Научная статья на тему 'Потребительская ориентация как негативная тенденция современного общества'

Потребительская ориентация как негативная тенденция современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
654
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилкова М.П.

Статья посвящена одной из актуальных тем социальной философии: проблеме существования современного человека в ситуации кризиса, свойственного как социальным, так и индивидуальным ценностным системам. Нынешний этап развития общества, сопровождается стремительным реформированием социальной среды, да и само существование человека проистекает в условиях невиданного ускорения и преобразования. Данные процессы неизбежно сопровождаются модернизацией ценностной архитектоники общества и корректировке ценностно-ориентационной деятельности. В статье рассматривается ряд аксиологических тенденций, характерных для современного общества в условиях стремительной его трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER ORIENTATION AS A NEGATIVE TENDENCE OF MODERN SOCIETY

The article is devoted to one of the actual themes of social philosophy: to the problem of the existence of modern man in a crisis situation, characteristic of both social and individual value systems. The actual stage of the society development is accompanied by a rapid reform of the social environment and the very existence of man comes from the unprecedented acceleration and transformation. These processes are inevitably accompanied by the modernization of the value architectonics of society and the adjustment of value-orientation activities. The article considers a number of axiological tendencies, characteristic for modern society in the conditions of its rapid transformation.

Текст научной работы на тему «Потребительская ориентация как негативная тенденция современного общества»

УДК 124.5

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕГАТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена одной из актуальных тем социальной философии: проблеме существования современного человека в ситуации кризиса, свойственного как социальным, так и индивидуальным ценностным системам. Нынешний этап развития общества, сопровождается стремительным реформированием социальной среды, да и само существование человека проистекает в условиях невиданного ускорения и преобразования. Данные процессы неизбежно сопровождаются модернизацией ценностной архитектоники общества и корректировке ценностно-ориентационной деятельности. В статье рассматривается ряд аксиологических тенденций, характерных для современного общества в условиях стремительной его трансформации.

Ключевые слова: ценности, переоценка ценностей, социальные и личностные ценности, потребительская ориентация.

M. n. flaHunKoea M. P. Danilkova

CONSUMER ORIENTATION AS A NEGATIVE TENDENCE OF MODERN SOCIETY

The article is devoted to one of the actual themes of social philosophy: to the problem of the existence of modern man in a crisis situation, characteristic of both social and individual value systems. The actual stage of the society development is accompanied by a rapid reform of the social environment and the very existence of man comes from the unprecedented acceleration and transformation. These processes are inevitably accompanied by the modernization of the value architectonics of society and the adjustment of value-orientation activities. The article considers a number of axiological tendencies, characteristic for modern society in the conditions of its rapid transformation.

Keywords: values, transformation in values, social and personal values, consumer orientation.

Актуальность темы обусловлена прежде всего кардинальной трансформацией социокультурных процессов, происходящих в современном мире. Эти процессы характерны не только для различных сфер социальной жизни, но и свойственны самому человеку: изменяется человек, его структура ценностных ориентаций и ценностное восприятие мира.

Данная статья продолжает цикл работ автора, посвященных исследованию ценностной архитектоники современного российского общества в условиях тотальной «переоценки ценностей». В статье актуализируется проблема существования человека в условиях все более усложняющейся социальной реальности, в обстановке непрерывно ускоряющихся социально-культурных модернизаций. Целью исследования является анализ преобладающих в потоке социальных преобразований новых ценностных установок, в частности, потребительской ориентации и ее доминирующей роли в структуре ценностного мира современного человека. В чем специфика процесса интериоризации потребительской ориентации как ценности и каковы возможные негативные последствия данной тенденции для развития самой личности? Попытка получить ответы на поставленные вопросы и составляет содержание данной работы.

Как известно, нынешний этап развития общества сопровождается стремительным реформированием социальной среды, и человек вынужден существовать в условиях невиданного ускорения и преобразования. Каким изменениям подвергаются ценностные идеалы и принципы и какие ценностные ориентации становятся приоритетными в этот переломный период развития?

Исходной точкой нашего исследования в контексте представленной темы является прежде всего новый тип общества и новая система общественных отношений, в ко-

торых ключевую роль играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Такой тип общества современные ученые называют обществом потребления, главная задача которого вовсе не сводится лишь к формированию его членов как потребителей: «Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества потребляют...» [1, с. 116]. Однако, согласно другой позиции, «ни одна страна не может быть исчерпывающе описана как общество потребления. Это лишь тенденция, которая проявляется в разных странах в той или иной степени. Любое общество включает в себя остатки прошлых эпох, доминирующие формы общественных отношений и ростки будущего» [2, с. 4]. Не будем углубляться в дискуссии по этому поводу, согласимся с тем, что «общество потребления» представляет собой взаимодействие различного комплекса социальных отношений. В настоящее время в новых социальных отношениях явно прослеживаются специфические черты, свойственные обществу потребления, суть которых состоит не только в резком увеличении производства товаров и услуг, комбинировании всех видов деятельности одним и тем же способом, но, что значительно важнее, потребление в таких условиях становится не средством выживания, а способом интеграции в новые социальные обстоятельства [3].

Следующий важный момент, на который следует обратить внимание в дальнейшем анализе, заключается в определении роли и значения ценностных ориентаций в общественной деятельности человека в условиях современной реальности. В данном случае будем опираться на утверждение о том, что ценностные ориентации выступают в качестве важнейших «узлов», связывающих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, образующие ядро личности, ее основу, обеспечивающую

целостность индивидуального существования. С учетом такого интерпретирования, ценностные установки обретают форму смыслообразующих ориентиров и являются важнейшими механизмами адаптации к изменениям социума. Процессы адаптации к такого рода переменам, кардинально реформируют систему взаимодействия человека и социума, что, несомненно, сопровождается модификацией не только социальных ценностных иерархий. Происходит вторжение во внутренний мир человека, воздействие на его систему ценностей, да и само ценностное восприятие мира. В результате нарушается ценностная структура личности, возникают противоречия между ценностями разных иерархических уровней.

При исследовании динамики ценностных ориентаций личности следует исходить из ситуации тотального обострения кризиса социальных ценностных систем, что, как уже отмечалось, губительно сказывается на развитии всего комплекса общественных отношений. Смена общественной модели развития, а также постоянно ускоряющийся поток различных инноваций ведет к противоречию между общественными и индивидуальными ценностными системами. Прежние ценностные ориентиры теряют свою значимость, а новые не успевают отвечать требованиям реформированной социальной реальности. Все это приводит к социальной апатии, безразличию и отчуждению от институциональной среды, духовному опустошению. Непрерывная «борьба за выживание лишает человека представлений об общезначимых смысложизненных ценностях» [4, с. 22]. Последнее, в конечном итоге, существенно усложняет процессы интегрирования человека в нынешние социальные обстоятельства, и, безусловно, открывает путь для иных, в том числе и ложных, ориентиров, в частности, потребительской ориентации.

Важнейшая причина переориентации ценностных ориентиров в сторону материальных заключается в результатах кардинальных преобразований социокультурного пространства, масштаб и уровень которых не позволяют современному человеку охватить все его многообразие, например, в сфере информации и знания. Человек вынужден как бы сжиматься, ему становится проще и удобнее, не обременяя себя высокими значениями и смыслами, конструировать свое бытие, свое жизненное пространство. И как итог, в процессе приспособления к новым условиям человек утрачивает себя как целостность, как индивидуальность. Аналогичную точку зрения высказывают многие ученые, в частности Э. Тоффлер, тщательно анализируя весьма непростое существование человека в современном обществе, описывает такое состояние как модульное: «мы не воспринимаем человека в целом... а включаемся в один из модулей его личности» [5, с. 113].

Этот новый тип современного человека характеризуется способностью распадаться на множество функциональных подсистем, каждая из которых обращена к определенному аспекту социального бытия. В результате сквозь призму отдельных частей не так-то просто увидеть внутреннее содержание человека, его сущностные характеристики, его самобытность. Образно говоря, если цветок, например розу, разделить на отдельные лепестки, то красота цветка и его целостный образ становится трудноуловимым.

Но и это еще не самое главное. В последнее время мы все чаще становимся свидетелями того, как востребованными становятся не истинные человеческие качества, такие как искренность, доброта, сострадание, честность, мужественность и т. п., а социальный статус, прагматический или коммерческий успех. Человек не чувствует себя носителем личностных качеств, он является вещью, товаром: «Его цель - выгодно продать себя на рынке. Его чувство самости вытекает не из его деятельности в качестве любящего и мыслящего человека, а из его социально-экономической роли» [6, с. 159].

Особенность нашего времени такова, что происходящие ныне социальные преобразования не приводят к условиям, способствующим ценностной активности и самореализации личности как главнейшей цели человеческого бытия. Воспроизводство принципиально новых ценностных структур напрямую связано с экономической, политической, социокультурной модернизацией общества. Основополагающими на арене социальной модернизации становятся процессы коммерциализации всех сфер общественной жизни, в том числе и «коммерциализация духовного пространства». Указанные явления радикально изменяют восприятие человеком самого себя и человека вообще, снижается доверие к усвоенным ценностям, происходит разочарование в собственной значимости, социальном окружении. Это приводит к обострению разобщенности людей на всех уровнях межличностного взаимодействия, другими словами, создаются условия, где каждый «сам за себя». В обстановке крайне усложненных, противоречивых отношений личности и социума человек вынужден действовать самовольно и спонтанно, в соответствии с собственным пониманием ценностных принципов без соотнесения их с нормами общества, внося тем самым еще большую неопределенность и нестабильность в новую модель социального устройства. Таким образом, появление настораживающих тенденций, к которым относятся нравственный релятивизм, прагматизм, потребительская и накопительская ориентации следует рассматривать как негативные следствия кризиса социальных ценностных ориентиров и представлений, среди которых в последнее время материальные принципы и убеждения занимают лидирующее положение. Сегодня не вызывает сомнения, что источник для решения глобальных социальных проблем необходимо искать в переосмыслении базовых понятий в аксиологической сфере, в устранении причин, изменивших вектор развития ценностных ориентаций, в корреляции общезначимых ценностных представлений в соответствии с новой социальной реальностью.

Если история социального развития в прежние эпохи позволяет увидеть некоторые устремления и тенденции, в той или иной степени ведущие человечество к процветанию, то характер современного социального развития таков, что приходится констатировать наличие неконтролируемых человеком дестабилизирующих направлений, которые с большой степенью вероятности могут привести к необратимым последствиям. Среди негативных последствий, имеющих деструктивный характер, особое место занимает постоянно усиливающаяся тенденция потребления.

Потребительская ориентация, начавшаяся еще в прошлом столетии, успешно перекочевала в век нынешний

и всецело захватила человека, занятого в основном лишь поглощением удовольствий. Она приобрела гипертрофированную форму, превратив человека в «потребительскую машину»: «неудержимая страсть к потреблению утратила всякую связь с истинными потребностями человека, если раньше... потребление было средством для достижения цели, т. е. счастья, теперь оно превратилось в самоцель» [6, с. 149]. Потребление как важнейший жизненный ориентир становится самоцелью человека, смыслом его существования. Культура современного потребительства абсолютно материализована. С самого детства ребенку объясняют: образование нужно для получения статуса в обществе, статус необходим для получения материальных возможностей, благодаря которым можно удовлетворять свои все возрастающие потребности. Современный человек почти не потребляет образцы и идеалы культурного наследия, доставляющие эстетическое наслаждение, поскольку сами идеалы и оценочные критерии весьма условны или почти исчезли. Если не существует рангов прекрасного и безобразного, то отсутствует и сама способность оценивать. «В этом смысле, мы, не будучи ни среди прекрасного, ни среди безобразного и не имея возможности судить ни о том, ни о другом, обречены на безразличие» [7, с. 30]. Находясь в таком индифферентном мире, человек преимущественно живет среди предметов и вещей, и «единственное, что связывает нас с ними это то, что мы знаем, как с этими вещами обращаться или как их потреблять» [6, с. 148-149].

Вещизм как одно из следствий безудержного потребления становится неотъемлемым атрибутом социума. Человек стремиться потреблять все больше и, естественно, становится зависимым от своих потребностей. Теперь не он управляет своими желаниями, а желания управляют им. Неспособность человека контролировать собственную деятельность приводит к утрате ценностных ориентиров и, как следствие, возможности осознанно осуществлять выбор своих целей. Современный человек находится вокруг и среди вещей, поклоняется вещам. Потребительство, культ материальных ценностей подвергает серьезной угрозе гуманистические основы человеческого бытия и наносит мощнейший удар по духовной составляющей жизни человека, и прежде всего по его эмоционально-чувственной стороне. Человек утрачивает потенциальную возможность к реализации общезначимых, вытекающих из сущности человека ценностей, способных стать основой всех его действий, поступков и целей.

Новый тип человека, о котором было сказано ранее, не в состоянии в полной мере насладиться увиденным или прочитанным, да этого и не требует от него новая ценностная ориентация - потребительская. Идеология потребления уводит человека от рационального потребления, подлинной ценности вещи к ее абстрактной ценности. Смысл потребления заключается в стремлении к социальному отличию, которое всегда остается неудовлетворенным. Человек постоянно испытывает потребительский голод, который он уже не в состоянии сдерживать, ему хочется все лучшего и большего количества товаров и услуг. Потребительская ориентация культивирует потребление и страсть к накоплению материальных благ в виде денег, имущества и т. п. В результате человек, «движимый такими страстями и уст-

ремлениями, ощущает себя не носителем индивидуальных качеств, а обезличенной вещью, лишенной каких-либо персональных черт и характеристик» [6, с. 139].

Можно добавить к портрету человека-потребителя еще несколько общих штрихов. Например, постоянная озабоченность своим материальным положением, отрицание моральных ценностей и т. п. Это существенно снижает уровень его духовно-нравственного развития и, как следствие, позволяет манипулировать его сознанием, что делает личность не самостоятельной, а пассивной и зависимой, подавляя подлинное развитие человека, основанное на подлинных личностных особенностях.

Прагматизм - еще одна из важнейших тенденций современного социума. Он превращается в важнейший элемент иерархической системы ценностей нынешнего человека и может в отельных случаях составлять его сущностную основу. В этом случае кардинально меняется мотива-ционная составляющая деятельности человека. Вся его деятельность направлена на достижение успеха любой ценой, любыми средствами.

Прагматизм стал для многих нравственным принципом, согласно которому человек делает то, что ему выгодно, что приносит успех и практическую полезность. Данный принцип проявляется не только при взаимодействии с окружающей природой, но и напрямую касается человеческих отношений. И здесь проходит очень тонкая грань между истинным и ложным, сущим и должным и т. п. Человек, ориентированный лишь на пользу, не способен заглянуть в будущее, поскольку желание успеха уводит его от реальности. Совершенно очевидно, что взятый за основу данный принцип играет роль разрушительного, деструктивного фактора. По мнению выдающихся мыслителей, например П. Сорокина, Э. Тоффлера и др., прогресс возможен только при гармонизации духовных и материальных благ. В противном случае общество обречено на регресс, что, в конечном итоге, может привести к стагнации или глобальной катастрофе.

Таким образом, специфика существования человека в современном обществе во многом определяется особенностями социально-культурных трансформаций, в том числе и в аксиологической сфере. В аксиологической структуре как общества, так и человека усилилось влияние потребительской ориентации как основы ценностного отношения к миру. Такое положение не может не вызывать тревогу и требует радикального переосмысления для решения вопросов, имеющих отношение к проблемам противостояния вызовам современного общества, к одному из которых можно отнести чрезмерное материальное потребление.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что коренные социальные преобразования привели в первую очередь к существенным изменениям в ценностной архитектонике современного общества, что повлекло за собой не менее глубокие перемены в структуре индивидуальных ценностей. Анализ динамики трансформаций ценностных представлений, их концептуального содержания, несомненно, свидетельствует о необходимости изменения вектора развития ценностных ориентиров в сторону формирования нового духовного облика человека. Можно ли повлиять на сложившуюся ситуацию и изменить стратегии развития?

Будем надеяться, что да, хочется верить в силу человеческого разума и его способность противостоять негативным тенденциям. Пройдет время и человек-созидатель вновь поднимется на вершину ценностной иерархии.

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2005. 390 с.

2. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 4-30.

УДК 140.8

ИНДИКАТОРЫ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

В статье исследуются основные факторы и условия развития личности в период зрелости. Автор предпринимает попытку рассмотрения индикаторов зрелости человека в различные исторические эпохи с позиции социально-философского анализа. Акцентируется внимание на том, что процесс становления зрелости личности обусловлен социально-культурными нормами, традициями и предпосылками, характерными для определенной исторической эпохи. Указывается на особенности восприятия и интерпретации зрелости человека в современном обществе как наиболее продолжительного периода его жизненного пути.

Ключевые слова: возраст, периоды жизни, зрелость личности, индикаторы зрелости, историческая эпоха, личностное развитие, общество потребления.

Проблема профессионального, личностного, социального и духовного развития личности на протяжении всего жизненного пути, состоящего из последовательной смены возрастных периодов, изучается представителями многих социальных и гуманитарных научных дисциплин (социология, история, психология, педагогика), которые в целом приходят к тому, что в зависимости от возраста жизнь людей делится на основные периоды: детство, молодость, зрелость, старость.

С понятием возраста связаны представления о необходимых знаниях, навыках, умениях, разрешенном и дозволенном поведении. В различные периоды жизни от человека ожидают соответствующего поведения, что понимается им и осознается. Очевидно, что социальные, культурные и моральные нормативы, ценности общества во многом определяют сам жизненный путь человека, его направление, цели, устремления, возраст вступления в брак, рождение детей, достижение вершины своей карьеры и т. д.

Важно отметить, что возраст важен не только как биологическое состояние человека. В общественном сознании от одной исторической эпохи к другой менялось отношение к различным периодам человеческой жизни. У каждой эпохи

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М. : Республика, 2006. 272 с.

4. Ополев П. В. Человек в условиях социокультурной сложности // Идеи и идеалы. 2016. № 3(29). Т. 2. С. 20-27.

5. Тоффлер Э. Шок будущего. М. : ООО «Изд-во АСТ», 2004. 557 с.

6. Фромм Э. Здоровое общество. М. : АСТ, 2016. 448 с.

7. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М. : Добросвет, 2012. 260 с.

© Данилкова М. П., 2017

О. П. Кашина O. P. Kashina

INDICATORS OF MATURITY OF THE PERSONALITY IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS

The article examines the main factors and conditions for the development of the personality in the period of maturity. The author makes an attempt to examine the indicators of a person's maturity in different historical periods from the position of socio-philosophical analysis. Attention is focused on the fact that the process of maturity of the personality is conditioned by socio-cultural norms, traditions and prerequisites, characteristic for a certain historical period. It points to the peculiarities of perception and interpretation of man's maturity in modern society as the longest period of his life's way.

Keywords: age, periods of life, maturity of personality, indicators of maturity, historical period, personal development, consumer society.

и у каждого народа всегда имелся свой наиболее почитаемый, уважаемый возраст.

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к развитию личностных и профессиональных качеств взрослого человека. В возрастной и общественной структуре социума человек в среднем (зрелом) возрасте занимает центральное место. «Именно эти люди сегодня определяют характер современной общественной жизни, ее направленность и способность к поступательному развитию» [1, с. 73]. Ценности, мировоззрение, культура зрелых людей начинают играть немаловажную роль в жизни общества, в связи с чем именно они могут утверждать свой образ жизни, свои вкусы, стиль деятельности. Известно, что в этом возрасте люди достигают вершины общественной и профессиональной карьеры, осуществляют функции управления в различных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства (губернаторы, научные руководители, ректоры вузов, директора предприятий, депутаты). Успехи, неудачи, кризисы среднего возраста, самопознание и самосовершенствование, поиск смысла жизни, надежды, разочарования, конфликты (на работе, в семье, в межличностных отношениях), определенная жиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.