Научная статья на тему 'Повесть В. А. Жуковского «Выбор креста»'

Повесть В. А. Жуковского «Выбор креста» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЕ / ПРИТЧА / ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСТВА / ДУХОВНЫЕ НАСТАВНИКИ / GOSPEL / PARABLE / VALUES OF CHRISTIANITY / COUNSELORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куйкина Евгения Сергеевна

Статья посвящена анализу стихотворной повести В. А. Жуковского «Выбор креста» (1845 г.). Повесть представляет перевод произведения немецкого автора А. Шамиссо «Die Kreuzschau». Художественный образ странника, идущего горным путем, его молитвенное обращение к Творцу облегчить тяжесть земных страданий осмысливается в статье с христианской стороны. Обращение к Евангелию и наставлениям святых отцов Церкви помогает понять сюжет повести как путь веры, путь устремленности человека к Богу, путь подвига, путь страданий. Также в статье обращается внимание на внутренний мир В. А. Жуковского, которому было близко духовное содержание этой повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novelette "The Choice of the Cross" by V.A. Zhukovskii

The article is devoted to the analysis of the poetic novel by V.A.Zhukovsky " The Choice of the Cross " (1845). The novelette is a translation of «Die Kreuzschau» by the German author Albert von Chamisso. The artistic image of a wanderer walking in the mountains and his devotional address to the Creator to relieve the burden of mortal sufferings is comprehended in the novel from the angle of Christianity. The reference to the Gospel and the counsel of the revered fathers of the Church helps to understand the plot as a way to belief, determination for God, path of endeavors and sufferings. The article also focuses on the inner world of V.A.Zhukovsky who was very close to the spiritual contents of the novel.

Текст научной работы на тему «Повесть В. А. Жуковского «Выбор креста»»

Е. С. Куйкина

Петрозаводск

ПОВЕСТЬ «ВЫБОР КРЕСТА» В. А. ЖУКОВСКОГО

Дух поэта тайно соприсутствует в его создании. Так утверждал В. Жуковский, понимая дух поэта как некую сущность, которая животворит произведение. «И если он есть дух чистоты», то этой благотворной чистотой «безотчетно и неуловимо» проникнуто и его художественное создание1. Так, в поэзии В. Жуковского отражается его духовный мир, устремления его души к нетленным ценностям христианства, к познанию предназначения человеческой жизни, к вере.

В 1845 году В. Жуковский переводит повесть немецкого автора А. Шамиссо «Выбор креста»2. Для перевода В. Жуковский выбирал лишь то, что, по словам А. Н. Веселовско-го, «отвечало его внутреннему содержанию, потребности его выразить»3.

© Куйкина Е. С., 2011

1 Жуковский В. А. Полн. собр. соч.: В 12 т. / Под ред. проф. А. С. Архангельского. СПб., 1902. Т. 10. С. 85.

2 А. Н. Веселовский рассматривает произведение с биографической стороны и указывает на то, что причиной обращения к переводу повести была семейная драма поэта, «когда он падает под тяжестью семейного креста» (Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999. С. 14). А. С. Янушкевич обращает внимание на эту повесть как на одну из ступеней на пути В. Жуковского к эпосу, к переводу «Одиссеи» Гомера (Янушкевич А. С. Путь Жуковского к эпосу // Жуковский и русская культура. Л., 1987. С. 177—178).

3 Веселовский А. Н. Указ. соч. С. 14.

Повесть начинается словами:

Усталый шел крутой горою путник; С усилием передвигая ноги, По гладким он скалам горы тащился И наконец достиг ея вершины4.

Перед нами странник, направляющий свой путь из неведомых земель в высокие горы. Мы не знаем ни его возраста, ни имени. Он утомлен от долгого пути, и жизнь едва теплится в его изнуренном трудом теле. Думается, что в образе этого усталого путника несколько обобщенно представлена человеческая жизнь.

А. С. Янушкевич, анализируя особенности поздних произведений Жуковского, обращает внимание на слова поэта в повести «Мудрец Керим», где он так определяет «смысл человеческого существования»:

Вся наша жизнь есть странствие по свету5.

Примечательны на этот счет слова Святителя Игнатия Брянчанинова (XIX век), обращенные к одному из духовных чад:

Благополучно ли вы совершаете ваше земное странствование?6

И далее добавляет, что конечным итогом странствования человека по свету является Вечность. А в творении «Слово о человеке» Святитель также пишет:

Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему на покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, в неутешное рыдание. Оно должно странствовать на ней, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обставлена эта гостиница, но непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всесильно стремясь возвратиться в него7.

4 Жуковский В. А. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 4. С. 47. Далее цитируем по этому изданию с указанием тома — римской и страниц — арабскими цифрами.

5 Янушкевич А. С. Указ. соч. С. 178.

6 Сет. Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Paris; М„ 1995. С. 153.

7 Он же. Слово о человеке. СПб., 1995. С. 54.

Такие мысли очень близки В. А. Жуковскому. Он старался осмыслить жизнь с христианской точки зрения. Стремление увидеть свое земное предназначение, свое место, уготованное каждому человеку Создателем, отражается в дневниковых записях поэта, письмах, публицистике, художественных произведениях.

«Для чего мы здесь?» — вопрошает Жуковский в одном из писем к Н. В. Гоголю. Задав такой вопрос, он сам далее дает на него ответ, ответ, полный веры и христианского смирения:

Мы здесь для Бога. Тот, Кто, создав нас, вложил в нашу душу стремление Его постигнуть и с Ним соединиться, не мог нас ни для чего иного создать, как для Самого Себя (X, 79).

И далее:

Мы созданы Богом для Бога, мы помещены Им в этом мире... чтобы... постоянно искать Бога, неизменно к Нему стремиться и в Нем одном пребывать мыслию, волею и действием (X, 79).

Чтобы душу свою очистить от всего временного и тленного, возвысить и с нею «на всю вечность» перейти «в иную, высшую жизнь».

Не случайно путник в повести «Выбор креста» идет в высокие горы. Это «горний» путь, это путь веры, путь устремленности человека в небо, путь подвига, путь страданий.

Далее мы читаем, что, совершив вечернюю молитву, странник уснул. И во сне этот человек обращается к своему Создателю с просьбой облегчить тяжесть его земных страданий:

Отец! <...>

Я знаю: каждый, кто здесь от жены Рожден, свой крест нести покорно должен; Но тяжестью не все кресты равны; Мой слишком мне тяжел, не по моим Он силам; облегчи его, иль он Меня раздавит и моя душа Погибнет.

В Евангелии от Матфея есть слова Господа Иисуса Христа, обращенные к ученикам:

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).

Духовные наставники Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в книге «Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа» так поясняют слова Христа:

Аще кто хощет по Мне ити, кто хочет быть Моим последователем и учеником не на словах, а на деле, — а это для всякого возможно, была бы только на то добрая воля человека, тот, да отвержется себе, пусть забудет свое самолюбие, и возьмет крест свой, как Я взял Мой крест, и по Мне грядет, пусть идет за Мною туда, куда Я несу Мой крест. Кто хочет быть участником моей славы, тот пусть будет участником и в Моих страданиях, через терпение всего скорбного, даже до смерти8.

В. Жуковский глубоко воспринял слова Спасителя о несении креста. В одном из писем, обращенных к своему духовному отцу иерею Иоанну Базарову, он пишет о смиренном преодолении земных скорбей и перенесении несчастий, связанных с потерей близких людей:

Так Богу угодно! <...> Помоги вам Податель креста нести Им поданный крест и быть пред Ним в минуты Его испытания таким, как Он того требует!9

Подвиг самоотвержения, по словам Жуковского, возможен благодаря осознанию человеком своей «ничтожности» и «несказанного блаженства... нашей принадлежности Богу» (X, 79).

Мысли о греховности человеческого существа и смирении мы находим в поучениях Святителя Игнатия Брянча-нинова. По словам Святителя, «взятие креста своего есть признание себя достойным посылаемых на нас скорбей»10.

В повести Жуковского герой чудесной силой перемещается в небесный храм, где ему милостивый Создатель предоставляет возможность выбора:

Перед тобою все кресты земные Здесь собраны; какой ты сам из них Захочешь взять, тот и возьми.

8 Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 1994. С. 409—410.

9 Цит. по кн.: В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999. С. 448.

10 Сет. Игнатий (Брянчанинов). Указ. соч. С. 78.

Герой-странник увидел множество крестов. Он испытывал тяжесть каждого их них и клал на плечи, «дабы узнать, какой нести удобней», однако не был доволен представленным. В итоге его выбор остановился на кресте, который он уже нес, кресте, который был определен ему Богом.

Был нелегок он; правда, был из твердой Сработан пальмы; но зато, как будто По мерке для него был сделан, так Ему пришелся по плечу он ловко. И он воскликнул: Господи! позволь мне Взять этот крест. И взял. Но что же? — Он Был самый тот, который он уж нес.

В этих заключительных строках повести звучит вера в благость Божественного Провидения, вера в заботу Творца о Своем создании.

Примечательны слова Святителя Иоанна Златоуста (IV век), призывающего нас:

Будем принимать все, постигающее нас, с благодарностью к Тому, Кто лучше всего знает, что нам полезно, и Кто любит нас сильнее самих родителей11.

В этом высказывании Святителя живет вера в ободряющие слова Господа:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11:28—30).

Не случайным, на наш взгляд, является то, что странник в повести Жуковского засыпает и жалоба на земной крест и тяжесть существования возникает у героя именно во сне. Думается, что это не столько физический сон, во время которого тело человеческое получает отдохновение, сколько духовный. Об этом духовном сне Господь через Евангелие предупреждает Своих последователей. В месте, называемом Гефсимания, не раз Он обращался к ученикам, находя их спящими:

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41).

11 Сет. Иоанн Златоуст (Архиеп. Константинопольский). Избранные творения. М., 1993. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. С. 109.

Также о духовном сне говорится и в притче о рабе, ожидающем Господина:

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24:42, 43).

В заключение вспомним слова В. А. Жуковского. В одном из писем к Гоголю он говорит о том, что душа поэта должна быть «светлая, чистая, младенчески верующая»:

Тогда его поэзии предаешься без всякой тревоги, с ним вместе веруешь святому, любишь добро, постигаешь красоту, и знаешь, какое назначение души твоей (X, 85—86).

Жуковский не случайно перевел повесть Шамиссо на русский язык. Духовное содержание этой повести было близко поэту, созвучно его устремленности к вере, к познанию христианских ценностей. Эта устремленность сопровождала поэта всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.