Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Романова Н.Г. — Потребление информации СМИ и профессиональная компетентность студента // Филология: научные исследования. - 2020. - № 9. DOI: 10.7256/2454-0749.2020.9.33932 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=33932
Потребление информации СМИ и профессиональная компетентность студента
Романова Наталья Геннадьевна
кандидат филологических наук
доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью «Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский государственный
университет экономики и управления НИНХ'
630099, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0749.2020.9.33932
Дата направления статьи в редакцию:
19-09-2020
Аннотация.
Предметное поле статьи - проблема формирования и актуализации профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью в контексте особенностей и динамики информационного потребления современной молодежи. Постановка проблемы обусловлена актуальными векторами научных работ -изменение практик медиапотребления массовой аудитории, кризис доверия к вещательным СМИ и институту журналистики, вопросы качества и специфики современных медиатекстов, профессиональная компетентность представителей сферы масс-медиа; с другой стороны - необходимостью решения практических задач в образовательном процессе при формировании филологических основ профессиональной деятельности. Исследование проводилось с использованием социологических методов. Респонденты - студенты первого курса направления обучения «42.03.01 Реклама и связи с общественностью», приступившие к изучению профильной дисциплины «Теория и практика массовой информации». Первая часть анкеты позволила определить общее отношение к феномену массовой информации и основные модели поведения студентов как ее потребителей, а также уровни идентификации и персонификации современных СМИ. Вторая часть сфокусировала внимание респондентов на критериях выбора и желательном наборе закрепляемых за СМИ характеристик, возможных перспективах развития масс-медиа. В ходе анкетирования установлены варианты содержательно-
тематической структуры информационных запросов, диапазон временных затрат, «стандарт» требований молодой аудитории к современным источникам массовой информации, общая картина потребительских предпочтений студентов по видам СМИ -все вместе определяющие актуальную модель медиапотребления. Определены проблемные места в системе представлений о современных СМИ, обусловленные, в частности, недостаточно высоким уровнем информационной культуры студентов-первокурсников: трудности с идентификацией конкретных представителей сферы масс-медиа, клишированность выносимых оценок и «желательных» качеств новых СМИ. В конце статьи сформулированы выводы и рекомендации по практическому применению полученных результатов для решения задачи формирования профессиональных коммуникативных качеств специалиста медиасферы.
Ключевые слова: средства массовой информации, массовая коммуникация, филологическая деятельность, информационное потребление, коммуникативная культура, медиапотребление, цифровые СМИ, информационная культура, журналистика, медиатекст
Постановка проблемы
Предмет рассмотрения статьи - проблема формирования и актуализации профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью в контексте особенностей и динамики информационного потребления современной молодежи.
Профессиональная компетентность будущего специалиста по массовым коммуникациям складывается из способности использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатектов и коммуникационных продуктов, системы устойчивых представлений о запросах и потребностях современного общества и аудитории в массовой информации, способности отвечать на данные информационно-коммуникационные запросы различных аудиторий, из навыка анализа медиатекстов и способности прогнозировать их эффекты и последствия при условии соблюдения принципа социальной ответственности. Все перечисленное предполагает не просто высокий уровень коммуникабельности и осведомленности о текущей ситуации в сфере СМИ, но и языковое чутье, владение эстетической стороной речи в части использования разнообразных средств речевого воздействия, навыки редактирования, высокий уровень информационной культуры и, безусловно, постоянную речевую практику.
Филологические основы профессиональной деятельности закладываются с первого курса в ходе изучения базовых дисциплин, в частности, курса теории и практики массовой информации.
Проблема многоуровневая, так как, с одной стороны, студенты демонстрируют общие тенденции своей возрастной группы (18 - 24 лет) - падение интереса к вещательным и печатным СМИ, рост недоверия к традиционным каналам коммуникации, далее -фиксируемое падение уровня грамотности, снижение объемов чтения художественных, публицистических и научно-популярных текстов, что сказывается на уровне развития других видов речевой деятельности (слушание, говорение, письмо); с другой -ориентированы на рекламу и пиар-коммуникации как сферу своей будущей профессиональной деятельности, которая ассоциирована у них с перспективностью приложения творческих усилий, финансовой успешностью и личной эффективностью.
Данные обстоятельства есть не вполне благоприятный контекст для интенсивного
формирования специалиста в области массовых коммуникаций.
Как показывает многолетний опыт входного тестирования студентов-первокурсников, они слабо ориентируются в многообразии существующих СМИ, практически не ориентируются в персоналиях качественной журналистики, мотивируя это несовпадением с личными интересами и тематическими запросами, отсутствием времени на просмотр и чтение информации СМИ, в ряде случаев - отсутствием технических возможностей ввиду различных условий организации студенческого быта.
Проблемам взаимодействия различных видов современных СМИ и массовой аудитории в последние несколько лет посвящено колоссальное количество научных работ (см., например, [1-2, 4-8, 10, 12, 14]), проведены масштабные социологические исследования (см.: «Интернет против телевидения: битва продолжается (ВЦИОМ)»^31, «Телевидение глазами телезрителей, 2017» [71, а также отраслевые доклады: «Телевидение в России в 2017 году» «Российское телерадиовещание и Интернет. Состояние, тенденции и
перспективы развития в 2019 году» [9]), регулярно изучается потребительское поведение и предпочтения россиян по запросу участников медиа-рекламного рынка ¿А51.
Главным стимулом смены коммуникационных парадигм и увеличения востребованности Интернет-источников исследователи видят обострение проблемы доверия к телевидению
и журналистике в целом как социальному институту —4—71. Согласно данным исследования И. А. Полуэхтовой «Телевидение глазами телезрителей. 2000 - 2017»,
федеральные каналы теряют молодую аудиторию быстрее, чем ТВ в целом [71. А. А. Ефанов приходит к выводу, что «в условиях информационного общества «культура доверия» аудитории к СМИ стала представлять собой систему медиа-дифференцированного отбора - обращения к менее ангажированным источникам
информации (в частности, Интернету), предлагающим альтернативные точки зрения» с. 891.
Е. В. Овчинская [51 в работе, посвященной исследованию практик телепотребления российской молодежи, вслед за И. А. Полуэхтовой [61 справедливо отмечает факт большей свободы и индивидуализации медиапотребления в связи с быстрым освоением молодыми людьми новых технологий.
Цели анкетирования и практические области применения результатов
В первые две недели 2020 - 2021 учебного года нами проведено сплошное анкетирование студентов-первокурсников направления обучения «42.03.01 Реклама и связи с общественностью» с целью выявления специфики медиапотребления -качественно-количественных его показателей, общей компетентности студентов в сфере СМИ как области будущей профессиональной деятельности, понимания ими актуальных тенденций и ближайших перспектив развития масс-медиа, а также с целью определения наиболее востребованных у молодежи каналов информации и причин такого предпочтения.
Исследование планировалось и реализовывалось для последующего решения двух практических задач:
1) отталкиваясь от полученных результатов, выстроить более эффективно учебную коммуникацию в рамках изучения теоретико-практических вопросов функционирования современных СМИ. Как минимум - повысить уровень медиаграмотности как средства
противодействия манипулятивным технологиям масс-медиа, стратегическая цель -медиаобразование как профильная профессиональная подготовка;
2) использовать данные о предпочтениях респондентов в области содержания, форм и каналов массовой информации для прогнозирования возможных социально-культурных эффектов, выявления проблемного поля речевой практики с дальнейшей проработкой этих моментов при выполнении тренировочных упражнений - создании текстов для СМИ, отвечающих высоким требованиям речевой культуры, обладающих композиционной завершенностью, идейно-смысловой целостностью, демонстрирующих компетентность студентов в технологиях и формах массовой коммуникации в целом.
Постановка данных задач неслучайна и обусловлена результатами и общей направленностью научных работ последних лет. Так, А. М. Шестерина в исследовании культурной среды города фиксирует проблемы, возникающие на пересечении медиасферы и культурного поля региона: «...Ощутимы и процессы определенной стагнации, отставания телевидения в целом. Региональное ТВ сегодня можно охарактеризовать как более консервативное по отношению к общероссийскому, бедное в
жанровом аспекте» ———Сетевое видео, в противовес, «отличается большей широтой тем, яркой персонифицированностью, нонконформизмом, с одной стороны, и акцентированием позитивистской и гедонистической парадигмы мышления <...> Видеоблоги культурно-просветительской направленности нередко можно охарактеризовать как псевдодокументальные, созданные в жанрах докьюментари или мокьюментари и не столько приобщающие людей к культурным ценностям, сколько отталкивающие аудиторию от высоких образцов искусства» [14, с- 34].
Одна из причин А. М. Шестериной справедливо видится в низком уровне подготовки журналистских материалов: «В передачах культурной тематики часто отмечается примитивизация сложных явлений, стереотипизация: одни и те же лица, одни и те же события, отсутствие поиска новых форм, утрата традиций. В результате наблюдается
эффект понижающей селекции (качественный зритель не воспроизводится)» [14, с- 35]. О разрушении механизма воспроизводства телеаудитории и других взаимосвязанных социокультурных эффектах медиатизации пишет в своих работах и И. А. Полуэхтова
Оценке культурного состояния аудитории СМИ посвящена также статья С. Л. Уразовой Автор делает акцент на проблемах речевой коммуникации, рассматривая телевидение как индикатор лексических навыков, речевой практики и предпочтений социума. Среди негативных вербальных характеристик экранной коммуникации, утверждаемых в качестве норм речевого поведения, по мнению С. Л. Уразовой, -«доминирование речевой агрессии, скабрезных шуток, вульгаризмов, сниженной лексики, примитивных фраз» [12, с- 78].
А. А. Ефанов, характеризуя другой немаловажный феномен современных медиа -процесс пиаризации, отмечает его амбивалентность: «С одной стороны, коммуникационные каналы и субъекты Р Я-деятельности добиваются привлечения внимания, инспирирования резонанса - социальных движений не только в виртуальном, но и социальном пространстве (как итог - повышения рейтингов и прямой монетизации «успеха»), с другой, - пиаризация приводит к дискредитации медиа, когда онлайн-издания и телеканалы начинают восприниматься как РЯ-инструменты (что противоречит
канонам СМИ), в результате чего происходит усиление «кризиса доверия»»с 34]. Данный вывод согласуется с утверждением И. А. Полуэхтовой: «В конкуренции с Интернетом телевидение утрачивает прежнюю культурную значимость. Наиболее заметны
эти изменения в среде молодежи: телевидение перестает быть главным «ньюсмейкером» для молодых россиян, все больше воспринимается как «вторичное» медиа для фона. Цифровое неравенство ведет к углублению различий в практиках медиапотребления представителей молодых и старших возрастных групп, а нарастающая фрагментация усиливает различия в телевизионном опыте и повестках дня различных социальных групп» [6' с- 78].
Молодое поколение отличается снижением способности к концентрации внимания и запоминанию, мгновенной гиперэмоциональностью, нарастающей потребностью в интерактивном взаимодействии. Результат - медиатексты становятся лаконичнее, ярче вербально и визуально, сообщение заключается в более эмоциональную форму - всё для того, чтобы успеть попасть в 8-9 секунд так называемого «окна внимания». В условиях «атакующей» информации сознание молодежи настроено на быстрое переключение. Эти особенности медиапотребления учитывались при формировании рабочей гипотезы исследования, равно как и зафиксированные в научной литературе общие тенденции отрасли, и, безусловно, должны приниматься во внимание в процессе подготовки профессиональных кадров для СМИ.
Результаты исследования
Исследование проводилось с использованием социологических методов. Разработанная для этой цели анкета (состояла из трех частей, две из которых были направлены на получение конкретной информации в соответствии с рабочей гипотезой, третья часть обобщала персональные данные респондентов) была размещена на Интернет-ресурсе «Google Forms» в сентябре 2020 г. Записано 98 ответов при общей численности претендентов - 127 чел. Полученные результаты можно считать вполне репрезентативными, отражающими реальные практики взаимодействия представителей студенческой молодежи со СМИ.
Первая часть анкеты позволила определить общее отношение к феномену массовой информации и основные модели поведения студентов как ее потребителей, а также уровни идентификации и персонификации современных СМИ. Вторая часть сфокусировала внимание респондентов на критериях выбора и желательном наборе закрепляемых за СМИ характеристик, возможных перспективах развития масс-медиа.
Возрастные границы варьировались вокруг 18 и 17 лет (57 % и 38% опрошенных соответственно. Подавляющее большинство имеет хорошо организованные условия быта (87 %) и только 9% урезаны в своих потребностях и проживают в общежитии. Следовательно, спад потребления вещательных медиа в данной группе не связан с изменениями жизненного уклада и бытовых условий проживания в период обучения.
На первый вопрос анкеты «Как часто Вы обращаетесь к СМИ, чтобы получить актуальную информацию о событиях в городе, стране, мире?» ответы распределились следующим образом: 44% обращаются к каналам массовой информации несколько раз в течение дня; 28% - примерно 2 - 3 раза в неделю; для остальных частота обращений зависит от актуальных жизненных ситуаций; и только один из опрошенных заявил, что для защиты от негативной информации старается игнорировать СМИ.
На пороге освоения новой социальной роли 82% опрошенных рассматривают СМИ прежде всего как источник полезной информации и знаний, 16% используют в качестве фона для повседневных дел и практически не признают развлекательной функции. В связи с этим в ассоциативном ряду к понятию «массовая информация» лидирует слово
«новости», на втором месте - описательные значения, сводимые к перифразе «информация для всех». Любопытно, что при ответе на последующие вопросы этого блока развлекательный контент в структуре медиапотребления все-таки фигурирует (почти у 40% опрошенных), но, по-видимому, не является самоцелью при обращении к СМИ.
78% респондентов хорошо ориентируются в институциональных формах СМИ, отличают их от иных явлений, организаций, механизмов социальных взаимодействий, что демонстрирует хороший уровень вовлеченности в актуальную проблематику и достаточные основания для более детального изучения сферы масс-медиа.
Предпочтения по каналам массовой информации сложились в следующую картину: половина опрошенных не пользуется радио, тогда как телевидение и печатные СМИ игнорирует только четверть респондентов. В лидерах среди отверженных у молодежи оказалась такая социальная сеть, как Facebook - почти 60% опрошенных не имеют аккаунта и потребности ее использования, «Одноклассниками» пренебрегают чуть более 65%.
В ежедневных практиках медиапотребления лидируют социальные сети - Instagram (93%), ВКонтакте (91%), мессенджер Telegram (45%), видеохотинг YouTube - 59%. Набирающий в последнее время популярность TikTok в качестве постоянного канала массовой информации рассматривают 36% респондентов. Хорошую статистику по регулярности просмотров показали Интернет-издания и новости на главных страницах поисковых систем Яндекс, Google, Mail.ru, Rambler и др., что коррелирует с ответами на предыдущие вопросы анкеты и позволяет обозначить устойчивые модели медиапотребления исследуемой группы.
Подавляющее большинство опрошенных (85,5%) также отметили отсутствие каких-либо факторов или барьеров, препятствующих обращению к СМИ, снижающих доступность информации. Для остальных в качестве преград выступают возможная дезинформация, пропаганда и плохая репутация органа массовой информации, создающие ощущения недоверия и неуверенности в целесообразности потребления сомнительного контента.
В 8-м вопросе анкеты респондентам предлагалось оценить свои ежедневные временные затраты на чтение и просмотр информации, дифференцированной по традиционным тематическим категориям: политика, экономика, международные новости, местные новости, спорт, авто и т.д. - всего 15 позиций с возможностью включения своего варианта. По объективным причинам в аутсайдерах оказалась категория «Авто» - 72%, а более половины опрошенных (55%) игнорируют новости спорта. В число менее привлекательных, возможно, в связи с последствиям COVID-19, а также меньшей финансовой доступностью продуктов сферы для молодежи, попала категория «Туризм». По остальным тематическим блокам наблюдаются сходные потребительские реакции и варьирование ответов в рамках временного паритета - в большинстве случаев респонденты ежедневно тратят до 15 минут на популярные новостные категории. Таким образом, очевидны устойчивая потребность в массовой информации и сформированные навыки ее получения в целом по референтной группе.
Среди наиболее авторитетных представителей сферы массовой информации (открытый вопрос) почти 40% назвали журналиста и видеоблогера Юрия Дудя. В свободных ответах респондентов фигурировало более пяти десятков имен, из которых 7%-ный идентификационный порог преодолели Ирина Шихман, Алексей Пивоваров, Владимир Познер, YouTube-блогеры Руслан Усачёв и Илья Варламов. Чуть с большей частотностью
в анкетах были отмечены Ксения Собчак и видеоблогер Николай Соболев, тем не менее, сохранившие значительный разрыв с лидером. Больше затруднений вызвал вопрос, касающийся представителей местных СМИ: только треть опрошенных смогли назвать конкретные имена (от 1 до 5 в ответе).
Во второй части анкеты решающим при выборе средства (канала получения) массовой информации 91% аудитории назвал качество информации, на втором месте оказалась характеристика «доступность для понимания» (61%), чуть больше половины опрошенных выбрали также «авторитет и популярность СМИ», «Личные симпатии к журналисту, блогеру» и «Удобство пользования». Примечательно, что вариант ответа «традиции семьи» набрал 0% голосов, обозначив дистанцированность поколений и подчеркнутую самостоятельность выбора молодежи.
По результатам опроса, 35% студентов связывают свое будущее со сферой производства массовой информации и еще 10% указали, что уже начали подготовительную работу в этом направлении, что совпадает с ответами на последний вопрос анкеты об увлечениях и хобби: 9 человек отметили занятия, сопричастные сфере массовых коммуникаций, -копирайтинг и создание видеоконтента.
Среди причин категорического отказа от занятия журналистской деятельностью в настоящем и обозримом будущем - отсутствие личного интереса, недоверие и опасность для жизни.
Не вызвали затруднений вопросы, касающиеся оценки преимуществ и недостатков современных СМИ. Ответы студентов продемонстрировали ориентацию на объективность и развернутость суждений. Общая картина выглядит следующим образом: достоинства -доступность, понятность, плюрализм мнений, оперативность в распространении информации, разнообразие форм подачи, актуальность; недостатки - дезинформация и различные манипулятивные приемы, недостаточная объективность, цензура и финансовая зависимость, отсутствие уникальности, избыток информации. Перифразировав ответы студентов, можно сказать, что основные претензии сводятся к качеству медиатекстов, недобросовестной редакционной политике и к условиям, в которые поставлены производители массовой информации. В целом, респонденты показали средний уровень удовлетворенности состоянием современных СМИ: по шкале от 0 до 10, где 0 означает «абсолютно не удовлетворен», 10 - «максимально удовлетворен», 90% ответов пришлись на интервал от 5 до 8 баллов.
При оценке перспектив различных типов СМИ симпатии опрошенных оказались на стороне цифровых СМИ и социальных сетей. 59% опрошенных считают, что сфере СМИ необходимы изменения, и только 6% вполне устраивает текущая ситуация. При этом почти 70% считают возможным возникновение в ближайшие 5 лет новых типов СМИ, оставшиеся 30% - абсолютно уверены в грядущих изменениях.
Среди двадцати предложенных качеств и параметров, которым должны отвечать новые СМИ, выбор аудитории сделан в пользу характеристик (ранжирование по степени убывания важности): достоверность, доступность, информативность, независимость, скорость предоставления информации, объективность, удобство поиска информации, учет интересов и потребностей аудитории, полнота предоставляемой информации, открытость, использование новых коммуникационных технологий, способность к быстрым изменениям, социальная ответственность. Практически невостребованными остались такие характеристики, как учет интересов государства, экономическая эффективность, интерактивность, мультимедийность, соблюдение норм морали и этики, соответствие
стилю жизни своей аудитории.
Таким образом, будущие профессионалы и эксперты сферы масс-медиа вполне позитивно оценивают текущую ситуацию и ближайшие перспективы при некоторой парадоксальности ответов на вопросы второй части анкеты: ожидание изменений и высокая оценка цифровых СМИ сочетается с игнорированием или недооценкой присущих им качеств, как то: интерактивность, мультимедийность, мобильность и др. Высокая оценка сферы, по результатам опроса, основывается не на детальном знании обстоятельств и процессов, определяющих контекст функционирования современных СМИ, а, скорее всего, на уверенности респондентов в правильности выбора, сделанного в пользу направления рекламы и связей с общественностью как максимально аттрактивной области деятельности. Здесь достаточно вспомнить данные ВЦИОМ, согласно которым «современная молодежь является наиболее оптимистично настроенной частью населения в сравнении с другими возрастными группами» -Ш!.
Выводы и рекомендации
Современная молодежь, в терминологии американского педагога и коммуникатора М.
Пренски t16 - «Digital Natives» («цифровые аборигены»), родилась и выросла в цифровом контексте. Интернет есть органичная составляющая каждодневной жизни молодого человека, со спектром влияния которой, в том числе на реалии учебного процесса, нужно и важно считаться.
Проведенное исследование является лишь первым этапом изучения проблемы информационного потребления в молодежной среде, взятой в аспекте приобщения к профессиональной сфере. Выявленные базовые представления и ожидания студентов, ценностные ориентации как основания практик медиапотребления являются исходными условиями для конкретизации и решения двух практических задач образовательного процесса, сформулированных нами в вводной части данной статьи.
Основные результаты анкетирования:
1. Установлены варианты содержательно-тематической структуры информационных запросов, диапазон временных затрат, «стандарт» требований молодой аудитории к современным источникам массовой информации, общая картина потребительских предпочтений студентов по видам СМИ - все вместе определяющие актуальную модель медиапотребления.
2. Определены проблемные места в системе представлений о современных СМИ, обусловленные, в частности, недостаточно высоким уровнем информационной культуры студентов-первокурсников: при информационном поиске и потреблении в фокусе внимания больше оказывается само содержание медиатекста (как некий событийный ряд) без учета категории авторства, спецификации канала информации и его принципиальной позиции в предпочтениях и характере освещения определенных событий и тематики. Следствием являются трудности с идентификацией конкретных представителей сферы масс-медиа, клишированность и соответственно предсказуемость выносимых оценок и «желательных» качеств новых СМИ.
3. Факт оценки средств массовой информации подавляющим большинством студентов как источника именно знаний, а не развлечений, шумового фона и т.п., навык регулярного обращения к данным источникам позволяют говорить о потенциально высокой степени влияния СМИ на компетентность как основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт обучающихся, в том числе на формирование
профессиональных коммуникативных качеств специалиста медиасферы.
Безусловно, приоритеты в источниках, формах информирования, предпочтительных языковых кодах донесения информации о событиях в стране и мире - то, о чем напрямую и косвенно свидетельствуют ответы респондентов, - не могут не оказывать воздействия на коммуникативную культуру и речевые практики будущих представителей направления РиСО. Наша задача состоит не столько в том, чтобы скорректировать это воздействие в положительную сторону, например, через рекомендации и ограничения по материалам для аудиторной и самостоятельной работы, сколько в том, чтобы сделаться данный процесс очевидным для самих обучающихся, предоставив возможность объективно оценивать его тенденции, предполагаемые результаты и издержки. Последовательная реализация цели формирования информационной культуры студента посредством анализа разнообразных медиатекстов (как в плане общего качества исполнения, так и по воздействующему потенциалу, назначению и пр. параметрам), в процессе создания коммуникационных продуктов в рамках учебной работы и вовлечения студентов в научное творчество - основной путь практического решения вышеобозначенной проблемы.
Библиография
1. Ефанов А. А. Феномен пиаризации медиа // Коммуникология. 2018. Т.6. №3. С.34-40.
2. Ефанов А. А. Падение доверия к телевидению: социологический взгляд на проблему // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2018. Т.18. №2. С.89-94.
3. Интернет против телевидения: битва продолжается [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. № 3367. 03.05.2017. URL: wdom.nj/index.php?id = 236&uid = 116190 (дата обращения: 03.09.2020).
4. Лозовский Б. Н. Журналистика: от чего зависит доверие тем, кто ей служит // Знак: проблемное поле медиаобразования. Челябинск, 2018. №3 (29). С.174-183.
5. Овчинская Е. В. Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий // // Знание. Понимание. Умение. 2011. №3. С.295-299.
6. Полуэхтова И. А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2018. №4. С.71-82.
7. Полуэхтова И. А. Телевидение глазами телезрителей, 2017 / АЦ НСК. URL: http:// congress-nat.ru/data/documents/02-Poluehtova.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
8. Полякова О. В. Влияние средств массовой коммуникации на маргинализацию молодежи в современной России: результаты социологического исследования (на примере Ростовской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №2. С. 279-283.
9. Российское телерадиовещание и Интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019 году. Отраслевой доклад. URL:
https ://fapmc.gov.ru/rospechat/activities/reports/2020/teleradio.html (дата обращения: 03.09.2020)
10. Скобелев В. Л. Современное состояние и развитие телепотребления в России // Петербургский экономический журнал. 2019. №1. С.25-33.
11. Телевидение в России в 2017 году. Отраслевой доклад. URL: http://www.fapmc.ru (дата обращения: 03.09.2020)
12. Уразова С. Л. Телевидение как индикатор лексических навыков и речевой
практики, социальных предпочтений и оценки культурного состояния общества // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». Вып.13. №22. 2011. С.75-81.
13. Цвет настроения: не синий! Максимум социального оптимизма наблюдается сегодня в молодежной среде [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id = 236&uid = 9777 (дата обращения: 16.09.2020).
14. Шестерина А. М. Культурная среда города и региональное телевидение: проблемы взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия «Общественные науки». Тамбов, 2018. Т. 4, № 13. С. 31-38.
15. Mediascope. Медиаисследования. URL: http://mediascope.net/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/description/ (дата обращения: 02.09.2020).
16. Prensky, M. From Digital Natives to Digital Wisdom: Hopeful Essays for 21st Century Learning [Электронный ресурс] // Marc Prensky.com. URL: https://marcprensky.com/ (дата обращения: 09.09.2020)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Исследование информационной составляющей СМИ весьма популярно последнее время. Как отмечает автор, «предмет рассмотрения статьи - проблема формирования и актуализации профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью в контексте особенностей и динамики информационного потребления современной молодежи». Стоит согласиться с данным тезисом, ибо действительно, это так. «Профессиональная компетентность будущего специалиста по массовым коммуникациям складывается из способности использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатектов и коммуникационных продуктов, системы устойчивых представлений о запросах и потребностях современного общества и аудитории в массовой информации, способности отвечать на данные информационно-коммуникационные запросы различных аудиторий, из навыка анализа медиатекстов и способности прогнозировать их эффекты и последствия при условии соблюдения принципа социальной ответственности». Постановка проблемы дает возможность далее двигаться в нужно методологически верном русле; отмечу, что актуальность исследования налицо, новизна же заключается в вероятной дешифровке проблемы. «Филологические основы профессиональной деятельности закладываются с первого курса в ходе изучения базовых дисциплин, в частности, курса теории и практики массовой информации». Большая часть тезисов работы объективна, неплохо, что автор обращается в теме с позиций систематизации. Ориентир на работы И. Полуэтовой, Е. Овчинской и других говорят об умении сводить в единое информационное поле имеющийся контент. Эксперимент, проведенный в рамках программы показал, что «исследование проводилось с использованием социологических методов. Разработанная для этой цели анкета (состояла из трех частей, две из которых были направлены на получение конкретной информации в соответствии с рабочей гипотезой, третья часть обобщала персональные данные респондентов) была размещена на Интернет-ресурсе «Google Forms» в сентябре 2020 г. Записано 98 ответов при общей численности претендентов - 127 чел. Полученные результаты можно считать вполне репрезентативными, отражающими реальные практики взаимодействия представителей студенческой молодежи со СМИ». Оценка результатов дана максимально объективно: «подавляющее большинство опрошенных (85,5%) также отметили отсутствие каких-либо
факторов или барьеров, препятствующих обращению к СМИ, снижающих доступность информации. Для остальных в качестве преград выступают возможная дезинформация, пропаганда и плохая репутация органа массовой информации, создающие ощущения недоверия и неуверенности в целесообразности потребления сомнительного контента». Материал, действительно, интересен, востребован, нов. «Проведенное исследование является лишь первым этапом изучения проблемы информационного потребления в молодежной среде, взятой в аспекте приобщения к профессиональной сфере. Выявленные базовые представления и ожидания студентов, ценностные ориентации как основания практик медиапотребления являются исходными условиями для конкретизации и решения двух практических задач образовательного процесса, сформулированных нами в вводной части данной статьи». Хорошо, что автор конкретизирует свое желание изучать проблему и далее. Открытость «финала» показатель желания привлечь и других исследователей: «безусловно, приоритеты в источниках, формах информирования, предпочтительных языковых кодах донесения информации о событиях в стране и мире - то, о чем напрямую и косвенно свидетельствуют ответы респондентов, - не могут не оказывать воздействия на коммуникативную культуру и речевые практики будущих представителей направления РиСО. Наша задача состоит не столько в том, чтобы скорректировать это воздействие в положительную сторону, например, через рекомендации и ограничения по материалам для аудиторной и самостоятельной работы, сколько в том, чтобы сделаться данный процесс очевидным для самих обучающихся, предоставив возможность объективно оценивать его тенденции, предполагаемые результаты и издержки». Общие требования учтены, работа соответствует изданию. Статья «Потребление информации СМИ и профессиональная компетентность студента» может быть рекомендована к публикации в журнале «Филология: научные исследования».