Научная статья на тему 'Потребление лекарственных средств населением как показатель культуры здоровьесбережения в регионе'

Потребление лекарственных средств населением как показатель культуры здоровьесбережения в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лекарственные средства / здоровьесбережение / культура потребления / реклама аптечной продукции / контрафактная продукция / доступность лекарств / государственный контроль обращения лекарств / здоровье нации / drugs / health care / consumer culture / advertising of pharmaceutical products / counterfeit products / availability of medicines / state control of the circulation of medicines / national health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мальцева Ирина Сергеевна, Гаченко Ростислав Алексеевич

Актуальность исследования обусловливается тотальной зависимостью уровня здоровья населения от обеспеченности лекарственными средствами. В число многочисленных проблем обращения лекарств входит проблема культуры потребления, т. к. от этого напрямую зависит здоровьесбережение нации. Также к вопросам культуры поддержания здоровья относится государственно-экономическая программа обеспечения населения необходимыми продуктами фармацевтической отрасли. Целью исследования является определение отношения населения к потреблению лекарств как показателю здоровьесбережения. Исследование построено на основе использования метода анкетного опроса. Основными вопросами явились особенности отношения к приему лекарств респондентов, вопрос о врачебном назначении препаратов, о значении для населения цен на лекарства, влияние рекламы на потребление лекарств и пр. По результатам опроса было доказано, что качество жизни подавляющего числа людей напрямую зависит от использования лекарственных препаратов. Культура жителей региона в вопросе потребления лекарств достаточно высока, о чем свидетельствует информация об изучении инструкции перед приемом препарата большинством респондентов, разумном отношении к рекламе лекарств в СМИ, оптимальном уровне доверия к качеству аптечной продукции. Важным вопросом культуры здоровьесбережения остается обеспечение людей с хроническими заболеваниями препаратами ежедневного использования, которое не должно полностью зависеть от импорта из других стран, а также ценовая политика, позволяющая пациентам приобретать необходимое лекарство. Поддержание высокого уровня культуры потребления лекарственных средств должно обеспечивать государство, осуществляющее разумную социальную политику и эффективный контроль за удовлетворением потребности людей в ресурсах для поддержания здоровья нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мальцева Ирина Сергеевна, Гаченко Ростислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drug utilization by the population as an indicator of health protection culture in the region

The relevance of the research is determined by the total dependence of the level of health of the population on the availability of medicines. The problem of consumer culture is among the problems of drug circulation, because the health of the nation directly depends on it. The state-economic program for providing the population with necessary products from the pharmaceutical industry is also related to the issues of health maintenance culture. The purpose of the research is to determine the population’s attitude towards the consumption of medicines as an indicator of health conservation. The study is based on the use of a questionnaire survey method. The main questions were the peculiarities of the respondents’ attitude towards taking medications, the question of medical prescription of drugs, the importance of drug prices for the population, the influence of advertising on drug consumption, etc. According to the survey results, it has been proven that the quality of life of the vast majority of people directly depends on the use of drugs. The culture of the population regarding the consumption of drugs is quite high, as evidenced by the information about studying the instructions before taking the drug by the majority of respondents, a reasonable attitude towards advertising drugs in the media, and an optimal level of trust in the quality of pharmacy products. An important issue in the culture of health conservation remains the provision of people with chronic diseases with drugs for daily use, which should not be completely dependent on imports from other countries, as well as a pricing policy that allows patients to purchase the necessary medicine. Maintaining a high level of culture of drug consumption should be ensured by the state, which implements a reasonable social policy and effective control over meeting people's needs for resources to maintain the health of the nation.

Текст научной работы на тему «Потребление лекарственных средств населением как показатель культуры здоровьесбережения в регионе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ SOCIOLOGICAL SCIENCES

https://doi .org/10.473 70/2078-1024-2024-16-1-121-131

УДК 615.3:614.1

©2024

И.С. Мальцева1*, Р.А. Гаченко1

Потребление лекарственных средств населением как показатель культуры здоровьесбережения

в регионе

1 "ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,

г. Майкоп, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования обусловливается тотальной зависимостью уровня здоровья населения от обеспеченности лекарственными средствами. В число многочисленных проблем обращения лекарств входит проблема культуры потребления, т. к. от этого напрямую зависит здоровье сбережение нации. Также к вопросам культуры поддержания здоровья относится государственно-экономическая программа обеспечения населения необходимыми продуктами фармацевтической отрасли. Целью исследования является определение отношения населения к потреблению лекарств как показателю здоровьесбережения. Исследование построено на основе использования метода анкетного опроса. Основными вопросами явились особенности отношения к приему лекарств респондентов, вопрос о врачебном назначении препаратов, о значении для населения цен на лекарства, влияние рекламы на потребление лекарств и пр. По результатам опроса было доказано, что качество жизни подавляющего числа людей напрямую зависит от использования лекарственных препаратов. Культура жителей региона в вопросе потребления лекарств достаточно высока, о чем свидетельствует информация об изучении инструкции перед приемом препарата большинством респондентов, разумном отношении к рекламе лекарств в СМИ, оптимальном уровне доверия к качеству аптечной продукции. Важным вопросом культуры здоровьесбережения остается обеспечение людей с хроническими заболеваниями препаратами ежедневного использования, которое не должно полностью зависеть от импорта из других стран, а также ценовая политика, позволяющая пациентам приобретать необходимое лекарство. Поддержание высокого уровня культуры потребления лекарственных средств должно обеспечивать государство, осуществляющее разумную социальную политику и эффективный контроль за удовлетворением потребности людей в ресурсах для поддержания здоровья нации.

Ключевые слова: лекарственные средства, здоровье сбережение, культура потребления, реклама аптечной продукции, контрафактная продукция, доступность лекарств, государственный контроль обращения лекарств, здоровье нации

(ее)]

Для цитирования: Мальцева И.С., Гаченко Р. А. Потребление лекарственных средств населением как показатель культуры здоровьесбережения в регионе //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Том 16, ЛЬ I. С. 121-131. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-l-121-131.

I.S. Maltseva1*, R.A. Gachenko1

Drug utilization by the population as an indicator of health protection culture in the region

r*FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation

Abstract

The relevance of the research is determined by the total dependence of the level of health of the population on the availability of medicines. The problem of consumer culture is among the problems of drug circulation, because the health of the nation directly depends on it. The state-economic program for providing the population with necessary products from the pharmaceutical industry is also related to the issues of health maintenance culture. The purpose of the research is to determine the population's attitude towards the consumption of medicines as an indicator of health conservation. The study is based on the use of a questionnaire survey method. The main questions were the peculiarities of the respondents" attitude towards taking medications, the question of medical prescription of drugs, the importance of drug prices for the population, the influence of advertising on drug consumption, etc. According to the survey results, it has been proven that the quality of life of the vast majority of people directly depends on the use of drugs. The culture of the population regarding the consumption of drugs is quite high, as evidenced by the information about studying the instructions before taking the drug by the majority of respondents, a reasonable attitude towards advertising drugs in the media, and an optimal level of trust in the quality of pharmacy products. An important issue in the culture of health conservation remains the provision of people with chronic diseases with drugs for daily use, which should not be completely dependent on imports from other countries, as well as a pricing policy that allows patients to purchase the necessary medicine. Maintaining a high level of culture of drug consumption should be ensured by the state, which implements a reasonable social policy and effective control over meeting people's needs for resources to maintain the health of the nation.

Key words: drugs, health care, consumer culture, advertising of pharmaceutical products, counterfeit products, availability of medicines, state control of the circulation of medicines, national health

For citation: Maltseva I.S., Gachenko R.A. Drug utilization by the population as an indicator of health protection culture in the region// Vestnik Majkopskogo gosudarsh'ennogo tehnologiceskogo universiteta. 2024. Volume 16, No. l.P. 121-131. https:/ doi.org 10.47370/20781024-2024-16-1-121-131.

Введение. Значительное увеличение продолжительности жизни населения в последние два столетия во многом определяется результатом интенсивного развития фармацевтической индустрии, формирова-

нием аптечной сети, доступностью лекарств от нетяжких распространенных болезней. Общество стало зависимо от лекарственных средств (ЛС), вследствие чего бизнес в сфере фармации стал более прибыльным по

отношению ко многим другим сегментам производства. При этом сам фармацевтический бизнес зависит от множества факторов, связанных с экономическими, политическими, общекультурными аспектами. Например, исследователи отмечают, что в условиях социально-экономического кризиса при падении реальных доходов населения, удорожании лекарств, снижения доступности медицинской помощи потребление JIC снижается, что приводит к ухудшению показателей здоровья населения [1]. Однако существует и другая проблема, связанная с культурой потребления лекарств в условиях максимальной и часто бесконтрольной доступности аптечных препаратов, нарушение которой также может негативно сказываться на здоровье граждан. Таким образом, исследование особенностей культуры использования лекарственных средств является актуальным.

Научная литература, касающаяся потребления JIC, затрагивает разные стороны данной проблемы. Одной из значимых тем является потребление лекарственных препаратов в немедицинских целях и выявление эффективных способов на законодательно-правовом уровне противодействия этому. Авторы Е. А. Тоболова и М.Ф. Прав-люк пишут о том, что все попытки изменения нормативной базы по контролю лекарств, которые могут применяться в немедицинских целях, пока не дает желательных результатов [2]. Важным направлением исследований становится анализ взаимоотношения роста цен на фармацевтическом рынке и угрозы снижения уровня жизни населения. Так, ученые выяснили, что с 2015 по 2018 г. потребление лекарств в ценовой категории от 150 до 500 рублей увеличились почти наполовину, и если падение курса национальной валюты, снижение реальных доходов населения, рост безработицы не остановятся, то это станет угрожать снижением уровня жизни и здоровья населения [3].

Исследователей интересует вопрос о факторах, влияющих на потребление JIC

в коммерческом секторе фармацевтического рынка. Автор С.Н. Ивакина разделяет эти факторы на типы: социально-экономические, медицинские, фармацевтические, демографические, и выявляет корреляцию между ними [1]. Также рассматриваются организационно-правовые особенности функционирования фармацевтической отрасли РФ и зарубежных стран для формирования резерва медицинских препаратов и изделий для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Исследователи В.А. Ковалев и O.A. Маслова приходят к выводу, что производство и потребление изделий медицинского назначения и лекарственных средств в Российской Федерации имеют свои особенности, связанные с большим числом поставщиков из стран-производителей, где невозможен контроль качества на стадии производства. Это обстоятельство требует создания такой системы контроля качества изделий медицинского назначения и лекарственных средств, поступающих на российский рынок, которая в состоянии обеспечить надежный контроль и высокое качество закупаемой продукции.

Некоторая часть публикаций отражает проблему потребления JIC в зависимости от социальных характеристик потребителей - возраста, пола, материальной обеспеченности. Как правило, подобные исследования выполняются на основе проведения социологических опросов. Примерами могут служить коллективная работа Дрёмовой Н.Б., Афанасьевой Н.И., Соломкиной C.B. [4], исследование О.В. Ткаченко [5]. Достаточная научная проработанность темы потребления лекарств, тем не менее, не включает такое направление, как культура населения в сфере отношения к продуктам фармацевтической промышленности и способам их применения. В силу того, что фактически нет групп населения, которые могли бы полностью обходиться без лекарств, культура потребления JIC является важным фактором безопасности и сохранения

здоровья общества. Вследствие этого целью нашего исследования является выявление специфики потребления фармацевтической продукции в соответствии с критериями культуры здоровьесбережения. Для этого мы выясним особенности отношения к приему лекарств населения по половозрастным характеристикам, вопрос о врачебном назначении препаратов, о значении для населения цен на лекарства, влияние рекламы на потребление ЛС и пр. Наиболее эффективным методом для этого является социологический опрос в форме анкетирования.

Основная часть. В процессе исследования нами был проведен опрос 162 респондентов, из которых оказалось 27,2% мужчин, 72,8% женщин; условно молодых респондентов от 18 до 45 лет - 65,4%, людей старше 45 лет - 34,6%. Все респонденты являются либо студентами, либо работающими, т. е. могут самостоятельно

обращаться с лекарственными препаратами и априори имеют удовлетворительный уровень здоровья, что позволяет им заниматься профессиональной деятельностью. В ходе опроса было подтверждено, что у всей совокупности респондентов хранятся дома лекарства. Вопрос о периодичности приема ЛС показал, что только 1 респондент указал на то, что никогда не принимает лекарства. Остальные используют ЛС от 1-2 раза в год до ежедневного приема. Выяснилось, что каждый день принимают лекарственные препараты 22,6% молодых респондентов и 42,9% респондентов старшего возраста (Рис. 1). Это подтверждает тезис о том, что качество жизни современного человека во многом определяется возможностью использовать ЛС и другие продукты фармацевтической отрасли.

Важным аспектом культуры потребление ЛС является склонность населения к

1-2 раза в год

по необходимости

ежемесячно

ежедневно

■ 18-45 лет 1 46 лет и старше%

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «С какой регулярностью Вы принимаете лекарства?»

самолечению, либо обращение за квалифицированной помощью к врачам-специалистам. Для выяснения данного обстоятельства был направлен вопрос о том, по рецепту либо без рецепта покупают лекарства опрашиваемые. Сегодня большинство лекарств от достаточно тяжелых недугов,

таких как болезни сердечно-сосудистой системы, аллергии, острых форм ОРВИ и пр. продаются без рецепта врача. Бесконтрольной прием препаратов может не только помочь облегчить болезненное состояние, но и привести к побочным нежелательным явлениям, к ухудшению

общего состояния здоровья. Опрос показал, что большая доля населения (41,5% младшей возрастной группы и 60,7% старшей группы) почти всегда покупают лекарства без рецепта. Немалая группа

туре потребления ЛС в данном аспекте. Однако другой причиной может являться также невысокая доступность, либо неудобная форма медицинского обслуживания в поликлиниках.

Применение лекарств требует выполнения определенных правил, прописанных в прилагаемых инструкциях. Изучение инструкции перед приемом является обязательным, для того чтобы выяснить противопоказания, способ приема и пр. Нарушение инструкции может привести к тому, что препарат не подействует, либо возникнут нежелательные побочные реакции. Изучение инструкции перед приемом лекарства является показателем культуры здоровьесбережения. По данному критерию опрос показал весьма высокий уровень культуры респондентов, т. к. 50,6% всегда изучают инструкцию лекарства, 48,1% читают инструкцию перед первым применением, и только 1,3% не имеют привычки читать инструкцию.

ЛС представляются продуктом производства, товаром первой необходимости, вследствие чего к ним применяются все методы маркетинга. Важным инструментом повышения продаж является реклама

респондентов (22,6% и 14,3% соответственно) приобретают аптечные продукты исключительно без рецепта (Рис. 2).

Полученные результаты могут свидетельствовать о не слишком высокой куль-

в разных СМИ. Интенсивность рекламы, например, на телевидении иногда граничит с агрессивностью. В качестве подтверждения - личное наблюдение автора, когда в рекламном блоке на канале ТВЦ, длящегося 10 минут, было прорекламировано более 10 товаров аптечного сегмента. Такая напористость рекламного контента не может остаться незамеченной. Однако, учитывая тот факт, что многие молодые респонденты и люди среднего возраста сегодня редко смотрят телевизор, а чаще получают информацию из других источников, где реклама фармацевтической и аптечной продукции также широко присутствует, мы задали вопрос о том, обращают ли они внимание на соответствующую рекламу. Восприятие рекламы представляется эмоциональным актом, различающимся у людей разного возраста и пола, вследствие чего ответы были проанализированы по соответствующим шкалам. Опрос показал, что респонденты условно разделились на две примерно равные группы, в одной из которых люди не склонны обращать внимание на рекламу лекарств, в другой -проявляют заинтересованность подобной рекламой (Рис. 3).

60,7%

41,5% 1 302%

2 2,691 ■ ■ ■ "о

5'7%0,0%

Почти всегда Всегда Иногда Никогда

и 18-45 лет ■ 46 лет и старше%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Покупаете ли Вы лекарства без рецепта?»

Не обращаю Скорее не Скорее Обращаю обращаю обращаю

■ 18-45 лет ■ 46 лет и старшей

31.8% 32,2% 31,8%

1 28,8%

22,75 Я

18,6% 8,6%

9,1% ■

Не обращаю Скорее не Скорее Обращаю обращаю обращаю

■ Мужчины иЖенщины

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Обращаете ли Вы внимание на рекламу лекарственных препаратов в СМИ?»

Более эмоционально воспринимают рекламу группы молодежи и женщин. Взрослые респонденты и мужчины оказываются более устойчивыми к влиянию рекламы. Однако разница значений между ответами не столь велика, и отношение к обозначенной проблеме носит явно личностно-индивидуальный характер. Реально высокий уровень культуры в обращении с ЛС доказывает результат

ответов на вопрос о покупке лекарств под впечатлением от рекламы. Оказалось, что покупали препараты, ориентируясь на рекламу, только 5,7% молодых участников опроса и 17,9% старших, из которых основную массу составляли женщины. Не покупали ЛС под воздействием рекламы 52% респондентов младшей группы и 46,4% старшей группы (Рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Покупали ли Вы фармацевтические препараты, ориентируясь на рекламу в СМИ?»

Следует заметить, что весьма подвержены влиянию рекламы лекарств очень пожилые люди - старшие родственники респондентов. Данная категория традиционно смотрит телевизор, видит рекламу, и имея много возрастных проблем со здоро-

вьем, наивно надеется на чудесную помощь рекламируемых лекарств. При этом, как правило, лечение престарелых пациентов проходит под наблюдением младших родственников и врачей, что не позволяет им бесконтрольно покупать и принимать ЛС.

К вопросам общей культуры общества и рынка относится проблема фальсифицированной фармацевтической продукции. На необходимость борьбы с конрафактом медицинских препаратов на основе правовых методов обращает внимание автор К.С. Копачёва [6]. Об опасности применения фальсифицированных ЛС пишет Д.С. Брав-кова, акцентируя внимание на том, что «применение таких препаратов может стать причиной серьезных негативных последствий для здоровья человека, так как фальсифицированная продукция не проходит предусмотренный для легальной продукции контроль при ее производстве и реализации» [7]. В ходе опроса нами был

Другой важной проблемой, связанной с уровнем отраслевой экономической культуры, является организация производства ЛС в таком объеме и ассортименте, чтобы у населения не возникало опасения, что жизненно важные препараты по какой-то причине могут исчезнуть из продажи. Данный вопрос приобрел особую актуальность в последнее время - после введения в 2021 г. западными странами экономических санкций против России. Поставки ЛС из многих стран были прекращены, а производство аналогов необходимых пре-

поставлен вопрос об опасении возможности приобрести фальсифицированное лекарство, который показал уровень доверия населения к качеству продукции фармацевтической отрасли (Рис. 5). Выяснилось, что чуть менее половины респондентов не испытывают страха, что им продадут поддельное лекарство (суммарно 46,9% ответов «не опасаюсь» и «скорее не опасаюсь») и примерно столько же такие опасения испытывают (суммарно 43,2% ответов «опасаюсь» и «скорее опасаюсь»). Таким образом, следует отметить, что усиление государственного контроля за производством и реализацией лекарственной продукции остается перманентно актуальным.

паратов в России оказалось либо недостаточным, либо по некоторым лекарствам оно вовсе отсутствовало. В ходе опроса нами был выяснен уровень данной проблемы для респондентов (Рис. 6). 46,4% старшей группы опрашиваемых и 30,2% младшей группы ощутили опасность не иметь возможности приобрести необходимое лекарство из-за отсутствия поставок. Естественным образом в данную группу в большинстве входят респонденты, принимающие лекарственные препараты ежедневно.

1 24,7%

" Не опасаюсь

22,2% * ■ Скорее не опасаюсь

■ Скорее опасаюсь

22,2% ■ Опасаюсь

21,0% ■ Затрудняюсь с ответом

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Опасаетесь ли Вы, что Вам продадут фальсификат ЛС?»

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Возникает ли у Вас проблема в связи с перебоями поставок необходимых препаратов в аптечной сети?»

Опрос показал, что сегодня перебои с ЛС в аптеках стали обычным явлением, в связи с чем в системе производства ЛС каждое государство должно стремиться к независимости от сторонних государств во избежание резкого ухудшения качества жизни населения и повышения уровня инвалидности и ранней смертности от болезней в случае дестабилизации политических, либо экономических взаимоотношений между странами.

Важным вопросом общей культуры обращения ЛС представляется вопрос о ценах на лекарства. На практике можно

Опрос показал, что для подавляющего большинства, принявших в нем участие, цена на лекарство имеет весьма важное значение. Учитывая тот факт, что более трети населения принимают фармацевти-

видеть, что аналоги одного и того же лекарства, в основе которого лежит одна химическая формула, имеют иногда очень большую разницу, зависящую от страны поставщика, либо от бренда. Не является секретом, что врачи частных клиник склонны назначать пациентам лекарства из самого дорогостоящего сегмента, т. к. имеют от производителя некоторое материальное поощрение за это. Для выявления отношения респондентов о значимости цены на лекарство был задан соответствующий вопрос (Таблица 1).

ческие препараты ежедневно, их цена должна быть соотносимой с доходами. Особенно данный вопрос актуален для пенсионеров, у которых затраты на ЛС могут превышать оплату за услуги ЖКХ.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «При выборе лекарственного препарата имеет ли значение его цена?»

Ответы 18-45 лет (в %) 46 лет и старше (в %)

Не имеет/скорее не имеет 13,2% 3,6%

Имеет/скорее имеет 86,8% 96,4%

Однако и трудоспособное население на лекарства может тратить заметную часть своих доходов. На оценку реальной стои-

мости ЛС был направлен вопрос: «Как Вы оцениваете ценовую доступность лекарств частого использования?» (Рис. 7)

57,1%

1 Л С 10А

/ / 1

12,1° £ 3 2,1%

18,9%

10,7% 1

■ 0,0%1'9%

Они слишком Цена вполне Затрудняюсь с В зависимости дороги доступна ответом какой препарат

■ 46 лет и старше 118-45 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете ценовую доступность лекарств частого использования?»

Как мы можем видеть на рисунке 7, более половины старших респондентов (57,1%) и треть молодых (32,1%) считают, что цены на лекарства слишком высоки. Несмотря на существующие программы о дотациях на ЛС для определенных групп населения (инвалидов, ветеранов военных действий и др.), проблема ценовой доступности лекарств существует и требует своего решения на государственном уровне.

Заключение. Проведенное исследование подтвердило важность проблемы культуры в сфере потребления ЛС, а также в вопросе государственной экономической деятельности в системе обеспечения доступности населения к использованию эффективных недорогих лекарств. Эмпирически было доказано, что качество жизни подавляющего числа людей напрямую зависит от использования лекарственных препаратов. Культура население в вопросе потребления лекарств достаточно высока, о чем свидетельствует информация об изучении инструкции перед приемом пре-

парата большинством респондентов, разумном отношении к рекламе ЛС в СМИ, оптимальном уровне доверия к качеству аптечной продукции. Однако высокий показатель приобретения лекарств без соответствующего рецепта свидетельствует о не слишком высоком доверии к врачам и неудобной форме поликлинической помощи пациентам. Важным вопросом культуры здоровьесбережения остается обеспечение населения ЛС ежедневного использования, которое не должно полностью зависеть от импорта из других стран, а также ценовая политика, позволяющая пациентам с любыми доходами рассчитывать на возможность приобрести необходимое лекарство. Таким образом, важная роль в поддержании высокого уровня культуры потребления ЛС принадлежит, безусловно, государству, осуществляемому разумную социальную политику и эффективный контроль за обеспечением всего населения необходимыми ресурсами для поддержания здоровья нации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ивакина С.Н. Выявление факторов, оказывающих влияние на потребление лекарственных препаратов в коммерческом секторе российского фармацевтического рынка// Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 50-летию фарм. факультета КГМУ / под ред. В А. Лазаренко [и др.]. - Курск: КГМУ, 2016. - С. 117-120.

2. Таболова Е.А., Правдюк М.Ф. Анализ динамики потребления лекарственных препаратов в немедицинских целях и оценка эффективности нормативной базы по отпуску препаратов данной группы // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2016. - С. 385-389.

3. Овод А.И., Солянина В.А., Толкачева И.В. Рост цен на фармацевтическом рынке как угроза снижения уровня жизни населения //Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С.509-513.

4. Дрёмова Н.Б., Афанасьева Н.И., Соломка С.В. Самооценка здоровья посетителей аптек и тендерные особенности их отношения к лекарственным средствам // Возраст-ассоциирован-ные и тендерные особенности здоровья и болезни: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.К. Горшунова. - Курск: КГМУ, 2016. - С. 39-52.

5. Ткаченко О.В. Выбор, покупка и потребление лекарственных препаратов: опыт социологического исследования // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. - С. 52.

6. Копачёва К.С. Контрафакту медицинских препаратов - НЕТ! // LXXVII научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конференции: в 3-х ч. - Минск, 2021. - С. 505-508.

7. Бравкова Д.С. Некачественные и поддельные препараты на рынке медицинских изделий: гражданско-правовой аспект // Глобализация проблем биоэтики в период пандемии COVID-19: сборник избранных статей Всероссийской студенческой научно-теоретической конференции. -Ростов н/Д: РГМУ, 2022. - С. 95-100.

REFERENCES:

1. Ivakina S.N. Identification of factors influencing the consumption of drugs in the commercial sector of the Russian pharmaceutical market // Pharmaceutical education, science and practice: development horizons: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated. To 50th anniversary of Pharma faculty of KSMU / ed. by V.A. Lazarenko [et al.]. Kursk: KSMU, 2016. P. 117-120.

2. Tabolova E.A., Pravdyuk M.F. Analysis of the dynamics of utilization of drugs for non-medical purposes and assessment of the effectiveness of the regulatory framework for the dispensing of drugs of this group // Fundamental scientific research: theoretical and practical aspects: collection of materials from the International Scientific and Practical Conference. Kemerovo: West Siberian Scientific Center, 2016. P. 385-389.

3. Ovod A.I., Solyanina V.A., Tolkacheva I.V. Rising prices on the pharmaceutical market as a threat to reducing the standard of living of the population // Economics and Entrepreneurship. 2020. No. 5 (118). P. 509-513.

4. Dremova N.B., Afanasyeva N.I., Solomka S.V. Self-assessment of the health of pharmacy visitors and gender characteristics of their attitude to medicines //Age-associated and gender characteristics of health and disease: collection of materials from the International Scientific and Practical Conference / ed. by N.K. Gorshunov. Kursk: KSMU, 2016. P. 39-52.

5. Tkachenko O.V. Choice, purchase and consumption of medicines: experience of sociological research // Modern studies of social problems. 2013. No. 6. P. 52.

6. Kopacheva K.S. NO to counterfeit medicines! I ILXXVII scientific conference of students and graduate students of the Belarusian State University: conference materials: in 3 parts. Minsk, 2021. P. 505-508.

7. Bravkova D.S. Low-quality and counterfeit drugs on the medical products market: a civil aspect // Globalization of bioethics problems during the COVID-19 pandemic: a collection of selected articles of the All-Russian Student Scientific and Theoretical Conference. Rostov on/D: RGMU, 2022. P. 95-100.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interest

Информация об авторах

Ирина Сергеевна Мальцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Российская Федерация e-mail: mirin@list. ru тел.: +7(903)4657357

Ростислав Алексеевич Гаченко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармации

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет », г. Майкоп, Российская Федерация

e-mail: rostislav.ganchenko.l994(qymail.ru тел.: +7(919)7541404

Поступила в редакцию 10.01.2024 Поступила после доработки 19.01.2024 Принята к публикации 19.01.2024 Received 10.01.2024 Revised 19.01.2024 Accepted 19.01.2024

Information about the authors

Irina S. Maltseva, PhD (Econ.), Associate Professor, the Department of Marketing, Service and Tourism,

FSBEI HE: «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation e-mail: mirin@list. ru tel.: +7(903)4657357

Rostislav A. Gachenko, PhD (Pharm.), Associate Professor, the Department of Pharmacy, FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation e-mail: rostislav. ganchenko. 1994@mail. ru tel.: + 7(919)7541404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.