Научная статья на тему 'Поучение в день празднования 107 годовщины Академии, 17 февраля 1916 года'

Поучение в день празднования 107 годовщины Академии, 17 февраля 1916 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поучение в день празднования 107 годовщины Академии, 17 февраля 1916 года»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.И. Зыков

Поучение

в день празднования 107 годовщины Академии, 17 февраля 1916 года

Опубликовано:

Христианское чтение. 1916. № 2. С. 131-137.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Поученіе въ день празднованія 107 годовщины Академіи, 17 февраля 1910 года. -

ТІ)ЕЛИКАЯ борьба народовъ, быть свидѣтелями которой Господь привелъ и насъ,—борьба, раздѣлившая почти •>k весь міръ на два враждебные лагеря, невольно напоми-

наетъ намъ- о той великой духовной борьбѣ, которая

”1 непрерывно совершается въ мірѣ,—борьбѣ между вѣрой и невѣріемъ, борьбѣ противъ Христа и Его Церкви.

«Не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ,., раздѣленіе». (Мтѳ. X, 34; Лук. ХП, 51), говорилъ Своимъ слушателямъ Іисусъ Христосъ.

И этотъ мечъ, это раздѣленіе сказываются въ средѣ человѣчества въ непрестающей духовной борьбѣ.

Приведеніе на память этой борьбы въ нынѣшній день— день академическаго праздника—намъ представляется вполнѣ благовременнымъ: ибо питомцы Дух. Академіи, черплющіе изъ источника высшей богословской науки, тѣмъ самымъ призываются къ участію въ этой борьбѣ, и притомъ—къ участію не заурядному, а особенному.

Каждый христіанинъ долженъ быть добрымъ воиномъ Христовымъ; но наипаче къ питомцу Академіи должны быть направлены слова Ап. Павла въ посланіи къ Тимофею: «преподаю тебѣ... такое завѣщаніе, чтобы ты воинствовалъ..., какъ добрый воинъ» (1 Тим. I, 18).

Преподаю тебѣ... такое завѣщаніе, чтобы ты воинствовалъ..., какъ добрый воинъ. (1 Тим. I, 181.

У

Способности человѣческія ограничены; не всѣмъ въ равной мѣрѣ даются различные дары Божіи. Но всякій даръ Божій, но слову Апостола, долженъ быть направленъ къ одной цѣли: «служите другъ другу каждый тѣмъ даромъ, какой получилъ» (1 Петр. IV, 10).

Питомцы Академіи получаютъ дары высшей богословской науки,—и этими дарами должны служить другъ другу—своимъ ближнимъ—чрезъ служеніе Христу и Его св. Церкви.

И въ томъ обстоятельствѣ, что открытіе нашей Академіи, сто съ лишнимъ лѣтъ тому назадъ, совершилось въ день празднованія памяти св. великомуч. Ѳеодора Тирона, который, посему, является и небеснымъ покровителемъ нашей Академіи, мы склонны усматривать мистическое указаніе на то, что питомцы Академіи призываются служить Церкви Христовой на почвѣ науки преимущественно, именно, какъ добрые воины Христовы—защитники вѣры и Церкви.

Св. великомуч. Ѳеодоръ, память котораго празднуется нынѣ, имѣетъ прибавленіе къ своему имени—«тиронъ», сшУгсѣтствую-щеѳ латинскому слову—tiro, т. е. новобранецъ, молодой воинъ, въ каковой должности св. Ѳеодоръ и состоялъ, когда доблестно пострадалъ за Христа.

И молодые люди, вступая въ стѣны Академіи, подъ покровъ св. великомуч. Ѳеодора Тирона, призываются взирать на предстоящее имъ поприще—сперва учебное, а затѣмъ житейское,—какъ на воинское служеніе о Христѣ: сначала приготовленіе къ нему, а послѣ—и самое воинствованіе..

Понятно, что, для успѣшнаго воинствованія оружіемъ научнымъ, необходимо облечься и въ то всеоружіе Божіе, какое Ап. Павломъ указано для всякаго христіанина, какъ воина о Христѣ: «станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись въ броню праведности, и обувши ноги въ готовность благовѣствовать миръ; а паче всего—возьмите щитъ вѣры, которымъ возможете угасить всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго; и шлемъ спасепія возьмите, и мечъ духовный, который есть Слово Божіе» (Ефес. VI, 14—17).

Какъ это ни странно, но и нынѣ, послѣ многовѣковаго существованія и процвѣтанія христіанской богословской науки, приходится слышать сужденія о ея малозначимости, почти граничащей съ ненадобностью ея для пастыря Церкви. Указываютъ на то, что св. Апостолы, люди совершенно неученые, своею проповѣдью о Христѣ покорили міръ. Говорятъ

и о томъ, что, для воздѣйствія на пасомыхъ, пастырю необходимо имѣть не богатство научнаго богословскаго вѣдѣнія, но воодушевленіе горячею вѣрою и проявленіе этой вѣры въ своей жизни и дѣлахъ.

Вѣра и житіе! Прекрасное и вполнѣ справедливое требованіе! Но въ томъ, чтобы этимъ устранялась надобность въ богословскомъ образованіи, умалялось великое значеніе богословской науки для вѣры и Церкви, по меньшей мѣрѣ, нужно видѣть прискорбное недоразумѣніе, недомысліе.

Ибо вѣра и жизнь по вѣрѣ, съ одной стороны, и богословское вѣдѣніе—съ другой,—понятія совсѣмъ не исключающія другъ друга, ни въ какой мѣрѣ не враждебныя другъ другу.

Правая вѣра и жизнь по вѣрѣ въ равной степени необходимы и требуются отъ христіанина, будетъ ли онъ совершенно несвѣдущимъ въ наукахъ, или же преуспѣвать въ нихъ въ высшей степени. Въ данномъ случаѣ вполнѣ умѣстно сдѣлать приложеніе словъ Іисуса Христа: «сіе надлежало дѣлать и того не оставлять» (Мтѳ. XXIII, 23).

Въ христіанскомъ обществѣ всегда высоко почитались и нынѣ почитаются люди глубокой вѣры и святой христіанской жизни, хотя бы они были и совершенно несвѣдущими въ наукахъ. Почитаніе такихъ людей является столь естественнымъ и распространеннымъ, что на ряду съ ними—истинными руководителями и наставниками въ духовной жизни—часто появляются и искусные подражатели имъ, имѣющіе, по слову Апостола, лишь видъ благочестія, силы же его отрекшіеся (2 Тим. III, 5); подобно тому, какъ и самъ сатана принимаетъ видъ Ангела свѣта (2 Кор. XI, 14).

И тогда, какъ первые сѣютъ въ стадѣ Христовомъ, на нивѣ Божіей, сѣмена чистой пшеницы, вторые—посѣваютъ паіевелы.

‘ То, что происходитъ въ практической жизни духовной, то свершается и въ области научной, теоретической. И здѣсь появляются сѣятели плевелъ, съ которыми необходима борьба, противъ которыхъ долженъ быть направленъ духовный мечъ добраго воина о Христѣ.

Истины вѣры Христовой столь просты и столь немногочисленны, что ихъ могутъ воспринимать своею вѣрою и умы младенчествующіе. И въ то же время ученіе о Богѣ, Его свойствахъ и дѣяніяхъ столь обширно, что писаній объ этомъ

не можетъ вмѣстить не только никакая паука человѣческая, но и весь міръ даже, по слову Апостола.

Стремленіе человѣческаго ума, какъ дара Божія, къ посильному уразумѣнію, раскрытію и обоснованію того, что воспринимается вѣрою, вполнѣ естественно и законно. Оно не только не противно вѣрѣ, но прямо поощряется Словомъ Божіимъ.

«Изслѣдуйте Писанія», говоритъ Самъ I. Христосъ (Іоанн. V, 39). И когда это понадобилось для учениковъ Его, Онъ Самъ «отверзъ имъ умъ къ уразумѣнію Писаній» (Лук. XXIV, 45).

Апостолъ Павелъ, самъ бывшій весьма свѣдущимъ въ Писаніи, наставлялъ своего любимаго ученика Тимофея: «занимайся чтеніемъ, наставленіемъ, ученіемъ (1 Тим., IV, 13)... Священныя Писанія могутъ умудрить тебя во спасеніе вѣрою во Христа Іисуса; все Писаніе богодухновенно и полезно для наученія, для обличенія, для исправленія, для наставленія въ праведности» (2 Тим. III, 15—16).

Ботъ наилучшее обоснованіе законности существованія и великаго значенія богословской науки!

Тѣ темныя, враждебныя Христу и Его Церкви, силы, которыя образно названы Христомъ «вратами ада» (Мтѳ. XVI, 18), ведутъ упорную и разнообразную борьбу противъ религіи вообще и христіанства, въ особенности.

И нужно сказать, что благопріятной для вратъ ада почвой въ этой борьбѣ является и область научная, гдѣ эти силы посѣваютъ множество заблужденій и зла.

«Знаніе надмеваетъ», говоритъ Апостолъ (1 Кор. VIII);• оно дѣлаетъ человѣка гордымъ, самоувѣреннымъ, внушаетъ ему ложное представленіе о его способностяхъ, могуществѣ и т. дал., коль скоро человѣкъ поставляетъ это знаніе внѣ связи съ ученіемъ Слова Божія.

Несовершенный разумъ человѣческій, будучи доступенъ воздѣйствію на него врага нашего спасенія, способенъ увлекаться по пути заблужденій. И человѣку бываетъ крайне тяжело, обидно для его самолюбія—разстаться съ своими заблужденіями, которыя онъ считаетъ за истину; надъ выработкою которыхъ онъ, быть можетъ, потратилъ много труда и времени.

Поэтому-то въ области научнаго вѣдѣнія враждебныя религіи силы и встрѣчаютъ благопріятную для ихъ дѣятельности среду.

И вотъ, питомцы Академіи, какъ добрые воины Христовы, призываются на борьбу за вѣру Христову, прежде всего, противъ «лжеименнаго знанія» (1 Тим. VI, 20), которое стремится къ уничтоженію въ человѣчествѣ этой вѣры.

Въ равной мѣрѣ близкою для духовныхъ воиновъ о Христѣ должна быть и та сторона научной борьбы, которая направлена не прямо противъ религіи и христіанства, но, такъ сказать, касается внутренней области христіанскаго научнаго вѣдѣнія.

Это—борьба съ, такъ называемымъ, раціонализмомъ, который является тѣмъ худшимъ и опаснѣйшимъ врагомъ вѣры Христовой и Церкви, что онъ является врагомъ не прямымъ, до извѣстной степени скрытымъ.

Поселяя въ душѣ человѣка обольстительное для него стремленіе—повѣрять и согласовать Божественное Откровеніе съ человѣческимъ разумомъ, раціонализмъ незамѣтно, но весьма успѣшно работаетъ въ сторону невѣрія, расшатывая и наполняя своимъ тлетворнымъ ядомъ религіозные и церковные устои.

На борьбу и съ этимъ врагомъ вѣры и Церкви,—въ тѣ мѣста, кои подвергаются наибольшему его нападенію,—должны быть устремлены силы и оружіе добрыхъ научныхъ воиновъ О Христѣ.

Въ защиту Христовой вѣры и Церкви будетъ воинствовать православный богословъ—питомецъ Духовной Академіи-— тогда, когда онъ посвятитъ себя изслѣдованію Слова Божія— Овящ. Писанія, его изъясненію, при свѣтѣ толкованій богопросвѣщенныхъ мужей—св. отцовъ Церкви, опроверженію неправильныхъ его пониманій и примѣненій; отраженію нападокъ, дѣлаемыхъ противъ происхожденія и самаго состава священнаго текста, и т. дал.

Онъ будетъ воинствовать, какъ добрый воинъ Христовъ, и тогда, когда, углубляясь въ вѣка древніе, въ область, тѣхъ открытій, которыя воскрешаютъ предъ нашими глазами жизнь Древняго міра, онъ укажетъ тамъ то, о чемъ давно мы знаемъ со страницъ Библіи, но что стараются опровергнуть уста «глаголющихъ неправедная».

Будетъ воинствовать за Христа и Его Церковь и тогда, когда онъ, насколько это возможно для человѣческихъ силъ, въ раскрытіи глубины христіанскихъ догматовъ и высоты христіанскаго нравственнаго ученія, покажетъ неизмѣримое пре-

восходство христіанства надъ всѣмъ, что высказала религіозная и философская мысль человѣчества за цѣлыя тысячелѣтія своей впѣ-богооткровеииой работы.

Будетъ защитникомъ вѣры и Церкви онъ и тогда, когда, изображая вѣрованія и жизнь древнихъ христіанъ, онъ тѣмъ самымъ обличитъ заблужденія и измышленія отдѣляющихся отъ Церкви въ различныя сектантскія общества, горделиво называющія себя иногда «духовными, евангельскими» христіанами и т. под. наименованіями, т. е. какъ будто бы возстанавливающими то христіанство, которое существовало въ вѣкъ апостольскій.

Будетъ подвизаться онъ за вѣру и Церковь и тогда, когда выступитъ па обличеніе и указаніе несостоятельности тѣхъ измышленій человѣческаго разума, которыя стремятся вытѣснить христіанство, какъ нѣчто несовершенное, устарѣвшее, отжившее свой вѣкъ.

Къ великому прискорбію, мы видимъ въ нашъ вѣкъ, что, вопреки предостереженіямъ Апостола: «не увлекаться всякимъ**"’*-вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искусству обольщенія» (Ефес. IV, 14);—«не увлекаться ученіями различными и чуждыми» (Евр. ХШ, 9); — «не внимать ученіямъ бѣсовскимъ» (1 Тим. IV, 1), многіе христіане увлекаются масонствомъ, спиритизмомъ, оккультизмомъ, теософіей, какъ будто чѣмъ-то высшимъ христіанства, и тѣмъ готовятъ погибель душамъ своимъ.,

Но, подобно тому, какъ говоритъ Апостолъ: «не достанетъ мнѣ времени, чтобы повѣствовать" о Гедеонѣ, Самсонѣ, Давидѣ и другихъ пророкахъ» (Евр. XI, 32); такъ и мы скажемъ, что въ своей краткой рѣчи не сможемъ указать тѣхъ многоразличныхъ областей, гдѣ добрый воинъ о Христѣ, вооруженный богословскимъ вѣдѣніемъ, можетъ выступить въ защиту вѣры Христовой и Святой Православной Церкви.

Въ какую бы сторону онъ ни направилъ свою дѣятельность, онъ не только не будетъ лишнимъ, безъ дѣла; но часто будетъ видѣть, что «жатвы много, дѣлателей же (добрыхъ) мало» (Мтѳ. IX, 37).

Вознесемъ же Господину жатвы усердныя молитвы, чтобы Онъ далъ намъ силы быть добрыми дѣлателями на нивѣ Христовой, добрыми воинами о Христѣ.

Помолимся и нашему небесному покровителю, св. великомученику Ѳеодору Тирону, чтобы онъ помогъ намъ быть

подражателями его мужеству. И подобно тому, какъ онъ безстрашно исповѣдывалъ свою вѣру во Христа, чтобы и намъ быть столь же безстрашными борцами и защитниками св. Православной Церкви и ея ученія.

Да не устрашитъ насъ и то, что въ борьбѣ за Христа и Церковь намъ могутъ предстоять и даже, можно думать, неизбѣжны злостраданія, которыя предсказаны Апостоломъ, какъ удѣлъ добраго воина Христова (2 Тим. И, 3).

Да не смутитъ никого и то, если на чью-либо долю выпадетъ слишкомъ скромное и малозамѣтное поле дѣятельности. И здѣсь пусть высоко и крѣпко онъ держитъ знамя добраго воина Христова, въ сознаніи того, что онъ здѣсь не менѣе нуженъ и полезенъ, чѣмъ другіе на болѣе широкихъ поприщахъ.

Подобно тому, какъ равно нуженъ и живителенъ лучъ солнца для обширнаго поля, покрытаго милліонами растеній, такъ и для узкой расщелины въ скалѣ, пріютившей одинокую былинку.

Да подкрѣпляетъ и утѣшаетъ каждаго самаго скромнаго дѣлателя увѣренность въ томъ, что достоинъ трудящійся награды за труды свои (Лук. X, 7); и что въ свое время онъ сподобится услышать сладостный гласъ Господа: «добрый и вѣрный рабъ! въ маломъ ты былъ вѣренъ, надъ многимъ тебя поставлю; войди въ радость Господина Твоего» (Мтѳ. XXV. 21). Аминь.

Проф.-свящ. В. Зыковъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.