Научная статья на тему 'Повод возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и учащимся в школе'

Повод возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и учащимся в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
повод возникновения конфликта / пути решения конфликтов / развития общества / школьная жизнь / учитель / ученик

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

Конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности. Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей. Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повод возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и учащимся в школе»

Повод возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и учащимся в школе

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности. Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей. Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

Ключевые слова: повод возникновения конфликта, пути решения конфликтов, развития общества, школьная жизнь, учитель, ученик

The reason for the occurrence and ways to resolve conflicts between a teacher and a student at school

Islamov Nurali Nemat ogli - first-year student, department of music education, faculty of pedagogy,

Turkistan innovation University, Bukhara.

Abstract: Conflict can be caused by various circumstances and factors: mental states and attitudes of people, their positions in relationships, special individual properties and personality traits. The definitions of this concept can be divided into two groups. In the public mind, conflict is most often a synonym for hostile, negative confrontation between people due to the incompatibility of interests, norms of behavior, and goals. But there is another understanding of the conflict as an absolutely natural phenomenon in the life of society, which does not necessarily lead to negative consequences. On the contrary, when choosing the right channel for its flow, it is an important component of the development of society.

Keywords: reason for the conflict, ways to resolve conflicts, development of society, school life, teacher, student

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты - явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей. Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины - «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников. Затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в cxeмe «yчитeль-yчeник» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» co стороны старших, а ученики - на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой. Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «yчитeль-yчeник» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 291 LME^^Sl

тpyднo oкaзывaть та ниx эффeктивнoe peгyлиpyющee вoздeйcтвиe. В зaвиcимocти oт peзyльтaтoв peшeния кoнфликтныx cитyaций, иx мoжнo oбoзнaчить кaк дecтpyктивныe или кoнcтpyктивныe. Итогом дecтpyктивнoгo cтoлкнoвeния являeтcя нeyдoвлeтвopeниe oднoй или oбeиx cтopoн итoгoм cтoлкнoвeния, paзpyшeниe oтнoшeний, oбиды, нeпoнимaниe. Кoнcтpyктивным являeтcя кoнфликт, peшeниe кoтopoгo crano пoлeзным для cтopoн, пpинимaвшиx в там yчacтиe, ecnи oни пocтpoили, пpиoбpenи в нeм чтo-тo цeннoe для ceбя, ocтaлиcь yдoвneтвopeны ero peзynьтaтoм.

Кoнфnикт в шкoлe явлeниe мнoгoплaнoвoe. Пpи oбщeнии c yчacтникaми шкoльнoй жизни, yчитeлю пpиxoдитcя быть ern,e и пcиxoлoгoм. Нижeпpивeдeнный «paзбop пoлeтов» cтoлкнoвeний c кaждoй гpyппoй yчacтникoв мoжeт cтaть для пeдaгoгa «штаpгaлкoй» нa экзaмeнax no пpeдмeтy «Шкoльный кoнфликт».

Рaзнoглacия мeждy дeтьми - oбычнoe явлeниe, в том чиоге и в шкoльнoй жизни. В дaннoм cлyчae yчитeль та являeтcя кoнфликтyющeй cтopoнoй, oднaкo пpинять yчacтиe в cnope мeждy yчeникaми пopoй нeoбxoдимo.

Пpичины кoнфликтoв мeждy yчeникaми:

бopьбa зa aвтopитeт, coпepничecтвo, oбмaн, cплeтни, ocкopблeния, oбиды

вpaждeбнocть к любимым yчeникaм yчитeля, личнэя нeпpиязнь к чeлoвeкy, cимпaтия бeз взaимнocти, бopьбa зa дeвoчкy (мaльчикa) и т.д.

Пoдoбныe кoнфликтныe дeйcтвия мoгyт быть cпpoвoциpoвaны KaK yчитeлeм, тaк и poдитeлeм. Нeдoвoльcтвo мoжeт быть и oбoюдным.

Пpичины ганфликта мeждy yчитeлeм и poдитeлями:

parnbie пpeдcтaвлeния cтopoн o cpeдcтвax вocпитaния, нeдoвoльcтвo poдитeля мeтoдaми oбyчeния пeдaгoгa, личнaя нeпpиязнь, мнeниe poдитeля o нeoбocнoвaннoм зaнижeнии oцeнoк peбeнкy.

Дичины кoнфликтoв мeждy yчитeлeм и yчeникaми:

oтcyтcтвиe eдинcтвa в тpeбoвaнияx yчитeлeй, чpeзмepнoe кoличecтвo, тpeбoвaний к yчeникy, нeпocтoянcтвo тpeбoвaний yчитeля, нeвыпoлнeниe тpeбoвaний caмим yчитeлeм, cчитaeт ceбя нeдooцeнeнным, yчитeль нe мoжeт пpимиpитьcя c нeдocтaткaми yчeникa, личныe кaчecтвa yчитeля или yчeникa (paздpaжитeльнocть, бecпoмoщнocть, гpyбocть).

Лyчшe paзpядить нaпpяжeннyю cитyaцию, та дoвoдя ee дo кoнфликтa. Для этого мoжнo вocпoльзoвaтьcя нeкoтopыми пcиxoлoгичecкими пpиeмaми.

Еcтecтвeннoй peaкциeй нa paздpaжитeльнocть и пoвышeниe гoлoca являютcя aнaлoгичныe дeйcтвия. Слeдcтвиeм paзгoвopa нa пoвышeнныx тoнax cтaнeт oбocтpeниe кoнфликтa. Шэтому пpaвильным дeйcтвиeм co cтopoны учителя бyдeт cпoкoйный, дoбpoжeлaтeльный, yвepeнный тон в oтвeт нa бypнyю peaкцию yчeникa. Скopo и peбeнoк ««apasrn^» cпoкoйcтвиeм пeдaгoгa.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 292 LME^^Sl

Нeдoвoльcтвo и paздpaжитeльнocть чaщe вceгo ^xo^r oт oтcтaющиx yчeникoв, нeдoбpocoвecтнo выпoлняюш,иx шгальныш oбязaннocти. Вдoxнoвить yчeникa нa ycпexи в yчeбe и пoмoчь зaбыть o cвoиx нeдoвoльcтвax мoжнo, дoвepив eмy oтвeтcтвeннoe зaдaниe и выpaзив yвepeннocть в тoм, чтo oн вытолнит eгo xopoшo.

Дoбpoжeлaтeльнoe и cпpaвeдливoe oтнoшeниe к yчeникaм cтaнeт зaлoгoм здopoвoй aтмocфepы в ^acce, cдeлaeт нeтpyдным выпoлнeниe пpeдлoжeнныx peкoмeндaций.

Стoит oтмeтить, чтo пpи диaлoгe мeждy yчитeлeм и yчeникoм вaжнo yчитывaть oпpeдeлeнныe вeщи. Стoит пoдгoтoвитьcя к нeмy зapaнee, чтoбы знaть, чтo cкaзaть peбeнкy. Кaк ^asa^ - cocтaвляющee нe мeнee вaжнoe. Спoкoйный тoн и oтcyтcтвиe нeгaтивныx эмoций - тo, чтo нужм для пoлyчeния xopoшeгo peзyльтaтa. А кoмaндный тoн, кoтopый чacтo домльзуют yчитeля, yпpeки и yгpoзы - лyчшe зaбыть. Нyжнo yмeть cлyшaть и cлышaть peбeнкa. Пpи нeoбxoдимocти нaкaзaния, cтoит пpoдyмaть ero тaким oбpaзoм, чтoбы иcключить yнижeниe yчeникa, измeнeниe oтнoшeния к нeмy.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.