Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ» 70-80-Х ГОДОВ КИТАЯ: ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА'

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ» 70-80-Х ГОДОВ КИТАЯ: ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / СУБЪЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА / ОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА / КНР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Янь Доудоу

В статье исследуются выросшие «оставленные дети», ставшие родителями. Цель статьи - анализ статистических различий в представлениях о результатах родительского труда в двух группах родителей - тех, которые имеют опыт пребывания в роли оставленных детей, и тех, которые не имеют такого опыта. Анализируются данные, собранные в ходе опроса родителей, проведенного в Китае в 2021 г. Используются разнообразные статистические методы - дескриптивная статистика, тесты на выявление значимости различий между группами, корреляционный анализ. Результаты исследования таковы: 1. независимо от наличия или отсутствия опыта пребывания в статусе оставленных детей, у родителей как субъектов родительского труда не обнаружено значимых различий в представлениях, составляющих ядро результатов родительского труда (физическое и психическое здоровье, безопасность), а также в ранжировании академической успеваемости как потенциального результата родительского труда. В то же время, различия в представлениях двух категорий субъектов родительского труда связаны с иерархией представлений внутри ядра; 2. независимо от того, были ли опрошенные раньше оставленными детьми или не были таковыми, чем ниже уровень образования, тем более значимым результатом родительского труда представляется академическая успеваемость. Кроме того, более высокий уровень образования респондентов-родителей, имевших опыт пребывания среди оставленных детей, предопределяет более высокую значимость таких результатов родительского труда, как хорошие привычки, сформированный характер, безопасность, физическое и психическое здоровье, навык межличностного общения своих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL RELATIONSHIPS IN THE SOCIAL GROUP OF “ABANDONED CHILDREN” IN CHINA IN THE 1970S AND 1980S: SUMMARIZING THE RESULTS OF A COMPARATIVE ANALYSIS

The article examines the grown up “left behind children” who have become parents. The purpose of the article is to analyze statistical differences in the perceptions of the results of parenting in two groups of parents - those who have experience of being left behind children, and those who do not have such experience. The data collected during the survey of parents conducted in China in 2021 is analyzed. A variety of statistical methods are used - descriptive statistics, tests to identify the significance of differences between groups, correlation analysis. The results of the study are as follows: 1. Regardless of the presence or absence of experience of being in the status of left behind children, parents as subjects of parental labor did not find significant differences in the perceptions that make up the core of the results of parental labor (physical and mental health, safety), as well as in the ranking of academic performance as a potential result of parental labor. At the same time, differences in the representations of the two categories of subjects of parental labor are related to the hierarchy of representations within the core; 2. Regardless of whether the respondents were previously left behind children or were not, the lower the level of education, the more significant the result of parental labor is academic performance. In addition, a higher level of education of respondents-parents who had experience of being among left behind children predetermines a higher significance of such results of parental labor as good habits, formed character, safety, physical and mental health, interpersonal communication skills of their children.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ» 70-80-Х ГОДОВ КИТАЯ: ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА»

Родительские отношения в социальной группе «оставленных детей» 70-80-х годов Китая: обобщение результатов сопоставительного анализа

Янь Доудоу,

аспирант кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: yandoudoulinweiei@yandex.ru

В статье исследуются выросшие «оставленные дети», ставшие родителями. Цель статьи - анализ статистических различий в представлениях о результатах родительского труда в двух группах родителей - тех, которые имеют опыт пребывания в роли оставленных детей, и тех, которые не имеют такого опыта. Анализируются данные, собранные в ходе опроса родителей, проведенного в Китае в 2021 г. Используются разнообразные статистические методы - дескриптивная статистика, тесты на выявление значимости различий между группами, корреляционный анализ. Результаты исследования таковы: 1. независимо от наличия или отсутствия опыта пребывания в статусе оставленных детей, у родителей как субъектов родительского труда не обнаружено значимых различий в представлениях, составляющих ядро результатов родительского труда (физическое и психическое здоровье, безопасность), а также в ранжировании академической успеваемости как потенциального результата родительского труда. В то же время, различия в представлениях двух категорий субъектов родительского труда связаны с иерархией представлений внутри ядра; 2. независимо от того, были ли опрошенные раньше оставленными детьми или не были таковыми, чем ниже уровень образования, тем более значимым результатом родительского труда представляется академическая успеваемость. Кроме того, более высокий уровень образования респондентов-родителей, имевших опыт пребывания среди оставленных детей, предопределяет более высокую значимость таких результатов родительского труда, как хорошие привычки, сформированный характер, безопасность, физическое и психическое здоровье, навык межличностного общения своих детей.

Ключевые слова: родительский труд, субъект родительского труда, оставленные дети, представления о результатах родительского труда, КНР.

Введение

После реформы и открытия Китая, случившихся в 70-80-х гг. XX века, произошла историческая массовая миграция населения - в основном это было связано с мобильностью избыточной рабочей силы из сельской местности в города. В стране возникла группа людей с особым жизненным опытом - опытом пребывания в роли оставленных детей. Это - группа так называемых «оставленных детей» - детей, оставленных родителями, уехавшими работать из сел в города, на воспитание другим родственникам, друзьям. Возраст таких детей «снизу» начинается от самого рождения, а «сверху» ограничивается шестнадцатью годами [5]. Дети с опытом пребывания в роли оставленных - особенное для Китая социально-экономическое явление, возникшее в результате изменения структуры населения и разрыва между городскими и сельскими районами, а также миграции рабочей силы (их родителей) из сельских районов. Сельские дети не могли мигрировать со своими родителями, что приводило к тому, что дети оставались под длительным присмотром прародителей, родственников или друзей.

Этот масштабный китайский феномен привлекает внимание ученых всего мира. Так, например, много исследований было посвящено изучению отдельных аспектов образования и здоровья оставленных детей (см., например, [Ду-ан, Ян 2008; Фань, Го 2014; Дин, Сюй 2018; Alan, Mu 2011]). В последние же годы китайские ученые стали обращать внимание на уже выросших оставленных детей, исследуя влияние пережитого ими в прошлом опыта на их поведение в разные сферах жизнедеятельности (например, влияние опыта пребывания в роли оставленных детей на модели работы [Се 2015], качество заня-

156

тости [Тан, Се 2019], развитие карьеры [Лу 2014], социальные трудности [Лю, Сюй 2020] и практику воспитания детей [Лю, Ву 2019] и т.д.). Однако, среди всего этого многообразия исследований нынешним семьям выросших оставленных детей уделяется не так много внимания.

Согласно одному из китайских исследований, в котором была обнаружена взаимосвязь между наличием опытом пребывания в статусе оставленных детей, нынешним экономическим доходом и профессиональной деятельностью, в масштабах страны феномен оставленных детей способствует «преодолению старения населения, содействует трансформации «демографического дивиденда» в «дивиденд талантов» и сокращению разрыва между богатыми и бедными» [13, с. 104]. Мы предположили, что влияние феномена оставленных детей на старение населения и стимулирование демографического дивиденда может быть связано не только с профессиональной деятельностью людей, но и с их родительским трудом, под которым мы понимаем деятельность, направленную на уход за детьми, их развитие, соответствующую признакам трудовой деятельности - целесообразность, энергозатратность, легитимность, востребованность и др. [1; 16; 17].

Таким образом, мы изучаем уже выросших оставленных детей, которые сами стали субъектами родительского труда. Цель нашего исследования состоит в сравнительном анализе представлений о результатах родительского труда у двух типов его субъектов - с опытом пребывании в статусе оставленных детей и без такого опыта.

Данные и методы

Исследование выросших оставленных детей как субъектов родительского труда основано на данных опроса родителей, проживающих в Сычуани, Китай (п=637), проведенного в 2021 г. Для изучения специфики представлений о результатах родительского труда респондентам

двух категорий (с опытом пребывания среди оставленных детей и без опыта) было предложено оценить степень значимости различных потенциальных результатов труда по шкале от 1 до 5 (где 1 - наименее значимый, 5 - наиболее значимый результат).

Потенциальные результаты труда замерялись с помощью 10 переменных: П1 - Качество жизни, П2 - Хорошие привычки, П3 - Формирование характера, П4 - Безопасность, П5 - Физическое здоровье, П6 - Психическое здоровье, П7 - Академическая успеваемость, П8 - Способность детей к обучению, П9 - Навык межличностного общения детей, П10 - Способность разрешений трудностей.

Для оценки различий в представлениях о результатах родительского труда у двух типов субъектов родительского труда был использован непараметрический U-тест Манна-Уитни (IBM SPSS26.0). Для исследования возможной связи между представлениями о результатах родительского труда у двух типов субъектов родительского труда с демографическими переменными мы использовали корреляционный анализ (коэффициент Крамера и таблицы сопряженности).

Результаты

Результаты оценивания представлений о результатах родительского труда у двух типов опрошенных с помощью U-теста Манна-Уитни приведены в таблице 1. Из нее видно, что существенная разница в представлениях отсутствует лишь в двух случаях - в отношении таких результатов родительского труда, как способность детей к обучению и навыки межличностного общения детей. Следовательно, независимо от того, являются ли респонденты субъектами родительского труда с опытом пребывания в роли оставленных детей или нет, это не влияет на их заботу о развитии навыков межличностного общения своих детей и их способности к обучению. Представления обо всех остальных результатах труда существенно отличаются.

157

Таблица 1. Оценка представлений о результатах родительского труда у двух типов его субъектов (U-тест Манна-Уитни)

Перемен-ные U Манна-Уитни W Вил-коксона Z Асимп. Знач. (двухсторонняя)

П1 37822 59143 -3.123 0.002

П2 38034.5 131130.5 -3.146 0.002

П3 38350.5 131446.5 -2.996 0.003

П4 30491.5 123587.5 -7.528 0

П5 28604.5 121700.5 -8.372 0

П6 31271 124367 -6.948 0

П7 35202 56523 -4.355 0

П8 42864.5 64185.5 -0.743 0.458

П9 43922 137018 -0.23 0.818

П10 39340.5 132436.5 -2.492 0.013

Источник: составлено автором

Практикуемое в Китае образование, ориентированное на тестирование, при-

вело к тому, что большинство родителей придерживаются старой концепции, согласно которой они придают большое значение оценкам своих детей [22]. «... Поскольку родители уделяют слишком много внимания успеваемости своих детей, это серьезно сказывается на их физическом и психическом здоровье» [2, с. 105]. Однако, в связи с постепенным реформированием системы образования Китая эта концепция в определенной степени изменилась, результаты, приведенные в таблице 2, косвенно подтверждают, что независимо от того, к какому типу родителей принадлежат респонденты, академической успеваемости из всех результатов родительского труда приписывается самый последний ранг. В то же время, ядро представлений о результатах родительского труда (три самых значимы результата) одинаковы и не связаны с опытом пребывания в статусе оставленных детей -это физическое здоровье, психическое здоровье и безопасность ребенка.

Таблица 2. Описательная статистика различий в представлениях о результатах родительского труда у двух типов его субъектов

Пере- Тип респондентов-родителей

менные имеют опыт пребывания в статусе оставленных детей не имеют опыта пребывания в статусе оставленных детей

ранг Среднее Медиана Мода Стандартное отклонение ранг Среднее Медиана Мода Стандартное отклонение

П4 1 4.22 5 5 1.09 2 4.76 5 5 0.71

П6 2 4.18 5 5 1.09 3 4.73 5 5 0.64

П5 3 4.10 5 5 1.2 1 4.78 5 5 0.62

П3 4 4.01 4 5 1.18 4 4.33 5 5 0.88

П2 5 3.98 4 5 1.19 5 4.31 5 5 0.91

П10 6 3.97 4 5 1.19 6 4.29 4 5 0.82

П1 7 3.71 4 5 1.25 7 3.42 3 2 1.17

П7 8 3.62 4 4 1.26 8 3.20 3 2 1.16

Источник: составлено автором

В то же время, данные таблицы 2 показывают, что существуют различия между типами субъектов родительского труда по ранжированию трех самых

главных представлений о результатах этого вида труда. Во-первых, первое место у респондентов, которые были оставленными детьми, занимает безо-

1SS

пасность. Это может быть связано с отмечавшимся другими исследователями относительно высоким числом несчастных случаев с оставленными детьми в Китае [21]. Такой опыт заставляет респондентов, имевших опыт пребывания в роли оставленных детей, придавать наибольшее значение этому результату родительского труда. Во-вторых, второе место среди результатов родительского труда у респондентов, которые были раньше оставленными детьми, занимает психическое здоровье. Это также может быть следствием негативного влияния на этих респондентов опыта пребывания в роли оставленных детей. Согласно исследованиям, отсутствие родителей может привести к ухудшению психического здоровья детей [24], отдалению отношений детей с родителями [20] и др. В-третьих, респонденты, имеющие опыт пребывании в роли оставленных детей, больше значения придают физическому здоровью. Это можно объяснить тем, что опыт пребывания в роли оставленных детей может влиять на физическое здоровье ребёнка (например, его недостаточный вес, высокий риск недоедания, задержку в развитии или чрезмерное ожирение [23]). Мы считаем, что эти негативные следствия опыта пребывания в статусе оставленных детей заставили их более серьезно относиться к этим аспектам в отношении собственных детей и сформировали их представления о результатах родительского труда.

Мы обнаружили, что респонденты, которые были раньше оставленными детьми, придают более высокое значение академической успеваемости своих детей, в сравнении с теми, кто не были раньше оставленными детьми (3.62> 3.20). Это, на наш взгляд, можно объяснить распространенным среди сельских семей представлением о том, что получение знаний (результативность которого оценивается через академическую успеваемость) является единственным механизмом более высоких доходов в будущем. Однако, уровень образования субъектов родительского труда в сельской местности в Китае

(особенно если они имеют опыт пребывания в роли оставленных детей), как правило, ниже, чем у субъектов родительского труда без такого опыта [18], что на данных нашего исследования подтверждает рисунок 1. Действие всех этих факторов приводит к тому, что субъекты родительского труда с опытом пребывания в роли оставленных детей уделяют больше внимания академической успеваемости своих детей.

Колледж Старшая средняя школа Младшая средняя школа

Начальная школа

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 не имеют опыта пребывания в статусе оставленных детей. % ■ имеют опыт пребывания в статусе оставленных детей. %

Рис. 1. Распределение двух типов респондентов по уровню образования

Источник: составлено автором

С помощью корреляционного анализа мы исследовали возможную связь между представлениями о результатах родительского труда у его субъектов и уровнем образования в каждой группе респондентов (таблица 3).

Результаты, представленные в таблице 3, показывают, что независимо от того, были ли опрошенные раньше оставленными детьми или не были таковыми, чем ниже уровень образования, тем большую значимость придают респонденты академической успеваемости. Данные таблицы 3 показывают, что для респондентов, имевших опыт пребывания среди оставленных детей, отсутствует связь между уровнем образования и представлениями о результатах родительского труда лишь в одном случае - в отношении качества жизни как потенциального результата труда. Данные показывают, что с повышением уровня образования респондентов растет значимость хороших привычек, формирования характера, безопасности, физического и психического здоровья, навыков межличностного общения своих детей как потенциальных резуль-

159

татов родительского труда. Это может быть связано с тем, что, на наш взгляд, с повышением уровня образования респонденты, которые были раньше оставленными детьми, уделяют больше

внимания развитию всесторонней грамотности детей, особенно той грамотности, которой им, возможно, не хватало в прошлом и стало следствием пребывания в статусе оставленных детей.

Таблица 3. Связь между представлениями о результатах родительского труда и уровнем образования у двух типов респондентов-родителей

Переменные Тип респондентов-родителей

имеют опыт пребывания в статусе оставленных детей не имеют опыта пребывания в статусе оставленных детей

Коэффициент корреляции Спирмена Знач. Коэффициент корреляции Спирмена Знач.

П1 -0.049 0.307 0.072 0.303

П2 .167** 0.000 0.074 0.291

П3 .270** 0.000 0.042 0.547

П4 .395** 0.000 0.091 0.195

П5 .352** 0.000 0.055 0.433

П6 .298** 0.000 0.099 0.155

П7 -.132** 0.006 -.156* 0.025

П10 .169** 0.000 -0.031 0.661

Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя), Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Источник: составлено автором

Заключение

Основные выводы нашего исследования состоят в следующем.

1. Независимо от наличия или отсутствия опыта пребывания в статусе оставленных детей, у родителей как субъектов родительского труда выявлено наличие ядра представлений о результатах родительского труда, включающего физическое и психическое здоровье ребенка, а также его безопасность. Однако, существуют различия в иерархии этих трех главных результатов и значимости академической успеваемости.

2. У субъектов родительского труда, которые были раньше оставленными детьми, на первом месте среди всех результатов родительского труда стоит безопасность жизни; важность академической успеваемости заметно выше, чем у субъектов родительского труда, не имеющих

опыта пребывания в статусе оставленных детей. 3. Независимо от того, были ли опрошенные раньше оставленными детьми или не были таковыми, чем ниже уровень образования респондентов, тем больше значимости придается академической успеваемости детей как потенциальному результату родительского труда. Кроме того, чем выше уровень образования респондентов, имевших опыт пребывания среди оставленных детей, тем более высокая значимость придается хорошим привычкам, формированию характера, безопасности, физическому и психическому здоровью, навыком межличностного общения своих детей как потенциальным результатам родительского труда. Полученные результаты расширяют представление о специфике родительского труда китайцев, имеющих опыт

160

пребывания в статусе оставленных де- 7. тей. Учитывая масштабность и локали-зованность этого явления в Китае, результаты исследования могут быть использованы для совершенствования семейной и демографической политики регионов, где феномен оставленных детей в 70-80-е гг. XX века был распро- 8. странен наиболее сильно.

Литература

1. Ворошилова. А.И. Человеческий капитал как результат родительского труда: опыт социологического осмысления // Вестник тюменского государственного университета. 9. социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1 № 4.

С. 32-43.

2. Джо А., Чжан С. Что важнее для детей, знания или физическое и психическое здоровье // Педагогическая теория и практика. 2008.Т. 28.

С. 105-106. [На китайском языке] .

3. Дин Ц., Сюй Н. Влияние трудовой миграции родителей на здоровье и образование оставленных детей // Исследования населения.2018.

Т. 42. № 1 С. 76-89. [На китайском ц языке]

4. Дуан Ч., Ян К Исследование оставленных детей в сельской местности страны // Исследования населения. 2008. Т. 32. № 3. С. 15-25. [На китайском языке]

5. Заключение Государственного со- 12 вета по усилению ухода и защиты оставленных детей в сельской местности // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. gov.cn/zhengce/content/2016-02/14/ content_5041066.htm (дата обращения: 04.05.2022). [На китайском языке] 13.

6. Лу Л. От «оставленных детей» к «новому поколению трудовых мигрантов» - Исследование прекращения школьного обучения и его влияния на сельских детей старшего школьного возраста // Исследование населения. 2014. Т. 38. № 1. 14. С. 37-50. [На китайском языке]

161

Лю Л., Ву Л. Исследование влияния «опыта пребывании в статусе оставленных детей» на родительский выбор «трудовых мигрантов нового поколения» // Обучение и исследование. 2019. № 3(284). С. 28-34. [На китайском языке] Лю Ч., Сюй Ф. Опыт пребывании в статусе оставленных детей и социальные трудности - эмпирический анализ на примере трудовых мигрантов нового поколения // Исследования социального развития. 2020. № 3. С. 61-78. [На китайском языке]

Се Д. Влияние опыта пребывании в роли оставленных детей на рабочий процесс трудящихся-мигрантов нового поколения - эмпирический тест на основе данных Пекина в 2015. // Южное население.2016.Т.31.№ 3.С.1-9. [На китайском языке] Тан Н., Се Ю. Влияние опыта пребывании в роли оставленных детей на качество занятости работников // Сельская экономика Китая. 2019. № 12. С. 48-64. [На китайском языке]

Фань С., Го Ц. Обзор и размышления об образовании оставленных детей в сельской местности // Журнал Китайского сельскохозяйственного университета (социологическое издание). 2015. Т. 32. № 1.С. 55-64. [На китайском языке] Хань Б., Ван Ш., Чжан Ц. Отсутствие родителей и развитие детей - Как опыт пребывании в статусе оставленных детей влияет на заработок взрослых? // Исследование социального развития. 2021. № 8 (04). С. 103-122. [На китайском языке]

Шутова Н.В. Потенциальное влияние родительского труда на социально-демографическую профессиональную структуры российского общества // Экономика, социология и право.2016. № 11. С. 8587.

Южакова Э. В., Багирова А.П. Формирование человеческого и соци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ального капитала в ходе родительского труда: сходства и различия процесса, затрат и результатов // Социальное пространство. 2019. № 4 С(21).1-9.

15. Ян Д., Ян Я., Хуан Я. Синяя книга по образованию: Отчет о развитии образования в Китае (2015 г.) // Научно-исследовательский институт образования 21 века. 2015. 318с. [На китайском языке]

16. Alan D. B., Mu R. Migration and the overweight and underweight status of children in rural China // Food Policy. 2011. Vol.36(1), P. 88-100. DOI. org /10.1016/j.foodpol.2010.08.001.

17. Antia K., Boucsein J., Deckert A., Dambach P., Racaite J., Surkiene G., Jaenisch T., Horstick O., Winkler V. Effects of International Labour Migration on the Mental Health and Well-Being of Left-Behind Children: A Systematic Literature Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; Т. 17(12). P. 1-17. D0I:10.3390/ ijerph17124335.

18. Gu Xiaorong. 'Save the children!': Governing left-behind children through family in China's Great Migration // Current sociology. 2021. P. 1-26. DOI: 10.1177/0011392120985874.

19. Li H., Yeung W.J. Academic Resilience in Rural Chinese Children: Individual and Contextual Influences // Social indicators research. 2019. Vol. 145. P. 703-717. DOI: 10.1007/ s11205-017-1757-3.

20. Wu Y., Guo Z. An analysis of the nutritional status of left-behind children in rural China and the impact mechanisms of child malnutrition // Children and Youth Services Review. 2020. № 119. P. 1-9. DOI: 10.1016/j. childyouth.2020.105598.

21. Zhang H., Behrman J.R., Fan C.S., Wei X., Zhang J. Does Parental Absence Reduce Cognitive Achievements? Evidence from Rural China // Journal of Development Economics. 2014. № 111. P. 181-195. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2014.09.004.

PARENTAL RELATIONSHIPS IN THE SOCIAL GROUP OF "ABANDONED CHILDREN" IN CHINA IN THE 1970S AND 1980S: SUMMARIZING THE RESULTS OF A COMPARATIVE ANALYSIS

Yan D

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

The article examines the grown up "left behind children" who have become parents. The purpose of the article is to analyze statistical differences in the perceptions of the results of parenting in two groups of parents - those who have experience of being left behind children, and those who do not have such experience. The data collected during the survey of parents conducted in China in 2021 is analyzed. A variety of statistical methods are used - descriptive statistics, tests to identify the significance of differences between groups, correlation analysis. The results of the study are as follows: 1. Regardless of the presence or absence of experience of being in the status of left behind children, parents as subjects of parental labor did not find significant differences in the perceptions that make up the core of the results of parental labor (physical and mental health, safety), as well as in the ranking of academic performance as a potential result of parental labor. At the same time, differences in the representations of the two categories of subjects of parental labor are related to the hierarchy of representations within the core; 2. Regardless of whether the respondents were previously left behind children or were not, the lower the level of education, the more significant the result of parental labor is academic performance. In addition, a higher level of education of respondents-parents who had experience of being among left behind children predetermines a higher significance of such results of parental labor as good habits, formed character, safety, physical and mental health, interpersonal communication skills of their children.

Keywords: parental labor, subject of parental labor, left behind children, perceptions of the results of parental labor, China.

Reference

1. Voroshilov. AI Human capital as a result of parental labor: the experience of sociological understanding // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research. 2015. Vol.1 No. 4. pp.32-43.

162

2. Joe A., Zhang S. What is more important for children, knowledge or physical and mental health // Pedagogical theory and practice. 2008. Vol. 28, pp. 105-106. [in Chinese]

3. Ding Q., Xu N. The impact of labor migration of parents on the health and education of left behind children. [in Chinese]

4. Duan Ch., Yang K. Study of left behind children in rural areas of the country // Population research. 2008. Vol.32. No. 3. pp.1525. [in Chinese]

5. Conclusion of the State Council on strengthening the care and protection of left behind children in rural areas // [Electronic resource]. - Access mode: http://www. gov.cn/zhengce/content/2016-02/14/con-tent_5041066.htm (accessed: 05/04/2022). [in Chinese]

6. Lou L. From "left behind children" to "a new generation of labor migrants" - Study of school dropout and its impact on rural children of senior school age // Population research. 2014. Vol. 38. No. 1. pp. 37-50. [in Chinese]

7. Liu L., Wu L. Research on the influence of "experience of being left behind" on the parental choice of "new generation labor migrants" // Training and Research. 2019. No. 3(284). pp.28-34. [in Chinese]

8. Liu Ch., Xu F. The experience of being in the status of left behind children and social difficulties - an empirical analysis on the example of new generation labor migrants // Studies of social development. 2020. No. 3. pp. 61-78. [in Chinese]

9. Xie D. The impact of the experience of being left behind on the workflow of new generation migrant workers - an empirical test based on data from Beijing in 2015. // Southern Population.2016. Vol.31. No. 3. pp.1-9. [in Chinese]

10. Tan N., Xie Yu. Influence of the experience of being in the role of left behind children on the quality of employment of workers // Rural Economy of China. 2019. No. 12. pp.4864. [in Chinese]

11. Fan S., Guo Q. Review and reflections on the education of left behind children in rural areas // Journal of China Agricultural University (sociological edition). 2015. V. 32. No. 1. S. 55-64. [in Chinese]

12. Han B, Wang X, Zhang Q. Parental Absence and Child Development - How does the experience of being left behind affect

adults' earnings? // Research of social development. 2021. No. 8 (04). pp.103-122. [in Chinese]

13. Shutova N.V. Potential impact of parental labor on the socio-demographic professional structure of the Russian society // Economics, sociology and law. 2016. No. 11. pp.85-87.

14. Yuzhakova E. V., Bagirova A.P. Formation of human and social capital in the course of parental labor: similarities and differences in the process, costs and results // Social space. 2019. No. 4 (21). pp. 1-9.

15. Yang D., Yang Y., Huang Y. The blue book on education: A report on the development of education in China (2015) // Research Institute of Education for the 21st Century. 2015. 318p. [in Chinese]

16. Alan D. B., Mu R. Migration and the overweight and underweight status of children in rural China // Food Policy. 2011. Vol.36(1), pp. 88-100. D0I.org/10.1016/j. foodpol.2010.08.001.

17. Antia K., Boucsein J., Deckert A., Dambach P., Racaite J., Surkiene G., Jaenisch T., Horstick O., Winkler V. Effects of International Labor Migration on the Mental Health and Well-Being of Left-Behind Children: A Systematic Literature Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(12). pp.1-17. D0I:10.3390/ijerph17124335.

18. Gu Xiaorong. 'Save the children!': Governing left-behind children through family in China's Great Migration // Current sociology. 2021. pp.1-26. DOI: 10.1177/0011392120985874.

19. Li H., Yeung W.J. Academic Resilience in Rural Chinese Children: Individual and Contextual Influences // Social indicators research. 2019 Vol. 145. pp.703-717. DOI: 10.1007/s11205-017-1757-3.

20. Wu Y., Guo Z. An analysis of the nutritional status of left-behind children in rural China and the impact mechanisms of child malnutrition // Children and Youth Services Review. 2020. No. 119. pp.1-9. DOI: 10.1016/j. childyouth.2020.105598.

21. Zhang H., Behrman J.R., Fan C.S., Wei X., Zhang J. Does Parental Absence Reduce Cognitive Achievements? Evidence from Rural China // Journal of Development Economics. 2014. No. 111. pp.181-195. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2014.09.004.

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.