Научная статья на тему 'Потребительская сфера России в условиях рынка (по материалам «Российского статистического ежегодника - 2009» (М. , 2009. 795 с. ))'

Потребительская сфера России в условиях рынка (по материалам «Российского статистического ежегодника - 2009» (М. , 2009. 795 с. )) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительская сфера России в условиях рынка (по материалам «Российского статистического ежегодника - 2009» (М. , 2009. 795 с. ))»

ЭКОНОМИКА РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СФЕРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА (По материалам «Российского статистического ежегодника — 2009» (М., 2009. 795 с.))

Трансформация унитарной политэкономической системы России в рыночную и ее глобализация изменили отраслевую структуру экономики — финансовые потоки частного капитала стали направляться преимущественно на выпуск быстроликвидной продукции, с коротким циклом обработки и низкой капиталоемкостью. В результате капиталоемкие производственные технологии, в значительной мере финансировавшиеся государством, были вытеснены из производственных систем промышленных предприятий диверсификацией выпуска потребительских товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке.

Система предприятий, традиционно выпускающих товары для потребительской сферы, исторически формировалась как система предприятий группы Б — она получала меньше инвестиций, и ее технологические системы значительно отставали от западноевропейских. Поэтому в условиях открытого рынка продукция отечественных предприятий оказывалась конкурентоспособной, вытеснялась импортом. Как следствие ее выпуск к концу 90-х годов резко упал (рис. 1, 2).

С 2005 г. Росстат перешел от публикации показателей, рассчитанных по Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). По структуре видов выпускаемой продукции разделы ОКВЭД полностью не соответствуют разделам ОКОНХ, поэтому исключается перерасчет динамики экономических показателей и их сравнение с дореформенным периодом. После 2004 г. публикуемые Росстатом показатели стали отражать динамику экономического развития России, только начиная с 2000 г. Поэтому для сравнения динамики развития потребительской сферы за период реформ и восстановительного роста во втором тысячелетии представлены два варианта статистических материалов —рассчитанных по ОКОНХ и ОКВЭД.

После повышения курса доллара от 6,238 руб./долл. в июле 1998 г. до 20,650 руб./долл. в декабре 1998 г. и принятия Правительством РФ ряда других мер производство товаров для потребительской сферы стало расти и по многим показателям дореформенного периода, однако восстановление их производства носит неоднозначный характер.

В пищевой промышленности по ряду товаров их выпуск значительно превзошел дореформенный период (рис. 3а), например, выпуск минеральных вод вырос в 9 раз, фруктовых соков и пива — в 3 раза и т. д., что объясняется возросшим спросом и возможностями соответствующих предприятий. В то же время по ряду показателей восстановительный рост еще не достиг уровня 1990 г. (рис. 3б).

Производство кондитерских изделий, растительных масел и сахара-песка по федеральным округам превысило уровень 1990 г., производство мяса и масла животного пока не достигло уровня 1990 г., что объясняется общим упадком животноводства: поголовье крупного рогатого скота уменьшилось от 57 до 21 млн голов, свиней — от 38,3 до 16,2, овец и коз — от 58,2 до 21 млн голов (рис. 4-9).

В текстильном и швейном производстве (рис. 10) выпуск продукции практически по всем показателям еще не достиг 40 % от уровня 1990 г., что объясняется падением производства сельскохозяйственной продукции и сокращением поставок сырья из бывших республик СССР. Аналогичная картина сложилась в производстве кожи, изделий из кожи и обуви (рис. 11, 12).

На состояние спроса на потребительском рынке, его обеспечение и, соответственно, на развитие отечественного производства потребительских товаров влияет и поступление по импорту — в последние десятилетия он составлял порядка 50 % товарооборота (рис. 13, 14).

Индексы физического объема продаж отдельных продовольственных товаров в 2008 г. значительно выросли и в целом составляют 242,1 % от уровня 1990 г. (рис. 15).

Потребление товаров на внутреннем рынке определяется их ценами и соответствующими доходами населения. По уровню средней заработной платы возможность приобретения и выбора товаров значительно выросла, однако для неработающих пенсионеров напротив, сократилась (рис. 16-17), что заставляет значительную часть населения пенсионного возраста работать.

Анализ показывает, что потребительская сфера товарной продукции в последние десять лет значительно улучшилась, однако остается не решенной главная проблема российской экономики — ее обеспечение на 50 % достигается за счет импорта, что требует восстановления российской обрабатывающей промышленности и ее переход на преимущественное использование технологий 5-6 укладов.

Материал подготовил кандидат экономических наук, доцент Н.М. Багров.

■О—Легкая промышленность -Д—швейная

Ж Пищевая промышленность

" в т.ч. текстильная

- — - кожевенная, меховая и обувная

- - Мукомольно-крупяная и комбикормовая пр.

% 83 76»

<м сп

СП

40

ю

СП СП

СП СП

Й

10

00 СП СП

СП СП СП

о о о

о о

<м о о <м

со о о <м

о о

Рис. 1. Индексы промышленного производства потребительских товаров, рассчитанные по Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) в 1990-2004 гг., 1990 г. — 100 %

-0- Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Текстильное и швейное производство Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви ___ 70 5 75,2 _ 80,5 85,4 86,3 -о

78 \\ \50,2 54,5 67,5 ' 1

\22 23,4 24,9 23,9 24,8 27,8 27,4 26,2

20,8" 15,5 21,9 -а- 21,8 21,8 26,6 26,6 27,1

1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Индексы промышленного производства потребительских товаров, рассчитанные по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) в 1992-2008 гг., 1991 г. — 100 %

□ 1980 □ 1990 Е1995 Н2000 □20,2 02003 Е2004 02005 Е2006 02007 02008

ОМЯ

С03323*

' I л 1.1. и

Центральный Сев.-Западный Южный ФО Приволжский Уральский ФО Сибирский ФО Д.-Восточный ФО ФО ФО ФО

Рис. 4. Производство мяса по федеральным округам Российской Федерации, тыс. т

Центральный Сев.-Западный Южный ФО Приволжский Уральский ФО Сибирский ФОг Д.-Восточный ФО ФО ФО ФО

Рис. 5. Производство хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам Российской Федерации, тыс. т

□ 198® Э1990 В1995 02000 Е2002 02003 Е2004 02005 В2006 02007 02008

ю

С£ХЭ

"-35

С ^

7|

Центральный Сев.- Западный Южный ФО Приволжский Уральский ФО Сибирский ФО Д.-Восточный ФО ФО ФО ФО

Рис. 6. Производство кондитерских изделий по федеральным округам Российской Федерации, тыс. т

Центральный Сев.- Западный Южный ФО Приволжский Уральский ФО Сибирский ФО Д.-восточный ФО ФО ФО ФО

Рис. 7. Производство растительных масел по федеральным округам Российской Федерации, тыс. т

Центральный Сев.- Западный Южный ФО Приволжский Уральский ФО Сибирский ФО Д.-восточный ФО ФО ФО ФО

Рис. 8. Производство животного масла по федеральным округам Российской Федерации, тыс. т

□ 1990

1995 02000 02002 02003 02004 02005 02006 02007 02008

Ю о

ю Ю т ^

■ . .г-гет

Г I I

Центральный ФО

Южный ФО

Приволжский ФО

Сибирский ФО

Д.-восточный ФО

Рис. 9. Производство сахара-песка по федеральным округам Российской Федерации, тыс. т

Ткани - всего, млн кв. м, в т. ч.

хлопчатобумажные шерстяные льняные и пенько-джутовые шелковые

Ковры и ковровые изделия, млн кв. м Чулочно-носочные изделия, млн пар Трикотажные изделия, млн шт.

Швейные изделия: пальто, полупальто, млн шт.

куртки, млн шт. костюмы, млн шт. платья, млн шт. сорочки верхние, млн шт. Товары детского ассортимента: пальто, полупальто, млн шт. пальто из натурального меха, тыс. шт. пальто из искусственного меха, тыс. шт.

костюмы, млн шт. куртки, млн шт. платья, млн шт. сорочки верхние, млн шт. чулочно-носочные изделия, млн пар трикотажные изделия, млн шт.

Рюкзаки, тыс. шт. Мешки спальные, тыс. шт. Палатки, тыс. шт.

2% _

, 19%

8%

ООО/ / о л ос\

29% (2485)

32%

34% (1915)

^¿¿¿¿^^ 17%

69% (302)

_15%

18%(5,0)—

6%

□ 2008г. к 1990г.

□ 2000г. к 1990г.

1%

13°%Д0,3)—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14%

18%- (2,3)

0%

Рис. 10. Динамика выпуска продукции текстильного и швейного производства в 2000-2009 гг. относительно 1990 г. (в скобках — натуральное выражение)

о о

о о со

о о

см

о о

Обувь спортивная, млн. пар ЕЕЕЭ Валяная и фетровая обувь, млн. пар

1111 ¡Резиновая обувь, МЛн.Пар

Обувь, млн. пар

1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

2008

Рис. 11. Динамика производства обуви в 2000-2008 гг., в % к 1990 г.

Рис. 12. Импорт и производство обуви в 2000-2008 гг., млн пар

200 400 600 800 1000 1200 1400 1600

Мясо (без мяса птицы), тыс. т

Мясо птицы , тыс. т Рыба свеж.и морож., тыс. т Картофель, тыс. т Томаты, тыс. т Лук и чеснок, тыс. т Бананы, тыс. т Цитрусовые плоды, тыс. т Виноград, тыс. т Яблоки, тыс. т Мука пшеничная , тыс. т Масла растительные, тыс. т,

масло соевое

масло пальмовое

масло подсолнечное

Изделия из рыбы, тыс. т

Сахар белый, тыс. т

--------------------- - - - - -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- 1

467,

625

165

Рис. 13. Импорт основных продовольственных товаров Российской Федерации в 2000-2008 гг.

0

в т. чи.:

В Собственного производства □ Поступление по импорту

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1 I I I I I I I I I

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 14. Структура товарных ресурсов розничной торговли, в % к итогу

Все товары Продовольственные товары Мясо и птица Изделия колбасные Консервы мясные Продукция рыбная пищевая товарная Консервы рыбные Масло животное Масла растительные Продукция маргариновая Цельномолочная продукция Сыры жирные (включая брынзу) Яйцо птицы Сахар

Кондитерские изделия Хлеб и хлебобулочные изделия

Мука

Чай натуральный Картофель Овощи

Плоды и ягоды, включая виноград Алкогольные напитки и пиво

0 100 200 300

Рис. 15. Индексы физического объема продаж отдельных продовольственных товаров в 1995, 2000, 2007 и 2008 гг., 1990 г. — 100 %

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000

Говядина Свинина Молоко цельное, л Творог

Сыры сычужные твердые Яйца куриные, шт. Рыба свежая Сахар-песок Масло подсолнечное) Масло сливочное) Картофель Капуста белокочанная свежая Лук репчатый Свекла столовая Морковь Яблоки Цитрусовые Хлеб и хлебо булочные изделия Мука пшеничная Горох и фасоль Рис шлифованный Крупы

Макаронные изделия

315,6

70722,22,2

Ш 1990 □ 1995 □ 2000 "И2007 В2008

2755

288,6

__

336,7

725,9

Цд&^Г1177,2

305,3

5542 86,6

' " Ш

704,7

1008

230,8

1891,2

,2

0,2

847,8

В§0,1

776,9

тчччччччччччччччччччч^^

5974,6

927,

Рис. 16. Покупательная способность среднемесячной начисленной заработной платы на приобретение продовольственных товаров в 1990-2008 гг., кг в месяц

п лол л

100

200

300

400

Говядина Свинина Молоко цельное, л Творог

Сыры сычужные твердые Яйца куриные, шт. Рыба свежая Сахар-песок Масло подсолнечное) Масло сливочное) Картофель Капуста белокочанная свежая Лук репчатый Свекла столовая Морковь Яблоки Цитрусовые Хлеб и хлебобулочные изделия Мука пшеничная Горох и фасоль Рис шлифованный Крупы

Макаронные изделия

;518;:

□ 197,1

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=Р11ад I

176,3

59,6 |

58,2

I

29,1

237,2

I 172,9

д£1 |

1ШШ577,3 |

шт.

3 261,5

I

237,2

I 170

И61621

Рис. 17. Покупательная способность среднего размера назначенных пенсий (с учетом компенсаций) на приобретение продовольственных товаров в 1990-2008 гг., кг в месяц

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.