Научная статья на тему 'Потенциальная миграционная мобильность населения России (региональный аспект)'

Потенциальная миграционная мобильность населения России (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальная миграционная мобильность населения России (региональный аспект)»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

СОЦИОЛОГИЯ

ГОЛЕНКОВА З.Т., ИГИТХАНЯН Е.Д.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙАСПЕКТ)1

Трансформационные процессы, происходящие в Российской Федерации, определяют решение целого комплекса социально-экономических, политических и социокультурных проблем. В значительной степени это касается рыночного переустройства общества, всего того, что относится к занятости населения, к возможностям трудовых перемещений для жителей различных населенных пунктов, областей и регионов. Реструктуризация государственной собственности коренным образом преобразила положение классов, социальных групп и слоев, сформировала стратегии их адаптационного ресурса, изменила потенциал мобильности в самом широком смысле слова.

Особый познавательный интерес к данным явлениям определяется тем, что Россия вынуждена их решать в условиях необходимости расширения сфер общения между отдельными группами населения не только в глобальном масштабе, но и внутри страны. И в первом, и во втором случаях речь идет о формировании системы, опирающейся на законы рынка, о смягчении трудностей этого процесса, минимизации его негативных социальных последствий. Совершенно очевидно, что трудовая мобильность обусловлена разницей в уровне жизни и экономических возможностях трудозанятого населения, растущей доходной поляризацией населения отдельных регионов России (когда речь идет об экономической динамике Российского общества). Без всякого преувеличения можно сказать, что подобный анализ в определенной степени, в том числе поможет преодолеть кризисные слагаемые современного состояния российского социально-экономического развития, сформировать оптимальную миграционную политику властей всех уровней (федеральных, региональных, муниципальных), выявить положительные и отрицательные факторы нового типа социальных перемещений и трудовой миграционной мобильности населения.

Общеизвестно, что в современном мире миграционные процессы приобретают особую значимость, они отражают переплетение сложных процессов динамики капитала (прежде всего - человеческого), товаров, услуг, реализуя тем самым своеобразие механизма в трудовой сфере той или иной страны, особенно находящегося в состоянии рыночного транзита.

Проблемам, связанным с социальными процессами миграции, затрагивающими большинство сторон жизнедеятельности общества, посвящено значительное количество научных изысканий. Главным образом исследуются закономерности развития международной трудовой миграции, формирования общемировой системы общественного развития и места в ней России, экономической потребности в использовании иностранной рабочей силы и некоторые другие [1].

Но важной особенностью российской ситуации является тот факт, что процесс модификации социальной структуры в различных регионах страны привел к обострению региональных социальных противоречий. Становление социальноструктурного пространства Российской Федерации интенсифицируется в связи с тем, что общие закономерные процессы «накладываются» на региональные особенности страны. Реорганизация постсоветского пространства, определяемая спецификой развития отдельных регионов страны, их особенными историческими и социально-экономическими условиями, а отсюда - складывающимися своеобразными формами взаимоотношений с федеральным центром, активно влияет на становление собственных социально-структурных и социокультурных элементов, их внутренних и внешних связей. Более того переход к рыночной экономике способствует развитию высокой социальной активности регионального населения в плане изменения своего социального статуса, улучшения материального положения, в целом - условий и качества жизни [2].

В этом положении любой регион существует как система, обладающая специфическими социально-экономическими, в том числе социально- структурными связями и отношениями. Из всей совокупности этих связей и отношений мы можем вычленить наиболее существенные стороны, доминирующие как в социальной жизни страны в целом, так и отдельных ее территорий. Это - формирование рынка труда и занятости населения, как-то: уровень занятости населения и безработицы, уровень жизни и структура доходов населения, его социально-профессиональная и в целом трудовая мобильность и некоторые другие характеристики. Именно в этой среде происходит усиление регионально-особенного и именно от решения этого сложнейшего комплекса проблем зависят степень и успех всех социальных модификаций страны в целом. В последнее время существенное место в социальной жизни регионов стала занимать трудовая миграция, причем значимым вектором явилась интенсификация потоков людей между различными региональными территориальными образованиями; между сельскими поселениями и городскими, между районными центрами и областными, между отдельными регионами внутри России. В этом отношении миграционная мобильность населения направлена на временное или постоянное местожительство внутри данного региона или других регионов страны.

Таким образом, речь в данном случае идет о миграционной мобильности работников, представителей различных социальных групп занятого населения отдельных регионов России, ориентированных на изменение своего поселенческого статуса внутри региона обитания или какого-либо иного российского региона. Можно различать следующие основные типы мобильности. Потенциальный, определяемый внутренними установками, представлениями и убеждениями и ценностными ориентациями субъекта, и реальный, когда его потенции материализуются в определенное действие, ведут к изменению места жительства. В свою очередь, и в том, и в другом случае социальный

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 08-03-00139а.

80

№ 1(20), 2010 г.

механизм миграционной мобильности работника определяется целым комплексом уровней: помимо (как было сказано выше) мотиваций самого субъекта еще и институциональными факторами: совокупностью социальноэкономических, политических и культурных особенностей среды обитания, в том числе напряженностью на рынке труда; ситуацией, связанной с потребностями того или иного региона в количественно-качественных характеристиках рабочей силы; взаимодействием работников и работодателей и многими другими причинами.

Целью настоящего анализа является изучение миграционной мобильности первого обозначенного нами типа мобильности - потенциального, актуализированного социально-экономической ситуацией исследуемого нами региона. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. рассмотреть социальные особенности региональной среды «выхода» предполагаемых мигрантов: региональный рынок труда и занятость населения, уровень и качество жизни. Попытаться сформулировать наиболее значимые региональные проблемы;

2. определить субъекты потенциальной миграции;

3. проанализировать причины и особенности основных направлений предполагаемой миграции;

4. показать ресурсные особенности миграционного поведения респондентов.

Эмпирической базой анализа являются материалы конкретного социологического исследования, проведенного в начале 2009 года в Тверской области (гг. Тверь и Ржев. Центральный Федеральный округ - ЦФО) Институтом социологии РАН и Московским центром поддержки региональных исследований. Исследование проводилось методом анкетного опроса с применением территориальной квотно-стратифицированной выборки и охватило 1513 человек. Изучаемая группа - потенциальные мигранты - определялась при ответе респондентов на вопрос: «Если бы у Вас была возможность сменить место проживания, уехать из этого города, согласились бы Вы переехать?». Таким образом, эмпирический анализ позволил выделить две группы респондентов - основную и контрольную, соответственно 454 и 1047 единиц (12 человек затруднились ответить). В исследовании применялся также метод использования данных официальной статистики (Росстата).

Социально-статистический фон исследования. Сначала рассмотрим некоторые аспекты социально -демографической ситуации в регионе с точки зрения занятости населения. Средний трудоспособный возраст 40 лет соответствует среднему показателю по РФ и ЦФО. Наиболее представительна группа 40-летних, почти 30%; около 50% составляют молодые (до 40 лет) [3] так что возрастной состав занятых свидетельствует о значимости проблем, связанных и со становлением социально-статусных характеристик молодых, их карьерного роста и нахождения источников дохода и с трудовой мобильностью и т.д. Тем более, что уровень профессионального образования занятых достаточно высокий.

Далее речь пойдет об изучаемом регионе с точки зрения общих итогов динамики миграции населения (2008-2009 гг.). Социальная статистика определяет миграционный прирост (плюс) или убыль (минус) на основе числа прибывших или числа выбывших в том или ином регионе РФ. Если в целом по России миграционный прирост составил 57620 человек, в ЦФО - 36125 человек, то в Тверской области 692 человека. Это средний показатель миграционного прироста по ЦФО, если рассматривать конкретно отдельные регионы [4]. Таким образом, с точки зрения миграционной специфики Тверская область - принимающий регион, входящий в состав ЦФО, в котором сосредоточены наиболее привлекательные для въезда мигрантов субъекты РФ, такие, как г. Москва и Московская область.

В условиях РФ принципиальное значение имеет сохранение существенной дифференциации рынков труда по уровню социальной напряженности. Отметим следующие показатели, характеризующие потенциал занятости в Тверском регионе. Если уровень занятости и уровень безработицы соответствует в основном средним показателям по РФ и ЦФО - 64,9% и 4,2%, соответственно, то среднее время поиска работы безработными здесь выше - 9,2 месяца, а доля безработных, ищущих работы более 12-ти месяцев и более значительно выше - 44,0% (в среднем по округу этот показатель составляет 33,3%) [5]. Кроме того, именно в Тверском регионе незначительна доля лиц, которые обращаются в случае поиска работы в государственную службу занятости - всего 16,7%, и высока доля тех, кто ориентируется на помощь друзей, родственников, знакомых - 77,3% [6]. Иначе говоря, возможность трудоустроиться для потерявших работу невелика, что, безусловно, создает достаточно конфликтную ситуацию в этом отношении.

Что представляет собой безработный в регионе?

Возраст. Обращает на себя внимание достаточно высокая доля безработных в молодежной группе (до 20 лет) -10,7% [7]. Этот показатель выше, чем по РФ в целом и по ЦФО. Естественно, речь идет о контингенте лиц, окончивших среднюю школу и не нашедших себе место на рынке труда.

Уровень образования. Здесь значителен удельный вес имеющих профессиональное образование (высшее, неполное высшее, среднее профессиональное) - около 40,0% [8].

Таким образом, положение специалистов в регионе достаточно непростое. В чем здесь причина? Их может быть две. С одной стороны, поскольку наемный труд, в том числе и труд профессионалов, стал субъектом рыночных отношений, на него распространяются все их достоинства и недостатки - востребованность/невостребованность профессионального знания. С другой, отсутствие для многих категорий специалистов возможности для карьерного роста и вообще перспектив служебного роста. А если ко всему сказанному добавить и явно недостаточное вознаграждение за свой труд, то становится очевидным, что приобретенная профессия и в целом образовательный потенциал затрудняют выбор места работы.

Гендерный дисбаланс если и наблюдается, то незначительно. Происходит даже снижение доли женщин среди безработных.

81

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Анализируя динамику миграционной мобильности занятого населения в регионе, необходимо отметить присутствие такого сектора жизнедеятельности, каким является неформальный сектор. Последний рассматривается как совокупность производственных единиц - домашних хозяйств, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами. Необходимо отметить специфическое воздействие этого института на всю социально-трудовую сферу, на оптимизацию миграционной мобильности (потенциальной или реальной) в сложных условиях российской действительности. Наиболее важная его социальная функция состоит именно в том, что он в состоянии в определенной степени адаптировать сокращение занятости в формальном секторе, дав части россиян возможность заработать, смягчив тем самым социальное напряжение в обществе. В 2008 году в неформальном секторе региона было занято 117 тыс. человек, или 19,4% от общей численности занятого населения [9]. Это примерно средний показатель и по РФ и ЦФО.

Существует еще один существенный фактор, открывающий путь миграции населения - уровень жизни рядовых работников. Тверской регион не является исключением в этом отношении. Здесь, как и всюду и в РФ, и в ЦФО, коэффициент Джини составляет 0, 342 ( 2008 год). На долю группы с наименьшими доходами приходится 7%, а на долю с наибольшими - 41,4%. Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. С 2006 года по 2007 год динамика роста реальных денежных доходов населения самая низкая среди всех регионов ЦФО (107,2%), в то время как в целом по Округу - 112,3% ( по РФ - 119,7%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что по показателю, в определенной степени связанному с ситуативностью и даже перспективностью роста реальных доходов, положение в регионе достаточно напряженное.

Итак, выделим проблемные зоны состояния актуальных социальных проблем в регионе, о чем мы могли судить на основе анализа данных социальной статистической информации.

• Достаточно высокий уровень безработных среди младшей молодежной группы. Региональный рынок труда не дает возможности молодым людям адаптироваться на рынке труда в результате получения профессионального образования

• Еще более сложное положение у лиц, уже имеющих профессиональный статус, специалистов с высшим и средним образованием

• В целом, низкий уровень финансового положения основных групп занятого населения сопровождается невысокими темпами реальных денежных доходов

Таковы некоторые базовые характеристики состояния динамики социальных процессов, происходящих в Тверском регионе, основанные на материалах государственной статистической информации.

Перейдем к анализу данных эмпирического исследования. Как мы отметили выше, из репрезентативной выборки в 1513 ед. 454 человека хотели бы уехать из своего населенного пункта, то есть ровно одна треть. Кто они? Оказалось, что среди женщин таких потенциальных мигрантов больше, чем среди мужчин - 57,4 против 45,4. Обращаясь к территориально-поселенческому параметру, следует отметить, что жители районных центров проявляют большую готовность для мобильности такого рода. Безусловно, это связано со сложностью трудоустройства жителей небольших городов, с их возможностями на местном рынке труда. Если сравнивать потенциальную мобильность различных возрастных когорт, то более молодое поколение, особенно от 18 до 25 лет, наиболее активно в этом отношении. А среди всего молодого поколения (до 35 лет) доля предполагаемых мигрантов составляет почти 50%. Далее начиная с 35лет предполагают мигрировать все меньшее и меньшее число опрошенных ( до 7,5 % среди лиц пенсионного возраста). Естественно, молодые выходят на рынок труда не просто с мотивированными потребностями в самом труде, но и со стремлением найти наиболее подходящее рабочее место. Это делает их активными, подвижными, но потенциал этой подвижности с возрастом утихает, что, в свою очередь, связано со многими факторами. Во-первых, у определенной категории более старшего возраста цели так или иначе достигнуты, во-вторых, постепенно исчезает ресурс мобильности, появляются иные цели и приоритеты - семья, дети, устоявшийся мир общения и т.д.

Подтверждением сказанному служит распределение опрошенных контрольной группы (тех, кто не собирается никуда переезжать). Здесь тенденции прямо противоположные. Среди представителей этой группы больше всего лиц предпенсионного возраста (около 60%), меньше всего молодого - не более 20%.

Далее рассмотрим, каковы социальные ресурсы потенциальных мигрантов.

Образовательный ресурс.

Данные свидетельствуют о том, что среди них наибольшая доля лиц, имеющих профессиональное образование -высшее, неполное высшее, бакалавриат, среднее специальное (79%). Безусловно, речь идет о реальных возможностях работника адаптироваться на рынке труда в сложных экономических условиях. Причем, во всех случаях, спрос может идти о специалистах-профессионалах, и это прекрасно понимают опрошенные. И не удивительно, что примерно половина из этой совокупности состоит из лиц с полным высшим образованием. Таким образом, институт образования выступает регулятором и трудовой мобильности, и, как производная этой мобильности, территориальной подвижностью занятых.

Ресурс социального статуса.

Любые процессы, происходящие в системе социально-экономических отношений, должны быть рассмотрены сквозь призму динамики взаимодействия различных групп и слоев, становления их интересов и ориентаций, значимости различных аспектов социального неравенства между ними. И когда мы говорим о радикальной трансформации их экономического потенциала, то, прежде всего, имеем в виду появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - класса собственников и класса наемных работников, занятых в государственном, смешанном или

82

№ 1(20), 2010 г.

частном секторе. К началу 2008 года последние составляли около 94% среди всего занятого населения, соответственно, работающие не по найму - 6% [10]. Это - первый уровень статуса занятости, второй - отражает распределение занятых по функциональным особенностям труда (руководители - исполнители), по характеру содержания труда (умственный - физический, требующий высшей, средней квалификации, неквалифицированный).

Среди наемных работников доля лиц, планирующих мигрировать, составляет 35%, среди предпринимателей (работающих не по найму) - 16,9%. Как мы видим, первые потенциально значительно мобильнее по сравнению со второй категорией опрошенных. Далее мы остановимся на анализе основных характеристик этого сложного социального механизма. Пока лишь отметим, что сформировавшиеся в особых условиях российского экономического транзита потенции социальных перемещений: трудовых, миграционных и иных является отражением не только сложной системы взаимодействия работника и труда, что, вероятно, является базовым фактором. Существенны также осознание и оценка собственного индивидуального ресурса, адаптационных возможностей (своих собственных или своей социально -профессиональной группы), в целом - уверенности-неуверенности в завтрашнем дне и многими другими характеристиками.

Если рассматривать отдельные группы, составляющие совокупность наемных работников, то обнаруживается, что особых различий между ними (руководители, специалисты, рабочие) фактически нет. От 34,2% среди рабочих до 39,7 (руководители), 34,8% (специалисты) предполагают изменить место жительства. Таким образом, ни характер труда, ни его содержание в данном случае не являются социально-значимыми параметрами потенциально-миграционной мобильности человека. Безусловно, мы имеем дело с предполагаемой миграцией, заставляющей значительную часть занятого населения, в составе которого профессиональные, высокообразованные работники, искать, пусть с небольшой степенью вероятности, новые рабочие места. С одной стороны, это свидетельствует об их мобильности, с другой, к сожалению, несмотря на возрастание спроса на высокообразованных и подготовленных работников, реализация их творческого потенциала неоднозначна.

Ресурс материального положения.

Методика, используемая в исследовании, позволила выделить несколько групп опрошенных по их материальнодоходному статусу: бедные («денег не хватает даже на приобретение продуктов питания», «денег хватает только на приобретение продуктов питания»), - 25,4%; среднеобеспеченные («денег вполне достаточно для приобретения продуктов питания и одежды, однако на более крупные покупки приходится откладывать») - 51,8%; обеспеченные («покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей») - 17,6%; богатые («денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать») - 4,4%; 0,9% не ответили на этот вопрос. Если мы сравним эти данные с показателями тех, кто уезжать не собирается (контрольная группа), то обнаруживается, что они принципиально не отличаются от вышеотмеченных - 36,1%, 48,7%, 12,0%, 2,5%, соответственно. Более того, при общем в целом невысоком уровне материального достатка, когда доля бедных составляет от четверти до трети опрошенных, положение потенциальных мигрантов выглядит несколько приличнее. По крайней мере, здесь и бедных поменьше и богатых побольше. Поэтому материальное положение, хотя и во многом определяет социальное поведение человека, тем не менее, мобильность носит сложный многоуровневый характер, даже в контексте наличия или отсутствия денег на повседневные нужды.

Впрочем, когда мы говорим об уровне дохода, то необходимо иметь в виду и источники его поступления, и структуру расходов, и разные объемы, накопленного семьей имущества.

Ресурс собственности.

Данные исследования говорят о том, что именно владение собственностью является существенным фактором, способствующим или препятствующим оптимизации миграционной мобильности. По всем позициям, фиксируемым в методике (владение собственным домом, дачей с участком, автомобилем и т.д.), прослеживается обратно пропорциональная зависимость: чем выше доля лиц, обладающих всеми этими предметами, тем ниже с их стороны заинтересованность в миграционной мобильности. Таким образом, не столько сам доход в его денежном выражении, а нажитое имущество или унаследованное способствует территориальной устойчивости респондента, препятствует его возможному переезду в другой населенный пункт, значит, в другой социум. Таким образом,, ресурс собственности - важнейший источник жизнеобеспечения и социально-территориальной стабильности опрошенных.

Ресурс социального окружения.

Совершенно очевидно, что поскольку каждый человек интегрирован в реалии местной жизни как ее непосредственный участник, то формируются самые разнообразные сети социального сообщества, где он вынужден взаимодействовать с членами этого сообщества: друзьями, соседями, сослуживцами. Значимость взаимодействия безусловна, ибо, как и любой общественный процесс, мобильность в самых различных ее видах определяется функционированием не только внутренних механизмов, но и внешней средой, спецификой ее развития, особенностями того социума, куда индивид включен. Как живут люди, семьи, окружающие его, в чем их источник материального благополучия или неблагополучия - все это самым непосредственным образом влияет на поведенческие стратегии человека.

Респондентам задавались следующие вопросы: «Как Вам кажется, большинство Ваших друзей, соседей, сослуживцев живут материально благополучнее, менее благополучно, так же, как Вы?». Конечно, решить вопрос, кто я и кто они в плане материального достатка сложно. Речь может идти только о предполагаемом, визуальном соотношении. Да и вообще, бедность и богатство по-российски - явление достаточно уникальное, особенно в сравнительном контексте. Тем не менее, стремление преодолеть сопротивление социальной среды, сложившиеся стандарты жизни и ценности -принципиальный фактор в оценке своей собственной жизни и путей формирования определенных способов

83

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

существования. Данные свидетельствуют о том, что социальная среда респондента (соседи, друзья, сослуживцы), в основном, такая же малоимущая, как и он сам. Примерно от 60 до 80% его окружения живут так же. Правда, до 20% (в основном, когда речь идет о коллегах) живут лучше. Это можно объяснить тем, что в производственной среде наличествуют представители различных социальных статусов, начальство, например, у которого и заработки повыше, и само положение приятнее. Является ли это стимулом к переезду? Думаем, что и да, и нет. Да, потому что есть желание, пусть и не во всем оформленное - вырваться из провинциальной среды. Нет - потому что самое главное - это попытаться улучшить качество жизни, особенно если ты еще молод, образован, профессионально подготовлен.

Каковы направления предполагаемой миграции? Прежде всего, это конечно, Москва - около 30%. Столица, где может начаться новая жизнь. Затем уехать вообще из России - 25%, это тоже прекрасно, но менее реально, чем переезд в Москву. Переехать в центр другой области-23% или просто в другую область - 11,2%. Мигрировать в пространстве своей Тверской области - не более 12%. Рисунок предполагаемых маршрутов определен: столица - заграница - крупные областные центры. Вхождение в новый социум для любого человека существенно изменяет его жизнедеятельность. Здесь важен потенциал его адаптационного ресурса или хотя бы представление о том, каковы факторы, способствующие формированию деятельностных начал на новом месте.

Адаптационный ресурс.

Респондентам были заданы следующие вопросы: « Какие факторы и качества личности помогают в наше время заработать больше денег?», «Какие факторы помогают сделать карьеру в Вашем городе?». Позиции, содержащиеся в обоих вопросах, пересекаются. Именно поэтому не вызывает сомнения их адекватность мнению и представлению опрошенных, формированию их поведенческих стратегий. Специфика заключается в том, что ответы респондента ориентированы на оценку ситуации в разных социальных пространствах: в первом случае - на страну в целом, во втором - на локальное место жительства. Итак, анализируя распределения ответов на первые и вторые вопросы, факторы заработка и карьеры, мы объединили их в следующие блоки:

1. Образование и профессиональная подготовка

2. Трудовая деятельность (стаж работы, исполнительность)

3. Занимаемая должность и социальный статус

4. Наличие капитала, денежный ресурс

5. Дружеские и родственные связи

6. Черты характера

Далее мы выделили три наиболее главных фактора в первом и во втором случае. Итак, в России помогают заработать больше денег образование и профессиональная подготовка, дружеские и родственные связи, деньги, начальный капитал. В городе (там, где респондент живет) помогают сделать карьеру (а значит и заработать больше денег) деньги, начальный капитал, дружеские и родственные связи, образование и профессиональная подготовка. Как мы видим, набор факторов один и тот же, разница в их субординации. Если в первом случае образовательно-профессиональный уровень ценится больше остальных (понятно стремление образованных людей уехать из своего города и используя знания начать новую жизнь), то во втором ценится, прежде всего, денежный ресурс, а образование и профессия - уже потом. Отражают ли эти представления действительные сферы социально-экономической реальности? Что касается реалий городской жизни, безусловно, да. Что касается специфики трудовой мобильности в России вообще, то она достаточно сложная и связана со многими институциональными сторонами жизни, а не только с движением субъектов рынка труда. Прежде всего - это формирование основных направлений социальной политики государства, как-то: создание условий и возможностей гражданам заработать средства для удовлетворения своих насущных потребностей, обеспечение рациональной занятости населения не только в крупных областных и столичных центрах, улучшение социального обеспечения граждан и степени их защиты. Особое внимание должно быть уделено государственному регулированию оплаты труда, которая недостаточно учитывает требования перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Одним словом, речь идет о коренном изменении положения регионов в социально-экономической, политической сферах жизнедеятельности. Как мы отметили, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь представляет для этого возможности и инструменты и вызывает к жизни высокую социальную, в том числе и миграционную, активность населения.

Последний сюжет, который нам хотелось бы осветить - это оценка респондентами структуры управления в городе, что представляет собой то публичное политическое пространство, которое артикулирует общественные интересы. «Кто реально управляет городом?» - так был поставлен вопрос. Предложенные альтернативы включали самые различные виды инфраструктуры власти: осударственные институты (федеральные и городские чиновники, губернатор, мэр, депутаты, милиция, прокуратура), кланово-маргинальные сообщества, крупный бизнес. Именно от решения для себя этих вопросов зависит степень адаптированности человека, к какой бы социальной группе он ни принадлежал, понимание того, насколько государство в лице своих общественно-политических институтов способно сформулировать, выразить и защитить его частный интерес и личную жизнь.

Примечательно, что если оценивая влияние на политическую власть отдельных структур, первое место по рангу опрошенные отдают мэру и его команде, то второе - мафии, организованной преступности, третье - губернатору и его окружению. Такие позиции, как депутаты областной, городской думы / собрания получили минимальное количество ответов опрошенных. Причем это характерно для обеих групп опрошенных.

Приведенные данные свидетельствуют о реальном ощущении респондентами своих гражданских прав, защищенности в своем государстве, степени свободы и доверия к властным структурам. И если возрастной ценз

84

№ 1(20), 2010 г.

контрольной группы (те, кто не собирается уезжать) удерживает его представителей от территориальных перемещений, то для анализируемой нами группы - это один из принципиальных факторов этих перемещений.

* * *

В данном исследовании Тверской регион предстает как пространство миграционного выбытия населения. Объектом изучения явились потенциальные мигранты, желающие переехать в другие территории. Безусловно, мы затронули лишь небольшой круг проблем, связанных с некоторыми особенностями этого социально-экономического явления. Нами изучались миграционные намерения представителей различных социальных групп занятого населения. Анализ этих намерений был основан на данных конкретного социологического исследования, проведенного в тот временной период, когда радикально обострились противоречия не совсем системного реформирования социально-экономического и политического состояний российского общества и сказались последствия глобальных кризисных процессов.

Можно отметить следующие принципиальные тенденции, складывающиеся в социальном пространстве региона:

1. Ограниченность развития рынка труда, низкий уровень заработной платы и вообще доходов формируют серьезный отток молодежи, что, естественно, значительно ослабляет проблему воспроизводства трудового ресурса в современных российских условиях.

2. Другой не менее существенной, социальной проблемой является желание уехать в другой населенный пункт специалистов, лиц с высшим и средним профессиональным образованием.

Динамизм предполагаемых миграционных потоков, при всей своей вероятности-невероятности, настолько весом в обществе, что не реагировать на него непростительно. Основными авторами этих отношений выступают практически все социальные группы занятого населения, потенциал которых мог бы быть рационально использован в рамках конкретного региона, будь то областной город, районный город, поселок, село. Данные социологического исследования могут служить серьезной информационной базой не только для научных выводов и обобщений, но и для принятия управленческих решений в ходе совершенствования оптимальной социальной политики властей всех уровней: федеральных, региональных муниципальных. И главное в этой политике - использовать самые различные факторы для действительного, а не показного рыночного переустройства общества: сферу труда, мотивацию трудового поведения занятый в ней работников, их материальную стимуляцию и их нравственную ориентацию. Одним словом, стабилизация социального и экономического развития любого региона, большого или малого, может быть достигнута только с позиции решения реальных интересов живущих в нем людей. 1

1. См., например, Нуралиев Н.Н. Нелегальные мигранты. Таджикский вариант. 2006, 6,, - С. 108 -112; Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун XXI века. Основные тенденции / Труд за рубежом, 2001, N° - 26; Павленок В.А. Рынок труда, занятость, безработица. - М.: Из-во МГУ 2004; Г.Д.Грищенко, А.В. Дмитриев, Т.Ф. Маслова. Мигранты в социокультурном пространстве региона, социологические очерки. - М.: Альфа-М, 2009.

2. Рязанцев И.П., Халиков М.С., Экономическая социология (региональный аспект). - М., 2003. - С. 205 - 207.

3. Обследование населения по проблемам занятости. 2008. - С 257

4. Там же. - C 260.

5. Обследование населения по проблемам занятости. - 2008. - С 289.

6. Там же. - C 275.

7. Там же. - C 269.

8. Там же. - C 252.

9. См.: Неформальная занятость в России / И.С.Маслова, Е.С.Кубишин. Институт экономики РАН. - М,: Наука, 2007. - С 183.

10. Обследование населения по проблемам занятости. - C 77.

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОКОНОВ Б. А.

КОРРУПЦИЯ: ИТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Историческая ретроспектива свидетельствует, что с явлением коррупции и противодействия ей человечество знакомо с древнейших времен. Еще Аристотель говорил: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Монтескье Ш.отмечал: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела».

Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.