Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 8 (430). Философские науки. Вып. 53. С. 68— 74.
УДК 101.1:316 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10811
ББК 87.6
Потребительство как актуальный экономико-социокультурный феномен
Н. В. Гончаров
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
В статье предложено авторское видение проблемы потребительства, кратко рассматриваемой с позиции негативных коннотаций. Процесс перманентного возрастания объемов и темпов как производства, так и потребления детерминирует становление и развитие в общественном сознании эгоистических и гедонистических ценностей и установок, успешно декларируемых и интегрируемых товаро- и рекламопроизво-дителями. Анализируется становление и развитие потребительства как глобального мейнстрима, обуславливающего специфику структуры и содержания общественных отношений. Рассматривается особенность демонстративного потребления как эффектного способа выражения одновременно платежеспособности и индивидуальности (оригинального стиля жизни) человека. Подчеркивается превалирование в общественном сознании ценностей и норм капиталистического и рыночного порядка, выработавших «социальный рефлекс» потребительства, нивелирующий рациональные интенции, направленные на понятие нормы потребления различных благ.
Отмечаются последствия тенденции потребительства, способствующей превращению индивида в одномерно рефлексирующего адепта культа товарного потребления.
Ключевые слова: потребность, потребительство, общество, пользовательство, вещизм, капитализм, гедонизм, утилитаризм.
Введение
Социально-экономические проблемы всегда определяли и продолжают определять стратегический курс развития социетальной системы. Одной из таких актуальных проблем современного общества является феномен потребительства, ставший сегодня трендовым социальным императивом, ангажированным активным развитием производственных мощностей и рынков, а также успешной популяризацией социально-идеологических штампов нелимитированного потребления. В связи с этим в общественном сознании сегодня отсутствует четкое представление о норме потребления товаров и, как правило, нормированности общественных потребностей.
Термином «потребительство» принято обозначать процесс постоянного увеличения производства и потребления товаров и услуг. Согласно концепции потребительства С. Штрауса, бизнес оказывает давление на людей в целях стимулирования потребления. Если ранее бизнес стремился дать потребителям то, что они хотят, то теперь производители стали уделять больше внимание методике и технологиям манипуляции потребительским поведением, чтобы те желали того и нуждались в том, что производит и продает бизнес. Как пишет Д. Ритцер: «Традиции были отброшены в поисках нового в товарах и услугах» [24, р. 35]. В. Лич, рассматривая концепцию Штрауса, пишет о том, что бизнес заинтересован
только стандартизацией, массовым производством и массовым распространением, а потребители рассматриваются лишь как «единицы в массе» или «массовые потребители»[11].
Успешность интеграции в социальное пространство модели потребительства в глобальном масштабе определятся эффективностью действий бизнеса, направленных на создание условий в которых снижается способность критической рефлексии индивида относительно количества потребляемых благ. А. Дарнинг, рассматривая феномен потребительства, задается риторическим вопросом: «Сколько достаточно?» [9], его дополняет Д. Крокер: ««Сколько чего?», «Достаточно для кого?» и «Достаточно для какой цели?» [8, р. 14—15]. Действительно, вопросы о потенциале экспансии потребительства, уровне покупательской активности, так называемых индексах потребительского настроения, представляются актуальными для научного сообщества, особенно с учетом усилившегося доминирования потребительства как экономического, социального и культурного явления.
Потребительство как неотъемлемое свойство современного социального сеттинга
Рассматривая проблему потребительства, в обязательном порядке нужно учитывать каузальные основания этого социально-экономического явления. Само потребление (товаров) есть есте-
ственное, сложившееся в процессе общественно-исторического развития (и витально-природное, в некотором роде) свойство (качество) социального и индивидуального бытия человека. Например, согласно выдающемуся экономисту и философу А. Смиту, общество представляет собой «торговый союз», об этом он пишет в четвертой главе фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатства народов». Анализируя роль повсеместного установления разделения труда, Смит отмечает, что благодаря этому разделению, большая часть потребностей человека удовлетворяется путем взаимообмена излишков продуктов труда, «таким образом, каждый человек живет обменом или становится в известной мере торговцем, а само общество превращается, так сказать, в торговый союз» [4, с. 33]. Подтверждением этому в том числе служит тезис Дж. Ст. Милля: «Все продавцы являются неизбежно и ex vi termini (по определению) покупателями» [3, с. 317].
Таким образом, процесс удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей подчинен закономерностям самого общественного бытия, которое посредством хозяйственно-экономической деятельности рационализирует, оптимизирует и стремится к обеспечению баланса в плане создания (производства), распределения, обмена и потребления благ и ресурсов. Но при этом нужно понимать, что научно-техническое развитие, способствуя интеграции в производительную и производственную деятельность массового, конвейерного, роботизированного и автоматизированного производства позволило производить за относительно небольшое количество времени большое количество товаров, затрачивая меньшее количество труда (общественно полезной человеческой энергии), способствуя динамичному насыщению рынков товарами, делая их, в том числе, более доступными (это, несомненно, является общественно важным достижением эффективной взаимокорреляции развития производства и возрастающего спроса).
В контексте вышеизложенного стоит отметить амбивалентный характер общества потребления, который состоит в том, что, несмотря на изобилие товаров и их относительную доступность, происходит (не жестко пропорционально, конечно) снижение качества жизни (не в смысле количества доступных благ, которых стало, безусловно, значительно больше, а в смысле их «качественности» и влияния производства на окружающую среду). П. Н. Блум и Р. Б. Смит в труде «Будущее потребительства» указывают на эти социально-экономические, а также экологические послед-
ствия потребительства. Потребительство требует постоянного обращения к невозобновляемым природным ресурсам, превращая окружающую среду в гигантскую выгребную яму путем загрязнения как отходами промышленного производства, так и потребления. Помимо этого, минимизация финансовых издержек осуществляется товаропроизводителями за счет экономии на здоровье и безопасности работников и потребителей. «Но эта практика, — как они пишут, — наносящая ущерб качеству нашей жизни, не отражает истинных экономических издержек нашего нынешнего материального благосостояния и создает условия, которые неизбежно приведут к дефициту ресурсов, увеличению экономических издержек и повышению реальных цен в будущем» [6, р. 5].
Товаропроизводители, используя преимущества массового производства в целях максимизации прибыли, сегодня успешно навязывают потребителям вульгарные ценности «пользовательства», поощряя интерес к вещизму, тем самым «увлекая» индивидуальное и общественное сознание в глубины «заманчивого» товарного мира.
Касательно проблематики детерминирования товаропроизводителями индивидуальных и общественных потребностей и определения роли потребителей на рынке существуют два противоположных подхода. Первый — основывается на том, что потребители, обладая, так называемой «потребительской свободой», определяют деятельность производителей за счет своей покупательской активности, влияя на экономические параметры хозяйствующих субъектов. Соответственно, противоположный — утверждает, что потребитель является своего рода пешкой на рынке, хотя и обладает «кажущейся» свободой выбора потребляемого товара (мнимым потребительским суверенитетом), но выбор этот не аутентичен воли потребителя, поскольку он навязывается товаро- и рекламопроизводителями путем различных муни-пулятивных методов и технологий.
Рассматривая проблему интерпретации потребительства Р. Баскирк и Дж. Рот пишут: «Великолепие Мэдисон-авеню, ставшее объектом исследования квалифицированных бихевиористов, вводило в заблуждение потребителя до такой степени, что тот неспособен был к интеллектуальному выбору» [7, р. 83]. Далее, рассматривая проблему экспансии потребительства, А. Шнайберг отмечает: «Для поддержания высокого уровня производства и прибыли производители работают над стимулированием спроса на продукцию массового производства. Как только заработная плата становится достаточно высокой, чтобы позволить инновации в потреблении, производители
меняют свои инвестиционные модели для создания продуктов в новых областях, тем самым создавая новые возможности для потребительского спроса» [14, р. 28].
Безусловно, «голосуя» денежными средствами за тот или иной товар, потребители оказывают важнейшее воздействие на рынок и производство, но различные теоретические и эмпирические исследования влияния информационного прессинга, оказываемого на сознание потребителя со стороны товаропроизводителей посредством адвертайзинга, позволяют говорить о более точной релевантности второго подхода социально-экономическим реалиям.
Понятия потребления и потребительства принято рассматривать через производное понятие — потребность. Наличие определенных потребностей как индивидуальных, так и коллективных (от групповых до общественных) детерминирует в значительной степени структуру и содержание модели потребления, а, следовательно — поведение участников рыночных отношений. Относительно факторов и предпосылок, влияющих на потребности, существуют полярные точки зрения (которые коррелируют с подходами о роли потребителя на рынке и влиянии бизнеса на потребительское поведение). Так, например, французский философ и социолог М. Хальбвакс в своей работе «Социальные классы и морфология» писал: «Многие полагают, что потребности рождаются под влиянием внешних событий. Но наиболее внимательное изучение истории их становления показывает, что новые потребности суть продукты внутреннего развития: интеллектуального, морального, а также эстетического. Дело в том, что внешние события, открытия и т. п. — очевидный источник человеческих потребностей — сами являются результатом психологического развития» [5, с. 11]. Достаточно дискуссионная точка зрения французского ученого относительно источника (предпосылок) человеческих потребностей. Совершенно очевидно, что внутренний мир человека (от перцептивно-телесного до духовного уровня) подвержен постоянному воздействию со стороны окружающей действительности (и в первую очередь общественного бытия). В процессе потребления индивиды (экономические агенты) руководствуются личными побуждениями (прежде всего стремлением извлечь выгоду, и не важно в качестве кого они выступают — продавца или покупателя, поскольку оба стремятся удовлетворить свои потребности благодаря выгодной сделки, будь то продажа или покупка), но при этом сами эти побуждения и мотивы находятся
под влиянием внешних событий и стимулов, которые определяют не только природу потребностей, но и их тенденции. Доказательством этому является современная модель потребительского поведения, когда в массе индивиды в выборе товара ориентируются на общественное мнение и общественное одобрение (сегодня, к примеру, среди ритейлеров широко распространена практика публикаций в интернет-каталогах отзывов потребителей о приобретенных товарах, которые в некоторой степени служат ориентирами для потенциальных покупателей). Поэтому инверсия схемы источника потребностей: внешние собы-тия^- внутренние потребности, на — внутренние потребности ^ внешние события представляется достаточно спорной. В качестве дополнительной аргументации можно сослаться на А. Дарнинга, «в урезанной формулировке экономистов: «потребности определяются обществом и возрастают с темпами экономического прогресса» [9, р.41].
Можно долго дискутировать по поводу того, насколько субъективны или объективны потребности и потребительские предпочтения, но более или менее однозначно можно говорить о том, что социально-экономические тренды детерминируют внутренние потребности человека, в том числе в некоторой степени и базовые. Таким образом, современные потребности индивида, лежащие в основе модели потребления обусловлены различными мейнстримами социального бытия, поощряющими пользовательство, и «выхолащивающими» принципы демонстративного потребления. Подобные тенденции превращают личность в одномерно рефлексирующего адепта примитивной идеологии, основанной на пустых «глянцевых» и ультрагедонистических ценностях. Вообще стоит заметить, что конкурентная среда, порожденная капитализмом, постоянно актуализирует инстинкт «приобретательства» с целью демонстрации своего финансового благополучия.
Феномен потребительства помимо экономических производных складывается в рамках соответствующей культурной системы. Потребительскую культуру, например, Д. Слейтер предлагает определять как такое социальное устройство, в котором отношения между живым культурным опытом повседневной жизни и социальными ресурсами, между осмысленным (ценностным) образом жизни, символическими и материальными ресурсами, от которых они зависят, опосредуются рынком и рыночными отношениями [15]. Потребительство становится стилем жизни, как пишет М. Фезерстоун: «Тело, одежда, речь, досуг, предпочтения в пище и напитках, дом, автомобиль,
выбор праздников и т. д., рассматриваются как показатели индивидуальности вкуса и чувства стиля владельца/потребителя» [10, р. 83].
Потребители как объект манипуляции
Современная парадигма потребительства во многом основана на эффективном управлении потребительским спросом, как писал Дж. К. Гэл-брейт, потребительский спрос, наряду с ценами и издержками производства, также становится объектом управления [2]. В работе Гэлбрейта «Общество изобилия», не умоляя ее ценности, можно отметить ряд спорных тезисов относительно решения проблематики корреляции производства и потребления, а также управления потребительским спросом. Согласно выдающемуся американскому экономисту, высококвалифицированные менеджеры как представители техно-структуры способны сбалансировать частное производство, потребление и общественные услуги. Техноструктура, в свою очередь, «знает» какое количество товаров необходимо производить для удовлетворения спроса. Все верно отмечает Гэл-брейт, но в любой корпорации, компании, менеджмент «заточен» под развитие организации путем максимизации прибыли (в первую очередь за счет увеличения объемов продаж), соответственно, к одной из приоритетных задач менеджмента относится принятие решений, направленных на стимулирование спроса на рынке. В этой связи задача менеджера, будь то представитель тех-ноструктуры или кто-то другой, сводится не к тому, что бы просто удовлетворить потребности индивидов (спрос) в производимом товаре как носителе блага, а инициировать более активное (интенсивное) потребление. Техноструктура какую бы благую цель не преследовала (к примеру, баланс производства и потребления) подчинена законам и «инстинктам» рынка и, соответственно их влиянию будет стремиться увеличивать объем продаж, через стимулирование спроса, интегрируя в индивидуальное и общественное сознание ценности «вульгарного» утилитаризма, основанного на потребительстве и пользовательстве. Допустим для удовлетворения своих потребностей человеку достаточно x количество определенных товаров, но при эффективном стимулировании спроса (рекламные технологии, PR) и при прочих равных, он (в соответствии со своей платежеспособностью) способен потреблять уже не х, а, например, 2x количество товаров. Следовательно, в силу своих производственных мощностей, производительных сил и административных ресурсов товаропроизводители будут ориентированы на производство и реализацию не х количества
товаров, а 2x. Поэтому основная задача современных товаропроизводителей, помимо самого производства, заключается в поддержании и стимулировании спроса.
Демонстративность
как важнейший атрибут потребительства
Относительно проблематики социально-экономической корреляции производства и потребления существует множество гипотез и концепций с разной степенью объективности и достоверности, раскрывающих основные звенья схемы: производство — распределение — обмен — потребление. Т. Веблен в труде «Теория праздного класса», рассматривая исторические, экономические, социальные основания и предпосылки «праздного потребления», справедливо для поведения современного человека отмечает его перманентное стремление к демонстрации своей платежеспособности через приобретение (приобретательство), «единственным реальным средством внушить этим не проявляющим сочувствия наблюдателям вашей повседневной жизни представление о вашей денежной состоятельности является неустанная демонстрация платежеспособности» [1, с. 122]. Другими словами, человек в современном обществе (и не только современном) стремится к эффективным, а также эффектным способам и средствам демонстрации своего благосостояния, «с тем чтобы поразить мимолетных наблюдателей и сохранить под их взорами довольство собой, подпись в собственной денежной силе должна быть сделана такими буквами, которые бы читались на бегу» [1, с. 122].
Помимо этого, существует иная точка зрения о значении стремления к демонстративному потреблению и алчной увлеченностью им. Американские экономисты совместно с Н. Коуссановым из Университета Пенсильвании, изучая специфику уровня материального благосостояния в современном американском обществе между представителями различных расовых групп, пришли к выводу, что демонстративное потребление не является однозначным индикатором личного богатства. В. Пострел, ссылаясь на результаты их исследований, пишет о том, что демонстративное (показное) потребление часто выступает признаком принадлежности к относительно бедной группе населения, «видимая роскошь таким образом служит не столько для установления положительного статуса владельцев как богатых, сколько для отражения негативного восприятия того, что владелец беден. Чем богаче общество или ровнее социальные группы, тем менее значимыми становятся видимые расходы» [12, р. 26].
Для того чтобы впечатлить окружающих нужно на постоянной основе демонстрировать свою денежную силу, приобретая и потребляя товаров сверхнеобходимости. Кстати, благодаря рестай-лингу товаров, производители успешно подхватили и развили эту тенденцию, мотивируя высокий спрос на обновленный ряд товаров, вследствие этого человек вынужден приобретать внешне обновленный товар (часто с тем же функционалом, что и предшествующий) с целью соответствия последним модным трендам. Совершенно верно отмечал Дж. К. Гэлбрейт, что осознание своих потребностей современным человеком, происходит тогда, когда они придуманы, тщательно проработаны специалистами по рекламе и технике продаж, профессиональная деятельность которых сегодня является одной из важнейших и востребованных профессий [2].
Выводы
Подводя итоги, нужно отметить, что потребительство, ставшее неотъемлемым атрибутом современного социального сеттинга, инициированное прежде всего товаропроизводителями и рекламопроизводителями, получило широкое распространение благодаря эффективной интеграции в общественное и индивидуальное со-
знание нормативно-ценностных установок, семантическим ядром которых стал культ товара. В контексте глобализационных процессов, гомогенизирующих социокультурные ценностные ориентации посредством унификации и стандартизации социальной системы, демонстративное потребление становится способом презентации индивидом не только собственной платежеспособности, но оригинального стиля жизни, якобы выделяющего его из общего окружения. Другими словами, посредством товарного потребления индивид выражает как витальные потребности, так и экзистенциальные. Причем если удовлетворение витальных потребностей человека ограничивается физиологическими особенностями, то потребности экзистенциального порядка безграничны (сколько человеку нужно приобретать и потреблять товаров, чтобы на психоэмоциональном уровне достичь удовлетворенности в этом потреблении?). Исходя из специфики экзистенции как перманентного становления бытия человека (саморазвертывание человеческой сущности), можно сказать, что в современном обществе индивид посредством потребления товаров пытается заполнить (компенсировать) духовный вакуум, или хотя бы ощутить содержательность своего бытия.
Список литературы
1. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен ; пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М. : Прогресс, 1984. — 367 с.
2. Гэлбрейт, Дж. К. Общество изобилия / Дж. К. Гэлбрейт. — М. : Олимп-Бизнес, 2018. — 404 с.
3. Милль, Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии : в 3 т. Т. 2 : пер. с англ. / Дж. С. Милль ; под общ. ред. А. Г. Милейковского. — М. : Прогресс, 1980. — 481 с.
4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит ; вступ. статья и ком-мент. В. С. Афанасьева. — М. : Соцэкгиз, 1962. — 684 с.
5. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс ; пер. с фр. А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко. — М. : Ин-т экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2000. — 509 с.
6. Bloom, P. N. The Future of Consumerism / P. N. Bloom, R. B. Smith. — Toronto : Lexington Books DC., 1986. — 223 p.
7. Buskirk, R. H.,Consumerism — аn Interpretation / R. H. Buskirk, J. T. Rothe / Consumerism: Viewpoints from Business, Government, and the Public Interest / еd. by R. M. Gaedeke, W. W. Etcheson. — San Francisco : Canfield Press, 1972. — 401 p.
8. Crocker, D. A. Consumption, Well-Being, and Virtue / D. A. Crocker // The consumer society / ed. by Neva R. Goodwin, F. Ackerman, D. Kiron. — Washington : Island Press, 1997. — 385 p.
9. Durning, A.T. How Much Is Enough? The Consumer Society and the Future of the Earth / A. T. Durn-ing. — New York : W. W. Norton & Company Ltd., 1992. — 200 p.
10. Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism / M. Featherstone. — London ; Newbury Park : Sage Publications, 1991. — 164 p.
11. Leach, W. Land of Desire: Merchants, Power, and the Rise of a New American Culture / W. Leach. — New York : Pantheon Books, 1993. — 560 p.
12. Postrel, V. Consumption Is Not an Indicator of Economic Well-Being / V. Postrel // Consumerism. — Detroit : Greenhaven Press, a part of Gale, Cengage Learning, 2010. — 232 p.
13. Ritzer, G. Theories of Consumption / G. Ritzer, D. Goodman, W. Wiedenhoft // Handbook of Social Theory / ed. by G. Ritzer, B. Smart. — London : Sage Publications, 2001. — 565 p.
14. Schnaiberg, A. The Expansion of Consumption / A. Schnaiberg // The consumer society / ed. by N. R. Goodwin, F. Ackerman, D. Kiron. — Washington : Island Press, 1997. — 385 p.
15. Slater, D. Consumer Culture and Modernity / D. Slater. — Cambridge : Polity Press, 1997. — 240 p.
Сведения об авторе
Гончаров Николай Владимирович — кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия. nik567485@mail. ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 8 (430). Philosophy Sciences. Iss. 53. Pp. 68— 74.
Consumerism as the current economic-socio-cultural phenomenon
N. V Goncharov
Orenburg state University, Orenburg, Russia. [email protected]
The article offers the author's vision of the problem of consumerism, which are considered briefly from the position of the negative connotations. The permanent process of increasing volume and pace of both production and consumption determines the development in the public consciousness and the egoistic and hedonic values and attitudes, declared and successfully integrate the goods and advertising producers. Examines the formation and development of consumerism as a global mainstream that contributes to the specificity of the structure and content of social relations. Discusses the features of conspicuous consumption as a spectacular mode of expression simultaneously of the solvency, and individuality (style of life) of man. Emphasizes the prevalence in the public consciousness of values and norms of capitalist and market order, to develop a "social reflex" of consumerism, leveling rational intentions, focused on the concept of the norm of consumption of different goods.
Note the effects of trends in consumerism, contributing to the transformation of the individual in one-dimensional reflective of the adept of the cult of commodity consumption. It is shown that continued operation in the information-semantic space of values of usage and materialism on the part of producers leads to the dominance ultrautilitarian values.
Keywords: need, consumerism, society, user, things, capitalism, hedonism, utilitarism.
References
1. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa [Theory of the idle class]. Moscow, Progress Publ., 1984. 367 p. (In Russ.).
2. Gelbreit J.K. Obshchestvo izobiliya [The society of abundance]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2018. 404 p. (In Russ.).
3. Mill' J.S. Osnovy politicheskoi ekonomii i nekotorye aspekty ikh prilozheniya k sotsial'noi filosofii: v 3 t. T. 2 [Basics of political economy and some aspects of their application to social philosophy: in 3 vols. Vol. 2]. Moscow, Progress Publ., 1980. 481 p. (In Russ.).
4. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [Study on the nature and causes of the wealth of nations]. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1962. 684 p. (In Russ.).
5. Khal'bvaks M. Sotsial'nye klassy i morfologiya [Social classes and morphology]. Moscow, Institute of Experimental Sociology Publ., St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2000. 509 p. (In Russ.).
6. Bloom P.N., Smith R.B. The Future of Consumerism. Toronto, Lexington Books D.C. Publ., 1986. 223 p.
7. Buskirk R.H., Rothe J.T. Consumerism — an Interpretation. Consumerism, Viewpoints from Business, Government, and the Public Interest. San Francisco, Canfield Press Publ., 1972. 401 p.
8. Crocker D.A. Consumption, Well-Being, and Virtue. The consumer society. Washington, Island Press Publ., 1997. 385 p.
9. Durning A.T. How Much Is Enough? The Consumer Society and the Future of the Earth. New York, W. W. Norton & Company Ltd. Publ., 1992. 200 p.
10. Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. London, Newbury Park, Sage Publications Publ., 1991. 164 p.
74
Н. В. romapoB
11. Leach W. Land of Desire: Merchants, Power, and the Rise of a New American Culture. New York, Pantheon Books Publ., 1993. 560 p.
12. Postrel V. Consumption Is Not an Indicator of Economic Well-Being. Consumerism. Detroit, Greenhaven Press, a part of Gale, Cengage Learning Publ., 2010. 232 p.
13. Ritzer G., Goodman D., Wiedenhoft W. Theories of Consumption. Handbook of Social Theory. London, Sage Publications Publ., 2001. 565 p.
14. Schnaiberg A. The Expansion of Consumption. The consumer society. Washington, Island Press Publ., 1997. 385 p.
15. Slater D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge, Polity Press Publ., 1997. 240 p.