Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Преснова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ»

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

(p < 0,01), но не у крыс SD-SIR. Дефицита социального поведения не выявлено. Кортико-гиппокампальные моноамины (NE, 5-HT, DA; p < 0,05) и дофамин-бета-гидроксилаза (d = 1,13) были снижены у крыс FSL-SIR, в меньшей степени у крыс SD-SIR. За исключением дофамин-бета-гидроксилазы, эти дефициты нивелировались как оланзапином, так и OLZ+FLX (p < 0,01). Однако OLZ (p < 0,05) и OLZ + FLX (p < 0,01) ухудшили депрессивно-подобное поведение и не смогли обратить вспять дефицит PPI у крыс FSL-SIR.

Заключение. Крысы FSL, подвергшиеся воздействию SIR, демонстрируют усиление беспокойства, а также депрессивные и психотические симптомы, в различной степени реагирующие на оланзапин или OLZ + FLX. Истощенные моноамины восстанавливаются с помощью OLZ + FLX, в меньшей степени с помощью оланзапина.

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Преснова Е.А.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Научный руководитель: Кульченко Н. Г., канд. мед. наук

Актуальность. В современном мире студенты высших учебных заведений получают большие психоэмоциональные нагрузки, связанные с активной умственной деятельностью во время образовательного процесса. Это приводит к нарушениям распорядка дня, изменению продолжительности и качества сна студентов, что влияет на физиологическое здоровье и может негативно сказаться на успеваемости.

Сон - это естественный физиологический процесс, особое состояние сознания, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир и специфичной деятельностью мозга. Во время сна вырабатывается ряд гормонов, восстанавливается мозговая активность, а также возобновляются силы и энергия организма в целом. Именно поэтому здоровый сон необходим каждому студенту.

Цель исследования: изучить и оценить влияние качества и продолжительности сна на успеваемость студентов.

Материал и методы. Было проведено анкетирование студентов 1 курса Российского Университета Дружбы Народов о качестве сна. Анкета содержала такие вопросы как: «Во сколько вы ложитесь спать/просыпаетесь?», «Спите ли вы днем?», «Какова в среднем ваша успеваемость?» и так далее. После был проведен анализ успеваемости студентов, участвующих в анкетировании, а также была определена взаимосвязь между качеством сна и успеваемостью студентов. Все показатели мы отражали как в абсолютных, так и в относительных цифровых значениях. Корреляцию между длительностью сна успеваемостью мы оценивали с помощью критерия Питерсона.

Результаты. В опросе приняли участие 73 человека. Все студенты обучаются на первом курсе высшего учебного заведения. По результатам большая часть (количество человек - 51) студентов ложится спать с 23.00 до 3.00. А просыпаются в промежутке с 6.00 до 8.00 - 86 % от общего количества опрошенных. Таким образом, в целом студенты на первом курсе ночью спят в среднем 6 часов, что мало для молодого организма, особенно в период интенсивного обучения. При этом 35,6 % человек спят не крепко, иногда просыпаются по ночам, 16,4 % часто просыпаются ночью, а 48 % имеют крепкий ночной сон. По результатам анкетирования качеством ночного сна довольны 39,7 % студентов. Это свидетельствует о том, что у студентов, которые уделяют мало времени ночному сну и не соблюдают режим, сон менее стабильный, а днем понижена общая активность.

Однако, каждый пятый человек уделяет в среднем 2 часа времени для дневного сна регулярно, а 62 % - не регулярно спят днем, 16 % днем не спят.

Интересно отметить, что 76,7 % человек согласны с тем, что качество сна влияет на их успеваемость, а 9,6 % - так не считают. Анализ успеваемости показал, что из всех респондентов показатели успеваемости были в пределах 51-68 баллов (3) у 49,3 % студентов, в пределах 69-85 баллов (4) у 37 % студентов и в пределах 86-100 (5) у 13,7 % опрошенных.

Корреляция по успеваемости и продолжительности ночного сна - 0,63, коэффициент корреляции по успеваемости и общей продолжительности дневного и ночного сна - 0,39. Соответственно ночной сон больше влияет на успеваемость, чем дневной, так как из-за ночного недосыпа в утренние часы, когда студенты посещают занятия, работа их мозга менее активна.

Выводы. Сон - это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. По результатам исследования у большинства студентов наблюдаются значительные нарушения режима и качества ночного сна. Многие студенты стараются компенсировать недостаточное количество ночного сна дневным сном. Мы выяснили, что продолжительность и качество сна действительно влияют на успеваемость студентов. Здоровый сон способствует улучшению мозговой активности и эмоционального состояния обучающихся, а также физиологического и психологического здоровья студентов. Именно поэтому учащимся в высшем образовательном учреждении следует уделять особое внимание такому важному процессу, как сон, а также соблюдать гигиену и режим сна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.