ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2294: 1623-1626
Поведение птиц и самолёты
В.Э.Якоби
Второе издание. Первая публикация в 1972*
Во время утреннего осмотра взлётно-посадочной полосы одного из московских аэродромов 6 сентября 1971 на бетоне была найдена сбитая самолётом чайка-клуша Larus fuscus. Для Московской области это чрезвычайно редкий вид птицы. До этого лишь один экземпляр такой чайки был добыт близ Москвы в августе 1886 года. Птица рассечена самолётным винтом пополам. В Подмосковье клуша — пролётный вид. Обычно птица гнездится на побережьях и островах Белого моря, Финского залива, в Прибалтике, на Онежском и Ладожском озёрах. Из этих районов через Москву и Московскую область птица могла лететь в Африку — одно из мест зимовок этого вида. Обычно пролёт этих птиц идёт значительно западнее.
Столь необычный случай подтверждает гипотезу, ранее высказанную автором, что с самолётами сталкиваются птицы, впервые видящие на близком расстоянии стремительно летящий на них самолёт и ещё не имеющие опыта избегать столкновений. Столкновения самолётов с птицами можно рассматривать как непреднамеренный отбор. Анализ сезонного распределения случаев столкновений самолётов с птицами (см. таблицу) указывает на резкое увеличение числа столкновений в марте, апреле и мае, что соответствует времени появления на аэродромах перелётных птиц, видимо, впервые видящих самолёт на близком расстоянии. Начало весеннего возрастания числа столкновений отмечается в марте в южных и западных районах европейской части СССР (по азиатской части СССР данные немногочисленны). Затем волна столкновений вместе с перелётом перемещается на север и восток по направлению перелёта птиц. В Прибалтике, например, столкновения довольно многочисленны в апреле и мае. Резкое увеличение числа столкновений самолётов с птицами характеризует также и период осеннего перелёта птиц в сентябре, октябре и частично ноябре. Осенью число таких случаев значительно больше, чем весной, как за счёт общего увеличения численности птиц после сезона размножения, так и за счёт молодых птиц, чаще сталкивающихся с самолётами. Волна столкновений при этом движется в направлении, обратном весеннему: с севера на юг. По мере продвижения птиц к югу во время осеннего перелёта за счёт приобретения опыта избегания столкновений с самолётами при пролёте над многими аэро-
* Якоби В.Э. 1972. Поведение птиц и самолёты IIПрирода 3: 94-96. Рус. орнитол. журн. 2023. Том 32. Экспресс-выпуск № 2294
1623
дромами и за счёт обучения при виде избегания столкновений с самолётами других птиц количество столкновений к концу миграции падает до минимума.
Сезонное распределение столкновений птиц с самолётами гражданской авиации СССР
Месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Всего
Количество случаев 29 28 71 82 92 124 181 139 175 121 45 19 1106
Нарастание количества столкновений самолётов с птицами в июне и июле приурочено, по нашим наблюдениям, к периоду вылета молодых птиц из гнёзд. Именно молодые, ещё плохо летающие и плохо ориентирующиеся птицы, особенно только что вылетевшие из гнёзд (слётки) — в первую очередь становятся жертвами столкновений с самолётами в этот период. И не только с самолётами. Мёртвых молодых птиц можно иногда в довольно больших количествах видеть на обочинах шоссе и насыпях железных дорог, где их сбивают автомашины и поезда. Подсчитано, что в Дании в 1964-1965 годах под колёсами автомашин погибло 3 млн преимущественно молодых птиц: домовых воробьёв Passer domesticus, ласточек, дроздов и др. Больше птиц сбивается на автострадах со скоростным движением. В авиации также с ростом скоростей полёта самолётов возросло число столкновений с птицами.
Интересно, что взрослые оседлые птицы в районе аэродромов почти не сталкиваются с самолётами. То же самое можно сказать про птиц, гнездящихся на аэродроме, в том числе непосредственно возле взлётно-посадочной полосы. Эти птицы научились избегать столкновения с самолётом, так как знают опасные места взлёта, посадки и пробега самолёта, хорошо учитывают скорость самолётов, эксплуатируемых на данном аэродроме, и опасную дистанцию до него, когда необходимо взлетать, чтобы не стать его жертвой. Надо сказать, что большие пространства зелёного покрытия аэродромов привлекают множество птиц как удобное место гнездования, отдыха и кормёжки. Поэтому здесь птиц иногда даже больше, чем в окружающих аэродром местах. На аэродроме Таллина, например, в непосредственной близости от взлётно-посадочной полосы каждый год гнездится несколько пар чирков-трескунков Anas querque-dula, кряква Anas platyrhynchos, две пары лысух Fúlica atra, 8-10 пар чибисов Vanellus vanellus и столько же полевых жаворонков Alauda arvensis. Утки и лысухи ни разу не были жертвами самолётов, а чибисы и полевые жаворонки сбивались самолётами считанное количество раз, и то именно в период появления слётков этих видов птиц на аэродроме. Мы неоднократно наблюдали, как чибис избегал столкновения с приземлявшимся самолётом Ту-124. Гнездящиеся на аэродроме птицы настолько, привыкли к шуму и рёву двигателей реактивных и поршневых самолётов, что в одном случае из-за этого погибло гнездо трескунка с
яйцами и насиживающей птицей. Это произошло так. В 15 м от взлётно-посадочной полосы, параллельно ей, ехал трактор с катком на прицепе и прикатывал траву. Вдруг тракторист услышал, как крякнула утка. Он остановил трактор и увидел чирка, раздавленного катком на гнезде с 11 яйцами. По-видимому утка, привыкшая к грохоту проносившихся поблизости, самолётов, не взлетела с гнезда, когда над ней прогрохотал трактор.
Птицы уже настолько адаптировались к виду и шуму самолётов, что даже используют их для добычи корма. Например, ласточки летят за реактивным самолётом, едущим по рулевой дорожке и ловят насекомых, поднятых из травы струёй газов двигателя. В Рижском аэропорту серые вороны Corvus cornix подъедают остатки чаек, сбитых самолётами, но их самих там ни разу не сбивали. Более того, на некоторых южных аэродромах (Сочи, Ташкент) вороны используют бетон взлётно-посадочных полос, чтобы раскалывать грецкие орехи. Обычно ворона с высоты 50 м бросает вниз зажатый в клюве орех. Операция повторяется, пока орех не расколется. Весьма часто на аэродроме можно наблюдать, как воробьи буквально обследуют только что прилетевший и ставший на стоянку самолёт, залезая во все лючки и отверстия и склёвывая насекомых и семена, попавшие в отверстия корпуса самолёта во время посадки. Многочисленны случаи гнездования скворцов Sturnus vulgaris и воробьёв, иногда горлинок Streptopelia turtur и ласточек на долго стоящих самолётах. Нередко бывает, что птицы начинают носить гнездовой материал на только что остановившийся самолёт. В Краснодарском аэропорту, например, наблюдали ласточку Hirundo rustica, лепившую из глины гнездо под крылом только что прилетевшего самолёта Ан -10. В аэропорту Адлера видели воробья, пытавшегося затащить в лючок прилетевшего самолёта Ил-18 кусок листа пальмы длиною около полуметра. На аэродроме Николаева скворцы носили гнездовой материал в отверстия тяги элеронов самолётов Ан-2 на стоянке и продолжали это делать и даже откладывали яйца, несмотря на то, что совершались очередные рейсы. На Ашхабадском аэродроме на коке винта самолёта Ил-18, стоявшего 3 дня на ремонте, малая горлинка Streptopelia senegalensis сделала гнездо из обрывков валявшейся вблизи железной проволоки. Таких примеров ещё можно привести много. Они наглядно показывают, насколько быстро идёт адаптация поведения птиц к появлению в окружающей их среде обитания совершенно новых факторов.
Анализ приспособительных особенностей поведения птиц в свете приведённых данных имеет практическое значение для проведения на аэродромах системы мероприятий по предотвращению столкновений самолётов с птицами и соблюдения принципов охраны природы. Действительно, если самолёты сталкиваются с птицами, впервые появившимися на аэродроме или молодыми птицами, слётками с гнёзд, то на пер-
вый план предупреждения таких столкновений выдвигается отпугивание птиц от взлётно-посадочных полос в сезоны миграции и в периоды вылета молодых птиц из гнёзд. Отпугивание птиц акустическими, пиротехническими и другими средствами в конкретно определённые для каждого аэродрома сроки резко повысит безопасность полётов. В то же время совершенно неоправданным с точки зрения выдвинутой гипотезы представляется применявшееся на некоторых аэродромах прямое истребление местногнездящихся и даже пролётных птиц путём отстрела и разрушения гнёзд. Например, такого рода истребление темноспинных альбатросов Phoebastria immutabilis (по 15-20 тыс. в год) на острове Мидуэй, где размещена авиабаза США, не дало желаемого результата. Лишь перенос полётов самолётов военно-транспортной авиации на ночь, когда альбатросы не летали, положительно разрешил этот «конфликт». Если уж нет смысла истреблять местногнездящихся птиц, то тем более это относится к перелётным птицам, которых не перестреляешь.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2294: 1626-1628
Птицы уничтожают семена амброзии полынолистной Ambrosia artemisiifolia
М.И.Звержановский
Второе издание. Первая публикация в 1972*
Амброзия полынолистная Ambrosia artemisiifolia — однолетний яровой сорняк из семейства сложноцветных, очень живучий, отличающийся большой пластичностью. Родина её — Северная Америка, откуда она и была завезена к нам. По внешнему виду амброзия несколько напоминает полынь обыкновенную (чернобыльник). В зависимости от условий амброзия может иметь разную высоту стебля; на сухих бедных почвах высота её от 10 до 15 см, а при благоприятных условиях этот сорняк достигает 2-2.5 м в высоту.
Амброзия очень плодовита, отдельные растения амброзии могут давать в благоприятных условиях до 80-100 тыс. семян. По литературным данным, семена амброзии в почве не теряют всхожести в течение 5 лет. Односемянные плоды (семянки) амброзии обратнояйцевидной формы, с 5-10 мелкими (до 1 мм) шипиками вокруг верхней, выпуклой части и одним более крупным в центре и на верхушке.
* Звержановский М.И. 1972. Птицы уничтожают семена амброзии // Природа 8: 123.
1626 Рус. орнитол. журн. 2023. Том 32. Экспресс-выпуск № 2294