Научная статья на тему 'Потребительское поведение домохозяйств в системе конкурентоспособности региона: теоретико-методологический и практический аспекты исследования'

Потребительское поведение домохозяйств в системе конкурентоспособности региона: теоретико-методологический и практический аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / Потребительское поведение / домашнее хозяйство (домохозяйство) / функции домохозяйства / Конкуренция / конкурентоспособность региона / факторы региональной конкуренции / Consumption / consumer behavior / household / functions of the household / Competition / Regional competitiveness / factors of regional competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губнелова Нона Зурабовна

Рассматривается понятие «конкурентоспособность» в региональном разрезе. Конкурентоспособность региона отражает обусловленное различными факторами свойство его социально-экономической системы. К числу таких факторов относятся уровень и качество жизни населения. Потребление, характеризуя объективную и субъективную сторону этих показателей, в свою очередь формирует предпосылки для потребительского поведения. Одним из главных субъектов потребления выступает домашнее хозяйство (домохозяйство), представляющее экономическую ячейку общества с семейно-родственными связями. Наличие у региона конкурентных преимуществ позволяет выявить его уникальность и встроенность в систему потребительских предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the concept of «competitiveness» in the regional context. Competitiveness of the region due to various factors reflects the property of their social and economic system. These factors include the level and quality of life. Consumption describing the objective and subjective aspect of these indicators in turn creates the preconditions for consumer behavior. One of the main subjects of consumer advocates household (household), which represents the economic unit of society, with family and family ties. The presence of the competitive advantages of the region reveals its uniqueness and embeddedness in a system of consumer preferences.

Текст научной работы на тему «Потребительское поведение домохозяйств в системе конкурентоспособности региона: теоретико-методологический и практический аспекты исследования»

УДК 330.101.542; 009.02

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2011 г. Н.З. Губнелова

Рассматривается понятие «конкурентоспособность» в региональном разрезе. Конкурентоспособность региона отражает обусловленное различными факторами свойство его социально-экономической системы. К числу таких факторов относятся уровень и качество жизни населения. Потребление, характеризуя объективную и субъективную сторону этих показателей, в свою очередь формирует предпосылки для потребительского поведения. Одним из главных субъектов потребления выступает домашнее хозяйство (домохозяйство), представляющее экономическую ячейку общества с семейно-родственными связями. Наличие у региона конкурентных преимуществ позволяет выявить его уникальность и встроен-ность в систему потребительских предпочтений.

Ключевые слова: потребление, потребительское поведение, домашнее хозяйство (домохозяйство), функции домохозяйства, конкуренция, конкурентоспособность региона, факторы региональной конкуренции.

Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, ippk_economy@mail.ru

The Institute for Retraining and Increase in the Qualification of the Instructors of the Humanitarian and Social Sciences of Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, ippk_economy@mail.ru

Discusses the concept of «competitiveness» in the regional context. Competitiveness of the region due to various factors reflects the property of their social and economic system. These factors include the level and quality of life. Consumption describing the objective and subjective aspect of these indicators in turn creates the preconditions for consumer behavior. One of the main subjects of consumer advocates household (household), which represents the economic unit of society, with family and family ties. The presence of the competitive advantages of the region reveals its uniqueness and embeddedness in a system of consumer preferences.

Keywords: consumption, consumer behavior, household, functions of the household, competition, regional competitiveness, factors of regional competitiveness.

Разнообразие физико-географических, природных, сырьевых, экологических и других характеристик территорий как частей земного пространства, ограниченных какими-либо пределами и границами [1], ведет к неоднородности их социально-экономического и политического развития. Таксономической единицей пространства (территории) является регион: федеральный округ или субъект федерации. Регион, являясь единицей административно-территориального деления, представляет собой организационную систему страны. Согласно современным исследованиям, он рассматривается с позиций дуализма: как самостоятельная внутренне присущая определенному пространству народного хозяйства экономическая система и как часть национальной экономики (субъект РФ, федеральный округ, макрорегион), функционирующей посредством системы различных институтов и взаимодействий с другими регионами [2].

Неравномерность социально-экономического развития территорий - это одна из проблем и федерального, и уровня субъектов РФ. В условиях экономической нестабильности задачей региона как организационной системы является повышение своих конкурентных позиций. Конкурентоспособность региона отражает обусловленное различными факторами свойство его социально-экономической системы. Такими факторами могут быть уровень и качество жизни населения. Уровень жизни определяется структурой потребностей человека и возможностью их удовлетворения, характеризующейся соотношением фактического потребления товаров и услуг с минимальными и рациональными стандартами их потребления. При этом он также является компонентом и материальной базой качества жизни населения региона. Изучение и количественная оценка данных категорий позволяют не только определить социально-экономический результат и эффективность регионального развития, но и выявить конкурентные преимущества того или иного региона в рамках страны.

Таким образом, потребление, характеризуя объективную и субъективную стороны уровня и качества жизни всех слоев населения региона, формирует предпосылки для потребительского поведения как совокупности социально-экономических отношений в обществе и отражает динамику регионального развития. К числу главных субъектов потребления можно отнести домашнее хозяйство (домохозяйство), как экономическую ячейку общества с семейно-родственными связями.

Анализом потребностей человека и теоретико-методологическими основами потребительского поведения занимались многие известные экономисты [3]. Интерактивные изменения в сферах потребления и производства, обусловливающие экономический рост, также не

остались без внимания западных и российских эволюционистов [4]. Нашли своего исследователя акту-альные проблемы поведения потребителей [5]. Теорети-ко-методологический анализ потребления домохозяйств рассматривается в работах многих ученых [6].

Отметим, что в современных исследованиях регион не рассматривается в качестве субъекта потребительских отношений.

Проблема конкурентоспособности регионов достаточно актуальна для российской действительности. Для обеспечения экономического роста и развития страны в целом важно выявлять специфику и приоритетные направления развития субъектов федерации.

В научных и периодических изданиях существуют различные точки зрения на категорию «конкурентоспособность региона» и множество подходов к ее оценке [7 - 11]. Так, А.Г. Гранберг в качестве основных составляющих конкурентоспособности регионов, а также устойчивости и безопасности регионального развития, выделяет человеческий, технико-технологический, при-родно-ресурсный, институциональный, организационный, информационный факторы [7].

В объяснении источников региональных конкурентных преимуществ широко известен подход М. Портера. Регионы как участники мировой конкуренции проходят одни и те же стадии развития конкуренции: на основе факторов производства; инвестиций, улучшающих факторные условия и использующих технологию; нововведений; на основе богатства. На каждой стадии происходит преобразование детерминант конкурентного преимущества страны или региона, к которым относятся факторные условия, условия спроса, отрасли промышленности, стратегия, структура и конкуренция фирм, государство [8].

Оригинальный подход к определению конкурентоспособности регионов нашла Н.Я. Калюжнова. Наличие конкурентных преимуществ уходит корнями в особенности исторического развития территорий, а источник конкурентоспособности связан с принципом редкости (ограниченности) ресурсов. Помимо указанных М. Портером, Н.Я. Калюжнова выделяет инфраструктурную, инновационную и информационную стадии развития конкурентных преимуществ региона. Причем конкурентное взаимодействие возможно в процессе становления экономики, основанной на знаниях [9].

Е.А. Коломак связывает конкурентоспособность региона с географическим положением и наличием ресурсов, определяющих специализацию территории и структуру производства [10].

С.Г. Важенин и И.С. Важенина анализируют конкурентоспособность регионов через призму территориальной конкуренции. Отличительные преимущества той или

иной территории определяются совокупностью индикаторов конкурентоспособности, таких как уровень и качество жизни населения, уровень его инновационной активности и занятости, предпринимательский климат, производительность труда и ее динамика, экологическая ситуация, географическое положение территории, секторальная структура экономики и др. [11].

Таким образом, обзор современных литературных источников свидетельствует о наличии множества оригинальных подходов к проблеме региональной конкурентоспособности. Однако, в общем, существование конкуренции между регионами сводится к наличию у последних таких уникальных и отличительных преимуществ, которые характеризуют позиции региона на мезоуровне (межрегиональном), макро- (в рамках страны) и мегауровне (международном, межстрановом).

Поскольку современные экономические исследования не рассматривают потребительское поведение домохо-зяйств как источник воздействия или движущую силу региональной конкуренции, данная проблема остается актуальной и малоизученной в системе конкурентоспособности региона. В связи с этим мы хотим рассмотреть особенности потребительского поведения домохозяйств и охарактеризовать теоретико-методологические и практические аспекты его проявления в системе конкурентоспособности региона. Для этого необходимо:

- обосновать понятие «конкурентоспособность» в региональном аспекте;

- дать социально-экономическую характеристику домохозяйства как главного субъекта потребительских отношений и поведения;

- выявить степень влияния потребительского поведения домохозяйств на конкурентоспособность региона.

В экономическом анализе региональная конкуренция рассматривается в контексте мезоуровня, с одной стороны, как экономическое взаимодействие, с другой -как соперничество между административно-территориальными единицами. Конкуренция на уровне региона создает предпосылки для устойчивого экономического роста, поэтому не может рассматриваться как краткосрочное явление. Она отражает экономические, социальные, политические, географические и другие факторы, характеризующие динамику регионального развития и создающие предпосылки для борьбы. Ключевые факторы усиления конкурентных позиций территории - это эмпирическая основа анализа ее конкурентоспособности. Сегодня большое значение приобретают и социально-экономические условия, создаваемые в регионе и определяющие его привлекательность.

В современной научной литературе понятие «конкурентоспособность» исследуется в теоретическом и прикладном аспектах. В первом случае, это способность быть успешным и выдерживать соперничество в рамках страны и за ее пределами, благодаря совокупности факторов, внутренне присущих региону как социально-экономической системе. Во втором, т.е. прикладном, аспекте ее можно охарактеризовать как систему количественных и качественных показателей и индикаторов, отражающих результаты хозяйственной деятельности и динамику регионального развития.

Анализируя источники, выделим следующие движущие силы (факторы) конкурентоспособности региона [12]:

- географическое положение (близость к быстро развивающимся регионам, транспортным сетям, климатические условия, наличие приграничных территорий);

- ресурсная обеспеченность, определяющая секторально-отраслевую структуру экономики (рекреационные и исключительные природные ресурсы, водные и земельные, энергетические ресурсы, производственный потенциал и др.);

- транспортная, коммуникационная, энергетическая, экологическая, социальная и информационная инфраструктуры, инфраструктура знаний и бизнеса; специфические услуги для предприятий, сети, профессиональные и торговые ассоциации, информационная инфраструктура для предприятий, представленных торговыми палатами, биржами, финансовыми и страховыми институтами, снижающими предпринимательские риски и обеспечивающими координацию бизнеса;

- общая макроэкономическая сбалансированность (наличие политических, экономических и социальных институтов, сбалансированная и адекватная внутригосударственная политика);

- структура инвестиций и инвестиционная привлекательность региона (уровень и динамика инвестиционных процессов на территории);

- человеческий капитал (структура и квалификация трудовых ресурсов, квалификационные характеристики труда, уровень и качество жизни населения региона);

- кластеры и степень внутренней интеграции (формирование групп технологически, экономически и организационно взаимосвязанных производств, компаний и организаций, действующих в определенной сфере);

- региональные инновационные системы (реализация инновационных проектов).

Таким образом, наличие вышеперечисленных факторов позволяет выявить те или иные конкурентные преимущества и определить социально-экономическое положение отдельной территории (региона) в рамках страны.

К числу главных стратегических задач региона относится обеспечение качества жизни и благосостояния населения. Региональная экономика считается конкурентоспособной, если оно имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни. Исследование социально-экономической сущности домашнего хозяйства как основного субъекта потребительских отношений позволяет определить его роль в оценке уровня жизни населения и выявить конкурентные позиции региона в разрезе потребления.

Потребление, будучи важной стороной жизнедеятельности человека, в социально-экономическом анализе рассматривается и как результат воспроизводственного процесса, и как один из механизмов реализации общественных отношений. Выделяют натуральное и стоимостное потребление. Первый тип характеризует уровень обеспеченности и удовлетворенности теми или иными благами, к примеру, продуктами питания, услугами школьного образования и др. Второй - отражает затраты на удовле-

творение конкретных потребностей и их долю в структуре доходов и расходов домохозяйства (оплата жилья и коммунальных услуг, одежда, питание и др.).

Результаты хозяйственной деятельности показывает ВРП, рассчитывающийся в целом по региону и на душу населения и использующийся для оценки региональной конкурентоспособности. Среди показателей, характеризующих уровень и качество жизни, выделяют среднедушевые денежные доходы населения (в их числе: реальная заработная плата, доходы от вторичной занятости и реализации продукции личного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства, дивиденды по акциям и облигациям, проценты по вкладам, доходы от сдачи в аренду собственности, пенсии, пособия, стипендии); фактическое конечное потребление домохозяйств на душу населения; долю населения с денежными доходами выше величины прожиточного минимума; потребление отдельных товаров и услуг на душу населения; обеспеченность товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Расчет вышеназванных показателей позволяет не только изучить уровень и структуру доходов и расходов домохозяйств, но и спрогнозировать их динамику в разрезе региона.

С социологической точки зрения, домохозяйство представляет ячейку общества (социум), как правило, но не обязательно, с семейно-родственными связями, в рамках которой происходит удовлетворение различного рода потребностей. Экономическая природа домохозяйства связана с воспроизводственной функцией человеческого потенциала и материального благосостояния семьи. Теоретико-методологический аспект исследования домохозяйств сводится к определению социально-экономической сущности, функций и факторов их хозяйственной деятельности, основанной на оптимальности, рациональности и предпочтительности. Практический аспект направлен на изучение структуры и динамики доходов и расходов, фактического конечного потребления или сбережения, определяющих уровень и качество жизни населения региона.

Оценка конкурентоспособности на уровне региона требует выявления и анализа сильных и слабых конкурентных позиций, а также прогнозирования и мониторинга действий регионов-конкурентов. Конкурентные преимущества каждого региона в масштабе страны определяются комплексом социально-экономических характеристик и факторов, среди которых уровень жизни населения, представленный показателями конечного потребления, доходов, расходов, прожиточного минимума, минимальной потребительской корзиной и т.д. Следовательно, в сфере потребительского поведения региональная конкуренция представляет собой соперничество территорий по комплексу вышеперечисленных характеристик. Трансформационные процессы расширяют систему детерминант конкурентоспособности региона, что сопровождается либо выявлением новых конкурентных преимуществ, либо усилением имеющихся.

Таким образом, факт существования конкуренции на уровне региона позволяет выявить его уникальность и встроенность в систему потребительских предпочтений.

Повышению конкурентоспособности в региональном разрезе способствуют качественные изменения в сфере потребления домохозяйств, социально-экономическим эффектом которых является улучшение уровня жизни населения. Следовательно, рассмотрение потребительского поведения домохозяйств в качестве специфического фактора формирования конкурентных позиций региона позволяет выявить тенденцию рационального и эффективного использования их экономического потенциала.

Литература

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн-версия). URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-75263.htm (дата обращения : 08.02.2011).

2. Гранберг А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 97.

3. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Ч. 1 // Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 243 - 246; Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Избр. соч. СПб., 1867. Т. 1; Веб-лен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 336 с.; Джевонс У.С. Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. Вып. 1. СПб., 1993; Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Там же; Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т. 1; Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. М., 1984; Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под. ред. В.М. Гальперина. СПб., 2000. Т.1.

4. Рост потребления и фактор разнообразия: новейшие исследования западных и российских эволюционистов: сб. ст. / пер. с англ.: предисл. В.И. Маевского. М., 2007. 272 с.

5. Шмигин И. Философия потребления. Потребитель, производство и маркетинг / пер. с англ. О.В. Свинченко; науч. ред. А.А. Киселева. Харьков, 2009. 304 с.

6. Беккер Г.С. Теория распределения времени // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1999. Т. 3; Lankaster K.J. Consumer Demands: A new approach. Columbia University Press, 1971; Minser J. Labour Force Participation of Married Women // Aspects of Labour Economics. Princeton, 1962; Олейник А.Н. Институциональная экономика: учеб. пособие. М., 2002; Россинская Г.М. Потребительское поведение домохозяйства в условиях трансформации российского общества // Вестн. УГАТУ. Сер. Экономика. Уфа, 2009. Т. 12, № 3 (32); и др.

7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000. С. 223.

8. Портер М.Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М., 1993. С. 206.

9. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М., 2004. С. 166 - 175.

10. Коломак Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. 2009. № 3. С. 89.

11. Важенин С.Г., Важенина И.С. Контуры территориальной конкуренции // Регион: экономика и социология. 2008. № 2. С. 275 - 276.

12. Важенин С.Г., Важенина И.С. Указ. соч. С. 271 - 288; Коломак Е.А. Указ. соч. С. 89 - 114; Новожилова Н.С. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекатель-

Поступила в редакцию

ность региона на примере Московской области // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 34 (127). С. 44 - 48; Сеньков В.И., Сенькова Н.В. Качество экономического роста регионов: теоретические аспекты, критерии оценки и методология анализа // Там же. 2010. № 32 (167). С. 12 - 18.

17 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.