Научная статья на тему 'Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека'

Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2691
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / NEED / MOTIVE / MOTIVATION / MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астафьев Виктор Сергеевич, Верещагина Лариса Михайловна

Статья посвящена изучению теоретических аспектов, потребностно-мотивационной сферы, физической культуры личности, их взаимодействию в процессе формирования потребности в двигательной активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED AND MOTIVE AS AN INTERNAL INDUCEMENT OF HUMAN’S MOTOR ACTIVITY

The article is devoted to theoretical aspects, need-motivational sphere of physical culture of personality and their interaction in the formation of the need for motor activity.

Текст научной работы на тему «Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека»

УДК 796.5315

© В. С. Астафьев, Л. М. Верещагина

ПОТРЕБНОСТЬ И МОТИВ КАК ВНУТРЕННИЙ ПОБУДИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена изучению теоретических аспектов, потребностно-мотивационной сферы, физической культуры личности, их взаимодействию в процессе формирования потребности в двигательной активности. Ключевые слова: потребность, мотив, мотивация, двигательная активность, физическое воспитание.

V. S. Astafyev, L. M. Vereshchagina

NEED AND MOTIVE AS AN INTERNAL INDUCEMENT OF HUMAN'S MOTOR ACTIVITY

The article is devoted to theoretical aspects, need-motivational sphere of physical culture of personality and their interaction in the formation of the need for motor activity.

Keywords: need, motive, motivation, motor activity, physical education.

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в начале 20-х годов ХХ века. Первые работы, связанные с характеристикой потребностей, относят к Л. Брента-но (1921) [4]. Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности».

Впоследствии появились работы З. Фрейда [10] о потребности как о влечении, Е.П. Ильина [6] - о мотивации как потребности. Очевиден факт разночтения в понимании потребности названными и неупомянутыми авторами. Сходство лишь в том, что большинство психологов и физиологов признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности человека).

С середины ХХ века дефиниция потребностей значительно расширилась. Так, например, Д.Н. Узнадзе [9] пишет, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем тот в данный момент не обладает. Причем это характерно не только для человека, но и для животных.

Однако нужда (потребность) появляется, по мнению Е.П. Ильина [6], и в отношении психологических раздражителей, возникающих стихийно, без предшествующего переживания дефицита, из-за соблазнительности появившегося объекта.

Весьма важная характеристика потребности содержится у А. Маслоу [7]. Он называет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты», требующие заполнения для сохранения здоровья организма. А. Маслоу одним из первых психологов разбил понятие потребности на различные группы, определенным образом классифицируя

их. По его мнению, есть потребности биолого-физиологического характера, удовлетворение которых приводит к снятию напряжения, восстановлению, равновесию и самозащите, то есть к самосохранению. Но есть, как отмечает ученый, потребности более высокого порядка (в частности, потребность в развитии, самосовершенствовании), связанные с самоактуализацией, которую он понимает как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей. Дети, отмечает А. Маслоу, получают удовольствие от своего развития и движения вперед. На наш взгляд, это замечание имеет чрезвычайно важное значение для раскрытия сути избранной нами проблемы.

Нечто подобное отмечается и у К.К. Платонова [8]. Он пишет, что потребность - это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности).

Существующие точки зрения на сущность потребности содержат ряд непреложных фактов, которые необходимо учитывать при переходе к проблеме мотива и мотивации.

Первое положение заключается в том, что потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желан-ность, а не только как дефицит чего-то.

Второе положение заключается в том, что из потребности личности нельзя исключить по-требностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания.

Третье положение состоит в том, что возникновение потребности личности является «механизмом, запускающим активность челове-

В.С. Астафьев, Л.М. Верещагина. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека

ка на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность».

Четвертое положение, по мнению Е.П. Ильина [6], заключается в необходимости

По мнению Е.П. Ильина [6], не всякая нужда организма осознается человеком и превращается в побуждение. Нужды организма, которые не отражаются в сознании, могут не переходить в потребность личности. Потребность личности -это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда. В данном случае для нас очень важно понимание того, что для возникновения потребности в движении крайне необходимо наличие как биологической потребности (потребности организма), так и социальной (потребности личности), то есть налицо эволюция перерастания биологической потребности в социальную, духовную.

С психологической точки зрения биологическая потребность представляет отражение в сознании этих видов возбуждения: специфическое возбуждение отражается в виде ощущения возникших отклонений от нормы, частичное специфическое - в виде переживания приятного или неприятного, а неспецифическое - в виде внутреннего напряжения и стремления усилить или устранить переживание (В.С. Астафьев, 2003).

Таким образом, любому виду потребности (в том числе и потребности в движении) соответствует то или иное потребностное состояние, вызывающее, в свою очередь, определенной силы и остроты побуждения к активным действиям. В результате этих действий определяется предмет удовлетворения конкретной потребности (биологической или социальной) (В.С. Астафьев, 2003).

Очень интересен для нашего исследования и тот факт, что на основе так называемых первичных потребностей (базовых) закладываются вторичные, являющиеся социальными и духовными потребностями, формирующимися в процессе социализации человека, в том числе и в процессе воспитания. На базе первичных потребностей возникает множество других, более высокого порядка. Однако, по мнению Е.П.

разделения понятий «потребность организма» и «потребность личности». В книге «Мотивация и мотивы» он представляет таблицу видов потребностей человека.

Ильина [6], вторичные потребности не подменяют базовые, а вместе с ними побуждают активность человека.

В дальнейшем анализе научного материала, связанного с характеристиками потребностей организма и личности человека, нас интересовали и особенности потребностей индивида как возможность научно обоснованно определять пути формирования той или иной потребности.

Как оказалось, потребности у субъектов могут быть выражены по-разному. Имеет большое значение тип телосложения, темперамента, вид высшей нервной деятельности. В работах Н.П. Фетискина (1987) выявлена связь потребности в движении с особенностями нервной системы: люди с сильной нервной системой предрасположены к большей двигательной активности, со слабой - к меньшей.

Потребность в движении более актуальна для людей атлетического телосложения, чем для астеников. Этот факт, безусловно, будет определять степень воздействия на испытуемых в процессе формирования у них потребности в движении и в процессе ее реализации на разных этапах становления личности испытуемых.

Потребность в движении - это первичная, базовая потребность человека, причем, на наш взгляд, она являлась и является основой для проявления других видов естественных потребностей. Более того, нам представляется, что и в основе большинства вторичных (социальных и духовных) потребностей лежит потребность в движении. Занимаясь физическим самосовершенствованием, физическими упражнениями, человек испытывает эстетическое наслаждение (Астафьев В.С., 2003).

В процессе физического воспитания не только удовлетворяется потребность в движении, но и возникает новая потребность - в физических напряжениях, несущих с собою не только нагрузку, но и получаемое при этом мышечное «наслаждение» (радость) и приятное утомление от физической работы. Это своего рода нарко-

Потребности организма (нужды)

Неосознаваемые (неощущаемые) Осознаваемые (ощущаемые) биологические Осознаваемые (понимаемые) социальные

Потребности личности

тик, к которому привыкает достаточно большое количество людей, занимающихся физическими упражнениями. Это новое ощущение преобразует саму потребность в движении, ставя ее на более высокий уровень развития. Двигательная деятельность может быть основой и для духовных, творческих потребностей (например, красочные массовые выступления на спортивных праздниках, разработка тактических построений в играх и т.д.) (Астафьев В.С., 2003).

Однако вернемся к существу изучаемой проблемы. Потребность в движении, являясь базовой, выражается у разных индивидов по-разному, что вероятно, как было замечено выше, зависит как от генетических, так и от социальных факторов. Так, суточная активность некоторых индивидов (объем локомоций) может различаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движении в частности. Большая потребность в двигательной активности наблюдается у лиц с сильной нервной системой и у лиц атлетического телосложения. Такие люди более активны на занятиях физическими упражнениями, поэтому у них наблюдается большая предрасположенность к освоению двигательных умений, навыков, качеств. Педагоги отмечают и более высокую их работоспособность.

Однако более высокая активность одних, по сравнению с другими, еще не означает, что они (студенты) сознательнее подходят к своим обя-

занностям, более ответственны - просто им по генотипу требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Кстати, этот факт подтверждает то, что некоторым студентам не требуется большего внимания со стороны педагогов с целью контроля, хотя на практике довольно часто некоторых подопечных приходится чуть ли не силой удалять со спортивной тренировки или из спортивного сооружения (Астафьев В.С., 2006).

Лицам с низкой двигательной активностью нужна дополнительная внешняя стимуляция в виде поощрения со стороны педагогов и сверстников, необходимо подбадривание, включение в работу с высокоактивными студентами.

В ранних работах Е.П. Ильина (1980) сказано, что от возникновения потребности до постановки цели проходит довольно сложный этап психической деятельности. В ходе его реализации возникает сложное психическое образование, сообщающее человеку энергию и побуждающее его к проявлению внешней активности для достижения реально существующей цели. Этот побудитель называется мотивом. По мнению Е.П. Ильина, мотив - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели.

Им же предлагается схема соотношения между потребностями, целями, мотивами и деятельностью:

Схема 1.

Г.Б. Бардамов. Эффективность технологии горизонтального и вертикального процесса управления индивидуализацией многолетнего этапа подготовки единоборцев

Содержание мотива определяется целью, сила - величиной потребности, а устойчивость -постоянством потребности и степенью ее удовлетворения. Чем меньше удовлетворена потребность, тем более длительное время она может быть первичной побудительной причиной внешней и внутренней активности человека.

С точки зрения двигательной деятельности, занятия спортом мотивы могут быть направлены на процесс деятельности и на результат. В первом случае человек ставит перед собой цели, связанные с удовлетворением потребности в двигательной активности, в получении впечатлений, связанных с выполнением физических упражнений и общением. Делая ставку на результат, человек стремится к физическому совершенствованию и достижению высоких спортивных результатов (Астафьев В.С., 2008).

Е.П. Ильин [6] сделал попытку систематизировать соотношение потребностей и мотива. По его мнению, это будет выглядеть так:

1) между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредованные отношения;

2) потребность дает толчок к возникновению мотива;

3) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, то есть после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить;

4) потребность - часть мотива;

5) потребность и есть мотив.

Несмотря на множество точек зрения на исследуемую проблему, в конечном счете представленный материал может и должен быть путеводителем к достижению цели нашего иссле-

дования, должен вести к решению проблемы по формированию устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Астафьев В.С. Воспитание устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физически-миупражнениями - готовность к самовоспитанию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2003.

2. Астафьев В.С. Воспитание устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями - готовность к самовоспитанию // Европа и современная Россия: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Германия). - Эрланген, 2006. -С. 245-249.

3. Астафьев В.С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 8. - С. 11-15.

4. Брентано Л. Опыт теории потребностей. - Казань, 1921. - 263 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - Киев, 1998. - 283 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 513 с.

7. Маслоу У. Мотивация и личность. - М., 1998.

- 316 с.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности.

- М., 1986. - 313 с.

9. Узнадзе Д.Н. Мотивация, период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С.46-71.

10. З. Фрейд. Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донской. - Минск: Попурри, 1997. - 606 с.

Астафьев Виктор Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Забайкальского государственного университета, судья Всероссийской категории по волейболу.

Верещагина Лариса Михайловна, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Забайкальского государственного университета.

Astafyev Victor Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports disciplines, Zabaikalsky State University, referee of All Russia category in volleyball.

Vereshchagina Larisa Mikhailovna, senior lecturer, department of sports disciplines, Zabaikalsky State University.

УДК 796: 378. 663 (571,54)

© Г. Б. Бардамов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО И ВЕРТИКАЛЬНОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЕЙ МНОГОЛЕТНЕГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ

ЕДИНОБОРЦЕВ

В статье рассматривается уровень готовности спортсменов-борцов за счет внедрения новых форм коррекции этапов многолетней подготовки и целесообразности применяемых воздействующих педагогических средств и методов по возрастным периодам подготовки.

Ключевые слова: стабильный, лабильный, одаренный, сверходаренный, горизонтальный и вертикальный уровни индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.