Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ ФЛУОКСЕТИНОМ-ОЛАНЗАПИНОМ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ ФЛУОКСЕТИНОМ-ОЛАНЗАПИНОМ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Погудина Ю.С., Кудашова Д.С., Гогин Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ ФЛУОКСЕТИНОМ-ОЛАНЗАПИНОМ»

Физиология человека и животных, микробиология

РЕАКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И ДИАФРАГМАЛЬНОЙ МЫШЦЫ ПРИ АКТИВАЦИИ И БЛОКАДЕ МЕТАБОТРОПНЫХ ГАМК-РЕЦЕПТОРОВ РЕТРОТРАПЕЦИЕВИДНОГО ЯДРА У КРЫС

Конашенкова А.Т., Будаев А.И.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия Научный руководитель: Ведясова О.А., д-р биол. наук, профессор

Ретротрапециевидное ядро (РТЯ), расположенное в стволе головного мозга, играет исключительную роль в механизмах регуляции дыхания, что подтверждается фактами развития врожденных гиповентиляционных синдромов у человека при гипоплазии и генетических аномалиях нейронов данного ядра. Участие РТЯ в регуляции дыхания обусловлено хемочувствительностью его нейронов и наличием афферентных и эфферентных связей с другими отделами респираторной нейросети. Деятельность РТЯ контролируется многими нейромедиаторными системами, среди которых особый интерес представляет тормозная ГАМКергическая система, однако рецепторные механизмы влияния ГАМК на РТЯ до конца не ясны.

Цель работы. Изучить роль метаботропных ГАМКв-рецепторов РТЯ в регуляции дыхания у животных.

В острых опытах на крысах с соблюдением правил биоэтики изучали респираторные эффекты на микроинъекции в РТЯ растворов агониста ГАМКв-рецепторов баклофена (n = 6) и антагониста 2-гидроксисаклофена (n = 6) в концентрации 10-4 Моль и объеме 0,2 мкл. Регистрировали внешнее дыхание (спирограмму) и электромиограмму (ЭМГ) диафрагмальной мышцы до и в течение 60 минут после микроинъекций указанных веществ. Анализировали амплитудные и частотные параметры спирограмм и ЭМГ. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы SigmaPlot.

Введение баклофена в РТЯ оказывало выраженное тормозное влияние на внешнее дыхание, особенно на его объемные параметры. Так, на 3-й мин экспозиции отмечалось снижение дыхательного объема (13,6 %; p < 0,05), объемной скорости вдоха (19 %; p < 0,05) и минутного объема дыхания (15,6 %; p < 0,05). На протяжении всей экспозиции наблюдалось укорочение фазы вдоха, которое составило 4 % от исходного уровня (p < 0,05). Изменения частоты при действии баклофена характеризовались небольшой тенденцией снижения (в среднем на 16,7 %). На ЭМГ диафрагмальной мышцы удлинялись интервалы между инспираторными залпами (на 21,2 %), что по времени совпадало со снижением частоты дыхания.

Введение 2-гидроксисаклофена в РТЯ, напротив, оказывало выраженное стимулирующее влияние на дыхание. Как и при действии баклофена, объемные показатели спирограмм менялись более выражено, чем временные, однако достоверные эффекты отмечались позже (после 10-20-й мин). Наблюдался рост минутной вентиляции легких (40,1 %; p < 0,01) за счет увеличения дыхательного объема (28,1 %; p < 0,05). С изменениями дыхательного объема был связан рост объемной скорости инспирации (20,2 %; p < 0,05). Активация внешнего дыхания сочеталась с усилением инспира-торных разрядов диафрагмальной мышцы, длительность которых на ЭМГ увеличивалась (p < 0,05) на 15-й мин действия антагониста.

Респираторные эффекты, наблюдаемые при микроинъекциях в РТЯ баклофена и 2-гидроксисаклофена, подтверждают значение ГАМКергических механизмов регуляции дыхания нейронами РТЯ. Противоположная направленность реакций дыхания в ответ на микроинъекции агониста и антагониста свидетельствует о наличии популяции метаботропных рецепторов в области РТЯ и их включении в респираторный контроль.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ ФЛУОКСЕТИНОМ-ОЛАНЗАПИНОМ

Погудина Ю.С.1, Кудашова Д.С.2, Гогин Д.3

Московский научно-практический центр наркологии, Москва, Россия 2Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия 3Рижский университет имени Паула Страдыня, Рига, Латвия Научные руководители: Даце Райтума, Эдвинс Крастиньш

Введение. Воздействие на крыс линии Flinders Sensitive Line (FSL) выращивания в условиях социальной изоляции (SIR) после отъема вызывает симптомы, подобные депрессии и социальной тревоге, устойчивые к флуоксетину или ухудшающиеся от него. SIR обычно проявляется психотическими симптомами, в то время как парадоксальная реакция на флуоксетин предполагает наличие неустраненных психотических проявлений. Психотическая депрессия (MDpsy) всегда устойчива к лечению. Более 40 лет проблема терапевтической резистентности при депрессии остается одной из наиболее актуальных в клинической психиатрии.

Цель: изучить биоповеденческие изменения у резистентных к лечению социально-изолированных крыс в ответ на комбинированное лечение флуоксетином-оланзапином в сравнении с монотерапией оланзапином.

Материалы и методы. Sprague Dawley (SD) и Flinders Sensitive Line (FSL) подвергались социальному воспитанию или SIR с постнатального дня. После этого крысы FSL-SIR получали оланзапин (5 мг/кг*14 дней) или оланзапин+флуоксетин (OLZ+FLX; 5 мг/кг + 10 мг/кг в течение 14 дней).

Результаты. Посмертно оценивали кортико-гиппокампальный норадреналин (NE), серотонин (5-HT) и дофамин (DA), а также уровни кортикостерона и дофамин-бета-гидроксилазы в плазме. Тревога была значительной у крыс FSL-SIR

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

(p < 0,01), но не у крыс SD-SIR. Дефицита социального поведения не выявлено. Кортико-гиппокампальные моноамины (NE, 5-HT, DA; p < 0,05) и дофамин-бета-гидроксилаза (d = 1,13) были снижены у крыс FSL-SIR, в меньшей степени у крыс SD-SIR. За исключением дофамин-бета-гидроксилазы, эти дефициты нивелировались как оланзапином, так и OLZ+FLX (p < 0,01). Однако OLZ (p < 0,05) и OLZ + FLX (p < 0,01) ухудшили депрессивно-подобное поведение и не смогли обратить вспять дефицит PPI у крыс FSL-SIR.

Заключение. Крысы FSL, подвергшиеся воздействию SIR, демонстрируют усиление беспокойства, а также депрессивные и психотические симптомы, в различной степени реагирующие на оланзапин или OLZ + FLX. Истощенные моноамины восстанавливаются с помощью OLZ + FLX, в меньшей степени с помощью оланзапина.

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Преснова Е.А.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Научный руководитель: Кульченко Н. Г., канд. мед. наук

Актуальность. В современном мире студенты высших учебных заведений получают большие психоэмоциональные нагрузки, связанные с активной умственной деятельностью во время образовательного процесса. Это приводит к нарушениям распорядка дня, изменению продолжительности и качества сна студентов, что влияет на физиологическое здоровье и может негативно сказаться на успеваемости.

Сон - это естественный физиологический процесс, особое состояние сознания, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир и специфичной деятельностью мозга. Во время сна вырабатывается ряд гормонов, восстанавливается мозговая активность, а также возобновляются силы и энергия организма в целом. Именно поэтому здоровый сон необходим каждому студенту.

Цель исследования: изучить и оценить влияние качества и продолжительности сна на успеваемость студентов.

Материал и методы. Было проведено анкетирование студентов 1 курса Российского Университета Дружбы Народов о качестве сна. Анкета содержала такие вопросы как: «Во сколько вы ложитесь спать/просыпаетесь?», «Спите ли вы днем?», «Какова в среднем ваша успеваемость?» и так далее. После был проведен анализ успеваемости студентов, участвующих в анкетировании, а также была определена взаимосвязь между качеством сна и успеваемостью студентов. Все показатели мы отражали как в абсолютных, так и в относительных цифровых значениях. Корреляцию между длительностью сна успеваемостью мы оценивали с помощью критерия Питерсона.

Результаты. В опросе приняли участие 73 человека. Все студенты обучаются на первом курсе высшего учебного заведения. По результатам большая часть (количество человек - 51) студентов ложится спать с 23.00 до 3.00. А просыпаются в промежутке с 6.00 до 8.00 - 86 % от общего количества опрошенных. Таким образом, в целом студенты на первом курсе ночью спят в среднем 6 часов, что мало для молодого организма, особенно в период интенсивного обучения. При этом 35,6 % человек спят не крепко, иногда просыпаются по ночам, 16,4 % часто просыпаются ночью, а 48 % имеют крепкий ночной сон. По результатам анкетирования качеством ночного сна довольны 39,7 % студентов. Это свидетельствует о том, что у студентов, которые уделяют мало времени ночному сну и не соблюдают режим, сон менее стабильный, а днем понижена общая активность.

Однако, каждый пятый человек уделяет в среднем 2 часа времени для дневного сна регулярно, а 62 % - не регулярно спят днем, 16 % днем не спят.

Интересно отметить, что 76,7 % человек согласны с тем, что качество сна влияет на их успеваемость, а 9,6 % - так не считают. Анализ успеваемости показал, что из всех респондентов показатели успеваемости были в пределах 51-68 баллов (3) у 49,3 % студентов, в пределах 69-85 баллов (4) у 37 % студентов и в пределах 86-100 (5) у 13,7 % опрошенных.

Корреляция по успеваемости и продолжительности ночного сна - 0,63, коэффициент корреляции по успеваемости и общей продолжительности дневного и ночного сна - 0,39. Соответственно ночной сон больше влияет на успеваемость, чем дневной, так как из-за ночного недосыпа в утренние часы, когда студенты посещают занятия, работа их мозга менее активна.

Выводы. Сон - это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. По результатам исследования у большинства студентов наблюдаются значительные нарушения режима и качества ночного сна. Многие студенты стараются компенсировать недостаточное количество ночного сна дневным сном. Мы выяснили, что продолжительность и качество сна действительно влияют на успеваемость студентов. Здоровый сон способствует улучшению мозговой активности и эмоционального состояния обучающихся, а также физиологического и психологического здоровья студентов. Именно поэтому учащимся в высшем образовательном учреждении следует уделять особое внимание такому важному процессу, как сон, а также соблюдать гигиену и режим сна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.