МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
УДК 124.5
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Данилкова Марина Петровна
Канд. филос. н., доцент НГТУ г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНОЙ АРХИТЕКТОНИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных тем социальной философии, в частности проблеме существования современного человека в условиях тотальной переоценки и трансформации ценностей, в ситуации кризиса, свойственного как социальным, так и индивидуальным ценностным системам.
Ключевые слова и фразы Ценности, переоценка ценностей, социальные и личностные ценности.
В современном обществе, остро характеризующемся радикальными преобразованиями социокультурной среды, все более актуализируются проблемы, имеющие аксиологическое содержание и значение. В этой связи приоритетными становятся вопросы, связанные с динамикой и коррелированием социальных и индивидуальных ценностных систем и ценностно-ориентационной деятельности.
В данной статье исследуются вопросы, касающиеся аксиологических аспектов существования человека в условиях кардинального обновления ценностных систем и иерархий, в ситуации тотальной «переоценки ценностей». Целью работы является анализ модификаций в ценностной архитектонике современного общества и трансформаций ценностных ориентаций личности в контексте данных изменений.
Нынешний этап развития общества, сопровождается стремительным реформированием социальной среды, да и само существование человека проистекает в условиях невиданного ускорения и преобразования. Каким изменениям подвергаются убеждения, принципы, ценности в этот переломный период развития?
Прежде чем, сформулировать ответ на поставленный вопрос, в начале рассуждений обратимся к понятию «ценность». Спектр дефиниций понятия «ценность» в истории философской мысли достаточно разнороден и многообразен, что в очередной раз подчеркивает сложность и многоаспектность данного феномена.
Не вдаваясь в полемику с различными взглядами и суждениями о природе и сущности ценностей, остановимся на утверждении о том, что ценности - это феномены, определяющие как цели и смыслы человеческого существования, так и как «возможные руководители нашего поведения» [1, с.94]. Исходя из сказанного, будем исходить в дальнейшем из онтологического основания ценностей, как важнейших составляющих внутреннего мира личности, формирующих ее мировоззрение. Через призму ценностного мировоззрения раскрывается отношение человека к миру, другим людям и самому себе.
Определившись, в некотором смысле, с понятием «ценность», вернемся к цели исследования, а для этого на мгновенье оглянемся в прошлое. Как известно, в предшествовавшие исторические эпохи ценностное положение человека было более стабильным, хотя и не столь однозначным. Так, например, в средневековом христианстве, высшей ценностью для человека являлось служение Богу, что и позволяло отождествлять ценности объективные и субъективные. Человек не мог выйти за рамки требований предъявляемых обществом, его социальный статус жестко фиксирован, а социальная мобильность практически отсутствовала. В эпоху Возрождения аксиологическая ориентация человека резко меняется, он становится творцом своего индивидуального бытия, своего ценностного мира и обладает некой способностью выходить за рамки ряда ограничений. Наконец, в век Просвещения человек приобрел большую самостоятельность в выборе ценностных предпочтений, он мог противопоставлять себя обществу, определять свое место в системе общественных отношений и выполнять собственную роль, которая больше не была предопределена
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
заранее. Подобные тенденции индивидуализма продолжали доминировать и в последующие исторические эпохи. Вместе с тем, попытки создать гармоничное общество, в котором человек находился бы на вершине ценностной иерархии, и обеспечить условия «для имплементации принципов свободы и справедливости» в социальные сферы, как известно, потерпели поражение.
А что же происходит сегодня с положением человека и является ли он центром аксиологического притяжения? Какие тенденции можно отметить в ценностной архитектонике общества в нынешнее «судьбоносное» время, и каковы последствия данного процесса, как для отдельного человека, так и для общества в целом?
Для начала, следует особо подчеркнуть, что настораживающие тенденции в развитии нашего общества связаны, во-первых, с замещением духовной культуры узкопрофессиональными знаниями, что, несомненно, губительно сказывается на развитии самой личности. Во-вторых, с отсутствием в нынешнем человеке чувства реальности ко всему существенному и значимому, например, к смыслу жизни, поиску счастья, состраданию, «чувствам и серьезным мыслям». В последние годы мы все чаще становимся свидетелями того, как востребованными становятся не истинные человеческие качества, такие как доброта, сострадание, честность, мужественность и т.п., а его социальный статус, прагматический или коммерческий успех. Человек не чувствует себя носителем человеческих качеств, он является вещью, товаром: «Его цель -выгодно продать себя на рынке. Его чувство самости вытекает не из его деятельности в качестве любящего и мыслящего человека, а из его социально-экономической роли» [3, с. 191].
Кроме того, стремительно развивающиеся процессы интеграции, все глубже проникающие в различные сферы человеческой деятельности, глобально реформируют систему взаимодействия человека и социума, что приводит к трансформации в ценностной архитектонике общества. Конструирование и становление принципиально новых ценностных систем, появление которых напрямую связано с экономической, политической, социокультурной модернизацией общества, сопровождается модификацией самого человека, его индивидуальной системы ценностей.
Одной из остро обозначившихся тенденций в нынешнем обществе является нравственный релятивизм. Данное обстоятельство неотвратимо приводит к размыванию традиционных моральных ценностей таким образом, что личность лишается образцов нравственного поведения, которыми можно бы руководствоваться. Мировой социальный опыт показывает, что в тех странах, где отсутствует устойчивая система коллективных ценностей, возникает ценностный вакуум, и любые преобразования в социальных сферах обречены на неудачу.
Утрата социальной системы ценностей неизбежно усложняют ориентацию личности в лабиринтах индивидуального бытия, вынуждая ее стремительно изменять направления, цели и способы жизнедеятельности. Современный человек сталкивается с совершенно чуждыми ему понятиями, смыслами, поведенческими моделями. И, как результат такого процесса - наличие хаотизированных смыслов существовования, нигилизм, отчуждение, потеря человеком своей сущности, целостности. «Это еще и отрыв человека в самом себе, от своей человеческой сущности, ее главных ценностей и смыслов» [2, с.40]. Демонтаж индивидуальной системы ценностей приводит личность в состояние глубокого духовного смятения и тревоги. Так, сегодня личность находится перед выбором между отказом от прежних моральных норм и приспособлением к современным реалиям, в которых явно продуцируют и доминируют материальные ценности и цели. В подобных условиях тотального изменения социальной ситуации человек не может найти ценностно-нормативное соглашение, как с окружающей средой, так и с самим собой.
Однако, было бы излишне отрицать: реальность современного общества такова, что происходящие ныне процессы модернизации не приводят к ситуации, при которой возможна ценностная активность и самореализация личности как главнейшей цели человеческого существования. Основополагающими на арене модернизации социума становятся процессы коммерциализации всех сфер общественной жизни, в том числе и «коммерциализация духовного пространства». Указанные явления радикально видоизменяют восприятие человеком самого себя и человека вообще, усиливают разобщенность людей на всех уровнях межличностного взаимодействия, другими словами, создают условия, где каждый «сам за себя». В этом контексте ориентация на формирование каких-либо универсальных целей и ценностей становится
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
проблематичной.
Важнейшей причиной подобных изменений в ценностной структуре общества, является также постоянно ускоряющаяся тенденция потребления. Потребительская и накопительская ориентации, как известно, начавшиеся еще в ХХ столетии, успешно перекочевали в век нынешний и всецело захватили человека, занятого в основном лишь поглощением удовольствий. Она приобрела гипертрофированную форму, превратив человека в «потребительскую машину»: «неудержимая страсть к потреблению утратила всякую связь с истинными потребностями человека» [3,c .181]. Потребление становится самоцелью человека, смыслом его существования, средством для достижения счастья. В результате человек, движимый такими страстями и устремлениями, ощущает себя не носителем индивидуальных качеств, а обезличенной вещью, лишенной каких-либо персональных черт и характеристик.
В условиях всеускоряющейся динамики ценностной архитектоники современный человек оказался перед выбором новых аксиологических конфигураций, в фокусе ценностного притяжения. Такое положение создает чрезвычайно опасную и сложную ситуацию. Трудно представить, что «сойдут на нет» ценности человеческой жизни, гражданского равенства, культурного наследия, дружбы, любви. Однако не будем столь пессимистичны. Как изменится вектор развития и структура ценностного сознания, покажет время. У человека все еще остается шанс найти выход из ценностного тупика и оказаться на вершине ценностной иерархии.
Список использованной литературы:
1. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания. Человек // Вопросы философии. - 2011. - № 8. - С. 85 - 97.
2. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. - 2011. - № 1. - С. 37- 48.
3. Фромм Э. Здоровое общество / Эрих Фромм; пер. с англ. Т. Банкетовой. - М: АСТ: АСТ МОСКВА,2009. - 539с.
© Данилкова М.П., 2016
УДК 101.1
Ильина Юлия Андреевна
канд. философ. наук, доцент кафедры «Философия и история» ПГУ, г. Орёл, РФ E-mail: [email protected]
МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Огатья посвящена анализу проблемы определения статуса философии и ее местонахождения в рамках общенаучного знания. Место и роль философского знания рассматривается на примере основных функций, через которые реализуются ее цели и задачи.
Ключевые слова
Философия, функции философии, философское мышление, философское воспитание, философское образование.
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема определения статуса философии и ее местонахождения в рамках общенаучного знания. Философия изучается сегодня практически во всех высших учебных заведениях России, вне зависимости от их специализации. Это