Научная статья на тему '«ПОТРЕБЛЕНИЕ - НОВАЯ «РЕЛИГИЯ»'

«ПОТРЕБЛЕНИЕ - НОВАЯ «РЕЛИГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пластун Виктор Юрьевич

В статье говорится об идеологической составляющей общественной жизни, ее исторических типах и особенностях. Автор обосновывает смену идеологических парадигм: от религиозной - к социалистической и, наконец, к потребительской, которая господствует в сегодняшнем обществе. Ее отличает ориентация на потребительство и моральная деградация. Учитывая невозможность борьбы с постоянно увеличивающимися объемами потребления и всеобъемлющим антигуманистическим характером этих процессов в капиталистическом обществе, предлагается сгладить воздействие потребительства путем пропаганды ценности культуры и ее доступности, развив как альтернативу всеобщее потребление произведений искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMPTION IS A NEW «RELIGION»

The article discusses the ideological component of social life, its historical types and characteristics. The author analyses the shifts of ideological paradigms that happened in Russia: a religious ideology was superseded by a socialist ideology only to be taken over by ideology of consumerism. Its features include orientation towards consumption and moral decline. Given that it is impossible to slow down the course of consumption and eliminate the anti-humanistic nature of this process under capitalism, it is suggested that the impact of consumption can be alleviated by promoting the value of culture and making works of art available for all the people to consume.

Текст научной работы на тему ««ПОТРЕБЛЕНИЕ - НОВАЯ «РЕЛИГИЯ»»

ПОТРЕБЛЕНИЕ - НОВАЯ «РЕЛИГИЯ»

Пластун Виктор Юрьевич,

аспирант кафедры История, философия и культурология,

ОмГУПС

Аннотация. В статье говорится об идеологической составляющей общественной жизни, ее исторических типах и особенностях. Автор обосновывает смену идеологических парадигм: от религиозной - к социалистической и, наконец, к потребительской, которая господствует в сегодняшнем обществе. Ее отличает ориентация на потребительство и моральная деградация. Учитывая невозможность борьбы с постоянно увеличивающимися объемами потребления и всеобъемлющим антигуманистическим характером этих процессов в капиталистическом обществе, предлагается сгладить воздействие потребительства путем пропаганды ценности культуры и ее доступности, развив как альтернативу всеобщее потребление произведений искусства.

Ключевые слова: религиозная идеология, социалистическая идеология, потребление, потребительская идеология, потребление искусства.

CONSUMPTION IS A NEW «RELIGION»

Plastun Viktor Yurievich

PhD student of the Department of History, Philosophy and Culture Studies, Omsk State Transport University

Abstract. The article discusses the ideological component of social life, its historical types and characteristics. The author analyses the shifts of ideological paradigms that happened in Russia: a religious ideology was superseded by a socialist ideology only to be taken over by ideology of consumerism. Its features include orientation towards consumption and moral decline. Given that it is impossible to slow down the course of consumption and eliminate the anti-humanistic nature of this process under capitalism, it is suggested that the impact of consumption can be alleviated by promoting the value of culture and making works of art available for all the people to consume.

Keywords: religious ideology, socialist ideology, consumption, consumerism, consumption of works of art.

В различные культурно-исторические периоды в обществе существовала присущая конкретному историческому периоду, политическим и социально-экономическим обстоятельствам идеология. Идеология, в той или иной степени воспринимаемая всем социумом, та основная культурная доминанта, которая наполняла сознание людей и влияла на их поведение и характер социальных взаимосвязей. Идеология (от греч. i6sa - идея, представление, и aoyo^ - слово, учение) - система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания - составная

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Пластун Виктор Юрьевич

«Потребление - новая «религия»

часть культуры, духовного производства [3, с. 81]. Поскольку идеология определяет субъективные морально-нравственные и ценностные поведенческие установки, представляется необходимым определить идеологию, формируемую в настоящее время.

Долгое время функцию по формированию общественной идеологии выполняла религия. В настоящее время не существует единообразного толкования понятия религии в качестве философской категории. Большинство философов предлагают свое понимание религии, в том или ином аспекте отличающееся от уже существующего. П.С. Гуревич, обобщая подходы таких философов и мудрецов, как Зороастр, Лао-цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед, сформулировал такое определение: «Религия - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения» [1, с. 230]. Л. Н. Митрохин подчеркивает, что каждая историческая религия выступает не просто как мироощущение и вера, это социальный феномен, который проявляется в эмпирически фиксируемом поведении, в специфических межличностных взаимоотношениях и деятельности особых религиозных сообществ [4, с. 437].

Нельзя не согласиться с Л.Н. Митрохиным, поскольку сами религиозные тексты устанавливают для верующих определенные нормативы поведения, например: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Вышеприведенные заповеди свидетельствуют о выполнении религией духовно-регулятивной функции. Вторая из приведенных заповедей устанавливает порядок отношений внутри социума, тем самым преграждая путь к развитию социальной несправедливости, негативного или пренебрежительного отношения к окружающим тебя людям. Такая норма воспитывает нравственность и уважение к каждому индивиду. Таким образом, религия, безусловно, развивает морально-нравственные качества индивидов и пропагандирует высокодуховные внутрисоциальные отношения.

Впоследствии на смену религиозной идеологии в России приходит идеология научного коммунизма, на которой базируются принципы социализма. На основе данных принципов принимаются социалистические конституции, наиболее развитой из которых является Конституция СССР 1977 года. Положения Конституции СССР 1977 года ярко отражают пропагандируемые ценности того культурно-исторического периода. Например, согласно ст. 14 Конституции СССР, «источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей». «В соответствии с принципом социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления...» «Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека» [2]. Из данной статьи можно

№ 2 (11), 2021

сделать вывод об уравнивании социального статуса граждан, поскольку не допускается эксплуатация человека человеком. Также, что немаловажно, государство осуществляет контроль за потреблением и создает условия для творческого отношения к труду. То есть, экономическое развитие страны определяется развитием творческого потенциала индивида и обязанностью направлять этот потенциал на благо страны и всех трудящихся. Таким образом, при социализме создавалась идеология всеобщего равенства и альтруистической деятельности на благо общества и потомков. Это, безусловно, сказывалось положительно на морально-нравственных ценностях и межличностных отношениях.

В настоящее время в эпоху развитого капитализма основным геополитическим и социально-экономическим регулятором является рынок. А точнее, рыночные отношения, определяющие основные поведенческие черты индивидов. Именно «законы» рынка способствуют формированию «потребительской идеологии». К основным чертам потребительской идеологии можно отнести приходящие на смену традиционным культурно-нравственным ценностям ценности материального, но не духовного характера, что приводит к сосредоточению человеческого внимания и усилий на объектах потребления - вещах, призванных «осчастливить» человека. Обладание вещью становится целью жизни, при достижении которой происходит мгновенный выброс эндорфинов и чувство удовлетворения и короткого счастья. Но такой эффект быстро проходит. Продлить его удается путем демонстрации приобретенной вещи окружающим и особенно ближайшему окружению. Поскольку демонстрация своих потребительских возможностей приносит отдельное удовольствие либо продлевает ранее полученное, постольку все большее распространение приобретает нарочито демонстративное потребление. Такое потребление призвано подчеркнуть успешность и возвысить персональную значимость среди окружения. Но так как эффект носит краткосрочный характер и заканчивается после всеобщей демонстрации или выпуска более нового и более престижного варианта потребляемой вещи, чувство неудовлетворенности и несостоятельности возвращается, и человек снова ощущает необходимость в потреблении.

Потребление превращается из средства ведения быта, хозяйства и существования в цель всей жизни. «Жажда» потреблять увеличивается пропорционально степени замещения традиционных ценностей ценностями потребительской идеологии. В результате такой подмены межличностные отношения перестают быть самоценными, а приобретают ценность лишь в разрезе полезности в качестве средства на пути к цели (потреблению). Саморазвитие бесполезно и обесценено, если оно не способствует наращиванию потребительских возможностей. Такие категории, как справедливость, честность, порядочность, добродетельность, альтруизм и даже любовь становятся второстепенными. На смену некогда вечным и фундаментальным человеческим моральным, нравственным и этическим ценностям приходят такие качества, как расчет, цинизм, прагматичность, поскольку именно они позволяют чувствовать себя счастливым и достигать жизненной цели.

Таким образом, потребление, будучи целью существования, создает потребительскую идеологию, которая давно вытеснила идеологию, воспитанную социализмом, и продолжает вытеснять религиозную идеологию - направленную на развитие ценностей духовных, а не материальных.

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Пластун Виктор Юрьевич

«Потребление - новая «религия»

В капиталистических обществах бороться с потреблением бессмысленно, поскольку потребление является системообразующим фундаментальным основанием для существования капитализма и рыночных отношений. Развитые и развивающиеся страны стремятся наращивать производственные мощности, экспорт товаров. Международные отношения выстраиваются, в том числе посредством торговых отношений. Тому свидетельствуют различные торговые и таможенные союзы. Основным мирным средством давления на международной политической арене являются экономические санкции. Международные корпорации, да и мелкие производители, затрачивают огромные ресурсы на создание идеологии потребления при помощи рекламы и различных маркетинговых приемов.

Люди не могут обойтись без потребления, поскольку потребление является необходимой составляющей жизнедеятельности человека. Невозможно бороться с системой, будучи ее частью. Но это не означает, что человечеству предначертан путь моральной деградации и вырождения человечности в человеке. Поскольку потребление оказывает значительное влияние на социальное поведение человека и во многом определяет его жизненные ценности и ориентиры, постольку его можно назвать новой «религией», во всяком случае, в части выполнения идеологической функции. «Религией» вырождения морали и нравственности.

Так как бороться с самим потреблением бессмысленно и бесполезно, необходимо нивелировать его вредное проявление. Сделать это можно путем возрождения традиционных моральных и нравственных ценностей. В настоящее время часть общества уже отрефлексировала пагубное влияние потребления не только на личность человека, но и на природу. В результате такой рефлексии в противовес консьюме-ризму появились антиконсьюмеристские движения, пропагандирующие разумное потребление. Выход видится также в направлении потребительского внимания на духовное, а не материальное потребление: на потребление произведений культуры. Для этого государству необходимо также начать воздействовать на сознание потребителя путем пропаганды и создания условий для культурного потребления с развитием нравственности и морали. Например, наряду с рекламными роликами товаров потребления выпускать рекламные ролики о выходе новых книг, рекламировать через наружную рекламу и средства массовой информации культурные и развивающие духовно мероприятия, проходящие в городе, сделать доступным для молодежи посещение музеев и театров.

В настоящее время в нашем городе уже существует программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи. В рамках данной программы лица от 14 до 22 лет могут оформить «Пушкинскую карту», на которой размещается определенное количество денежных средств, которые можно потратить на посещение музеев, театров, концертов и других мест. Но это единичные случаи поддержки развития культуры. Для предотвращения развития кризиса морального сознания необходимо усилить пропаганду и доступность культуры для общества, переключить внимание с потребления материального на потребление духовное. В таком случае удовольствие начнет приносить не покупка новой вещи, а получение новой эмоции, прочтение новой книги, просмотра нового спектакля. Личностный рост станет целью, а вместе с ним станут развиваться и традиционные морально-нравственные ценности, ввиду чего потребление материальное утратит позиции и перестанет быть новой «религией», став не целью, а средством.

№ 2 (11), 2021

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич П. С. Философский словарь. М.: Олимп; OOO «Издательство АСТ», 1997. -320 с.

2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://constitution. garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (дата обращения 04.10.2021).

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, нац. обществ.-науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. М.: Мысль, 2000-2001. Т. II. 2001 - 634, [2] с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, нац. обществ.-науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. М.: Мысль, 2000-2001. Т. III. 2001 - 692, [2] c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.