Научная статья на тему 'Потребительское кредитование как важнейший фактор ускорения экономического развития России'

Потребительское кредитование как важнейший фактор ускорения экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Е.В., Тележников П.А.

В зарубежных странах потребительский кредит приобрел большое развитие. Он стимулирует спрос и способствует увеличению производства и реализации товаров. Особенно широко к потребительскому кредиту прибегают частные лица рабочие и служащие со средним уровнем дохода. Так, рабочие и служащие при покупке автомобилей в семи из десяти случаев пользуются кредитом, а руководители высшего звена лишь в четырех из десяти покупок. Доходы рабочих и служащих в западных странах существенно различаются. Например, во Франции уровень заработной платы рабочих в 2,5-3 раза ниже, чем у представителей руководящего звена промышленных компаний и учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительское кредитование как важнейший фактор ускорения экономического развития России»

в долгах... и счастлив

потребительское кредитование как важнейший фактор ускорения экономического развития России

Соколов Е.В.

док. техн. наук, профессор,

заведующий кафедрой «Финансы» МГТУ им. НЭ. Баумана,

Тележников П.А.

аспирант каф. «Финансы» МГТУ им. НЭ. Баумана

В зарубежных странах потребительский кредит приобрел большое развитие. Он стимулирует спрос и способствует увеличению производства и реализации товаров. Особенно широко к потребительскому кредиту прибегают частные лица - рабочие и служащие со средним уровнем дохода. Так, рабочие и служащие при покупке автомобилей в семи из десяти случаев пользуются кредитом, а руководители высшего звена - лишь в четырех из десяти покупок. Доходы рабочих и служащих в западных странах существенно различаются. Например, во Франции уровень заработной платы рабочих в 2,5-3 раза ниже, чем у представителей руководящего звена промышленных компаний и учреждений.

В США укоренилось понятие - «жизнь в кредит». Зная о значительном росте и многообразии потребительской задолженности, можно легко понять среднего американца, который практически не представляет своей жизни без потребительского кредита. Особенно широко его используют люди молодого и среднего возраста. Согласно социологическим опросам, практически 70% американцев в возрасте от 25 до 34 лет пользуются кредитом, и лишь 35% опрошенных в возрасте 65 лет и старше используют займы для удовлетворения своих потребностей. На российском рынке банковских услуг потребительское кредитование стало широко распространяться лишь в последние три года. Если раньше банки предпочитали работать исключительно с заемщиками - юридическими лица-

ми, то теперь кредитные учреждения бросились осваивать новый вид услуг. На международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге, состоявшемся в 2003 году, представители различных финансовых институтов неоднократно повторяли, что банковскому сектору приходится перестраиваться на новые рельсы: теперь, когда рынок крупных корпоративных клиентов поделен, кредитным учреждениям необходимо ориентироваться на массового заемщика.

Наряду со Сбербанком, у истоков потребительского кредитования в России стоит банк «Русский стандарт», в 2001 году предложивший свою программу кредитования частных лиц. В результате реализации программы клиентами банка стали более 800 тыс. человек, а объем предоставленных кредитов превысил 18 млрд. рублей. В свое время банк заключил соглашение на предоставление потребительских кредитов на торговых площадях ведущих розничных сетей в Москве и регионах. В настоящее время число компаний- партнеров «Русского стандарта» достигло двух тысяч. Однако со временем на возможность предоставления кредитов непосредственно на месте приобретения клиентом товаров стали обращать внимание другие банки, принявшиеся отбирать бизнес у «Русского стандарта». Сегодня можно наблюдать жесткую конкуренцию среди

Таблица 1

Распределение потребительских кредитов по регионам России

Регион Объемы потребительского кредита, %

Москва 9,9

Санкт-Петербург 3,7

Тюменская область 6,2

Нижегородская область 3,4

Республика Татарстан 3,5

Свердловская область 4,6

Остальные 83 субъекта РФ 69,7

(доля каждого менее 1 %)

на российском рынке

банковских услуг потребительское кредитование стало широко распространяться лишь в последние три года

Таблица 2

100 банков-лидеров рынка потребительского

кредитования в России

№ Банк Кредиты физ. Кредиты Кредиты Всего Доля

лицам, нерезидентам, от 0,5 до кредитов, коротких

тыс. руб. тыс. руб. 3-х лет, тыс. руб. кредитов,

тыс. руб. %

1 СБЕРБАНК РОССИИ 188 260 675 281 15 873 650 188 260 956 8.43

2 РУССКИЙ СТАНДАРТ 18 147 047 2 826 11 032 337 18 149 873 60.78

3 ХКФ БАНК 7 073 079 0 6 715 652 7 073 079 94.95

4 РАЙФФАЙЗЕНБАНК

АВСТРИЯ 6 135 214 220 940 3 431 065 6 356 154 53.98

5 ПЕРВОЕ ОБЩЕСТВО

ВЗАИМНОГО КРЕДИТА 5 098 539 6 763 4 734 753 5 105 302 92.74

6 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОВК 4 558 201 99 3 872 022 4 558 300 84.94

7 УРАЛСИБ 4 018 517 0 3 345 939 4018 517 83.26

8 СИБИРСКОЕ

ОБЩЕСТВО

ВЗАИМНОГО КРЕДИТА 3 325 445 3 2 937 763 3 325 448 88.34

9 КРЕДИТНЫЙ

АГРОПРОМБАНК 3 248 607 34 921 2 648 976 3 283 528 80.67

10 МДМ-БАНК 3 089 252 16 135 2 772 307 3 105 387 89.27

11 БАНК МОСКВЫ 2 735 966 0 1 932 890 2 735 966 70.65

12 МЕЖДУНАРОДНЫЙ

МОСКОВСКИЙ БАНК 2 552 345 11 936 1 589 876 2 564 281 62.00

13 ГАЗПРОМБАНК 2 490 439 164 936 925 2 490 603 37.62

14 ЗАПСИБКОМБАНК 2 355 559 773 1 295 342 2 356 332 54.97

15 КМБ-БАНК 2 334 323 0 2 304 139 2 334 323 98.71

16 МОСКОВСКИЙ

КРЕДИТНЫЙ БАНК 2320 314 768 1 996 895 2 321 082 86.03

17 СИБАКАДЕМБАНК 2 261 149 0 1 994 932 2 261 149 88.23

18 РОСБАНК 2060 381 125 667 1 953 715 186 048 89.37

19 ДЕЛЬТАКРЕДИТ 1 978 899 118 262 15 577 2097 161 0.74

20 СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК 2 081 487 0 1 074 458 2081 487 51.62

21 ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ

ОВК 2037 124 0 1 666 732 2037 124 81.82

22 СОБИНБАНК 1 814 226 1 516 1 506 282 1 815 742 82.96

23 ВНЕШТОРГБАНК 1 468 993 8 288 552 209 1 477 281 37.38

24 КАПИТАЛ 1 465 949 0 708 852 1 465 949 48.35

25 ГАЗБАНК 1 424 268 0 1 078 118 1 424 268 75.70

26 ПРОМЭК-БАНК

27 АК БАРС

28 РУСЬ-БАНК

29 СОЮЗ

30 ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАНК

1 406 554 1 342 064 1 174 376 1 154 876

1 113 140

0 0

30 091 245

422

1 392 971 1 154 579 705 796 1 125 884

771 874

1 406 554 1 342 064 1 204 467 1 155 121

99.03 86.03 58.60 97.47

1 113 562 69.32

финансово-кредитных учреждений за право эксклюзивного сотрудничества с такими известными торговыми сетями, как «М.видео», «Тех-носила», «Эльдорадо» и др. Так, сеть «М.видео» -один из крупнейших продавцов бытовой техники, первым начавший сотрудничать с «Русским стандартом» в области потребительского кредитования, готовится заключить соглашение с «Альфа-банком». Наблюдатели полагают, что последний предложил сети более выгодные условия сотрудничества. По данным ассоциации региональных банков России (Табл. 1) в первой половине 2004 г. наибольший объем потребительского кредитования населения наблюдается в Москве - 9,9 % и Тюменской области - 6,2 %. Положительным моментом является тот факт, что этим видом кредитования охвачены все регионы России. Вместе с тем, упрощение процедуры выдачи кредитов неизбежно влечет за собой увеличение кредитных рисков. Большинство банков, занимающихся экспресс кредитами, получают неплохую прибыль, так как потенциальных заёмщиков привлекает простота оформления кредита. Такие банки, как Русский стандарт, Хо-ум Кредит энд Финанс Банк и Первое ОВК входят в первую пятерку лидеров по объему выданных потребительских кредитов. Но при этом существует большая вероятность потерь за счет неплатежеспособности ряда клиентов. В связи с этим процентные ставки этих банков и составляют около 30% годовых Большинство банков стремятся понизить кредитные риски, запрашивая у клиентов подтверждение их кредитоспособности в виде за-

рост объемов кредитования обусловлен не только развитием экономики, но и введением новых кредитных продуктов для различных категорий клиентов

наряду со

Сбербанком,

у истоков

потребительского кредитования

в России стоит банк «Русский стандарт»

лога, поручительства, документов, подтверждающих ежемесячный доход и т.д. Например, в Сбербанке процент невозврата кредитов составляет всего 0,3%. Процентные ставки по обеспеченным кредитам значительно ниже, чем по экспресс кредитам. В Сбербанке, например, ставка за кредит на неотложные нужды составляет 19% в рублях и 12% - в валюте. В Раф-файзенбанке -14% в рублях и 12 % - в валюте. В России за 2002-2003 года объем выданных отребительских кредитов удвоился (299,5 рд. рублей, выданных в 2003 году, против 142 рублей в 2002 году), а на 1 июля 2004 года показатель почти достиг уровня 370 млрд. руб. По приблизительным оценкам, за минувший год население взяло в долг больше, чем за пять предыдущих лет. Показатели роста впечатляют. Удвоение объемов потребительского кредитования произошло, несмотря на сохраняющиеся достаточно высокие процентные ставки, заметно превышающие стоимость кредитов для предприятий. Так, по данным ЦБ РФ, средние по России ставки по краткосрочным кредитам, предоставленным кредитными организациями в долларах США, для предприятий и организаций на первые 5 месяцев 2004 года составили 8,38% годовых, а для физических лиц 12,06% годовых.

Рост объемов кредитования обусловлен не только развитием экономики, но и введением новых кредитных продуктов для различных категорий клиентов. В Банке Москвы изменились условия программы «БЫСТРОкредит». Максимальная сумма кредита увеличена до 100 000 рублей на срок кредитования до 2-х лет, увеличена до $70 000 максимальная сумма кредита при покупке автомобиля, снижен до 20% от стоимости автомобиля размер первоначального взноса заемщика, введена программа кредитования подержанных автомобилей. 23 июля 2004 г. портфель Сбербанка пополнили две целевые ссуды: «Автокредит» и «Товарный». Помимо этого появился жилищный кредит «Молодая семья», который предоставляет ряд преференций супругам до 30 лет, бесцелевой «Доверительный кредит», предназначен-

ный для заемщиков «со стажем», а в преддверии нового учебного года появился «Образовательный кредит». Внешторгбанк и Промстройбанк начали предлагать недвижимость в строящихся зданиях в ипотеку.

Динамичное развитие потребительского кредитования стимулирует развитие еще одной услуги - страхования неисполнения договорных обязательств. Суть его в том, что если заемщик откажется выплачивать деньги, то страховая компания полностью возместит ущерб пострадавшему кредитору, при этом недобросовестный покупатель уже будет должен страховщику, таким образом, все риски кредитора берет на себя страховщик.

По данным ЦБ РФ (табл. 2) на 1 полугодие 2004 года, на долю тридцати крупнейших поставщиков кредитных денег на потребительские нужды населения приходится 76% этого рынка. Исторически лидирует Сбербанк, на его долю приходится 50,95% всего объема выданных кредитов (в 2003 году - 48,3%, в 2002 - около 40%), за ним идут банки «Русский стандарт» (4,91%), «ХКФ-Банк» (1,91%), «Райффайзенбанк Австрия» (1,72%) и «Первое общество взаимного кредита» (1,38%). Как видно, дочерние иностранные банки составляют хорошую конкуренцию российским банкам. Потребительское кредитование сроком от полугода до 3-х лет (в основном это «бытовые» и «авто» кредиты) составляет 38,5% в структуре кредитов населению и продолжает увеличиваться. Количество «бытовых» кредитов значительно превосходит количество кредитов на покупку квартиры. Еще два года назад ипотека была доступна только работникам иностранных компаний, сегодня многие банки стали идти навстречу клиенту, однако этот вид кредитования пока не является видимым полем сражения между игроками рынка кредитования.

количество

«бытовых»

кредитов

значительно

превосходит

количество

кредитов

на покупку

квартиры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.