Научная статья на тему 'Потребности и ресурсы развития профилактической работы с семьей и детьми (по материалам социологического исследования)'

Потребности и ресурсы развития профилактической работы с семьей и детьми (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / ПОТРЕБНОСТИ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / PREVENTIVE WORK / FAMILIES WITH CHILDREN / NEEDS / TYPES OF SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бородкина Ольга Ивановна, Самойлова Валентина Алексеевна

В статье на основе данных эмпирического социологического исследования анализируются основные проблемы повседневной жизни семей с детьми, а также связанные с этими проблемами потребности в социальной помощи. Несмотря на то, что исследование было проведено в Ленинградской области, выводы относительно иерархии проблем, структуры потребностей могут быть отнесены и к семьям, проживающим в небольших городах и населенных пунктах других регионов. Проведенный социологический анализ позволяет утверждать, что существующие ресурсы самих семей, их социального окружения, а также административных структур не в полной мере задействованы для улучшения качества жизни семей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Needs and resources of preventive work with families and children: the results of a sociological study

Based of the empirical data of sociological research, the article addresses the main problems of families with children, as well as their needs for social support connected with these problems. Despite the fact that the study was conducted in the Leningrad region, conclusions regarding the hierarchy of problems, the structure of needs can also be applied to families residing in the towns in other regions. The sociological analysis demonstrates that existing resources that the family possesses, their social environment and administrative structures do not facilitate improvement in quality of family life to the full extent.

Текст научной работы на тему «Потребности и ресурсы развития профилактической работы с семьей и детьми (по материалам социологического исследования)»

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

УДК 364

О. И. Бородкина, В. А. Самойлова

ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ (по материалам социологического исследования)

Насколько действенной является современная семейная политика, достигает ли она декларируемых целей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, недостаточно полагаться лишь на цифры, отражающие рост финансовых вложений, количество получателей социальных услуг и т. д. Необходимым компонентом оценки эффективности принимаемых мер является анализ независимой информации, поступающей от населения, получение обратной связи, которая позволяет проследить влияние проводимой политики на повседневную жизнь людей и их социальное самочувствие. В основу развития семейной политики на местном уровне должны быть положены знание и учет актуальных потребностей различных типов семей, проживающих в определенной местности, родителей и детей.

В исследовании, проведенном в Ленинградской области (на территории Выборгского, Приозерского и Светогорского городских поселений) в рамках проекта приграничного сотрудничества между Россией и Финляндией, были изучены потребности и ресурсы развития социальной работы с семьей и детьми. Всего в исследовании приняли участие 357 человек: 187 родителей, 90 подростков, 80 специалистов и руководителей социальных служб. Были использованы методы анкетного опроса, проведены интервью и фокус-группы1.

Структурные характеристики выборки в целом отражают типичную среднестатистическую ситуацию в городах — участниках проекта. Как правило, в центре внимания системы социальной защиты находятся семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не способные разрешать возникающие проблемы и трудности без внешней помощи, довольно часто условия жизни в семьях угрожают благополучию детей. Дети в таких семьях находятся в социально опасном положении, и требуются интенсивные усилия работников социальных служб и других специалистов, чтобы улучшить семейную

1 Данное исследование было проведено в рамках российско-финского проекта «Профилактическая работа с семьями и детьми в российско-финском приграничном регионе». Помимо авторов статьи, в нем принимали участие А. Н. Смирнова, И. А. Григорьева, Ю. С. Викторова. Основные результаты были представлены в коллективной монографии: Профилактическая работа с семьей и детьми в Ленинградской области: современное состояние и перспективы развития / под ред. В. А. Самойловой. СПб., 2008.

© О. И. Бородкина, В. А. Самойлова, 2011

ситуацию и защитить права детей. Между тем, в таких нормативных актах как Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Россией, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» подтверждается право всех детей, в том числе из благополучных семей (с обоими родителями, с уровнем обеспеченности выше черты бедности, без инвалидизирующих заболеваний и др.), на защиту со стороны государства. Таким образом, задачи системы социальной защиты вполне обоснованно могут трактоваться более широко — как поддержка всех семей с детьми в реализации их функций для наилучшего обеспечения интересов детей. Решение этих задач возможно при усилении работы по профилактике семейного неблагополучия, направленной на поддержание оптимальных условий жизни семьи, усиление способности семьи к самостоятельному решению своих проблем.

В фокусе работы с семьей находится ребенок, поэтому именно его потребности рассматриваются как первостепенные. Им соответствуют такие функции семьи как воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, предоставления социального статуса, первичного социального контроля, духовного общения, эмоциональная, досуговая [1]. Их состояние определяет качество семейной среды с точки зрения благополучия ребенка, поэтому работа с семьей должна быть направлена на укрепление позитивных тенденций и помощь семье в реализации этих функций.

Методологической основой нашей работы является теория экологических систем У Бронфенбреннера [2]. В соответствии со структурными характеристиками экологической системы ребенка можно условно выделить соответствующие уровни профилактической работы с семьей: внутрисемейный (в том числе индивидуально-личностный), уровень социальных связей, территориальный, государственный. В каждой из подсистем, влияющих на благосостояние ребенка, могут быть выделены как неблагоприятные факторы, так и факторы поддержки, реальные или потенциальные ресурсы.

Основные проблемы семей

По результатам опроса родителей, к их семьям имеют отношение следующие проблемы.

На то, что приходится много работать, мало времени остается на отдых указали 78% опрошенных (из них 38,5% отметили эту проблему как весьма характерную и устойчивую, 39,5% определили ее как возникающую периодически). Занятость на работе сопровождается большой загруженностью домашним трудом (45,1% — 13,1% и 32,0%). Наличие такой проблемы как напряженная материальная ситуация отметили 76,2% респондентов. Для 45,1% из них она имеет устойчивый, постоянный характер, у 31,1% возникает периодически. Распределение ответов на вопрос о материальном положении семьи показывает, что только 3,3% респондентов (4 чел.) оценили его как стабильно высокое.

Таблица 1. Материальное положение семей (в % от числа опрошенных)

Можем практически ни в чем себе не отказывать 3,3

Денег в основном хватает, но на «крупные» покупки копим или берем в долг или покупаем в кредит 55,7

Денег хватает только на повседневные нужды 25,4

Денег не всегда хватает на еду и одежду 15,6

Выбор респондентами двух последних позиций позволяет отнести их семьи к малообеспеченным (в сумме — 41%). Не удивительно, что напряженное материальное положение воспринимается ими как одна из основных устойчивых проблем семьи (как уже отмечалось, она упоминается в 45,1% ответов, то есть очевидно практически полное совпадение оценок материального положения по двум критериям: доходы и субъективное восприятие ситуации).

Значительная часть семей (55,7%) имеет уровень доходов, достаточный для повседневных трат, но не для ««крупных» покупок. «Крупные» покупки — одна из причин, по которой 31,1% респондентов отмечают напряженную материальную ситуацию как проблему, частично имеющую отношение к их семьям. Успешно справляясь с основными обязательными статьями расходов (питание, одежда, коммунальные платежи), люди считают себя обеспеченными. Однако, по аналогии с понятием «неглубокая бедность», их обеспеченность также можно определить как «неглубокую», не позволяющую свободно, без напряжения оплачивать относительно менее жизненно важные услуги или медицинские услуги, чтобы повысить их доступность и качество.

Проблемы со здоровьем взрослых имеются у 58,2% (23,0% и 35,2%), проблемы со здоровьем детей — у 28,7% (8,2% и 20,5%) семей. Согласно распределению оценок родителей состояния здоровья детей, 9,8% детей имеют хронические заболевания, а 4,9% — инвалидность, что в сумме составляет число, большее числа респондентов, указавших на слабое здоровье ребенка как проблему семьи. По-видимому, часть родителей адаптировались к ситуации с нездоровьем ребенка, научились с ней справляться, в любом случае, они не воспринимают ее остро. Как практически здоровых оценивают своих детей 41,0% родителей, как болеющих в пределах нормы — 44,3%.

Разногласия между взрослыми в семье по вопросам воспитания детей» отмечают 50% родителей (16,4% и 33,6%). При этом у 30,3% (9,8% и 20,5%) респондентов они сопровождаются «трудновоспитуемостьюребенка». Примерно столько же указывают на проблемы с поведением (26,7%) и с успеваемостью их детей (26,2%).

««Некуда пойти, чтобы отдохнуть всей семьей» — такое мнение высказывают 44,3% родителей (19,7% и 24,6%). Таким образом, проблема досуга имеет особую остроту: у взрослых членов семьи не только мало времени на отдых, но и возможностей, чтобы разнообразить свой досуг.

До трети респондентов испытывают определенную неудовлетворенность социальными контактами.

Отсутствие помощи и поддержки со стороны родственников отметили 35,3% опрошенных (18,9% и 16,4%).

На то, что нет взаимопонимания с учителями указали 24,6% (8,2% и 16,4%), на равнодушие окружающих — 23,8% (2,5% и 21,3%) респондентов.

Плохие жилищные условия как проблему, имеющую отношение к их семье, выделили 35,2% (17,2% и 18%) респондентов. Ответы при оценке ими своих жилищных условий распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Жилищные условия (в % от числа опрошенных)

Благоустроенное жилье достаточных размеров 32,8%

Благоустроенное жилье недостаточных размеров 41,0%

Плохое жилье (жилье без удобств, коммунальная квартира, общежитие) или его отсутствие 26,2%

В 37,7% случаях стесненные жилищные условия семей прямо отражаются на детях: либо место для приготовления уроков находится в общей комнате (23,8%), либо ребенок вообще не имеет своего личного места (13,9%).

Такую проблему как отсутствие работы отметили 18,8% (9% и 9,8%) участвовавших в анкетировании родителей, что значительно превышает показатели уровня безработицы, приведенные в официальной статистике по Ленинградской области (около 1%).

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что наиболее значимые проблемы повседневной жизни семей с детьми связаны с удовлетворением базовых потребностей, прежде всего, с необходимостью жизнеобеспечения, которая в настоящее время требует повышенной трудовой занятости взрослых, ограничивая возможности для их отдыха, физического восстановления и общения с членами семьи. Однако уровень доходов семьи оказывается недостаточным для того, чтобы снять напряжение, связанное с этим, и почувствовать уверенность в материальной защищенности. Материальные проблемы семьи усугубляются, если жилищные условия плохие (актуально для трети семей). Весьма ограниченная материальная поддержка семей с детьми со стороны государства, совсем еще свежие воспоминания о материальных трудностях 90-х годов, растущие цены — все это не способствует ощущению стабильности, даже если объективно материальное положение семьи неплохое. Материально-бытовые условия жизни занимают лидирующие места в структуре наиболее значимых социальных проблем, волнующих россиян, — к такому выводу неоднократно приходили исследователи и специалисты по семейным проблемам [3, 4].

По данным, полученным в нашем исследовании, 66,2% респондентов, выбравших при оценке доходов семьи вариант «денег в основном хватает» заявили, что «напряженное материальное положение» — это проблема, имеющая отношение к их семье. Тем более не удивительно, что эта проблема переживается как доминирующая в семьях с низким уровнем достатка, а таких — порядка 40% (значимость корреляций между оценкой доходов и восприятием материального положения на уровне р < 0,001). На напряженное материальное положение указали 93,5% тех, кому «денег хватает только на повседневные нужды», и 100% ответивших, что «денег не всегда хватает на еду и одежду». Уровень жизни семей с детьми остается одним из самых низких в России, особенно, если это семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой. В нашем исследовании эта зависимость подтвердилась: чем больше детей, тем хуже материальное положение семьи (р < 0,05).

Сниженные материальные ресурсы семьи сказываются на ее жизни в целом. В малообеспеченных семьях отмечается наибольшая выраженность ряда проблем: больше загруженность домашним трудом, чаще возникают проблемы с поведением у детей и разногласия между взрослыми по поводу их воспитания, семейное общение в целом более конфликтное, чаще отсутствует взаимопонимание с учителями (уровень значимости — 0,05%). В то же время, рост доходов не ведет напрямую к их решению, что подтверждается наличием аналогичных проблем в обеспеченных семьях. Респонденты, которым «денег в основном хватает», реже, но все-таки также жалуются на «труд-новоспитуемость ребенка» (26,5% по сравнению с 41,9% родителей, которым «денег хватает только на повседневные нужды», и 36,8% тех, кому «денег не всегда хватает на еду и одежду»); на «разногласия между взрослыми по поводу воспитания детей» (41,2% по сравнению с 64,5% и 57,9%, соответственно), на то, что «некуда пойти, чтобы

отдохнуть всей семьей» (39,7% по сравнению с 51,6% и 63,2%, соответственно). Сложность, многофакторность природы семейных проблем обусловливает необходимость развития комплексных программ поддержки семей, адекватно отражающих их потребности и выходящих за рамки сугубо экономических мер.

По данным, полученным в результате анкетирования подростков, можно судить о восприятии ими жизненной ситуации. На вопрос о том, что их беспокоит в жизни больше всего, получены следующие ответы: ««здоровье близких родственников» (64,4%), «личная жизнь» (60%), «денежные проблемы семьи» (50%), «отношения с родителями» (50%), «отношения со сверстниками» (48,9%), «трудности в усвоении школьной программы» (41,1%), «внешний вид» (33,3%), ««конфликты с учителями» (30,0%), «чем заняться в свободное время» (24,4%), «отношения между родителями» (20,0%). Наряду с возрастными тревогами по поводу личной жизни и внешнего вида, значительная часть подростков переживают по поводу успеваемости, трудностей в отношениях с взрослыми (родителями и учителями) и со сверстниками. Сравнение результатов опроса родителей и детей показывает, что проблемы здоровья, материальной обеспеченности, взаимоотношений между родителями и детьми, организации досуга, отмеченные родителями, воспринимаются и детьми как весьма существенные.

Развитие помощи семьям с детьми: структура предпочтений

В основе переживания ситуации как проблемной лежит механизм блокирования значимых потребностей человека, ограничение или отсутствие возможностей их удовлетворения. Соответственно, расширение этих возможностей оценивается как полезное и желаемое. Полученные результаты позволяют выделить те виды и формы социальной помощи семьям, в развитии которых лично заинтересованы участники исследования и которые они оценивают как виды помощи, которые необходимо развивать в той местности, где они проживают. В целом по выборке получены следующие данные.

Прежде всего, следует отметить высокую заинтересованность в помощи для решения материальных проблем. 48,4% респондентов лично заинтересованы в прямых денежных выплатах. 81,1% респондентов полагают, что необходимо развивать данный вид помощи семьям. Помощь в благоустройстве, ремонте жилья отметили 27,9% (63,1%) респондентов, а вот «натуральная помощь продуктами, вещами» интересует лично 16,4% (58,2%) опрошенных. Если натуральная помощь интересует наименее обеспеченных (а таких, судя по оценке уровня доходов — 15,6% семей), то денежная помощь — также и 7% тех респондентов, кому денег в основном хватает. Возможно, имеет место привычный патернализм, но, как показали результаты конкретных фокус-групповых исследований, родители подчас тратят больше, чем планируют, на медицинские услуги и развивающие занятия для детей.

Особую заинтересованность родители высказали в развитии организованных и развивающих форм досуга детей (кружков и секций). В доступных кружках и секциях для детей заинтересованы наибольшее количество опрошенных родителей — 54,1% (86,1% высказались за то, что необходимо развивать это направление в их местности). Организация семейного досуга (родители с детьми) среди направлений желаемой помощи семьям занимает третье место — 35,2% (78,7%), а досуг для родителей самими родителями оценивается как менее значимый, по сравнению с семейным — 12,3%

(52,5%). Развивающий досуг для детей рассматривается и родителями, и специалистами как крайне важное условие развития личности ребенка, альтернатива пустому времяпрепровождению, безнадзорности, повышающим риск вовлечения в девиантное поведение. Вместе с тем, устройство детей в кружки и секции не должно рассматриваться как единственно возможный вариант заботы о развитии детей, которую стараются проявить большинство родителей. Занятия в кружках не могут заменить общение детей с родителями. Общие интересы сближают их, поэтому развитие семейного досуга, укрепляющего детско-родительские и супружеские отношения должно стать приоритетным в социальных муниципальных программах.

Проблема досуга вызвала значительный резонанс в процессе исследования. Проявилась многоплановость этой проблемы, связанная с тем, что к этой сфере адресованы разные потребности (в отдыхе, в общении, в физическом, интеллектуальном, эстетическом развитии, в игре и др.) людей разных возрастов (родителей и детей). Соответственно, инфраструктура досуга также должна быть достаточно разнообразной. Судя по оценкам участников исследования, практически все объекты досуговой инфраструктуры нуждаются в значительном улучшении. Повсеместно вызывает неудовлетворенность ситуация с детскими площадками, стадионами, спортивными площадками по причине их недостаточного количества и плохого оборудования. Не хватает мест, где можно погулять с детьми. Недостаточно (или мало информации об их работе) подростковых клубов и кружков, они плохо оснащены, помещения требуют ремонта. Отметим, что большинство пожеланий соответствует стандартным ожиданиям жителей к среде проживания в современных городах и поселках, а их отсутствие (или плохое состояние) свидетельствует о низких развивающем потенциале и качестве окружающей социальной среды.

Нуждаются родители в повышении уровня педагогической и психологической грамотности — 26,2% (77,9%), в доступной литературе по вопросам воспитания, защиты прав, здоровья — 28,7% (60,7%), в получении юридической — 30,3% (68,0%) и психологической помощи себе и детям — 31,3% (82,8%). 30,3% респондентов для собственных семей считают важными программы для подростков, направленные на то, чтобы уберечь их от наркотиков и алкоголя, а за их реализацию в городе (поселке) высказались наибольшее количество опрошенных — 87,7%. Также широкую принципиальную поддержку получили программы подготовки к родительству для молодых семей — 79,5%, хотя личная заинтересованность невысока — 14,8% (возможно, родители считают, что им уже поздно участвовать в них, а их детям еще рано).

Заинтересованность родителей в психологических консультациях, лекциях, тренингах, беседах о воспитании проявилась и при ответах на открытый вопрос о мерах, которые были бы полезны для улучшения работы с семьями. Эти формы работы были упомянуты в ответах 35,6% родителей. Дети также проявляют интерес к общению с психологами. 54,5% их хотели бы участвовать в беседах с психологами или социальными педагогами. Востребованность психологических и педагогических знаний родителями вполне обоснована имеющимися у них трудностями при взаимодействии с детьми и их желанием стать более компетентными.

Результаты исследования таких аспектов жизни семьи как семейный климат, формы и содержание родительского внимания и контроля, установки и стили воспитания также показали, что они далеки от оптимальных и нуждаются в коррекции и развитии.

Участие родителей в образовательных программах является важным и доступным инструментом повышения их социальной компетентности.

Большая часть опрошенных родителей хотели бы получать знания из литературы по воспитанию, от специалистов на лекциях, занятиях или, обсуждая и обмениваясь опытом с другими родителями, и лишь 34,4% считают, что «и так знают, как воспитывать своего ребенка» или отвечают, что они «не задумываются над этими вопросами».

Профилактическая работа с семьей и детьми должна быть направлена на укрепление различных внутренних ресурсов семьи, в частности на повышение воспитательской и психологической компетентности родителей. Родители нуждаются в доступной литературе, посвященной вопросам воспитания, защиты прав, здоровья, а также в получении юридической помощи, считают важными программы профилактики наркомании и алкоголизма для подростков.

И родители, и специалисты высоко оценивают необходимость организации психологической помощи детям и родителям. При этом многие родители и сами нуждаются в такой помощи. Образование и консультирование родителей и детей не получили пока необходимого развития, и попасть на прием к психологу практически невозможно, у психологов, работающих в центрах реабилитации, нет времени общаться с «обычными» родителями.

Большинство женщин считают важным период подготовки к материнству и поддерживают программы подготовки к родительству, которые в настоящее время отсутствуют. В плане первичной профилактики нарушений детско-родительских отношений, ошибок в воспитании, которые по незнанию делают в общем хорошие, заботливые родители необходимо развивать профессиональное сопровождение родительства, когда ребенок совсем маленький. Система раннего вмешательства, созданная для помощи семьям с детьми с нарушениями развития, и использующая междисциплинарный подход в работе, может быть весьма полезна для обычных семей, реализуя профилактические функции (консультирование, обучение, ранняя диагностика) [5].

Среди видов и форм социальной помощи, в которой заинтересованы родители, значимой является помощь в трудоустройстве (для 26,2% — лично, для 75,4% — «необходима в принципе»). В целом эти данные согласуются с количеством респондентов, имеющих проблемы с работой.

25,4% (56,6%) родителей нуждаются в помощи в присмотре за детьми во внешкольное время. Такую помощь оказывают бабушки и дедушки (48,4% респондентов отмечают участие своих родителей в воспитании детей), но в ее отсутствие это часто становится проблемой. Если детский сад работает допоздна или есть группы продленного дня в школе, проблема решается, но, судя по данным исследования, лишь частично. В связи с этим можно говорить о важности развития социальных связей между семьями для взаимопомощи и взаимной поддержки. Включенный в общий перечень пункт «развитие взаимопомощи между семьями» заинтересовал лично только 13,1% родителей (54,9% — в принципе поддерживают). Ресурсы семей укрепляются при установлении отношений взаимопомощи с другими семьями. Различные формы взаимоподдержки, в том числе клубная работа, могли бы помочь многим семьям, и в первую очередь женщинам, решать повседневные проблемы. Семейные клубы как форма межсемейных связей уже получили определенное распространение в городах области. В их работу вовлечены семьи, имеющие сходные проблемы (например, особые нужды детей-инвалидов). В то же время направленность работы клубов может быть очень

широкой и привлекательной для различных типов семей, в том числе и в плане семейного досуга. Работа семейного клуба может способствовать общему оживлению и оздоровлению жизни в небольших поселках, повышению активности самих граждан в организации своей жизни. В целом как направление профилактической работы организационная работа внутри местного сообщества, укрепление соседских сетей и клубная работа должны развиваться более интенсивно, при этом очень важно понимать, что этот ресурс, как никакой другой, развивается в «процессе».

Благополучие, нормальное функционирование семьи во многом зависят от особенностей местности, в которой она проживает, от того, насколько комфортной и удобной является окружающая среда. Особенно это касается семей с детьми, которые имеют ограниченную мобильность, «привязаны» к определенным институтам социализации, пользуются услугами местных учреждений и т. д. От качества окружающей социальной среды зависит насколько легко или трудно родителям растить своих детей, выполнять родительские обязанности. Данный уровень профилактики в наибольшей степени находится в компетенции местных органов власти, и удовлетворенность/неудовлетворенность населения является важным показателем успешности социальной политики, реализуемой на местном уровне.

Результаты исследования наглядно показали, что профилактическая работа должна реализовываться на всех уровнях — от внутрисемейного до государственного. В свою очередь организации сферы социальной работы должны более целенаправленно работать над задачей активизации имеющихся у населения ресурсов для решения повседневных проблем.

Литература

1. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

2. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.

3. Бедность и благосостояние домохозяйств Ленинградской области. Программа SPRILO «Поддержка содействия сокращению бедности в Ленинградской области». СПб.: Селеста, 2007.

4. Солодников В. В. Социология социально-дезадаптированной семьи СПб.: Питер, 2007. 378 с.

5. Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / под ред. Е. В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой. СПб.: КАРО, 2007. 352 с.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.