Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
УДК: 629.5.014
Селиванов В. В.
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта
Казак А. Н.
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ КРЫМА
В статье рассмотрены некоторые вопросы, связанные с изучением потенциальных возможностей применения новых видов скоростных пассажирских судов для организации морского пассажирского сообщения между Республикой Крым и портами Черного моря. Кроме того, предложен проект организации экскурсионных пассажирских линий между крымскими портами, а также туров вдоль береговой линии полуострова.
Развитию морского туризма в Республике Крым в последнее время уделяется особое внимание. Однако для организации этого вида туристской деятельности важно понимание возможностей использования специальных типов морских пассажирских судов, разработанных отечественными конструкторами. Реализация конструкторских идей в самой ближайшей перспективе позволит организовать высокоэффективное морское линейное и круизное сообщение на Черном море.
Ключевые слова: водный туризм, конструкторские разработки, скоростные суда, экранопланы, экскурсионные линии.
В Крыму имеется большой неиспользуемый туристский потенциал. Его развитию препятствует, в частности, недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Для крымского курортно-рекреационного комплекса организация экскурсионных туров вдоль живописного побережья вокруг полуострова является заманчивой перспективой. В данных целях используются преимущественно наземные виды транспорта: легковые автомобили, автобусы; реже — водные средства передвижения — катера, яхты и др. При этом, значительное время затрачивается на транспортировку и, как следствие, востребованы в основном экскурсии на короткие расстояния. Экскурсии на вертолетах и легких самолетах — дорогостоящие мероприятия, которые к тому же обеспечивают во время полета только удаленный обзор достопримечательных мест. Эти проблемы могут быть решены за счет использования новых средств передвижения — экранопланов (судов на динамической воздушной подушке, использующих эффект экрана).
В «Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) по СПК им. Р. Е. Алексеева» в Нижнем Новгороде шесть десятилетий назад впервые в мире были созданы скоростные пассажирские суда нового поколения, которые и до настоящего времени не имеют аналогов. ЦКБ, которое было и остается мировым лидером в своей сфере, удалось сохранить уникальный потенциал в области НИОКР и производства скоростных судов на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланов. На сегодняшний день фирма способна предложить новые виды морского транспорта, в том числе и для Крыма.
Сегодня заинтересованные производства объединяют усилия отечественных предприятий по созданию надежной водной транспортной системы. В ноябре 2014 г. концепция развития скоростного флота была представлена президенту Российской Федерации в ходе его поездки на Дальний Восток.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Предприятие, по сути, возрождает скоростной флот, считая, что альтернативы скоростным судам во многих регионах планеты просто нет. Плюс к этому суда должны иметь возможность ходить на мелководье и у необорудованных берегов. У скоростного флота, кроме того, имеется высокий экспортный потенциал по таким направлениям, как Юго-Восточная Азия, Малайзия, Индонезия, Африка, Южная Америка.
Безусловно, использование скоростного флота в Черном море позволило бы обеспечить скоростное и бесперебойное сообщение между Крымом и континентальной Россией и для экскурсий вокруг Крымского побережья.
Для обеспечения экскурсий вдоль побережья Крыма, могут использоваться как относительно небольшие экранопланы типа А-005-514 — Волга 2М, так и высокоскоростные суда на подводных крыльях. Характеристики морского многоцелевого грузопассажирского экраноплана типа «В» А-005-514 — Волга 2М представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Технические характеристики экраноплана «Волга 2М»
Характеристики А-005-514 Волга 2М
Длина габаритная, м 11,6
Ширина габаритная, м 11,6
Высота габаритная, м 3,65
Осадка габаритная, м 0,3
Взлетная масса, т 3,1
Скорость полета на экране, км/ч до 165
Пассажировместимость, чел. 8
Численность экипажа, чел. 1
Высота волны при взлете, м 0,5
Высота волны при полете на экране, м 0,5
При посадке 1,25
Дальность полета на экране, км 500
Грузоподъемность, т 0,9
Экраноплан данного типа предназначен для перевозки в светлое время суток пассажиров и на невысокой скорости. Его возможно использовать также в прибрежном плавании.
Также для экскурсий вокруг периметра Крымского побережья могут использоваться суда на подводных крыльях типа «Комета» серии 120 Ми скоростные катамараны. Их технические характеристики представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Технические характеристики судов
Характеристики Катамаран «Крымская стрела» «Комета» 120 М
Длина габаритная, м 42,5 35,2
Ширина габаритная, м 10,0 10,3
Осадка, м 1,7 3,5
Скорость, км/ч 54 63
Пассажировместимость, чел. 298 120
Численность экипажа, чел. 5 5
Волновое ограничение, баллов 3,0 3,0
Дальность плавания, км 540 360
Для организации экскурсий на экранопланах вокруг Крыма интересными являются, например, идеи «Крымской кругосветки» Павлатоса В. П. — председателя правления
Таврический научный обозреватель ——^ауг^шепсе
Крымского отделения союза кинематографистов. Кроме того, экскурсионные туры вдоль крымского побережья могут носить, в частности, тематический характер:
1. «Кинематограф в полосатой тельняшке», с посещением мест, в которых проводили съемки большого числа популярных фильмов на воде и под водой у берегов Крыма.
2. Тур «Винное море», с посещением известных винодельческих центров Крыма (Коктебель, Новый Свет, «Магарач» и «Массандра», Инкерман и «Золотая балка» и пр.).
3. Трансфер в места наиболее интересного крымского шельфа тур «Дайвинг-сафари» с погружениями (Кара-Даг, Новый Свет, Аю-Даг, Ласпи, у мысов Айя, Фиолент, Тарханкут и пр.).
4. Тур «Живописные дворцы», с посещением дворца Кузнецова, Воронцовского, Юсуповского, Ливадийского, Массандровского дворцов, дворца княгини Гагариной и парков
5. «Восточный тур» с трансфером в Керчь вдоль азовского побережья Крымского полуострова — мыс Тархан — мыс Зюк — бухта Морской пехоты (стоянка у села Курортное) и далее до полуострова Казантип и 113 -километровой Арабатской стрелки.
6. Тур «Сказочный» хорош будет тем, кто не любит оставлять своего активного ребёнка одного. Тур предполагает трансфер в Ялтинский зоопарк, а также «Акваторию» — театр морских животных. Либо, в сафари-парк «Тайган» с последующим посещением
7. Тур «На высоте» предполагает увлекательный трансфер к вершинам ЮБК — г. Ай-Петри (1234 м над уровнем моря).
8. «Достопримечательности Гурзуфа»: грот Шаляпина, скалы-близнецы Адалары, г. Аю-Даг, международный детский центр «Артек» и многое другое.
9. «Парки ЮБК»: трансфер в Форосский, Алупкинский парки, Никитский ботанический сад, парк Айвазовского и др.
10. «Насыщенное путешествие в Симеиз»: подъём на скалу Дива, трансфер на г. Кошка, посещение Крымской астрофизической обсерватории, аквапарка «Голубой залив»
Туры и объекты посещения могут дополняться и изменяться с учётом индивидуальных пожеланий клиентов. Одно из важнейших направлений работ — расширение области использования экранопланов. В настоящее время уже развернуты работы по подготовке к серийному строительству экранопланов для прогулок и туризма.
Экскурсии вдоль периметра побережья Крыма должны осуществляться по заранее выделенным и согласованным как по времени, так и по месту морским коридорам. Максимальная скорость может развиваться в коридоре вдали от побережья, а экскурсионный обзор наиболее красивых мест побережья должен проходить на небольшой скорости.
Для сообщения между Крымом и Кавказским побережьем России могут быть использованы высокоскоростные экранопланы (скорость от 300 до 610 км в час) большей вместимости (от 50 до 550 ) которая позволит осуществлять путешествия из Сочи в Ялту за 2-3 часа. Для сравнения на самолете минимум 6 часов (с учетом трансфера в аэропорт). К таким экранопланам могут быть отнесены А-050-538 и А-300-538, их характеристики представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Технические характеристики экранопланов А-050-538 и А-300-538
Характеристики А-050-538 А-300-538
1 2 3
Длина габаритная, м 34,2 72,1
Ширина габаритная, м 26,5 56,2
Высота габаритная, м 9,88 18,7
Осадка, м не более 0,93 не более 1,97
Взлетная масса, т 38,0 70
Скорость полета, км/ч 310 / 350 610
Пассажировместимость, чел. до 80 550
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Продолжение таблицы 3
1 2 3
Численность экипажа, чел. 4 8
Высота волны при взлете, м 1,6 2,5
Высота волны при полете, м 3,5 3,5
Высота волны при посадке, м 3,5 6,0
Дальность полета на экране, км до 1200 3000
Несмотря на то, что экранопланы нового поколения на данный момент существует только в качестве масштабных моделей, их можно смело назвать весьма перспективным направлением развития отечественного пассажирского судостроения. Учитывая большой интерес зарубежных операторов к этим разработкам, мы вправе прогнозировать появление этих современных скоростных судов на отечественных черноморских пассажирских линиях уже в ближайшем будущем.
Литература
1. Маскалик А. И., Нагапетян Р. А. Крылатые суда России / А. И. Маскалик, Р. А. Нагапетян и др. — С-Пб., Судостроение, 2006.
2. Стругов Л. В. Экранопланам быть! Журнал «Арсенал 21 века» — №2 (7), 2010.
3. Селиванов В. В. Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие / В. В. Селиванов.- Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.
4. Селиванов В. В. Круизное судоходство на черном море: от кризисной ситуации к устойчивому развитию / В. В. Селиванов // Крымский научный вестник. — 2015. — № 5. — Том 1. «Экономические науки». — С. 66-73. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/03/5KNV- 1.pdf
5. Селиванов В. В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений / В.В. Селиванов //Таврический научный обозреватель. — 2015. — №4. — Ч.1. — С. 83-87. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/ 2015/12/TNO-4-ch-1.pdf
6. Казак А. Н. Перспективы использования экраноплановв туристской отрасли Крыма / А. Н.Казак // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 2(7). — С. 180-182. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2016/02/Kazak.pdf
7. Казак А. Н., Курч В. А. ^циальные эффекты осуществления крупных инвестиционных проектов / А. Н.Казак, В. А. Курч / Гуманитарные науки. — КГУ, Ялта. — 2012. — № 242 — С.43-44.