Научная статья на тему 'ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ У СУБЪЕКТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА, ИМЕВШИХ ОПЫТ ПРЕБЫВАНИЯ В РОЛИ «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ» (НА ПРИМЕРЕ КНР)'

ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ У СУБЪЕКТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА, ИМЕВШИХ ОПЫТ ПРЕБЫВАНИЯ В РОЛИ «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ» (НА ПРИМЕРЕ КНР) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТИ» / РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Янь Доудоу

Работа посвящена изучению уникального феномена «оставленных детей» в китайском обществе в аспекте родительского труда. Проведено сравнение различий потребности в развитии у двух типов респондентов: тех, которые были раньше «оставленными детьми», и тех, которые избежали подобного опыта. При проведении исследования учитывались данные опроса, проведенного в Китае в 2021 г. Результаты его показали, что у респондентов, которые в детстве имели дефицит родительского внимания, потребность в наблюдении за ростом собственных детей меньше, чем у информантов, выросших в семьях с сохраненными близкими отношениями между поколениями. Отмечено, что у первых желание снова пройти через детство и юность, изменить свой социальный статус и осуществить компенсацию нереализованных личных амбиций выше, чем у респондентов-родителей, которые не были в прошлом «оставленными детьми». Действие этих факторов может привести к усилению мотивации в развитии у субъектов родительского труда, относящихся к первой категории, что будет влиять на процесс воспитания ими собственного потомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED FOR THE DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF PARENTAL LABOR WHO HAD EXPERIENCE IN THE ROLE OF “FORSAKEN CHILDREN” (ON THE EXAMPLE OF CHINA)

The work reveals the study of the unique phenomenon of “forsaken children” in Chinese society in the aspect of parental labor. The differences in the development needs of two types of respondents were compared: those who were previously “abandoned children” and those who avoided such an experience. The study took into account data from a survey conducted in China in 2021. The results showed that respondents who had a lack of parental attention in childhood had less need to monitor the growth of their own children than informants who grew up in families with preserved close relationships between generations. It is noted that the former have a higher desire to go through childhood and adolescence again, change their social status and compensation of unrealized personal ambitions was higher than the respondents-parents who were not “forsaken children” in the past. The effect of these factors can lead to increased motivation in the development of subjects of parental labor belonging to the first category, which will affect the process of raising their own progeny.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ У СУБЪЕКТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА, ИМЕВШИХ ОПЫТ ПРЕБЫВАНИЯ В РОЛИ «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ» (НА ПРИМЕРЕ КНР)»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 73-76. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 73-76.

Научная статья

УДК 316.612-055.52 (510)

https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.10

Потребность в развитии у субъектов родительского труда, имевших опыт пребывания в роли «оставленных детей» (на примере КНР)

Янь Доудоу

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, yandoudoulinweiei@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5100-8198

Аннотация. Работа посвящена изучению уникального феномена «оставленных детей» в китайском обществе в аспекте родительского труда. Проведено сравнение различий потребности в развитии у двух типов респондентов: тех, которые были раньше «оставленными детьми», и тех, которые избежали подобного опыта. При проведении исследования учитывались данные опроса, проведенного в Китае в 2021 г. Результаты его показали, что у респондентов, которые в детстве имели дефицит родительского внимания, потребность в наблюдении за ростом собственных детей меньше, чем у информантов, выросших в семьях с сохраненными близкими отношениями между поколениями. Отмечено, что у первых желание снова пройти через детство и юность, изменить свой социальный статус и осуществить компенсацию нереализованных личных амбиций выше, чем у респондентов-родителей, которые не были в прошлом «оставленными детьми». Действие этих факторов может привести к усилению мотивации в развитии у субъектов родительского труда, относящихся к первой категории, что будет влиять на процесс воспитания ими собственного потомства.

Ключевые слова: «оставленные дети», родительский труд, потребность в развитии, Китайская Народная Республика

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030».

Для цитирования: Янь Доудоу. Потребность в развитии у субъектов родительского труда, имевших опыт пребывания в роли «оставленных детей» (на примере КНР) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 73-76. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.10.

Original article

Need for the Development of Subjects of Parental Labor Who Had Experience in the Role of "Forsaken Children" (On the Example of China)

Yan Doudou

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, yandoudoulinweiei@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5100-8198

Abstract. The work reveals the study of the unique phenomenon of "forsaken children" in Chinese society in the aspect of parental labor. The differences in the development needs of two types of respondents were compared: those who were previously "abandoned children" and those who avoided such an experience. The study took into account data from a survey conducted in China in 2021. The results showed that respondents who had a lack of parental attention in childhood had less need to monitor the growth of their own children than informants who grew up in families with preserved close relationships between generations. It is noted that the former have a higher desire to go through childhood and adolescence again, change their social status and compensation of unrealized personal ambitions was higher than the respondents-parents who were not "forsaken children" in the past. The effect of these factors can lead to increased motivation in the development of subjects of parental labor belonging to the first category, which will affect the process of raising their own progeny.

Keywords: forsaken children, parental labor, need for development, People's Republic of China Funding: the research was carried out with the financial support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the framework of the development program of Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin in accordance with the strategic academic leadership program "Priority - 2030".

© Янь Доудоу, 2022

For citation: Yan Doudou. (2022) Need for the Development of Subjects of Parental Labor Who Had Experience in the Role of "Forsaken Children" (On the Example of China). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 73-76. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.10 (In Russian).

Сегодня Китай стоит перед вызовом, связанным с проблемой воспроизводства населения. Чтобы стимулировать формирование навыков родительского поведения среди молодежи, на национальном уровне проводится активная политика в этом направлении. Растет число исследований, посвященных вопросам демографии. И в этом отношении нельзя игнорировать феномен «оставленных детей», имеющий место в современном китайском обществе.

Суть указанного явления обусловлена социально-экономическими аспектами китайской истории и представляет собой результат изменения структуры населения страны как следствие миграции рабочей силы из сельских районов в городские. В большинстве случаев дети не могли переезжать вместе со своими родителями ввиду неустроенности быта на новом месте и отсутствия условий для проживания малолетних. Это приводило к тому, что они оставались под длительным присмотром прародителей, родственников или друзей уехавших за лучшей жизнью взрослых. Большинство таких детей, которые родились в 1980-1990 годах, сегодня уже сами стали субъектами родительского труда или же могут рассматриваться в качестве таковых потенциально, что позволяет сделать их объектом исследования с целью определения влияния типа детства на их воспитательные стратегии.

Регулирование сферы родительского труда может выступать механизмом, способным стимулировать воспроизводство населения Китая (Багирова, Абилова, 2013; Шутова, 2021). Субъекты его реализуют в процессе воспитания подрастающего поколения свои потребности. Их понимание может способствовать выстраиванию политики, направленной на усиление мотивации взрослых к реализации воспитательных функций в определенных объемах и качестве.

Цель статьи - сравнительный анализ одной из потребностей субъектов родительского труда - потребности в собственном развитии - в двух группах респондентов - имеющих опыт пребывания в роли «оставленных детей» и избежавших его.

Данные для исследования собирались в ходе опроса родителей в китайской провинции Сычуань в 2021 г. Общее количество респондентов с детьми составило 637 человек, из которых 431 были в прошлом лишены родительского внимания вследствие вынужденного отсутствия матери и отца, а 206 - не имели никогда статуса «оставленных детей».

Для того чтобы изучить возможные потребности в развитии у субъектов родительского труда, важные для воспитания их собственных детей, респондентам было предложено оценить 4 утверждения по пятибалльной шкале, значения которой поляризировались от «полностью не согласен» до «полностью согласен». Утверждения были составлены на основе представлений о том, что осознание необходимости в развитии предопределяется следующими видами потребностей у родителей (Lackovic-Grgin, Zadar, 2011; Черешова, 2017):

- компенсации нереализованных личных амбиций;

- наблюдения за ростом своих детей;

- изменения социального статуса;

- получения возможности снова пройти через детство и юность.

Результаты оценивания потребности в развитии у субъектов родительского труда для двух категорий респондентов с помощью (V-теста Манна - Уитни приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнение различий выраженности потребности в развитии

у двух типов субъектов родительского труда1

Потребность субъектов родительского Тип респондентов-родителей |

U Манна - Z Асимп. знач. Имеют опыт пребывания в статусе «оставленных детей» Не имеют опыта пребывания в статусе «оставленных детей»

станд. откл. станд. откл.

труда Уитни (двусторонняя) среднее медиана мода среднее медиана мода

Компенсация нереализованных личных амбиций 23 507,000 -9,850 0,000 3,44 4,00 4 1,393 2,22 2,00 2 1,146

Наблюдение за ростом своих 39 475,000 -2,444 0,015 3,99 4,00 5 1,154 4,29 4,00 4 0,827

детей

Изменение

социального 26 896,000 -8,279 0,000 3,60 4,00 4 1,358 2,63 2,00 2 1,269

статуса

Возможность

снова пройти через детство 34 122,500 -4,903 0,000 3,76 4,00 4 1,226 3,25 4,00 4 1,289

и юность

1 Составлено автором.

Результаты исследования. Данные показывают, что между двумя категориями респондентов-родителей существует разница в выраженности четырёх потребностей в развитии:

1. Компенсация нереализованных личных амбиций (3,44 против 2,22). С нашей точки зрения, это можно объяснить значительным влиянием конфуцианства на китайское образование. Несмотря на непрерывную реформу образования в Поднебесной, существующая его модель по-прежнему основывается на отборе, то есть прием в учебные заведения осуществляется на основе определенных заслуг. Исследования показали, что матери, не имеющие высшего образования, чаще, чем матери с высшим образованием, считают, что воспитание маленьких детей придает их жизни новый смысл (Nomaguchi, Brown, 2011). Наши данные показывают, что опрошенные, которые были раньше «оставленными детьми», имеют значительно более низкий уровень образования, чем респонденты, проведшие свое детство вместе с родителями. Следовательно, первые из указанных могут иметь более высокие ожидания в отношении образования собственного потомства.

2. Наблюдение за ростом своих детей (3,99 против 4,29). Очевидно, что опрошенные, которые были лишены внимания родителей в детстве, потому что они работали в других городах и не были рядом, не видели, как растут их дети, часто переносят модель такого поведения и в свою жизнь. Это явление имеет межпоколенный эффект. По этой причине некоторые из тех, кто был раньше «оставленным ребенком», в силу различных факторов также решают работать в другом городе, даже если они не хотят, чтобы их дети были с ними разлучены (Люн, 2011).

3. Изменение социального статуса (3,60 против 2,63). Семья является основной системой социализации, а в Китае отношения с родными являются важнейшими общественными ресурсами для успеха человека и восприятия им собственного социального статуса (Rahal et al., 2020). Плохие отношения с членами семьи ограничивают эмоциональную и социальную компетентность индивида, что выступает фактором риска снижения субъективного социального статуса (Kim, Lee, 2021). Опыт пребывания в роли «оставленных детей» приводит к таким негативным последствиям, как отсутствие уверенности в себе, трудности в общении и отдаление от родителей. Все эти эффекты снижают субъективный социальный статус опрошенных соответствующей категории, что и объясняет полученные результаты исследования.

4. Возможность снова пройти через детство и юность (3,76 против 3,25). Родительский труд - это процесс, в котором его субъект и объект развиваются вместе. В результате не только удается достичь цели развития человеческого капитала, но и обеспечить личностный рост и повышение самооценки субъекта родительского труда (Musick et al., 2016). Однако подавляющее большинство опрошенных с опытом «оставленных детей» в прошлом сегодня отдалены от родителей и субъективно не хотели бы повторить такое детство для своего потомства. Они проецируют свои собственные ожидания на следующее поколение, желая снова пережить ранние годы и юность по-другому.

Таким образом, у субъектов родительского труда, которые были раньше «оставленными детьми», потребность в наблюдении за развитием собственного потомства меньше, чем у тех из опрошенных, кто провел ранние годы рядом с родителями; однако желание снова пройти через детство и юность, изменить социальный статус или компенсировать нереализованные личные амбиции у них выше, чем у субъектов родительского труда, которые не пережили опыт пребывания в роли «оставленных детей». На наш взгляд, это обстоятельство является фактором, который оказывает прямое влияние на процесс воспитания ими своих собственных дочерей или сыновей в плане личного саморазвития и самосовершенствования в роли родителя, мотивируя на активное удовлетворение указанных потребностей.

Список источников:

Багирова А.П., Абилова М.Г. Концептуальные подходы к формированию репродуктивной политики в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9, № 3 (192). С. 2-6.

Шутова Н.В. Социальная эффективность стимулирования родительского труда работников организации: методика оценки и результаты // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 2. С. 186-191.

Lackovic-Grgin K., Zadar. Dozivljaj i praksa roditeljstva u razlicitim zivotnim razdobljima // Drustvena istrazivanja : casopis za opca drustvena pitanja. 2011. Vol. 20, iss. 4. P. 1063-1083. https://doi.Org/10.5559/di.20.4.07 (на хорват. яз.)

Черешова С.В. Мотивы субъекта родительского труда: теоретико-методологический аспект // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 12-1. С. 124-140.

Nomaguchi K.M., Brown S.L. Parental Strains and Rewards Among Mothers: The Role of Education // Journal of Marriage and Family. 2011. Vol. 73, iss. 3. P. 621-636. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2011.00835.x.

Ш&. - ^—ft&EIfiffiMStb^-ffi = Люн Х. Мобильность и пребывание в перспективе жиз-

ненного пути - сравнительный анализ характеристик трудовых мигрантов второго поколения // Исследования народонаселения. 2011. Т. 35, № 4. С. 17-28 (на кит. яз.).

Rahal D., Chiang J.J., Fales M., Fuligni A.J., Haselton M.G., Slavich G.M., Robles T.F. Early Life Stress, Subjective Social Status and Health During Late Adolescence // Psychology & Health. 2020. Vol. 35, iss. 12. P. 1531-1539. https://doi.org/10.1080/08870446.2020.1761977.

Kim J.H., Lee C.S. Social Capital and Subjective Social Status: Heterogeneity within East Asia // Social Indicators Research. 2021. Vol. 154, iss. 3. P. 789-813. https://doi.org/10.1007/s11205-020-02548-9.

Musick K., Meier A., Flood S. How Parents Fare: Mothers' and Fathers' Subjective Well-Being in Time with Children // American Sociological Review. 2016. Vol. 81, iss. 5. Р. 1069-1095. https://doi.org/10.1177/0003122416663917.

References:

Bagirova, A. P. & Abilova, M. G. (2013) Kontseptual'nye podkhody k formirovaniyu reproduktivnoi politiki v Rossiiskoi Fed-eratsii [Conceptual Approaches to the Formation of Reproductive Policy in the Russian Federation]. Natsional'nye interesy: prior-itety i bezopasnost'. 9 (3 (192)), 2-6 (in Russian).

Chereshova, S. V. (2017) The Motivation of the Subject of Parental Labor: Theory and Methodology. Sovremennye issledo-vaniya sotsial'nykh problem. 8 (12-1), 124-140 (in Russian).

Kim, J. H. & Lee, C. S. (2021) Social Capital and Subjective Social Status: Heterogeneity within East Asia. Social Indicators Research. 154 (3), 789-813. Available from: doi:10.1007/s11205-020-02548-9

Lackovic-Grgin, K. & Zadar (2011). Dozivljaj i praksa roditeljstva u razlicitim zivotnim razdobljima. Drustvena istrazivanja : casopis za opca drustvena pitanja. 2011. Vol. 20, iss. 4. P. 1063-1083. Available from: doi:10.5559/di.20.4.07 (in Croatian)

Leung, H. (2011) [Mobility and Staying in the Perspective of the Life Path -Comparative Analysis of the Characteristics of Second-Generation Labor Migrants // [Population studies]. 35 (4), 17-28 (in Chinese)

Musick, K., Meier, A. & Flood, S. (2016) How Parents Fare: Mothers' and Fathers' Subjective Well-Being in Time with Children. American Sociological Review. 2016. 81 (5), 1069-1095. Available from: doi:10.1177/0003122416663917.

Nomaguchi, K. M. & Brown, S. L. (2011 ) Parental Strains and Rewards Among Mothers: The Role of Education. Journal of Marriage and Family. 73 (3), 621-636. Available from: doi:10.1111/j.1741 -3737.2011.00835.x.

Rahal, D., Chiang, J. J., Fales, M., Fuligni, A. J., Haselton, M. G., Slavich, G. M. & Robles, T. F. (2020) Early Life Stress, Subjective Social Status and Health During Late Adolescence. Psychology & Health. 35 (12), 1531-1539. Available from: doi:10.1080/08870446.2020.1761977.

Shutova, N. V. (2021) Methodology for Assessing the Social Effectiveness of Stimulating Parental Work of Employees of the Organization. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. (2), 186-191 (in Russian).

Информация об авторе Янь Доудоу - аспирант кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1118926.

Information about the author Yan Doudou - PhD student of the Department of Sociology and Technologies of State and Municipal Management of Institute of Economics and Management of Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1118926.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.