Научная статья на тему 'Потенциал устойчивого социально-экономического развития региона: традиции и инновации'

Потенциал устойчивого социально-экономического развития региона: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / REGION / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кряквина Екатерина Александровна

Ставится проблема обеспечения устойчивости социально-экономического развития региона. Формулируются предложения по инновационному обеспечению региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stable Social-Economic Development Potential of a Region: Traditions and Innovations

The problem of providing stability of social-economic development of a region is stated. Proposals on innovational provision of regional economy are formulated.

Текст научной работы на тему «Потенциал устойчивого социально-экономического развития региона: традиции и инновации»

E.A. Kryakvina Stable Social-Economic Development Potential of a Region: Traditions and Innovations

The problem of providing stability of social-economic development of a region is stated. Proposals on innovational provision of regional economy are formulated.

Key words and word-combinations: region, social-economic development, economic innovations.

Ставится проблема обеспечения устойчивости социально-экономического развития региона. Формулируются предложения по инновационному обеспечению региональной экономики.

Ключевые слова и словосочетания: регион, социально-экономическое развитие, экономические инновации.

УДК 332.1 ББК 65.049

Е.А. Кряквина

ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

условиях усиления инновационной направленности социально-экономического развития России особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой динамики инновационных процессов на региональном уровне. Качество жизни граждан и уровень социально-экономического развития территорий коррелируют с инновационным потенциалом, поэтому в региональных стратегиях акцент смещается на содействие росту инновационной активности регионального социума.

Тематика развития инновационного потенциала региона как сложной открытой диссипативной социально-экономической системы еще недостаточно исследована [1, с. 5-8]. До сих пор не решен ряд научных задач, связанных с концептуальным осмыслением процессов управления инновациями на региональном уровне, влияния социокультурных параметров на устойчивое развитие, уровня готовности регионального социума к изменениям. Сложность разработки мероприятий по обеспечению инновационного развития территории обусловлена разной трактовкой как самих категорий «инновация», «инновационный потенциал», так и неоднозначностью подходов к обоснованию методологии исследования инновационных процессов [2].

Анализ существующих теоретико-методологических подходов к исследованию инно-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 195

вационного потенциала позволяет выделить основные объяснительные модели, раскрывающие сущность данного явления. Первая модель связана с пониманием отдельных аспектов инновационного потенциала (научного, интеллектуального, творческого, научно-технического). Вторая модель характеризуется полным отождествлением инновационного потенциала с пониманием ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Третья - акцентирует внимание на рассмотрении инновационного потенциала как совокупности возможностей, обеспечивающих восприятие и реализацию инноваций. В рамках четвертой модели инновационный потенциал определяется как наличие ресурсов и возможностей для их использования, как мера способности и готовности субъекта осуществлять инновационную деятельность.

Показатели инновационного потенциала используются в интегрированных оценках социально-экономического развития как органами власти, так и внешними институтами (рейтинговыми агентствами, различными международными и некоммерческими организациями). Отдельные показатели инновационного потенциала находят отражение в рейтинге конкурентоспособности региона (формируется Всемирным экономическим форумом), рейтингах кредитоспособности (предоставляется «АК&М» и «Экспертом РА») и инвестиционной привлекательности (публикуется «Экспертом РА») региона, а также в рейтинге субъектов по индексу развития человеческого потенциала (рассчитывается по методике ООН).

Инновационный потенциал региона развивается в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов, которые тесно взаимосвязаны. В тот или иной момент они определяют состояние инновационных процессов, тенденции изменения. Существующая система управления инновационными процессами, основанная исключительно на статистическом анализе, не адекватна и снижает возможности для принятия эффективных управленческих решений. Инновационный потенциал регионального развития неразрывно связан с нереализованными возможностями человеческого капитала, инновационной культурой и сформированностью инфраструктуры. Принятие инновационного вектора социально-экономического развития требует не столько оптимизации ресурсов, сколько системной трансформации, изменения социокультурных моделей экономического поведения. Существующая система управления инновационными процессами, основанная исключительно на статистическом анализе, не адекватна и снижает возможности для принятия эффективных управленческих решений. Поэтому представляется необходимой разработка региональной стратегии социально-экономического развития на основе комплексной оценки инновационного потенциала.

Рассмотрение инновационного потенциала региона в качестве самостоятельного объекта исследования требует интегрированного подхода и предполагает его рассмотрение во взаимосвязи с социальными и социокультурными процессами. На наш взгляд, параметры оценки потенциала должны быть дополнены показателями готовности региона к социально-экономическим инновациям. В качестве таковых могут выступить степень социально-психологической готовности населения, властных структур, степень полноты правовой и нормативной

1 9 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

базы, уровень инфраструктуры, необходимой для осуществления тех или иных преобразований в различных сферах жизнедеятельности, а также уровень научно-методической готовности для внедрения инноваций.

При характеристике инновационных процессов на региональном уровне важным представляется привлечение конкретно-социологического материала, иллюстрирующего состояние и динамику социально-экономических процессов, оценку эффективности инновационной политики, социальные установки субъектов инновационной деятельности, степень ориентированности культуры на инновационное развитие в регионе. С этой целью нами проводился социологический опрос представителей малого и среднего бизнеса на тему «Социальноэкономические процессы в регионе: возможности инновационного развития» (опрошено 54 человека - руководителей организаций, менеджеров), а также опрос населения «Роль предпринимательства в развитии инновационного потенциала на региональном уровне» (опрошено 517 человек). Исследования состоялись в 2010-2011 гг. в Саратове и Саратовской области.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что реализуемая в настоящее время модель инновационной политики недостаточно эффективна. В социальных оценках состояния региональной экономики по-прежнему доминирует неоптимистичный взгляд.

Улучшение инновационной среды региона преимущественно связано со снижением бюрократических барьеров, развитием системы социального партнерства. Важным представляется тот факт, что среди факторов, определяющих эффективность инновационной деятельности, особое внимание уделяется взаимодействию с властными структурами. По мнению предпринимателей, препятствуют внедрению инноваций не только последствия экономического кризиса, сложности финансирования, но и факторы, связанные с дисфункциями государственного управления, и в первую очередь теневые отношения, коррупционные транзакции. Данные результаты корреспондируют с оценкой факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности. Так, 42,17% респондентов отметили сложности финансирования, 33,73% выделили коррупцию чиновников, 18,07% опрошенных в качестве основной причины выделили нехватку квалифицированных кадров, 6,02% - слабую защиту интеллектуальной собственности. Именно сфера взаимодействия с властными структурами оценивается представителями бизнеса как более проблемная и конфликтная.

Содержательный анализ проблем, возникающих в процессе инновационной деятельности, показал, что к наиболее значимым относятся те, решение которых непосредственно зависит от деятельности государственных органов, в их числе: нормативно-юридическое обеспечение инновационной деятельности, механизмы финансирования и кредитования, функционирование системы государственной поддержки, уровень инфраструктуры.

Полученные результаты подтверждаются и данными исследования ассоциации «Деловая Россия». Представители бизнеса практически единодушно дают низкую оценку нынешней инвестиционной привлекательности России (83%), а среди приоритетных задач выделяются повышение операционной эффективности и снижение издержек (46%). В качестве основного приоритета государ-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 19 7

ственной экономической политики в ближайшие годы бизнесмены назвали противодействие коррупции (54%) [3, с. 39]. В числе приоритетов второго уровня: развитие инфраструктуры, повышение эффективности госаппарата, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Активизация инновационного потенциала регионального развития обеспечивается формированием эффективной модели инновационной системы региона как совокупности субъектов инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и управляющей подсистемы, обеспечивающей аналитическую, информационную и консультационную поддержку субъектов инновационной деятельности [2]. Комплексный подход к управлению инновационным развитием региона неразрывно связан с качеством организации информационнокоммуникативного взаимодействия всех участников инновационных процессов региона, что побуждает на основе построения и анализа четкой когнитивной модели региональной инновационной среды осуществить интеграцию разрозненных информационных ресурсов в интересах повышения эффективности реализации инновационных проектов и программ [4].

Анализ показывает зависимость устойчивости социально-экономического развития от уровня инновационной культуры субъектов управления. Результаты исследования свидетельствуют, что в глазах населения существующие формы взаимодействия между бизнесом и властью расцениваются как способ решения вопросов в обход формальных правил, как выстраивание связей без учета интересов населения, то есть как одна из разновидностей коррупционных транзакций. Только 7% опрошенных считают, что отношения между бизнесом и властью складываются сегодня интересах регионального социума; около 23% уверены, что эти отношения не приносят пользы, но и не наносят вреда; 33% опрошенных утверждают, что эти отношения противоречат интересам территориального сообщества. Подавляющее большинство респондентов убеждены в том, что ни органы власти, ни представители бизнеса при взаимодействии друг с другом не учитывают мнение общества.

Не менее тревожным фактом в контексте рассматриваемой проблематики является пессимистичное настроение в отношении качества инноваций и получаемых результатов. Реализация инновационной стратегии в рамках общей стратегии социально-экономического развития региона заключается в скоординированной работе субъектов инновационной деятельности, для чего в первую очередь необходимо формирование эффективного коммуникативного дискурса между ними.

Эффективность механизмов управления процессом реализации инновационной стратегии напрямую связана с комплексной оценкой и мониторингом инновационного потенциала, которые при необходимости позволяют своевременно корректировать приоритетные направления социально-экономического развития субъекта РФ [5, с. 3-6]. Среди важнейших принципов, предопределяющих результативность инновационного процесса, выделяются целенаправленность, качество перспективного планирования, характер принятия решений, четкость структурно-функционального распределения функций между субъектами инновационной деятельности.

1 9 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

Важным представляется формирование проактивной модели развития инновационного потенциала, направленной на создание стимулирующих условий, как внутренних, так и внешних рамочных. К внутренним, на наш взгляд, можно отнести институциализированную систему инновационного управления, характеристики субъектов инновационной деятельности, уровень их инновационной активности, особенности культуры и моделей поведения, организационно-функциональную структуру, информационно-коммуникативное пространство, систему обратных связей. Внешними условиями являются социальный капитал, формы и методы стимулирования нового знания, инфраструктура, методы государственного регулирования. Определяющую роль в формировании проактивной модели играет создание соответствующего климата, не только благоприятного для продуцирования новых идей, но и направленного на расширение возможностей их реализации.

Разрыв между имеющимся научным потенциалом и востребованностью инноваций - серьезная проблема социально-экономического развития региона. В частности, в Саратовской области научный потенциал не трансформируется в инновационный: область занимает третье место в Российской Федерации по числу защит докторских диссертаций, вместе с тем существенно отстает по показателям социально-экономического развития, по численности персонала организаций, имеющих профильным видом деятельности научные исследования и разработки.

Динамичная и неопределенная инновационная среда, характеризуемая быстрыми качественными изменениями, продуцирует новые задачи управления инновационными процессами, решение которых невозможно в рамках традиционных управленческих моделей. В связи с этим возрастает значимость применения «мягких» механизмов управленческого воздействия взамен укрепившихся в административной среде методов жесткого вмешательства в инновационный процесс. С нашей точки зрения, ключевым аспектом развития инновационного потенциала является инновационная культура, связанная с утверждением новых ценностных ориентаций и норм в системе социальноэкономического взаимодействия. Эффективный коммуникативный дискурс как элемент инновационной культуры не только способствует кристаллизации идей, снижает уровень сопротивляемости, способствует повышению инновационной активности, но и во многом предопределяет качество инновационного пространства региона.

Библиографический список

1. Акимов АЛ, Гамидов Г.С., Колосов В.Г. Системологические основы инноватики. СПб., 2002.

2. Амосенок Э.П., Бажанов В. А. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: экономика и социология. 2006. № 2. С. 134-135.

3. Аналитический вестник № 7 (450) Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. ЦР.Ь: www.council.gov.ru.

4. Унтура ГЛ. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях // Регион: экономика и социология. 2002. № 4. С. 5-29.

5. Уланова Ж.Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб. 2006.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.