Научная статья на тему 'Потенциальные возможности применения новых видов высокоскоростных судов в туристской сфере Крыма'

Потенциальные возможности применения новых видов высокоскоростных судов в туристской сфере Крыма Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ / КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ / СКОРОСТНЫЕ СУДА / ЭКРАНОПЛАНЫ / ЭКСКУРСИОННЫЕ ЛИНИИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Селиванов В.В., Казак А.Н.

В статье рассмотрены некоторые вопросы, связанные с изучением потенциальных возможностей применения новых видов скоростных пассажирских судов для организации морского пассажирского сообщения между Республикой Крым и портами Черного моря. Кроме того, предложен проект организации экскурсионных пассажирских линий между крымскими портами, а также туров вдоль береговой линии полуострова. Развитию морского туризма в Республике Крым в последнее время уделяется особое внимание. Однако для организации этого вида туристской деятельности важно понимание возможностей использования специальных типов морских пассажирских судов, разработанных отечественными конструкторами. Реализация конструкторских идей в самой ближайшей перспективе позволит организовать высокоэффективное морское линейное и круизное сообщение на Черном море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности применения новых видов высокоскоростных судов в туристской сфере Крыма»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 629.5.014

Селиванов В. В.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта

Казак А. Н.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ КРЫМА

В статье рассмотрены некоторые вопросы, связанные с изучением потенциальных возможностей применения новых видов скоростных пассажирских судов для организации морского пассажирского сообщения между Республикой Крым и портами Черного моря. Кроме того, предложен проект организации экскурсионных пассажирских линий между крымскими портами, а также туров вдоль береговой линии полуострова.

Развитию морского туризма в Республике Крым в последнее время уделяется особое внимание. Однако для организации этого вида туристской деятельности важно понимание возможностей использования специальных типов морских пассажирских судов, разработанных отечественными конструкторами. Реализация конструкторских идей в самой ближайшей перспективе позволит организовать высокоэффективное морское линейное и круизное сообщение на Черном море.

Ключевые слова: водный туризм, конструкторские разработки, скоростные суда, экранопланы, экскурсионные линии.

В Крыму имеется большой неиспользуемый туристский потенциал. Его развитию препятствует, в частности, недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Для крымского курортно-рекреационного комплекса организация экскурсионных туров вдоль живописного побережья вокруг полуострова является заманчивой перспективой. В данных целях используются преимущественно наземные виды транспорта: легковые автомобили, автобусы; реже — водные средства передвижения — катера, яхты и др. При этом, значительное время затрачивается на транспортировку и, как следствие, востребованы в основном экскурсии на короткие расстояния. Экскурсии на вертолетах и легких самолетах — дорогостоящие мероприятия, которые к тому же обеспечивают во время полета только удаленный обзор достопримечательных мест. Эти проблемы могут быть решены за счет использования новых средств передвижения — экранопланов (судов на динамической воздушной подушке, использующих эффект экрана).

В «Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) по СПК им. Р. Е. Алексеева» в Нижнем Новгороде шесть десятилетий назад впервые в мире были созданы скоростные пассажирские суда нового поколения, которые и до настоящего времени не имеют аналогов. ЦКБ, которое было и остается мировым лидером в своей сфере, удалось сохранить уникальный потенциал в области НИОКР и производства скоростных судов на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланов. На сегодняшний день фирма способна предложить новые виды морского транспорта, в том числе и для Крыма.

Сегодня заинтересованные производства объединяют усилия отечественных предприятий по созданию надежной водной транспортной системы. В ноябре 2014 г. концепция развития скоростного флота была представлена президенту Российской Федерации в ходе его поездки на Дальний Восток.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Предприятие, по сути, возрождает скоростной флот, считая, что альтернативы скоростным судам во многих регионах планеты просто нет. Плюс к этому суда должны иметь возможность ходить на мелководье и у необорудованных берегов. У скоростного флота, кроме того, имеется высокий экспортный потенциал по таким направлениям, как Юго-Восточная Азия, Малайзия, Индонезия, Африка, Южная Америка.

Безусловно, использование скоростного флота в Черном море позволило бы обеспечить скоростное и бесперебойное сообщение между Крымом и континентальной Россией и для экскурсий вокруг Крымского побережья.

Для обеспечения экскурсий вдоль побережья Крыма, могут использоваться как относительно небольшие экранопланы типа А-005-514 — Волга 2М, так и высокоскоростные суда на подводных крыльях. Характеристики морского многоцелевого грузопассажирского экраноплана типа «В» А-005-514 — Волга 2М представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Технические характеристики экраноплана «Волга 2М»

Характеристики А-005-514 Волга 2М

Длина габаритная, м 11,6

Ширина габаритная, м 11,6

Высота габаритная, м 3,65

Осадка габаритная, м 0,3

Взлетная масса, т 3,1

Скорость полета на экране, км/ч до 165

Пассажировместимость, чел. 8

Численность экипажа, чел. 1

Высота волны при взлете, м 0,5

Высота волны при полете на экране, м 0,5

При посадке 1,25

Дальность полета на экране, км 500

Грузоподъемность, т 0,9

Экраноплан данного типа предназначен для перевозки в светлое время суток пассажиров и на невысокой скорости. Его возможно использовать также в прибрежном плавании.

Также для экскурсий вокруг периметра Крымского побережья могут использоваться суда на подводных крыльях типа «Комета» серии 120 Ми скоростные катамараны. Их технические характеристики представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Технические характеристики судов

Характеристики Катамаран «Крымская стрела» «Комета» 120 М

Длина габаритная, м 42,5 35,2

Ширина габаритная, м 10,0 10,3

Осадка, м 1,7 3,5

Скорость, км/ч 54 63

Пассажировместимость, чел. 298 120

Численность экипажа, чел. 5 5

Волновое ограничение, баллов 3,0 3,0

Дальность плавания, км 540 360

Для организации экскурсий на экранопланах вокруг Крыма интересными являются, например, идеи «Крымской кругосветки» Павлатоса В. П. — председателя правления

Таврический научный обозреватель ——^ауг^шепсе

Крымского отделения союза кинематографистов. Кроме того, экскурсионные туры вдоль крымского побережья могут носить, в частности, тематический характер:

1. «Кинематограф в полосатой тельняшке», с посещением мест, в которых проводили съемки большого числа популярных фильмов на воде и под водой у берегов Крыма.

2. Тур «Винное море», с посещением известных винодельческих центров Крыма (Коктебель, Новый Свет, «Магарач» и «Массандра», Инкерман и «Золотая балка» и пр.).

3. Трансфер в места наиболее интересного крымского шельфа тур «Дайвинг-сафари» с погружениями (Кара-Даг, Новый Свет, Аю-Даг, Ласпи, у мысов Айя, Фиолент, Тарханкут и пр.).

4. Тур «Живописные дворцы», с посещением дворца Кузнецова, Воронцовского, Юсуповского, Ливадийского, Массандровского дворцов, дворца княгини Гагариной и парков

5. «Восточный тур» с трансфером в Керчь вдоль азовского побережья Крымского полуострова — мыс Тархан — мыс Зюк — бухта Морской пехоты (стоянка у села Курортное) и далее до полуострова Казантип и 113 -километровой Арабатской стрелки.

6. Тур «Сказочный» хорош будет тем, кто не любит оставлять своего активного ребёнка одного. Тур предполагает трансфер в Ялтинский зоопарк, а также «Акваторию» — театр морских животных. Либо, в сафари-парк «Тайган» с последующим посещением

7. Тур «На высоте» предполагает увлекательный трансфер к вершинам ЮБК — г. Ай-Петри (1234 м над уровнем моря).

8. «Достопримечательности Гурзуфа»: грот Шаляпина, скалы-близнецы Адалары, г. Аю-Даг, международный детский центр «Артек» и многое другое.

9. «Парки ЮБК»: трансфер в Форосский, Алупкинский парки, Никитский ботанический сад, парк Айвазовского и др.

10. «Насыщенное путешествие в Симеиз»: подъём на скалу Дива, трансфер на г. Кошка, посещение Крымской астрофизической обсерватории, аквапарка «Голубой залив»

Туры и объекты посещения могут дополняться и изменяться с учётом индивидуальных пожеланий клиентов. Одно из важнейших направлений работ — расширение области использования экранопланов. В настоящее время уже развернуты работы по подготовке к серийному строительству экранопланов для прогулок и туризма.

Экскурсии вдоль периметра побережья Крыма должны осуществляться по заранее выделенным и согласованным как по времени, так и по месту морским коридорам. Максимальная скорость может развиваться в коридоре вдали от побережья, а экскурсионный обзор наиболее красивых мест побережья должен проходить на небольшой скорости.

Для сообщения между Крымом и Кавказским побережьем России могут быть использованы высокоскоростные экранопланы (скорость от 300 до 610 км в час) большей вместимости (от 50 до 550 ) которая позволит осуществлять путешествия из Сочи в Ялту за 2-3 часа. Для сравнения на самолете минимум 6 часов (с учетом трансфера в аэропорт). К таким экранопланам могут быть отнесены А-050-538 и А-300-538, их характеристики представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Технические характеристики экранопланов А-050-538 и А-300-538

Характеристики А-050-538 А-300-538

1 2 3

Длина габаритная, м 34,2 72,1

Ширина габаритная, м 26,5 56,2

Высота габаритная, м 9,88 18,7

Осадка, м не более 0,93 не более 1,97

Взлетная масса, т 38,0 70

Скорость полета, км/ч 310 / 350 610

Пассажировместимость, чел. до 80 550

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Продолжение таблицы 3

1 2 3

Численность экипажа, чел. 4 8

Высота волны при взлете, м 1,6 2,5

Высота волны при полете, м 3,5 3,5

Высота волны при посадке, м 3,5 6,0

Дальность полета на экране, км до 1200 3000

Несмотря на то, что экранопланы нового поколения на данный момент существует только в качестве масштабных моделей, их можно смело назвать весьма перспективным направлением развития отечественного пассажирского судостроения. Учитывая большой интерес зарубежных операторов к этим разработкам, мы вправе прогнозировать появление этих современных скоростных судов на отечественных черноморских пассажирских линиях уже в ближайшем будущем.

Литература

1. Маскалик А. И., Нагапетян Р. А. Крылатые суда России / А. И. Маскалик, Р. А. Нагапетян и др. — С-Пб., Судостроение, 2006.

2. Стругов Л. В. Экранопланам быть! Журнал «Арсенал 21 века» — №2 (7), 2010.

3. Селиванов В. В. Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие / В. В. Селиванов.- Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.

4. Селиванов В. В. Круизное судоходство на черном море: от кризисной ситуации к устойчивому развитию / В. В. Селиванов // Крымский научный вестник. — 2015. — № 5. — Том 1. «Экономические науки». — С. 66-73. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/03/5KNV- 1.pdf

5. Селиванов В. В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений / В.В. Селиванов //Таврический научный обозреватель. — 2015. — №4. — Ч.1. — С. 83-87. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/ 2015/12/TNO-4-ch-1.pdf

6. Казак А. Н. Перспективы использования экраноплановв туристской отрасли Крыма / А. Н.Казак // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 2(7). — С. 180-182. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2016/02/Kazak.pdf

7. Казак А. Н., Курч В. А. ^циальные эффекты осуществления крупных инвестиционных проектов / А. Н.Казак, В. А. Курч / Гуманитарные науки. — КГУ, Ялта. — 2012. — № 242 — С.43-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.