Научная статья на тему 'Потенциальные возможности и перспективные направления сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в современных условиях'

Потенциальные возможности и перспективные направления сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничников Владислав Владимирович, Бичева Елена Евгеньевна

Статья посвящена вопросам взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса в процессе подготовки и последующего трудоустройства студентов. Сформулированы основные направления по дальнейшему углублению сотрудничества университета и банка, обоснованы возможные преимущества такого взаимодействия для каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses questions ofcooperation between educational establishments and business in the process oftraining and subsequent job placement ofstudents. Main channels offurther deepened cooperation ofthe university and the bank are formulated and potential opportunities ofthis interaction for each party are proved.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности и перспективные направления сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в современных условиях»

Петербург, 2008.

7. Манойлов О.В. "Система продвижения проекта создания космической системы дистанционного зондирования Земли". Материалы ХЬШ Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Калуга, 2008.

8. Манойлов. О.В. "Основные положения системы маркетинговых мероприятий продвижения

проекта космической системы дистанционного зондирования Земли". Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Синергия образования, науки, производства". Санкт-Петербург, 2008.

9. www.marketing.spb.ru.

10. www.Strategy-Center.ru.

Пшеничников В.В., Бичева Е.Е.

потенциальные возможности и перспективные направления сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в современных условиях

Признание мировым сообществом России, как страны с экономикой рыночного типа, сопровождаются дискуссиями о необходимости реформирования системы образования, которая отвечала бы требованиям новых экономических реалий. Неудовлетворенность бизнес-сообщества уровнем подготовки кадров высшими учебными заведениями мотивируется, чаще всего, отсутствием у выпускников практических навыков работы. Отчасти эту критику следует признать справедливой, но списывать всю вину на качество учебных программ было бы не справедливо. Студенты, выходя на производственную практику, не редко сталкиваются с очень мощными ограничениями в получении практических навыков работы в силу пресловутой коммерческой тайны. Для того чтобы разрешить данное противоречие, нам представляется необходимым и возможным установление качественно новых взаимоотношений между образовательными учреждениями и потенциальными работодателями будущих выпускников.

Потенциальная заинтересованность обеих сторон в плодотворном сотрудничестве очевидна. Однако формы такого взаимодействия нуждаются в совершенствовании. Сегодня получили распространение целевые наборы студентов для подготовки кадров по отдельным отраслям и сферам хозяйственной деятельности, но не всегда заказчики формулируют требования к характеру, областям, уровню знаний и навыков будущих специалистов. В этой связи потенциальные работодатели могли бы активнее принимать участие в разработке новых курсов и совершенствовании учебных программ. Для высших учебных заведений тут важно не допустить скатывания до одних лишь

практикумов, направленных на подготовку узко специализированного технического исполнителя, владеющего лишь ограниченным набором знаний и навыков. Любые изменения в конъюнктуре рынка рабочей силы могут поставить такого специалиста в затруднительное положение в поисках нового рабочего места и потребовать от него новых затрат времени и денег для переобучения.

По нашему глубокому убеждению, сегодня необходимо, во что бы то ни стало, сохранить традиции отечественного образования, связанные с преподаванием систематизированных фундаментальных знаний по специальности, обеспечивающих широкий кругозор выпускников и повышающих их возможности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка. Многое здесь зависит и от самих обучающихся. Коммерциализация образовательной сферы, с одной стороны, укрепляет финансовое положение учебных заведений, но, с другой стороны, не всегда благотворно влияет на мотивацию к получению знаний. Оплачивая образовательные услуги, студент должен осознавать, что деньги внесены не за документ об образовании, а за возможность приобрести необходимые знания и навыки по соответствующей специальности. Изменить подобное отношение студентов к образовательному процессу помогло бы более тесное сотрудничество образования и бизнеса.

С этих позиций нам представляются просто уникальными (если угодно, инновационными) возможности сотрудничества между Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный универ-

ситет имени К.Д. Глинки" (далее ВГАУ) и ОАО "Россельхозбанк" (далее РСХБ) в подготовке и трудоустройстве молодых специалистов. Кроме того, ВГАУ и РСХБ непосредственно задействованы в реализации национальных проектов РФ. В данном случае мы опираемся на тот опыт, который накоплен в процессе сотрудничества аграрного университета и Россельхозбанка.

Воронежский государственный аграрный университет занимает особое место в системе реализации национальных проектов РФ. С одной стороны, будучи образовательным учреждением, ВГАУ является непосредственным участником проекта в сфере образования. С другой стороны, занимаясь подготовкой кадров для аграрного сектора экономики, ВГАУ играет далеко не последнюю роль в реализации другого проекта в аграрной сфере. Уникальность такого положения предоставляет университету возможности реализации инновационных мероприятий, увязывающих на себе сразу, как минимум, два национальных проекта. Экономический факультет - является крупнейшим факультетом Воронежского государственного аграрного университета имени К. Д. Глинки, на всех отделениях которого обучается около 3 тыс. студентов. Факультет обладает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, в число которых входят более 150 преподавателей, из них 18 профессоров и свыше 85 доцентов. Всего за более 50 лет на 10 кафедрах факультета подготовлено более 14 тыс. специалистов. Осуществляется подготовка квалифицированных специалистов по 6 специальностям: "Экономика и управление на предприятии" (по отраслям); "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"; "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", "Юриспруденция", "Международный бизнес" [6].

На ближайшую перспективу экономический факультет сориентирован на подготовку кадров для системы государственного управления АПК, государственно-коммерческих и частно-коммерческих структур, организаций товарно-денежного оборота, а также для крупных сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий. Мы учитываем, что переход к многоукладной экономике и рыночным отношениям, демократизации процессов управления, коренным образом меняют функции и характер деятельности специалистов экономического профиля. Его функции все больше, независимо от занимаемой должности, будут становиться аналитическими, прогнозными, научно-консультативными. Усиливается потребность в экономистах нового профиля: экономиста

системного аналитика; экономиста-консультанта; экономиста по антикризисному управлению; экономиста-социолога; менеджера-предпринимателя; экономиста по социальным технологиям; экономиста по социальному маркетингу, экономиста по бухгалтерскому учету и аудиту, экономиста по финансам и кредиту и др. А поэтому факультет должен непрерывно развиваться. Необходимо мобильно реагировать на процессы, происходящие в обществе, создавать новые кафедры, направления, специальности, специализации.

ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (Россельхозбанк) создан по инициативе Правительства, одобренной Президентом РФ, в 2000 году. Учредителем банка явилось государственное "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). С июля 2001 года акционером банка является Правительство РФ в лице Федерального фонда имущества, ему принадлежит 100% акций банка.

ОАО "Россельхозбанк" занимает сейчас второе место в России после Сбербанка по количеству своих подразделений - открыто 67 филиалов и 700 дополнительных офисов. 180 тысяч счетов клиентов обслуживают более 6 тысяч человек. В рамках национального проекта по поддержке аграрного сектора за 9 месяцев 2006 года банком выдано 106 тысяч кредитов. Государство субсидирует процентную ставку заемщикам банка и практически ежегодно производит дополнительные вливания в уставный капитал. Банк также активно кредитует не только предприятия АПК и личные крестьянско-фермерские хозяйства, но и жителей сельской местности (более 60 тысяч кредитов). Мечта председателя правления банка Юрия Трушина - сделать Россельхозбанк универсальным.

РСХБ - основной банк российских фермеров: задача кредитовать агропромышленный комплекс записана в его уставе. Банк на 100% принадлежит государству и пользуется его всемерной поддержкой: за последние три года в капитал внесено 850 млн долларов средств. В прошлом году стал самым динамичным банком первой десятки, увеличив активы вдвое [5].

В рамках реализации национального проекта в аграрном секторе экономики на РСХБ возложена задача по обеспечению возможностей для производителей сельскохозяйственной продукции иметь доступ к кредитам и другим банковским услугам. Руководствуясь целями создания Банка, современным представлением о его месте в банковской системе и целями государственной аграр-

ной политики, миссия ОАО "Россельхозбанк" на перспективу состоит в следующем: Обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.

Для решения этой задачи РСХБ необходимо, в первую очередь, расширить свою филиальную сеть по всей стране, обеспечив при этом эффективное функционирование вновь созданных структурных подразделений.

В настоящее время ВГАУ уже достиг определенных успехов в подготовке кадров не только для аграрного сектора экономики. На территории Центрального Черноземья выпускники экономического факультета ВГАУ пользуются устойчивым спросом и в финансовом секторе. В частности, выпускники экономического факультета особенно востребованы в филиалах, отделениях и дополнительных офисах РСХБ и Сбербанка, расположенных в сельской местности.

Обоюдная выгода от сотрудничества РСХБ и ВГАУ на текущий момент и в перспективе нам видится в следующем.

Для РСХБ:

- накопленный опыт и развивающиеся новые направления на экономическом факультете ВГАУ по подготовке кадров, в том числе экономистов, бухгалтеров, финансистов, налоговиков и юристов, имеющих углубленные знания специфики сельскохозяйственной отрасли, позволяет проводить конкурсный отбор сотрудников во вновь открываемые и расширяющиеся структурные подразделения Банка. Аналогичный подбор кадров может быть применен и для клиентов Банка, в чем последний также может быть заинтересован (общение с клиентами, ориентирующимися в особенностях деятельности кредитных организаций, облегчает работу банковских служащих);

- помимо непосредственного кредитования аграрных формирований, появится возможность предоставления кредитов на оплату учебы во ВГАУ, включая платное обучение в аспирантуре и докторантуре. Здесь появляется возможность более тщательного контроля над качеством обучения заемщиков и их последующим трудоустройством, гарантирующим возврат кредита. Кроме того, это

позволит диверсифицировать кредитные вложения самого Банка;

- по мере формирования кредитных историй по ссудам на оплату обучения, появится возможность развивать другие виды кредитования (потребительское, ипотечное и т.п.) прежних заемщиков, закончивших учебу и начавших самостоятельную трудовую деятельность;

- учитывая сложившиеся многолетние взаимоотношения и связи ВГАУ с аграрными формированиями Воронежской и сопредельных областей, можно рассчитывать на эффективные маркетинговые мероприятия по привлечению новых клиентов в Банк;

- возможности использования потенциала ВГАУ для переподготовки и повышения квалификации сотрудников Банка и их клиентов - аграрных формирований.

Для ВГАУ:

- расширение видов образовательных услуг, способствующих повышению авторитета и укреплению позиций Университета на образовательном рынке;

- позволит более гибко реагировать на запросы рынка работодателей и соответственно корректировать направления и виды научно-педагогической деятельности;

- вызовет к жизни новые для Университета направления научных исследований;

- расширит возможности предложения студентам баз прохождения учебной и производственной практик и вариантов трудоустройства по полученной специальности по окончании Университета;

- откроет перспективы для привлечения спонсорской поддержки, необходимой для дальнейшего укрепления материально-технической базы ВГАУ.

Совместные действия РСХБ и ВГАУ по реализации национальных проектов должны найти понимание и дополнительную поддержку со стороны как региональных, так и федеральных властей, что может послужить дополнительным импульсом для дальнейшего развития и формирования новых проектных решений.

Особую роль в содействии подобному сотрудничеству могло бы оказать Министерство сельского хозяйства РФ. С одной стороны, ВГАУ функционирует в системе именно этого Министерства, с другой стороны, Министерство сельского хозяйства выступает в качестве одного из учредителей РСХБ. Таким образом, координация взаимодействия между двумя участниками различных сфер деятельности может быть организована

всего одним органом государственной власти, что позволит значительно снизить издержки бюрократического характера.

В случае достижения успешных результатов, хотя бы, на примере ВГАУ и РСХБ в пределах Во-

ронежской области, опыт такого сотрудничества мог бы быть распространен и на другие субъекты Российской Федерации, где функционируют соответствующие сельскохозяйственные ВУЗы и филиалы "Россельхозбанка".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон от 03.02.1996г "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.).

2. Федеральный Закон от 07.08.1996г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.).

3. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: фундаментальный анализ. М.: АМИР-Перспектива, 1996. 160 с.

4. Лашко С.И. Глобальное аксиологическое равновесие на рынке образовательных услуг / Финансы и кредит, № 42(282).

5. www.rshb.ru - официальный сайт ОАО "Рос-сельхозбанка".

6. www.vsau.ru - официальный сайт ФГОУ ВПО "Воронежского государственного аграрного университета имени К.Д. Глинки".

Бонюшко Н.А., Туманов К.М.

международные стандарты Исо

как основа обеспечения качества и конкурентоспособности продукции и услуг предприятия

На современном этапе развития формирование конкурентной среды на внутренних региональных товарных рынках, а также желание руководителей предприятий расширять экспорт своей продукции способствуют поиску новых конкурентных преимуществ. Обеспечение конкурентоспособности любого предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без постоянного совершенствования его деятельности, направленной на повышение и обеспечение качества выпускаемой продукции. Достижение определенных конкурентных преимуществ предприятиями возможно на основе внедрения международных стандартов (МС) ИСО серии 9000:2000, которые, с одной стороны, выступают в качестве основы для формирования систем менеджмента качества на предприятии, а, с другой стороны - как важнейший фактор, подтверждающий потенциальные возможности предприятия по выпуску продукции высокого качества. Последнее может быть достигнуто путем проведения сертификации систем менеджмента качества. В последние годы в России значительно возрос интерес предприятий к внедрению и сертификации систем менеджмента качества и использованию в этой связи в качестве модели МС ИСО серии 9000:2000, поскольку в них заложены механизмы системного подхода к обеспечению качества и

определены требования к системам менеджмента качества на предприятиях. Как известно, первая версия МС ИСО серии 9000 была разработана и утверждена в 1987 году международной организацией по стандартизации ИСО (ISO). В 1994 и 2000 годах была осуществлена работа по их пересмотру с учетом накопленного опыта применения и прогноза мировых тенденций развития управления качеством. Также необходимо отметить, что с 2000 года в данные стандарты вносились изменения и дополнения. В редакции 2005 года концептуальных изменений не произошло, были внесены только дополнения и уточнения к терминам и определениям в области менеджмента качества. В ноябре 2008 года была официально опубликована новая версия международных стандартов ИСО 9001, являющаяся результатом стандартного процесса пересмотра международной организацией по стандартизации (ISO) версий стандартов.

На современном этапе более 160 стран признали МС ИСО в качестве национальных или гармонизировали их в соответствии с национальными стандартами в этой области. В мире насчитывается более 500 тыс. компаний добровольно сертифицировавших свои системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.