Научная статья на тему 'Поверх барьеров (общество «Словения - Россия» и межкультурное сотрудничество)'

Поверх барьеров (общество «Словения - Россия» и межкультурное сотрудничество) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поверх барьеров (общество «Словения - Россия» и межкультурное сотрудничество)»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 5

А. Сказа (Словения)

ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ (Общество «Словения - Россия» и межкультурное сотрудничество)

Гуманитарные науки выполняют определенную функцию и занимают (или должны были бы занимать) особое место в современном мире. В период глубокого экономического и прежде всего нравственного кризиса они должны способствовать преодолению барьеров, препятствующих конструктивному развитию межличностных, межнациональных, межгосударственных, а также межкультурных отношений в ситуации глобализации. Гуманитарные науки - науки о духе и слове, сохранившие и в современном мире неразрывное единство знания и морали, ума и совести, личности ученого и его открытия, - оказывают сопротивление натиску гегемонистски настроенных экономоцентристов и технократов. Одностороннее преувеличение роли рыночной экономики сводит мир к делению на экономически «адекватные» (процветающие) и экономически якобы «неадекватные» цивилизации народов. Менее развитые «неадекватные» цивилизации должны с точки зрения «экономического человека» заимствовать как притязания и стандарты жизни избранных стран и наций, так и их безраздельное ведущее положение в мире. Присутствие такой предвзятой концепции в межгосударственных и межнациональных отношениях увеличивает разрыв между развитыми и развивающимися странами и ведет к неожиданной активизации планетарного зла варварства. Гуманитарии, заинтересованные в плодотворном взаимопонимании и развитии нормальных взаимоотношений между народами и культурами, в поиске истины предлагают человеку и человечеству благоприятный вариант глобализации - гуманистическую глобализацию.

Гуманистическая глобализация исходит из убеждения, что основой действительных, качественно новых изменений, разрешающих накопившиеся роковые проблемы, может быть только культура. Культура как память, культура как особого рода связь искусства, науки, философии и религии есть возможность и умение одновременного бытия и диалогического общения различных - прошлых, настоящих и будущих - культур. Таким образом, осмысленная культура есть умение встать на чужую, исторически далекую точку зрения и взглянуть на себя и свое окружение как на один из множества потенциальных вариантов истории, а не как на ее конечную

цель. Гуманистическое отношение к культуре указывает на значение творческой инициативы и свободного выбора пути: к гуманности, т.е. к преобладанию духовных интересов и уважительного отношения к другому и чужому (человеку и народу/нации), или к мещанству, т.е. к эгоцентризму, конформизму и, наконец, к безынициативности и покорному подчинению тирании.

Общество «Словения - Россия» выбрало путь гуманности. Являясь неполитическим содружеством людей доброй воли (отпраздновавшим в 2006 году десятилетний юбилей), оно с глубокой заинтересованностью и признательностью усваивает и популяризирует достижения «другой» - русской - культуры, в том числе и результаты исторических, литературоведческих, лингвистических и иных гуманитарных исследований. Общество «Словения - Россия», таким образом, старается углубить взаимопонимание и расширить сотрудничество между народами Словении и России как на уровне индивидуальных контактов, так и на уровне связей между культурными и общественными учреждениями. В области социально-прагматических отношений общество «Словения - Россия» выступает лишь в роли ненавязчивого инициатора. Возможно, в некоторых ситуациях оно более четко, чем другие общественные организации, осознает актуальность определенных проблем в отношениях между Словенией и Россией, однако вмешиваться в решение этих проблем не считает своей прерогативой.

Направление деятельности общества обусловлено конкретными идейными предпосылками, ярким олицетворением которых служит наша эмблема с изображением православной часовни, возведенной в память о русских военнопленных, погибших под снежной лавиной при строительстве горной дороги через перевал Вршич в Альпах в 1916 г. Для многих словенцев русская часовня под Вршичем стала местом поминовения всех пострадавших в жестокие военные времена. Но также она является живым напоминанием о том, что с потерей уважения к другому человеку, к его жизни и его жизненным ценностям мы теряем и смысл своего собственного существования.

Исходя из этой идейной предпосылки общество «Словения -Россия» уделяет в своей деятельности особое внимание проблемам новых форм сосуществования искусства, науки и религиозной духовности в современной культуре России. Современная Россия дает нам возможность увидеть, как тысячелетняя история русской культуры шаг за шагом готовила возникновение и расцвет на национальной основе вначале тоталитарного сознания, а затем и тоталитарного государства, но также и то (что для нас гораздо более значительно), как в русской культуре вызревало зерно свободомыслия и протеста. Тщательный анализ развития современной культуры России, где впервые за всю историю получил право на существование социокультурный

плюрализм, несмотря на кажущиеся непреодолимые проблемы неокапитализма и на все еще не побежденные остатки тоталитарного менталитета, помогает нам уточнить - «поверх барьеров» - место и роль России и ее культуры в современном мире глобализации. На такой основе, по мнению общества «Словения - Россия», базируются реальные возможности взаимопонимания и плодотворного сотрудничества между двумя нашими народами, причем не только в области культуры.

Идейные предпосылки и обусловленные ими направления своей деятельности общество «Словения - Россия» пытается реализовать с учетом плюрализма мышления и разнообразия интересов своих членов. В обществе сформированы секции, которые готовят доклады (главным образом популярного характера), круглые столы, Дни русской культуры, а также представления важнейших публикаций, связанных с различными сферами русской культурной жизни.

Так, историко-культурная секция посвятила ряд докладов и круглых столов важнейшим этапам русской истории и ее связям с актуальными мировыми событиями: «Киевская Русь в истории восточных славян», «Петровская Россия», «Россия в современном мире и Словения», «Россия и Европа», «Россия и Балканы», «"Русская идея" и Ф.М. Достоевский» и др. Юбилеям Достоевского, Пушкина, Чехова и памяти Солженицына было посвящено несколько Дней русской культуры. На этих культурных мероприятиях были представлены книги Чехова, Достоевского, Булгакова, Венедикта Ерофеева, Солженицына, Бахтина и некоторых других русских литераторов и философов.

К культурной программе общества относятся также показ художественных фильмов (не только российской кинематографической классики, но и менее известных картин советского и постсоветского периода), организация концертов русской классической музыки и вечеров русской народной музыки.

Среди наших достижений следует упомянуть и мероприятия, проведенные по инициативе и при активном участии общества в России, например:

- День словенской культуры, прошедший в Петербурге в период первого визита общества в Россию в 1998 году;

- круглый стол «"Словения - Россия": десять лет поверх барьеров», организованный в декабре 2001 года в Российской государственной библиотеке в Москве в ознаменование десятилетнего юбилея самостоятельности Республики Словения;

- международный симпозиум «Франце Прешерен, А.С. Пушкин и романтизм в славянских литературах», проведенный по инициативе общества филологическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и Институтом славяноведения РАН в Москве.

Нужно сказать и о докладе «Наука в современном мире», адресованном как представителям академических кругов, так и членам общества «Словения - Россия» и прочитанном в марте 2002 года на собрании общества ректором МГУ академиком Виктором Антоновичем Садовничим, почетным сенатором Университета в Любляне.

Общество «Словения - Россия» отдает себе отчет в том, что для знакомства с другими культурами и цивилизациями необходимо непосредственное, живое соприкосновение с ними. Поэтому большое внимание уделяется организации экскурсий в Россию. Их, однако, нельзя назвать обычными туристическими поездками. Это прежде всего профессионально организованные посещения страны, встречи с людьми, знакомство с различными учреждениями и с достопримечательностями русской культуры и истории, с их настоящим и прошлым - с учетом тех связей и контактов, которые были установлены между Россией и Словенией (без предрассудков по поводу «славянства» и славянских культур).

Одна из задач общества - сделать так, чтобы граждане России как можно лучше узнали Словению. В меру своих возможностей мы пытаемся установить непосредственные контакты с культурными, научными и общественными учреждениями России и с людьми, работающими в этих учреждениях; такие связи уже существуют, к примеру, с филологическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, декан которого, профессор Марина Леонтьевна Ремнёва, является почетным членом общества «Словения - Россия».

Особое внимание общество уделяет русскому языку как языку непосредственной коммуникации с Россией и языку великой русской литературы и культуры. Для расширения и улучшения преподавания русского языка в начальных школах и гимназиях Словении мы способствовали учреждению Фонда русского языка.

Гуманистическая направленность и разнообразная деятельность, будем надеяться, откроют перед обществом новые осуществимые возможности дальнейшего развития взаимопонимания и сотрудничества между народами и культурами Словении и России - поверх барьеров, существующих в ситуации глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.