религии. 02.07.2008.

КоскеллоА. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма //Религия и глобализация на просторах Евразии/Под ред. А. Ма-лашенко и С.Филатова. M.: РОССПЭН, 2009. С.295-329.

МайофисМ., Ку кулинИ. Новое родительство и его политические аспекты//Pro et

Contra. Январь-апрель, 2010. С. 6-19. МегреВ. Анастасия. СПб.: Диля, 1996. Мегре В. Сотворение. СПб.: Диля, 1999. Мегре В. Пространство любви. СПб.: Диля, 1999. Мегре В. Кто же мы? СПб.: Диля, 2001. Мегре В. Родовая книга. СПб.: Диля, 2002.

Мегре В. Новая цивилизация. Часть 2. Обряды любви. СПб.: Диля, 2006. Мор Т. Утопия. M.: Наука, 1978.

ОденМ. Первичное здоровье. М.: Century, 1987.

ОжигановаА. Ауровиль — «живая утопия» наших дней // Этнографическое обозрение. 1993. №4. С. 16-28.

ОжигановаА. Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды//Конструируя детское (филология, история, антропология). Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Выпуск g. М. — СПб., 2011. С. 444-460.

ПМА (Полевой материал автора). Поселение «Благодать». 2010.

ПМА (Полевой материал автора). Движение «Анастасия». Москва. 2010-2011.

ПМА. (Полевой материал автора). «Естественное родительство». Москва, Самара. 2009-2010.

Поселение «Благодать» //Родомир. Газета родовых поселений мира. 2012. [http:// rodomir.info/archives/792, доступ от 27.05.2015].

Поселение «Благодать». Образ нашего поселения//Электронный ресурс «Экопоселе-ния, родовые поселения, родовые поместья». 2011. [http://ecoselo. ru/poselenie/15, доступ от 27.05.2015].

ПостманН. Исчезновение детства//Отечественные записки. №3(18). 2004. [http:// www.strana-oz.ru/2004/з/ischeznovenie-detstva].

Проект школы//Сайт поместий «Родное» (Владимирская область). 2010. [http:// rodnoe.info/sc. html, доступ от 27.05.2015].

Проект «Школа — цветущий сад»// Сайт содружества Родовых Земель «Благодать». [http://www.eco-blagodat.ru/, доступ от 27.05.2015].

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / / Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. (ред. Г. H. Джибладзе). M.: Педагогика, 1981. Т. 1.

Сайт движения «Анастасия//3венящие кедры России» [http://www.anastasia.ru/, доступ от 27.05.2015].

СаргунасТ., СаргунасА. Беседы с И.Чарковским //Психология и психоанализ беременности. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 265-299.

Статистика//Электронный ресурс «Экопоселения, родовые поселения, родовые поместья». 2014 [http://www.poselenia.ru/statistic, доступ от 27.05.2015].

ЧертковаЕ.Утопия как тип сознания//Общественные науки и современность. 1993. №3.

ЩетининМ. «Русские всегда живут в завтра...» // Роман-газета XXI век. №8. 1999 [http://rodova.narod.ru/, доступ от 27.05.2015].

Amonashvili, Sh. (1999) «Ideia shkoly Shchetinina» [The idea of Shchetinin's school], Pervoe sentíabria. 31 July [http://rodova.narod.ru/shalva. htm, accessed 17.05.2015].

Andreeva, J. (2012) «Voprosy vlasti i samoupravleniia v religioznom dvizhenii Anastasia': ideal'nye obrazy rodovykh poselenii i 'voploshchenie mechty'» [Issues of power and self-administration in the religious movement Anastasia: the ideal images of ancestral settlements and «the realization of dream»], Antropologicheskii forum. № 17 [http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/oi7online/andreeva_links. pdf, accessed 17.05.2015].

Andreeva, J. (2014) «"Mesta sily", "duhi dol'menov" i "znanija pervoistokov": arheologicheskie pamjatniki i dvizhenie New Age "Anastasia"» [«Places of Power»,

284

© Государство • Религия • Церковь

«spirits of dolmens» and «primary source knowledge»: archaeological sites and New Age movement Anastasia], Etnograficheskoe obozrenie 5: 73-87.

Barker, A. (1997) Novye religioznye dvizhenia [New Religion Movements]. SPb: Russkii Khristianskii gumanitarnyi institut.

Boas, G. et Lovejoy, A. (1935) A Documentary History of Primitivism and Related Ideas. Vol.1.Primitivism and Related Ideas in Antiquity. Baltimore: The Johns Hopkins Press.

Borozdina, E. (2014) «Social'naja organizacija estestvennyh rodov (sluchaj centra akusherskogo uhoda)» [Social organization of natural childbirth (a case of the obstetric care center)], Zhurnal issledovanij social'noj politiki. Tom 12. №3: 413-428.

Borozdina, E. (2014) «Jazyk nauki i jazyk ljubvi: legitimizacija nezavisimoj akusherskoj praktiki v Rossii» [The language of science and the language of love: the legitimization of independent midwifery practice in Russia], Laboratorium 6 (1): 30-59-

Campanella, T. (1989) Gorod Solntsa [Town of Sun]. Biblioteka fantastiki v 24 t. Tom 15. Zarubezhnaia fantasticheskaia proza proshlykh vekov. M.: Algoritm.

Chertkova, E. (1993) «Utopiia kak tip soznaniia» [Utopia as a form of mind]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. № 3.

Eda-priRODa. Dnevniki rodovyh pomestij. Poselenie «Volch'e» (2009) [Food Nature. Diaries Family Estates] Jelektronnyj resurs «Rodovoe pomest'e» [http://vpomestie. ru/publ/62-1-0-119].

Fieldwork materials. Blagodat' settlement. 2010.

Fieldwork materials. «Anastasia» Movement. Moscow, 2010-2011.

Fieldwork materials. «Natural Parenthood». Moscow, Samara, 2009-2010.

Kanterov, I. (2008) «Utopija v duhe N'ju-Jejdzh» [Utopia in the spirit of New Age], NG-religii. 02.07.

Koskello, A. (2009) «Sovremennye jazycheskie religii Evrazii: krajnosti globalizma i antiglobalizma», in Religija i globalizacija na prostorah Evrazii [«Modern pagan religions of Eurasia: Extremes of Globalism and Anti-globalism», in Religion and Globalisation on the Eurasian Space], pp. 295-329. M.: ROSSPEN.

Maiofis, M. et Kukulin, I. (2010) «Novoe roditel'stvo i ego politicheskie aspekty» [New parenthood and its political aspects], Pro et Contra. January-April: 6-19.

Melton, J.G. (2014) New Age Movement, Encyclopedia Britannica [http://www.britannica. com/EBchecked/topic/704347/New-Age-movement, accessed 17.05.2015].

Megre, V. (1996) Anastasia [Anastasia]. SPb.: Dilia.

Megre, V. (1999) Sotvorenie [Creation], SPb.: Dilia.

Megre, V. (1999) Prostranstvo liubvi [Space of Love]. SPb.: Dilia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Megre, V. (2001) Kto zhe my? [Who We Are?]. SPb.: Dilia.

Megre, V. (2002) Rodovaia kniga [Ancestral Book]. SPb.: Dilia.

Megre, V. (2006) Novaia tsivilizatsiia. Chast' 2. Obriady liubvi [New Civilization. Part 2. Rites of Love]. SPb.: Dilia.

Moore, T. (1978) Utopiia [Utopia]. M.: Nauka.

Oden, M. (1987) Pervichnoe zdorov'e [Primal Health]. M.: Century.

Ozhiganova, A. (1993) «Aurovil'—'zhivaja utopija' nashih dnej» [Auroville — a «living Utopia» of our days], Etnograficheskoe obozrenie 4: 16-28.

Ozhiganova, A. (2011) «Rozhdenie 'novogo cheloveka': utopicheskij proekt dvizhenija za estestvennye rody», in Trudy seminara «Kul'tura detstva: normy, tsennosti, praktiki». Rossiiskii Gosudarstvennyj Gumanitarnyj Universitet fRGGUj Konstruiruia detskoe (filología, istoria, antropología) [The birth of «new man»: an Utopian project of the natural childbirth movement, in The Construction of Childhood (philology, history, anthropology)], pp. 444-460. Vypusk 9. M. — SPb.

Poselenie «Blagodat'» (2012) [Blagodat' settlement], Rodomir. Gazeta rodovyh poselenij mira [http://rodomir.info/archives/792, accessed 17.05.2015].

Poselenie «Blagodat'» (2011) «Obraz nashego poselenija» [Blagodat' settlement. The Image of our settlement], Elektronnyi resurs «Ekoposelenia, rodovye poselenia, rodovye pomest'ia [http://ecoselo.ru/poselenie/15, accessed 17.05.2015].

Postman, N. (2004) "Ischeznovenie detstva" [The disappearance of childhood], Otechestvennye zapiski 3 (18) [http://www.strana-0z.ru/2004/3/ischezn0venie-detstva, accessed 17.05.2015].

Proekt shkoly (2010) [Project of the school] Sajt pomestii «Rodnoe» (Vladimirskaia oblast') [http://rodnoe.info/sc. html, accessed 17.05.2015].

Proekt «Shkola — tsvetushhii sad» (2011) [Project «School, the Blooming Garden»], Sait sodruzhestva Rodovyh Zemel' «Blagodat'». [http://www.eco-blagodat.ru/, accessed 17.05.2015].

Rousseau, J.-J. (1981) «Emil', ili o vospitanii» [Émile, or On Education], Pedagogicheskie sochineniia v 2 t. (red. G. N. Dzhibladze). M: Pedagogika, 1981. T. 1.

Sait dvizheniia «Anastasia/Zveniashchie kedry Rossii» [Web-Site of the «Anastasia/Zveniashchie kedry Rossii» movement] [http://www.anastasia.ru/, accessed 17.05.2015].

Sargunas, T. et Sargunas, A. (2003) «Besedy s I.Charkovskim», in Psikhologia i psikhoanaliz beremennosti [Conversations with I. Charkovskiy, in Psychology and Psychoanalysis of Pregnancy], pp. 265-299. Samara: Bakhrakh-M.

Shchetinin, M. (1999) «Russkie vsegda zhivut v zavtra...» [Russians always live in tomorrow], Roman-gazeta XXI vek. N 8 [http://rodova.narod.ru/, accessed 17.05.2015].

Statistics (2014), Elektronnyj resurs «Ekoposelenia, rodovye poselenia, rodovye pomest'ia» [http://www.poselenia.ru/statistic, accessed 17.05.2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.