Научная статья на тему 'Потребительские свойства информационного производственного ресурса и целесообразность его изучения в образовательном процессе вуза'

Потребительские свойства информационного производственного ресурса и целесообразность его изучения в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / INFORMATION TECHNOLOGIES / PRODUCTION MANAGEMENT / SCHOLASTIC PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова О. Г.

Рассматриваются основные потребительские свойства информационного ресурса и обосновываются целесообразность и особенности внедрения в учебный процесс ВУЗА современных управленческих информационных технологий для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER CHARACTERISTIC OF THE INFORMATION INDUSTRIAL RESOURCE AND PRACTICABILITY OF HIS(ITS) STUDY IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGH SCHOOL

They Are Considered main consumer characteristic of the information resource, and is motivated practicability and particularities of the introduction modern management information technology for study in scholastic process of the high school.

Текст научной работы на тему «Потребительские свойства информационного производственного ресурса и целесообразность его изучения в образовательном процессе вуза»

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕСУРСА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Абакарова О. Г., зам. декана Дагестанского государственного технического университета

Рассматриваются основные потребительские свойства информационного ресурса и обосновываются целесообразность и особенности внедрения в учебный процесс ВУЗА современных управленческих информационных технологий для изучения.

Ключевые слова: информационные технологии, управление производством, учебный процесс.

CONSUMER CHARACTERISTIC OF THE INFORMATION INDUSTRIAL RESOURCE AND PRACTICABILITY OF HIS(ITS) STUDY IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGH SCHOOL

Abakarova O., Assistant Dean Dagestanskogo state technical university

They Are Considered main consumer characteristic of the information resource, and is motivated practicability and particularities of the introduction modern management information technology for study in scholastic process of the high school.

Keywords: information technologies, production management, scholastic process.

Одним из основных факторов формирования эффективного информационного ресурса на производстве является развитие в стране интеллектуального рынка. Это главный фактор информатизации, без которого все другие меры информационной перестройки управления производством в лучшем случае дадут лишь ограниченный эффект.

Учитывая высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг и роль высшего образования в развитии интеллектуального рынка, перед современным ВУЗом, занимающимся подготовкой управленцев для производства становится проблема обучения студентов новым информационным технологиям управления для подготовки специалистов, способных внедрить в производство и эксплуатировать современные информационные технологии общего и специального назначения. Этого также требуют следующие основные особенности информационного ресурса.

Первая особенность современного технологического переворота состоит в возникновении принципиально открытых технологических систем, открытых, прежде всего, по отношению к сфере знаний. Такими являются информационно-вычислительные системы и технологии. Созидательная мощь современных информационных технологий, их полезность напрямую зависит от уровня их открытости по отношению к национальному и мировому информационному потенциалу. При подключении к мировым технологиям небольших среднеразвитых и даже отсталых стран (разумеется, если это подключение глубоко взвешенно и проработано, с предварительно подготовленной социальной средой) достигается поразительный эффект [1].

Вторая особенность современного переворота тесно связана с первой - это превращение информации в обычный товар, причем товар, становящийся самым массовым объектом купли-продажи. Информационный рынок по масштабам (обороту) и темпам роста в большинстве развитых стран далеко опередил рынок материальных продуктов и услуг. На первое место по своему экономическому значению выступает рынок знаков, отодвинувший на задний план рынок вещей. В данном случае рынок знаков трактуется достаточно широко: это рынок подготовленных к использованию в виде программного продукта знаний, их материальных носителей и средств переработки и применения.

К рынку знаков относятся [2]:

- традиционная бумажная информация: книги, журналы, патенты, лицензии, отчеты, ноу-хау, проектная документация, рецепты;

- опытные образцы, имеющие информационное значение и лишь в перспективе экономическое: опытные партии товаров, материалов, конструкций, оборудования, технологических комплексов;

- современная информатика: алгоритмы, проблемы, программы - так называемое информационное обеспечение программнотехнических комплексов;

- видеофильмы, компьютерные игры, магнитные звукофикса-торы и т.д.;

- техника создания новой знаковой продукции и ее использования: компьютерная техника, интегральные схемы, традиционные и современные средства связи, вся прочая техника конторского и интеллектуального труда, техника видео и звукозаписи;

- другие средства производства и использования знаковой продукции: бумага, магнитная лента и магнитные диски и т. п., все что можно отнести к основным материалам;

- вспомогательные материалы и оборудование: мебель для ВЦ, оргтехника и др.;

- реклама и рынок зрелищ, оборот которого связан внутренним и международным туризмом.

Помимо этого, существует еще одна часть информационной индустрии, которая очень быстро развивается и стала очень внушительной по суммарному обороту и влияет на проведение учебного процесса. Речь идет о широком классе платной информации, в частности, коммерческих услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, симпозиумы, референдумы, услуги городских справочных бюро, включая сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, расписания движения транспорта, данные бюро по обмену и продаже квартир, заказы билетов на транспорт, распределений в гостиницах, кинотеатрах, проведение телеигр, представление учебно-воспитательной информации, дневник новостей, полезные советы (рецепты, мода, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и т.д.

В общем случае инфраструктура рынка информационных продуктов и услуг, как отмечено в [1], может быть разбита на 5 следующих секторов (см. рис. 1).

Первый сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

- биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг;

- валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

- статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

Второй сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

- профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;

Рис. 1. Сектора информационного рынка.

- научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

- доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получению по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

Третий сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

- новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

- потребительская информация - расписание транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. д.

- развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

Четвертый сектор - услуги образования, включают в себя все

формы и ступени образования. В этом секторе информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения, специальные информационные технологии и технологии общего назначение используемые и изучаемые в учебном процессе и т.д.

Пятый сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

- программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций и конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

- технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

- разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных

моделей, разработка программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

- консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;

- подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.

Особое место в развитии производственных систем, а следовательно, и образовательного процесса занимают следующие составляющие информационного рынка:

1. Технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника сопутствующие материалы и комплектующие;

- 2. Программные продукты для решения научно-исследовательских задач, поддержки принятия решений и используемые в качестве изучаемых в вузе информационных технологий.

3. Информационное обеспечение, определяющее исходные данные для решения задач планирования и оперативного управления вузом. Сюда относятся:

- статистическая информация;

- информация о состоянии рыночной конъюнктуры;

- информация о конкурентах;

- информация о перспективах развития компьютерной техники и информационных технологий.

- нормативные документы в строительстве.

Проведем анализ состояния информационного рынка по указанным трем позициям и определим перспективы его развития.

За последние три десятилетия развитие технических средств (основой является ПЭВМ) информационных систем управления прошло четыре поколения и претерпело качественное изменение от ПЭВМ позволяющего решать несложные задачи, требующие прямого счета до появления профессиональных ПЭВМ предназначенных для решения сложных информационных и производственных задач, где требуется высокое быстродействие, эффективная передача больших массивов информации, большая емкость опера-

Таблица 1. Ретроспектива развития ПЭВМ.

Характеристика Период развития Аппаратура Стоимость средней комплектации (тыс. ДОЛ.) Класс задач которые можно решать с помощью технических средств

1 поколение (1975-1980) 8 разрядный МП 0.8-2 Решение локальных задач прямого счета

2 поколение (1981-1985) 16 разрядный МП 0.6-1.5 Решение простых оптимизационных задач и задач прямого счета

3 поколение (1986-1992) 32 разрядный МП 0.6-1.8 Автоматизация функций бухгалтерского, материального, складского и кадрового учета. Решение задач прогнозирования и планирования

4 поколение (1993 по настоящее время) 64 разрядный МП 0.6-1.8 Финансового-управленческие системы учета и управления ресурсами, управления производством вплоть до управления большими корпорациями

тивной памяти. Ретроспектива развития ПЭВМ и изменение их рыночной стоимости приводится в таблице 1.

Из приведенных данных видно, что при многократном увеличении функциональных возможностей технических средств информационных систем управления стоимость этих средств остается практически в неизменных пределах, что является положительным фактором внедрения таких систем в управление производством и в учебный процесс вуза с регулярным их развитием в сторону увеличения вычислительной мощности.

Что касается программного обеспечения, то его развитие в сторону увеличения функциональных возможностей естественным образом сопровождается с развитием возможностей вычислительной техники. Развитие программного обеспечения происходило и происходит в двух направлениях. Это создание общетехнических информационных технологий связанных с увеличением функциональных возможностей информационных систем общего назначения. К таким информационным технологиям или программам следует отнести: базы и банки данных; системы инженерной и машинной графики и автоматизированного проектирования; программы создания текстовых документов и таблиц; программы управления документами на предприятии; программы электронной почты и программы для выполнения задач связанных с прямым счетом и проведением стандартных расчетов.

Следует отметить, что стоимость программного обеспечения общего назначения с ростом функциональных возможностей имеет тенденцию к резкому увеличению. Однако стоимость такого программного обеспечения так же резко падает по мере насыщения рынка соответствующим программным продуктом. Эта стоимость в течении 2-3 лет стабилизируется на уровне стоимости предыдущей версии данной программы в пределах от 300 до 1000 долларов.

Учитывая специфику и динамику развития производства, для которого не требуются резкие информационные прорывы в организации управления и фактор изменения стоимости новейших информационных технологий, для предприятий, а следовательно, и высших учебных заведений складываются относительно благоприятные условия на информационном рынке для развития и пополнения информационного ресурса за счет информационных технологий общего назначения. При этом оснащение вуза должно стабильно опережать оснащение производства, что требуется исходя из достаточно длительной подготовки высококвалифицированного специалиста.

Вторым направлением развития программного обеспечения является создание пакета прикладных программ специального назначения, ориентированных на решения задач, которые могут быть использованы в производстве, а следовательно, должны быть внедрены в учебный процесс. Здесь на рынке информационных технологий ситуация развивалась следующим образом. Создание при-

кладных программных средств велось в следующих направлениях:

- системы подготовки текстовых документов;

- системы обработки финансово-экономической информации;

- системы автоматизированного планирования и оптимизации;

- системы управления проектами;

- экспертные системы и системы поддержки принятия решений;

- автоматизированные обучающие системы.

Современный этап развития информационных технологий (начиная с 1991 г.) можно охарактеризовать созданием интегральных информационных технологий ориентированных на решение достаточно широкого класса экономических и расчетных задач. Здесь стоимостные характеристики систем имеют значительный разброс и определяются функциональным назначением систем и сложностью решаемых с их помощью задач. Например, к основным критериям, по которым сравниваются интегрированные системы управления можно отнести [3]:

- степень программной поддержки функций планирования производственных процессов и связанных с ними ресурсов;

- полнота состава программно-реализованных управленческих функций;

- специфика процедур управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми и информационными ресурсами;

- степень программной реализации аналитических функций в интересах менеджера (лица принимающего решение);

- степень соответствия международным стандартам.

Под функциональными возможностями и стоимости управленческие информационные системы, включающие полный комплекс необходимых технических и программных средств можно разделить на 4 класса:

1. Локальные системы - для автоматизации функций бухгалтерского, материального, складского и кадрового учета, сбыта и т. д. Стоимость таких систем колеблется от 5 до 50 тыс. долларов США;

2. Финансово-управленческие системы, обеспечивающие интеграцию функций, гибкость настройки на нужды конкретного предприятия, учет и управление ресурсами. Стоимость таких систем изменяется от 50 до 200 тыс. долларов США;

3. Среднеинтегрированные системы для управления производственным предприятием и интегрированного планирования производственного процесса. Хотя в них учетные функции реализованы глубоко, они выполняют вспомогательную роль. Стоимость систем

- от 100 до 500 тысяч долларов США.

4. Крупные интегрированные системы. Отличаются набором, так называемых, вертикальных рынков и глубиной поддержки процессов управления большими многофункциональными группами предприятий, широтой охвата функций. Стоимость - более 500 тысяч долларов США.

Рис. 2. Архитектура системы

Выбор конкретной системы и внедрение ее в производство, а следовательно, и в учебный процесс для изучения определяется финансовыми возможностями предприятий и вузов. Причем можно планировать приобретение информационных систем в плане развития спроса на соответствующих специалистов на рынке труда, отнеся их к разряду основных средств и приобретать с учетом их дисконтированной стоимости и получаемых коммерческих доходов.

Важной составляющей, требующейся для принятия правильных решений, является информация, рассматриваемая как исходные данные. Любую произвольную систему управления можно

представить в виде следующей схемы

(см. рис. 2) [4]. Здесь Dx

Dy -

датчики, с помощью которых измеряется состояние среды и объекта соответственно. Результаты измерений являются исходной информацией для управляющего устройства (УУ) , которое

на этой основе вырабатывает управляющее воздействие {/ .

Таким образом, в основе процесса управления лежит информация о сложившейся ситуации

* = (X*, ^),

которая всегда является не полной. Эта неполнота, прежде всего, связана с ограниченными возможностями всякой системы сбора информации ] и необходимостью «платы» за эту информацию. А при ограниченных ресурсах, выделяемых обычно на управление, указанное обстоятельство приводит к постоянному дефициту информации. Сказанное заставляет образовать еще один вход объекта - наблюдаемое возмущение Е .

Для целенаправленного функционирования управляющего устройства ему кроме информации необходимо сообщить цель управления , т. е. к чему ему следует стремиться в процессе управления, и алгоритм управления , т. е. указание как добиться этой цели.

В общем случае к информации предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять как элемент информационного ресурса обладающий «стоимостью» и потребительскими свойствами. К основным таким требованиям можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) удовлетворение информационных потребностей органов управления или полнота исходной информации;

2) правильный отбор первичных сведений и источников информации с последующей их точной интерпретацией - полезность и надежность данных;

3) правильная систематизация, классификация и распознавание информации - достоверность данных;

управления производством.

4) непрерывность процесса сбора и передачи данных - своевременность данных;

5) отсутствие дублирования информации - неповторяемость данных;

6) поверка корректности - непротиворечивость данных;

7) многократное использование информации - долговременность данных;

8) приведение к общему формату информации - структуризация данных;

9) фильтрация, агрегирование и актуализация информации -избирательность данных;

10) уменьшение числа показателей и объемов информации -достаточность данных.

Приведенные требования определяют качество обрабатываемой в системе информации . Одновременное полное удовлетворение всем этим требованиям качества часто является экономически нецелесообразным из-за высоких затрат, связанных с их реализацией. В этой связи возникает необходимость определения минимально достаточной системы требований, предъявляемых в входным данным организационных систем управления.

Для решения данной задачи входящую информацию следует разделить на оперативно собираемые и справочно-нормативные данные. К каждому из данных видов информации следует предъявлять свои требования и они обладают определенной внутренней и внешней стоимостью.

Учитывая специфику производственного процесса, развитие которого следует отнести к системам с медленно текущим процессом, к оперативной исходной информации следует предъявить следующие основные требования: полезность, достоверность, современность и достаточность данных.

Такие показатели, как полезность, достоверность и достаточность данных влияют на объемы перерабатываемой информации в процессе принятия решений, а следовательно, применительно необходимых и достаточных для качественного принятия решений объемов данных, снижаются затраты связанные с обслуживанием и стоимостью аппаратуры получения, передачи, хранения и обработки экономической информации.

Совокупность показателей своевременность и достаточность обеспечивает необходимую оперативность принятия решений, т. е. позволяют своевременно внести требуемые для достижения цели корректировки в учебный процесс.

Оперативная информация, имея внутренние потребительские свойства, может представлять определенный интерес для конкурентов, интересующихся текущим состоянием вуза. Следовательно, данная информация должна быть защищена от несанкционированного доступа, что представляет дополнительные требования к аппаратуре приема и передачи данных.

и

Справочно-нормативные данные, сюда же можно отнести и накопленный опыт в определенной области знаний и принятия решений являются банки данных и знаний, имеющие как внутренние, так и внешние потребительские свойства (такого вида данные можно приобрести или продать на информационном рынке пользователей). К основным требованиям такого вида данных следует отнести: полнота, достоверность, непротиворечивость, долговременность, структурированность.

Особое место, по нашему мнению, на информационном рынке занимает такая составляющая информационного ресурса как накопленный опыт функционирования предприятий в различных условиях внешней среды и его использование в учебном процессе. Такой опыт в структурированном виде позволяет создавать высо-

коэффективные интегрированные обучающие системы в виде экспертных систем и систем поддержки принятия решений и использоваться в процессе обучения управлению сложными объектами.

Литература:

1. Макаров М. В. Информатика. -М.: Финансы и статистика,

1997.

2. Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распределение и маркетинг. -М.: Финансы и статистика, 1993.

3. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития//Вестник РОИВТ, 1994, № 4,5.

4. Растригин Л. А. Современные принципы управления сложными объектами. -М.: Советское радио, 1980.

НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЕКТОВ

Ракова А.М., аспирант кафедры «Экономика, организация и управление производством», МИИТ

В статье рассматриваются основные проблемы оценки эффективности ресурсосберегающих проектов, в частности формирование операционных потоков денежных средств за счет величины экономии эксплуатационных расходов. Предложена оценка влияния уровня квалификации на величину расхода электрической энергии на тягу поездов.

Ключевые слова: коммерческая эффективность проекта, операционные потоки, эксплуатационные расходы, коэффициент квалификации, экономия электроэнергии на тягу поездов.

DIRECTION OF IMPROVING METHODOLOGY FOR ASSESSING THE INVESTMENT OF RESOURCE PROJECTS

Rakova A., Economics, organization and production management” chair, the post-graduate student, MIIT

The article examines the main problems of assessment of the effectiveness of resource projects, in particular the formation of operating cash flows due to the value operational cost savings. Proposed assessment of the impact of skills on the value of consumption of electrical energy to pull trains.

Keywords: commercial effectiveness of the project, operational flows, operating costs, the coefficient of training, saving energy for traction trains.

В стратегической программе развития ОАО «РЖД» определены ключевые инновационные направления по ресурсосбережению на перспективу до 2020 года: внедрение энергосберегающих технических средств при модернизации подвижного состава, сбережение энергоресурсов в стационарной энергетике, экономия материальных ресурсов, снижение трудозатрат и износов во взаимодействии «колесо-рельс».

Качество работы программ ресурсосбережения должно особо контролироваться и оцениваться руководством компании. Для этого была успешно внедрена автоматизированная информационная система управленческого учета, которая позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы управления Программами ресурсосбережения от подготовки проекта до систематизации данных о получаемых экономических эффектах.

Программы ресурсосбережения включают в себя комплекс технических и технологических решений, состоящих из отдельных проектов. В частности, ресурсосберегающие проекты основаны на внедрении новых или усовершенствованных решений в технологию, организацию и социальную сферу на железнодорожном транспорте. Расчет экономической эффективности инвестиционных проектов базируется на «Методических рекомендациях по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте (указание МПС России от 31.08.1998г. № В-1024у)».

В условиях нестабильности производства и дефицита госбюджетных средств инвестирование требование к системности и точности оценки инвестиционных проектов повышаются. Кроме того, уровень экономической отдачи высокоэффективных проектов должен определятся с помощью объективного, аргументированного и расчетно-аналитического метода.

Как правило, оценка эффективности инновационных мероприятий/ продуктов определяется для внедряющих предприятий. Поэтому важным считается определение обоснованной цены инновационного продукта/мероприятия для обеспечения коммерческой эффективности внедряемого проекта, а со стороны заказчика достижение общественной и коммерческой эффективности.

В качестве основных показателей для оценки экономической эффективности в используемых методиках рекомендуются: чистый

доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, индекс рентабельности, годовой экономический эффект [1,2]. Помимо указанной коммерческой эффективности оцениваются также общественная и бюджетная эффективность проекта, степень учета интересов различных участников проекта.

Для расчета показателей экономической эффективности необходимо четко определить, какие эффекты от внедрения могут дать движение денежных протоков от операционной и инвестиционной деятельности. Это требует разработки алгоритмов и методов их определения, которые должны сочетать точность и экономичность их реализации.

Выбор же основных критериев для оценки тех или иных показателей, определяющих величину операционного потока, порядок их расчета их до и после внедрения, зависит от объекта применения и целей инвестиционных проектов.

В «Проекте методики расчета экономической эффективности новой техники, технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений» определены входящие показатели в расчет потоков (притоки/оттоки) денежных средств см. табл.1.

В расчетах эффективности проектов должны быть отражены только те виды доходов и расходов, которые возникают в результате реализации инвестиционного проекта.

Приведенный ряд показателей для определения величины притоков и оттоков денежных средств недостаточен, и не всегда могут быть точно определены и спрогнозированы для оценки показателей экономической эффективности. Например, доход от перевозок образуется из провозных платежей по действующим тарифам. Следовательно, на прогнозируемой величине дополнительного притока в операционном потоке скажутся результаты, как тарифной политики, так и самого реализуемого проекта. Тарифная политика в ретроспективном периоде, который дает базу прогноза, и политика в течении времени жизненного цикла проекта могут существенно меняться.

Если рассматривать ресурсосберегающие проекты на железнодорожном транспорте, то они, как правило, направлены на сокра-

Таблица №1

Денежные потоки Входящие показатели

Притоки денежных средств 1. Доход от дополнительного объема перевозочной работы при внедрении НТТ: грузовых, пассажирских, др. вид деятельности 2. Изменение затрат при совершенствовании отдельных операций и работ 3. Амортизационные отчисления

Оттоки денежных средств 1. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды 2. Затраты на материалы, топливо и электроэнергию 3. Дополнительные эксплутационные расходы, связанные с приростом перевозок или дополнительного объема работ, услуг: грузовых, пассажирских, др. вид деятельности. 4. Единовременные затраты на создание и внедрение новой техники, технологии.

щение эксплуатационных расходов. Получение же дохода при внедрении новой техники либо технологии неоднозначно, т.к. увеличение объема перевозочной работы зависит, в первую очередь, от спроса клиентуры и пассажиров, а затем уже от возможности реализации по увеличению пропускной и провозной способности. Поэтому возможны варианты, при которых задача технически может быть решена по увеличению объема перевозочной работы, а эквивалентность роста спроса нет.

Специфика железнодорожного транспорта заключается, в частности, что транспортный производственный процесс не осуществляется на определенной ограниченной территории, а может выполняться в пределах нескольких дорог. Таким образом, для обоснования величины изменения эксплуатационных расходов недостаточно данных только средней себестоимости перевозок грузов и пассажиров. Необходимы данные о себестоимости перевозок по направлениям и участкам с разными видами тяги, по отдельным категориям поездов, видам сообщений и т.д.

Более точно раскрыть факторную характеристику на основе анализа изменения себестоимости перевозок, как функции изменения качественных показателей эксплуатационной работы и использования подвижного состава. В статье методикам на железнодорожном транспорте рассматривается ряд дополнений к определению операционных потоков и предусматривается стоимостная оценка следующих показателей: средний вес грузового поезда, участковая скорость движения грузовых поездов, среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении, эксплуатируемый парк локомотивов, среднее время оборота грузового вагона, рабочий парк грузовых вагонов, сокращение задержек поездов.

Основная проблема в том, что в большинстве внедренных проектов до сих пор составляющие экономического эффекта оцениваются экспертным путем, а также не учитывается комплекс косвенных экономических эффектов. Не предложены точные техникоэкономические расчеты, основанные на документально подтвержденных данных, позволяющие прогнозировать с требуемой точностью развитие транспортных систем и оценивать реализацию требований в ресурсосберегающих программах.

На примере аппаратно-программного комплекса «Автомашинист электротяги для электровозов в пассажирском движении», приведенном в «Проекте методики расчета экономической эффективности новой техники, технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений», анализируется предложенный расчет по эффективности внедрения данного комплекса.

В приведенной методике определяются: 1) годовой экономический эффект от внедрения «Автомашинистов электротяги» за счет сокращения эксплуатационных расходов железных дорог, 2) чистая прибыль, 3) срок окупаемости, что не в полной мере отвечает

требованиям к обоснованию инвестиционных проектов. Поскольку годовой экономический эффект по способу расчета должен включать не только величину экономии эксплуатационных расходов, но и оценку изменения удельных капитальных вложений, различающихся по вариантам.

Согласно методическим рекомендациям, расчеты эффективности должны проводиться на примере конкретных условий эксплуатации оборудования, где новая технология уже внедрена, или где планируется ее внедрение (депо, завод, участок обращения локомотивов, участок на котором обслуживается новая техника). Однако, приведенный в методике [3] расчет выполнен по данным всей сети железных дорог, что вносит значительную погрешность.

Сокращение эксплуатационных расходов при внедрении аппаратно-программного комплекса «Автомашинист электротяги для электровозов в пассажирском движении» вызваны двумя положительными эффектами от внедрения - снижение расхода электроэнергии за счет энергооптимального вождения поезда локомотивными бригадами и сокращения затрат на оплату труда за счет высвобождения штата помощников машинистов. Причем, при определении годовых расходов железной дороги на оплату электроэнергии учитывались среднесетевые показатели железной дороги (тариф на электроэнергию, расход электроэнергии на тягу пассажирского электровоза), снижение потребления электроэнергии на тягу поездов учитывается коэффициентом, сформированном на базе экспертных оценок.

Для достоверной и достаточно точной оценки снижения расхода электроэнергии на тягу поездов необходимо определить основные факторы, влияющие как на перерасход электроэнергии, так и на величину ее экономии.

К числу основных факторов, определяющих перерасход энергоресурсов, относятся:

• по локомотивному хозяйству - низкий уровень технического состояния локомотивов (неисправности топливной аппаратуры, плохое качество технического обслуживания и текущего ремонта), недостатки нормирования и учета расхода топлива и электроэнергии, недостаточная квалификация локомотивных бригад;

• по хозяйству движения - формирование неполносоставных и неполновесных поездов, стоянки у входных сигналов станции, не-прием поездов по стыковым станциям, стоянки на промежуточных станциях, пропуск пассажирских поездов, ожидание отправления, неравномерность движения, следование грузовых поездов за пригородными, предоставление “зеленых” улиц для одних поездов и “красных” для многих других, нереальность разработанных графиков движения поездов, заполнение пропускной и провозной способности, недостаточное взаимодействие между диспетчерами и локомотивными бригадами, недостаточная квалификация диспетчерского аппарата;

• по вагонному хозяйству - ожидание локомотивными бригадами проверки тормозов поезда, некачественный осмотр вагоно-в;по грузовому хозяйству - несоответствие веса перевозимого груза, указанного в накладной, и фактического, остатки грузов в вагонах, коммерческий брак; по энергетическому хозяйству - несовершенство учета и методов распределения расхода электроэнергии между потребителями;

• по заводам ЦТВР МПС - низкое качество заводского ремонта локомотивов.

Основными факторами, способствующими экономии топливно-энергетических ресурсов, являются:

• по локомотивному хозяйству - хорошее техническое состояние локомотивов (модернизация конструкций и узлов, повышение качества ремонта), организационные мероприятия (широкое распространение передового опыта, регулярное проведение технической учебы, эффективная система стимулирования за экономию топлива и электроэнергии, продуманная организация соревнования бригад), умелая работа локомотивных бригад (повышение квалификации, регулирование технической скорости, отключение секций локомотива после набора скорости, применение рекуперации и др.);

• по хозяйству движения - формирование поездов повышенной массы и длины;

• по грузовому хозяйству - уплотненная погрузка грузов.

Локомотивная бригада - это последнее и важное звено в большой цепи работников, от которых зависит расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Она как бы подводит окончательный итог работы всех хозяйств, фиксируя его в своем маршруте машиниста. Поэтому порой даже у лучших бригад бывают поездки, когда, несмотря на их мастерство, локомотивы по вине работников других служб пережигают топливно-энергетические ресур-сы.[4]

Существующий в настоящее время на железной дороге показатель, оценивающий квалификации машиниста, - класс машиниста разделяет машинистов локомотивов и моторвагонных поездов на третий, второй и первый классы квалификации. Как известно, в зависимости от стажа и безупречного вождения класс квалификации присваивается последовательно от третьего к первому. С учетом принятых требований стаж вождения для третьего класса - не менее одного года, второго - не менее двух лет работы машинистом третьего класса, третьего - не менее четырех лет работы машинистом второго класса.

Более гибкую градацию уровня квалификации предлагается ввести с помощью количественной оценки «уровня квалификации», зависящей, в первую очередь, от наработанного времени (стажа работы) в определенном виде деятельности и возраста работника как фактора степени реализации результата. Предлагается дать оценку уровня квалификации машиниста в виде коэффициента квалификации Ккв для каждого вида движения, определяемого средневзвешенным по количеству машинистов N отношением стажа работы к возрасту.

Коэффициент квалификации может быть рассчитан для каждого вида движения, маршрута, тягового плеча и в целом для депо. Показатель квалификации можно использовать и при экспресс-оценке внедрения системы автоведения для конкретного тягового плеча, депо, дороги:

ния поездов при условии максимально возможного удовлетворения потребности в перевозках (объема перевозочной работы). При заданных параметрах участка и подвижного состава затраты на движение поездов главным образом определяются расходом электроэнергии на тягу, временем хода по участку и интервалом попутного следования поездов.

Исходя из этого, определены основные критерии для обоснования эффективности внедрения:

• экономия электроэнергии на тягу поездов;

• экономия других элементов эксплуатационных расходов;

• повышение пропускной и провозной способности участка;

• повышение производительности труда;

• повышение безопасности движения.

Заметим, что экономию электроэнергии на тягу поездов выделяем в отдельную от эксплуатационных расходов группу, поскольку, в общем балансе расходов по эксплуатации поездов ее доля составляет более 50%.

Факторы, влияющие на формирование перечисленных эффектов, приведены в табл.2.

Таблица 2.

Тогда, в состав притоков денежных средств по операционной деятельности будут включены изменения следующих групп статей:

- доходы от перевозок (при увеличении пропускной и провозной способности);

- величина экономии эксплуатационных расходов, в том числе и экономия электрической энергии на тягу;

- доходы от реализации нематериальных активов на сторону (если имеет место быть);

- амортизационные отчисления по основному средству.

Оттоки денежных средств по операционной деятельности:

- затраты техническое обслуживание и ремонт новой техники или технологии (системы автовдения);

- налоги на имущество и прибыль;

- дополнительные эксплутационные расходы, связанные с приростом дополнительного объема пассажирских перевозок (при увеличении пропускной и провозной способности);

Отток денежных средств по инвестиционной деятельности:

- единовременные затраты на создание и внедрение системы автоведения.

Большая часть ресурсосберегающих проектов направлена на улучшение качественных показателей использования подвижного состава. Это требует применять стоимостную оценку их изменения. Учет стоимостной оценки качественных показателей в операционных потоках позволит выйти на более точные показатели экономической эффективности. Изложенные дополнения к расчету коммерческой эффективности ресурсосберегающих инвестиционных проектов позволит повысить точность прогнозного и фактически получаемого результата.

K

внедрения

АА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АК

квалфикации

К

квалфикации

А

(І)

Коэффициент Квнедрения указывает на сколько процентов

измениться величина расхода электроэнергии при изменении коэффициента квалификации на один процент. Очевидно, чем больше величина Квнедрения , тем существеннее оказывает влияние

квалификация машиниста на расход электроэнергии.

В первом приближении величина экономии электроэнергии определяется произведением удельного расхода электроэнергии на объем перевозочной работы и величину коэффициента внедрения:

^100 (2)

АА - 0,0001 • ауд • pl • К

внедрения

Основными показателями качества работы участка на железной дороге являются затраты, связанные с осуществлением движе-

Литература:

1. «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте (указание МПС России от 31.08.1998г. № В-1024у)»

2. «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов (утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК 477 от 21.06.1999г.)»

3. Примеры расчетов экономической эффективности. Приложение к «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте».

4. Постол П.Г. Нормирование расхода топлива и электрической энергии на тягу поездов для подразделения локомотивного хозяйства: Учебное пособие - Хабаровск: ДВГУПС, 2001. - 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.