Научная статья на тему 'Потенциал волонтерства - социальный ресурс устойчивого развития региона'

Потенциал волонтерства - социальный ресурс устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1007
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛіННЯ / СОЦіАЛЬНі РЕСУРСИ / СТАЛИЙ РОЗВИТОК / СОЦіАЛЬНИЙ ПОТЕНЦіАЛ / ВОЛОНТЕР / ВОЛОНТЕРСЬКА ДіЯЛЬНіСТЬ / іНДЕКС БЛАГОДіЙНОСТі / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДЕКС БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL POTENTIAL / VOLUNTEER / CHARITY INDEX / MANAGEMENT / SOCIAL RESOURCES / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логачева Л.Н., Логачева Е.В.

Статья посвящена решению актуальной задачи выявления и использования социальных ресурсов, поиску механизмов их воспроизводства, сохранения и рационального использования для устойчивого развития региона как целостной социально-экономической системы.Рассмотрены современные подходы и концепции управления социальными ресурсами, их классификация. По результатам анализа литературных источников выявлено, что практически неизученной остается проблема использования социального ресурса благотворительности и волонтерства в обеспечении устойчивого развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of volunteering - a social resource for region sustainable development

Creating the conditions for country and its regions sustainable development involves significant amounts of natural, physical, financial, social and other resources attraction. At the same time the social aspects of sustainable development were considered mainly as the labor and educational resources involvement. Therefore the concept of social resources is broader and includes all the spiritual and material values related to the people vital interests. The task of identifying and use of social resources, the search for mechanisms of its reproduction, conservation and management for region sustainable development as an integrated socio-economic system seems to be urgent. The article discusses the modern approaches of social resources management, including the human resources concept, human potential concept, human capital concept, social capital concept as well as the approaches to the classification of social resources. As the result of literature sources analysis it is revealed that the social resources management at the regional level was not sufficiently investigated so the problem of social philanthropy and volunteering usage in the region sustainable development remains virtually unexplored. The aim of the article is to identify the modern trends of volunteering and potential uses of volunteering in promoting the region sustainable development. Deconstructing between the public need for a more complete and efficient use of social volunteering resources and inadequate scientific elaboration of theory and technology to manage these resources has been revealed. Necessity of theoretical understanding of this unconventional form of social resources, the development of conceptual and terminological has been ground. Modern trends of volunteering development and its scope in the global community using the charity index were given.Substantiated that the social volunteering resources involvement for solving social, economic and environmental problems of local communities will contribute to quality of life improvement and helps to form conditions for region sustainable development.

Текст научной работы на тему «Потенциал волонтерства - социальный ресурс устойчивого развития региона»

Л. Н. Логачева

канд. экон. наук

Е. В. Логачева

канд. экон. наук г. Донецк

ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСТВА - СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В современных условиях для обеспечения устойчивого развития страны и ее регионов, достижения более высоких стандартов качества жизни населения необходимо привлечение значительных объемов материальных и финансовых ресурсов, недостаток и нецелевое использование которых сдерживают развитие экономики регионов и их социальной сферы. В то же время недостаточно активно используются социальные ресурсы, которые в отличие от материальных и финансовых неисчерпаемы. Отличительной особенностью социальных ресурсов также является их способность увеличиваться как в процессе инновационного развития регионов, так и в процессе социализации, самообразования, формирования гражданского самосознания населения региона.

Социальные ресурсы являются приводным механизмом для получения эффективных результатов от использования других видов ресурсов, в том числе природных, материальных, финансовых и т.д. Являясь неотъемлемой частью социальной сферы, социальные ресурсы характеризуют ее состояние и потенциальные возможности. Весь ресурсный потенциал социальной сферы отражает ее возможности в удовлетворении всей совокупности материальных и духовных потребностей населения, повышении уровня и качества его жизни.

Управление социальными ресурсами региона приобретает все большую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие региона как целостной социально-экономической системы. В связи с этим задачей управления социальными ресурсами региона является необходимость выявления и оценки ресурсов, поиск механизмов воспроизводства, сохранения и развития.

Поэтому актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более полного раскрытия и использования социальных ресурсов региона и обеспечения на этой основе его устойчивого развития.

Степень изученности и разработанности темы исследования

В современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач теории управления. Это концепции человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала.

В целом концепция человеческих ресурсов ориентирована на максимальное использование человеческих ресурсов и отлаженное функционирование системы управления этими ресурсами. В работах представителей западной школы «управления человеческими ресурсами» Дж. Дугласа, С. Клейна, Д. Ханта и других сделаны попытки синтезировать новые современные требования к управлению человеческими ресурсами и выделить ключевые стратегические установки.

Концепция человеческого потенциала как совокупности реальных материальных и духовных предпосылок инновационных преобразований общества направлена на обеспечение достойных условий для

развития и реализации способностей человека. Важнейшей частью человеческого потенциала и ключевым условием его превращения в капитал является социальный потенциал. Существенный вклад в развитие концептуальных основ и отдельных направлений развития человеческого потенциала внесли российские ученые С. Валентей, Т. Заславская, А. Подберезкин, Н. Римашевская, Т. Теплухина, Б. Юдин, а также украинские исследователи В. Близнюк и О. Стефанишин.

Раскрытию принципов формирования и использования понятия человеческого и социального капитала как экономической категории посвящены работы таких ученых, как: П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюрк-гейм, Дж. Коулман, Р. Патнам, Ф. Фукуяма.

Концепция человеческого капитала в форме знаний, умений, навыков, полученных человеком в процессе образования и позволяющих ему успешно выполнить свою профессиональную деятельность, направлена на инвестиции в развитие человеческих способностей, повышение их экономического и социального эффекта. Исследования, развивающие положения этой концепции, проводились также российскими и украинскими учеными Р. Гринбергом, А. Моревым, Л. Нестеровым, В. Антонюк, Е. Гришно-вой и др.

Концепция социального капитала как особых взаимоотношений людей, связанных определенными ожиданиями и взаимными обещаниями, сконцентрирована на важной роли социальных взаимоотношений людей в достижении ими жизненного успеха.

Наибольшую известность понятие «социальный капитал» получило в расширительной трактовке Дж. Коулмана. По его мнению, социальный капитал — это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целенаправленно формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы [1].

В украинской, также как и в российской, науке концепция социального капитала стала предметом изучения сравнительно недавно. Содержанию теоретических основ концепции социального капитала посвящены работы Н. Бусовой, И. Дискина, В. Рада-ева. Среди украинских ученых в сфере изучения социального капитала гражданского общества следует отметить А. Колодия, А. Багнюка, А. Бовы, Е. Гуг-нина, М. Лесечко, А. Чемериса и др.

Анализ имеющихся источников свидетельствует, что вопросы управления социальными ресурсами на региональном уровне рассмотрены в недостаточной степени. Тем не менее имеется ряд публикаций по данной тематике, в которых ставятся и рассматриваются вопросы управления отдельными видами социальных ресурсов (демографическими, трудовыми, образовательными, инновационными, социокультурными).

В то же время практически неизученной остается проблема использования социального ресурса благотворительности, добровольчества и волонтерства в обеспечении устойчивого развития региона. Само

понятие волонтерства и определение теоретических способов осмысления этого нетрадиционного вида социальных ресурсов во многом остаются неосвоенными, а соответствующий понятийный и терминологический аппарат находятся в стадии формирования на основе заимствования зарубежного опыта [2, 3].

Становится все более острым и очевидным противоречие между общественной потребностью в более полном и эффективном использовании социальных ресурсов волонтерства и недостаточной научной разработанностью теории и технологии управления этими ресурсами.

Цель исследования заключается в выявлении современных тенденций волонтерской деятельности и направлений использования потенциала волонтерства в обеспечении устойчивого развития региона.

Изложение основньх результатов

Исследования ресурсного потенциала для обеспечения устойчивого развития региона в первую очередь были направлены на выявление и оценку финансово-экономических ресурсов и ресурсов, необходимых для сдерживания экологических рисков и сохранения природной среды. Социальные аспекты устойчивого развития рассматривались главным образом как вовлечение в этот процесс трудовых и образовательных ресурсов.

В то же время следует признать, что понятие социальных ресурсов является более широким и включает все духовные и материальные ценности, связанные с жизненными интересами людей. Накопленный обществом социальный потенциал и является его социальным ресурсом, колоссальным нематериальным активом местного самоуправления, эффективное использование которого способствует достижению социальных целей.

В научной литературе наметились два подхода к определению понятия «социальный ресурс». Один из этих подходов представляет социальный ресурс как результат социальных процессов и социального опыта. В частности, автор работы [4] считает, что социальный ресурс — это накопленные и устоявшиеся тенденции, выросшие до уровня закономерностей и наследуемые в новом опыте социальных отношений. Как результат совместной жизнедеятельности людей и источник развития местного самоуправления определяет социальный ресурс автор работы [5].

Представители российской школы социального менеджмента В.Н. Иванов и В.И. Патрушев рассматривают социальные ресурсы как запасы творческой энергии личности, социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп [6].

В монографии украинских ученых особое внимание уделяется региональным проблемам эффективного использования социальных ресурсов, основу которых составляет социально-трудовой потенциал. При этом акцентируется внимание на инновационно-конкурентной составляющей развития трудового потенциала [7].

В общественной практике доминирует статическая концепция ресурсов, в частности социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и статичности, с другой стороны, из положения о потребительском отношении человека к ресурсам. Тогда как использование ресурсов предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие.

Структурный анализ региональных социальных ресурсов позволяет выделить и проанализировать такие их разновидности, как демографические, тру-

довые, кадровые, образовательные, информационные, инновационные, социально-психологические, социально-политические, социокультурные, социально-организационные, социально-экономические, социально-технологические, научные [6].

Демографические ресурсы характеризуются общей численностью населения, его половозрастным составом, численностью трудоспособного населения, естественным движением населения (рождаемостью и смертностью), количеством, а также соотношением браков и разводов, миграцией.

Трудовые ресурсы — это экономически активное население, в том числе работающие и безработные. Более дифференцированной характеристикой трудового ресурса является кадровый ресурс, отражающий профессионально-квалификационные признаки и востребованность на рынке труда.

Образовательные ресурсы характеризуются уровнем общего и профессионального образования граждан, численностью обучающихся.

Интеллектуализация основных факторов производства, стремление к повышению конкурентоспособности национального товаропроизводителя обусловливают первостепенное значение инновационных и научных ресурсов, их рациональное использование и развитие.

Социально-психологические ресурсы непосредственно связаны с уровнем социальной защищенности, социальным самочувствием. Социально-политические ресурсы выражаются в социально-политической активности населения, в частности в его участии в местном самоуправлении.

Социокультурные ресурсы включают традиции, обычаи, культурные ценности и культурный обмен населения, они влияют на направление и темпы реформирования социального уклада жизни региона. Множество форм самоорганизации местного населения, направленных на содействие в решении региональных и местных проблем, образуют содержание социально-организационных ресурсов.

Социально-экономические ресурсы характеризуются многообразием форм экономической активности населения, развитостью предпринимательства в регионе.

Культурно-информационные ресурсы включают духовные ценности, знания и информацию, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и коммуникации и др.

Недооценка социальных ресурсов регионального развития, их одностороннее понимание и сведение всего их многообразия только лишь к демографическим, трудовым, кадровым, образовательным сдерживает эффективное использование и развитие ресурсного потенциала региона.

В приведенной классификации не нашлось места ресурсу добровольчества и благотворительности, ресурсу волонтерства, отражающего социальную активность граждан, их готовность и способность к добровольному и безвозмездному труду на благо других людей. Волонтерская деятельность, являясь способом личностного развития, самореализации и самоутверждения, представляет собой сравнительно новый социальный ресурс устойчивого развития. Основным контингентом волонтеров являются молодые люди, в сфере деятельности которых добровольное, бескорыстное и сознательное участие в решении острых социальных и экологических проблем.

Волонтерскую деятельность можно считать показателем социального интеллекта местного сообщества, и чем выше этот показатель, тем большими со-

циальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем. Этот социальный ресурс, недостаточно используемый в Украине, определяет развитие человека и общества как в настоящем, так и в будущем. Все разнообразие направлений, форм и методов волонтерской деятельности открывает широкие перспективы для активизации духовного, культурного, интеллектуального потенциалов.

Социальное волонтерство в Украине сталкивается с рядом проблем, из которых стоит выделить две: во-первых, слабое представление в обществе о деятельности волонтеров в социальной сфере, во-вторых, неготовность большинства граждан осуществлять волонтерскую деятельность на регулярной основе.

Волонтерство в Украине мало исследовано. Особенности национального волонтерства заключаются в его молодости — как в прямом, так и в переносном смыслах. Украина имеет давние традиции доброволь-ничества и благотворительности, однако широкого распространения они не получили. Активизация волонтерской деятельности произошла с обретением независимости, а ныне активными волонтерами становятся те, кто родился в 90-е годы, т.е. это поколение, которому и для которого предстоит решать проблемы обеспечения устойчивого развития страны и ее регионов.

В соответствии со Всеобщей декларацией добровольцев, принятой 14 сентября 1990 г. в Париже на XVI Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев, волонтерская деятельность рассматривается

как институт социального, культурного, экономического и экологического развития [8]. Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 г. (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество — фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество — способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала

[9].

Волонтерство, являясь добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, свидетельствует об активном участии волонтера в жизни общества, способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию, сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и профессий.

В мировой практике главным признаком волонтерства является то, что волонтер часть своего свободного времени, сил, энергии, знаний и опыта добровольно, без принуждения и указания сверху тратит на совершение полезных дел отдельным гражданам и обществу в целом. Следует отметить, что значительное количество организаций объединены в глобальное мировое волонтерское движение, и эта деятельность поддерживается мировым сообществом [10]. В табл. 1 представлен перечень и направления деятельности наиболее известных и авторитетных международных волонтерских организаций.

Таблица 1

Международные волонтерские объединения*

Название Направления деятельности

UNV (United Nations Volunteers) Волонтеры ООН — организация, непосредственно подчиняющаяся ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Программа активна в более чем 130 странах и курируется представительствами Программы Развития ООН (United Nations Development Programme) по всему миру

SCI (Service Civil International) Международная волонтерская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру. В ее задачи входит продвижение идей мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтерских проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтерских программ, образовательных тренингов и международных обменов

ICYE (International Cultural Youth Exchange) Федерация ICYE насчитывает более 30 отделений в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. Миссия ICYE в продвижении молодежной волонтерской активности за международное взаимопонимание и мир. Глобальное образование и интеркультурное воспитание — два основных принципа программ ICYE по работе с детьми, престарелыми и инвалидами; по организации детских центров, экологических проектов

Alliance (Alliance of European Voluntary Service Organizations) Альянс европейских волонтерских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой координационный центр европейских национальных волонтерских организаций, специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтерских рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и взаимопонимания

CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary Service) Координационный комитет международных волонтерских организаций был создан в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО. Комитет CCIVS координирует деятельность более 250 национальных волонтерских организаций в 100 странах мира

AVSO (Association of Voluntary Service Organisation) Ассоциация волонтерских организаций координирует деятельность европейских добровольческих организаций и продвигает интересы волонтерства на уровне правительств, социальных институтов и общественных организаций

* Использованы материалы из официальных сайтов и других источников информации [10-12].

Популярность волонтерского движения в мировой практике социальной работы подтверждается результатами социологического исследования Института Гэллапа, проведенного в 2008 г. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 65% населения планеты принимают участие в волонтерской деятельности.

Начиная с 2010 г. Институт Гэллапа проводит опрос населения Земли, на основании которого британской благотворительной организацией Charity Aid Foundation (CAF) рассчитывается всемирный индекс благотворительности World Giving Index (WGI). В опросе 2011 г. приняло участие население 153 стран, что соответствует 95% всего населения планеты [13]. Уровень благотворительности оценивался по трем критериям: участие граждан в движении волонтеров, денежные пожертвования в благотворительные организации, предоставление помощи незнакомым людям (табл. 2).

Развитие волонтерства в США за 2001-2013 гг. характеризуется ростом показателя удельного веса населения, занимающегося волонтерской деятельностью, с 60 до 65%. При этом удельный вес населения, осуществляющего пожертвования, сократился с 86 до 83% [14]. В настоящее время в стране более 500 волонтерских центров. Финансовый эквивалент волонтерской деятельности в США в год превышает 5 млрд долл.

Экономический аспект волонтерской деятельности проявляется в том, что волонтеры являются используемым трудовым ресурсом, не получающим денежное вознаграждение за выполняемую работу. За выполняемую волонтерами работу, особенно в сфере социальной помощи, штатным сотрудникам организаций, предоставляющих социальные услуги, пришлось бы платить заработную плату.

Но время, посвященное волонтерству, можно измерить в человеко-часах и сопоставить с ним некий денежный эквивалент, например, утвержденный во многих странах социальный стандарт в виде минимальной почасовой оплаты труда.

Представленная на рисунке диаграмма наглядно демонстрирует значение волонтерской деятельности для экономики разных стран [11, с. 47].

На международном уровне содействие развитию волонтерской деятельности оказывает Организация Объединенных Наций. В резолюциях, принятых Ге-

Очень низкий рейтинг Украины в 2010 г. несколько повысился к 2012 г., и это свидетельствует о том, что приверженцами идеи добровольчества и благотворительности становится все большее количество граждан. В рейтинге за 2012 г. Украина оказалась на 102 месте из 135 стран, охваченных опросом. При этом до 8% увеличилось количество делающих пожертвования и до 29% — участвующих в волонтерской деятельности.

В развитых странах активность населения в волонтерской деятельности характеризуется показателем времени, затрачиваемым на эту деятельность. Так, волонтеры США отдают волонтерской работе в среднем 3,5 часа в неделю. Канадцы трудятся волонтерами в среднем 191 час в год. Участию в волонтерских акциях, проектах и группах взаимопомощи посвящают 20 часов в месяц волонтеры Франции и 15 часов — Германии [3].

неральными Ассамблеями ООН в период 19852009 гг., отмечается, что работа на добровольных началах является важным компонентом любой стратегии, нацеленной на решение проблем устойчивого развития, здравоохранения, сокращение масштабов нищеты, преодоление социального отчуждения и дискриминации [15 - 17].

Признавая несомненную пользу от волонтерской деятельности, Организация Объединенных Наций в своих резолюциях рекомендовала всем странам предусмотреть волонтерство в национальных стратегиях социально-экономического развития, снять в своем законодательстве все барьеры, которые прямо или косвенно препятствуют людям вести волонтерскую деятельность. Кроме того, ООН призвала мировое сообщество предоставить волонтерам правовой статус и социальную защиту.

В отчете ООН, подготовленном по результатам достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), отмечается возрастающее понимание того, что существующая парадигма развития, базирующаяся на экономическом развитии и доступе к услугам, является ограниченной. Также в отчете подтверждается, что пренебрежение волонтерским фактором при разработке и осуществлении политики может привести к риску потери из виду мощного потенциала, а также подорвать традиции сотрудничества, обеспечивающие сплоченность общин.

Таблица 2

Всемирный индекс благотворительности за 2010 г.__

№ Страна Удельный вес населения (%), отвечающего критериям: Благосостояние баллов (из 10) Величина WGI

жертвовал денежные средства участвовал в движении волонтеров помогал незнакомым людям

1 Австралия 70 38 64 7,3 57

1 Новая Зеландия 68 41 63 7,4 57

3 Ирландия 72 35 60 7,5 56

3 Канада 64 35 68 7,0 56

5 Швейцария 64 35 68 7,5 56

5 США 64 35 68 7,2 56

7 Нидерланды 64 35 68 7,6 56

8 Великобритания 64 35 68 6,6 56

8 Шри — Ланка 58 52 50 4,2 53

10 Австрия 69 30 58 7,2 52

151 Украина 5 14 19 5,2 13

Венгрия I Индия ^^^^^^ Кения ^^^^^^ Испания ~1

Италия ~1

Танзания ~1

Южная Африка I

Аргентина I

США I

Великобритания I

Франция ^

Норвегия | | I_

Швеция _____

Развивающиеся страны ___

Развитые страны I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все страны ^^^^^^

0 1 2 3 4 5 6

Рисунок. Финансовый эквивалент волонтерской деятельности, в% к ВВП

В то же время отмечается, что волонтерство не должно замещать деятельность, относящуюся к сфере ответственности государства. Волонтерская деятельность может составлять мощную вспомогательную составляющую часть наряду с другими мерами.

Также важно, чтобы сфера волонтерства не была излишне зарегулирована государством. Это может иметь пагубное влияние на спонтанность волонтерской деятельности и ценности, которые вдохновляют людей приобщаться к ней. Зарегулированность благотворительной и добровольческой деятельности особенно неприемлема в корпоративном волонтерстве, которое в Украине начало активно развиваться среди крупнейших национальных компаний.

В странах с достаточно сильными традициями волонтерства национальные волонтерские движения и организации ощущают серьезную поддержку на законодательном уровне. Добровольческая деятельность и сами волонтеры защищены законом. Для дальнейшего развития мирового волонтерского движения нужно совершенствовать и национальные нормативно-правовые акты, и международное законодательство в этой сфере.

В Украине правовые основы для осуществления волонтерской деятельности заложены в Законе Украины «О волонтерской деятельности», которым определено, что волонтер — это физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, которое осуществляет волонтерскую деятельность на добровольной и безоплатной основе [18]. Волонтерская деятельность понимается как добровольная, бескорыстная, социально направленная, неприбыльная деятельность, осуществляемая волонтерами и волонтерскими организациями путем предоставления волонтерской помощи. В то же время следует заметить, что данный закон содержит ряд ограничений для развития волонтерской деятельности в Украине. В частности, определение статуса «волонтерской организации» формально исключает из этого вида деятельно-

сти компании с традициями корпоративного волонтерства, а также предприятия и организации, привлекающие к своей деятельности волонтеров.

Приоритетной целью каждой добровольческой организации является изменение социальной действительности через осуществление благотворительной деятельности в форме безвозмездного труда. Данная деятельность направлена прежде всего на решение актуальных социальных проблем отдельных социальных групп или общества в целом. А поскольку одной из самых многочисленных социальных групп является молодежь, то становится очевидным, что именно этой группе под силу решение различных социальных проблем. Поэтому одной из наиболее эффективных форм участия молодых людей в социально-экономической жизни страны или отдельного региона является, на наш взгляд, создание и развитие добровольческих объединений и вовлечение в волонтерскую деятельность учащейся молодежи.

Использование волонтерского ресурса в Украине распространяется практически на все сферы общественно-политической жизни страны, становится заметным в социальной сфере, но его экономические аспекты пока не поддаются измерению в силу неразвитости методических подходов к оценке финансового эквивалента волонтерской деятельности.

Волонтерская деятельность и волонтерские программы характеризуются довольно тесной региональной привязкой, поскольку направлены на решение социальных и экономических проблем территориальных общин, содействие социальному и экономическому развитию региона, улучшение качества жизни населения, в первую очередь лиц с особенными потребностями, инвалидов, сирот и других социально уязвимых слоев. В качестве направлений деятельности следует выделить создание новых и расширение спектра социальных услуг для уязвимых категорий населения, обустройство объектов социальной ин-

фраструктуры с целью обеспечения их доступности лицам с ограниченными возможностями.

В образовательной сфере волонтерские программы направлены на улучшение доступа к образовательным ресурсам и получению новых навыков, что реализуется через образовательные программы для уязвимых слоев населения, тренинги, программы социальной интеграции для детей-сирот, лингвистические практики.

В сфере охраны здоровья и спорта получают распространение волонтерские программы, направленные на популяризацию идей здорового образа жизни, создание условий для активного вовлечения целевых групп к активному образу жизни. В качестве примера можно привести помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, а также мероприятий, целью которых является популяризация здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, проведение разъяснительной работы с целевыми аудиториями.

Во многих регионах получает широкое распространение спортивное волонтерство. Уже ни одно крупное спортивное событие не может состояться без интенсивной и эффективной волонтерской работы. Волонтеры привлекаются для организации соревнований, обеспечения комфортных бытовых условий для спортсменов и гостей спортивных состязаний, проведения запоминающихся культурных мероприятий. Кроме того, для волонтеров это еще и опыт работы на уникальном мероприятии, возможность получить новые навыки и попрактиковаться в иностранном языке. Потенциал спортивного волонтер-ства проявил себя во время проведения чемпионата ЕВРО — 2012, на котором были задействованы более 12 тысяч волонтеров. На зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г. предполагается участие 25 тысяч волонтеров из многих стран, в том числе более 150 волонтеров из Украины.

Широкие направления у волонтерства в области культуры, которое сегодня еще мало распространено у нас в стране и регионе. В перспективе это может быть помощь при реставрации архитектурных памятников, работа по пополнению экспозиционного фонда, организация экскурсий, работа с туристическими группами — последнее особенно востребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников.

Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Однако помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам находящимся на лечении без родителей, требуют привлечения наиболее внимательных и ответственных добровольцев.

Одним из наиболее перспективных направлений развития добровольческого движения является защита окружающей среды и её сохранение для будущих поколений, поскольку возрастающие темпы преобразования окружающей среды заставляют концентрировать внимание на ценности экосистемы и бережном отношении к природным ресурсам. Реализуемые в этом направлении проекты направлены прежде всего на формирование экологической ответственности населения региона. В качестве примеров волонтерских проектов в этой сфере можно привести инициативы, направленные на бережное отношение к природным ресурсам, популяризацию энергосбережения, благоустройство и озеленение территорий.

Большую роль в развитии волонтерского движения каждого региона и страны в целом могла бы сыграть государственная молодежная политика, объединив молодежь, готовую прийти на помощь всем, кто нуждается в ней. Целесообразным было бы установление контактов с другими странами с целью получения определенного опыта в становлении и развитии этой деятельности, организация участия украинских волонтеров в мировых волонтерских движениях, открытие школ и лагерей волонтеров и т.д.

Таким образом, должна быть сформирована целенаправленная государственная политика по развитию добровольческого сектора, необходима политика государственного и общественного патронажа по отношению к подготовке и переподготовке кадров для волонтерского движения. При реализации кадровой политики следует учитывать интересы общественных организаций, создавая соответствующие условия для подготовки лидеров в самих организациях.

Выводы и предложения

Ориентация на новые экономические и социальные стандарты жизни общества требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Развитие добровольчества, волонтерских гражданских инициатив является ответом на запросы времени, поскольку активная волонтерская деятельность граждан является одним из показателей развитого гражданского общества.

Активизация потенциала волонтерства, благотворительности и добровольчества как социального ресурса общества, способствующего формированию и распространению инновационных механизмов эффективного использования человеческого капитала, должна стать одной из приоритетных целей государственной социальной политики.

Волонтерство как инновационная практика социальной деятельности позволяет дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами, а также привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Для успешного развития добровольческой деятельности необходимо усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу, а также обеспечить создание условий, которые позволят государственным и муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям принимать труд добровольцев (волонтеров) и при необходимости обеспечивать их на время труда определенными социальными гарантиями.

С целью повышения эффективности государственной социальной политики и формирования условий устойчивого развития необходимо активизировать использование потенциала волонтерства и других участников благотворительной деятельности в разработке и реализации социальных программ, программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения и охраны окружающей среды на национальном, региональном и местном уровнях.

Список использованных источников

1. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С. 121-139.

2. Буздуган Я. Еволющя свггового волонтерсько-го руху / Я.Буздуган, О.Никонович // Вiче. — 2013. — № 12. — С. 7-10.

3. Кратвша Г. О. Свгтовий волонтерський рух: стан i статус / Г. О. Кратвша // Вюник економiчноï науки Украши. — 2012. — № 1. — С.73-76.

4. Ершов А.Н. Социальные ресурсы местного самоуправления: Опыт социологического анализа в Республике Татарстан: дис. ... докт. социол. 22.00.08 / [Электронный ресурс] / А.Н. Ершов. — Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/sotsialnye-resursy-mestnogo-samo upravleniya-opyt-sotsiologi-cheskogo-analiza-v-res publike-tat.

5. Логуа Р. А. Социальные ресурсы местного самоуправления: инновационные технологии реализации / Р.А.Логуа // Вестник Самарского Государственного Университета. — 2011. — № 9 (90). — С. 1619.

6. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. Режим доступа: http://vuzlib.org/ beta3/ html/1/4864/4888/.

7. М^овда В. П. Сощальт ресурси регюну: ак-тивiзацiя трудового потенщалу / В.П. Мжловда, М.1. Штюлич, С.В. Сембер / Закарпатський регюнальний центр соцiально-економiчних i гумаштарних до-слiджень НАН Украши. — Ужгород: Карпати, 2008. — 248 с.

8. Всеобщая декларация добровольцев / XVI Всемирная конференция добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.volunter.ru/5/1/5_dekl 1.html.

9. Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ ru/events/volunteerday/background.shtml.

10. Что такое "волонтерство" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. world 4u.ru/volonter.html.

11. Международная волонтерская программа ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.abroader.net/2013/03/UN-Volun teers.html.

12. State of the Word's Volunteerism Report 2011. Universal Values for Global Well-being [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unric.org/ en/ images/stories/2011/PDF/SWVP.

13. Всемирный индекс благотворительности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Всемирный индекс благотворительности .

14. Most Americans Practice Charitable Giving, Volunteerism [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gallup.com/poll/166250/.

15. Рекомендации о поддержке добровольчества. Резолюция № 56/38 Генеральной Ассамблеи ООН 5.12.2001 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://daccess-dds-

ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/478/83/PDF/N0147 883.pdf?0penElement.

16. Последующая деятельность в связи с Между -народным годом добровольцев. Резолюция № 57/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.02.2003 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un. org/ ru/documents/ ods. asp? m=A/RES/57/106.

17. Последующая деятельность в связи с Между -народным годом добровольцев. Резолюция № 63/153 Генеральной Ассамблеи ООН 18.12.2008 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un. org/ru/documents/ ods. asp?m=A/RES/63/153.

18. Закон Украши «Про волонтерську дiяль-шсть» вщ 19.04.2011 № 3236-VI (редакщя дie з 03.02.2013) [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/ T113236.html.

В. В. Лымарь

канд. экон. наук г. Донецк

ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗУМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Европа столкнулась с серьезными экономическими вызовами, которые требуют разработки незаурядной экономической политики в XXI веке. Европейский Союз представил свое виденье европейской социальной рыночной экономики в Европейской стратегии 2020 [1], которая нацелена на преодоление структурных диспропорций благодаря:

разумному росту на основе знаний и инноваций; устойчивому росту ресурсосберегающей, экологически чистой экономики;

содержательному росту, способствуя высокому уровню занятости на основе экономического, социального и территориального единства.

Инвестирование исследований, инноваций и предпринимательства является основой Европейской стратегии 2020. Как часть этой стратегии Европейская комиссия приняла ведущей инициативой Инновационный Союз (Innovation Union). Данная инициатива представляет комплексную инновационную стратегию, направленную на стимулирование европейской экономики демонстрировать разумный, устойчивый и содержательный рост, и акцентируется

на концепции разумной специализации как пути достижения поставленных целей.

В Европейской стратегии 2020 разумная специализация выступает ключевым элементом инновационной политики. Разумная специализация представляет собой интегрированную экономическую программу, основными направлениями которой являются:

политическая поддержка ключевых национальных / региональных приоритетов, задач и нужд для развития, основанного на знаниях;

развитие «сильных сторон» и конкурентных преимуществ страны / региона;

поддержка технологических инноваций и стимулирование инвестирования частного сектора;

привлечение заинтересованных сторон стимулировать инновационно-экспериментальную деятельность;

разработка систем мониторинга и оценки [2]. Учет региональной специфики — суть концепции разумной специализации. Научно-техническая и инновационная политика Евросоюза не может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.