Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РОССИЯ / АВТОМОБИЛИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А.

В статье проводится анализ современного состояния российского потребительского рынка, а также сопоставление показателей с аналогичными показателями европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

где:

? + 1 - прогнозный период; у^+1 - прогнозируемый показатель; а и Ь - коэффициенты; х - условное обозначение времени.

Расчет коэффициентов а и Ь осуществляется по следующим формулам:

!?=1(Уф*х)-

а =

п

7584,2 -

а =

55 * 1189,6 10

х2

¿-Ч-1 п

(5)

385 -

552 10

= 12,62

а*11]1=1Х

п

ъ = я=1уф

п

(6)

1189,6 12,62 Ь ---— = 49,53

10 10

Прогноз на 2015г. =12,62 * 11 + 49,53 = 188,4

Таблица 4.

Сравнение значений пассажирооборота по методам прогнозирования

Пассажирооборот воздушного транспорта РФ, млрд. пас.-км

Год Метод скользящей средней Метод экспоненциального сглаживания Метод наименьших квадратов

2015 179,6 139,5 188,4

Таким образом, в результате произведенных расчетов метод скользящей средней показа оптимальный результат. А значит, прогноз на 2015 год составляет 179,6 млрд. пас-км.

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент МАДИ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния российского потребительского рынка, а также сопоставление показателей с аналогичными показателями европейских стран.

Ключевые слова: рынок, Россия, автомобили, малый бизнес.

В настоящее время потребительский рынок любой страны является одним из приоритетных источников формирования ресурсного потенциала национальной экономики. При этом перспективы развития указанной сферы зависят от результата, как правило, положительного влияния соответствующих макроэкономических факторов.

Необходимо отметить, что спрос на потребительские товары является существенным фактором, поддерживающим рост экономики страны. Однако замедление динамики роста доходов российского населения, а также значительный уровень инфляции не могут не сказываться на динамике потребительского рынка.

По данным Росстата в 2010-2012 гг. экономическая активность практически всех участников рынка повысилась, что, в свою очередь, способствовало переходу динамики торговли в положительную зону. Конечно же, увеличению объемов торгового оборота способствовали позитивная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, проведенная индексация заработных плат и пенсий, сдержанные инфляционные темпы, что в совокупности усиливало возможности удовлетворения ранее отложенного спроса.

Прирост оборота розничной торговли составил:

- в 2010 году 6,5%;

- в 2011 году - 7,1%;

- в 2012 году - 6,3%.

В 2013 году ситуация изменилась при чем не в лучшую сторону. В результате снижения покупательской активности населения, закредитованности населения способствовали дестабилизации потребительского рынка. В результате прирост оборота розничной торговли в 2013 г. составил почти 4% по сравнению с 2012 г.

В 2014 г. динамика потребительского рынка продолжала снижаться в результате политического кризиса на Украине, ослаблении рубля и контрсанкций, которые были введены Правительством РФ.

По данным Минэкономразвития в 2014 г. темп прироста оборота розничной торговли по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил лишь 2,5%. При этом среднегодовой прирост торгового оборота за период 2010-2014 гг. составил чуть более 5% (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика прироста (снижения) оборота розничной торговли и _общественного питания,%_

2010 2011 2012 2013 2014 2014 к 2009

Оборот розничной торговли 6,5 7,1 6,3 3,9 2,5 29,1

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия 5,1 3,4 3,6 2,6 -0,1 15,4

Непродовольственные товары 8,0 10,8 8,6 4,9 4,7 42,7

Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ. В России доля сектора торговли в объеме валовой добавленной стоимости страны выше, чем в европейских странах (см. рис. 1). В последние годы розничная торговля в России, несмотря на замедление динамики, развивалась более высокими темпами по сравнению со многими зарубежными странами. Российский уровень потребления пока что заметно опережает зрелые рынки стран Европы, что происходит за счет сокращения объемов сбережений, роста трат на потребительские товары и выплат по кредитам. (Минэкономразвития РФ)

В 2013 году в структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку товаров стала сокращаться, в связи со смещением модели потребления домохозяйств в формат накоплений и сбережений. В 2012 г. объем покупок составил 57%, в 2013 - 56% от общей суммы всех

денежных доходов населения.

®

гч

РОССИЯ АВСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ

Рис. 1. Доля торговли в структуре валовой добавленной стоимости в текущих ценах, %

Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.

В 2014 году, в результате обесценивания рубля и роста инфляции, население увеличило расходы на потребительские товары:

- рост объема денежных доходов населения составил 7% по сравнению с 2013 годом;

- рост объема покупок - 9%;

- уменьшение сбережений - 1,4% (с учетом валюты).

В структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку потребительских товаров увеличилась и составила 57% (в 2013 году - 56%), доля сбережений (без учета валюты) уменьшилась с 10% в 2013 г. до 7 % в 2014 г.

Вместе с тем в России доля расходов на покупку продуктов питания существенно выше, чем в развитых странах мира. Так, если в России по результатам международных сопоставлений ВВП (последние данные Росстата за 2011 год) доля расходов на продукты питания и безалкогольные напитки в фактического конечного потребления домашних хозяйств составляет 25,3 %, то в Великобритании - 7,2 %, Германии - 9 %, Франции -10,2 %, США - 6,0 %, Японии - 11,3%. (см. рис. 2) (Минэкономразвития РФ)

30

Рис. 2. Доля расходов домашних хозяйств на продукты питания, % Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.

Использованные источники: 1. Министерство экономического развития Российской федерации URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.2015).

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент МАДИ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния российского розничного рынка потребительских продуктов и услуг. Ключевые слова: рынок, Россия, автомобили, малый бизнес.

Объем оборота розничной торговли продуктами питания определяется возможностями сельского хозяйства страны, уровнем развития пищевой промышленности, объемами и структурой импорта, ростом доходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.