Научная статья на тему 'Повествовательные особенности ранних произведений А. Битова (на материале сборника рассказов «Аптекарский остров» и романа «Он - это я»)'

Повествовательные особенности ранних произведений А. Битова (на материале сборника рассказов «Аптекарский остров» и романа «Он - это я») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
768
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. БИТОВ / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА / АВТОР И ГЕРОЙ / РЕФЛЕКСИЯ / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТАНЦИИ / АВТОКОММЕНТАРИЙ / ВНУТРЕННИЙ МИР / ANDREI BITOV / NARRATIVE GAME / AUTHOR AND CHARACTER / REFLECTION / NARRATIVE INSTANCES / AUTOCOMMENTARY / INNER WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозов Андрей Сергеевич

В статье рассмотрены повествовательные особенности ранних произведений А. Битова рассказов из сборника «Аптекарский остров» и романа «Он это я». Уже на начальном этапе творческого пути у А. Битова формируется особый художественный взгляд: центральный предмет изображения писателя внутренний мир человека и характер его рефлексии. Чтобы всесторонне и точно передать мыслительный процесс героев, А. Битов устанавливает диалогические отношения между автором-повествователем и героем. При этом некоторых героев произведений писателя можно рассмотреть в качестве его литературных альтер эго. Несмотря на то, что герои отличаются друг от друга в плане характеров, они воплощают не только свой персональный опыт как персонажи, но рефлексивный и жизненный опыт самого А. Битова. Выстраивая связи повествовательных инстанций, автор также зачастую пользуется автокомментарием текста внутри самого произведения, что позволяет находить в творчестве А. Битова элементы повествовательной игры. Проблемное поле творчества А. Битова это опыт осмысления окружающей действительности и внутреннего мира человека через письмо и через слово.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The narrative features of the early works by Andrei Bitov (collection of short stories «Pharmaceutical Island» and the novel «He Is Me»)

The article considers the narrative features of the early works by Andrei Bitov short stories from the book “Pharmaceutical Island” and the novel “He Is Me”. Already at the initial stage of the creative ways of Andrei Bitov formed a special artistic look. The writer represents inner world of a character in short stories and in the novel. The central subject of the writer’s image is the inner world of man and the nature of its reflection. Andrei Bitov sets the dialogical relationship between the author-narrator and the character to convey the thought process of character. At the same time some of the writer’s characters can be considered as his literary alter ego. Although the characters are different from each other as the types, they embody not only their personal experience of the characters, but Аndrei Bitov’s reflective and life experiences. At a time, when the author builds a special relationship of narrative instances, he frequently uses autocommentary text within the work itself it allows to find the elements of narrative game in Andrei Bitov’s works. What is the problem field of Andrei Bitov’s creative work, is an experience of interpretation of reality and man’s inner world through writing and through the word.

Текст научной работы на тему «Повествовательные особенности ранних произведений А. Битова (на материале сборника рассказов «Аптекарский остров» и романа «Он - это я»)»

УДК 821.161.1.09"20"

Морозов Андрей Сергеевич

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Morozoff111@yandex.ru

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БИТОВА (на материале сборника рассказов «Аптекарский остров» и романа «Он - это я»)

В статье рассмотрены повествовательные особенности ранних произведений А. Битова - рассказов из сборника «Аптекарский остров» и романа «Он - это я». Уже на начальном этапе творческого пути у А. Битова формируется особый художественный взгляд: центральный предмет изображения писателя - внутренний мир человека и характер его рефлексии. Чтобы всесторонне и точно передать мыслительный процесс героев, А. Битов устанавливает диалогические отношения между автором-повествователем и героем. При этом некоторых героев произведений писателя можно рассмотреть в качестве его литературных альтер эго. Несмотря на то, что герои отличаются друг от друга в плане характеров, они воплощают не только свой персональный опыт как персонажи, но рефлексивный и жизненный опыт самого А. Битова. Выстраивая связи повествовательных инстанций, автор также зачастую пользуется автокомментарием текста внутри самого произведения, что позволяет находить в творчестве А. Битова элементы повествовательной игры. Проблемное поле творчества А. Битова - это опыт осмысления окружающей действительности и внутреннего мира человека через письмо и через слово.

Ключевые слова: А. Битов, повествовательная игра, автор и герой, рефлексия, повествовательные инстанции, автокомментарий, внутренний мир.

Уже в ранних произведениях А. Битова обнаруживаются отличительные особенности его творчества в целом: на уровне содержания - репрезентация прежде всего внутренней жизни человека и связанная с этим подчеркнутая рефлексивность героев; на уровне формы - диалогические отношения автора и героя, повествовательная игра. Центральный предмет изображения автора - движение и характер мысли героя.

Первые сочинения А. Битова представляются набросками стиля его будущей художественной манеры. В сборнике «Аптекарский остров» и романе «Он - это я», которые мы возьмем в качестве материала для анализа, автором ведутся поиски художественной индивидуальности, которая отличается повествовательным своеобразием.

В прозе писателя часто используется повествование от 3-го лица, которое вводит читателя в курс описываемых событий или знакомит его с героем. Однако оно зачастую уравновешено «я»-повествованием - это и внутренний монолог, и «чужое слово» героя в речи повествователя. То, о чем рассказывает повествователь, очень часто находится в рамках внутреннего пространства героя. Как правило, герой А. Битова - думающий и остро чувствующий действительность человек. Как отмечают О. Багдасарян и М. Липовецкий, «повествовательная манера Битова возрождает письмо, подчиненное мыслительному процессу, а не движению фабулы, усложненное специфическими взаимоотношениями автора и героя и сосредоточенное на непрекращающейся рефлексии последнего» [1].

Наша цель - определить особенности повествовательного своеобразия раннего творчества писателя. Анализируя рассказы сборника «Аптекарский остров» и роман «Он - это я», мы проследим, какие художественные приемы использует писатель и каким из них он отдает предпочтение.

В творчестве А. Битова позиции автора-повествователя и героя зачастую соединяются, образуя между собой диалогические отношения. Это позволяет предположить, что в выдуманном опыте героя преломляется реальный опыт писателя; герой становится литературной тенью автора. Вместе с тем интересна мысль И. Якуниной, увидевшей в раннем творчестве А. Битова автобиографические эпизоды и определившей нецельность внутреннего мира героя и самого автора: «Миг расподобления, обнаружения немонолитности субъекта в раннем творчестве Битова - по-своему некий акт инициации, свидетельствующий о рождении единственного его, Битова, специфического авторского сознания» [4, с. 375-376].

Многих героев рассказов из сборника «Аптекарский остров» объединяет сходный взгляд на мир: их отличает интенсивная внутренняя работа по осознанию себя как индивидуальности. В таких героях автор наиболее полно выражает и собственные суждения, хотя утверждать об этом с полной уверенностью невозможно. Например, герои рассказов «Автобус», «Пятница, вечер», «Далеко от дома» обладают чертой, которую можно обозначить как способность глубоко воспринимать и осмысливать окружающую действительность. При этом важным моментом становится самоидентификация героя. Как отмечает И. Якунина, рассматривая диалогические отношения автора и героя, «ощущение "нетождественности себе" преследует героев ранней прозы Битова. Их поиск "подлинности", "воплощенности" несколько специфичен. У Битова читатель не находит последней правды. Сам автор так же, как и герой, страдает от отсутствия веры, расколотости своего "я"» [4, с. 380].

Анализируя раннее творчество писателя, нельзя обойти вниманием и заостренность авторской мысли на процессе написания самих текстов. Именно с этой особенностью связана повествова-

94

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

© Морозов А.С., 2017

тельная игра. Вот автор-повествователь рефлексирует над процессом письма в рассказе «Автобус»: «Написать бы книгу - без композиции, без языка, без всех этих фокусов... Ведь есть же что-то самое важное. Главное, так сказать. Все остальное - так, смазка, чтобы легче проходило. Как бы обойтись без этого, оставив самую суть?.. И самое смешное - допустим, это начало такой книги, то, что я пишу; что вот я собрался и начал, - самое смешное, что будешь писать, напишешь - и окажется и композиция, и язык (развязка, завязка, метафора) - и вся литература налицо. Если книга получится, конечно.» [2, с. 46]. Или в рассказе «Пенелопа», повествование в котором ведется преимущественно от 3-го лица, через несколько страниц после завязки автор-повествователь заявляет: «И вот он проходит в темную подворотню кинотеатра, и это чуть ли не первая фраза рассказа, который я собираюсь писать. И теперь наконец я начинаю с нее ради еще одной, единственной, которую я знаю и которая должна быть чуть ли не в самом конце» [2, с. 122]. Таким образом, А. Битов как будто играет с читателем, «перескакивая» с одного повествовательного уровня на другой через автокомментарий собственного текста. Как мы видим, уже в раннем творчестве А. Битова можно обнаружить черты повествовательной игры, суть которой, как представляется, отнюдь не в создании особого художественного стиля, но наиболее точного, с точки зрения автора, способа репрезентации рождения смыслов в акте письма.

Важно отметить, что в рассказах сборника «Аптекарский остров» героями становятся непохожие друг на друга характеры, но вместе с тем каждый из них становится в той или иной степени тенью автора. Показательно, что носителем внутренней жизни, которая интересна автору, может быть и его предположительный сверстник («Далеко от дома»), и ребенок («Но-га»), и старик («Юбилей»). Писатель каждый раз выбирает новое «я» и репрезентирует его внутренний мир. Таким образом, меняются точки зрения героев, но авторский взгляд всегда устремлен на один предмет.

Проблемное поле творчества А. Битова - это опыт осмысления окружающей действительности и внутреннего мира человека через письмо, или, по-другому, через слово. Можно предположить, что накопленный опыт автора воплощается в текстах, каждый из которых фиксирует вариант художественного события: или бытового события («Бабушкина пиала», «Фиг», «Большой шар», «Инфантьев»), или ментального, психологического события («Автобус», «Бездельник»), или их сочетание («Солнце», «Пятница, вечер», «Жены нет дома», «Юбилей», «Но-га», «Далеко от дома», «Пенелопа»).

В первом варианте сюжет строится вокруг жизненного факта: во время уборки квартиры герой находит пиалу, которая вызывает определенные,

значимые для него, воспоминания; мать школьника обнаруживает сына уснувшим рядом с «недозволенной» книгой - «Декамероном», которую разрешил прочитать дядя; маленькая девочка отправляется в небольшое путешествие в поисках воздушного шара; человек переживает смерть жены. В таких рассказах на первом плане находится внешний событийный ряд. При этом смысловым звеном так же остается внутренний мир человека.

Во втором варианте движущей силой текста становится развертывание мысли и динамика внутренней жизни героя; преобладает репрезентация психологического мира над описанием поступков. В таких рассказах контуры сюжета теряются в доминирующих внутренних монологах и диалогич-ности автора и героя.

В третьем варианте по тексту равномерно распределены зоны фокусировки на внешнем, сюжетном, ряде и на мире переживаний. Повествование поддерживает динамику развития событийного ряда и динамику внутреннего состояния героя.

Таким образом, несмотря на тип событийности в том или ином рассказе, автор всегда обращается к внутренней жизни человека, пытаясь даже не столько понять изображаемого героя, сколько предъявить ищущую мысль, находящуюся в постоянном движении.

Перейдем от рассказов к роману. Произведение «Он - это я» - первый крупный текст писателя, в котором, несмотря на расширение повествовательных границ по сравнению с рассказом, А. Битов придерживается сходной художественной стратегии. В центре повествования - так же, как и в некоторых рассказах из сборника «Аптекарский остров», -внутренний мир человека, рефлексирующего по отношению к окружающему его миру. Однако есть и отличие: особое место в романе занимает игра повествовательными инстанциями, в которой главную роль играет их соотношение. Далее мы более подробно рассмотрим эту особенность.

Спустя много лет после первой публикации романа в 1964 году, А. Битов в очередном собрании сочинении дает свой комментарий относительно этого произведения. Вот отрывок из него, который в рамках статьи значим для нас: «От своего старшего друга (Сергея Вольфа), прозу которого одобрил даже сам Юрий Олеша, услышал я впервые слово модернизм и имена трех его китов: Пруста, Генри Джеймса и Джойса, - и все это были лишь слова, слова, слова. Так, про Генри Джеймса Сережа сказал, что тот писал от первого лица, тут же переводя его в третье, чем и достигал большей убедительности. Этой информации мне тут же хватило, чтобы перевести свое Я в ОН, представить себе неоконченную повесть как роман и, соответственно, назвать его ОН - ЭТО Я» [3, с. 459]. Следовательно, ориентируясь на опыт модернизма, писатель берет на вооружение его повествовательный прием. Од-

нако прием сам по себе - не главное, потому что А. Битов не просто механически пользуется им, а на его основе формирует особое соотношение двух повествовательных инстанций, каждая из которых определяет одного и того же героя.

Центральный герой романа - юноша Кирилл Капустин, ищущий самоопределения. В сжатом виде сюжет произведения можно описать так: Кирилл живет с родителями, учится в институте, у него в целом благополучная жизнь. Но с некоторых пор появляются проблемы с учебой, его отчисляют перед тем, как вместе с однокурсниками он должен отправиться на практику в Заполярье. Несмотря на отчисление, он уезжает вместе с ребятами, устраивается на работу в шахте и ведет трудовую жизнь. Здесь для Кирилла начинается новая жизнь, которая отличается кардинально от прежней студенческой. В итоге сокурсники возвращаются домой, а Кирилл остается, и вскоре его забирают в армию.

Писатель создает в романе, в общем, типичную историю, в которой нет места экстраординарным ситуациям, потому что самое важное - открыть внутренний мир человека и через его репрезентацию отразить особенности авторского восприятия действительности; все значимые события совершаются там, внутри героя. Для автора важны не столько поступки, сколько их осмысление Кириллом.

Взятый на вооружение прием - переход от первого лица к третьему - в тексте представлен, по сути, наоборот: переходом от третьего лица к первому, где «я» зачастую отражено в форме несобственно-прямой речи, например: «Но ощущение силы вернулось, и походка была красивая, и, пожалуй, он вырос этим летом, потому что вон все его как-то ниже. Потом он вдруг вспомнил про свое лицо, а оно ведь, наверно, осунулось и теперь уже не такое нестерпимо круглое» [3, с. 184]. В нейтральном повествовании от третьего лица встречаются эмоционально-окрашенные эпизоды, репрезентирующие психологический мир героя.

Однако встречается и «я»-повествование, которое интересует нас в большей степени. Дело в том, что большая часть произведения, представленная от третьего лица, написана от лица «как будто бы» друга Кирилла, причем этот «автор» романа дает знать о себе лишь в четвертой главе «Дань дурному вкусу». При этом такой повествователь-рассказчик по своей информированности не уступает всезнающему повествователю. Впрочем, по ходу повествования проясняется и становится очевидным, что этот друг Кирилла - тот же Кирилл, своего рода его двойник - возможно, тот, кем мог быть главный герой, но не стал (немаловажно, что зовут обоих Кирилл). Приведем отрывки из главы, в которой мы узнаем об этом «друге»: «Вдруг я понял, что начал не с того места, которого требует ясность повествования, а с которого мне самому было интерес-

но повествовать. И все это потому, что мы с героем давно знакомы и мне решительно все про него известно. Так что мне все равно, откуда начать, и я начал, откуда мне показалось интересней. <.> Даже когда мы расходимся в чем-либо, я переживаю это так остро, словно расхожусь сам с собой. Словно, к примеру, это мое тело ведет себя не так на улице, а я сижу у окошка, смотрю и осуждаю. Надо хоть понять, где он, а где я. <.> И подумать только, что все это я наговорил, а надо мне просто прикрыть художественное упущение, что не сделал понятным, кто такой Кирюша, из текста, а решил выкрутиться вот таким образом. Каюсь» [3, с. 190-192]. (Напомним, что подобные эпизоды встречаются в рассказах сборника «Аптекарский остров», о чем говорилось выше.) Очевидно, что подобные слова «автора» романа можно оставить за скобками, если разворачивать последовательный сюжет. Значимыми становятся слова «Надо хоть понять, где он, а где я», которые делают предположение о некоем двойничестве двух персонажей - главного героя и «автора» романа - явным. Именно таким образом А. Битов трансформировал и реализовал прием, который превратился в повествовательную игру, где один персонаж рассказывает о другом, хотя оба они представляют одного и того же человека, главного героя Кирилла Капустина.

Появление главы «Дань дурному вкусу», по сути, нарушает исходные границы повествования от третьего лица и «вводит» нового персонажа, образуя, на первый взгляд, повествование в повествовании, однако взаимообусловленность обоих персонажей ставит все на свои места. Введением «я»-повествователя А. Битов решает важную задачу: такой подход позволяет избежать прямой авторской (писательской) оценки героя, который репрезентирует себя «напрямую».

Отметим, что в главе «Рождение понедельника» читатель наблюдает ситуацию со «сном-матрешкой»: главный герой просыпается с желанием выпить воды, но несколько раз обнаруживает какую-то абсурдную деталь в происходящем и снова просыпается. Вот эпизод: «Официантка снова засмеялась, положила в лужу тряпку, полила ее из чайника и подала человеку. Он схватил эту тряпку и, запрокинув голову, начал выжимать и ловить ртом воду. <...> Вдруг он обратил внимание, что ведет себя как-то странно. <.> И проснулся. Чертовски хотелось пить» [3, с. 211]. Так с Кириллом происходит три раза. Сон во сне можно соотнести с описанным повествовательным ходом в произведении, когда читатель сталкивается, казалось бы, с несколькими уровнями текста.

Тему двойничества и повествовательную стратегию, ее раскрывающую, своеобразно дополняет и придает ей особый смысл стихотворение А. Куш-нера «Два мальчика», посвященное А. Битову, которое также включено в роман:

96

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

Два мальчика, два тихих обормотика, ни свитера, ни плащика, ни зонтика, под дождичком на досточке качаются.

А песенки у них уже кончаются. Что завтра? Понедельник или пятница? Им кажется, что долго детство тянется. Поднимется один, другой опустится. К плечу прибилась бабочка, капустница.

Качаются весь день с утра и до ночи,

Ни горя,

ни любви,

ни мелкой сволочи,

все в будущем,

за морем одуванчиков.

Мне кажется, что я - один из мальчиков...

[3, с. 259-260]

В рамках романа это стихотворение можно трактовать так: безмятежное детство изначально дает возможность человеку самоопределиться, но когда оно заканчивается, он выбирает собственный путь и, как часто бывает, иногда возвращается мыслями в прошлое и пытается понять, как по-другому могла сложиться жизнь (мотив двойниче-ства). Главный герой еще не знает, что готовит ему судьба, и нет уверенности, что он сделал правильный выбор, поэтому сравнивает себя «здесь и сейчас» с тем, каким он мог бы быть.

В итоге Кирилл поймет, что другой вариант его жизни, который мог бы сложиться, он теперь не понимает: «друг» (по тексту автор романа и одновременно «несбывшийся» двойник Кирилла) пишет ему письмо, в котором описывает свою жизнь, но Кириллу кажется, что это больше его не касается: «О господи. Какие у меня соображения по поводу того, что Гюго изображен голым? <.> Какая дурость» [3, с. 296-297]. К Кириллу придет осознание, что им пройден какой-то значительный этап

в жизни, и сейчас начнется что-то новое: «.Иногда особое состояние посещает человека. Это как итог, как высшая точка чего-то, давно и незаметно росшего и зревшего внутри. Это состояние какой-то особой полноты, спокойной и глубокой радости, доброты к окружающему и понимания его. <...> Это состояние длится, но, к сожалению, проходит. И идет та же жизнь. Но, с другой стороны, она не может уже быть той же, раз человек знал такое состояние: человек уже другой» [3, с. 309]. Из юношества, в котором Кирилл искал самоопределения, он перешел во взрослую жизнь.

В романе «Он - это я» так же, как и в рассказах сборника «Аптекарский остров», внимание писателя занимает особая область - внутренний мир, который нельзя раз и навсегда упорядочить, как нельзя упорядочить и саму жизнь. Герои А. Бито-ва - это не столько литературные фигуры, поступки и мотивировки которых нужно анализировать. Его герои - это специфический способ мыслить и воспринимать действительность. И именно поэтому писатель как будто всегда находится в процессе поиска адекватной формы для более или менее объективного отражения такого способа рефлексии. Исходя из этого, уже в ранних произведениях писателя полноправными элементами его поэтики становятся повествовательная и языковая игра.

Библиографический список

1. Багдасарян О., Липовецкий М. Мини-хрестоматия советского рассказа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arzamas.academy/ materials/964 (дата обращения: 19.02.2017).

2. Битов А.Г. Повести и рассказы // Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Мол. гвардия, 1991. - Т. 1. -575 с.

3. Битов А.Г. Нулевой том: роман, повести, рассказы, стихи. - Москва: АСТ, 2014. - 461 с.

4. Якунина И.Л. Автор и герой в прозе А. Бито-ва 1960-х годов // Проблемы истории, филологии, культуры. - № 22. - С. 375-381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.