Научная статья на тему 'Потребности и новая экономика'

Потребности и новая экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / ПОЛЕЗНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Николай Евгеньевич

В статье излагается дихотомия взаимоотношений «полезность-потребности», отмечается актуализация разработки парадигмы потребностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребности и новая экономика»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х

В соответствии с IAS 7 отчет о движении денежных средств также входит в состав финансовой отчетности.

В прежней форме отчета о движении денежных средств было указано, что в нем можно было приводить информацию о движении не только денежных средств, но и их эквивалентов. Однако определение термина денежных эквивалентов в российских стандартах отсутствовало. И многие компании использовали определение, данное в IAS-7.

Таким образом в пункте 5 ПБУ 23/2011 дано определение денежных эквивалентов, информация о движении которых вместе с денежными средствами представляется в отчете о движении денежных средств. В итоге российский отчет, составленный по новым правилам, расширился, он охватывает движение не только денежных средств, но и денежных эквивалентов. Правда, соответствующее расхождение между российским и международным отчетами устранено не до конца.

Дело в том, что в ПБУ 23/2011 сужено понятие денежных эквивалентов. Список использованной литературы:

1. Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 587 с.

2.Гетьман В.Г. Финансовый учет. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 816 с.

3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2011. —504 с.

4. Лисенкова С.И., Шикунова Л.Н. статья «Структура отчета о финансовых результатах и его аналитических возможностей».-сборник статей международной научно-практической конференции «Перспективы модернизации современной науки».-Москва РИО ЕФИР 2015.-С.73

5. Рожнова О.В. статья «Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»:- журнал Вестник профессиональных бухгалтеров,№2, 2007г.

6.Сиднева В.П. Международные стандарты финансовой отчетности. - КноРус, 2009. - 216 с.

© Адуев Р.С., Шикунова Л.Н., 2016

УДК 330.163

Алексеев Николай Евгеньевич

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО СибАДИ

г. Омск, РФ E-mail: oeip@mail.ru

ПОТРЕБНОСТИ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА Аннотация

В статье излагается дихотомия взаимоотношений «полезность-потребности», отмечается актуализация разработки парадигмы потребностей

Ключевые слова

Потребности, полезность, глобализация, потребление, потребительское поведение

Происходящие изменения затрагивают все стадии процесса потребления, и в особенности процессы выбора категорий благ и конкретных благ для удовлетворения потребности, развитие которых отличается особым динамизмом; глобализация потребностей опережает глобализацию потребления, значительно возрастает скорость удовлетворения потребностей. В середине ХХ века зародилось исторически новое явление - информационная экономика, с ее отличительными чертами, приоритетами и новым типом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

экономического роста. Закрепившись в качестве господствующей тенденции постиндустриального развития, информационная экономика стала основой для новой ступени развития категории потребностей.

Процессы глобализации и трансформация экономических отношений инициировали в российской экономической литературе дискуссию о новой парадигме потребностей в экономической науке.

Ж. Ламбен упоминает, что: «По словарю, потребность есть требование природы или социальной жизни» [1, с. 61]. В психологических словарях встречаются и более развернутые определения: «Потребность - психическое явление отражения объективной нужды организма в чем-либо (биологические потребности) или личности (социальные или духовные)» [2, с. 98].

В литературе по экономической теории понятие «потребности» хоть и встречается (чаще в контексте), но фактически является недостаточно определенным и не связанным с основной категорией теории -«полезность». Так в словаре понятий и терминов учебника К. Макконнелла и С. Брю, не нашлось место для определения понятия «потребность», хотя, конечно же, присутствует определение «полезности» [3, т. 2, с.393]. Аналогично - в трехтомном учебнике Э. Долана и Д. Линдсея [4]. Анализ современной экономической теории выбора потребителя показывает, что она не испытывает надобности во введении в систему теоретических понятий дополнительного понятия «потребность», кроме понятия «полезность», достаточного, с ее точки зрения, для обоснования поведения потребителя. У Ф. Котлера в монографии «Маркетинг», уже, наоборот, не нашлось места для определения понятия «полезность», но присутствует определение «потребности» [5, с.728].

Фрагментарность исследований проблемы экономических потребностей в целом, отсутствие комплексных исследований, учитывающих междисциплинарный характер этой проблематики, приводят как к недостаточной теоретической разработанности проблемы, так и к отсутствию четкого, продуманного научного подхода к анализу закономерностей экономического поведения потребителя в условиях современной российской экономики, к их практической оценке. Теория потребительского поведения - один из наиболее старых разделов экономической теории. Между тем сегодня это направление исследований в значительной степени «отдано на откуп» прикладным исследованиям рынка и рассматривается зачастую как раздел маркетинга. Связь с экономической теорией оказывается, таким образом, в значительной мере косвенной. Подобный прикладной, чисто «маркетинговый» подход к пониманию содержания категории «потребности» представляется весьма ограниченным. Не разработанность теории затрудняет исследование закономерностей потребительского поведения.

Широкая трактовка парадигмы ставит своей целью восстановление междисциплинарных диалогов как средства продуктивной коммуникации и кооперации разнообразных ветвей экономической науки. Она соответствует глобализующейся теории и практике, быстрым темпам экономических изменений и качественному многообразию форм экономической организации.

Экономическая наука накопила множество различных подходов, концепций, позиций и частных точек зрения по разным аспектам системы социально-экономических отношений. На повестке дня -систематизация накопленных элементов научного знания, что актуализирует разработку проблемы парадигмы потребностей.

Список использованной литературы:

1. Ламбен, Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж. Ламбен. Пер. с французского. -СПб. : Наука, 1996. - 589 с.

2. Платонов, К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1984. - 174 с.

3. Макконнелл, К., Брю, С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Макконнел, С. Брю. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1,2. - М. : Республика, 1992. - 399 с.

4. Долан, Э., Линдсей, Д. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Долан, Д. Линдсей. Пер. с англ. - СПб., 1992. - 496 с.

5. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. Пер. с англ. - М. : Прогресс, 1993. - 733 с.

6. Алексеев, Н.Е., Глухова, З.В. Парадигма теории потребностей в условиях новой экономики России / Н.Е. Алексеев, З.В. Глухова // Омский научный вестник. - 2013. - № 1(115). - С. 42-46.

© Алексеев Н.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.