Научная статья на тему 'Условия и факторы формирования конурентноустойчивости регионального круизного судоходства'

Условия и факторы формирования конурентноустойчивости регионального круизного судоходства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНОЕ СУДОХОДСТВО / БАЗОВЫЙ ПОРТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЙТИНГ / ЛАЙНЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / СУДОЗАХОД / CRUISE SHIPPING / PORT BASE / EFFICIENCY RATING / LINER / INFRASTRUCTURE / PORT CALL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковылина М. А.

Рассматриваются особенности и задачи развития круизного судоходства в локальных морских ренджах. Систематизированы основные условия и факторы потенциального развития Черноморского круизного региона в составе глобальной круизной индустрии. Раскрываются специфические критерии конкурентноустойчивого функционирования пассажирских портов морского бассейна, как условия привлечения современных лайнеров. Также рассмотрены вопросы формирования системных и локальных подходов развития портовой инфраструктуры, направленных на создание необходимых условий для привлечения круизных пассажирских судов в украинские порты и другие порты Причерноморских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS AND FACTORS OF REGION CRUISE SHIPPING COMPETITIVE STABILITY FORMING

In the article investigated basic issues and tasks of cruise shipping development in local marine areas. Systematized basic conditions and factors of the Black Sea cruise region potential development, which are the part of global cruise industry. Opened up the specific criteria of the competitive functioning of passenger marine ports which are the necessary condition of modern passenger liners attraction. The article proves the need of careful investigation of the external and internal cruise shipping market. Such investigation will help to determine the directions of cruise shipping development in the Black sea and sea of Azov regions, designate possible risks and methods of reaction on rebuilding of cruise segment in Ukraine economic.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы формирования конурентноустойчивости регионального круизного судоходства»

УДК 656.614.2:338.48(560.6)

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНУРЕНТНОУСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО КРУИЗНОГО СУДОХОДСТВА

Ковылина М. А., аспирант (ОНМА)

Рассматриваются особенности и задачи развития круизного судоходства в локальных морских ренджах. Систематизированы основные условия и факторы потенциального развития Черноморского круизного региона в составе глобальной круизной индустрии. Раскрываются специфические критерии конкурентноустойчивого функционирования пассажирских портов морского бассейна, как условия привлечения современных лайнеров. Также рассмотрены вопросы формирования системных и локальных подходов развития портовой инфраструктуры, направленных на создание необходимых условий для привлечения круизных пассажирских судов в украинские порты и другие порты Причерноморских государств.

Ключевые слова.: круизное судоходство, базовый порт, эффективность, рейтинг, лайнер, инфраструктура, судозаход.

УМОВИ I ФАКТОРИ ФОРМУВАННЯ КОНКУРЕНТНО! СТ1ЙКОСТ1 РЕГЮНАЛЬНОГО КРУ1ЗНОГО СУДНОПЛАВСТВА

Ковилша М. О., асшрант (ОНМА)

У статтi розглядаються особливостi та задачi розвитку круiзного судноплавства в локальних морських ренджах. астематизовано основт умови i фактори потенцшного розвитку Чорноморського кругзного регiона у складi глобальног кругзног индустрп. Розкрито специфiчнi критериг конкурентностшкого функщонування пасажирських портiв морського басейну, як одна з умов залучення сучасних лайнерiв. Також розглянуто питання формування системних i локальних проектiв розвитку портовог тфраструктури, яю направлен на залучення кругзних пасажирських судов в украгнськи порти та iншi порти Причорноморських крагн.

Ключовi слова круИзне судноплавство, базовий порт, ефективтсть, рейтинг, лайнер, шфраструктура, суднозахд.

TERMS AND FACTORS OF REGION CRUISE SHIPPING COMPETITIVE

STABILITY FORMING

Kovylina M. A., Graduate student (ONMA)

In the article investigated basic issues and tasks of cruise shipping development in local marine areas. Systematized basic conditions and factors of the Black Sea cruise region potential development, which are the part of global cruise industry. Opened up the specific criteria of the competitive functioning of passenger marine ports which are the necessary condition of modern passenger liners attraction.

The article proves the need of careful investigation of the external and internal cruise shipping market. Such investigation will help to determine the directions of cruise shipping development in the Black sea and sea of Azov regions, designate possible risks and methods of reaction on rebuilding of cruise segment in Ukraine economic.

Keywords: cruise shipping, port base, efficiency rating, liner, infrastructure, port call.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. Круизный сегмент глобальной морской транспортной индустрии развивается более высокими темпами по сравнению с другими видами флота. Исключением последние 20 лет оказался Черноморский регион. В настоящее время он становится с позиции ряда мировых брендовт наиболее перспективным для развития. Исследования мирового круизного рынка, а также анализ потенциала туристического рынка стран СНГ [1] показали, что Черное море в ближайшем будущем может стать одним из стремительно развивающихся круизных направлений мира.

Среди условий и факторов формирования

устойчивости регионального круизного судоходства выделяются природно-климатические характеристики, наличие культурно-исторических объектов, соответствие портов современным требованиям и минимум риска для пассажиров. Этим требованиям отвечает Черноморо-Азовский бассейн. Проблемой остается отсутствие флота флага страны. Поэтому главной проблемой становится всемерное стимулирование

операторской деятельности иностранных судоходных компаний. Для Украины важна разработка стратегии широкомасштабного использования круизного потенциала Черного моря. Для создания такой стратегии необходима разносторонняя и подробная оценка

© Ковылина А.М.

Вкиик економжи транспорту i промисловост1 № 45, 2014

существующей ситуации, внешней и внутренней. Эта оценка поможет более четко определить пути развития круизного направления в регионе Черного и Азовского морей, обозначить возможные риски в процессе восстановления и развития круизного судоходства на Черном море и в Украине.

Анализ последних исследований и публикаций. Теме круизного судоходства посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей: Н. Т. Примачева [2], И. А. Голубковой [3], Дж. Кристофера Холовейя [4], А. Шульца и Дж. Аера[5], А. Дамодарана [6], Р. Пайка и Б. Нила [7]. Однако в перечисленных работах не в полной мере рассмотрены проблемы неравномерного формирования круизных пассажиропотоков и выбора базовых портов. Фактически не освещены особенности взаимодействия пассажирских терминалов локальных морских регионов по стратегии совместного формирования конкурентных преимуществ.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Несмотря на расширение объекта и предмета исследования в структуре круизной системы остаются не исследованы условия и закономерности формирования

конкурентноустойчивости новых регионов операторской деятельности флота и портов. Поэтому в статье внимание сосредоточено на формировании важнейших направлений реализации потенциала Черноморского круизного региона. Кроме того, в современных условиях Украины не в полной мере учитывается рекреационная роль круизного судоходства, а также характер его влияния на формирование новых рабочих мест в приморских регионах. Среди нерешенных проблем становления Украины как морской державы выделяются проблемы управления конкурентноустойчивого

функционирования пассажирских терминалов по параметрам пассажиропотока и судооборота мегалайнеров.

Формирование целей статьи. Актуальность расширения участия Украины в круизном бизнесе обуславливается не только социально-экономическими последствиями, но и факторами реализации инновационных технологий. По системе условий Украинские порты за счет использования концессии могут достигнуть конкурентной позиции

средиземноморских портов. Поэтому с учетом потенциальных возможностей нормализованного освоения круизного потенциала Черного моря основной целью статьи является систематизация условий и факторов перспективного развития пассажирских портов и привлечения круизных компаний по совокупности критериальных преимуществ.

Изложение основного материала исследования. Об эффективности круизного бизнеса свидетельствует результат работы итальянской круизной компании Сosta Сгоаеге S. Р. А. В 2009 году она заняла 8 место в стране по прибыльности с чистым доходом - 442 млн. евро. По размеру дохода - 2,6 млрд. евро - компания в национальном рейтинге занимает 49 место. Сравнение рейтинга по двум экономическим показателям свидетельствует о том, что позиционирование в глобальной экономике (круизный бизнес) оказывается по прибыльности более высоким, нежели предприятия национального рынка.

Обращает внимание объективность формирования социально-экономической и рекреационной роли круизных технологий [3]. Это подтверждается наращиванием темпов спроса в растущем сегменте стран СНГ. Среди стран СНГ развиваются страны, имеющие выход к морю и владеющие пассажирским флотом.

Если по уровню 2010 - 2011 проблемных годов среднегодовые темпы роста перевозок граждан западного мира достигали 10%, то на территории России, Украины и Беларуси этот показатель доходил до 35%. При этом расширяется временная глубина приобретения круиза. До 2008 года круизы приобретались гражданами СНГ в пределах до 2 месяцев, с 2010 года этот интервал возрос до 9 месяцев. Расширяется спрос и на «проблемные» круизы ноября - апреля.

С учетом высоких темпов спроса на круизные услуги расширяется экономическая оценка текущей и перспективной ситуации в отрасли. Для примера приведем расчет экономической выгоды от денежных поступлений в экономику Украины. Среднестатистические расходы одного туриста в каждом порту захода составляют 60-90 евро (расходы на экскурсии и траты на сувениры). По данным ОМТП, за 2013 год в Одессу зашло 106 (81 367 пассажиров) и в Ялту 109 (77 880 пассажиров) круизных судов. Значит, только за один круизный сезон в Украине туристы могли оставить от 4 672 800 до 7 323 030 евро. Наиболее развитые круизные порты Европы принимают ежегодно свыше миллиона туристов, менее развитые от 300 000 до 500 000 туристов, которые оставляют в портах захода от 18 000 000 до 90 000 000 евро.

В условиях глобализации важнейшим направлением экономического развития становится концентрация ресурсов. Это обеспечивает реализацию принципа эффекта масштаба. В отношении круизного судоходства это сводится к увеличению единичной пассажировместимости лайнеров. Именно это условие в определенной степени сдерживает активизацию освоения Черного моря круизными компаниями. К началу ХХ1 века более половины

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 45, 2014

судов, посещавших порты Черного моря имели длину более 2ОО метров. Треть круизных лайнеров превысила длину в 25О м. Более 1О% всего круизного флота имеют длину 3ОО и более м. Такие суда могут обслуживаться только в Одессе и Констанце. Инфраструктура остальных круизных отечественных черноморских портов, и в первую очередь Ялтинского, не соответствует современным требованиям.

В последние годы отчетливо наметилась тенденция к сокращению круизного флота среднего размера. Вследствие этого в последние годы наблюдается тенденция к посещению Черного моря малыми (экспедиционными) судами и крупными (свыше 1 ООО пассажиров).

Таким образом, программа развития портов Черного и Азовского морей должна состоять из двух частей: одна часть направлена на привлечение мега-лайнеров в крупные порты Черного моря, таких как Одесса, Ялта, Севастополь (Украина), Варна (Болгария), Констанца (Румыния) и Сочи (Россия). Порт Стамбул сыграет решающую роль в привлечении туристов в этот регион. Вторая часть должна быть направлена на привлечение пассажиров маломерных судов, заходящих также и в небольшие порты Черного и Азовского морей, такие как Евпатория, Феодосия, Керчь, Судак (Украина), Таганрог, Темрюк (Россия, Азовское море), Батуми (Грузия), Синоп, Трабзон (Турция), Несебр (Болгария).

О приоритете развития Черноморского локального сегмента глобальной круизной индустрии свидетельствует внимание к позиционированию в регионе таких конкурентноустойчивых брендов как "Royal Caribbean Cruises", "Pullmantur Cruceros", "Carnival UK", "Sea Dream Yacht Club", "MSC Cruises", " Compagnie Du Ponant" другие. Систематизируя их требования к устойчивому позиционированию следует обратить внимание на систему условий развития Черноморского круизного региона. Среди общесистемных критериев эффективного функционирования и развития, общих для всех видов коммерческой деятельности, в региональной круизной зоне обращает внимание на критерии, к которым можно отнести:

• высокая конкурентоспособность пассажирских терминалов - для того чтобы принимать суда длиной более 3ОО метров порт должен обладать причальной линией не менее 3ОО метров, принимающие туристические операторы должны располагать необходимым количеством экскурсионных автобусов и квалифицированных гидов;

• наличие паритетности локального сегмента - город должен иметь свою

неповторимую особенность, что можно увидеть только здесь и нигде больше;

• разнообразие туристического продукта -экскурсионные программы должны учитывать интересы трех категорий туристов: бюджетную, основную и индивидуальную. Для удовлетворения интересов каждой из этих категорий должны быть составлены разные экскурсионные программы;

• экономичность затрат в портах захода -приемлемый размер портовых сборов, количество и размер налогов;

• высокая степень безопасности -государственная политика должна быть направлена на обеспечение безопасности общественного порядка и окружающей среды в регионе;

• учет фактора времени - небольшое расстояние между портами заходов в регионе, что дает возможность сэкономить топливо на коротком переходе и посетить за ограниченное время большее количество портов. В этом плане Черноморский регион имеет преимущества, располагая 17 портами, из которых Одесса, Ялта, Севастополь, Констанца, Сочи, Батуми популярны у иностранного туриста;

• мультимодальность и кластерность города - инфраструктура города, включающая в себя транспортную развязку от порта к городу, наличие аэропорта и подъездных путей от порта к аэропорту, наличие биотуалетов в городе и возможность беспрепятственного передвижения пассажиров с ограниченными способностями;

• сбалансированность взаимоотношений портовых властей и менеджмента круизных линий.

Учитывая вышеописанные тенденции рынка и требования круизных операторов, для создания конкурентноустойчивой программы развития портовой пассажирской инфраструктуры необходимо также учитывать условия и факторы функционирования круизной индустрии.

На рисунке 1 представлен механизм оптимизации параметров круизного судоходства морского региона с учетом соответствия системным и сегментарным критериям развития круизной индустрии.

Как видно из рисунка 1, в качестве центральной проблемы рассматривается формирование параметров нормализованного состояния Черноморского круизного сегмента. В соответствии с основными положениями о нормализации экономических подсистем [4] это положение характеризуется средней для индустрии рентабельностью использования пассажирских лайнеров в соответствии с допустимой по факторам воспринимаемой ценности, ограничивающей использование пассажировместимости флота.

Вкник e^TOMfon транспррту i пррмислрврс^ № 45, 2014

25О

Рис. 1 Механизм оптимизации параметров круизного судоходства морского региона

Кроме конкурентных характеристик и технологий каждый региональный сегмент общих закономерностей формирования круизных определяется внешними и внутренними факторами

Вкиик екоиомжи транспорту i промисловостi № 45, 2014

развития(блоки 2,4,10,15,21,22). К внешним факторам формирования региональных круизных морских сегментов относятся: социально-экономический уровень развития страны, базирование портов, природно-климатические условия морского бассейна, а также институциональные стратегии и цели предоставления этого вида услуг.

Кроме того, к этой группе факторов относятся сложившаяся приоритетность морского отдыха для граждан стран с развитой экономикой. В соответствии с этим формируются внутрисистемные условия оптимизации параметров отдельных круизных сегментов. Также сюда относится (блоки

1,3,6,7,8,11,12,13,16,17,18,19,20) потенциал

круизных пассажиропотоков, обусловленных особенностями портов захода. Реализация этого потенциала требует соответствующего выбора маркетинговых стратегий и формирования сервисных подразделений, нацеленных на эффективность и качество обслуживания пассажиропотоков.

Кроме того, особое место в формировании потенциала региональной круизной индустрии приобретают инвестиционные и инновационные стратегии конкурентного позиционирования пассажирских терминалов по отношению к традиционным высокоразвитым сегментам круизного судоходства, прежде всего, Средиземноморского и Балтийского [5].

Несмотря на историческую и культурную ценность объектов Черноморской круизной зоны, сохраняется определенный уровень риска для эффективного начала полномасштабной эксплуатации современных высокостоимостных круизных лайнеров. Поэтому требуется тщательный расчет необходимой провозной способности флота с одновременным развитием пропускной способности объектов береговой круизной инфраструктуры. Часть этого риска с учетом ожидаемой высокой эффективности и формирования концентров занятости требует сбалансированного подхода институциональных организаций и предпринимательских структур [6].

Выводы по исследованию и перспективы дальнейших разработок. Для стран Причерноморья и особенно Украины важна разработка стратегии широкомасштабного использования круизного потенциала Черного моря, поэтому и формируются системные и локальные проекты развития пассажирских терминалов. Обращает внимание сосредоточение усилий ведущих мировых круизных операторов на освоении Черноморского бассейна. Одновременно

программы активизации развития отрасли. Вместе с тем требует дальнейшего обоснования ряда научных подходов эффективного формирования круизного потенциала.

Главной проблемой становится

всевозможное расширение участия украинских резидентов в формировании потенциала Черноморского круизного региона, прежде всего, по масштабам инвестиционных потоков и последующего получения чистого денежного потока. Поэтому и требуется исследование условий устойчивого и правомерного позиционирования портов Украины в региональном круизном бизнесе.

Отличительные особенности Азово-Черноморского региона требуют концентрации инвестиционных ресурсов на принципах взаимодействия и формирования синергии. Одновременно важна разработка экономического механизма управления эффективностью развития как пассажирских портов, так и выбора универсальной модели круизного судна. Что касается источника инвестиционных ресурсов, то с учетом приоритета создания новых рабочих мест в портах Севастополя и Ялты возможно использование принципа концессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Тищенко Е. Как реализовать круизный потенциал Черноморья [Электронный ресурс] / Е. Тищенко // Порты Украины. - 2010. - № 01(93). -Режим доступа: http://portsukraine.com/taxonomy/term/719

2.Примачев Н. Т. Принципы интеграции в торговом судоходстве: монография / Н. Т. Примачев, А. Н. Примачева. - Одесса: Феникс, Москва: Транслит, 2006. - 359 с.

3.Голубкова И. А. Экономический механизм развития круизного судоходства Украины: монография / И.А. Голубкова. - Одесса: ИздатИнформ, 2011. - 424 с.

4.Кристофер Холловей Туристический бизнес / Дж. Кристофер Холловей, Нейл Тейлор. -Киев: Знання, 2007. - 798 с.

5.Axel Schulz Kreuzfahrten und schiffsverkehr im tourismus / Axel Schulz, Josef Auer. - Munchen: Oldenbourg Wissenchaftsverlag GmbH, 2010. - 396 p.

6. Дамодаран Асват Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран. - Москва: Альпина Паблишер, 2004. - 1339с.

7. Пайк Р. Корпоративные финансы и инвестирование / Р.Пайк, Б. Нил. - Санкт-Питербург: Питер, 2006. - 784 с.

разрабатываются государственные и региональные

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Зубенко В.А.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост1 № 45, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.