Научная статья на тему 'Потребительские особенности фармацевтического рынка. увеличение товарооборота по фармакотерапевтическим группам лекарственных препаратов в динамике за 2016-2018 гг.'

Потребительские особенности фармацевтического рынка. увеличение товарооборота по фармакотерапевтическим группам лекарственных препаратов в динамике за 2016-2018 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтический рынок / маркетинговый поход / фармакотерапевтическая группа / товарооборот / лекарственный препарат. / pharmaceutical market / marketing campaign / pharmacotherapeutic group / commodity circulation / drug.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Виктория Вячеславовна

Фармацевтический рынок представляет собой часть рынка потребительских товаров и услуг, проведение анализа данного рынка осуществляется с использованием таких подходов как: институциональный, системный и маркетинговый. Анализ товарооборота и изучение процентного показателя от реализации определенных фармакотерапевтических групп способствует формированию вывода о нерациональном потреблении лекарственных препаратов и перечня заболеваний, в том числе сезонных. По своим объемам современный фармацевтический рынок уступает лишь продовольственному рынку, согласно некоторым прогнозным данным, предполагается, что в обозримом будущем доля его возрастет до 30-35%, если за основу сравнения брать общий объем потребительского рынка. С объективной точки зрения можно говорить о том, что дальнейшее развитие фармацевтического рынка объясняется существующими тенденциями, выявленные в здравоохранении. Так, на текущий момент в структуре наиболее часто встречающихся заболеваний относят как болезни сердечнососудистой системы, так и онкологические патологии, которые несут угрозу для жителей всех стран, в том числе и России, представляют, занимающие ведущее место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer features of the pharmaceutical market. the increase in turnover of pharmacotherapeutic groups of drugs in the dynamics for 2016-2018

The pharmaceutical market is a part of the consumer goods and services market, the analysis of this market is carried out using such approaches as: institutional, systemic and marketing. Analysis of turnover and the study of the percentage of the implementation of certain pharmacotherapeutic groups contributes to the formation of a conclusion about the irrational consumption of drugs and the list of diseases, including seasonal. n terms of volumes, the modern pharmaceutical market is second only to the food market, according to some forecast data, it is assumed that in the foreseeable future its share will increase to 30-35% if the total consumer market is taken as the basis of comparison. From an objective point of view, it can be said that the further development of the pharmaceutical market is explained by existing trends identified in healthcare. hus, at present, in the structure of the most common diseases, both diseases of the cardiovascular system and oncological pathologies that carry a threat to the inhabitants of all countries, including Russia, are of the leading place are referred to.

Текст научной работы на тему «Потребительские особенности фармацевтического рынка. увеличение товарооборота по фармакотерапевтическим группам лекарственных препаратов в динамике за 2016-2018 гг.»

Потребительские особенности фармацевтического рынка. увеличение товарооборота по фармакотерапевтическим группам лекарственных препаратов в динамике за

2016-2018 гг.

Consumer features of the pharmaceutical market. the increase in turnover of pharmacotherapeutic groups of drugs in the dynamics for 2016-2018

|>, МОСКОВСКИЙ ■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16014 Мельникова Виктория Вячеславовна,

студент, 5 курс фармацевтический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) г.Тюмень, Россия, e-mail: [email protected]

Melnikova Victoria V., 5th course, Faculty of Pharmacy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tyumen State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation (Tyumen State Medical University of the Russian Ministry of Health) Tyumen, Russia, e-mail: [email protected]

Аннотация: Фармацевтический рынок представляет собой часть рынка потребительских товаров и услуг, проведение анализа данного рынка осуществляется с использованием таких подходов как: институциональный, системный и маркетинговый. Анализ товарооборота и изучение процентного показателя от реализации определенных фармакотерапевтических групп способствует формированию вывода о нерациональном потреблении лекарственных препаратов и перечня заболеваний, в том числе сезонных. По своим объемам современный фармацевтический рынок уступает лишь продовольственному рынку, согласно некоторым прогнозным данным, предполагается, что в обозримом будущем доля его возрастет до 30-35%, если за основу сравнения брать общий объем потребительского рынка. С объективной точки зрения можно говорить о том, что дальнейшее развитие фармацевтического рынка объясняется существующими

тенденциями, выявленные в здравоохранении. Так, на текущий момент в структуре наиболее часто встречающихся заболеваний относят как болезни сердечно- сосудистой системы, так и онкологические патологии, которые несут угрозу для жителей всех стран, в том числе и России, представляют, занимающие ведущее место.

Summary: The pharmaceutical market is a part of the consumer goods and services market, the analysis of this market is carried out using such approaches as: institutional, systemic and marketing. Analysis of turnover and the study of the percentage of the implementation of certain pharmacotherapeutic groups contributes to the formation of a conclusion about the irrational consumption of drugs and the list of diseases, including seasonal. n terms of volumes, the modern pharmaceutical market is second only to the food market, according to some forecast data, it is assumed that in the foreseeable future its share will increase to 30-35% if the total consumer market is taken as the basis of comparison. From an objective point of view, it can be said that the further development of the pharmaceutical market is explained by existing trends identified in healthcare. hus, at present, in the structure of the most common diseases, both diseases of the cardiovascular system and oncological pathologies that carry a threat to the inhabitants of all countries, including Russia, are of the leading place are referred to. Ключевые слова: фармацевтический рынок, маркетинговый поход, фармакотерапевтическая группа, товарооборот, лекарственный препарат. Keywords: pharmaceutical market, marketing campaign, pharmacotherapeutic group, commodity circulation, drug.

Актуальность. Потребительские и фармацевтические услуги является особым звеном в экономике, которые требуют подробного изучения особенностей их позиционирования на фармацевтическом рынке и функционирования, как неотъемлемой части в сфере обращения лекарственных средств.

Цель исследования. Изучить теоретические аспекты предмета экономической теории - спроса и предложения; особенности фармацевтического рынка, как части потребительского рынка; особенности поведения различных групп препаратов на фармацевтическом рынке за рассматриваемый период: 2016-2018 гг.

Материалы и методы. Контент-анализ литературных источников и действующей нормативно-правовой базы, касающейся вопросов экономической теории и фармацевтического экономики, ретроспективный анализ, методы анализа и синтеза, метод наблюдения.

Результат исследования. Отметим, чтофармацевтический рынок представляет собой часть рынкапотребительских товаров и услуг, при этом анализ его проводится с

использованием институционального, системного и маркетингового подходов. Особенность фармацевтического рынка проявляется в товаре, который обращается на данном рынке, представляющий собой фармацевтическую продукцию. Фармацевтическая продукция включает в себя лекарственные средства рецептурного отпуска, которые отличаются спецификой потребления, выражающаяся во включении в цикл продажи специалиста - врача, который является своеобразным промежуточным потребителем [4]. Как и на любом другом рынке, спрос и предложение являются основными инструментами, которые действуют на фармацевтическом рынке. Под спросом понимается то количество лекарственных средств, фармацевтических услуг, которые пациенты желают или имеют возможность приобрести по определенной цене, в определенный промежуток времени. Объем спроса и спрос имеют значительнее различия между собой [1]. Приведем пример, на уровне законодательства устанавливается цена на лекарственное средство, допустим, на «Анальгин» в таблеточной форме с содержанием 500 мг действующего вещества №10 по цене 60 рублей за одну упаковку, то спрос будет очень высоким в любое время года, так как каждый житель города сталкивается с проблемой, когда нужно устранить боль, воспалительный процесс или снизить температуру. Однако очень мало частных аптек и их предпринимателей, которые дали бы согласие на предоставление населению лекарственного средства по такой цене. Это является невыгодным, так как основной задачей частного предприятия - получение максимальной прибыли. Под предложением понимается количество как лекарственных препаратов, так и лекарственных средств аптечного ассортимента, которые могут быть предложены пациенту в определенный период времени. К примеру, цена на «ТераФлю» - 500 рублей за одну упаковку. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие пациенты, в силу своих финансовых возможностей, согласились бы покупать данный препарат по указанной цене, следовательно, это привело бы к небольшим по своим объемам продажам. Таким образом, можно утверждать о том, что предложение определятся исключительно поведением продавца, в то время как поведение продавцов и покупателей определяют объем продаж.

Выделим особенности фармацевтических товаров и их характеристики. Во-первых, фармацевтические товары разделяются по срокам их использования и могут быть как длительного пользования (например, предметы гигиены, санитарии, медицинские приборы), так и кратковременного использования (например, лекарственное растительное сырье, лекарственные средства и лечебная косметика).

Во-вторых, фармацевтические товары по характеру спроса относятся к товарам массового спроса, при этом можно выделить три особые группы. Первой группе

соответствуют товары пассивного спроса, имеющие или высокую цену, или низкие качественные характеристики, или же малоизвестный фармацевтический товар, в результате, недостаточности информации о нем и отсутствия рекламы. Ко второй группе относятся товары так называемого особого или эксклюзивного спроса, имеющий уникальные свойства, в случае необходимости приобретения которых требуется от пациента дополнительные усилия и затраты. Третьей группе относят товары, имеющие выборочный спрос, который выражается в необходимости проведения предварительной оценки имеющегося ассортимента, конечный выбор товара основывается на цене, качестве, оформлении упаковки, названия и известности компании производителя [1].

В разных странах потребление лекарственных средств имеет свои особенности, которые объясняются традициями, которые существуют в медицине, культурной и социальной средой общества, экономическим состоянием и организаций систем здравоохранения, активностью производителей в части продвижения своей продукции, а также образом мышления пациентов и иных факторов. Отметим, в развитых странах существует проблема избыточного потребления лекарственных средств.

Расширение ассортимента лекарственных препаратов во многом обусловлена появлением воспроизведенных лекарственных средств. К наибольшей части воспроизведенных лекарственных средств относятся группы: сердечно -сосудистые (24%), антибактериальные (16%), препараты и средства, оказывающих влияние на ЦНС (11%).

Стоит обратить внимание на рынки развивающих стран, для которых характерно возрастание доли воспроизведенных лекарственных препаратов, которая обусловлена несколькими причинами. Основной причиной является ценовой фактор, учитывая, что цена воспроизведенных лекарственных препаратов порой устанавливается в десятки раз меньше цены оригинальных препаратов, что для страховых выплат и бюджетного финансирования имеет большое значение [5]. Фармакологические группы противовирусные и витамины лидируют в расходе за 2016- 2018 г., что обусловлено массовым, сезонным заболеванием ОРЗ, ОРВИ, и гриппа, поэтому пациенты, независимо от цены, вынуждены произвести покупку лекарственных препаратов для сохранения своего здоровья. Группа витамины широко используется в детской практике, назначаются для людей с пониженной иммунной системой, лицам среднего и пожилого возраста. Рост товарооборота сердечно -сосудистых средств связано с увеличением заболеваний сердечно- сосудистой системы у населения, что объясняется неправильным питанием, наличие вредных привычек, малоподвижным образом жизни и возрастным и наследственным фактором. Повышенным спросом у населения пользуются

ненаркотические анальгетики, в том числе нестероидные и иные противовоспалительные, особенно у лиц пожилого возраста, так как наблюдаются различные ревматологические заболевания (Рисунок 1).

Анализ расхода фармакотерапевтических групп по

голам й

Анальге-ики и Протизэвиэусные Сердечно-сосудисть € Витамины

антипиретики ;эедства

Рисунок 1 - Анализ расхода фармакотерапевтических групп за 20162018 гг.

График позволяет говорить о существующей тенденции роста потребления лекарственных препаратов различных фармакотерапевтических групп. Ведущее место в мировых рецептурных продажах принадлежит: противоязвенным, снижающим уровень холестерина, антидепрессантам, ненаркотическим анальгетикам средствам. До 70% объема продаж приходится на пять следующих фармакотерапевтических групп (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Процентное выражение реализации препаратов по фармакотерапевт и ческим группам

Как полагают эксперты, в ближайшие годы существует вероятность изменения перечня лидеров, обеспечивающих набольший объем продаж в фармакотерапевтической группе. Подтверждением вышеизложенному является постепенное перемещение на первые позиции группы гиполипидемических средств, которые влияют на содержание холестерина и тригрицеридов [3]. В результате расширения показаний применения антидепрессантов нового типа действия, вполне вероятны изменения позиций рейтинга в сторону роста продаж.

На сегодняшний день рынок фармацевтической продукции активно развивается. В мировой экономике именно фармацевтический рынок относится к одним из наиболее высокодоходных и быстроразвивающихся рынков: «темпы его роста составляют 8-14% в год, при этом, чистая прибыль составляет 18% от общего дохода, в то время как в иных сферах данный показатель составляет лишь 5%» [2].

Вывод. На текущий момент, объемы фармацевтического рынка уступает лишь продовольственному рынку. Так в ближайшем будущем, основываясь на прогнозных данных, можно предположить увеличение его доли 30-35% от общего объема потребительского рынка. Вполне логична точка зрения в отношении необходимости и важности дальнейшего развития фармацевтического рынка, что объясняется объективной реальностью, вызванная необходимостью создания лекарственных средств, борющихся с неинфекционными заболеваниями. Так, основные неинфекционные заболевания,

которые чаще всего являются причиной патологии и смертности представляют угрозу как для мира в целом, тик и для России, в частности. В настоящее время к ним относят следующие формы: возрастное ожирение, сахарный диабет, атеросклероз, гипертоническая болезнь, метаболическая иммунодепрессия, психическая возрастная депрессия, онкологические заболевания.

Список литературы

1. Управление и экономика фармации: Учебник / Под ред. В.Л. Багировой. -М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004 - 720 с.

2. Основы экономики аптек. Практикум для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 040500 - фармация. - М: ММА им. И.М. Сеченова, 2005 - c.532

3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - М.: Новое знание, 2010.

4. Адамян Н. Лекарства для союза. Российская газета. № 6597 от 10 февраля 2015 г.

5. IFPMA Code of Practice. International Federation of Pharmaceutical Manufacturers & Associations. 2012, p. 125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.