Научная статья на тему 'Поведение индийской домовой вороны Corvus splendens при наземной охоте'

Поведение индийской домовой вороны Corvus splendens при наземной охоте Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение индийской домовой вороны Corvus splendens при наземной охоте»

Мельников Ю.И., Лысиков С.И. (1983) 2017. О хищничестве чайковых птиц на Южном Байкале //Рус. орнитол. журн. 26 (1446): 2028-2037. EDN: YMFUFN Мельников Ю.И., Мельникова Н.И. 1992. Серебристая чайка и особенности изучения её роли в экосистемах // Серебристая чайка. Распространение, систематика, экология. Ставрополь: 105-108.

Мельников Ю.И., Шинкаренко А.В., Подковыров В.А., Мельникова Н.И. 1983. Чайки и антропогенный ландшафт // Прикладная этология. М., 3: 111-114. Модестов В.М. 1967. Экология колониально гнездящихся птиц по наблюдениям на Восточном Мурмане и дельте Волги // Тр. Кандалакшского заповедника 3: 49-154. Сафронова О.В., Пыжьянов С.В. 1992. Потребление пищи серебристой чайкой в различных районах Байкала // Серебристая чайка. Распространение, систематика, экология. Ставрополь: 102-103. Скрябин Н.Г. 1975. Водоплавающие птицы Байкала. Иркутск: 1-244.

Скрябин Н.Г., Размахнина О.В. 1978. Питание чаек и крачек Байкала // Роль птиц в биоценозах Восточной Сибири. Иркутск: 4-52. Тинберген Н. 1974. Мир серебристой чайки. М.: 1-272.

Brown R.G.B. 1967. Breeding success and population growth in a colony of herring and lesser

black-backed gulls Larus argentatus and L. fuscus // Ibis 109: 502-515. Paludan K. 1951. Contribution to the breeding ecology of Larus argentatus and L. fuscus // Viden

Medd. Dansk. Naturk. Foren. 11: 1-128. Parsons J. 1971. Cannibalism in herring gulls // Brit. Birds 64, 12: 528-537.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2443: 3368-3373

Поведение индийской домовой вороны Corvus splendens при наземной охоте

А.А.Резанов, А.Г.Резанов

Андрей Александрович Резанов, Александр Геннадиевич Резанов. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. E-mail: Andreznv@mail.ru; RezanovAG@mail.ru

Второе издание. Первая публикация в 2017*

Индийская домовая ворона Corvus splendens - широко распространённый в Южной Азии вид врановых птиц, обладающий высокой степенью синантропизации, у которого, согласно A.Nyari et al. (2006), не известно популяций, существующих независимо от человека. По всей видимости, такая высокая степень толерантности к человеку у этой птицы смогла сформироваться в том числе и благодаря очень терпимому и даже дружелюбному отношению к ней, впрочем, как и к большинству других животных, со стороны местного населения, что было отмечено нами на Шри-Ланке (Резанов, Резанов 2006).

* Резанов А.А., Резанов А.Г. 2017. Особенности поведения индийской домовой вороны (Corvus splendens) при наземной охоте // Экология врановых птиц в естественных и антропогенных ландшафтах Северной Евразии. Казань: 185-188.

Как и для многих синантропных птиц, для индийской вороны характерна всеядность, проявляющаяся у неё в том числе и в охотничьем поведении. Питаясь различными насекомыми и прочими беспозвоночными, а также мелкими рептилиями, они могут охотиться и на детёнышей домашних животных (Ryall 1986 — цит. по: Cramp 1994), на пальмовых белок (Sengupta 1969 - цит. по: Cramp 1994), а в Непале также и на птиц (Thiede, Thiede 1974 - цит. по: Cramp 1994). В связи с последним фактом представляют интерес данные А.Г.Резанова (1999) по Катманду (Непал), где более всего индийская ворона была отмечена в кронах деревьев и на крышах. Тем не менее, поскольку в большинстве случаев индийская ворона предпочитает всё-таки наземный сбор корма, то и наземная охота для неё остаётся более предпочтительной. Мы наблюдали охоту индийской вороны на насекомых, сизых голубей Columba livia, а также на млекопитающих на Шри-Ланке в 2005 и в 2016 годах, а также в Индии в 2013 и 2015 годах. На Шри-Ланке в 2005 году на территории голландского форта (Галле) нами отмечена коллективная охота индийских ворон на котёнка, идущего у дороги. Несколько ворон шли за ним, и всё ближе подходили к нему с разных сторон. Одна из ворон попыталась атаковать, однако мы позволили себе вмешаться и не дали ей напасть на котёнка, благодаря чему он благополучно скрылся в подворотне.

Ещё одну охоту индийской вороны на млекопитающих, на этот раз успешную, мы наблюдали в 2013 году на вокзале Гвалиора (Индия). Дело в том, что вокзалы Индии отличаются обилием крыс, где их не только не преследуют, но иногда даже подкармливают. Одна из двух ворон, сидящих на железнодорожных путях, обратила внимание на маленького крысёнка размером с мышь, вылезшего из норы у одной из шпал. Ворона перелетела поближе к нему, правда, пока никак не демонстрируя свои намерения, словно сделала это между делом. Она будто нехотя подалась в его сторону и попыталась слегка клюнуть. Казалось, что она с ним играет. Крысёнок вовремя не оценил опасности и должным образом не отреагировал на этот ещё несколько вялый манёвр вороны. При следующем, уже более решительном броске ворона схватила крысёнка клювом. Вторая ворона попыталась отнять добычу, но подоспела уже поздно. Ворона, схватившая крысёнка, улетела, держа его в клюве.

Но более всего мы наблюдали охоту индийских ворон на сизых голубей Columba livia f. domestica. В 2015 году на территории Красного форта в Дели (Индия) нами было отмечено около 40 сизых голубей и 7 индийских ворон, находящихся на дне осушённого бассейна и пьющих воду из оставшихся там луж. Заняв лучшие места у воды, вороны ждали, когда голуби подойдут поближе, и затем начали на них охоту.

Как минимум половина ворон участвовало в этой охоте. Они быстро прыгали по направлению к голубям, а те в свою очередь быстро отхо -

дили. Ворона атаковали голубей как правило с 1 -2 м. Всего было сделано 5 таких попыток. Пару раз была и воздушная атака, когда ворона пикировала сверху, что вынуждало голубей перелетать. Однако успешной охоты мы не наблюдали. Наблюдения проходили в течении 2 мин, после чего голуби улетели. Аналогичный эпизод совместного водопоя ворон и голубей был отмечен здесь же на территории форта у небольшой лужи, только теперь на газоне. Там присутствовали 15 сизых голубей, 6 индийских ворон, а также 2 майны Acridotheres Швив. Причём вороны не были замечены в преследовании майн, видимо, из-за высокой подвижности последних. Вороны применили ту же стратегию, что и у бассейна, когда заняли наиболее интересные места у воды и ждали приближения голубей. В этот раз вороны принялись наиболее активно преследовать голубей: подходили к ним, прыгали, подлетали. В общей сложности было совершено 10 атак в течение 3 мин. Однако, как и в прошлый раз, успеха воронам такая охота не принесла. Тем не менее немного поодаль нами были найдены окровавленные фрагменты голубиных крыльев. Это позволило предположить, что не все случаи охоты ворон на голубей заканчиваются безуспешно.

В августе 2016 года на Шри-Ланке у голландского форта Галле (около северной стены Лунного бастиона) мы также наблюдали охоту индийских ворон на сизых голубей. На пустыре держалось в общей сложности 9 индийский ворон. Они периодически собирались вместе, затем разлетались по лугу. Вероятно, это была местная группировка, выбравшая данный участок у стены для поиска корма. Затем на это место прилетели 16 сизых голубей и приступили к кормёжке на небольшом расстоянии от ворон (совместная кормёжка). В общей сложности она продлилась 9 мин. Нами был проведён хронометраж наземной охоты индийских ворон на сизых голубей и насекомых, а также была отмечена реакция индийских ворон на присутствие человека. При хронометраже учитывалось время, количество шагов, прыжков или подлётов вороны, в частности, при охоте на насекомых фиксировался также пройдённый ею путь, количество клевков и остановок, а при охоте на голубей — тип подхода вороны к голубю (прямой, непрямой), расстояние до голубя (дистанция атаки) и дистанция, с которой он начинал отходить или слетал при приближении вороны (дистанция реакции).

В общей сложности было отмечено 15 случаев охоты ворон на голубей. Время непосредственных атак ворон на голубей составило 51 с. В среднем дистанция атаки составляет около 3 м, в то время как средняя дистанция реакции голубя — 1.8 м. Кроме того, в 27% случаев (п = 15) ворона применяла так называемый непрямой подход к голубю. При этом она направлялась к голубю, приближаясь к нему не по прямой, а чуть мимо, оставляя его сбоку от трансекты своего движения, чтобы не спровоцировать его оборонительную реакцию и не спугнуть раньше времени.

Такое действие было похоже на обманный манёвр. Однако он не очень-то способствовал эффективности охоты. Доля прыжков при охоте на голубей составляла 63%, что говорило о достаточно высокой её интенсивности. Кроме того, в 27% случаев (п = 15) голубь был вынужден слетать при приближении вороны, а в 13% случаев она сама взлетала, преследуя голубя.

В одном из таких эпизодов, не догнав голубя, ворона поскакала по направлению к одному из голубей в 5 м от себя. На полпути она на секунду остановилась, а затем сделала два больших прыжка и подлетела в полуметре от голубя, пытаясь опередить его взлёт. Когда же он взлетел буквально в 0.3 м от вороны, она попыталась схватить его в воздухе за хвост, но слегка промахнулась, и голубь благополучно отлетел в сторону. Как только голубь повернулся боком к вороне, она снова атаковала его с расстояния в 1 м, сделав к нему несколько коротких прыжков, и даже эмоционально каркнула, когда он сразу взлетел. Ворона сделала ещё несколько прыжков в направлении, куда улетел голубь, причём к ней присоединилась и вторая, прыгая следом, что можно расценивать как элемент коллективной охоты. Теперь ближайший голубь находился в 3.5 м от вороны. Ворона поскакала на него и с полпути взлетела. Однако голубь опередил её, взлетев раньше, когда до вороны оставалось 1.5 м. Ворона, чуть подлетев, опустилась к земле, и ещё раз оттолкнувшись лапами, полетела вслед за голубем. Но момент был уже упущен, и более быстрый и манёвренный голубь, сразу набрав высоту, ушёл от вороны, и она пролетела ниже. Таким образом, мы могли наблюдать определённый элемент воздушной охоты.

Поскольку индийская домовая ворона отличается довольно высоким уровнем толерантности к человеку (Резанов 2005), то и мотивация её поведения по отношению к человеку может быть весьма разнообразна. Характерно, что во время наших наблюдений за их охотничьим поведением вороны стали проявлять интерес и к самому наблюдателю. Кроме того, стоя долго на одном месте, человек уже одним этим привлекал внимание ворон. Было ещё ощущение, что не только праздное любопытство питает интерес ворон, но и не исключено, что и та почва, которая лежит в основе их охотничьего инстинкта. Ведь неподвижный или малоподвижный живой объект, пусть и крупный, может восприниматься ими как больной или ослабленный, и таким образом более доступный в качестве возможной добычи. Началось всё с того, что одна из ворон стала подходить к наблюдателю, чередуя ходьбу с маленькими прыжками, останавливалась, посматривала на человека, проявляя явное любопытство на расстоянии 5-6 м. Таким образом, за ловлей насекомых, она приблизилась к нему на 4 м. Остановившись, она в течении почти 10 с внимательно изучала человека. Видя, что и он за ней наблюдает, она отпрыгала чуть в сторону и снова остановилась, смотря на него. Затем пере-

ключила своё внимание на более мелкие объекты и вернулась к ловле насекомых. Также ещё одна ворона после охоты на голубей направилась быстрым шагом прямо на человека. Не дойдя 5 м до него, она приостановилась, а затем изменила направление своего движения и стала обходить наблюдателя на расстоянии 3-4 м, поглядывая в его сторону. Затем подобным образом подходили ещё две вороны, держась в 5 м от человека, также проявляя к нему явный интерес.

В общей сложности было отмечено 8 случаев охоты ворон на насекомых. Все вороны, замеченные за охотой на насекомых, также охотились и на голубей. Во всех наблюдаемых случаях клевки означали успешную охоту. Однако точную видовую принадлежность насекомых определить не удалось. Сама охота проходила путём вылавливания насекомых в траве. В 2005 году на Шри-Ланке мы наблюдали кормёжку в траве на травянистом участке песчаной косы (Бентота) группы из 8-9 ворон (Резанов, Резанов 2006). Общее время, затраченное на поисковое поведение, а также на непосредственно охоту, составило 168 с. При этом весь пройдённый путь составил 41.7 м. Доля успешной охоты достигла 32%, что означает 10 пойманных насекомых во время 31 остановки, на которых происходило высматривание добычи. В то же время доля прыжков при охоте на насекомых не превысила 21%, что фактически в 3 раза меньше, чем при охоте на голубей (63%). Этот факт свидетельствует о значительно больших затратах энергии ворон при охоте на голубей, нежели чем при охоте на насекомых или даже крыс.

Можно сказать, что основная стратегия охоты ворон на голубей сводится не к долгому преследованию объекта охоты, а в использовании фактора неожиданности при нападении на свои жертвы. Кроме того, активно применяется обманный манёвр, когда намеренно выбирается ложное направления движения к потенциальной жертве, не прямо на неё, а чуть мимо, чтобы снизить оценку фактора риска у жертвы, при экстраполяции направления движения вороны мимо неё. Расчёт делается на решающий бросок при максимальном сближении с жертвой. Поскольку успешной охоты ворон на голубей мы не наблюдали, то можно предположить, что все эти довольно многочисленные попытки охоты на них связаны в первую очередь с поиском некоего слабого звена в виде больного, ослабленного или просто не способного по тем или иным причинам к полёту голубя, так как поймать здорового голубя из-за его манёвренности и лётных характеристик шансов весьма не много. Однако за этим занятием были замечены далеко не все вороны соответствующих группировок. Тут, по-видимому, можно говорить о некоей специализации. Кроме того, совместная кормёжка индийских ворон и сизых голубей не является большой редкостью, что, несомненно, даёт воронам дополнительные возможности для отработки соответствующих охотничьих навыков.

Литератур а

Резанов А.А. 2005. Оценка антропотолерантности птиц в условиях селитебного ландшафта // Естественнонаучное образование: методология, теория и методика. СПб: 166-170. Резанов А.Г. 1999. Заметки по кормовому поведению птиц Непала // Рус. орнитол. журн. 8

(68): 6-16. EDN: JUQZWR Резанов А.Г., Резанов А.А. 2006. Орнитологические наблюдения на острове Шри-Ланка в

августе 2005 года // Рус. орнитол. журн. 15 (329): 811-824. EDN: IAOPIJ Cramp S., Perrins C.M., Brooks D.J. (eds.) 1994. The Birds of the Western Palearctic. Vol. VIII.

Crows to Finches. Oxford Univ. Press: 1-899. Nyari A., Ryall C., Peterson A.T. 2006. Global invasive potential of the house crow Corvus splen-dens based on ecological niche modeling // J. Avian Biol. 37: 306-311.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2443: 3373-3374

Зимующие водоплавающие и околоводные птицы в Иваново и Ивановской области

В.Н.Мельников, Д.Е.Чудненко

Владимир Николаевич Мельников, Дмитрий Евгеньевич Чудненко. Ивановский государственный университет, Иваново, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2023*

Регулярные массовые зимовки водоплавающих птиц сформировались в городе Иваново на незамерзающих участках рек Уводь и Талка с конца 1980-х годов. Ежегодный количественный учёт зимующих водоплавающих и околоводных птиц в Иваново ведётся нами начиная с зимы 2003/04 года. В настоящее время такие учёты проводятся в рамках проекта «Серая шейка» Союза охраны птиц России. Помимо незамерзающих участков рек в Иваново, регулярные зимовки отмечены в Кинешме на реке Казоха, а до введения в эксплуатацию моста через Волгу - в месте действовавшей всю зиму паромной переправы, в Привожске на реке Шача, в Вичуге на реке Пезуха, а также отмечены зимовки единичных сизых и серебристых чаек на полигонах твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Всего за время наблюдения на территории Ивановской области на зимовке были отмечены 20 видов водоплавающих и околоводных птиц: малая поганка Tachybaptus ruficollis, большой баклан Phalacrocorax carbo, лебедь-шипун Cygnus olor, лебедь-кликун Cygnus cygnus, белолобый гусь Anser albifrons, пеганка Tadorna tadorna, кряква Anas platyrhynchos, шилохвость Anas acuta, свиязь Anas penelope, чирок-

* Мельников В.Н., Чудненко Д.Е. 2023. Зимующие водоплавающие и околоводные птицы в г. Иваново и Ивановской области // Гусеобразные Северной Евразии. СПб.: 35-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.