ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ В СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.М. Усков, М.В. Усков, В.В. Усков, И.Х. Катиев, ФГБОУ ВПО Воронежский государственный
технический университет
Современный мир становится всё более уязвимым и зависимым от множества связей и обстоятельств, которые созданы нашей цивилизацией. Кризисы и чрезвычайные ситуации в настоящее время являются важнейшими факторами, мешающими стабильному экономическому росту государства. Слова опасность, катастрофа, кризис преследуют нас ежедневно. Со страниц газет, экранов телевизоров мы получаем информацию о все новых ужасных случаях, событиях, преступлениях и чрезвычайных ситуациях. Размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ежегодно превышает сотни миллионов рублей.
Развитие техногенной сферы привело к двум диаметрально противоположным последствиям: с одной стороны, достигнуты выдающиеся результаты в различных отраслях промышленности, предоставившие человечеству возможность продвинуться на принципиально новые уровни во всех сферах жизни и деятельности; с другой стороны, появились невиданные ранее потенциальные и реальные опасности и угрозы человеку и среде обитания не только в военное, но и в мирное время.
Аварии, катастрофы, стихийные бедствия, за последние годы в России приобрели такой размах, что стали сказываться на безопасности государства и его населения. На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень техногенной и природной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий ЧС, при этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой ЧС различного характера. В Российской Федерации в эксплуатации находится около 300 тысяч километров магистральных трубопроводов. Каждый год на них происходит более 20 тысяч аварий.
Длительность процесса трансформации нефти в почвах в разных зонах различна. Нефтяные компоненты значительно изменяют экологическую обстановку: пропитывая почву, обволакивая корни, листья, стебли растений и проникая сквозь мембраны клеток, они нарушают водновоздушный баланс среды и организмов, обмен веществ, трофические связи. Наиболее быстро реагирует на загрязнение почвенный микробиоценоз, меняется его структура, активность.
Под экологической безопасностью нефтяных трубопроводов понимается свойство этих объектов сохранять при функционировании такое состояние, при котором ожидаемый вред, причиняемый природе и
здоровью человека, не превышает допустимого по социально-экономическим соображениям. Поэтому полный риск R эксплуатации ОПО количественно может быть оценен математическим ожиданием ущерба Y при функционировании объекта:
Я = М [У ] (1)
Для более подробного раскрытия наиболее значимых составляющих полного риска R эксплуатации ОПО и установления меры опасности причинения экологического вреда человеку и природе определим событие Вк как причинение к-го вреда ук человеку и окружающей природной среде при эксплуатации ОПО.
Тогда формулу (1) можно представить как:
Я = М[У] = ^Р(Вк) • ^ (2)
к=1
где Р( Вк) - вероятность события Вк. Полный риск Я в формуле (2) полезно разбить на две составляющих -
риск аварии яа и сумму ущербов при штатной эксплуатации ОПО яштатн , т.е.:
л=(и-1) т __/Л \
Я = КА + Яштатн = ^Р(В,) • У, +1Р(В* ) »У„;(3)
¡=1 ]=1
где Р(B¡) вероятность причинения 1-го вреда человеку и
окружающей природной среде при аварии на ОПО, а Уп] - размер >го среднего вреда, причиняемого человеку и окружающей природной среде при штатной эксплуатации ОПО (в частности сюда относятся платы за
загрязнение окружающей среды Уэко и вред, наносимый здоровью
человека вследствие профессиональных заболеваний Умед , при нормативном функционировании предприятия).
Для упрощения дальнейшего изложения риск травмирования персонала включен в риск аварии, поэтому выражение (Ошибка! Источник ссылки не найден.) можно представить для наглядности в виде системы:
Я ЯА + ЯШТАТН
Яа =Е Р(В,) • У,
ЯШТАТН УЭКО + УМЕД + •••
,=1
Например, оценка величины Уэко на стадии проектирования проводится с помощь оценки воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду, а на стадии эксплуатации - с помощью действующих нормативно-разрешительных документов предприятия - томов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязнителей в атмосферный воздух, предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты и лимитов размещения отходов. Оценка же величины риска
аварии , как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации ОПО проводится в рамках процедуры декларирования промышленной безопасности ОПО. Поэтому подробнее остановимся на основных методах
оценки риска аварии ^л. Для этого сначала определим событие причинения 1-го вреда у! человеку и окружающей природной среде при аварии на ОПО В1:
в, = л п С (5)
где событие А - авария на ОПО (нерасчетное внезапное высвобождение энергии); событие Q - реализация аварии по i-му сценарию,
Так как события А и Q являются совместными, то искомая вероятность события, связанного с причинение i-го вреда y¿ человеку и окружающей природной среде при аварии на ОПО определяется как:
P(B,) = P(A о С,) = P(A) • P(Ci | A) (6)
Подставив выражение (Ошибка! Источник ссылки не найден.) в формулу (Ошибка! Источник ссылки не найден.), получим для риска
аварии ra :
Ra = ¿P(A) • P(C,\A) ■ yi = [P(A)] ■
2P(C,\A) • y,
(7)
=1
=1
n
Ra , а второй член
Первый член \.р(л)\произведения выражения (Ошибка! Источник
ссылки не найден.) описывает причинные составляющие в риске аварии
£
I Р(С\Л) • у,
-,=1 -I - ожидаемые последствия аварии. Оценка
причинных составляющих в риске аварии (нахождение в выражении (Ошибка! Источник ссылки не найден.) первого члена) проводится в настоящее время с использованием статистических данных по аварийности, методов анализа «дерева отказа» и имитационного моделирования происшествия в человеко-машинной системе.
Таким образом, одной из перспективных идей, которая намечает путь выхода из системного кризиса цивилизации, является идея устойчивого развития, состоящая в согласованном решении проблем окружающей среды и экономического развития, состоящая в согласованном решении проблем окружающей среды и экономического
развития, состоящая в согласованном решении проблем окружающей среды и экономического развития в рамках всемирного сотрудничества.
Список использованной литературы:
1. Безопасность России. Энергетическая безопасность (нефтяной комплекс России). М.: МГФ «Знание», 2000.
2. Иванцов О.П. Магистральные трубопроводы на пороге XXI века. Нефть России, 2000. №3.
3. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. М.: Госготехнадзор, 1996.