Научная статья на тему 'Поучение в неделю о блудном сыне'

Поучение в неделю о блудном сыне Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поучение в неделю о блудном сыне»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Поучение в неделю о блудном сыне

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 18-20

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

к стяжанию этого чувства, о котором Господь говорил Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: ...вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20—22). Аминь.

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ

14 февраля 1982 г.

есколько воскресных дней перед наступлением Великого Поста Св. Церковь посвящает подготовке к предстоящему молитвенному и духовному подвигу. В положенных на эти дни евангельских чтениях она дает мудрые наставления, помогающие задуматься о прожитой нами жизни, оценить свое поведение, осознать — к чему мы должны стремиться и чего должны всячески избегать, чтобы обрести прощение и милость у Господа.

В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее, где были показаны два очень различные состояния и настроения человеческой души. В образе кающегося мытаря, который сознавал себя великим грешником, который не смел даже поднять глаз на небо и лишь творил краткую, но полную смирения, молитву: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!», мы видели пример того настроения, с которым нужно вступать на поприще спасительного покаяния.

А в образе самодовольного уверенного в своей праведности фарисея, возвышавшего себя и унижавшего других людей, нам дано было наглядное предупреждение о том, чего нужно избегать и остерегаться, чтобы не лишиться желаемого прощения и оправдания.

Теперь, в притче о блудном сыне, предлагается нам как бы некоторое повторение и вместе с тем дальнейшее развитие и углубление той же евангельской темы.

Младший сын притчи, подобно мытарю, с глубоким смирением исповедует свое недостоинство и просит о милосердии к нему. Но теперь очень ярко показан полный бедствий греховный жизненный путь, которым сын этот прошел, прежде чем созрело в нем желание вернуться в дом отчий. Это дает нам повод задуматься о самих себе, о нашей собственной жизни.

В купели святого крещения мы получили второе рождение, рождение свыше (Ин. 3, 3). Исповедав нашу веру во Христа и дав «обеща-, ние Богу доброй совести» (1 Петр. 3, 21), мы приняли Духа усыновления (Рим. 8, 15), стали детьми Божиими (1 Ин. 3, 1—2) и «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).

Но можем ли мы, смеем ли думать, что всегда сохраняли и поныне сохраняем незапятнанными белоснежные одежды души нашей, в которые тогда, действием благодати Божией, были таинственно облечены?! Всегда ли мы стремились и стремимся теперь с усердием исполнять наши крещальные обеты верности Христу? Не охладеват ли в нас временами любовь к нашему Небесному Отцу? Не начинаем ли тяготиться исполнением Его воли, Его святых заповедей? Не удаляемся ли, подобно младшему сыну сегодняшней притчи, от чистой и святой жизни, к которой призваны, не уходим ли «на страну далече»,

не возвращаемся ли к жизни плотской и греховной, построенной на 'себялюбии, на равнодушии к ближним, на привязанности к одним лишь .Преходящим земным благам и ценностям?

В притче о блудном сыне дан и другой образ человека-грешника. Это образ старшего сына, очень напоминающий образ фарисея из прит-•*я о мытаре и фарисее. Только нравственное состояние его быть может •еще более печально и достойно сожаления, чем состояние фарисея, который осуждал кающегося мытаря. Фарисей делал это вследствие общего членам его секты ослепления и фанатизма, не питая, по-види-ОДому, личной вражды к осуждаемому им человеку. Старший же брат притчи о блудном сыне оказался жестоким и бессердечным эгоистом, Пё способным ни любить, ни прощать, даже если дело касалось род-“Htox ему по крови людей.

■ Когда вернувшийся домой заблудший, но теперь уже смирившийся П раскаявшийся брат его был радостно встречен и обласкан любящим отцом, со всей очевидностью обнаружилась холодность сердца и отчужденность от родных ему людей старшего брата. Радости отца по поводу того, что младший «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24), старший сын противопоставил лишь чувство досады, мнимого оскорбленного достоинства и зависти, а в спасении погибавшего брата усмотрел лишь личную для себя обиду.

Не то же ли самое бывает и с нами, когда мы, не замечая своих грехов и недостатков, чувствуем себя как бы во всем безупречными. Мы словно говорим себе в своем сердце: я не совершил никаких преступлений, не отрекался от Бога, ходил в храм Божий, соблюдал посты... А если в чем и согрешил, так ведь и все чем-то грешат, и я инчем не хуже других!

Мало того, не осуждая себя, не бываем ли мы склонны строго осуждать других людей, забывая слова Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1) и наставление св. апостола Иакова: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4, 12).

Спросим же себя: кого из двух братьев предлагаемой ныне притчи мы больше напоминаем своим поведением: несчастного ли заблудшего .сына до его обращения и раскаяния, или самодовольного и черствого душой его старшего брата? Или, быть может, мы даже совмещаем в своей жизни свойственные тому и другому черты: и грешим тяжко, и судим других жестоко и беспощадно?!

Если так, то да будет предстоящий пост временем благоприятным для того, чтобы, осознав наше недостоинство, мы смогли не устами только, но и всей душой призвать на помощь милосердие Бога и Спасителя нашего: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!»

Чтобы помочь нам в этом добром устремлении, в притче о блудном сыне показан и еще один образ — образ светлый и благостный, цбраз любвеобильного и сострадательного отца, всегда готового поспешить навстречу своему кающемуся сыну, раскрыть ему свои объятия

р. без каких-либо упреков и обличений покрыть все его проступки и радения своей любовью и милосердием.

yV Это, без сомнения, образ Бога, нашего общего Небесного Отца, ^.котором св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог не только не отвращается ОТ обращающихся и не только не подвергает их наказанию, но и Сам грдет отыскивать заблудших, и радуется, найдя их».

Господь терпеливо ждет нашего обращения. А Его премудрый Промысл разными путями приводит нас к решимости сказать в сердце своем: «Встану, пойду к Отцу моему и скажу Ему: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою...» (Лк. 15, 18).

Но как видно из сегодняшней притчи, любовь и долготерпение Божие простирается на нас и тогда, когда мы, подобно старшему сыну, находимся в ослеплении самолюбием, когда сердце наше бывает омрачено и обольщено ощущением мнимой праведности и духовной безопасности. Он и тогда кротко и терпеливо зовет нас, увещевает приблизиться к Нему, ощутить блаженство нашего сыновства, познать безмерность Его отеческой любви и раскрыть сердце для нелицемерного братолюбия.

Постараемся же не пройти мимо этих священных евангельских назиданий. Будем внимательнее вслушиваться в умилительные слова покаянных песнопений и молитв, которыми Св. Церковь уже готовит нас к предлежащему подвигу поста, дабы подвиг этот увенчался действительной радостью, помог нам сотворить достойные плоды покаяния и неуклонно шествовать по пути, ведущему ко спасению и жизни вечной. Аминь.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ

16 марта 1975 г.

«Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2).

егодня, дорогие братия и сестры, мы стоим с вами в самом преддверии Святого и Великого Поста, готовясь вступить в сорокавосьмидневный период духовного очищения себя подвигами усиленной покаянной молитвы и воздержания. Уже четыре раза, в канун приготовительных к Посту воскресных дней, мы с сердечным сокрушением внимали трогательным словам покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Уже дважды, на протяжении минувшей седмицы, подвергаясь смиренно пред величием бесконечной Божественной Любви, творили мы великие, земные поклоны, сопровождая их дивными словами бессмертной молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...». И эта удивительная, проникновенная и в то же время глубоко назидательная молитва будет отныне, в течение всей Великой Четыредесятницы, просвещать наш ум, умягчать наше сердце, выражать наше искреннее раскаяние в наших греховных делах, словах и помышлениях.

«Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8, 46), и «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1,8). Каждый из нас по опыту собственной жизни не может не знать, сколь велика сила греховных соблазнов, расслабляющих нашу волю, обольщающих нас призрачными удовольствиями, толкающих на злые поступки, отвлекающих от прямой стези подлинно христианской жизни по заповедям Господним. Сколько раз, — если бы только мы были более внимательны к себе, к своему нравственному состоянию, — могли бы или, вернее, должны были мы с печалью повторять о самих себе сказанное святым апостолом Павлом: «не понимаю,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.