Научная статья на тему 'Потребительское кредитование в России и финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы развития'

Потребительское кредитование в России и финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРЕДИТ / CREDIT / ЗАЙМ / LOAN / КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / CREDIT MARKET / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / КРЕДИТОР / CREDITOR / ЗАЕМЩИК / BORROWER / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CREDIT ORGANIZATION / MICROFINANCE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухова Елена Владимировна

Современное состояние потребительского кредитования в России вызывает немало вопросов и нареканий. Рост закредитованности населения, по мнению экспертов, может привести к ухудшению качества обслуживания займов и росту просрочки, что в свою очередь негативно отразится на общей экономической ситуации. Разрешение данного вопроса кроется в системном характере его реализации. В сложившихся условиях необходима отлаженная система регулирования кредитных отношений. Особенно это касается жесткого регулирования системы микрофинансирования с одновременным повышением финансовой грамотности населения. В статье автором показано, что решение данных вопросов лежит в плоскости банковского регулирования и надзора, а также введения института консультирования клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present situation in customer crediting in Russia causes a lot of questions and criticism. According to experts the growth in population over-crediting could result in deteriorating the quality of credit service and increase in delays and it can in its turn affect the general economic status. The resolution of this problem is hidden in the system character of its realization. In present conditions we need a well-balanced system of credit relations’ regulation. First of all it deals with strict regulation of the system of micro-financing with simultaneous improving the level of population finance competence. The author shows that these issues’ settlement lies in the field of bank regulation and supervision and in introduction of the institution of customer consulting.

Текст научной работы на тему «Потребительское кредитование в России и финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы развития»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-2-39-46

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Е. В. Алтухова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Современное состояние потребительского кредитования в России вызывает немало вопросов и нареканий. Рост закредитованности населения, по мнению экспертов, может привести к ухудшению качества обслуживания займов и росту просрочки, что в свою очередь негативно отразится на общей экономической ситуации. Разрешение данного вопроса кроется в системном характере его реализации. В сложившихся условиях необходима отлаженная система регулирования кредитных отношений. Особенно это касается жесткого регулирования системы микрофинансирования с одновременным повышением финансовой грамотности населения. В статье автором показано, что решение данных вопросов лежит в плоскости банковского регулирования и надзора, а также введения института консультирования клиентов.

Ключевые слова: микрофинансовая организация, кредит, займ, кредитный рынок, коммерческий банк, кредитор, заемщик, кредитная организация.

CONSUMER CREDITING IN RUSSIA AND FINANCE COMPETENCE OF THE POPULATION: CHALLENGES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Elena V. Altukhova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The present situation in customer crediting in Russia causes a lot of questions and criticism. According to experts the growth in population over-crediting could result in deteriorating the quality of credit service and increase in delays and it can in its turn affect the general economic status. The resolution of this problem is hidden in the system character of its realization. In present conditions we need a well-balanced system of credit relations' regulation. First of all it deals with strict regulation of the system of micro-financing with simultaneous improving the level of population finance competence. The author shows that these issues' settlement lies in the field of bank regulation and supervision and in introduction of the institution of customer consulting.

Keywords: micro-finance organization, credit, loan, credit market, commercial bank, creditor, borrower, credit organization.

Необходимость и важность использования кредита в современной жизни общества не вызывает сегодня никаких сомнений. Кредит, и в частности потребительский кредит, играет особую роль в жизни общества. Но для того, чтобы данный инструмент работал эффективно, необходимо обеспечить его стабильное функционирование как со сто-

роны кредиторов, так и со стороны заемщиков.

Поскольку потребительское кредитование является наиболее характерным и наиболее популярным кредитным продуктом как для кредитных, так и для микрофинансовых организаций, обратим наше внимание преимущественно на эти субъекты кредитного рынка.

Если банки являются сегодня для нас достаточно знакомыми и известными кредитными институтами, то микрофинансовые организации стали нововведением последних лет, причем достаточно активно внедрившимся на рынок и, можно сказать, распространенным институтом.

Микрофинансовая организация (МФО) - это коммерческая или некоммерческая организация, не являющаяся банком и выдающая займы в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». При этом получателями займов могут быть как граждане, так и компании или индивидуальные предприниматели. Надзор за деятельностью МФО осуществляет Банк России.

МФО - это обычно средние и небольшие компании. Они не связаны многими банковскими нормативами, так как не привлекают денежные средства граждан, что позволяет им индивидуально подходить к оценке заемщика и во многих случаях выдавать деньги быстрее и менее формализованно, чем банки. Кроме того, МФО часто работают там, где нет банковских офисов.

Надзор за соблюдением МФО требований законодательства осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В его структуре создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Кроме того, за исполнением требований некоторых федеральных законов следят Роспотребнадзор и Роскомнадзор.

Современные тенденции, связанные с закредитованностью населения, и сопровождающие их последствия вызывают опасения и обусловливают дальнейшее негативное влияние на экономическое развитие.

По итогам второго квартала 2017 г. значение индекса кредитной сознательности (математическая модель, разработанная аналитиками компании Equifax на основе платежного поведения по массовым розничным кредитным продуктам) для микрофинансовых организаций снизилось с

0,77 до 0,68, что означает ухудшение качества обслуживания кредитного портфеля.

Несмотря на это растет уровень одобрений по микрозаймам, выдаваемым МФО, на фоне снижения уровня одобрений кредитов гражданам со стороны банков, как свидетельствует статистика двух крупнейших бюро кредитных историй - «Эк-вифакса» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Согласно статистике НБКИ, уровень одобрения за аналогичный период вырос с 48,4 до 52,9%. Увеличилось число заемщиков, которые берут от двух и более кредитов (в среднем на 1%). В то же время уровень одобрения выданных банками потребительских кредитов за год сократился на 1 процентный пункт и, по данным «Эквифакса», по состоянию на 1 июня 2017 г. составляет 38%. Вырос и уровень вовлеченности населения к использованию микрозаймов: с 2014 по 2017 г. этот показатель вырос с 0,35 до 3,5%, что является весьма существенным показателем1.

В этих условиях чрезвычайно важно разобраться в причинах сложившейся ситуации, а значит, сформулировать характерные для современного кредитного рынка проблемы и обозначить возможные пути их решения. Таким образом, объектами нашего внимания являются потребительское кредитование и особенности его организации в российских условиях хозяйствования.

Чтобы более детально разобраться в вопросах потребительского кредитования, необходимо выяснить сущностные характеристики потребительского кредита.

В целом потребительское кредитование представляет собой ссуду для граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Для оценки возможных рисков и сбора более детальной информации о целях использования кредита банки группируют кредиты по следующим направлениям:

- приобретение недвижимости или средства передвижения;

1 URL: https://www.rbc.ru/finances/25/08/2017/ 599b0ded9a7947b3c7fdbb37

- покупка драгоценностей, бытовой техники, мебели, верхней одежды;

- деньги на ремонт дома или квартиры;

- оплата обучения или лечения;

- оплата отпуска или торжества;

- другие цели, признанные неотложными.

Можно отметить следующие ключевые характеристики потребительских кредитов:

- кредиторами выступают только банковские учреждения;

- заемщиками выступают только физические лица;

- погашение происходит путем внесения ежемесячных платежей;

- срок выдачи чаще всего составляет до 60 месяцев;

- для оформления кредита требуется установленный стандартный перечень документов.

Учитывая перечисленные выше характеристики потребительского кредита, важно учитывать разницу между кредитом и займом.

Если обратиться к истории, то займы существовали еще до изобретения денег, а вот термин «кредит» появился уже с возникновением банковской системы с характерными для нее особенностями функционирования. Возможно, отсутствие понимания разницы между кредитом и займом, а значит, и незнание ключевых особенностей их работы порой вводит в заблуждение будущих заемщиков и усыпляет их бдительность. Разграничение этих понятий весьма важно при выборе субъекта, который будет выступать в качестве источника финансирования потребительских нужд в краткосрочном и среднесрочном периоде [3. - С. 69].

Прежде всего необходимо отметить, что договор займа регламентируется Гражданским кодексом, а кредитный договор - еще и банковским правом. Наиболее существенные различия между кредитом и займом приведены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Ключевые различия между кредитом и займом

Условия Кредит Займ

Предмет договора Деньги Любое имущество, в том числе денежные средства

Условия платности Обязательно платный характер. Ставка по кредиту, как правило, выше ставки рефинансирования Беспроцентный при условии, что между физическими лицами и предметом есть денежная сумма в эквиваленте, меньшем чем 50 МРОТ (причем ни одна из сторон не должна быть частным предпринимателем), а также когда заемщику передаются не денежные средства, а другие материальные ценности

Условия заключения договора Договор заключается обязательно в письменной форме согласно гл. 42 ст. 819, 820 ГК РФ Устная или письменная. При заключении договора займа на сумму меньше 10 МРОТ письменная форма соблюдается по решению сторон согласно п. 3 ст. 809 ГК РФ

Субъекты договора В качестве кредитора - только юридические лица. Как правило, кредитное учреждение Физическое или юридическое лицо

Способ погашения За пользование кредитными деньгами назначается комиссия. График погашения устанавливается кредитным учреждением Как правило, погашается единовременно

С точки зрения среднестатистического гражданина причину значительного превышения кредитной задолженности населения и настоящую зависимость (долговую яму) можно объяснить тем, что спрос на заемные средства рождает предложение.

Однако формирование значительной величины непогашенной задолженности, которую большинство населения просто не в состоянии погасить, вызывает серьезные опасения как для благополучия самого населения и, как следствие, социальной

стабильности, так и перспектив экономического развития государства и стабильности самой экономической системы в целом. Ведь ни для кого не секрет, что в ряде регионов Российской Федерации большинство населения живут за чертой бедности, прибегая к помощи кредитных организаций как к последнему источнику, чтобы выжить, не подозревая, что они садятся на долговую иглу, поскольку проценты, которые приходится уплачивать, становятся тя-

желым, а порой и непосильным бременем для населения, доход которого колеблется вокруг минимального размера оплаты труда. Доступность и востребованность микрозаймов можно увидеть и в рамках суммы наиболее популярных займов. По данным 3 000 микрофинансовых институтов (МФО, КПК и др.), передающих сведения в НБКИ, за прошедший год средний размер микрозайма (займа до зарплаты) вырос во всех возрастных категориях заемщиков (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Динамика среднего размера микрозайма (займа до зарплаты) в 2016-2017 гг.*

Возраст заемщиков Средний размер микрозайма, руб. Динамика, %

II квартал 2016 II квартал 2017

До 25 лет 7 267 7 812 7,5

От 25 до 29 лет 8 765 9 777 11,5

От 30 до 39 лет 10 298 10 897 5,8

От 40 до 49 лет 10 828 11 592 7,1

От 50 до 59 лет 9 581 10 458 9,1

От 60 до 65 лет 8 286 8 934 7,8

Старше 65 лет 7 812 8 481 8,6

* Источник: 2017-88/

ЬйрБ://www.wecreditunion.ru/ поуобИ/ д1аупое/ 51аЙ5Йка-рсьга2тегат-^татгке-2атоу-т£о4-крк-у-2016-

Самая высокая динамика среднего размера займа до зарплаты (среди 40 регионов-лидеров по объемам микрофинансирования в Российской Федерации) зафиксирована в Ставропольском (+35,5%), Краснодарском (+26,9%) и Алтайском (+24,0%) краях, а также в Самарской области (+22,0). В то же время в ряде регионов средний размер микрозайма за год снизился, в том числе в Омской (на 27,1%) и Ленинградской (на 13,4%) областях, а также в Республике Саха (Якутия) (на 6,9%) и др.

В сложившейся на сегодня ситуации взаимодействие кредитных институтов с населением происходит несколько бесконтрольно, хаотично и не поддается какому-либо учету со стороны контролирующих структур. В то же время мы видим ряд мероприятий Центрального банка Российской Федерации, направленных на защиту прав граждан в части появления Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ф3 «О потребительском кредите (займе)», который вступил в силу с 1 июля 2014 г. В нем устанавливаются некоторые лимиты

на величину процентной ставки1, а также ранжирование средней величины процентной ставки по группам кредитных институтов, формализовав таким образом отношения заемщика и кредитора. Кроме того, закон установил максимальный размер неустойки, свыше которой организации не вправе требовать от заемщика, а также единые принципы взыскания просроченной задолженности. В соответствии с указанным федеральным законом все профессиональные кредиторы, в число которых входят кредитные организации, МФО, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, обязаны соблюдать единые правила кредитования граждан, что выводит стандарт

1 На момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть.

защиты прав потребителей финансовых услуг на новый уровень.

Появилась также информационная поддержка граждан в части особенностей взаимодействия с микрофинансовыми организациями, выложенная на сайте Банка России. Не так давно появившийся закон о банкротстве физических лиц, а также необходимость отражения в кредитном договоре полной стоимости кредита не могут не обратить на себя внимание. Проводится активная работа по совершенствованию института коллекторства. Однако до сих пор ряд относящихся к данному виду деятельности организаций продолжают безосновательно тревожить граждан, не имеющих даже отношения к какой-либо задолженности. Данные меры оказываются недостаточными для простого гражданина, чтобы он отказал себе в возможности обратиться в микрофинансовую организацию и собственными руками поместил себя в долговую яму.

Все это свидетельствует о незащищенности физических лиц перед кредитной экспансией займодателей и дальнейшими последствиями, которые влекут за собой кредитные отношения, не согласующиеся с основными принципами и законами кредита. Причиной тому являются не только нарушения со стороны кредиторов, но и недостаточная финансовая грамотность самого населения, не имеющего элементарного понимания, как и в каких условиях стоит пользоваться кредитными ресурсами, а в каких случаях стоит просто этого избегать.

Необходимо отметить и тот факт, что на самом деле Федеральный закон «О банкротстве физических лиц» не работает. По данным ведущих аналитиков, в Москве стоимость организации процедуры банкротства обойдется гражданину в 80 тыс. рублей, что является весьма существенной суммой, если учитывать, каков средний доход гражданина, прибегающего к такого рода кредитам, оказывающимся впоследствии для него безнадежными к погашению.

Учитывая перечисленные проблемы, следует отметить, что решение данных во-

просов должно лежать в плоскости регулирования деятельности самих кредитных институтов, налагая определенные ограничения на выдачу кредитов лицам, не соответствующим общим требованиям кредитоспособности заемщика, соблюдая при этом основные принципы кредита: возвратность, платность и срочность.

Также хотелось бы отметить некоторую нечестность со стороны кредитных организаций, которые привлекают клиентов заведомо заниженными процентными ставками по потребительским кредитам, а в реальности кредит обходится в два, а то и в три раза дороже первоначально заявленной стоимости, хотя мелким шрифтом внизу на сайте банка об этих условиях скромно сказано, но кредитным специалистом чаще всего не афишируется. А ведь граждане не обязаны знать природу формирования стоимости ссудного капитала, они должны пользоваться удобными банковскими услугами и не доставлять себе максимум неудобств. Более того, беря кредит, гражданин должен быть проинформирован, какие инструменты имеются у банка в наличии в случае непогашения кредита в установленный срок, каким образом можно отсрочить очередной платеж и при каких обстоятельствах такое возможно. Разумеется, не каждый гражданин готов и способен в дальнейшем использовать дополнительную информацию, связанную со специфическим характером функционирования ссужаемой стоимости. Однако, обращаясь в кредитную организацию, заемщик должен четко знать, какую часть своего дохода он может тратить на погашение ссудной задолженности, не причиняя вред своему бюджету.

Финансовая грамотность населения оставляет желать лучшего. Но, быть может, самим кредитным институтам и их надзорному органу стоит принять участие в процессе просвещения населения не только путем выкладывания информации на сайте, но и более доступными способами, позволяющими широким массам населения ознакомиться с данной информацией, а не

искать ее на сайте, учитывая, что отнюдь не у всех есть доступ к Интернету, как и возможность активно им пользоваться.

Необходимо также отметить, что далеко не всем доступна информация, изложенная сложным экономическим языком. Кроме того, особенности кредитных инструментов и сама линейка предлагаемых кредитными организациями кредитных продуктов не всегда понятны простому гражданину при его самостоятельной оценке. Чаще всего клиент пользуется информацией из первых уст. То есть единственным источником информации до заключения кредитного соглашения является кредитный специалист, который не всегда достаточно грамотно, а порой соблюдая только интересы банка может консультировать клиента. В результате клиент становится своего рода жертвой принятого самим же им решения о том, чтобы взять кредит на определенных предложенных ему условиях.

Изучая статистику предложения кредитных продуктов микрофинансовыми организациями, следует отметить чрезмерно завышенную среднерыночную стоимость кредита. Так, по данным Банка России, максимальные среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов) в микрофинансовых организациях за период с 1 июля по 30 сентября 2017 г. достигали 614% годовых при сумме кредита до 30 тыс. рублей1. При увеличении суммы и срока кредита процентная ставка сокращается в разы. Отсюда можно сделать вывод, что под завышенный процент по кредиту попадают малообеспеченные слои населения.

Невозможность дальнейшего погашения такого займа по причине высокой стоимости кредита влечет за собой неисполнение кредитных обязательств заемщика. Так формируется значительная доля просрочки. Однако микрофинансовые организации покрывают свою просрочку за счет завышенной стоимости кредита, и

1 ЦКЬ: https://www.cbr.ru/analytics/consumer_ lending/ table/16112017_mfo.pdf

проблема вроде как не возникает и в итоге носит скрытый характер. Встает вопрос о необходимости существования для экономической системы такого института, как микрофинансирование.

Разбираясь в сущности экономических отношений, следует отметить, что кредитные отношения создают новые денежные средства и увеличивают их массу в финансовой системе страны, тогда как заем только меняет распорядителя денег или материальных ценностей. Данный аспект является весьма существенным при определении приоритетов развития того или иного способа заимствования. Таким образом, кредитные институты являются более регулируемым институтом, чем система, построенная на займах. В этой связи регулирующим органам следует учесть данный момент в системе развития финансовой грамотности населения, обращая внимание на большую подконтрольность кредитных сделок системе государственного регулирования [1.- С. 72].

Важным моментом в системе надзора, контроля и регулирования кредитных институтов занимает бюро кредитных историй, которое на сегодняшний день выполняет в большей части информационно-статистическую роль, в то время как в руках данного института сосредоточены данные стратегического характера, на базе которых можно строить нормотворческую деятельность мегарегулятора и своевременно предпринимать те или иные меры по сокращению долгового бремени. При этом простому гражданину порой неизвестно не только о назначении бюро кредитных историй, но и о его существовании. Более того, не сразу можно узнать о порядке информирования субъекта кредитной истории о наличии или отсутствии у него какой-либо задолженности [4. - С. 186].

На современном этапе кредитные организации лишь при необходимости пользуются кредитными историями своих клиентов, а иногда и попросту игнорируют данную информацию при принятии решения о выдаче кредита. Большинство

кредитных учреждений имеют свою внутреннюю базу недобросовестных заемщиков, свой черный список, на основании которого принимаются решения о предоставлении кредита.

Следует также отметить, что чаще всего кредитные организации пренебрегают основными принципами кредита - обеспеченностью и дифференцированностью. В частности, микрофинансовые организации вообще игнорируют общие требования, обязательные к исполнению как при соблюдении основных принципов кредитования, так и при использовании статистики бюро кредитных историй. При этом следует отметить высокорискованный сегмент кредитного рынка, представленный микрофинансовыми организациями в части высоких процентов по кредитам, исполнение обязательств по которым не всегда возможно для среднестатистического российского гражданина, который заранее не уведомлен о возможности увеличения его задолженности со скоростью геометрической прогрессии. И в этом нивелировании кредитных рисков населения должна ярко проявляться роль мегарегулятора в виде запрета на такого рода операции для ряда клиентов или ограничения их доступности [5. - С. 109].

В отношении работы бюро кредитных историй необходимо отметить необходимость и возможность внесения (учета) изменений в структуру кредитной истории клиента в случае использования его доброго имени в преступных целях. Не всегда клиент может брать кредит по собственной инициативе. Данный аспект должен также учитываться в случае несвоевременного погашения кредита, а также в случае, если кредит выдается безработному гражданину [2. - С. 51].

Дополнительной гарантией соблюдения прав клиента может стать свидетельство о присоединении МФО к одной из саморегулируемых организаций (СРО) (Реестр СРО на микрофинансовом рынке доступен на сайте Банка России) и сотрудничество с институтом финансового омбудсмена.

В сложившихся условиях микрофинансирование должно принять цивилизованный характер, а именно:

- выдача займов не должна носить бесконтрольный характер, т. е. должны учитываться финансовая устойчивость заемщика и наличие постоянного места работы;

- суммы предоставляемых займов должны учитывать общий доход заемщика;

- процедура выдачи кредита должна сопровождаться полным консультированием клиента по вопросам условий кредитования и особенностей погашения ссуды.

Общие условия потребительского кредитования должны также модернизироваться в части:

- активизации взаимодействия бюро кредитных историй с кредитными институтами в целях своевременного отслеживания просроченной задолженности, недопущения ее появления и принятия соответствующих мер по нивелированию возможных негативных последствий, в том числе в рамках совершенствования нормо-творческой практики;

- информационной доступности института финансовой грамотности для населения, в том числе в рамках введения финансовых консультантов во всех офисах кредитных организаций, где производятся операции по выдаче кредитов;

- соответствия законодательного регулирования системы потребительского кредитования и реализации нормативных рычагов в практической плоскости кредитных отношений, в том числе в рамках налаживания процедуры банкротства физического лица в части доступности данного инструмента для широкого круга лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные выше меры необходимо использовать в числе основных инструментов, направленных на повышение не только доступности, но и безопасности потребительского кредита как для отдельно взятого гражданина, так и для экономики в целом, поскольку платежеспособность населения во многом определяет будущее экономики.

Список литературы

1. Бектенова Г. С. Возможности инструментов проектного финансирования в состоянии нестабильной работы кредитной системы Российской Федерации / / Современные тенденции в науке, технике, образовании : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. - Смоленск, 2016. - Ч. 3. - С. 71-73.

2. Бескоровайная Н. А. Влияние финансовых рисков на экономическое развитие бизнеса в России / / Научно-практический журнал «Форум» Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического института. - 2017. - № 1 (10). - С. 46-54.

3. Ващекина И. В. Механизм корпоративной социальной ответственности в банковской системе России: теория и практика // Наука и практика. - 2015. - № 3 (19). - С. 66-74.

4. Ермилова М. И. Система ипотеки: национальные и международные аспекты в России : монография. - М., 2013.

5. Марков М. А., Алтухова Е. В. Подходы к определению региональной доступности кредитов населению / / Научный бюллетень Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - М., 2017. - С. 103-111.

References

1. Bektenova G. S. Vozmozhnosti instrumentov proektnogo finansirovaniya v sostoyanii nestabil'noy raboty kreditnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Possibilities of Project Finance Tools in the Unstable State of the Russian Federation's Credit System]. Current Trends in Science, Technology, Education. Collection of Proceedings on the Materials of the International Scientific and Practical Conference, in 3 parts. Smolensk, 2016, part 3, pp. 71-73. (In Russ.).

2. Beskorovaynaya N. A. Vliyanie finansovykh riskov na ekonomicheskoe razvitie biznesa v Rossii [The Impact of Financial Risks on the Economic Development of Business in Russia]. Scientific and Practical Magazine 'Forum' of the Volgograd branch of the Moscow Humanitarian-Economic Institute, 2017, No. 1 (10), pp. 46-54. (In Russ.).

3. Vashchekina I. V. Mekhanizm korporativnoy sotsial'noy otvetstvennosti v bankovskoy sisteme Rossii: teoriya i praktika [The Mechanism of Corporate Social Responsibility in the Banking System of Russia: Theory and Practice]. Nauka i praktika [Science and Practice], 2015, No. 3 (19), pp. 66-74. (In Russ.).

4. Ermilova M. I. Sistema ipoteki: natsional'nye i mezhdunarodnye aspekty v Rossii, monografiya [The Mortgage System: National and International Aspects in Russia, monograph]. Moscow, 2013. (In Russ.).

5. Markov M. A., Altukhova E. V. Podkhody k opredeleniyu regional'noy dostupnosti kreditov naseleniyu [Approaches to the Definition of Regional Accessibility of Loans to the Public]. Scientific Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. Moscow, 2017, pp. 103111. (In Russ.).

Сведения об авторе

Елена Владимировна Алтухова

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: evaltuhova@mail.ru

Information about the author

Elena V. Altukhova

PhD, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department for Financial Management of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: evaltuhova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.