Научная статья на тему 'Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе'

Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1202
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА / САМООЦЕНКА / СТАТУС / ГРУППА / ФАКТОРЫ / CHILDREN / PARENTS / PARENT EVALUATION / SELF-ESTEEM / STATUS / GROUP / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тодорова Марияна Станчева

В статье изучается влияние родительской оценки и самооценки как факторов, определяющих статус детей в группе. С этой целью было проведено исследование среди детей 6-7-летнего возраста и их родителей. В работе использовались методы наблюдения, беседы, социометрии, а также модифицированный тест Хейра для измерения самооценки детей. Результаты показывают существование статистически значимой корреляционной связи между родительской оценкой и самооценкой, т.е. факторами которые имеют ощутимое воздействие на детей в группе. Доказано, что самооценка в исключительной степени определяет социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста, является регулятором его поведения и действий, представляет основу формирования самостоятельности, уверенности в себе, которая является предпосылкой и условием для успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности. По результатам исследования делается вывод, что родители должны быть менее критичными во время общения с детьми и более убедительно поощрять их межличностные взаимоотношения и социальную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-esteem as a factor sociometric status of children in the group

The paper examines the impact of parental evaluation and self-evaluation as determinants of the status of children in the group. To this end, a study was conducted among children aged 6-7 and their parents. We used methods of observation,interviews,sociometry,and modified test Hara to measure the self-esteem of children. The results show the existence of statistically significant correlations between parent assessment and self-assessment, i.e. factors which have a major impact on the children in the group. It is proved that self-esteem in the sole determinant of social adaptation of the child of preschool age, is a regulator of its behavior and actions, is the b asis of formation of independence, self-confidence, which is a prerequisite and condition for success in training and future careers. As a result study the conclusion that parents should be less critical while interacting with children and more convincing to encourage their interpersonal relationshi ps and social competence.

Текст научной работы на тему «Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе»

-•т

М. С. Тодорова

Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе

В статье изучается влияние родительской оценки и самооценки как факторов, определяющих статус детей в группе. С этой целью было проведено исследование среди детей 6-7-летнего возраста и их родителей.

В работе использовались методы наблюдения, беседы, социометрии, а также модифицированный тест Хейра для измерения самооценки детей.

Результаты показывают существование статистически значимой корреляционной связи между родительской оценкой и самооценкой , т.е. факторами которые имеют ощутимое воздействие на детей в группе.

Доказано, что самооценка в исключительной степени определяет социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста, является регулятором его поведения и действий , представляет основу формирования самостоятельности , уверенности в себе , которая является предпосылкой и условием для успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности.

По результатам исследования делается вывод, что родители должны быть менее критичными во время общения с детьми и более убедительно поощрять их межличностные взаимоотношения и социальную компетентность.

Self-esteem as a factor sociometric status of children in the group

The paper examines the impact of parental evaluation and self-evaluation as determinants of the status of children in the group. To this end, a study was conducted among children aged 6-7 and their parents.

We used methods of observation,interviews,sociometry,and modified test Hara to measure the self-esteem of children.

The results show the existence of statistically significant correlations between parent assessment and self-assessment, i.e. factors which have a major impact on the children in the group.

It is proved that self-esteem in the sole determinant of social adaptation of the child of preschool age,is a regulator of its behavior and actions,is the basis of formation of independence,self-confidence, which is a prerequisite and condition for success in training and future careers.

As a result study the conclusion that parents should be less critical while interacting with children and more convincing to encourage their interpersonal relationships and social competence.

Keywords: children, parents, parent evaluation, self-esteem, status, group, factors

лючевая характеристика человека, обсуждаемая перманентно и повседневно, и, определяющая его образ, является самооценкой. Она соответствует и ¡Показывает его представление о себе согласно Шувству собственной ценности, т.е. степени -нравлюсь себе или не нравлюсь, удовлетворен ■ДИЙй или не удовлетворен. Целостное личное

эмоционально-оценочное отношение - гобщая самооценка", строится благодаря определенному имплицитному когнитивному процессу, который требует обобщения оценок, поставленных индивидом за свои отдельные характеристики, умения и проявления.

Центральное место занимает идея БФшВкиннераШйтом, гйтд^ источником и меха-

нй1м©мтясаиЬбЦенкя являегея^тоциалвное вЗ-а—51 имрдействие [14]. Самооценка интегративное образование, строго специфическое, которое непрерывно варьирует и усовершенствуется.

Позиция самооценки в структуре детской личности является ведущей. Она непосредственно связана с формулированием и структурированием ее жизненных целей. Это определяет и значимость субъективно интерпретированной обратной связи, которую в этом возрасте получают в основном от родителей и которая является первостепенным источником данных и формирования самооценки. С другой стороны, непосредственные взаимоотношения между членами группы предоставляют ребенку обратную связь, которая является ключевым фактором для его самооценки [3]. Детская группа это самая важная социальная группа, которая оказывает влияние на формирование собственной оценки. Это своеобразная социально-психологическая реальность, которая обладает персональной спецификой. Это обусловлено не столько возрастными ограничениями включения в ее состав, а содержанием детской субкультуры и важной ролью сверстников для социализации ребенка. В группе сверстников ребенок должен доказать, что он стоит на уровне не ниже уровня всех остальных, заслужить их уважение, проявляя максимальную активность. Группа является исключительно важной в процессе решения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием. Согласно И.С.Кону включение в группу сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, предоставляя ему новые роли и критерии самооценки [9]. К сожалению, не всегда поступки ребенка оцениваются оптимально, многие его достижения остаются скрытыми и соответственно недооцененными группой.

Детство является стартовым этапом продуцирования самооценки. Представление о себе и способ, благодаря которому ребенок взаимодействует с окружающими, строятся на основе их отношения к нему. На уверенность или неуверенность в себе в большей степени оказывает влияние оценка социума. Этот возраст является особенно сенситивным в процессе формирования позитивной самооценки, это обуславливается тем фактом, что на этом этапе детского развития представление о себе характеризуется пластичностью и возможностью качественных изменений. С другой стороны, эмоции это главный стимул для действия и выражения собственного ответа на любую проблему [7]. Эмоциональный интеллект, который визирует способность или отсутствие способности идентифицировать собственные эмоции и эмоции других в конкретных мыслях, чувствах и словах [11] играет большую роль в создании самооценки. Еще Л.Н.Толстой и его сторонники однозначно утверждают, что эстетическое чувство,

которое имеет объединяющий характер, ведет к преодолению социальных, национальных и личностных противоречий [10].

Особенности развития личности в возрасте

6-ти - 7-ми лет являются благоприятной осня! вой для позитивного воздействия со стороны семьи и сверстников, так как в этот период ребенок проявляет стремление к положительной самооценке и признанию, как со стороны взрослых, так и со стороны детей в группе. Сравнение его с другими представляет критерий оценки собственного поведения и стоит в основе формирования соответственной самооценки [6]. Родители и сверстники оказывают исключительно сильное влияние на развитие ребенка, прежде всего на основании стимулов, моделей поведения, сравнения, обеспечения возможностей для познавательной деятельности. Поддержка осуществляется в форме внимания и одобрения его поступков. Согласно А.И.Липкиной, самооценка это фактор, определяющий не только академическую успеваемость, но она является основным предиктором места ребенка в группе

[5].

Целью настоящего исследования является! изучение представлений родителей о самооценке детей, как детерминанта их статуса среди сверстников в группе.

Для ее реализации поставлены следующие задачи:

1. Определение самооценки детей в характерных для них сферах общения и деятельности.

2. Выяснение оценки родителей относительно самооценки ребенка в специфических областях общения и деятельности.

3. Измерение социометрического статуса ребенка в группе.

Использован следующий инструментарий:

- тест Хейра об измерении самооценки детей и модифицирован для родителей таким образом, чтобы выяснить их мнение о самочувствии своих детей;

- социометрическое исследование [2], [4];

- наблюдения и беседы с детьми, родителями и педагогами.

Исследование проведено среди детей 6 и

7-летнего возраста и их родителей. Часть из них посещают разные детские сады на территории г. Бургаса, а остальные - детские заведения в сельских районах. Исследование охватывает период- ноябрь 2012 г. - апрель 2013 г. и является частью большого комплексного исследования, связанного с проблемами формирования реалистичной самооценки у детей дошкольного возраста, как очень значимого и определяющего фактора, гарантирующего хорошую успеваемость в школе и успешную будущую реализацию.

После селекции правильно заполненных вопросников, объектом внимания стали 200 пар-ребенок - родитель. Из них девочек 103, а ШДЙ-В

pnojournal.wordpress.com Q5

Пиков - " УТ. Возраст:" 7-"летних" - 136 д!Пи' "и 6 - летних - 64 ребенка.

Соотношение между самооценкой детей и оценкой родителей следующее (см. табл.1):

В данном случае самооценка детей измерена согласно требованиям теста - путем сбора ответов по трем субшкалам специфических областей общения и деятельности, а степени формировались, используя среднюю неизмеренную величину и средне - квадратичное отклонение для исследуемой группы. По тем же вопросам родители высказали свое мнение о детях. Оформлена и четвертая субшкала об измерении общей самооценки и оценки родителей.

Таблица 2 - Оценка родителей

Полученные результаты от детей и их родителей тождественны в процентном отношении. Зарегистрированы относительно незначительные различия, как например, низкая самооценка в детском саду характерна приблизительно для 19% детей, но показана около 13% у родителей. Известные различия есть в самооценке среди сверстников, что на 3% выше, чем считают родители. Детей, которые имеют высокое самочувствие в своей семье, в три раза больше, чем указали родители, т.е. оформилось мнение родителей, что дети не чувствуют себя комфортно в рамках семьи, но в то же время детские ответы указывают обратное.

Корреляционный анализ разных аспектов самооценки детей и оценки родителей показал сильную зависимость между отдельными вели-шинами (см. табл.3):

Значительный интерес представляет отсутствие корреляции относительно самооценки и юценки ребенка в семейной среде (см. табл. 3). Выяснилось, что самочувствие ребенка в семье

Таблица 3 - Корреляции между самооценкой детей и оценкой родителей

N=140 р < 0.05 оценка -сверстники оценка -семья оценка -группа общая оценка

самооценка - сверстники 0.37 0.18 0.23

самооценка - семья

самооценка - группа 0.17 0.27 0.23

общая самооценка 0.24 0.29 0.22

не связано с остальными аспектами его самооценки, а также и с оценкой родителей. Это объясняется тем фактом, что семейная среда рассматривается и детьми, и родителями как нечто само собой разумеющееся, как территория, в которой статус чаще всего уже утвержден и внимание и стремление направлены на взаимодействие с внешней социальной средой, чьи самые важные агенты это сверстники и детское заведение в целом. Популярность среди сверстников является очень важным звеном в процессе личностного становления и важный показатель социализации. Это является причиной, побудившей изучить статус исследуемых детей путем использования социометрического метода.

Полученные социоматрицы и социограммы отдельных групп доказывают, что статус многих детей в среде сверстников не является благоприятным. Выброшенные дети, т. е. те, кто имеет отрицательный статус, составляют приблизительно 36%. А детей, которых приняли, всего на 7% больше. Наличие отрицательных эмоций на много больше и они сильнее, чем положительные. У некоторых детей налицо исключительно отрицательный статус и они определяются как выброшенные сильнее всех.

Проведенное наблюдение над детьми и педагогами является показателем, что выброшенные дети не интегрируются в группу и редко выбирают друг друга. Относительно выделившихся детей, процентный анализ показывает полное совпадение между числом детей с высокой самооценкой среди сверстников и тех, у кого самый высокий статус в группе - 21.4%. Приблизительно, такой же процент детей, у которых самая высокая самооценка в детском саду - 22%. Во время проверки академических достижений было установлено, что 70% детей, получивших самое большое число положительных оценок, это те, кто справляется лучше всего в регламентированной и нерегламентированной детской деятельности и 30% показывают успеваемость гочень хорошо", что ведет и к их повышенной самооценке в детской среде. Высокий статус в структуре группы предполагает и вы-

Таблица 1 - Самооценка детей

среда дети

высокая самооценка реальная самооценка низкая самооценка

сверстники 28% 55% 17%

семья 17% 71% 12%

группа 22% 59% 19%

общая самооценка 16% 67% 17%

родители

среда высокая реальная низкая

оценка оценка оценка

сверстники 19% 61% 20%

семья 6% 82% 12%

группа 19% 68% 13%

общая оценка 17% 69% 14%

сокую успеваемость, а также хорошее самочув-ЕриР в детском заведении и среди сверстников.

Популярность и статус предпочитаемой детской личности в структуре группы подвержена дисперсионному анализу, который доказывает этот факт, так как общая высокая самооценка, представляющая совокупность трех субшкал - сверстники, семья и детский сад, обуславливает статус ребенка, т. е. F = 5.21 когда р = 0.006. Другое обоснование получаем в процессе анализа демографических факторов статуса подростков, так как была установлена сильная зависимость социометрической позиции от академических достижений ^ = 15.388 когда р = 0.000). Успеваемость является существенным фактором, обуславливающим предпочтение определенных детей к совместной деятельности.

Особенно впечатляет сильная корреляция и факторная зависимость статуса в группе от оценки, которую родители дают своему ребенку в специфических для него сферах общения и деятельности. Оценка родителей о его утверждении в группе сверстников коррелирует с его статусом, когда R = 0.34, относительно его самочувствия в детском саду R=0.44 и в целом о мнении родителей, которое равняется R = 0.46, при этом везде р = 0.000. Однофакторный анализ доказывает детерминирующую роль родительского представления о ребенке и его статусе в группе. Совокупная родительская оценка определяет его место в кругу сверстников с коэффициентом зависимости F = 19.25 когда р = 0.000.

Л. Андреева утверждает, что: Популярные дети рассматриваются другими, как сотрудничающие, обладающие лидерскими умениями, не желающие драться и не ищущие помощи, или дети без тенденций к разрушению. Выброшенные дети рассматриваются, как не сотрудничающие, не обладающие лидерскими умениями и имеющие склонность к разрушению, потому что участвуют в драках и спорах, и ищут помощи" [1]. Отсутствием таких умений можно объяснить негативные тенденции в социально-психологическом климате в детской группе [13]. В возрасте, когда стартует процесс создания дружеских связей, перманентно задают себе вопрос: гКако-вы способы и критерии выбора друга? — имея в виду факт, что они живут в период, когда нет наилучшего друга или просто друга". Во многих случаях декларируют дружбу, а потом осуществляют отрицательный выбор. Плохо относиться к другим, притеснять и дразнить — это часто встречается и идентифицируется с социальной

ситуацией в группе, при том это характерно для всех категорий подростков" [12]. В условиях! перманентно изменяющихся факторов в общественно-экономической и индивидуальной жизни необходимы более совершенные критерии оценки поведения [8].

На основании предложенных теоретических и эмпирических данных можно дифференцировать следующие педагогические проекции:

1. Реалистичность самооценки ребенка дошкольного возраста зависит в наибольшей степени от его взаимоотношения с родителями и их оценки. Почти с такой же силой оказывает влияние и отношение его сверстников, которые поддерживают его поведение или не поддерживают еще с самого раннего возраста. Эта поддержка выражается преимущественно в форме внимания.

2. Существующая корреляция и факторная зависимость между оценкой родителей и статусом ребенка среди сверстников диктует потребность в углубленном изучении механизмов, с помощью которых родительское мнение и воспитание влияет на переживания и поведение детей в группе. Это вызывает необходимость искать формы и методы взаимодействия между семьей и дошкольным заведением с целью спровоцировать родительский интерес к этой исключительно важной проблеме.

3. Неблагоприятный социометрический статус подростков является фактом, который определяется отсутствием умения позитивного и полноценного взаимодействия со сверстниками. Это ведет к насыщенным негативизмом переживаниям в возрасте, когда формируются базовые личностные характеристики и поведение.

Самооценка в исключительной степени определяет социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста и является регулятором его поведения и действий. Когда дети чувствуют поддержку семьи, что их понимают и уважают, то у них есть смелость проявить себя активно и в детском саду. Они не потеряют веру в себя, у них не будет страха от неуспеха, зависимости от других при принятии решения. Бесспорно, будут преодолевать более успешно провокации повседневности. Потому что знание себя, собственных сильных и слабых сторон, высокий уровень самооценки представляют основу формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, которая является предпосылкой и условием для больших успехов в обучении, а в будущем — в любой сфере деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Л. Социальное познание и межличностное взаимодействие. СУ „Св.Кл.Охридски". С. 1998.

2. Бижков Г., Краевски В. Методология и методы педагогических исследований. СУ „Св. Кл.Охридски". С. 1999.

3. Джонев С. Социальная психология. Том 2: Общение, Личность. Софи-Р.1994.

4. Минчев Б. Руководство по исследованию ребенка. I часть. С. 2000.

5. Николов П., Александрова Н., Крыстев Л. Педагогическая психология. УИ „Неофит Рилски". Благоевград. 2007. 16 &СГШ' 1 Р Детская психология. Пловдив, Хермес. 2003.

pnojournal.wordpress.com 97

7. ^зЖЧёнков.В. Мщель «нШотетумай'измаИ'ценностнЯйсистеж и принцип1Х^6вр1мен"йоЙ?социальной'*"фиЛ:'б^фии

образования // Перспективы науки и образования. 2014. №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-0f/1¡дата обращения: 29.09.2014).

8. Зинченко В.В. Социальный инструментализм прагматизма в специфике неопрагматисткой модели в философии образования, аксиологии и концепциях менеджмента // Перспективы науки и образования. 2014. №3. URL: http:// pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/ (дата обращения: 29.09.2014).

9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. 1997.

10. Терзиева, М.Т., Педагог-толстоист - случай „Андрей Крыстев" // Перспективы науки и образования. 2014. №3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/ (дата обращения: 29.09.2014).

11. Шавердян Г. М., Консультирование или психотерапия - LIGHT // Перспективы науки и образования. 2013. №3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/13-02/ (дата обращения: 29.09.2014).

12. Groups in schools / ed. by P. Kutnick and C.Rogers, L., DFP. 1996.

13. Sikes M. Classroom Climate. Child Education, 2003.

14. Skinner B.F. About behaviorism. New York: Knopf, 1974.

REFERENCES

1. Andreeva L. Sotsialnoe poznanie i mezhlichnostnoe vzaimodeistvie [Social cognition and interpersonal communication]. Sofia, Sv.Kl.Okhridski Publ., 1998.

2. Bizhkov G. V. Kraevski V. Metodologiia i metody pedagogicheskikh issledovanii [Methodology and methods of pedagogical research]. Sofia, Sv.Kl.Okhridski Publ., 1999.

3. Dzhonev S. Sotsialnaia psikhologiia. Tom 2: Obshchenie, Lichnost' [Social psychology. Volume 2: Communication, Identity]. Sofia, Sofi-R, 1994.

4. Minchev B. Rukovodstvo po issledovaniiu rebenka. I chast' [Guide to the study of the child. I part]. Sofia, 2000.

5. Nikolov P., Aleksandrova N., Krystev L. Pedagogicheskaia psikhologiia [Educational psychology].Blagoevgrad. Neofit Rilski Publ, 2007.

6. Stamatov R. Detskaiapsikhologiia [Child psychology]. Plovdiv, Khermes. 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zinchenko V.V. The model of "new humanism" in the system of values and principles of modern social philosophy of education. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. no. 1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/ archive14/14-01/ (accessed 29 September 2014).

8. Zinchenko V.V. Social instrumentalism pragmatism in the specifics of neopragmatism models in philosophy of education, axiology and concepts of management. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. no. 3. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/ (accessed 29 September 2014).

9. Leites N. S. Vozrastnaia odarennost' i individualnye razlichiia [Age endowments and individual differences]. Moscow, 1997.

10. Terzieva M.T. Teacher Tolstoyan - occurrence "Andrey Krystev". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 3. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/ (accessed 29 September 2014).

11. Shaverdian G. M. Counselling or psychotherapy - LIGHT. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 3. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/13-02/ (accessed 29 September 2014).

12. Groups in schools / ed. by P. Kutnick and C.Rogers, L., DFP. 1996.

13. Sikes M. Classroom Climate. Child Education, 2003.

14. Skinner B.F. About behaviorism. New York: Knopf, 1974.

Информация об авторе

Тодорова Марияна Станчева

(Болгария, Бургас) Кандидат педагогических наук, кафедра "Педагогики и психологии" Университет им. проф. д-ра Асена Златарова E-mail: mstancheva111@abv.bg

Information about the author

Todorova Mariiana Stancheva

(Bulgaria, Bourgas) PhD in Pedagogy, Department of "Pedagogy and psychology" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: mstancheva111@abv.bg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.