Модели социальной интеграции на примере анастасийских экопоселений «Славное» и «Ковчег»
Демидова Юлия Андреевна
аспирант, кафедра этнологиии, МГУ им. М.В. Ломоносова 119192, Россия, Non-Us/non-Canadian область, г. Moscow, ул. Lomonosovskiy Prospect, 27, к.4
И decostiera@gmail.com
Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
Аннотация.
В фокусе данного исследования - объединяющие мотивы и их реализация в вышеупомянутых сообществах. Работа основана на гипотезе о существовании в анастасиевских сообществах сложившегося коллективизма. С одной стороны, его формировало общее идеологическое поле анастасийства, с другой - проблема пространственной социальной удаленности как материальных, так и социальных ресурсов города, послужившие мотивацией для интеграции бывших горожан в форме идейных общин. Процесс «сплочения» базируется на разделении общих интересов и практик коллективной взаимопомощи. Основной метод - глубинные интервью. Применялся способ неслучайной выборки, метод снежного кома snowball sampling -выбор информантов согласно референциям местных жителей. Материал интересен обилием полевых наблюдений в достаточно закрытых сообществах современности и дает представление о реальном взаимодействии их членов. Экопоселения «Славное» и «Ковчег», по сути - сообщества общинного типа. Они объединяют людей с различными религиозными предпочтениями. Многие из них приверженцы течения Нью-Эйдж. Другие жители самоидентифицируют себя вне идеологического контекста. Они видят свою причастность к сообществу в разделении общечеловеческих ценностей: добрососедства, запрет на брань, запрет на распитие алкоголя, гарантии в сохранности имущества, здоровое питание, обретение личной свободы от навязанных городских стереотипов. В целом интегративные модели основаны как на практической взаимопомощи членов общины друг другу, финансовом самообеспечении (проведение праздников, фестивалей, совместные трудовые артели) так и на духовных и досуговых практиках. Тем не менее, и в среде идейного содружества есть мнение об отсутствии социетальности, несмотря на общие нормы поведения, разделение обязанностей и единой культурной ориентации.
Ключевые слова: экопоселение, коллективизм, сельские практики, социальное одиночество, сплоченность, идейное сообщество, надэтничность, досуговые практики, культурная реконструкция, сообщество
DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26087 Дата направления в редакцию:
21-04-2018
Дата рецензирования:
25-04-2018
Дата публикации:
11-05-2018
Модели социальной интеграции на примере анастасийских экопоселений «Славное» и «Ковчег»
Обзор литературы
В работе была использована литература о сущностном содержании феномена экопоселений и системе его функционирования [Андреева Ю.О. 2012; Циркон 2012; Ольховой Д. 2012].
Мы обращались к аналитике идейно-философского контекста анастасийцев, принимая во внимание неоязыческое содержание движения, основанное на веянии Нью-Эйдж. [Андреева Ю.А. 2017, Ожиганова А. 2006, Польский И. 2010, Шнирельман В.А. 2014]
В монографии Шнирельмана дается обширная характеристика течения, и его взаимосвязь с национализмом: в политическом размежевании, пропаганде, поисках духовности. [Шнирельман 2012].
Использовалась монография по практикам социальной сплоченности в целом, в особенности уделяя внимание теме народной культуры, выступающей в роли социальной консолидации. [под ред. Покровского Н.Е, Козловой М.А]
Обзор поля
Основной метод - глубинные интервью, собранные в двух экопоселениях за 2016 и 2017 гг. Экопоселение «Славное» расположено в Ясногорском районе Тульской области на расстоянии 110 км от Москвы. Поселение было организовано в начале 2000-х гг. на паевых землях, сейчас является НП (некоммерческим партнерством). «Ковчег», сейчас имеющий официальный статус деревни, был создан в 2001 году также за счет земельных паев, расположен в Калужской области, в Малоярославецком районе, Сельском поселении Ильинском. Экопоселения по системе объединяющих взглядов являются анастасийскими.
Идейные сообещства
Характерная черта городской среды - феномен «социального одиночества». ^ В начале 1990-х гг. за счет изменения политико-экономического климата, смены государственного строя и появившейся возможности в реализации прав и свобод, в России появился новый тип жизнеустройства, получивший неформальное название «экологические поселения». Термин не имеет правовой основы, а подразумевает лишь отношение самих жителей к новой форме социальной организации. Этот вид жизнеустройства, основан на встраивании человека в природные циклы и самоорганизацию за пределами города. Приверженцы подобных идей - Толстовцы или Генри Торо.-Ш.
В кон. 90-х гг. российский писатель и предприниматель В. Мегре начал выпуск серии книг эзотерической направленности. Первая из них называлась «Анастасия». Поклонники книг в Москве и Петербурге, разделявшие ценности Мегре, создавали клубы по интересам. Они стали именовать себя анастасийцами. После этапа «клубной» социализации горожане стали приобретать землю в сельской местности. Чаще всего с юридической точки зрения, это было НП, а с идеологической - анастасийское или родовое поместье. Экопоселение «Ковчег», основанное в начале 2001 гг. в Калужской области, определяет себя как религиозно-нейтральное. «То, что нас объединяет не лежит в сфере религии и духовных практик. Мы не спрашиваем новых поселенцев, во что они верят, мы просто предлагаем им жизнь по принципам, отличным от общепринятых». -Ш-
Мегре выдвигает идею о создании родовых поместий - плодотворной почвы для самореализации и жизни в гармонии с природой. Одна из информанток, размышляя о причинах отъезда из города, сравнивает жизнь в своем поселении с общиной староверов Лыковых. Эта семья в 20-е гг. была вынуждена спасаться от гонений советской власти, покинула родное село и, оказавшись в Западных Саянах, была обнаружена только в 1978 году. Люди вели отшельнический образ жизни: довольствовались дарами природы и использовали собственный труд. «Мы ушли из городов, т.к. тяжело экологически и психологически. Город растет, все нарушается. Нужно возвращаться, а в деревню не хочется - ни перспективы, ни философской подоплеки».[ЭкС6]
Религиозная концепция «анастасийства» основана на учениях Рерихов, концепциях Акимова, Казначеева, Бэкстера, апологетах экстрасенсорного воздействия, психотропного оружия, Атлантиды и детей индиго. С одной стороны, это говорит о «надэтничности» и «надконфессионализме», вместе с тем, - «они не могут обойтись без использования широкого набора доктринальных положений и элементов культа,
позаимствованных у конкретных этносов и религий. На книжных полках жителей экопоселений мне встречались работы российского мыслителя Лазарева С.Н., Барбары Шер, автора книг о достижении целей, канадского психолога Лиз Бубро, Японские народные сказки.
Подобная эклектика религиозных предпочтений иллюстрирует приоритет жителей экопоселений в глобально-экологических и космических ценностях. [7] Отмечено, что движение экопоселенцев как России, так и мира, объединяет людей очень разных воззрений: «от крайне политизированных анархо-экологов или зеленых до совершенно аполитичных сторонников экологического подхода; от религиозных фанатиков и
сторонников традиционных верований, до хиппи, йогов и шаманов». Жизненная философия связана с опрощением - отказом от преимуществ цивилизации.
Интегративная модель анастасийства
Исследователь Дмитрий Ольховой в предисловии к научно-популярному изданию эксперта в области жизненустройства в экопоселении, Д.Кристиан, говорит о мотивации переезда, связанной с обретением свободы, по схеме - «стать хозяином» своей
реальности. [6] Судя по моим наблюдениям, этой идеей руководствуются многие жители. Ж изнь на природе в доме, выстроенном своими руками, понимается как реализация свободы на практике.
Социализация приверженцев альтернативного образа жизни (альтернатива городской
жизни) на первых порах происходила благодаря объединению в клубы, возникавшие в мегаполисах: Петербурге, затем в Москве. В них собирались почитатели работ Мегре. Среди почитателей книг шли активные обсуждения как эзотерических аспектов жизни, особенно в начале становления движения, так и практических вопросов, связанных с самообеспечением и самоорганизацией. Обсуждались тексты Мегре, пели песни о любви, мире, гармонии и природе, смотрели фильмы о школе академика М.П. Щетинина и говорили о развитии способностей человека, эзотерической литературе, практиковали физические упражнения для укрепления здоровья. Позже - темы переходили в практическую плоскость здоровое питание, статус земли, обустройство и самообеспечение, экостроительство, садоводство, пчеловодство, альтернативные системы энергосбережения. В клубах люди знакомились, существовала определенная схема: человек представлялся, говорил о наличии или отсутствии земли и семейном
положении, сферах интересов и о дальнейших планах.-^ Вышеуказанные составляющие самопрезентации способствовали быстрой социализации и интеграции.
Иной интегративной площадкой за пределами сообществ «анастасийцев» - стало виртуальное пространство: социальные сети, сайты экопоселений, веб-сайт «Звенящие кедры России»: фонда «Анастасия». Как отмечает Андреева, интернет-пространство выполняет несколько функций: используется для поддержания виртуальной религиозной
идентичности и служит системой навигации между жителями в экопоселениях и является площадкой для коммуникаций. Жители экопоселений «Славное» и «Ковчег» активно используют интернет-площадку для получения информации, и ее обмена. Ее используют и в качестве средства связи друг с другом, чаще всего, это происходит в закрытых локальных группах и носит утилитарный характер.
Однако есть и неудачные попытки для интеграции в он-лайн пространстве - сайт «Звенящие кедры», созданный на базе Владимирского фонда «Анастасия». Его основная функция заключается в обработке корреспонденции читателей и продаже книг Мегре. Среди моих информантов существует мнение, что полемика была связана с влиянием иностранных интересов: «люди поливают наше государство тупо за грант, а отсутствие контроля в виде СМИ, приводит дискутирующих в контекст открытого национализма». [ЭкК2]
Социальная консолидация
Одной из форм социальной консолидации считается народная культура. Как отмечает ряд исследователей индивид и общество представляют собой единое целое, воплощенное в «народе». Народ считается коллективной формой идентичности,
основанной на традициях, языке, культуре. [5]. В экопоселениях мы наблюдаем процессы реконструкции «древней культуры», и идея о ее воссоздания является, по сути, еще одним объединяющим началом. Однако «воссоздание» базируется не на реальном опыте, а на современной доступности информации об этом опыте. На уровне практических задач процесс социализации носит утилитарный характер и связан с организацией жизненного пространства и решением практических задач: поддержанием хозяйства, строительством и земледелием.
Одна из семей рассказывает о строительстве саманного дома. «Изначально думали об обычном доме и газоне. В горах - строят каменные дома, а наша почва очень глинистая. Так пришла идея строительства саманного дома. Его построили за лето. Его лепили 50 человек. Мы даже написали объявление: «Объявляется строительство Саманного дома -саманное оздоровление». Вырыли фундамент и началась эпопея. Все ходили с песнями,
кричим: Ура! Все были в глине. При этом строительстве получили огромное количество эмоций». [ЭкС6]
Не всем жителям экопоселений удавалось построить жилье за одно лето и зимой переехать в него. Одна из семей две зимы прожила в созданной ими землянке с печкой-буржуйкой, хотя, по словам информантов, была возможность перезимовать в городской квартире. [ЭкС5] Необходимость в хозяйственной кооперации связана, прежде всего, с природно-климатическими условиями на малоплодородных почвах Центральной России. Как говорят сами жители: «на наших широтах в одно лицо не проживешь, огромное количество дел можно делать только совместно». [ЭкК3]
Иная сфера социализации - досуговая деятельность. «В 2016 году проходил чемпионат по настольному теннису. Субботники объединяют. Устраиваются походы для детей. А еще предстоит битва с борщевиком, поскольку деревня расположена на некогда обрабатываемой земле, и через несколько десятков лет возникает поросль» [ЭкК3]
В экопоселении «Ковчег» существует профессиональный театр, созданный режиссером О. Малаховым - актером Московского театра «Школа драматического искусства». Как пишут сами жители экопоселения, «театр несет в себе важнейшую функцию объединения, через него прошли десятки людей, соприкасаясь с навыками таких
профессий как актер, мастер звука, мастер света, парикмахер, гример»[2].
Многие практики «духовного роста» связаны с поддержанием здорового образа жизни. В экопоселениях существуют практики «очищения». В «Славном» жители проводили «разгрузочные дни», которые позже перетекли в недельное коллективное голодание. Распространены занятия в концепции «здорового образа жизни», довольно популярной в этой среде. К примеру, растяжка на, так называемых, прави'лах. Это тренажер, который позволяет растягиваться под массой собственного тела.
В экопоселениях подчеркивается гендерное различие, и занятия довольно явно подразделяются на «мужские» и «женские». Практика «Казачьего вара» - сход мужской половины населения и коллективное обучение навыкам боя, которое проводится в виде «игрища». О маскуклинности можно судить по отпущенным бородам и подпоясанным рубахам. Наглядный пример фемининных черт - длинные юбки и сарафаны. Героиня книги Мегре «Анастасия» воспринимается как эталон женственности и красоты, образу которой в чем-то подражают жительницы экопоселений. -t^.
По словам респондентов, огромную роль в социальном сплочении играют практики «игр». Некоторые из них относятся к контексту духовного самосовершенствования, другие относятся к сфере укрепления здоровья и спорту. «В 2016 году проходил чемпионат по настольному теннису». [ЭкК1] В социальную реальность русского человека вернулась лапта - русский бейсбол.
В экопоселениях встречаются одинокие люди. Одна из схем общественной помощи в рамках общины - проведение фестивалей. Как отмечают жители, фестиваль - это возможность завести знакомство и в перспективе создать семью тем, кто по каким-то причинам остался с хозяйством «один на один». Для гостей экопопселений устраиваются праздники и фестивали. Они организуются в контексте языческих традиций. Проводится праздник осеннего сбора урожая. Отмечается праздник Ивана Купала - 7 июля. В «Славном» ежегодно проходит фестиваль «Встречи в веках». В экопоселении «Ковчег» -«Северное садоводство в родовом поместье». Организуются детские летние палаточные лагеря. Учитывая такой широкий спектр проводимых мероприятий, «возрождается»
традиция создания народных костюмов. Среди них русские народные сарафаны, мужские рубахи с орнаментами и поясами.
Досуговые практики часто связаны с воссозданием - реконструкцией культуры, ряд из которых - имеют неоязыческий характер. Шнирельман приходит к выводу о том, что русское язычество родилось из идеи патриотизма. Существует точка зрения, что русские язычники являются приверженцами примордиолистского взгляда на этничность и
представляют собой хорошо интегрированный спайный организм.
Жители экопоселений предпочитают самостоятельно обучать детей. В «Ковчеге» и «Славном» работают свои «школы». По просьбе жителей экопоселений термин взят в кавычки. «"Школа" Ковчега (и других поселений) - это коллективный междусобойчик, сокращающий количество родительских усилий на домашнее образование своих детей (занимаясь со своим ребёнком, я могу позаниматься ещё с соседскими, а чем-то другим вместо меня - с моим позанимается сосед). Никакой аккредитации наша школа не имеет и юридически просто не существует». [ЭкК4] Обучением занимаются жительницы, по принципу «кто каким предметом владеет - то и преподает». Дети, обучаясь, в поселениях, регулярно проходят аттестацию в местных райцентрах. Школы - еще один пример интегративной площадки.
В поселении «Славное» заведена своя традиция празднования дней рождений. «К имениннику с самого утра приходят гости: все получают определенный фронт работ. Женщины занимаются, к примеру, прополкой огорода, мужчины кроят крышу. Днем выполняется определенный обряд: выносится чаша с сурьей, которая передается из рук в руки, из нее все отпивают по глотку. После этого гости приглашаются к общему столу. Дарят выпечку или домашние заготовки, после этого все вместе играют. Окончание вечера знаменуется совместным чаепитием, и около девяти часов вечера все расходятся по домам». [ЭкК7]
Анастасийцы, склонны разрабатывать новые варианты «общественного договора»,
предусматривающего большое количество взаимных обязательств ■З!. Однако, интересуясь у информантов, считают ли они себя общиной или сообществом, в одном из поселении некоторые отрицали причастность к общине, и говорили, что об организации сообщества не может быть и речи, поскольку, как во всем Россйском обществе есть тенденция к отстраненности и отсутствии социальной сплоченности, так и в поселении -люди те же: «ничем не отличаются от городских». [ЭкС5]
Заключение
Одна из форм преодоления феномена «социального одиночества» города -альтернативное сообщество. Экопоселения «Славное» и «Ковчег», по сути - сообщества общинного типа. Они объединяют людей с различными религиозными предпочтениями, многие из которых относятся к приверженцам Нью-Эйджа. Тем не менее, ряд жителей остаются вне идеологического контекста и видят свою причастность в разделении общечеловеческих ценностей: добрососедства, запрет на брань, запрет на распитие алкоголя, гарантии в сохранности имущества, здоровое питание, обретение личной свободы от городской регламентации и стереотипизации жизненного пространства.
Интегративные модели основаны как на практической стороне: взаимопомощи членам общины, финансовом самообеспечении (проведение праздников, фестивалей, совместные трудовые артели), так и духовных и досуговых практиках.
■Ш Утопия американского мыслителя Генри Дэвида Торо «Уолден, или жизнь в лесу»
посвящена опыту писателя жизни в лесу в уединении, длившегося более двух лет, на берегу Уолденского озера.
* Курсив далее - везде. Выдержки из интервью.
^ http://kovcheg-village.ru/novosti/teatr-v-kovchege/ [дата обращения: 31.03.2018] Библиография
1. Аналитический обзор экологических поселений России. М.: Циркон, 2012. (http://www.zircon.ru/upload/iblock/e76/Jekoposelenija_v_Rossii_Analiticheskij_obzor. pdf) [дата обращения: 01.04.2018]
2. Андреева Ю.О. Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты» // Антропологический форум on-line. 2012. №17.
(http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/017online/andreeva_links.pdf) [дата обращения: 01.04.2018]
3. Андреева Ю.О. Проекты преобразования мира в новом религиозном движении «Анастасия»: антропологические аспекты религии Нью-Эйдж в современной России. Диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук. СПб., 2017. 272 c.
4. Польский И. Движение «Анастасия/Звенящие кедры»: история формирования, виды мировоззрения, социальные практики. М.: РГГУ, 2010. http://nauchkor.ru/pubs/dvizhenie-anastasiya-zvenyaschie-kedry-istoriya-formirovaniya-vidy-mirovozzreniya-sotsialnye-praktiki-56bb226f5f1be70dac00059e [дата обращения: 21.04.2018]
5. Практики сплоченности в современной России. Социокультурный анализ // Под ред. Покровского Н.Е, Козловой М.А. М. 2016. С.66 - 79.
6. Предисловие Д. Ольхового. // Кристиан Даяна. Творим совместную жизнь или как создать экопосление или общину вашей мечты. (http://www.dragondreaming.org/ru/wp-
content/uploads/sites/11/2016/04/Diana_Leaf_Kristian_Tvorim_sovmestnuyu_zhizn.pdf ) [дата обращения: 01.04.2018]
7. Кулясов И.А., Кулясова А.А., Тысячнюк М.С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Под науч. ред. Здравомысловой Е., Тысячнюк М.-СПб: ЦНС.1999.Вып. 6. C. 87-100.
8. Ожиганова А. Новая религиозность в современной России: учения, формы, практики. М.: ИЭА РАН, 2006. 300 c.
9. Шнирельман В.А. Места силы: конструирование сакрального пространства // Этнографическое обозрение, 2014. № 5. C. 3-10.
10. Шнирельман В.А. Русское родноверие. Неоязычество и национализм в современной России. М., 2012. 302 c.