Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО'

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / ролевая игра / образовательный процесс / предметные результаты / метапредметные результаты / extracurricular activity / role-playing game / educational process / subject results / transdisciplinary results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Светлана Павловна, Старцева Наталья Валерьевна

В статья описывается разработанный авторами курс внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы на примере предмета «Иностранный язык» и реализуемый в рамках ФГОС ООО. Внеурочная деятельность рассматривается авторами как способ повышения мотивации к обучению в целом и иностранному языку в частности. Авторы предлагают использовать активные методы обучения, заявленные в ФГОС ООО для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Как следует из названия курса основным метод, реализуемым в авторском курсе является игра, а именно ролевая игра, дидактический потенциал которой способствует не только освоению иноязычного материала, но и формирует потребность и психологическую способность обучающихся к речевому общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубова Светлана Павловна, Старцева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the course of extracurricular activity “Learning English while playing” developed by the authors for students of the 7th grade of the secondary school on the example of the subject “Foreign Language” and implemented within the framework of the Federal State Educational Standard. Extracurricular activity is considered by the authors as a way to increase motivation for learning in general and a foreign language in particular. The authors propose to use active teaching methods, declared in the Federal State Educational Standards of Basic General Education, to form students’ communicative competence. As the title of the course suggests, the main method implemented in the authors’ course is a game, namely a role-playing game, the didactic potential of which contributes not only to the mastering of foreign language material, but also forms the need and psychological ability of students for verbal communication.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

экскурсии, информирование, встречи, беседы и др.), внеучебные (участие в военно-спортивных мероприятиях, решение задач нравственного выбора и осмысления гражданской позиции, создание ситуаций, направленных на формирование умений, стиля поведения, общения, соответствующих гражданским и военным нормам поведения), общественные (работа в поисковых отрядах и клубах военно-патриотической направленности, участие в праздновании знаменательных военно-исторических дат, встречи с участниками боевых действий, участие в организации музеев, комнат боевой славы) [1].

Значимым при этом является развитие военно-прикладных навыков (рукопашного боя, преодоления препятствий, ускоренного передвижения, стрельбы из пневматических и пейнтбольных ружей), что оказывает существенное влияние на формирование у подростков физической готовности к военной службе, уверенности в своих силах, и мотивации к военному делу [9].

Выводы. Таким образом, анализ изучаемой проблемы показал, что при подготовке подростков к военной службе в роли одной из базисных составляющих выступает система образования, позволяющая воспитать истинного патриота в духе преданности Отечеству, будущего защитника Родины.

Установлено, что воинская служба предъявляет особые требования к подросткам, будущим воинам, их духовно-культурному содержанию и высоким показателям уровневых характеристик готовности к служению Родине, установкам к состоянию психического, социального и физического здоровья, морально-психологическим качествам.

При этом формирование готовности подростков к военной службе это целенаправленный процесс, осуществляемый в учебное и внеурочное время, определяющий обоснованное, последовательное накопление положительно-значимых (качественных и количественных) изменений в состоянии, познании, мотивации и личностных смыслах, опыте молодых людей (субъектов педагогического обеспечения), которые в последующем позволят им в более короткие сроки адаптироваться к условиям службы в Вооруженных Силах, овладеть современным оружием и военной техникой, продуктивно выполнить свой долг перед Родиной по защите Отечества.

Литература:

1. Аверьянов, Г.М. Психолого-педагогические условия подготовки подростков к военной службе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Геннадий Михайлович Аверьянов. - Оренбург, 2001. - 22 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб., 2008. - 189 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 672 с.

4. Лаврентьева, O.A. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Олеся Алексеевна Лаврентьева. - Красноярск, 2016. - 24 с.

5. Рожков, М.И. Социально-педагогическая деятельность: экзистенциальный подход / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: ЯГПУ, 2012. - Т. 2. - № 5. -С. 50-53

6. Титов, Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества / Б.А. Титов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 205-210

7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 14.04.2023) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/3df6b35547c68d2ca9bb487blle0f6be5818171a/

8. Шерстнев, А.Д. Безопасность военной службы как социальная проблема / А.Д. Шерстнев // Социс. - 1995. - № 12. - С. 22-26

9. Шиндина, И.В. Формирование готовности допризывной молодежи к службе в армии / И.В. Шиндина, Ю.В. Рыбина // Science Time.-2015. -№ 5 (17). - С. 529-531

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Зубова Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Старцева Наталья Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Аннотация. В статья описывается разработанный авторами курс внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы на примере предмета «Иностранный язык» и реализуемый в рамках ФГОС ООО. Внеурочная деятельность рассматривается авторами как способ повышения мотивации к обучению в целом и иностранному языку в частности. Авторы предлагают использовать активные методы обучения, заявленные в ФГОС ООО для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Как следует из названия курса основным метод, реализуемым в авторском курсе - является игра, а именно ролевая игра, дидактический потенциал которой способствует не только освоению иноязычного материала, но и формирует потребность и психологическую способность обучающихся к речевому общению.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ролевая игра, образовательный процесс, предметные результаты, метапредметные результаты.

Annotation. The article outlines the course of extracurricular activity "Learning Bnglish while playing" developed by the authors for students of the 7th grade of the secondary school on the example of the subject "Foreign Language" and implemented within the framework of the Federal State Bducational Standard. Bxtracurricular activity is considered by the authors as a way to increase motivation for learning in general and a foreign language in particular. The authors propose to use active teaching methods, declared in the Federal State Bducational Standards of Basic General Bducation, to form students' communicative competence. As the title of the course suggests, the main method implemented in the authors' course is a game, namely a role-playing game, the didactic potential of which contributes not only to the mastering of foreign language material, but also forms the need and psychological ability of students for verbal communication.

Key words: extracurricular activity, role-playing game, educational process, subject results, transdisciplinary results.

Введение. Иностранный язык в общеобразовательной организации изучается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно ФГОС ООО основной целью изучения английского языка в школе является формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается способность человека осуществлять межкультурную коммуникацию на иностранном языке. Для достижения этой цели целесообразно задействовать возможности как организации деятельности обучающихся на уроке, так и во внеурочной деятельности. В нашей статье представлена программа внеурочной деятельности для обучающихся 7-х классов основной школы «Изучаем английский играя». Ее отличительной особенностью является возможность формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка обучающихся с использованием ролевых игр. Разработанный курс по внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» спроектирован на основе УМК «Brilliant» по английскому языку для 7-х классов под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и К. Макбет. К сожалению, данный комплект не содержит разделы, направленные на развитие названной компетенции обучающихся через применение методов деятельностного типа, в частности, ролевых игр. Следовательно, упускаются возможности результативного формирования у семиклассников коммуникативной компетенции в процессе изучения английского языка. В связи с этим возникает проблема: каковы пути использования методов деятельностного типа при изучении английского языка семиклассниками по УМК «Brilliant» с целью результативного формирования у них иноязычной коммуникативной компетенции?

Ограниченность во времени и рамками программы не позволяет использовать в полной мере такой метод деятельностного типа, как ролевая игра, на уроках английского языка. Выход мы видим в организации внеурочной деятельности обучающихся. Преимущество внеурочной деятельности нам видится в том, что ее организация дает возможность использования более свободных форм общения, обучающиеся не боятся получить «плохую отметку», что в какой-то мере раскрепощает их, создает базу для реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников. Ролевая игра позволяет создавать псевдореальные ситуации, в которых ученик приобретает опыт иноязычных коммуникаций, полезный для осуществления таковых в действительной жизни. Кроме того, поскольку занятия внеурочной деятельности предназначены для посещения школьниками, имеющими познавательный интерес в выбранной ими области знаний, что означает возможность для каждого обучающегося выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в соответствии со своими образовательными потребностями [8, С. 12]. Отметим, что, согласно п.33.2 второго раздела ФГОС ООО на организацию внеурочной деятельности в школе отводится «до 1750 академических часов за пять лет обучения» [8, С. 21].

Обобщение изложенной информации позволило нам сделать вывод о том, что, с одной стороны, стандарт содержит в себе четкие требования к формированию образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности, а с другой, -обязывает образовательное учреждение предоставить максимальное разнообразие организационных форм для достижения результатов обучения. Исходя из этого, внеурочную деятельность целесообразно направлять как на формирование устойчивых интересов обучающихся, так и на развитие их интеллектуальных и творческих способностей в условиях правильной организации их свободного времени [4, С. 28]. Отсюда следует, что такая деятельность содержит ряд возможностей для достижения широкого спектра образовательных целей. Анализ научных и нормативных источников позволил нам выявить требования к организации внеурочной деятельности, которые находят свое отражение в методических рекомендациях к ее содержанию. Все изложенное позволяет сделать вывод об организации внеурочной деятельности по изучению иностранного языка как одной из важнейших составляющих в системе формирования определенных компетенций, в том числе и в области иноязычной коммуникативной деятельности. Более того, в этом случае существенно расширяется круг решаемых задач: в единстве с достижением образовательных результатов осуществляется и социализация школьников, их нравственное развитие, формируются коммуникативные умения (работа в команде, умение слушать и слышать собеседника, поддерживать диалог и т.п.).

Изложение основного материала статьи. Как уже отмечалось ранее, основная цель изучения иностранного языка заключается в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции. Для ее достижения школьникам часто приходится проводить много работы, поэтому очень важно не потерять мотивацию к этой деятельности. Поэтому, для того чтобы сохранить и активизировать интерес обучающихся к изучению иностранного, в частности, английского, языка, целесообразно использовать во внеурочной деятельности (а иногда и на уроках) ролевую игру как метод обучения, обеспечивающий активную продуктивную деятельность обучающихся. О достоинствах ролевой Games как метода деятельностного типа сказано ранее.

С учетом сказанного и на основании нормативных документов, в частности, ФГОС ООО, нами была разработана и внедрена в практику образовательного процесса МБОУ Школы Nol66 г.о. Самара программа внеурочной деятельности по иностранному языку «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы структуру которой мы согласовали со структурой элективного курса.

Она состоит из следующих разделов. В разделе 1 «Пояснительная записка» определено направление данного курса, который относится к общеинтеллектуальному направлению указаны цель, основные принципы, на которых разработана программа; раздел 2 содержит календарно-тематическое планирование и планируемые образовательные результаты; раздел 3 включает инструментарий оценивания степени достижения планируемых образовательных результатов; в разделе 4 приведены методические рекомендации.

Целью разработанного курса «Изучаем английский играя» является формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование ролевых игр в обучении английскому языку. Исходя из цели определены образовательные задачи курса.

Также в пояснительной записке конкретизированы предметные, метапредметные результаты и личностные УУД, которые предполагается сформировать у обучающихся в ходе реализации курса.

Предметные: воспроизводит ЛЕ по темам: «Natural disasters», «Games», «Man and ecology», «Travelling», «Personality problems»; осознанно использует ЛЕ по темам: «Natural disastrs», «Games», «Man and ecology», «Travelling», «Личностные проблемы» в устной и письменной форме; реализует диалогическую речь по темам: «Natural disasters», «Games», «Man and ecology», «Personality problems» на иностранном языке; получает опыт составления вопросов в разных видовременных формах; получает опыт построения условных предложений 1 типа; получает опыт формирования фонетического навыка по темам: «Natural disasters», «Games», «Man and ecology», «Travelling», «Personality problems» основанных на знакомом языковом материале; получает опыт формирования навыка письма на иностранном языке по теме «Games»; получает опыт формирования навыка изучающего чтения по темам «Natural disasters», «Games», «Man and ecology», «Travelling», «Personality problems».

Также были определены метапредметные результаты, среди них выделены познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные (К) и личностные (Л). В свете нашей работы целесообразно обратить внимание на коммуникативные результаты: оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации; использует вербальные

средства для выделения смысловых блоков своего выступления; использует невербальные средства или наглядные материалы; воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в диалоге; самостоятельно договаривается о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной задачей в группе; задает вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

Во втором разделе программы представлено календарно-тематическое планирование и планируемые образовательные результаты обучающихся. Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Изучаем английский играя»

№ Раздел программы Количество часов в

п/п неделю

1 Вводное занятие «Such different games» 1 ч.

2 «Natural disasters» 2 ч.

3 «Games» 3 ч

4 «Man and ecology» 3 ч

5 «Travelling» 3 ч.

6 «Personality problems» 3 ч.

7 Итоговое занятие: «Role-playing game with elements of dramatization» 2 ч.

Итого: 17 ч.

Кроме этого, данный раздел содержит информацию о планируемых образовательных результатах программы. Помимо этого, в данном разделе изложены средства проверки планируемых результатов. Приведем пример ролевой Games, проводимой на занятии 2 модуля 1. Модуль 1. Занятие 2. «Организация и проведение ролевых игр по теме «Natural disasters» Цель занятия: активизировать навыки диалогической речи по теме «Natural disasters». Задачи занятия: образовательные -развивать диалогические виды речевой деятельности на иностранном языке, совершенствовать языковые навыки, развивать познавательный интерес к изучению иноязычной культуры и менталитета других народов в сравнении с родной культурой; развивающие - развивать логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать творческое воображение; воспитательные - воспитывать личностные качества, необходимые для совместной работы: умение работать в сотрудничестве с окружающими, готовность к личной и взаимной ответственности, уважение к себе и другим, воспитывать понимание важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми. Активная лексика: hurricane, earthquake, tsunami, storm, tornado, wildfire, flood, avalanche, landslide, volcano, thunder and lightning, hailstones.

Ролевая игра "Travelling".

Цель игры: получить опыт формирования диалогической речи по теме "Natural disasters".

Ход игры:

1. Подготовительный этап. Деятельность учителя: разрабатывает план Games, готовит необходимые дидактические материалы и определяет режим работы: Today we're going to finish studying the topic «Natural disasters» so we will need words from the previous lessons. We will play the game. После этого учитель распределяет роли, учитывая желания учеников в каждой группе. Однако он делает выбор, учитывая уровень подготовленности обучающихся. Деятельность учеников: задают организационные вопросы, разделяются на группы, выбирают роли.

2. Проведение игры.

Деятельность учителя: играет роль наблюдателя, координирует работу учеников при необходимости.

Деятельность учеников: знакомятся с сюжетом игры: You are a victim of a natural disaster. Your task is to describe the problem to rescuers and ask questions about proper behavior.

Примерный вариант игры: In the wildfire area. WAP: Help me! I'm here. There's a fire! R: Calm down! We will arrive in 5 minutes. WAP: What should I do now? R: At first do not put on fire and avoid areas where there is electricity. I see you. How do you feel? EAP: I've been injured. I've burnt myself. R: Don't worry. We are calling an ambulance. WAP: I'm having trouble breathing. R: Do not panic. Help is on the way. It's gonna be fine WAP: Now I feel better. Thank you.

Предметные результаты: реализует диалогическую речь по теме: "Стихийные бедствия" на иностранном языке; получает опыт составления вопросов в разных видовременных формах; получает опыт формирования фонетического навыка по теме «Стихийные бедствия». Определены метапредметные результаты: познавательные (П), регулятивные (Р) и коммуникативные (К): задает вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

3. Этап контроля игры.

Деятельность учителя: подводит итог игры, разбирает ошибки, допущенные во время игры, и организует тестирование. Деятельность учеников: высказывают свое мнение, проходят тест. Метапредметные результаты: Л: получает опыт формирования мотивации к совершенствованию собственной речевой культуры. Р: оценивает продукт своей деятельности по определенным критериям.

В третьем разделе курса представлен инструмент оценивания планируемых образовательных результатов. В четвертом раздел даны методические рекомендации для учителя и обучающихся представлен. Помимо основных разделов программы внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы также были разработаны конспекты занятий.

Выводы. Результатом нашей работы явилась разработанная программа внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы. Исходя из цели работы, которая заключалась в разработке программы внеурочной деятельности по иностранному языку «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы, были решены следующие задачи: определено понятие внеурочной деятельности и выявлена ее роль в системе основного общего образования; выделены основные направления, виды, формы и результаты внеурочной деятельности для обучающихся основной школы; рассмотрен дидактический потенциал ролевой игры и современные требования к ее применению при обучении иностранному языку; разработаны методические рекомендации по составлению курса внеурочной деятельности по иностранному языку «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы. На основании выполненных задач мы можем сделать следующие выводы: Внеурочная деятельность представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса, осуществляется в формах, отличных от урочной и направлена на достижение планируемых результатов образовательной программы. Направления и виды внеурочной

деятельности направлены на определение содержания внеурочной деятельности, в то время как формы отвечают за ее организационный компонент. Одним из методов формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку является ролевая игра. Ее дидактический потенциал состоит в том, что она, эмоционально включая обучающихся в образовательный процесс, не только способствует освоению иноязычного материала, но и формирует потребность и психологическую способность обучающихся к речевому общению.

Литература:

1. Астахова, Н.И. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / Н.И. Астахова, Л.Н. Гиенко, Л.Г. Куликова. - Барнаул: АлтГПУ, 2019. - URL: https://library.altspu.ru/dc/pdf/shatalova4.pdf (дата обращения: 13.05.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

2. Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. - М.: «Высшая школа», 1970.-300 с.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-336 с.

4. Ерофеева, О.Г. Педагогические условия реализации конструктивной культурно-досуговой деятельности учащейся молодёжи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Ерофеева Ольга Геннадьевна. - Москва, 2013. - 75 с.

5. Информационно-методическое письмо: Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 5 июля 2022 годаЫ ТВ-1290/03. - URL: https://docs.cntd.ru/document/351296491 (дата обращения: 27.05.2023)

6. Коджаспирова,Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. -М.: Academia, 2005. - 94 с.

7. Лингевич, О.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / О.В. Лингевич // Вестник научных конференций. - 2017. - № 8-2(24). - С. 49-53

8. Приказ: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 27.05.2023)

9. Цыганкова, П.В. Ролевые игры живого действия и ролевые онлайн-игры: психологические функции в современном социокультурном контексте / П.В. Цыганкова, Е.Ю. Суворова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2020. - № 3. - С. 459-474. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44056138 (дата обращения: 01.06.2023). -Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Педагогика

УДК 371.01:4

кандидат педагогических наук, доцент Ивановская Ольга Геннадиевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

КОМИКСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ

Аннотация. При условии признания ученика личностью между ним и его наставниками создаётся единое культурное пространство. Феномен комикса как единицы культурной информации, рассмотренный с точки зрения нарративов современных подростков с дисграфией и дислексией, служит для учителя-логопеда показателем их вовлечённости в коммуникацию и обусловливает внимание к содержанию логопедического воздействия. Нарративы удовлетворяют потребности образного мышления. Они способствуют последовательному изложению информации. Нарративы сообщают о том, что значимо. Комикс - один из нарративных жанров. Комикс - современное, модное явление, востребованное в молодёжной среде. Комикс как наглядное средство обучения и жанр изучен недостаточно. В целях привлечения внимания к комиксу проведен педагогический эксперимент. Необходимо полное теоретическое обоснование и апробация педагогических условий эффективности применения комиксов.

Ключевые слова: комиксы, нарративы, подростки, дисграфия, дислексия, семиотика.

Annotation. The mutual cultural space between the pupil and the mentor is created in case of consideration this pupil as the person. The comics as the cultural phenomenon, studied from the point of view of narratives of modern adolescents with dysgraphia and dyslexia, serves as an indicator of their involving into communication, causes attention to the content of speech therapy impact. Narratives satisfy the needs of figurative thinking. They contribute to the consistent presentation of information. Narratives communicate what is meaningful. Comics is one of the narrative genres. Comics is a modern, fashionable phenomenon that is in demand among the youth. Comics as a visual learning tool and a genre is not understood well. In order to draw attention to this tool the pedagogical experiment was carried out. Full theoretical justification and approbation of pedagogical conditions of efficiency of comics application is necessary.

Key words: comics, narratives, adolescents, dysgraphia, dyslexia, semiotics.

Введение. Наглядно-образному мышлению отводится в жизни человека большая роль. Симультанное по своему характеру, оно действует на уровне «привычно - необычно», «комфортно - дискомфортно». На основе симультанных образов существует много образных знаковых систем - танец, изобразительное искусство, архитектура, театр и, конечно, музыка (максимально абстрактная образная знаковая система, к которой, однако, ребёнок восприимчив с самого раннего возраста). Предпочтение, отдаваемое взрослым человеком, одной из образных знаковых систем, может быть сформулировано им в терминах «нравится - не нравится», «понятно - не понятно».

Образные знаковые системы, наполненные единицами естественного языка - это устное народное творчество, литература, театр.

Изложение основного материала статьи. Перевод системы образов на языковой код издавна интересовал учёных. Одна из современных теорий соотношения языка и сознания - теория «множественных набросков» Д. Деннета (The Multiply Drafts Model). В мозге, как в огромной информационной сети, одновременно обрабатывается колоссальное количество независимой информации. Но любой узел этой сети имеет мгновенный доступ ко всем остальным узлам. Механизмом возникновения этого эффекта являются нарративы как внутреннее языковое представление когнитивных результатов. Д. Деннет назвал их «коллекцией предикатов» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.