Научная статья на тему 'Христианский характер творчества В. А. Жуковского и возможности использования его произведений при изучении православной культуры в начальной общеобразовательной школе'

Христианский характер творчества В. А. Жуковского и возможности использования его произведений при изучении православной культуры в начальной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
567
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина Т. А.

На примере творчества В.А. Жуковского автор обозначает возможности преподавания православной культуры в школе при изучении русской литературной классики. В.А. Жуковский один из крупнейших христианских деятелей отечественной литературы, его поэмы, стихи наполнены православными реалиями. Предметный комментарий учителя в процессе чтения поможет младшим школьникам постепенно, в ходе учебы овладевать азами православной культуры культуры своей страны. Такая работа с учебником на обычных уроках классного чтения метод, вполне доступный любому учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианский характер творчества В. А. Жуковского и возможности использования его произведений при изучении православной культуры в начальной общеобразовательной школе»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2006. Вып.3. С. 147-154

Христианский характер творчества В.А. Жуковского и возможности использования его произведений при изучении православной культуры в начальной общеобразовательной

школе

Т.А. Ильина

К. ф. наук, доцент кафедры теологии Тверского госуниверситета

На примере творчества В.А. Жуковского автор обозначает возможности преподавания православной культуры в школе при изучении русской литературной классики. В.А. Жуковский - один из крупнейших христианских деятелей отечественной литературы, его поэмы, стихи наполнены православными реалиями. Предметный комментарий учителя в процессе чтения поможет младшим школьникам постепенно, в ходе учебы овладевать азами православной культуры - культуры своей страны. Такая работа с учебником на обычных уроках классного чтения - метод, вполне доступный любому учителю.

Жизнь и творчество В.А. Жуковского, с которого, собственно, начинается «золотой век» русской литературы, на наш взгляд, во многом задает основной ее вектор - христианский. Жизни и творчеству поэта посвящена богатая библиография, но, к сожалению, эволюция его христианского мировоззрения практически не изучена. Эта тема почти всегда затрагивается в работах дореволюционных авторов1, и очень немногословно по этому поводу современное литературоведение2.

1 См.: Зейдлиц К.К. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. СПб., 1883; Зага-рин П.В. А. Жуковский и его произведения. М., 1883; Бельский Л.П. В.А. Жуковский и его значение в истории русской литературы. М., 1904; Сакулин П.Н. В.А. Жуковский // История русской литературы XIX в. / Под ред. Д.Н. Овсянико-Ку-ликовского. Т. 1. М., 1908. С. 136-146; ТихомировД.И. Жизнь и труды В.А. Жуковского. М., 1915; Огарков В.В. В.А. Жуковский // Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой. Челябинск, 1996.

2 См.: Афанасьев В. Пред вечным алтарем (о В.А. Жуковском) // Православная беседа. 1992. № 2-3. С. 40-41; Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. 1. М., 1996. С. 141-146; Касаткина В.Н. Христианские идеи и настроения в

Жуковский как бы возвращает литературное искусство к своему христианскому истоку. Ведь не случайно именно он удостоится высочайшей оценки своих современников и станет в будущем примером духовного поэта для многих, в частности, для Ф.И. Тютчева и Б.К. Зайцева. Первый из них напишет так:

Поистине, как голубь, чист и цел Он духом был; хоть мудрости змеиной Не презирал, понять ее умел,

Но веял в нем дух чисто голубиный.

И этою духовной чистотою Он возмужал, окреп и просветлел.

Душа его возвысилась до строю:

Он стройно жил, он стройно пел...

(Памяти В.А. Жуковского)

Б.К. Зайцев, сам человек глубоко православный, назовет Жуковского почти святым: «Если вспомнить, что это был человек совершенной чистоты и душа вообще «небесная», то ведь скажешь: единственный кандидат в святые от литературы нашей»3.

Известно, какую большую роль сыграл Жуковский в становлении А.С. Пушкина, особо реагируя на его духовный путь. Так, именно Жуковский очень тонко почувствовал едва заметный поворот к христианству в творчестве поэта периода южной ссылки, периода, когда создаются такие антиклерикальные и откровенно кощунственные произведения, как «В.Л. Давыдову», «Десятая заповедь», «Гавриилиада». 1 июня 1824 г. он пишет Пушкину: «Обнимаю тебя за твоего “Демона”. К черту черта! Вот пока твой девиз. Ты создан попасть в боги - вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится, там настоящий ее элемент! дай свободу этим крыльям, и небо твое. Вот моя вера»4. Пушкин тоже в одном из писем назвал Жуковского «святым», а свою гениальную трагедию «Борис Годунов» хотел посвятить именно ему.

Очень важен эпитет «цел» в приведенном отрывке Ф.И. Тютчева. Действительно, Жуковский демонстрирует удивительную цельность своего мировоззрения, в котором не было мучительных ломок, мета-

переписке В.А. Жуковского с А.П. Киреевским // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 217-224; Канунова Ф.З. Оппозиция христианства и наполеонизма в русской литературе 1830—1850-х годов и некоторые методологические проблемы ее изучения (В.А. Жуковский, Г.С. Батеньков, Н.В. Гоголь) // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1998. Вып. 5. С. 178-190. Очень кратко и однобоко эта тема представлена в фундаментальной работе А.С. Янушкевича «Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского» (Томск, 1985).

3 Зайцев Б.К. Жуковский // Зайцев Б.К. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1993. С.338.

4 Жуковский В.А. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М.; Л., 1960. С. 509.

ний, - Жуковский всегда был христианином, он «шел без помехи». Внутренняя его тема всегда была: слава Творцу, жизнь приемлю смиренно, всему покоряюсь, ибо везде Промысл Божий. Горести, тягости - все ничего: «Терпением вашим спасайте души ваши». Так от «Теона и Эсхина» до последнего издыхания. «Но в юности смутно, в зрелости выношено, выстрадано»5. Но все-таки путь к Богу, православию, путь внутреннего преображения у Жуковского был. В самом общем виде его можно представить так: от просветительства к православию.

Женское общество, в котором проходило детство поэта, конечно, наложило отпечаток на его характер: очень мягкий, женственный, склонный к элегическим и мистическим настроениям. Рос он в семье религиозной, где было обязательным соблюдение постов и посещение храма, очень любил церковные службы, образа, пение. Церковная эстетика отвечала романтическим и мистическим настроениям мальчика. Поэтому вся ранняя, да и не очень ранняя, лирика поэта носит романтический характер. Как отмечает В. Афанасьев, «только на склоне лет ... он избавился от прелести мистического романтизма»6.

Очень важной для Жуковского становится тема смерти, с которой он начинает свой литературный путь, написав в 14 лет под воздействием кончины близкого человека - сводной сестры В.А. Юшковой - прозаический отрывок «Мысли при гробнице». Много позже именно глубокое осмысление темы смерти, понятия ключевого для христианина, станет началом духовного преображения поэта. В 1823 г. умирает его возлюбленная Машенька Протасова. Это становится причиной большой трагедии. Жуковский понял, сколь непрочно земное счастье, и с этой поры истинными ценностями для него стали ценности духовные - «сокровища на небе» (Мф 6. 20).После смерти Маши он пишет ее матери: «Теперь знаю, что такое смерть, но бессмертие стало понятнее. Жизнь не для счастья; жизнь - для души, и следственно Маша не потеряна. Кто возьмет ее у души? Ее здешнюю можно было увидеть глазами, можно было слышать, но ее тамошнюю можно видеть душой, ее достойною»7.

Значительными поэтическими произведениями, отражающими глубокую веру поэта, стали многие его баллады, «Народный гимн», ставший официальным гимном России, а по жанру представляющий собой молитву; стихотворения «Добродетель» (1798 и 1806 гг.), «М.А. Протасовой», «Монах», «Надгробие», «19 марта 1823», «Таинственный посетитель», «Умирающий лебедь» и многие другие.

5 Зайцев Б.К. Указ соч. С. 338.

6 Афанасьев В. Указ. соч. С. 40.

7 Цит. по: Жуковский В.А. // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т. 12. СПб., 1894. С. 46.

В 1837 г. в Риме Жуковский знакомится с Н.В. Гоголем, а в 1840-х годах Николай Васильевич оказывается единственным соотечественником, с которым общался Жуковский, живя в Германии. Гоголь подолгу гостил в семействе Жуковского и, несомненно, оказывал большое влияние на духовное построение творчества Жуковского. Поэт постепенно преодолевает мистицизм в своем творчестве, целый ряд его произведений написан уже в чисто православной традиции. Мы здесь приведем названия только тех произведений, которые можно рекомендовать для детского чтения: «Молитва детей», «Выбор креста», «Невыразимое», «Утешение», «К сестрам и братьям», «Видение», «Теснятся все к Тебе во храм», «Песня бедняка», «Отрывок» (1831 и 1841 гг.), «Капитан Бопп» и др.

В последний период своей жизни Жуковский мечтает написать большую богословскую книгу, части которой представлены в его письмах к Гоголю и прозаических отрывках: «О внутренней христианской жизни», «Христианская философия», «Вера», «Надежда», «Истина» и др. Он делает стихотворные переводы Откровения Иоанна Богослова и отрывки из Книги премудрости Соломона под названием «Египетская тьма». Интересно, что в тот период Жуковский очень заботится о воспитании собственных детей и специально для них создает литературу для чтения. В 1850 г. он сообщает П.А. Плетневу: «Я перевел с славянского текста весь “Новый Завет”, т.е. все четыре Евангелия, Деяния апостолов, все послания и Апокалипсис. Этот перевод кончен был в самый день нового года, когда исполнился один год моему Павлу; он и подарен ему в день рождения»8. Тогда же написана повесть «Капитан Бопп», в которой мальчик-юнга спасает грубого и жестокого капитана от нравственного падения, читая ему Евангелие и обращая в молитве ко Христу. Стихотворная повесть «Выбор креста», являющаяся вольным переводом немецкого писателя Шамиссо, как бы представляет ответ на жалобы о тяжести креста, доставшегося самому Жуковскому. Заснувший усталый странник жалуется Богу на тяжесть несомого им креста. Во сне он видит перед собой массу разных крестов и слышит голос:

Перед тобою все кресты земные

Здесь собраны; какой ты сам из них

Захочешь взять, тот и возьми!

Путник, долго перебирая кресты, выбирает тот же крест, который он нес раньше. «Неси свой крест и веруй» - вот вывод повести, легко доступный в таком изложении для детского восприятия.

8 Жуковский В.А. Указ. соч. С. 670-671.

В самом конце жизни Жуковский пишет большую поэму «Агасфер, или Странствующий жид», которую П.А. Вяземский назвал лучшей его поэмой. В ее основе лежит легенда об Агасфере, который нанес удар Христу, когда Он шел на Голгофу. За это Агасфер должен скитаться по земле до второго пришествия Христа. В поэме он встречается с изгнанным Наполеоном, который хочет покончить жизнь самоубийством, рассказывает ему о своей жизни, о том, что он покаялся под влиянием Иоанна Богослова и возродился к новой жизни с Богом. Главная мысль поэмы: страдания приводят человека к высшему счастью на земле - вере. Этот вывод Жуковский выстрадал всей своей непростой жизнью. Его смерть прервала работу над поэмой, и она осталась незаконченной.

Очень важное направление деятельности Жуковского - переводческое. Для православного сознания знаменательным является его перевод «Одиссеи» Гомера. Н.В. Гоголь в 7-й главе «Выбранных мест из переписки с друзьями» отметил важную особенность этого труда, который направил восприятие античной культуры по истинно христианскому пути. Гоголь сказал, что Жуковский следует совету святителя Василия Великого, впервые указавшего на возможность и способ христианского осмысления языческого наследия, при котором надо брать от античности только то, что не противоречит христианским заповедям и укрепляет нравственность. Для русского общества того времени, слишком увлеченного античностью, такой подход к классическому наследию был крайне важен.

Автор одного из первых биографических трудов о Жуковском К.К. Зейдлиц писал: «Для него религия была делом чувства, стремлением к добру - к выполнению добрых дел. Он верил в простоте сердца, и вера сама по себе, не по догматическим формам, укрепляла его»9. Это значит, что поэт обладал детской верой, той верой, о которой сказано: «...кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10. 15). А это значит, что и детям стихи, сказки и баллады Жуковского, в которых эта вера выражена, могут принести большую пользу в деле их православного нравственного воспитания. Это давно поняли отечественные методисты, и произведения Жуковского непременно включаются в круг детского литературного чтения. Нам хотелось бы обратить внимание на возможность использования произведений русских писателей при изучении православной культуры в начальной школе.

Мы уже назвали ряд произведений у Жуковского, которые вполне доступны детскому восприятию и на основе которых можно гово-

9 Зейдлиц К.К.Указ. соч. С. 247.

рить о православной культуре. Много произведений Жуковского включается в современные сборники по православной культуре. Нам же хочется показать еще один путь, вполне доступный любому учителю на обычных уроках классного чтения. Речь идет о работе с учебником.

Наверное, самый распространенный на сегодняшний день учебник по чтению для начальных классов - это «Родная речь», составителями которого являются М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Кли-манова. Учебник в трех книгах, вторая и третья делятся еще на две части. Произведения Жуковского включены в две книги: первую и третью (первой части).

В первой книге в раздел «Русские писатели» введен краткий прозаический текст о поэте и вставлена знаменитая надпись, сделанная Жуковским на своем портрете, подаренном юному Пушкину: «Побе-дителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница». Уже здесь мы можем задержать внимание учеников на словах «Великая пятница» и рассказать о том, что обозначает этот день в христианстве, отметить, что у наших православных предков существовала традиция записывать даты по церковному календарю и, соответственно, рассказать о том, что такое церковный календарь. Можно здесь же рассказать о Пасхе и акцентировать внимание на том, что сам Жуковский был человеком православным и это можно увидеть в его стихах.

Далее в учебнике приведено три поэтических текста: «Мальчик с пальчик», «Родного неба милый свет» и «Жаворонок». Лексическая работа с этими текстами также дает возможность выйти на целые пласты православной культуры. Так, работая со словом «златая», мы обращаем внимание учащихся на то, чем оно отличается от похожего слова «золотая», и объясняем детям, что такое церковнославянский язык. А эта тема очень обширная: здесь можно много говорить о свв. Кирилле и Мефодии, о славянской азбуке и ее сакральном смысле, о церковнославянских книгах и т.д. Толкование слов «благословляя» и «зардел» также выводят нас на церковнославянский язык. Помимо этого, можно кратко сказать о глубоком смысле действия благословения: священником, родителями, близкими людьми, о том, что оно значит и как осуществляется.

В первой части третьей книги, предназначенной для четвертого класса, сведения о Жуковском и его «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» открывают раздел «Чудес-

ный мир классики». Внимательное чтение сказки, чтение с комментариями дает немалые возможности для приобщения детей к элементам православной культуры. Мы выделим те места сказки, на которых учитель обязательно должен задержаться.

Бог детей не давал, и было царю то прискорбно.

Здесь есть хорошая возможность кратко рассказать о Боге, о Христе, о Его воле, о том, что православные люди всегда считали, что детей дает и забирает Бог, а отсутствие их рассматривалось как наказание за грехи; что иметь детей - это большое благо, награда и ответственность перед Богом, и люди всегда молили Бога о том, чтобы в семье были дети. Отсюда один шаг до современных проблем беспризорности, брошенных детей как результата безверия и безнравственности.

Сытлет народ, и пушки палят, и на всех колокольнях

Звон.

Понятия «колокольня», «колокольный звон» выведут на разговор о храме и видах колокольного звона. Методических возможностей работы с этими понятиями множество: всевозможная наглядность, аудиозаписи колокольных звонов, рисунки детей, экскурсия в храм и т.д.

Уморил ты, прокляты1й демон, меня.

Демон должен быть истолкован как противник Бога, абсолютное зло, противопоставленное абсолютному добру. Здесь уместен рассказ о падении Денницы.

Дал ему царь золоты1е

Латы1, меч и коня вороного; царица с мощами

Крест на шею надела ему; отпели молебен;

Нежно потом обнялися, поплакали... с Богом.

Этот отрывок может быть толчком для обширной беседы о смысле и значении креста в жизни православных людей, о святых и мощах, о том, что такое молебен, о родительском благословении. В этой связи можно вспомнить поговорку «Без Бога не до порога», рассказать детям о том, что и сейчас в любой церкви можно заказать молебен, заботясь о своих близких, и особенно о своих родителях, что молебен заказывается на все случаи жизни. Нравственный урок этого отрывка может касаться вопроса отношений родителей к своим детям и детей к родителям. Здесь можно рассказать и о заповеди почитания родителей.

Взбесился Кощей.

Объяснение слова «взбесился».

И ключевой для нас отрывок об окончательном спасении Марьи-царевны и Ивана-царевича:

...Беда нам!Ведь этой Кощей, мой родитель Сам; но у первой церкви граница его государства;

Далее ж церкви скакать он никак не посмеет. Подай мне Крест твой с мощами». Послушавшись Марьи-царевны, снимает С шеи свой крест золотой Иван-царевич и в руки Ей подает, и в минуту она обратилася в церковь,

Он в монаха, а конь в колокольню — и в ту же минуту С свитою к церкви Кощей прискакал. «Не видал ли проезжих, Старец честной!» — он спросил у монаха. «Сейчас проезжали Здесь Иван-царевич с Марьей-царевной; входили В церковь они — святы1м помолились, да мне приказали Свечку поставить за здравье твое и тебе поклониться,

Если ко мне ты1 заедешь».

Отрывок несет очень большую смысловую нагрузку в духовном аспекте. Главное, к чему мы должны подвести детей, - это вывод о том, что с Богом можно преодолеть любую беду, побороть любое зло. Именно так всегда воспринимали Бога и его Церковь наши предки, именно этот взгляд и отразил Жуковский в своей сказке.

Таким образом, даже обычный школьный учебник по чтению, если его читать очень внимательно, может стать источником знаний по православной культуре. Если к этому добавить уроки внеклассного чтения, на которых можно ознакомиться с другими произведениями Жуковского, более явно отражающими реалии православия, то христианский потенциал, заложенный в лирике этого автора, даст положительные результаты в духовном и нравственном возрастании младшего школьника.

Christianity in the writings of Zhukovskiy and

POSSIBILITIES OF USING THEM FOR STUDYING ORTHODOX

culture in elementary school

The author believes that Russian classical literature could offer possibilities for teaching Orthodox culture in elementary school. V. Zhukovskiy is one of the most outstanding Russian Christian writers, his poems and verses are full of features peculiar for Orthodoxy. Teacher's comments will help pupils to get acquainted with the fundamentals of Orthodox culture in the process of reading. Such a method of working with a textbook in class can be practiced by any teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.