Научная статья на тему 'РЕАКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И ДИАФРАГМАЛЬНОЙ МЫШЦЫ ПРИ АКТИВАЦИИ И БЛОКАДЕ МЕТАБОТРОПНЫХ ГАМК-РЕЦЕПТОРОВ РЕТРОТРАПЕЦИЕВИДНОГО ЯДРА У КРЫС'

РЕАКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И ДИАФРАГМАЛЬНОЙ МЫШЦЫ ПРИ АКТИВАЦИИ И БЛОКАДЕ МЕТАБОТРОПНЫХ ГАМК-РЕЦЕПТОРОВ РЕТРОТРАПЕЦИЕВИДНОГО ЯДРА У КРЫС Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Конашенкова А.Т., Будаев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И ДИАФРАГМАЛЬНОЙ МЫШЦЫ ПРИ АКТИВАЦИИ И БЛОКАДЕ МЕТАБОТРОПНЫХ ГАМК-РЕЦЕПТОРОВ РЕТРОТРАПЕЦИЕВИДНОГО ЯДРА У КРЫС»

Физиология человека и животных, микробиология

РЕАКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И ДИАФРАГМАЛЬНОЙ МЫШЦЫ ПРИ АКТИВАЦИИ И БЛОКАДЕ МЕТАБОТРОПНЫХ ГАМК-РЕЦЕПТОРОВ РЕТРОТРАПЕЦИЕВИДНОГО ЯДРА У КРЫС

Конашенкова А.Т., Будаев А.И.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия Научный руководитель: Ведясова О.А., д-р биол. наук, профессор

Ретротрапециевидное ядро (РТЯ), расположенное в стволе головного мозга, играет исключительную роль в механизмах регуляции дыхания, что подтверждается фактами развития врожденных гиповентиляционных синдромов у человека при гипоплазии и генетических аномалиях нейронов данного ядра. Участие РТЯ в регуляции дыхания обусловлено хемочувствительностью его нейронов и наличием афферентных и эфферентных связей с другими отделами респираторной нейросети. Деятельность РТЯ контролируется многими нейромедиаторными системами, среди которых особый интерес представляет тормозная ГАМКергическая система, однако рецепторные механизмы влияния ГАМК на РТЯ до конца не ясны.

Цель работы. Изучить роль метаботропных ГАМКв-рецепторов РТЯ в регуляции дыхания у животных.

В острых опытах на крысах с соблюдением правил биоэтики изучали респираторные эффекты на микроинъекции в РТЯ растворов агониста ГАМКв-рецепторов баклофена (n = 6) и антагониста 2-гидроксисаклофена (n = 6) в концентрации 10-4 Моль и объеме 0,2 мкл. Регистрировали внешнее дыхание (спирограмму) и электромиограмму (ЭМГ) диафрагмальной мышцы до и в течение 60 минут после микроинъекций указанных веществ. Анализировали амплитудные и частотные параметры спирограмм и ЭМГ. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы SigmaPlot.

Введение баклофена в РТЯ оказывало выраженное тормозное влияние на внешнее дыхание, особенно на его объемные параметры. Так, на 3-й мин экспозиции отмечалось снижение дыхательного объема (13,6 %; p < 0,05), объемной скорости вдоха (19 %; p < 0,05) и минутного объема дыхания (15,6 %; p < 0,05). На протяжении всей экспозиции наблюдалось укорочение фазы вдоха, которое составило 4 % от исходного уровня (p < 0,05). Изменения частоты при действии баклофена характеризовались небольшой тенденцией снижения (в среднем на 16,7 %). На ЭМГ диафрагмальной мышцы удлинялись интервалы между инспираторными залпами (на 21,2 %), что по времени совпадало со снижением частоты дыхания.

Введение 2-гидроксисаклофена в РТЯ, напротив, оказывало выраженное стимулирующее влияние на дыхание. Как и при действии баклофена, объемные показатели спирограмм менялись более выражено, чем временные, однако достоверные эффекты отмечались позже (после 10-20-й мин). Наблюдался рост минутной вентиляции легких (40,1 %; p < 0,01) за счет увеличения дыхательного объема (28,1 %; p < 0,05). С изменениями дыхательного объема был связан рост объемной скорости инспирации (20,2 %; p < 0,05). Активация внешнего дыхания сочеталась с усилением инспира-торных разрядов диафрагмальной мышцы, длительность которых на ЭМГ увеличивалась (p < 0,05) на 15-й мин действия антагониста.

Респираторные эффекты, наблюдаемые при микроинъекциях в РТЯ баклофена и 2-гидроксисаклофена, подтверждают значение ГАМКергических механизмов регуляции дыхания нейронами РТЯ. Противоположная направленность реакций дыхания в ответ на микроинъекции агониста и антагониста свидетельствует о наличии популяции метаботропных рецепторов в области РТЯ и их включении в респираторный контроль.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ ФЛУОКСЕТИНОМ-ОЛАНЗАПИНОМ

Погудина Ю.С.1, Кудашова Д.С.2, Гогин Д.3

Московский научно-практический центр наркологии, Москва, Россия 2Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия 3Рижский университет имени Паула Страдыня, Рига, Латвия Научные руководители: Даце Райтума, Эдвинс Крастиньш

Введение. Воздействие на крыс линии Flinders Sensitive Line (FSL) выращивания в условиях социальной изоляции (SIR) после отъема вызывает симптомы, подобные депрессии и социальной тревоге, устойчивые к флуоксетину или ухудшающиеся от него. SIR обычно проявляется психотическими симптомами, в то время как парадоксальная реакция на флуоксетин предполагает наличие неустраненных психотических проявлений. Психотическая депрессия (MDpsy) всегда устойчива к лечению. Более 40 лет проблема терапевтической резистентности при депрессии остается одной из наиболее актуальных в клинической психиатрии.

Цель: изучить биоповеденческие изменения у резистентных к лечению социально-изолированных крыс в ответ на комбинированное лечение флуоксетином-оланзапином в сравнении с монотерапией оланзапином.

Материалы и методы. Sprague Dawley (SD) и Flinders Sensitive Line (FSL) подвергались социальному воспитанию или SIR с постнатального дня. После этого крысы FSL-SIR получали оланзапин (5 мг/кг*14 дней) или оланзапин+флуоксетин (OLZ+FLX; 5 мг/кг + 10 мг/кг в течение 14 дней).

Результаты. Посмертно оценивали кортико-гиппокампальный норадреналин (NE), серотонин (5-HT) и дофамин (DA), а также уровни кортикостерона и дофамин-бета-гидроксилазы в плазме. Тревога была значительной у крыс FSL-SIR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.